Анализ главы 1 части первой из романа Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

Мастер и Маргарита, Знакомство Берлиоза и Бездомного с «иностранцем». (Анализ главы 1, части 1 романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

” Мастер и Маргарита” – это два произведения в одном: внутри романа Булгакова есть отдельная история о Понтии Пилате, таким образом, мы попадаем и в Москву 30-х годов, и в древний Ершалаим. Есть два персонажа, которые связывают оба произведения: Воланд и его свита и Мастер. С первым персонажем мы знакомимся в самом начале книги.

Весной, на Патриарших прудах, в небывало жаркий закат, появляется Воланд со своей свитой. Но перед ними мы встречаем еще двух персонажей: Михаила Александровича Берлиоза, председателя “правления одного из крупнейших московских литературных объединений, называемого для краткости МАССОЛИТ, и редактора “толстого художественного журнала”, и поэта Ивана Николаевича Понырева, пишущего “под псевдонимом Бездомный”.

Герои ведут беседу об Иисусе Христе. Берлиоз пытается научно доказать бродяге, что Бога нет и никогда не было, и что “все рассказы о нем – просто выдумки, самый обычный миф”. Поэтому Христа не следует представлять “совсем как живого”, как это сделал Иван Николаевич в своей поэме.

Пока герои беседовали, в липовой аллее, где они остановились, появился странный человек. Берлиоз и Бездомный были в дружеских отношениях, но поначалу приняли его за постороннего. Почему? Думаю, дело было не только в “дорогом сером костюме” и “иностранных туфлях”, и даже не в сером берете, спокойно надвинутом на ухо, и даже не в трости с черным набалдашником, похожим на голову пуделя. Помимо одежды, атрибутов, это его разные глаза, брови, зубы с коронками и даже форма рта. “Одним словом, иностранец”, – делает вывод автор только после описания его лица. Конечно. Этот человек совершенно не похож на советского гражданина, внешний и внутренний облик которого должен быть типичным, однообразным, стандартным, согласно неписаному закону, который гласит: “Не высовывайся! Ты – часть безликой массы!”.

Странный человек, который внезапно появляется в переулке и ведет себя удивительно. Вдруг он подходит к фигуре, кланяется и просит присоединиться к ученой беседе, так как находит тему чрезвычайно интересной.

В фильме “Иностранец” и Берлиоз, и Бездомный – атеисты. Удивляясь этому, мы понимаем, что перед героями стоит сатана, чье желание завладеть душами людей – прекрасная возможность захватить их через безверие. Хотя Воланд и его миссия в романе несколько отличаются от реального дьявола, его образ и миссия в романе все равно имеют смысл. В данном случае “чужеземец” становится пророком, несущим свет людям. Вместо того чтобы согласиться со своими собеседниками, что Иисуса Христа никогда не существовало, “иностранный гость” спрашивает: “Каковы пять доказательств существования Бога, которых, как мы знаем, ровно пять?”.

” В сфере разума нет доказательств существования Бога”, – довольно уверенно отвечает Берлиоз. Будучи образованным атеистом, Михаил Александрович, естественно, не имеет представления о душе как источнике человеческих чувств. Кроме того, Берлиоз отвергает “шестое доказательство” Канта, полагаясь на мнение Шиллера и Штрауса. Эти люди, пожалуй, более авторитетны, чем герой, в данном вопросе. Однако аргументы-мнения в целом звучат неубедительно. Таким образом, оказывается, что уверенность Берлиоза необоснованна.

“- Вот бы взять этого Канта и за такие доказательства отправить на три года на Соловки! Иван Николаевич довольно незапланированно освистал.

Откровенность Бездомного смущала Берлиоза, который был более вежлив в выражениях, но необразованный поэт выражал мнение большинства советских граждан, которые ненавидели инакомыслие и считали его враждебным. Приговор Ивана выражает страшную установку идеологии того времени: если человек думает иначе, он опасен и должен быть изолирован от общества, а лучше вообще уничтожен.

Иностранец” понимает бессвязность ответов своих собеседников, но не спорит с ними, а задает вопрос: “Если Бога нет, то кто, спрашивается, руководит человеческой жизнью и всем порядком вещей на земле? Воланд, как опытный учитель, решает постепенно подвести своих “учеников” к правильным выводам – и не чужим, а своим собственным, которые гораздо важнее. “Иностранец” выражает свои мысли логично и здраво, в отличие от Берлиоза и Бездомного, но все это производит на них удручающее впечатление. Оба персонажа подозревают его в шпионаже, что демонстрирует их недальновидность и типично советское, безрассудное отношение. Воланд признает, что не так-то просто настроить литераторов на нужный лад. И все же он пытается объяснить Берлиозу и Бездомному, зачем он пришел к ним. “Помни, что Иисус существовал”, – говорит он главному герою, а в качестве доказательства рассказывает историю Пилата, ареста и допроса Спасителя.

Читайте также:
Мандельштам О.Э. — поэт «серебряного века»: сочинение

Таким образом, эпизод, в котором Берлиоз и Бездомный встречают “иностранца”, важен в композиционном плане: ведь разговор между героями переходит в рассказ Воланда, через который мы попадаем из Москвы в древний Ершалаим.

Фрагмент также ставит три важных вопроса романа – вопросы веры, свободы и культуры.

Весь эпизод ироничен. Через это видение своих героев автор сталкивается с недостатками филистерской Москвы.

Анализ главы 1, части первой из романа Булгакова”Мастер и Маргарита”

Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” – одно из самых мистических произведений русской литературы. Трудно найти роман, в котором бы так искусно сочеталось время, в котором жил сам писатель, с древними временами. Автор переносит действие почти на двадцать веков назад во времени, чтобы поставить перед читателем не только философские, но и нравственные проблемы, открыть читателю глаза на современную действительность, указать на недостатки и пороки общества, в котором истинный писательский талант, честная служба и умение писать – самое главное.

Искусство и моральные ценности, утраченные в современном мире, осуждаются и преследуются.

Первая глава романа важна для понимания трагедии истинного художника, творца в тоталитарном государстве, где автор не свободен, а подчиняется диктату власти. Именно поэтому в искусстве так много оппортунистов и лжецов, ловких плутов и невежественных глупцов, которые руководствуются только своими интересами. С первой главы и на протяжении всего романа четко прослеживается мысль автора о том, что человек должен быть наказан за свое безверие, самодовольство, примитивизм, невежество и жадность.

У Булгакова носителем справедливого возмездия является сам сатана, Воланд, с которым Берлиоз и Бездомный встречаются на Патриарших прудах “при небывало жарком закате”. Вечер, когда все заброшено и душно, ярко и красочно описан в главе “Никогда не разговаривайте с незнакомыми людьми”. Природа словно предвещает трагическую развязку встречи Берлиоза с “иностранцем”.

Символично и то, что, придя на Патриаршие пруды и сев на скамейку, с Берлиозом произошла “странная вещь”: “сердце его стукнуло и на мгновение куда-то провалилось, потом вернулось, но с застрявшей в нем тупой иглой”. Таким образом, романист подчеркивает, какая мрачная, таинственная обстановка окружала героев на Патриарших прудах. Вот как описывает автор этих “двух граждан”: “Первый был не кто иной, как Михаил Александрович Берлиоз, председатель одного из крупнейших московских литературных объединений, сокращенно МАССОЛИТ, и редактор толстого журнала, и его молодой спутник – поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный. Иван Бездомный – несмотря на свою неумелость, неграмотный, но порядочный человек, которому покровительствует Берлиоз, сам не являющийся литератором.

Булгаков дает понять, что именно он, вместе с другими “литературными генералами”, определяет политику писателей в Москве, а возможно, и в СССР. Автор показывает Берлиоза как наставника молодого поэта, организатора и вдохновителя московского писательского братства, который извлекает только личную выгоду из своего членства в этом литературном объединении. Об этом свидетельствует разговор Берлиоза с Иваном Бездомным об антирелигиозном стихотворении, которое редактор заказал молодому поэту для следующей книги журнала. Берлиозу не понравился образ Христа в поэме Бездомного, хотя поэт нарисовал “главного героя своей поэмы, то есть Иисуса, в очень черных тонах”.

Это факт, что Иисус “в своем облике предстал как живая фигура, хотя и не обращался к самому себе”. Это не устраивало Берлиоза, поскольку, по его мнению, Иисус никогда не существовал в мире.

Читайте также:
Лирика Ф.И. Тютчева в моем восприятии: сочинение

Таким образом, Булгаков заставляет читателя задуматься об атеистической пропаганде, навязанной правящими кругами неграмотным и невежественным крестьянам в самом начале романа. Автор, упрекая людей в безверии и самоуверенности, предупреждает их о возмездии свыше.

Говоря о поэме, Берлиоз демонстрирует свою эрудицию, говоря о Христе, реальном и мифологическом. Правда, вся эта эрудиция взята из статьи в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, но необразованный пролетарский поэт не в состоянии понять, что официальный президент МАССОЛИТа – не вместилище мудрости, а плут и пустозвон.

В тот момент, когда редактор окончательно доказывает необразованному поэту, что никакого Христа не существует, появляется странный человек, необычная внешность и одежда которого заставляют наших героев поверить, что это иностранец: “…он не был ни маленьким, ни огромным, а только высоким. Что касается его зубов, то слева у него были платиновые коронки, а справа – золотые. Он был одет в дорогой серый костюм и иностранные туфли того же цвета, что и костюм…..

Рот немного кривой… Правый глаз у него черный, а левый почему-то зеленый. Брови у него черные, но одна выше другой.

По мере приближения Князя Тьмы люди испытывали подсознательный страх, который охватил и Берлиоза. Булгаков сразу же отмечает разницу между двумя собеседниками, ведь даже внешность этого незнакомца приветствуется по-разному: “Иностранец … произвел на поэта отвратительное впечатление, но Берлиозу он скорее понравился, то есть … он был заинтересован…”.

Действительно, Берлиоз не верит ни в Бога, ни в Сатану, о чем он и говорит незнакомцу. Однако он также не верит предупреждениям “иностранца” о своей скорой смерти. “Жизнь Берлиоза сложилась так, что он не привык к необычным явлениям”, поскольку был уверен, что все в жизни можно рассчитать и предусмотреть, потому что, как он сам сказал иностранному консультанту, человек все контролирует. А когда Иван воинственно спросил иностранца, был ли он когда-нибудь в больнице для душевнобольных, иностранец предсказал, что поэт сам там побывал. В результате Иван объявил путешественника сумасшедшим шпионом и выдал его.

Представив себя экспертом по черной магии, Воланд твердо прошептал, что Иисус существовал и никаких доказательств не требуется, и начал рассказывать историю Понтия Пилата.

По глубокому убеждению Булгакова, реальность сложнее всех теорий, и за несколько секунд до своей смерти Берлиоз получил доказательство того, что в жизни может произойти все, что угодно: совершенно неожиданно и без всякого плана его сбил трамвай. По словам исследователя творчества Б. Булгакова Б. Сарнова, писатель “считал, что жизнь человека на земле не сводится к его плоскому, двухмерному земному существованию. Несмотря на то, что эта земная жизнь имеет смысл, есть еще третье измерение, придающее ей цель и значение”. Согласно эпиграфу, Воланд представляет это третье измерение: “Я – часть силы, которая вечно хочет зла и вечно действует во имя добра.

Воланд играет в романе роль морального судьи: он наказывает Берлиоза, играющего важную роль в мире зла, смертью, а Ивана Отреченного – психиатрической больницей.

Таким образом, уже в первой главе романа Булгаков поднимает важные вопросы о вере и безверии, о добре и зле, о непреходящих моральных ценностях, заставляет читателя задуматься о том, как нелепа и ужасна жизнь самодовольных людей. С первой главы позиция автора ясна: зло должно быть наказано.

Анализ главы 1 части первой из романа Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

Название работы: АНАЛИЗ 1 ГЛАВЫ 1 ЧАСТИ “МАСТЕРА И МАРГАРИТЫ”

Предметная область: Литература и библиотековедение

Описание: Патриащые пруды в центре Москвы давно имеют дурную репутацию Время года месяц: Весна Май Время суток: Небывало жаркий закат Странности, возникающие в это время на Патриарших: одновременная икота писателей; отсутствие в жаркое время отдыха под липами; появление прозрачного человека в клетчатом пиджаке; чувство беспричинного страха, возникшее у Берлиоза.

Дата добавления: 2017-02-13

Размер файла: 20,62 KB

Эта работа была загружена: 99 человек.

АНАЛИЗ ГЛАВЫ 1 ЧАСТИ 1 РОМАНА “ЛОРД И МСЬЕ

Читайте также:
Смысл названия повести А. С. Пушкина Капитанская дочка: сочинение

1 “Мастер и Маргарита” – это два произведения в одном: в романе Булгакова есть самостоятельная история Понтия Пилата, которая переносит нас и в Москву 1930-х годов, и в древний Ершалаим. Оба произведения связаны между собой персонажами: Воланд со своей свитой и магистр. С первым мы знакомимся уже в начале романа.

2. Аналитический счет

1) Появление в первой главе Воланда, одного из основных “идеологов” романа.

Эпиграф романа предупреждает нас о встрече с якобы странным и загадочным.

Я – часть той силы, которая всегда желает зла и всегда творит добро…”. Фауст Гете

2) Местонахождение: Москва, Патриаршие пруды. Патриаршие пруды – центр Москвы, который давно имеет дурную репутацию

3) время года (месяц): весна (май)

4) Время суток: “Невероятно жаркий закат солнца”.

Были и другие странности, возникающие в это время на Патриарших: одновременная икота литераторов; отсутствие отдыхающих “под липами” в жаркую погоду; появление “прозрачного человека в клетчатом пиджаке”; чувство необоснованного страха, что может приехать Берлиоз.

6) Протагонисты: Воланд, Берлиоз, Иван Отреченный.

7) “Никогда не разговаривайте с незнакомцами”, – предупреждает автор в названии первой главы.

Кто же этот незнакомец? Хотя он никак не представился, показав визитную карточку с буквой “В” лишь чуть позже, но по описанию можно предположить, что он не иностранец, не консультант, а фокусник.

8) Основная тема разговора: “…и не было ни одного из сынов Божиих, в том числе и Иисуса”.

“Знай, что Иисус существовал.

Провокационный вопрос Воланда становится основным вопросом романа, вопросом, на который роман отвечает: “. Должен быть контроль над человеческой жизнью, если нет Бога. контролирует ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ жизнь”, – отвечает Иван.

Еще одна тема – размышления о власти: нет ни одного прямого слова о политике, о Сталине и т.д.

9) Детали, описывающие действительность: “Абрикос дал обильную желтую пену”, “икота стала мучительнее и сильнее”, сигареты “Наша марка”, “вчерашний номер “Литературной газеты”” и т.д.

10) Фантастические события: “И тогда сгустился перед ним парной воздух, и из воздуха соткался прозрачный гражданин странного вида” и т.д.

11) Мотив птиц: птицы – знаки грядущих событий.

Смерть Берлиоза возвестили черные птицы. Смерть Михаила Александровича предсказана Вольфандом как авгуром (гаданием по птицам). Но здесь интересен и выбор слов: “.предчувствуя вечернюю прохладу, бесшумно ЧЕРНЫЕ птицы ПРИГОВОРИЛИ. “.

Поэтому “однажды весенним днем на Патриарших прудах, в небывало жаркий для Москвы день, появляются Воланд и его свита”. Но перед ними мы встречаем еще двух персонажей: Михаила Александровича Берлиоза, председателя “правления одного из крупнейших московских литературных объединений, называемого для краткости МАССОЛИТ, и редактора “толстого художественного журнала”, и поэта Ивана Николаевича Понырева, пишущего “под псевдонимом Бездомный”.

Они обсуждают Иисуса Христа. Бернштейн делает все возможное, чтобы научно доказать бездомному, что Бога нет и никогда не было, и что все мифы о нем – не более чем выдумки. Иван Николаевич в своей поэме изображает Христа в совершенно живом состоянии, а это неправильно.

Пока герои разговаривают, в аллее лип, где они стоят, появляется странный человек. И Берлиоз, и бродяга путают, хотя и мысленно, незнакомца. Почему это произошло? Думаю, дело было не только в “дорогом сером костюме” и “иностранных туфлях в цвет костюма”, не только в сером берете, незаметно надвинутом на ухо, не только в трости “с черным набалдашником в виде пуделя”. Неоднозначность персонажа сразу бросается в глаза: помимо одежды и атрибутов, отличаются глаза, брови, коронки зубов и изгиб рта. Не случайно после описания лица автор заключает: “Одним словом, незнакомец”. Конечно. Этот человек совсем не похож на советского гражданина, чей внешний и внутренний облик должен быть типичным, однообразным, стандартным, в соответствии с неписаным законом, который гласит: “Не высовывайся! Вы – часть безликой массы”.

Внезапно в переулке появляется таинственный человек и ведет себя удивительным образом. В одно мгновение он подходит к героям с поклоном и просит разрешения присоединиться к ученой дискуссии. Он находит тему необычайно увлекательной.

Читайте также:
Стихотворение «Родина» и его место в лирике Лермонтова: сочинение

Ни Берлиоз, ни Бездомный не религиозны в “Иностранке”. Писателей это удивляет, но мы понимаем, что перед героями стоит сатана, для которого безверие людей – прекрасная возможность завладеть их душами. Однако образ Воланда и его миссия в романе несколько отличаются от образа реального дьявола. Здесь “иностранец” выступает в роли просветителя народа, пророка, несущего истину. Поэтому, вместо того чтобы согласиться со своими собеседниками в том, что Иисуса Христа нет и никогда не было, “иностранный гость” говорит: “А как же доказательства существования Бога, которых, как известно, ровно пять?

Берлиоз отвечает уверенно, полностью ссылаясь на разум, в сфере которого “не может быть доказательств существования Бога”. Естественно, что, будучи убежденным атеистом, Михаил Александрович даже не упоминает о душе как источнике человеческих чувств. Берлиоз также отвергает “шестое доказательство” Канта, опираясь на мнения Шиллера и Штрауса. Герой, вероятно, считает этих людей более авторитетными, чем он сам, в этом вопросе. Конечно, аргументы не убедительны. Выходит, что уверенность Берлиоза неоправданна.

Доказательства, представленные Кантом, были бы убедительными, если бы мы отвезли его на Соловки на три года! неожиданно раздался бух Ивана Николаевича.

Прямота Бездомного смущала Берлиоза, который был более изыскан в выражениях, но некультурный поэт выразил мнение большинства коммунистов, которые враждебно относились к инакомыслию. Фраза, которую использовал Иван, подытоживает нетерпимое отношение того времени: человек, который думает не так, как все, опасен, и его следует изолировать от общества, а лучше – полностью уничтожить.

Несмотря на противоречивость ответов собеседников, “иностранец” просто задает этот вопрос: “Если Бога нет, то кто, спрашивается, управляет человеческой жизнью и всем порядком жизни на земле?”. Как опытный учитель, Воланд решает постепенно подвести своих “учеников” к правильным выводам, причем не чужим, а своим собственным, что гораздо важнее. “Иностранец” излагает свои мысли логично, обоснованно, в отличие от Берлиоза и Бездомного, но все это производит на них тягостное впечатление. Персонажи подозревают его в шпионаже, что говорит об их недальновидности и типичном советском обывательстве. Вольфанд видит, что наставить литкружок на путь истинный не так-то просто. Несмотря на это, он пытается объяснить Берлиозу и Бездомному, для чего он к ним пришел. В свою защиту герой заявляет: “Помните, что Иисус существовал”, и приводит доказательства своей правоты, описывая заключение Пилата в тюрьму и допрос Спасителя.

1) Диалог Берлиоза и Бездомного с “иностранцем” имеет решающее значение для композиции: ведь он связывает нас с историей Воланда, попадая из Москвы в Ершалаим в прошлое. Рассматривая композицию романа, легче увидеть три основных смысловых пласта: современный, библейский и мистический.

2. Композиционный ход “роман в романе” позволяет связать две сюжетные линии, зеркально отразить два города: Москвы и Ершалаима, обозначить вечную проблему: жертвенность и предательство.

3) Также этот фрагмент содержит несколько важных проблем романа, которые далее будут ее раскрывать: вопросы веры, свободы, культуры.
4) В целом эпизод иронический. С помощью подобного взгляда на своих героев, автор борется с недостатками обывательской Москвы.

Знакомство Берлиоза и Ивана Бездомного с «иностранцем» . (Анализ главы 1, части 1 романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»). (ЕГЭ по литературе)

Среди последних произведений Булгакова “Мастер и Маргарита” является уникальным по своему жанру. В нем странным образом сочетаются фантастика и реальность, лирика и сатира, история и миф. “Мастер и Маргарита” написан оригинально, как роман внутри романа. В каком-то смысле судьба мастера и история Понтия Пилата – это одна книга.

Три темы: философская – Иешуа и Понтий Пилат; романтическая – Мастер и Маргарита; мистико-сатирическая – Воланд, его свита и москвичи.

Роман начинается со сцены на Патриарших прудах, где два московских литератора, Берлиоз и Иван Бездомный, встречают подозрительного “иностранца”, не подозревая, что перед ними стоит сам Сатана. Эпизод на Патриарших прудах – это место, где происходит действие.

Читайте также:
Образ главного героя в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»: сочинение

Этот эпиграф из “Фауста” Гете несет в себе мощный заряд:

…Кто вы, наконец?

-Это сила, которая является частью него,

Что он всегда хочет зла

И всегда совершает добро.

Эпиграф помогает нам понять роль Воланда в романе. Князь тьмы” справедливо наказывает людей за их грехи, тем самым открывая путь к добру. Так парадоксально раскрывается образ Сатаны у Булгакова.

Глава называется “Никогда не разговаривайте с незнакомцами” и напоминает “Красную шапочку” Шарля Перро. Роль серого волка исполняет Воланд, одетый полностью в серое: на нем дорогой серый костюм, туфли в тон костюму и серый берет, заправленный за ухо. А “красными шапочками”, жертвами волка, станут “красные” советские писатели Берлиоз и Бездомный. Берлиоз будет убит трамваем: ему отрубят голову, как и предсказывал “профессор”. Иван Бездомный окажется в психиатрической клинике Стравинского с диагнозом “шизофрения”.

Почему Воланд так жестоко наказывает Берлиоза, щадя при этом жизнь бродяги? Чтобы разобраться в сути вопроса, давайте проанализируем первую главу романа.

Действие начинается с того, что “в час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах появились два гражданина”. Портреты этих “граждан” построены по принципу антитезы.

Михаил Александрович Берлиоз – респектабельный мужчина сорока лет, редактор толстого художественного журнала и президент одного из крупнейших литературных объединений Москвы – МАССОЛИТа. Эту солидность, основательность и уверенность подчеркивает портрет: он “упитанный, лысый, в солидной шляпе, а его аккуратно выбритое лицо украшают черные очки в роговой оправе сверхъестественного размера”.

Поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный, напротив, молод, безличен, бессодержателен и неопрятен внешне: коренаст, в клетчатой кепке, заправленной за шею, и в изжеванных белых брюках.

Автор готовит нас к страшной и необычной встрече. Как отмечает здесь автор, “первая странность того страшного майского вечера” заключалась в том, что в переулке никого не было. Кроме того, Берлиоз испытал вторую странность: в его грудь словно вонзилась тупая игла, и его охватил беспричинный страх. И даже “видение” воздушного летчика ростом в сажень с насмешливым лицом, который парил над Михаилом Александровичем, не касаясь земли, привело его в ужас. Для Берлиоза было необычно сталкиваться с явлениями, не поддающимися объяснению, поэтому он подумал: “Этого не может быть!”. Из-за жары он принял странное явление за галлюцинацию.

Центральной и самой важной частью главы является аргумент о Боге. Мы находимся в Москве 1930-х годов, когда большинство населения “давно уже сознательно перестало верить в сказки о Боге”.

Редактор и поэт, который соответствовал “социальному заказу” журнала и написал антирелигиозную поэму, начинает с разговора об Иисусе Христе, о чем, собственно, и говорит Берлиоз. Он обнаруживает глубокую начитанность и эрудицию в этом вопросе, цитируя древних историков Филона Александрийского, Иосифа Флавия и Тацита и представляя новую информацию для несведущего Ивана Потерянного.

Ошибка Ивана, по словам редактора, заключалась в том, что Иисус оказался живым, несмотря на наличие всех отрицательных атрибутов, тогда как этого было достаточно для доказательства того, что Иисус вообще не существовал.

Здесь появляется первый человек на аллее. Портрет Воланда напоминает Мефистофеля из оперы: “правый глаз черный, а левый почему-то зеленый”, “брови у него черные, но одна выше другой”. Мы вспоминаем, что в “Фаусте” Гете Мефистофель предстает перед доктором Фаустом в виде черной собаки.

Национальность Воланда не определяется Непонятная личность Воланда, символизируемая тем, что у зла нет национальности. Заинтригованный беседой писателей, “иностранец” вступает в спор о Боге. Как объясняет немецкий философ Иммануил Кант, он “полностью разрушил” пять доказательств существования Бога и построил собственное доказательство его существования. Здесь присутствует моральный императив: Бог существует потому, что в душе человека есть совесть, которая различает добро и зло.

Берлиоз ведет себя с незнакомым человеком иначе, чем Бездомный.

Иностранец произвел отвратительное впечатление на Берлиоза, который, тем не менее, был им заинтригован. Агрессивное, злобное поведение Ивана свидетельствует о массовом психозе тех лет. “Этот Кант должен быть доставлен на Соловки для расследования”, – кричит он с праведным гневом. Сбитый с толку подозрениями, шпиономанией, желая проявить политическую бдительность, Иван принимает Воланда за русского эмигранта-шпиона. Речь Бездомного изобилует вульгаризмами: “Какого черта ему надо? “, “Этот иностранный гусь!”. На вопрос Воланда, кто же управляет человеческой жизнью и всем порядком на Земле? – Бездомный отвечает поспешно и сердито: “Сам человек правит. “.

Читайте также:
Мой любимый поэт Серебряного века (А. А. Блок): сочинение

Берлиоз в разговоре с иностранцем ведет себя вежливо, его смущают невежественные выходки Бездомного, он спокоен и уверен в своих доводах, хотя иногда его начинают терзать тревожные мысли. Со временем хозяин скажет, что со стороны Берлиоза было непростительно не узнать Сатану.

Иностранец доказывает, что человек не может контролировать порядок на земле, потому что он смертен и, что самое главное, внезапно смертен.

Он предсказывает Берлиозу, что вечерняя встреча не состоится, потому что Михаил Александрович умрет. Загадочный профессор сообщает нам: “Имейте в виду, что Иисус существовал”, и начинает свой рассказ о Понтии Пилате. Таким образом, с помощью Воланда повествование плавно переходит из Москвы тридцатых годов в Иудейскую провинцию Ершалаим Римской империи в период Нового Завета.

Берлиоз, скромный и красноречивый человек, никогда не веривший в потустороннее и иррациональное, был жестоко наказан Воландом, а не агрессивным и напористым Иваном. В отличие от своих собратьев, Берлиоз догматичен и ортодоксален, и не может изменить свои взгляды, которые распространяются на таких, как он и Иван Бездомный. А это значит, что Берлиоз несет большую ответственность за безверие.

В конце романа Воланд выливает чашу вина из головы Берлиоза, а затем отправляет его в небытие – каждому воздается по его вере.

Несмотря на то, что Иван Бездомный агрессивен, он также невежественен, но в нем есть искра таланта, он изобразил Иисуса живым в своей поэме, поэтому Воланд пощадил юного пролетарского поэта.

«Анализ главы 1 части первой из романа Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” – одно из самых мистических произведений русской литературы. Трудно найти роман, в котором бы так искусно сочеталось время, в котором жил сам писатель (20-30 годы 20 века), с древними временами. Автор переносит действие почти на двадцать веков назад, чтобы поставить перед читателем не только философские, но и нравственные проблемы, открыть глаза читателя на современную действительность, высветить недостатки и пороки общества, в котором истинный писательский талант, честное служение искусству подвергаются осуждению и гонениям, а нравственные ценности утрачены в современном мире. Первая глава романа важна для понимания трагедии истинного художника, творца в тоталитарном государстве, где писатель не свободен, а подчиняется диктату властей. Вот почему в сфере искусства так много оппортунистов и лжецов, умных негодяев и невежественных глупцов, которые руководствуются только собственными интересами. С самой первой главы и на протяжении всего романа очевидна мысль писателя о том, что человек должен быть наказан за свое безверие, самолюбие, примитивизм, невежество и жадность. Этот носитель справедливого возмездия у Булгакова – сам сатана, Воланд, которого Берлиоз и Потерянный встречают на Патриарших прудах “в небывалом закате”. В главе “Никогда не разговаривайте с незнакомцами” автор ярко описывает страшную, пустынную и удушливую ночь. Природа словно предвещает трагический исход встречи Берлиоза с “незнакомкой”. Символично также, что, придя на Патриаршие пруды и сев на скамейку, с Берлиозом произошла “странная вещь”: “сердце его забилось и на мгновение куда-то упало, потом вернулось, но с застрявшей в нем тупой иглой”. Таким образом, Булгаков подчеркивает мрачную и таинственную атмосферу, которая окружает героев “Патриарших прудов”. Вот как автор описывает этих “двух граждан”: “Первым был не кто иной, как Михаил Александрович Берлиоз, президент одного из крупнейших литературных объединений Москвы, называемого для краткости МАССОЛИТ, и редактор толстого журнала, а его молодым спутником – поэт Иван Николаевич Понырев, писавший под псевдонимом Бездомный. Примечательно, что сам Берлиоз – не писатель, а чиновник, спонсирующий молодых литераторов, одним из которых является малограмотный, но по-своему достойный Иван Бездомный. Булгаков дает понять, что именно он, вместе с другими “литературными генералами”, определяет политику писателя в Москве, а возможно, и в СССР. Автор показывает Берлиоза как наставника молодого поэта, организатора и вдохновителя московского писательского братства, который извлекает только личную выгоду из своего членства в этом литературном объединении. Об этом свидетельствует разговор Берлиоза с Иваном Бездомным об антирелигиозном стихотворении, которое редактор заказал молодому поэту для следующей книги журнала. Берлиозу не понравился образ Христа в поэме Бездомного, хотя поэт нарисовал “главного героя своей поэмы, то есть Иисуса, в очень черных тонах”. Дело в том, что Иисус “в своем представлении оказался живым персонажем, хотя и не привлекающим к себе внимания”. Это не понравилось Берлиозу, потому что, по его мнению, Иисус никогда не существовал в мире. Таким образом, с самого начала романа Булгаков заставляет читателя задуматься о пропаганде атеизма, которую политика правящих кругов навязывала неграмотным и невежественным людям. Автор, укоряя народ за недостаток веры и самоуверенности, предупреждает его о наказании свыше. Говоря о поэме, Берлиоз демонстрирует свою эрудицию, говоря о Христе, реальном и мифологическом. Конечно, вся эта эрудиция взята из статьи в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, но необразованный пролетарский поэт не может понять, что официальный президент МАССОЛИТа – не кладезь мудрости, а хитрый плут и пустая трата времени.

Читайте также:
Чацкий как выразитель идей декабристов (по комедии А. С. Грибоедова Горе от ума): сочинение

В разгар неопровержимого доказательства редактора поэту, доказывающего, что Христа не было, появляется странный человек, который странно одет и чей внешний вид наводит наших героев на мысль, что это иностранец. Он не был ни маленьким, ни огромным, он был просто высоким. Что касается зубов, то на левом у него были платиновые коронки, а на правом – золотые. Это был дорогой серый костюм с туфлями иностранного цвета. Его рот был несколько искривлен. Несмотря на цвет правого глаза, его левый глаз был зеленым. У меня черные брови, но одна выше другой. Люди испытывали неосознанный страх после появления Князя Тьмы, который осаждал Берлиоза. Булгаков сразу же отмечает разницу между ними, ведь даже на появление этого незнакомца они реагировали по-разному: “На поэта иностранец. произвел отвратительное впечатление, а Берлиозу он скорее понравился, то есть . заинтересовал”. Действительно, Берлиоз не верит ни в Бога, ни в Сатану, о чем и говорит незнакомцу. Однако он также не принимает всерьез предупреждение “иностранца” о его скорой кончине. “Жизнь Берлиоза сложилась так, что он не привык к необычным явлениям”, ибо был уверен, что все в жизни можно рассчитать и предусмотреть, ибо, как он сам объясняет иностранному консультанту, человек сам всем управляет. В ответ на воинственные вопросы Ивана об опыте иностранца в больницах для душевнобольных иностранец заявил, что поэт тоже побывал в таком месте. И тогда Иван решил, что путешественник – сумасшедший шпион и его следует выдать. Заявив о себе как о знатоке черной магии, Воланд перешел к рассказу о Понтии Пилате, бездоказательно утверждая, что Иисус существовал. Булгаков убежден, что реальность сложнее всех теорий, а Берлиоз незадолго до своей смерти узнал, что случиться может все что угодно: его резко и неожиданно убил трамвай. По словам булгаковеда Б. Сарнова, Булгаков был убежден, что жизнь на Земле существует не только на плоской, двухмерной плоскости. Что есть еще какое-то другое, третье измерение, которое придает смысл и цель этой земной жизни. Именно Воланд представлен писателем как эмиссар этого третьего измерения в эпиграфе к роману: “Я – часть той силы, которая всегда хочет зла и всегда творит добро”. Как моральный судья в романе, Воланд казнит Берлиоза, играющего главную роль в мире зла, и помещает Ивана Бездомного в психиатрическую лечебницу. Таким образом, уже в первой главе романа Булгаков ставит важные вопросы о вере и безверии, о добре и зле, о непреходящих нравственных ценностях и заставляет читателя задуматься о том, как нелепа и ужасна жизнь самодовольных людей. С самого начала первой главы становится очевидной четкая позиция автора: зло должно быть наказано.

Читайте также:
Плюшкин: сочинение

М.А. Булгаков “Мастер и Маргарита”. Анализ 1 главы.

. Действие первой происходит в Москве в течение нескольких майских дней (полных дней весны) в 1930-х годах; действие второй также происходит в мае, но в Ершалаиме почти две тысячи лет назад – в начале новой эры. Есть две сюжетные линии, каждая из которых развивается независимо от другой

Роман построен таким образом, что главы основного сюжета перемежаются с главами, составляющими второй сюжет, и эти перемежающиеся главы являются либо главами из основного романа, либо рассказом о действиях Воланда. Появление в первой главе одного из главных “идеологов” романа – Воланда. Эпиграф романа предупреждает нас о встрече с необычным и таинственным. “Я – часть той силы, которая всегда желает зла и всегда творит добро…”. “Фауст” Гете

“Никогда не разговаривайте с незнакомцами”, – предупреждает автор в названии первой главы. Кто же этот незнакомец? Хотя он никак не представляется, лишь чуть позже показывая визитную карточку с буквой “В”, из описания следует, что он не совсем незнакомец, консультант и фокусник. “Никогда не разговаривайте с незнакомцами”, – предупреждает автор в названии первой главы. Кто же этот незнакомец? Хотя он никак не представляется, лишь чуть позже показывая визитную карточку с буквой “В”, из описания следует, что он не совсем незнакомец, консультант и фокусник. Воланд – самая загадочная фигура в “Мастере и Маргарите”. Он представляет силы зла и тьмы и появляется со своей свитой в Москве в 1930-х годах, чтобы организовать бал Сатаны.

Воланд появляется в жаркий майский день в Москве, выдавая себя за специалиста по черной магии, но на самом деле он – Сатана. В первой главе нас знакомят с Патриаршими прудами. Что мы узнаем о Москве и москвичах? Почему пруды называются Патриаршими?

В далеком 17 веке патриарх Иоаким решил что-то сделать со злыми духами, которые издавна питали пристрастие к этим болотистым местам. Более того, говорят, что когда-то здесь находился языческий храм, где приносились кровавые жертвы… Еще в 17 веке патриарх Иоаким решил разобраться со злыми духами, которые давно поселились в этих болотистых местах. Более того, говорят, что когда-то здесь находился языческий храм, где совершались кровавые жертвоприношения… Иоаким не воспринял это всерьез и освятил место, выкопав больше прудов. Уцелел только один, окруженный липами, со стоячей водой. Как мы помним, в тихом омуте черти водятся! Булгакову это было известно, поэтому он перенес на бумагу таинственные легенды, передававшиеся из уст в уста.

“Первые люди, которых Воланд встречает на патриарших прудах, – это редактор толстого художественного журнала Михаил Александрович Берлиоз и поэт Иван Бездомный, написавший антирелигиозную поэму об Иисусе Христе. Воланд вмешивается в их разговор, утверждая, что Христос действительно существовал.

Мы обсудили утверждение “.и никто из сынов Божьих не существовал, включая Иисуса” (Берлиоз). Вы должны помнить, что Иисус существовал (Воланд). Именно на вопрос Воланда отвечает роман: “. Если Бога нет, то кто отвечает за человеческую жизнь? “. “Управляет ЧЕЛОВЕК”, – отвечает Иван. Есть и размышления о власти: нет прямого обращения к политике, нет ответа Сталину. Центральная тема – “.и ни один сын Божий не может сравниться с ним (Берлиозом). Вы должны помнить, что Иисус существовал (Воланд). Именно на вопрос Воланда отвечает роман: “. Если Бога нет, то кто отвечает за человеческую жизнь? “. “Управляет ЧЕЛОВЕК”, – отвечает Иван. Другая тема – размышления о власти: отсутствие прямых слов о политике, о Сталине.

Странности, возникающие в это время на Патриарших: одновременная икота литераторов; отсутствие в жаркую погоду отдыхающих “под липами”; появление “прозрачного человека в клетчатом пиджаке”; чувство беспричинного страха, что появился Берлиоз

Читайте также:
Авторское сочинение по рассказу В.Г. Короленко В дурном обществе: сочинение

В качестве доказательства того, что что-то неподвластно человеку, Воланд предсказывает, что Берлиозу отрубит голову русская комсомолка. На глазах у ошеломленного Ивана Берлиоза тут же переезжает трамвай, управляемый комсомолкой, и ему отрубают голову.

ЖАРА ДЬЯВОЛ АД ЧЕЛОВЕК НЕДОСТАТКИ АПОКАЛИПСИС

В религии Судный день – это последний день существования мира, когда будет вынесен окончательный приговор Бога над людьми, чтобы определить праведников и грешников. Образно говоря, это конец света. Страшен и ужасен день суда Твоего, Господь, Спаситель наш, когда откроются тайны греха.

(1) Эпизод общения Берлиоза и Бездомного с “иностранцем” важен с точки зрения композиции, поскольку разговор героев постепенно переходит в рассказ о Воланде, через который мы попадаем в древний Ершалаим. Композиционная особенность романа помогает нам увидеть 3 основных смысловых пласта повествования: современный, библейский и мистический. 2) Горизонтальная композиция, “роман в романе”, позволяет пересечься двум сюжетным линиям, что отражает зеркальность двух городов, Москвы и Ершалаима, и в конечном итоге определяет вечный конфликт, жертву и предательство. 3) Этот фрагмент также содержит несколько важных проблем романа, которые будут раскрыты далее: вопросы свободы, веры, культуры. 4) В целом, эпизод ироничен. Рассматривая своих героев через такую призму, автор борется с недостатками обывательской Москвы.

Сочинение: Анализ главы 1, части первой из романа Булгакова Мастер и Маргарита

Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” – одно из самых мистических произведений в русской литературе. Автор умело соединил в одном романе эпоху, в которой он жил (20-30-е годы XX века), и античные времена. Автор переносит действие почти на двадцать веков назад, чтобы поставить перед читателем не только философские, но и нравственные проблемы, открыть читателю глаза на современную действительность, указать на недостатки и пороки общества, в котором порицаются и преследуются настоящий талант писателя, честное служение искусству, и те нравственные ценности, которые утрачены в современном мире.

Первая глава романа помогает понять трагедию настоящего художника, художника-творца в тоталитарном обществе, где творец не может быть свободным, а подчиняется диктату власти. Именно поэтому в сфере искусства так много оппортунистов и лжецов, ловких негодяев и невежественных глупцов, которыми движет только корысть. Начиная с первой главы и на протяжении всего романа четко прослеживается мысль писателя о том, что человек должен быть наказан за безверие, самоуверенность, примитивизм, невежество и жадность. “Небывало жаркий закат” ожидает Берлиоза и Бездомного на Патриарших прудах, как самого Сатану, Воланда, носителя справедливого возмездия у Булгакова. Автор в главе “Никогда не разговаривайте с неизвестными людьми” живо и ярко рисует картину безлюдного, душного вечера. Кажется, что природа предрекает трагический исход встречи Берлиоза с “иностранцем”. Странная вещь произошла с Берлиозом и после того, как он приехал на Патриаршие пруды и сел на скамейку: его сердце коротко стукнуло, куда-то упало и вернулось, но уже с тупой иглой, застрявшей внутри. В “Патриарших прудах” Булгакова персонажи изображены в мрачной, таинственной атмосфере. Вот как описывает автор этих “двух граждан”: “Первый был не кто иной, как Михаил Александрович Берлиоз, председатель одного из крупнейших московских литературных объединений, сокращенно МАССОЛИТ, и редактор толстого журнала, и его молодой спутник – поэт Иван Николаевич Понырев, писавший под псевдонимом Бездомный. Интересно, что сам Берлиоз – не писатель, а ученый, покровительствующий молодым литераторам, среди которых и безграмотный, но порядочный Иван Бездомный. Очевидно, что Булгаков и “литературные генералы” определяют политику писателя в Москве, а возможно, и в СССР. Берлиоз показан автором как наставник молодого поэта, организатор и вдохновитель московского писательского братства, извлекающий из принадлежности к этому литературному объединению только личную выгоду. Об этом свидетельствует разговор Берлиоза с Иваном Бездомным об антирелигиозном стихотворении, которое редактор заказал молодому поэту для очередной книжки журнала. Несмотря на то, что Бездомный обрисовал главного героя своей поэмы, то есть Иисуса, в очень черных тонах, Берлиозу такой образ Христа не понравился. Дело в том, что Иисус предстал вполне живым персонажем, пусть и не сильно привлекающим к себе внимание. Несмотря на мнение Берлиоза о том, что Иисус никогда не существовал, это произведение ему не понравилось.

Читайте также:
Сочинение на тему традиции моей семьи: сочинение

Таким образом, Булгаков в самом начале романа заставляет читателя задуматься о пропаганде атеизма, которая была навязана неграмотным и невежественным людям политикой правящих кругов. Автор упрекает людей за их верность и самоуверенность и предупреждает их о возмездии свыше.

Когда Берлиоз рассказывает поэму, он демонстрирует свою эрудицию, говоря о Христе, как реальном, так и мифологическом. Правда, вся эта эрудиция исходит из статьи в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, но необразованный пролетарский поэт не способен понять, что официальный президент МАССОЛИТа – не источник мудрости, а ловкий мошенник и пустая оболочка.

Пока редактор доказывал необразованному поэту, что Христа не существует, появился странный человек, необычный вид и одежда которого заставили наших героев поверить, что это незнакомец: “…он не был ни маленьким, ни огромным, а просто высоким. Что касается его зубов, то на левой стороне у него были платиновые коронки, а на правой – золотые. Он был одет в дорогой серый костюм, с иностранными туфлями цвета костюма…… Его рот был немного искривлен… Его правый глаз был черным, а левый почему-то был зеленым. Его брови были черными, но одна была выше другой. При приближении Князя Тьмы люди испытывали неосознанный страх, который охватил и Берлиоза. Булгаков сразу отмечает разницу между собеседниками, ведь даже на появление этого незнакомца они отреагировали по-разному: “На поэта незнакомец произвел… неприятное впечатление, а Берлиозу он скорее понравился, то есть… заинтересовал его…”.

Да, Берлиоз не верит ни в Бога, ни в дьявола, о чем он также говорит незнакомцу. Однако он не верит предупреждениям “иностранца” о надвигающейся гибели. “Жизнь Берлиоза сложилась так, что он не привык к необычным явлениям”, ибо был убежден, что все в жизни можно рассчитать и предсказать, ибо, как он объясняет иностранному консультанту, все в руках самого человека. А когда Иван настороженно спросил иностранца, бывал ли он когда-нибудь в психиатрической больнице, тот ответил, что там бывал сам поэт. Тогда Иван решил, что путешественник – сумасшедший шпион и его следует выдать. Представив себя экспертом в области черной магии, он прошептал, что Иисус существует и что никаких доказательств не требуется, и начал рассказывать историю Понтия Пилата.

По глубокому убеждению Булгакова, реальность сложнее всех теорий, и за несколько секунд до смерти Берлиоз получил доказательство того, что в жизни может произойти все, что угодно: совершенно неожиданно и без всякого плана его сбил трамвай. По мнению булгаковеда Б. Сарнов, “автор считал, что жизнь человека на земле не сводится к его плоскому, двухмерному земному существованию. Что есть другое, третье измерение, которое придает смысл и цель этой земной жизни. Это Воланд, которого автор представляет в эпиграмме романа как эмиссара этого третьего измерения: “Я – часть той силы, которая всегда хочет зла и всегда творит добро. Воланд предстает в романе как моральный судья: Берлиоз, играющий важную роль в мире зла, наказывает его смертью, а бездомного Ивана – психиатрической лечебницей.

В результате уже в первой главе Булгаков поднимает существенные вопросы о вере и безверии, о добре и зле, о вневременных моральных ценностях, что заставляет читателя задуматься об абсурдности и ужасной природе самоправедности. В первой главе автор заявляет о своей четкой позиции: зло должно быть наказано.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: