Анализ главы Бал у сатаны: сочинение

Они входят в зал, где гости уже не танцуют, а ждут своих хозяев. Маргарита выходит на трибуну. Она с удивлением слышит звуки полуночи, которые должны были давно закончиться. Воланд выходит в той же грязной рубашке, в которой был в спальне. Приходит Азазелло с тарелкой, на которой изображена голова Берлиоза.

Образ бала в романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Подготовка к сочинению на уроке литературы в 11-м классе

– Творческая история главы «Великий бал у Сатаны».
– Литературные прототипы Воланда.
– Прототипы гостей на великом бале у Сатаны (о каждом герое – отдельное сообщение).
– Анализ заключительного эпизода в сцене великого бала у Сатаны.

3. Конкурс студенческих рисунков для главы 23.

4. Перед началом урока два ученика получают индивидуальные карточки с заданиями:

– Соотнести произведения, где образ бала дан в романтической и реалистической традициях.
– В англо-русском и немецко-русском словарях найти переводы слов freedom и Frieden.

Во введении мы говорим, что на предыдущих уроках ученикам был дан ключ к пониманию “невозможного” романа “Мастер и Маргарита”, что вместе мы уже определили области, в которых ищем смысл, и что теперь важный урок – подготовиться к сочинению и … сделать новые открытия.

Обратите внимание на тему урока и определите пути совместной работы (эти пути могут быть представлены на доске):

1. Обсудить тему сочинения (заголовок), ее традиционность в русской литературе.
2. Повторить необходимые для раскрытия темы литературоведческие термины, углубить понятие «художественный образ».
3. Проанализировать эпизод «Великий бал у Сатаны».
4. Сделать выводы.

Выберите двух экспертов для анализа литературных концепций.

В конце урока они рассмотрят список терминов, которые они использовали при обсуждении главы “Великий бал сатаны. “.

II. Рассуждения на тему эссе.

В результате обсуждения названия темы на доске и в ваших тетрадях может получиться следующая запись:

– О чем будете говорить?

– Как называется этот шар? (В 23 главе он называется “великий шар Сатаны”, в 22 главе Коровьев говорит Маргарите, что он называется “шар весны полнолуния или шар ста королей”).

– Какое место занимает глава 23 в романе? (Это во второй части романа).

Какова функция этого эпизода с точки зрения композиции? (Это кульминационный момент в жизни потусторонних сил).

– Какую роль играют потусторонние силы в романе с точки зрения трех миров: древнего, современного и потустороннего? Именно потусторонние силы связывают древний и современный миры в романе.

– Найдите ключевое слово в названии. (Изображение.)

Рассказ о майской ночи необходимо сопроводить картиной бала, созданной Булгаковым.

2. Углубить понятие “художественный образ”.

В 7 классе, составляя тезисы для вступительной статьи учебника, мы говорили об отличии литературы от науки и вспомнили, что образность – это свойство искусства вообще, воспроизведение жизни в образе, в конкретно-чувственной форме, или, говоря словами Чернышевского, в “формах самой жизни”, а не “в формах мысли”, не в понятиях. Двойственность присуща художественному образу. Даже если произведение не реалистично, оно должно передавать представление о том, что в нем отражено. Как читатели, мы принимаем точку зрения автора и условно доверяем его героям. Тогда мы не можем воспринимать эту художественную реальность (например, далекое прошлое или фантастический мир) как реальное, разворачивающееся перед нами действие. Однако, с другой стороны, мы видим, что это не сама жизнь, а умелое изображение ее автором.

В литературе использование образности позволяет классикам отразить весь мир, как в капле воды, для решения огромных социально-исторических и вечных общечеловеческих проблем.

Итак, образность литературы состоит не в отдельных приемах, а в подчинении каждого слова, каждого элемента сверхзадаче, направленной на развитие эстетики всего мира.

– Теперь определите, какова должна быть цель, идея вашего сочинения.

(Посмотрите, как в небольшой капле – эпизоде или главе – отражается вымышленный мир автора; покажите, как в анализируемом эпизоде преломляются основные темы всего произведения и какие нравственные проблемы решает автор).

3. О традиционности образа бала в русской литературе.

Мы рассмотрим, как в русской литературе изображается мяч. Выслушайте ответ ученика, который выполнил индивидуальное задание на карточке (см. Приложение 1. ).

4. Сообщение ученика о творческой истории создания сцены бала (см. Приложение 2.)

Читайте также:
Размышления над поэзий Маяковского: сочинение

III. Анализ эпизода романа – 23-ей главы «Великий бал у Сатаны».

1. Определим хронотоп этого эпизода.

В каком месте проводится великий бал? (В “нехорошей квартире” № 50 на улице Садовая, 302-бис).

Для такого грандиозного бала необходимо было расширить пространство обычной московской квартиры до почти сверхъестественных размеров. К тому же, отмечает Коровьев, “для тех, кто хорошо знаком с пятым измерением, раздвинуть комнату до края – это бесплатно”. [1.- Т.3. – С.312].

Вставляя это в контекст, мы можем вспомнить фильм Уэллса “Человек-невидимка”, где Гриффин излагает свою формулу, позволившую ему добиться невидимости таким образом: “Я открыл общий закон пигментов и преломления света, геометрическое выражение с четырьмя измерениями. Глупцы, люди и даже математики не имеют ни малейшего представления о том, что молекулярные физики могут сделать из простого общего выражения. Умножив число измерений до пяти, Булгаков способен увидеть невидимое в обычных условиях: массивные залы для бала расположены в бывшей квартире Берлиоза.

Продемонстрируйте масштабы пристроек к бывшей квартире Берлиоза

– Когда начинается действие в главе 23? (“близилась полночь”, “не более десяти секунд до полуночи”).

2. Чьими глазами показан бал? (Маргариты.)

– Не случайно в обзоре отсутствует описание бала и других событий того вечера. В конце концов, любовница хозяина – единственный человек, который мог бы рассказать об этом, но она бесследно исчезла.

– Давайте перейдем к персонажам. Запишите имя каждого человека и вопрос или проблему, к которой относится литературный персонаж. Советники расскажут о прототипах персонажей.

3. Беседа о Воланде.

– Кто бросает хорошие мячи?

– Я вкратце опишу его.

Что думает Воланд по поводу мяча?

После этого она снова увидела Воланда. Маргарита с удивлением увидела, что Воланд вышел точно так же, как и в спальне, когда он в последний раз появился на балу. На его плечах висела все та же грязная заплатанная рубашка, а ноги были обуты в стоптанные ночные туфли. У Воланда была шпага, но он использовал обнаженную шпагу как трость, опираясь на нее. Хромая, Воланд остановился возле своего возвышения”. [1.-Т.3. – С.341.])

– Есть ли ирония в авторской иронии по поводу потрепанного вида Воланда? (Нет.)

– Сатана не улыбается. Более того, авторская ирония совершенно не касается Воланда. Почему бы и нет? Обратитесь к эпиграмме романа.

– Вы можете рассказать студентам о Воланде в разных версиях романа (см. приложение 4).

– Зачем Булгакову понадобилось, чтобы Воланд был “величественным и царственным”, близким к литературной традиции Гете, Лермонтова и Байрона и к картинам Врубеля, каким мы видим Воланда в окончательном тексте романа?

( Это часть философского замысла романа. Воланд олицетворяет вечность. Существование добра не может существовать без существования зла).

4.Беседа о Маргарите.

Во второй части потусторонний мир увиден глазами Маргариты. Связана ли она каким-то образом с балом? В этой истории Маргарита – невеста дьявола, королева бала.

– Что можно сказать о прототипах этого персонажа? (Булгаков сохранил в своем романе имя героини Гете, но и у его Маргариты есть реальный прототип. Это была Елена Сергеевна Шидловская, ставшая третьей женой Михаила Афанасьевича. Автор сделал заметки о печально известных страстных Маргарите де Валуа и Маргарите Наваррской – обе исторические Маргариты были, как утверждает словарь Брокгауза и Ефрона, покровительствуемыми писателями и поэтами. С 1934 года образ мастера становится центральным в романе, наряду с общим поэтическим образом любящей женщины на его стороне).

– Почему Маргарита была выбрана для проведения бала? (В главе 22 Коровьев объясняет Маргарите причины ее выбора в качестве королевы: “Традиция сложилась…” [1 .-Т.3. – СТР.314-315] )

– Итак, “приближалась полночь, и нам нужно было спешить”. Маргарита готовится к балу. “Откуда-то появился Коровов и повис на груди Маргариты…” [1.-Т.3. – с.326.] В тексте говорится, что он повесил его ей на грудь. (“Откуда-то появился Коровьев и повесил на грудь Маргариты тяжелую, овальную картину с изображением черного пуделя на тяжелой цепи”).

– Что произошло? Почему? (Коровье стадо и Бегемот стали относиться к ней с почтением. Ее изображение – символ силы зла. У Воланда была “трость с черным набалдашником в виде головы пуделя”. [1.- Т.3. – С.9]).

Читайте также:
Столкновение теории с жизнью в романе И. С. Тургенева Отцы и дети: сочинение

– Как называется эта маленькая “раскрывающая” деталь в литературоведении? (Художественная деталь.)

– На одном из наших уроков темой была история Мастера и Маргариты, но тема любви в более широком, философском смысле звучала с самого начала 23 главы.

(Студенты находят в тексте романа совет Коровьева Маргарите перед началом бала: “Позвольте дать вам последний совет, королева: гостей будет несколько, о, очень разных, но ни одного, королева Марго, ни одного преимущества! Если кому-то это не нравится… Я понимаю, что он, конечно, не выразит это ей в лицо……. Нет, нет, он не должен об этом думать! Он узнает, узнает в одно мгновение! Ты должна любить его, любить его, королева! Владычица бала будет богато вознаграждена за это. И еще: не пропустите ни одного! Даже улыбка, если нет времени произнести слово, даже небольшой поворот головы. Что угодно, только не невнимательность. Это заставит их увянуть…”. (1.-Т.3. – С.327.)

– Помимо темы любви, еще одна важная тема в романе связана с образом Маргариты. Сформулируйте его на основе предложенной справочной информации. См.

Ландер хорошо бросает мяч, но ему не хватает хозяйки. Продав душу дьяволу, Маргарита готова спасти Мастера. Однако она любит Мастера больше, чем своего мужа.

Знаете ли вы, какие чувства она испытывает по отношению к Мастеру? (Чувство вины.)

Какой моральный грех она совершает? (Измена.)

Для чего это неизбежное преступление? (Расплата.)

– Какую основную тему можно сформулировать? (Тема вины и возмездия, преступления и наказания).

IV. Характеристика гостей бала.

Вот как тема вины и возмездия – тема, которая проходит через весь роман, – изображена в сцене бала. В этой главе все гости условно разделены на мнимых и реальных отравителей, и сцена с Фридой занимает важное место.

На доске появляется диаграмма. См.

1. Характеристика гостей – мужчин, мнимых отравителей, на великом бале у Сатаны.

– Кто появляется первым? (“Месье Жак и его жена”).

– Как видите, Кер не был таким уж зловещим человеком, обвинения против него были бездоказательны и вызваны клеветой со стороны его значительных должников. Исторический Жак ла Кер умер своей смертью, а герой Булгакова был казнен на виселице.

– Почему? Это настоящее преступление, поэтому оно должно быть наказано”).

– Какова роль первого гостя? Давайте прочитаем, как он появляется, как реагирует Маргарита, и поймем замысел автора. (И придумывая казнь Жака, и этой удивительной сценой прибытия первых гостей, автору удается создать настроение в начале сцены на балконе. Маргарита в недоумении от этого мрачного зрелища, но постепенно привыкает к нему).

– Кто следующий мужчина-гость, мнимый отравитель? (“В этот момент из камина внизу появился безголовый скелет с отрубленной рукой, упал на пол и превратился в мужчину в пиджаке для ужина…… Одинокий мужчина в обеденной куртке бежал вверх по лестнице.

Интересно, что граф Роберт еще жив, – прошептала про себя Маргарита Коровьева. Несмотря на ваше изумление, королева, все было наоборот: этот человек был любовником королевы и отравил его жену.” [Т.3. – С.331-332.] )

– В своей интерпретации этого образа Булгаков следует за Скоттом. Он казнит графа, полагая, что если преступление, о котором идет речь в романе, реально, то оно должно быть справедливо наказано. Характерно, что Лестер появляется на балу один, поскольку его любовница, королева, не имеет никакого отношения к преступлению.

Еще один волшебник или алхимик повешен? (“Королева, минуточку внимания: Император Рудольф, чародей и алхимик. Еще один алхимик – повешен”. [VOL.3. – P.336.])

К воображаемой веренице отравителей на балу добавляется кто-то новый. Это ироничное “кто-то новый” делает зловещий намек, недосказанность, вам не кажется?

– На балу появился еще один участник процесса “право-троцкистского блока”. Его прототип – Бухарин. А это кто? (“Нижний квартирант” Николай Иванович).

– Как видите, этот персонаж связан с главной темой романа, а именно с искусством.

2. Характеристика гостей – женщин, истинных отравительниц.

Вернемся к нашим отравителям. Воображаемые отравители на балу – все мужчины. Но перед Маргаритой проходят настоящие отравители, вернее, отравительницы, потому что все они – женщины.

Читайте также:
Северянин: сочинение

V. Анализ эпизода, условно называемого «Фрида».

Образ Фриды занимает особое положение на танцевальной сцене. Само название вызывает множество ассоциаций.

Ответ ученика, который до урока работал с англо-русским и немецко-русским словарями.

На английский язык слово Frieda переводится как “свобода”, а на немецкий – как “мир”, “покой”.

Таким образом, имя Фриды косвенно связано с важнейшими темами романа – темой Свободы и темой, развиваемой в последних главах романа – темой Мира. Также существует связь между ней и чувством вины и расплаты. Расскажите нам о Фриде. Кто она? Почему она оказалась на балу у Сатаны? Как ее будут судить после бала?

2. монолог-ответ учащегося с использованием текста.

3. Отчет о прототипах Фриды (см. Приложение 11).

Что происходит с Фридой после бала? О милосердии Фриды рассказывается в главе 24.

– Читаем главу о прощении Фриды.

– Кто простит Фриду? Сатана, символ зла, или Бог, символ добра?

(Человек прощает человека, как в эпизоде, где мастер прощает Пилата).

Что невероятного в том, что из всех гостей, как отравителей, так и злодеев, прощение получает только Фрида?

( Ее мучила совесть еще при жизни. Ее платок, которым она задушила младенца, каждый день служанка клала для нее в чертог. В результате Фрида была полностью наказана за свою вину. Поскольку она страдала и на земле, она заслужила свободу и мир.

– А теперь подведем итог – предположим связь между образом Маргариты и порядком гостей на балу в тематическом вине и ответственности.

Маргарита не случайно встречает на своем пути убийц, отравителей, распутниц и сводников.

1) Как Маргарита оценивает собственную вину перед Мастером?

2) Почему перед шаром проходит столько отравителей и отравительниц?

3) Кого впоследствии отравят мастер и Маргарита?

Оставляет ли Булгаков возможность для думающего читателя?

Воланд знакомит Маргариту с отъявленными распутниками и злодеями, почему?

Автор предлагает альтернативное прочтение: где происходит бал и все события вокруг него?

В каком эпизоде заканчивается бал Сатаны? ” Вскоре Вальд остановился возле возвышения, и к нему подошел Азазелло с блюдом в руках. На этом блюде Маргарита увидела отрубленную голову человека с выбитыми передними зубами. [Т.3. – С.341.] (Это голова Михаила Александровича Берлиоза.)

– Почему Воланд так жесток по отношению к Берлиозу?

– Какой тезис, дающий духовный свет человеческой жизни, пронизывает и весь роман? (Каждый получит по вере своей).

В художественном мире Булгакова “каждому по вере его”. Берлиоз – невообразимый человек, лишенный воображения и способности воспринимать чужую точку зрения, он не верит ни во что, кроме своей догмы, он получает “по вере своей” – небытие.

Интересно отметить, что в пьесе Воланд почти слово в слово повторяет слова Христа, приведенные евангелистом Матфеем: “Да будет по вере вашей”. Дьявол цитирует Иисуса… Это уже говорит о том, что в романе Булгакова они не антагонисты, а составляют гармонию мироздания, в котором есть место и тьме, и свету.

V. Итоги анализа эпизода «Великий бал у Сатаны».

1) Как тема вины и возмездия прерывается в данном отрывке?

(- Согласно Булгакову, если преступление реальное, а не мнимое, то его ждет справедливое возмездие.

– Если при жизни человек испытывал угрызения совести, он заслужил прощение.

– Булгаков дает Мастеру и Маргарите альтернативу: отравление мнимое – ведь они не находятся в мире Зла (ада), им дарован Покой.

В результате каждый получит по своей вере).

2) Аналогично, исходя из прототипов персонажей, рассмотрите, как в этом эпизоде преломляются основные темы романа: тема Добра и Зла, тема Любви, тема Творчества, тема Художника, тема Света и Мира. Книга поможет вам в этой области:

Соколов Б.В. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита»: Очерки творческой истории. – М.: Наука, 1991.

3) Теперь послушаем экспертов. Вы записали литературные понятия, верно?

Вкратце рассматриваются следующие темы (эпизод, композиция, кульминация, образность, ассоциации, портрет, гротеск, традиция, пародия, фантазия, прототип, эпиграф, авторская ирония, юмор, сатира, олицетворение, символ и художественная деталь).

VI. Домашнее задание: написать сочинение на тему «Образ бала в романе М.А.Булгакова».

Читайте также:
В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века (Чехов Тоска, Достоевский Белые ночи, Толстой Юность): сочинение

Список ссылок :

1.Булгаков М.А. Сочинения: в 3-х т. Т.3. Мастер и Маргарита. Роман. Письма. – Екатеринбург: У-Фактория, 2002.
2.Маранцман В.Г. Изучение литературы в 9-ом классе. Метод. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1992.
3.Современный словарь-справочник по литературе / Сост. и науч. ред. С.И.Кормилов .- М.:Олимп; ООО АСТ, 1999 .
4.Соколов Б.В. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита»: Очерки творческой истории.- М.:Наука, 1991.
5. Чеботарева В.А. Прототип булгаковской Маргариты. // Лит. Азербайджан.-1998.- №2. – С. 117-118.

Бал у сатаны

Большой шар Сатаны

Одна из ключевых сцен романа Булгакова “Мастер и Маргарита”. Пасхальная служба сатаны – это антибожественная литургия.

Чтобы понять эту сцену, необходимо учесть, что бал происходит в ночь между Страстной пятницей и Сочельником, что по канонам является временем телесной смерти Христа на кресте и его погребения, поскольку все события романа происходят в дни перед Пасхой, вероятно, в 1935 году. Эта сцена раскрывает особую литургическую тематику романа.

Священные действия Божественной литургии являются символическим воспроизведением Тайной вечери и искупительной жертвы Христа за грехи всего человечества. Разрезав копьем большую просфору с изображением Христа, священник произносит: “Агнец Божий съеден, снимая грех мира, для жизни и спасения мира”. В отличие от ветхозаветных и языческих жертвоприношений, это действительно бескровная жертва (что соблюдается в близлежащих церквях – православных, католических и т.д.). Хотя, как видно из описания бала в романе, он взят из православной пасхальной службы.

Помимо хлеба и вина, чаши и потира, к необходимым материальным атрибутам литургии относятся, прежде всего, престол с подсвечником и алтарь. Именно с ними мы сталкиваемся в жилище Воланда. “В семисвечниках (здесь снова есть намек на подсвечник, характерный для православного и еврейского богослужения (менору)) горели восковые свечи (как того требовал церковный устав). Еще один стол, “с как бы золотой чашей” и также с подсвечником, стоял в отдалении – прозрачный алтарь, помещенный в северо-восточной части алтаря, в нескольких шагах от престола. Запах серы и смолы, отметила Маргарита, был прямым следствием благовоний. Воланд сидел за столом, так называемым “высоким местом”.

Черная литургия Воланда начинается со сцены омовения в крови и облачения Маргариты в “священническое” одеяние. Перед балом в доме Сатаны особа королевского происхождения омывается в луже крови. Кровь Маргариты, которой она омылась, также была осквернена. На ум приходит “знаменитая” графиня Батори, которая купалась в крови девственниц. Сцена также содержит отсылки к еврейской микве, что очень уместно в данной ситуации – в ней одновременно сочетаются мотивы осквернения, символического инцеста и священного родства. Необходимо также помнить, что микве является абсолютным препятствием для входа в христианский храм, поскольку содержит определенную женскую кровь.

В следующей сцене, когда прибывают гости, колено Маргариты целуют по очереди все гости сатанинского бала. Здесь речь идет уже не просто об осквернении: в то же время каждый из них забирает часть жизненных сил Маргариты. Дьявол может существовать только за счет другого. Не случайно Коровьев предупреждает, что невнимание царицы может привести к тому, что гости “завянут”. Естественно, через некоторое время Маргарет выбивается из сил, и только многократные омовения в кровавой луже дают ей силы действовать.

Еще одно важное обстоятельство имеет отношение к смыслу сцены. На балу присутствуют не только грешники. Согласно христианскому пониманию, даже простой грешник, раскаявшийся в последний момент или после смерти, будет осужден Христом на Страшном суде, но осуждение это будет оправданным. Нераскаявшиеся не единственные, кто посещает бал Воланда. Есть также нераскаявшиеся идейные грешники – люди, для которых зло является неотъемлемой частью их сущности. Само их существование оправдывает не только их существование, но и зло, которому они служат, и их существование. Апологеты сатанизма приходят на бал именно таким образом. В этой ситуации Фрида – единственный персонаж, который кажется случайным. С другой стороны, Фрида играет ту же роль, что и шут Бегемот, когда присоединяется к свите Воланда на балу. Фрида не ошибается, когда обращается к Маргарите за помощью, чтобы остановить этот поток самобичевания.

Правила сатанинской литургии требуют отличия от христианской литургии, и не просто отличия, а прямой противоположности, инверсии. Как уже говорилось выше, первое отличие состоит в том, чтобы поставить себя на место Бога на “высоком месте”. Более того, как бы мимоходом, это подчеркивается одеянием дьявола: длинная ночная рубашка, испачканная и залатанная у левого плеча. Это контрапункт к одеянию епископа, омофор которого прикреплен к левому плечу и спускается с него. Еще одна причина осквернения святилища – отношение перед престолом: там стоит шахматный набор.

Читайте также:
Основные мотивы и образы поэзии А. А. Фета: сочинение

Выворачиваясь наизнанку, она также заставляет вспомнить о том, что там, где в христианской литургии в основе лежит добровольное самопожертвование Богочеловека, в сатанинской литургии это насильственное убийство. В Божественной литургии происходит пресуществление хлеба и вина в плоть и кровь Христа, причем берется чистый хлеб и вино, тогда как в сатанинской “жертва” должна быть нечистой; если в христианской литургии вино превращается в кровь Христа, то в сатанинской – кровь предателей (в данном случае кровь барона Майгеля – нового Иуды) превращается в вино дьявольского причастия. Еще один очень примечательный момент – создание сатанинской чаши причастия из головы М. А. Берлиоза. Берлиоза – за веру в вечную жизнь без наказания за нее. В эту чашу мерзости будет стекать кровь предателя.

Читатель должен знать еще один факт. В романе постоянно присутствует образ черного пуделя. Если вы помните сцену на Патриарших прудах, Воланд ходит с тростью, на которой изображена голова черного пуделя. На балу Марарита носит на груди голову черного пуделя. Также есть изображение золотистого пуделя на подушке под правой ногой Маргариты. Похоже, что в этой ситуации есть две одинаково разумные интерпретации образа. Аллюзия на образ льва представляет царскую власть князя мира сего (Люцифера), который также является князем тьмы.

Второй – намек на фаустианство. В пьесе Гете Мефистофель предстает перед Фаустом в образе черного пуделя. Как упоминается в других статьях Википедии, посвященных “Мастеру и Маргарите”, Воланд появляется в Москве в связи с местным Фаустом. Поэтому аналогия в данном случае уместна.

Роман Михаила Булгакова “Профессор и Маргарита

Анализ главы “Великий бал у Сатаны” романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” можно считать шедевром мировой литературы. Эта работа, написанная в начале прошлого века, продолжает волновать и занимать умы миллионов читателей. Каждая глава этого романа содержательна, интересна и познавательна.

Вереница разворачивающихся на страницах произведения событий перемежается с глубокими философскими размышлениями, затягивая читателя, не давая ему опомниться, заставляя его размышлять над вечными вопросами, переоценивать, пересматривать взгляды на жизнь.
Очень

Интересна 23 глава романа “Великий танец Сатаны”. Можно сказать, что описание этого танца дано глазами Маргариты. Несколькими главами ранее героиня приняла приглашение Азазелло “посетить благородного незнакомца”.

После втирания крема, который ей дал “уличный сутенер”, Маргарита превращается в ведьму. После этого героиня начинает понимать, что представляет собой “таинственный незнакомец”. Но это ее не останавливает.

Маргарета ищет информацию о том, что случилось с ее возлюбленным, ее хозяином, у самого Сатаны. Мы узнаем,

что героиня должна стать королевой на балу Сатаны, потому что она принадлежит к древнему королевскому роду.
Глава “Великий бал у Сатаны” начинается подготовкой Маргариты к роли королевы. Поражает детальность описания подготовки этого процесса. Создается четкое впечатление, что перед написанием романа Булгаков внимательно изучал какие-то сатанинские культы и ритуалы.
Всем известно, что омовение кровью – неизменный сатанинский ритуал. Не избежала его и героиня: “… окатили Маргариту какой-то горячей, густой и красной жидкостью. Маргарита ощутила соленый вкус на губах и поняла, что ее моют кровью”.

Также читателя с самого начала романа не прекращает преследовать образ пуделя, символизирующий дьявола: “Откуда-то явился Коровьев и повесил на грудь Маргариты тяжелое в овальной раме изображение черного пуделя на тяжелой цепи”; “Какой-то чернокожий подкинул под ноги Маргарите подушку с вышитым на ней золотым пуделем…”.
Одной из главных обязанностей героини был прием гостей. Легко можно догадаться, какого плана гости могут оказаться на сатанинском бале: фальшивомонетчики, государственные изменники, алхимики-отравители, убийцы, предатели. Очень жутко, но детально и интересно описывает Булгаков появление гостей на балу: “Но тут вдруг что-то грохнуло в… камине, и из него выскочила виселица с болтающимся на ней полурассыпавшимся прахом.

Читайте также:
Три правды и их трагическое столкновение (по пьесе М. Горького «На дне»): сочинение

Этот прах сорвался с веревки, ударился об пол, и из него выскочил черноволосый красавец во фраке и в лакированных туфлях”; “Из камина подряд один за другим вываливались, лопаясь и распадаясь, три гроба, затем кто-то в черной мантии, которого следующий выбежавший из черной пасти ударил в спину ножом”.
Мы не просто видим гостей, и узнаем истории некоторых из них. Очень запоминающимся показался мне образ госпожи Тофан. Эта женщина “была чрезвычайно популярна среди молодых… неаполитанок, которым надоели их мужья”.

Госпожа Топхане зарабатывала на жизнь тем, что продавала этим женщинам ампулы с ядом, чтобы отравить их супругов. Этот яд хорошо подливать только в еду мужа: “через несколько часов ей очень захотелось пить, тогда она легла в постель, и через день прекрасная неаполитанка, накормившая мужа супом, была свободна, как весенний ветер”. В конце концов, госпожа Тофан умерла мучительной смертью в тюрьме.

Узнав о ее злодеяниях, тюремщики не только пытали женщину с помощью испанского сапожка, но и удушили ее.
Безусловно, одним из самых ярких и пронзительных образов этой главы можно назвать образ молодой женщины Фриды. Фрида – детоубийца, за это она расплачивается вечными мучениями. Ее история невероятно проста и от этого еще более страшна: когда девушка служила в кафе, хозяин этого заведения изнасиловал ее в подвале. Через девять месяцев Фрида родила мальчика, унесла его в лес, засунула ему в рот платок и закопала в земле.

Почему она поступила так жестоко? Девушка призналась, что во время суда у нее не было еды, чтобы накормить ребенка. В память об ужасном убийстве Фриды ее горничная каждую ночь кладет на стол платок, как напоминание. С тех пор Фрида не спит. На балу у Сатаны Фрида просит только об одном: чтобы ей перестали подавать этот ненавистный платок.

Мы знаем, что в дальнейшем Маргарита простит Фриду и освободит ее от этих вечных мучений.
Бал продолжается до тех пор, пока не появляется Воланд. Это своеобразная кульминация главы. Сатана появляется на балу в том же несуразном костюме, в котором Маргарита видела его в комнате при свечах: “Все та же грязная заплатанная сорочка висела на его плечах, ноги были в стоптанных туфлях.

У Воланда был меч, но он использовал этот обнаженный меч как дубину и опирался на него”. Чаша Сатаны – это голова Михаила Александровича Берлиоза, украденная из его гроба, предположительно Бегемотом. Вместо вина в кубок наливают кровь убитого барона Майгеля, члена оргкомитета шоу и по совместительству шпиона.

Выпив кровь, Воланд внезапно преображается: “Воланд появился в черном плаще и со стальным мечом на бедре”. После этого Маргарита сделала глоток: “Маргарита сделала глоток, не открывая глаз, и мягкий ток пробежал по ее венам, звеня в ушах. Ей казалось, что оглушительно кричат петухи, что где-то играет марш.

Толпы гостей стали терять свой облик. И фрачники и женщины распались в прах”. Великий бал у Сатаны окончен.
Эта глава имеет большое значение для произведения. Булгаков мастерски создает колорит, атмосферу, ауру, сопровождающую темные силы. Очень поражает детальность описания ритуалов, подготовки к балу.

Яркие, красочные изображения гостей дополняют общую картину, делают ее более цельной.

Истина от Достоевского

Александр Костин. Иллюстрация к роману Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”. Фото: litvinovs.net

Александр Костин. Иллюстрация к роману Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”. Фото: litvinovs.net

Булгаковский Понтий Пилат осудил Иешуа Ха-Ноцри, потому что счел его проповедь опасной. Особенно его возмутили слова Иешуа о том, что наступит время, когда человек будет свободен от всякой власти:

“Среди прочего, я сказал […], что всякая власть – это насилие над людьми, и что придет время, когда не будет больше власти цезарей или какой-либо другой власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где не будет необходимости в силе.

( Часть вторая: Книга пятая: V Великий Инквизитор)

Конфликт между человеческой свободой и властью был актуальной темой в советской литературе, но Федор Достоевский был первым, кто исследовал ее с помощью подобных средств и подобных персонажей. Например, в притче о Великом Инквизиторе из “Братьев Карамазовых” он описывает аналогичные причины, по которым он приговорил Иисуса к казни.

Читайте также:
Значение монолога Хлестакова в комедии «Ревизор»: сочинение

Во время испанской инквизиции Иван Карамазов рассказал своему брату Алеше о возвращении Иисуса Христа на землю. Его последователи восхищались им за то, что по его приказу совершались многочисленные чудеса. Хотя Христос был осужден и приговорен к смерти через сожжение, инквизитор перед казнью явился в тюремную камеру Иисуса, чтобы сказать о “ненужности” свободы:

” Вы хотите идти в мир, и вы идете с голыми руками, с какой-то клятвой свободы, которую они, в своей простоте и в своем естественном беспорядке, не могут даже постичь, которой они боятся и ужасаются, – ибо никогда и ничто не было для человека и для человеческого общества более невыносимым, чем свобода!”

(Часть 2. Книга 5. V Посетитель из Сторинка)

Великий бал у Сатаны (Булгаков Михаил)

“Мастер и Маргарита” – уникальный роман 20-го века с множеством жанров и измерений, оказавший влияние на мировую культуру. Автор – Михаил Афанасьевич Булгаков, выдающийся писатель, одна из самых ярких фигур в истории русской литературы. Это произведение является кратким изложением его мыслей о жизни, ведь в свое “произведение” он вложил всего себя: все эмоции, которые он пережил за свою жизнь, все свои мысли о любви, свободе, смерти и бессмертии, борьбе добра и зла, моральном долге, и тем самым заставляет читателя задуматься над вечными проблемами.

С особым интересом и волнением я прочитал кульминацию, 23-ю главу романа, озаглавленную “Большой бал у Сатаны”

Прежде всего, хотелось бы отметить тот факт, что “Весенний бал полнолуния, или Бал ста королей” проходил в обычной московской квартире на Садовой улице, 302-бис, что казалось невозможным и странным, но Коровьев объяснил: “для тех, кто хорошо знаком с пятым измерением, ничего не стоит раздвинуть комнату до нужных пределов”.

Уже в предыдущей главе, “При свечах”, нам сообщают, что Маргарита, героиня романа, была выбрана королевой бала, потому что “…была установлена традиция….”. хозяйка бала должна называться Маргарита…. должна быть местной уроженкой…”.

Эпизод начинается с подготовки к запланированному мероприятию: “Гелла и Наташа, помогая ей, облили Маргариту теплой, густой, красной жидкостью…”, “…стали растирать большими зелеными листьями”, “… бледные лепестки роз, сами туфли завязывались золотыми пряжками”, “…в ее волосах сверкала королевская корона из бриллиантов”, “Коровьев повесил ей на грудь на тяжелой цепи фотографию пуделя в овальной рамке.

Королева чрезвычайно тяготилась этим украшением. Хотелось бы напомнить, что впервые мы сталкиваемся с образом пуделя в описании внешности Воланда в первой главе “Никогда не говори с неизвестным”. На балу “какой-то черный человек бросил под ноги Маргарите подушку с вышитым на ней золотым пуделем”. Причина в том, что пудель символизирует дьявола, а момент, когда героиню омыли кровью, напоминает сатанинский ритуал. Таким образом, Булгаков достаточно ответственно и основательно подошел к описанию подготовки королевы к “великому балу”.

Перед Маргаритой также стояла очень сложная задача: “Будут разные, ох очень разные, гости, но ни одного, королева Марго, ни одного преимущества”.

Появился кот Бегемот с пронзительными глазами: “.шар упал на нее сразу, вместе с ним звук и запах. рев труб обрушился на нее, и звук вырывающихся из-под него скрипок облил ее тело, как кровь”. Десять секунд до полуночи показались чрезвычайно долгими, пока вдруг вдалеке не появилась “виселица с полусгнившим пеплом, свисающим с нее. С нее спрыгнул красивый черноволосый мужчина в смокинге и лакированных туфлях”. Как рассказывал Коровьев, стали прибывать один за другим люди. Но у них была одна общая черта – все они были мертвыми грешниками: Месье Жак отравил любовницу короля, граф Робер отравил свою жену, мадам Тофане, у которой был испанский сапог на ноге и зеленка на шее, надоела своему мужу, мадам Минкина отравила двух своих братьев и сестер из-за наследства, император Рудольф был чародеем и алхимиком. Никто из них не вызвал у Маргариты Николаевны сочувствия. Исключением была Фрида: “когда она служила в кафе, хозяин как-то позвал ее в кладовую, и через девять месяцев она родила мальчика, отнесла его в лес и засунула ему в рот платок, а потом закопала в землю. на суде она говорила, что ей нечем было кормить ребенка”. В это время служанка по вечерам клала на стол платок, от которого Фрида не могла избавиться. Королева не считала виноватой только “молодую женщину”, она жалела свою гостью. Даже став ведьмой, Маргарита не утратила светлых человеческих чувств, поэтому в следующей главе “Извлечение мастера” она “пожертвовала” своим желанием и навсегда избавила Фриду от страданий.

Читайте также:
О мастерстве Достоевского в раскрытии психологии героя: сочинение

Коровьев и Бегемот направляли и подбадривали героиню на каждом шагу. Абадонна и Азазелло появились в конце бала, окруженные множеством других, таких же, как Абадонна, всех черных и молодых. “Что привлекло внимание Маргариты, так это то, что он вышел в той же грязной заплатанной рубашке, в которой был в спальне, а ноги его были обуты в стоптанные ночные туфли, как и в спальне”. А голова того самого Берлиоза, отрубленная трамваем на Патриарших прудах в третьей главе “Седьмого доказательства”, стала кубком для сатаны; она была наполнена кровью убитого барона Майгеля, “служащего увеселительной комиссии в качестве гида для иностранцев по достопримечательностям столицы”, оказавшегося “шпионом и осведомителем”. Ландер налил рюмку здоровья и заметил: “Я пью ваше здоровье, господа”, а затем сказал Маргарите, что его страх был беспочвенным: “Не бойтесь, королева, кровь уже давно исчезла”. “Там, где был пролитый сок, уже росли виноградные гроздья”. Именно тогда “толпы гостей начали исчезать. Колонны исчезли, свет погас, и все уменьшилось. “.

Глава “Большой бал у Сатаны” – центральная и важная для понимания всего романа. Он подтверждает закон: “Каждому по вере его”. И смерть Берлиоза – тому доказательство. Этот эпизод также подтверждает, что любовь всесильна: чтобы спасти своего возлюбленного, хозяина, героиня Булгакова становится ведьмой и продает душу дьяволу.

«Анализ главы «Великий бал у Сатаны» романа «Мастер и Маргарита»»

Мастер и Маргарита” – шедевр мировой литературы. Написанное в начале прошлого века, это произведение не перестает волновать и увлекать миллионы читателей. Каждая глава романа значительна, интересна и поучительна. Последовательность событий, разворачивающихся на страницах произведения, пересыпана глубокими философскими размышлениями, которые увлекают читателя, не дают ему уснуть и заставляют задуматься над вечными вопросами, переоценить и пересмотреть свои взгляды на жизнь.

Глава 23 романа называется “Большой бал у Сатаны”. По словам Маргариты, описание бала дано ее глазами. Несколькими главами ранее наша героиня приняла приглашение Азазелло посетить иностранного дворянина. Маргарита стала ведьмой после втирания крема, который ей дал “уличный сводник”. После этого героиня понимает, в чем суть “таинственного иностранца”. Но это ее не останавливает. Маргарита отправляется к самому Сатане, чтобы узнать что-нибудь о судьбе своего возлюбленного, своего хозяина. Мы узнаем, что героиня должна стать королевой на балу у Сатаны, потому что она принадлежит к древнему королевскому роду.

Глава “Большой бал у Сатаны” начинается с подготовки Маргариты к роли королевы. Детали подготовки к этому процессу поражают воображение. Создается четкое впечатление, что перед написанием романа Булгаков тщательно изучал сатанинские культы и ритуалы.

Мы все знаем, что омовение кровью – это сатанинский ритуал. Не знала этого и Маргарита: “.какая-то горячая, густая и красная жидкость омыла ее”. Маргарита почувствовала вкус соленых слез на губах, когда осознала, что ее омывают кровью. Читателя с самого начала романа также преследует образ пуделя, который символизирует дьявола: “Откуда-то появился Коровьев и повесил на грудь Маргарите тяжелое, в овальной рамке изображение черного пуделя на тяжелой цепи”; “Какой-то черный человек бросил под ноги Маргарите подушку с вышитым на ней золотым пуделем”.

Главной обязанностью героини было встречать и приветствовать гостей. Есть определенные типы гостей, которые будут присутствовать на сатанинском балу: фальшивомонетчики, государственные изменники, алхимики яда, убийцы, предатели. Очень жуткое и интересное описание дает Булгаков появления гостей на балу: “Но вдруг в камине что-то громыхнуло, и оттуда выскочила виселица с висящим на ней полурассыпанным пеплом. Пепел этот сорвался с веревки, упал на пол, и из него выскочил черноволосый красавец в смокинге и лакированных туфлях”; “Из камина один за другим вывалились три гроба, лопаясь и разваливаясь, и тут кто-то в черной мантии, которого следующий выбежавший из черного рта ударил ножом в спину”.

Читайте также:
Письма героев как средство их характеристики в произведениях отечественной литературы: сочинение

Мы не просто видим гостей, и узнаем истории некоторых из них. Очень запоминающимся показался мне образ госпожи Тофан. Эта женщина «была чрезвычайно популярна среди молодых… неаполитанок, которым надоели их мужья». Госпожа Тофан зарабатывала себе на жизнь тем, что продавала этим женщина пузырьки с ядом, чтобы те могли отравить своих супругов. Этот яд стоило только подлить мужу в еду: «через несколько часов ему начинало очень сильно хотеться пить, затем он ложился в постель, и через день прекрасная неаполитанка, накормившая своего мужа супом, была свободна, как весенний ветер». В итоге, госпожа Тофан приняла мучительную смерть в тюрьме. Узнав о ее злодеяниях, тюремщики не только пытали женщину с помощью испанского сапожка, но и удушили ее.

Одним из самых ярких и пронзительных образов в этой главе, безусловно, является фигура молодой женщины Фриды. Фрида – детоубийца, за что и расплачивается вечными муками. Ее история предельно проста и оттого еще более ужасна: работая в кафе, она была изнасилована в подвале владельцем заведения. Через девять месяцев Фрида родила мальчика, отнесла его в лес, засунула ему в рот платок и закопала в землю. Почему она была так жестока? В суде она призналась, что ей нечем было кормить ребенка. С тех пор Фрида не знает покоя, за ней присматривает горничная, которая каждый вечер оставляет на ее столе платок как напоминание об ужасном убийстве. На балу у Сатаны Фрида просит только об одном: чтобы ненавистный платок перестали носить. Мы знаем, что Маргарита позже простит Фриду и освободит ее от этих вечных мучений.

Танец продолжается до появления Воланда. Это кульминация главы. Сатана появляется на балу в том же нелепом костюме, в котором Маргарита видела его в комнате при свечах: “Та же грязная, заплатанная рубашка свисала с его плеч, а ноги были обуты в туфли на высоких каблуках. У Воланда был меч, но этот обнаженный меч он использовал как палку, опираясь на нее. Чаша для Сатаны – это голова Михаила Александровича Берлиоза, очевидно, украденная из гроба Гиппо. Вместо вина этот кубок наполнен кровью убитого барона Майгеля, который входит в состав комиссии шоу и одновременно является шпионом. Выпив кровь, Воланд внезапно преображается: “Воланд появился в черном плаще и со стальным мечом на бедре”. После этого Маргарита сделала глоток: “Маргарита, не открывая глаз, сделала глоток, и сладкий ток пробежал по ее жилам, звеня в ушах. Ей казалось, что оглушительно кричат петухи, что где-то играет марш. Толпа гостей начала терять свой вид. И предложения, и женщины распадались в прах. Великий танец сатаны закончился.

Глава имеет решающее значение для произведения. По мере того как Булгаков привлекает свои темные силы, он мастерски создает настроение, атмосферу, ауру. Очень подробно описываются ритуалы и приготовления к балу. Яркие, красочные образы гостей создают более целостную картину.

Сочинение на тему Анализ главы «Бал у сатаны»

Если вам понравился материал и наш сайт эссе – поделитесь им со своими друзьями с помощью социальных кнопок!

Посмертный роман Булгакова “Мастер и Маргарита” наполнен потусторонними силами, которые играют сразу несколько ролей. В изображении этих сил бал у Сатаны занимает очень важное место, где добро и зло тесно связаны, почти сливаясь в одно целое. Рассматривая картину бала у Сатаны в романе Булгакова, легко прийти к выводу, что эта картина отражает детали традиционных представлений о шабаше и святотатственной Черной мессе. Чтобы королева шабаша была обнаженной, она должна была прилететь на черном баране. Работая над картиной бала, Булгаков написал в черновике: “Черная месса . Маргарита и козел”. В рассматриваемой части книги писатель использовал традиционную концепцию шабаша, отвергнув лишь очень немногие ее детали, а другие изменив. Отметим, что в точном соответствии с законами шабаша происходит, в частности, такое действие, как превращение головы Берлиоза в череп-чашу, из которой пьют вино и кровь. Поднесение Маргарите кубка с кровью Майгеля во многом является сатанинским ритуалом – и этот эпизод, несомненно, очень важен в картине бала. Не случайно в этом эпизоде Булгаков пишет об убийстве барона Майгеля, возможно, желая таким образом хотя бы показать свою ненависть к наиболее вероятному прототипу этого персонажа – ленинградскому литературоведу М. Майзелю. В начале 1930-х годов он написал несколько критических эссе о творчестве Булгакова, в которых обвинял писателя в том, что тот представляет “новое буржуазное движение”, не принимает революцию и извиняется за дореволюционное прошлое. Майзель не был барином, но Булгаков намеренно называет этого персонажа в романе барином. В 1937 году Майзель был репрессирован и расстрелян, но при Хрущеве его реабилитировали. С удовлетворением восприняв факт его казни, считая это “справедливым возмездием”, Булгаков изобразил в своем последнем романе как акт правосудия убийство барона, которое легко совершил Азазелло. Как вы помните, во многих христианских странах долгое время существовала практика, известная как “кровная месть” в отношении евреев, которая означала, что они убивали христианских детей в ритуальных целях. На самом деле, писатель был хорошо знаком с подоплекой этого конкретного случая, который разгневал значительную часть прогрессивного населения, как в Российской империи, так и в других странах. Позже художник использовал несколько мотивов в своей картине бала у Сатаны, очевидно, как отсылку к тому, что еврейский народ использовал кровь для приготовления мацы в ночь перед Песахом (еврейской Пасхой). Известным примером этого является приказ Воланда Маргарите выпить “кровь предателя” (барона Майгеля). Окружение Воланда убеждено, что, выпив кровь Майгеля, все “предатели великого дела” погибнут. Фрида занимает видное место в сцене бала, а также в другом мотиве. У Булгакова Фрида убивает своего ребенка, еще будучи младенцем, с помощью платка. В эпизоде с ней писатель проводит окончательную линию разделения между добром и злом, сравнивая невинного младенца. В этом эпизоде мы также видим, что души невинно убиенных детей живут на совести евреев. Обильно украшая бальные залы розами, Булгаков, несомненно, учитывал сложный и многогранный символизм, связанный с этим цветком. И любовь Маргариты к Мастеру, и приближающийся конец их жизни символизируются у Булгакова розами. Розы – чужеродный цветок в русской традиции. Таким образом, обилие роз подчеркивает иностранное происхождение “Деволиады” и ее героев, действие которой происходит в Москве. А если вспомнить широкое использование роз для украшения католических церковных служб, то розы придают балу дополнительный элемент – пародию на церковную службу. Такая пародия, в свете антисемитских представлений о “связи еврейства и сатанизма”, была очень уместна. Таким образом, можно сделать вывод, что по замыслу Булгакова бал Сатаны в “Мастере и Маргарите” должен был в завуалированной форме, средствами фантастики показать, что в большевистской Москве не только царят силы зла, но и как бы реализован план “тайного еврейского правительства”, которое, в воображении писателя и всей антиеврейской общественности, воплощает эти силы в этом мире, подобно дьяволу и его свите в чертогах. Идея околосмертного опыта оказалась весьма удачной в романе Булгакова.

Читайте также:
Образ Руси в поэзии Блока: сочинение

Сочинение на тему Анализ главы «Бал у сатаны» Стр. 1

Сочинение на тему Анализ главы «Бал у сатаны» Стр. 2

По электронной почте или скачать реферат по анализу главы “Танец в доме Сатаны” можно с помощью кнопок ниже.

Азазелло приглашает Мастера и Маргариту на отравленное вино. Тем временем в клинике Бездомный узнает, что его сосед умер, и понимает, что его возлюбленная, должно быть, умирает где-то в Москве. Со свитой Воланда свободные души героев покидают Москву на летающих конях с Воробьевых гор. Кавалькада прервала свой путь на скалистой площадке в горах, где в глубоком раздумье сидел человек в белом халате, а у его ног лежала огромная собака. Это герой романа Мастера, который страдает от своего бессмертия и невозможности говорить с Иешуа. Но Понтий Пилат помилован, и Мастеру разрешено закончить роман, что дает ему свободу. Попрощавшись с Воландом, Маргарита провожает Мастера в его вечный дом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: