Администрация школы

принимает граждан

понедельник - пятница

с 8.00 до 16.00

 

Концепция воспитательной системы школы

1. Теоретические положения

      Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» - старейшее учебное заведение города Вязники c богатейшей историей и собственной культурой. Школа находится в самом старинном районе города, его историческом центре. 150-летняя история школы, начавшаяся в 1862 году, известна прекрасными традициями гуманных, уважительных, интеллигентных отношений в учительско-ученическом коллективе, высоким престижем знаний, заботой о физическом и духовном здоровье детей и взрослых.

  Под воспитанием коллектив школы понимает:

- целенаправленное управление процессом целостного развития личности через создание благоприятных условий самореализации учащихся. А образование - основной путь этого развития, предоставляемый ребенку школой.

                     Суть воспитания для нас – это:

 - совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выбранных целей и задач;

- совместный поиск ценностей, норм и законов жизни, их исследование и применение в конкретных, новых, нестандартных видах деятельности, в общении;

-  организация жизни ребенка гуманно, разумно, по законам красоты;

-  накопление опыта эмоциональных отношений и адекватной реакции на окружающий мир;

- это приобретение опыта личностного роста, опыта реализации своих способностей в социальной деятельности;

- возрождение лучших традиций прошлого и формирование новых, как основного фактора воспитания.

 

       С 1989 года наша школа определила свой путь развития – создание и развитие гуманистической воспитательной системы школы адаптивного типа. Системообразующим фактором  в нашей школе выступают школьные традиции и учебно-познавательная деятельность, приобретающие высокую эффективность, если правильно определить механизм их формирования и развития на различных этапах существования воспитательной системы школы, определить их воспитывающие функции, влияние на детей и коллектив.

 Учебно-познавательная деятельность способствует формированию компетентностей, без которых невозможна успешная социализация выпускников, а сохранение и преумножение традиций, как основного фактора воспитания способствует формированию общественно-значимых, ценностных ориентиров учащихся, сохранению и развитию особого духа школы  как воспитательной системы, сплочению и развитию единого воспитательного коллектива,  основанного на гуманных взаимоотношениях взрослых и детей.

2. Целеполагание

      Цель деятельности школы: создание условий для  овладения ключевыми компетенциями, развития индивидуальных способностей, творческой самореализации и успешной социализации учащихся.

     Средства достижения цели:

  • реализация системного подхода,
  • обновление гуманистической воспитательной системы школы
  • дальнейшее внедрение инновационных образовательных программ,
  • реализация третьей программы опытно-экспериментальной работы,
  • повышение профессионального уровня педагогов, формирование ИКТ-компетентности учителя и ученика

Организация жизнедеятельности  школы основана на следующих принципах:

  1. Принцип личностного подхода, основными сторонами которого являются:
  • ценность личности, заключающаяся в самоценности ребенка, в признании индивидуальности каждого;
  • приоритет личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого индивидуума;
  • субъективность учебно-воспитательного процесса, ориентация на внутреннюю мотивацию обучения и свободу выбора ребенком сфер приложения сил в организации школьной жизни;
  • самореализация — раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей;
  • социализация - адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни.

 2. Принцип реальности предполагает тесную координацию целей и направлений воспитания и обучения с объективными тенденциями развития жизни общества, развития у учащихся качеств, которые позволяют  успешно адаптироваться к трудностям и противоречиям современной жизни.

В этой связи особое значение приобретают воспитание правовой и политической культуры личности на основе знания современного законодательного процесса, государственного устройства общества, конституционных прав, свобод и обязанностей.

 3.  Принцип гуманности направлен на:

  • создание в школе атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважения чести и достоинства личности ребенка, педагога;
  • формирование человеческих взаимоотношений на основе толерантности, доброжелательности, национального согласия, сотрудничества, взаимной помощи, заботы и ответственности, справедливости, правдивости, честности и порядочности;
  • организацию действенной службы социально-педагогической и психологической помощи школьникам.

   4. Принцип демократичности  рассматривает организацию всей школьной деятельности на основе подходов, противоположных авторитарности, бюрократии, с одной стороны, и анархической вседозволенности — с другой, реализуется в системе обучения и воспитания через:

  • разработку системы локальных актов, определяющих содержание, цели, по определенным направлениям деятельности в школе;
  • создание отношений в коллективе на основе взаимного уважения прав и свобод учителей, учеников, родителей;
  • развитие ученического самоуправления;
  • развитие коллективных и коллегиальных начал управления, соуправления школой с равноправным участием педагогов, родителей, учащихся;
  • развитие гражданской инициативы, приобретение практического опыта участия в современных демократических процессах.

  5.   Принцип научности учитывает:

  • развитие у учащихся современного научного мировоззрения, понимание места и роли человека в мире в обществе;
  • постоянное обновление содержания воспитательных программ и пособий;
  • создание эффективной системы научно – методического информирования педагогов, постоянного повышения уровня профессиональной компетенции.

 6.   Принцип природосообразности основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов; что учащихся обучают и воспитывают сообразно их полу, возрасту, формируют у них ответственность за развитие самих себя.

 

           На  современное состояние воспитательной системы школы значительно  повлияли те изменения, которые произошли в социуме в первом десятилетии 21 века: информатизация общества, развитие информационной культуры граждан, расширение информационного пространства.

       С 2010 года школа является ресурсным центром информатизации образования в муниципалитете. Это позволило значительно расширить рамки воспитательного пространства, укрепить партнёрские связи со школами других городов.

      В настоящее время существенно изменился субъект системы: возросла роль  учащихся, особенно старших классов, в жизнедеятельности школы, окрепли партнёрские отношения  детей и взрослых в совместной деятельности.

      Школьные традиции  расширяют свои  рамки за счёт внедрения их во внешнее социокультурное пространство. Некоторые из них вышли на новый качественный уровень и стали основой для зарождения городских и районных традиций.

       Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство.

 

3. Основные направления деятельности

гуманистической воспитательной системы