Анализ рассказа М. Зощенко Нервные люди: сочинение

Ниже представлен реферат на тему Зощенко вы читаете для разных классов школы. Данное сочинение можно использовать для сообщения, доклада, краткого реферата или как запись в дневнике. Творчество Михаила Зощенко: zoshhenko.ru

Анализ рассказа М. Зощенко «Нервные люди»

Смех Михаила Зощенко одновременно юмористический и грустный. В своих рассказах писатель за “повседневными” нелепыми и смешными ситуациями отражает грустные, а порой и трагические чувства к жизни, людям и времени.

В рассказе 1924 года “Нервный” писатель обращается к одной из главных проблем своего времени: “жилищной проблеме”. Повествователь рассказывает своим читателям о, казалось бы, незначительном происшествии – драке в коллективной квартире: “Недавно в нашей квартире произошла драка. Не просто драка, а целая битва.

Зощенко конкретно называет место действия и участников: Москва 1920-х годов, жильцы квартиры на углу Глазовой и Боровой. Таким образом, писатель пытается создать у читателя ощущение, что он является свидетелем того, что описывает автор.

В начале рассказа много говорится о том, что произошло: случилась драка, в которой больше всех пострадал калека Гаврилов. По мнению наивного рассказчика, причина драки – повышенная нервозность народа: “.народ очень нервный. Мелочи их раздражают”. В этом нет ничего удивительного, как говорит рассказчик: “Ничего удивительного”. Люди всегда теряют нервы после гражданской войны, говорят они.

Что послужило причиной ссоры? Причина была самой незначительной и абсурдной. Жительница дома, Марья Васильевна Щипцова, без разрешения взяла ежа у другой жительницы, Дарьи Петровны Кобылиной, чтобы почистить примус. Дарья Петровна была возмущена. Так, слово за слово, две женщины поспорили. Рассказчик деликатно пишет: “Они начали разговаривать друг с другом. И продолжает: “Они начали шуметь и суетиться. Используя градацию, автор раскрывает истинное положение вещей: мы понимаем, что два соседа начали спорить, ругаться и, возможно, драться. Эта градация также создает эффект смешного, комического.

Когда Иван Степаныч Кобылин слышит шум и ругань, появляется муж Дарьи Петровны. На рисунке ниже представлен типичный для мещан образ подпрапорщика. Он описан как коренастый мужчина, который, несмотря на свой здоровый вид, нервничает в свою очередь. “Кобылин, слон”, работает в кооперативе, торгуя колбасой. За свое, деньги или вещи, он, как говорится, удавился бы. Этот герой вмешивается в ссору своим веским словом: “.мои сотрудники не смогут ими пользоваться”. Для Кобылина другие люди, даже соседи, – это “чужой персонал”, который никак не должен его касаться.

Среди двенадцати жильцов коммунальной квартиры все были замешаны. Собравшись на кухне, они стали решать свой спор. Неожиданно появившийся инвалид Гаврилыч и вопрос: “Почему столько шума, а драки нет?” послужили толчком к кульминации истории – драке.

На тесной кухне все размахивали руками, выплескивали недовольство соседями и их ужасными условиями жизни. Из-за этого пострадал самый невинный и беззащитный человек – инвалид Гаврилыч. В пылу ссоры инвалиду был нанесен удар кулаком. Успокоить жильцов удалось только с помощью милиции. Придя в себя, они не могут понять, что привело их к такой серьезной драке. Страшно, потому что жертва их безумия, инвалид Гаврилыч, “лежит, знаете, на полу, скукожившись. А из головы у него кровь капает”.

Читайте также:
Анненский: сочинение

В конце истории мы узнаем, что состоялся суд, на котором был вынесен вердикт “зарегистрировать žiitza”, то есть наказать жильцов. История заканчивается словами: “Судья тоже был расстроен – ему пришлось зарегистрировать Жийцу”.

Здесь мы слышим голос автора, а не героя. В этих словах Зощенко сам высказывает свою точку зрения на все описанное. Выговор за убийство человека?!

Мне кажется, это предложение подтверждает, что подобные ситуации характерны для Москвы 1920 года. По мнению Зощенко, коллективное жилье – это неоспоримое зло. Конечно, все зависит от конкретного человека. В конце концов, были и коммунальные квартиры, где соседи жили одной семьей и не хотели съезжать по каким-либо причинам. Конечно, автор сатирически рисует образ Кобылина как необразованного и высокомерного хама. Но в то же время в его словах есть доля правды. Почему он, как и другие 12 жителей этой маленькой коммунальной квартиры, не имеет права на свое личное пространство, на свою собственную квартиру? Нервных людей” расстраивают тесные помещения и необходимость противостоять своим не всегда приятным соседям, и они постоянно конфликтуют друг с другом. Каждая мелочь вызывает в них бурю эмоций, которые могут привести к самым ужасным вещам.

Трагический финал “Нервных людей” говорит о том, что “квартирный вопрос” нельзя игнорировать. В результате драки погибает невинный человек, инвалид Гаврилыч.

Эта история, рассказанная Зощенко, передает дух Москвы 1920-х годов. Рассказчик, москвич, живущий повседневной жизнью, как он ее знает, наивно повествующий о своих переживаниях, помогает создать колорит времени. В языке рассказчика и героев смешиваются просторечия, вульгаризмы и канцеляризмы, образующие заимствованные слова. Используя это сочетание, современник Зощенко воспринимается как правдивый портрет и одновременно создает комический тон, который может заставить сердце читателя растаять.

Зощенко, как мне кажется, стремился улучшить жизнь своих современников, обнажая недостатки своего времени. Рассказывая о мелких деталях, автор показывает, что из мелочей складывается жизнь, жизнь отдельных людей. Высшая цель Михаила Зощенко как писателя – улучшить качество своей жизни.

«Нервные люди», анализ рассказа Зощенко

В литературе двадцатого века Михаил Зощенко занимает уникальную нишу. Среди писателей-сатириков Зощенко выделяется своим оригинальным стилем повествования – сказочным повествованием. Внешне повествование легко и непритязательно. Перед нами стоит рассказчик, абсолютно уверенный в себе герой, которого не беспокоит окружающая обстановка. Он рассказывает о трагикомическом случае, рассчитывая на сочувствие и понимание слушателя. Ведь читатели этого рассказа в большинстве своем неграмотны, поэтому они принимают маску рассказчика за честное выражение чувств и поддерживают его.

Читайте также:
Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова Дума.: сочинение

Однако при таком стиле повествования трудно понять истинный смысл произведения, поскольку он подразумевает речь другого. И автор использует целый арсенал речевых средств. К ним относятся вульгаризмы, искаженные грамматические формы, просторечные выражения, неправильно построенные синтаксические конструкции и частицы. Такой стиль главного героя, своего рода “новый язык”, стал причиной его невероятной популярности среди обычных людей, ведь никто другой, как им казалось, не говорил на том же языке, что и они. Действительно, человек нового времени, житель молодой советской республики, конечно же, не хотел пользоваться старым языком. Для него это был пережиток прошлого, отголосок монархического строя, при котором страдал и мучился трудовой народ (нельзя не упомянуть Шарикова и его знаменитую фразу: “Вас мучают, как при царизме”).

Новый человек не хотел мучить себя правильным ударением или правильными грамматическими формами мысли. Он не хотел знать ничего о своей прежней жизни, даже языка. Только грамотные люди понимали, что автор использует эти средства для достижения комического эффекта, заставляя читателей задуматься над абсурдностью описываемой им ситуации.

В рассказе “Нервные люди” описывается драка в обычной коммунальной квартире. То есть не просто драка, а “целая драка”. И начинается эта потасовка из-за скребка, которым убирают примус. Один жилец взял чужой скребок, а хозяйка скребка попросила не трогать чужие вещи. Из-за этого на кухне собралось двенадцать человек. В тесной коммунальной кухне разворачивается целый театр военных действий. Поскольку автор как бы стоит за спиной рассказчика, читатель видит это наяву. А он, в свою очередь, смотрит на разворачивающийся бой глазами обывателя, для которого все происходящее – привычный эпизод повседневной жизни.

Подобный прием называется абсурдом. В результате вдумчивый и внимательный читатель пугается того, над чем не стоит смеяться. От того, что драка из-за туалетного ершика прекратилась только тогда, когда “какой-то паразит бросился за полицией” и когда Мильтон пригрозил “запастись гробами”, потому что он будет стрелять. Еще страшнее, когда раненый Гаврилыч лежит на полу кухни после драки. Он лежит так “скукожившись”, и “кровь капает у него с головы”, потому что перед этим его ударили “кастрюлей по лицу”. Рассказ начинается с того, что “инвалиду Гаврилычу чуть не оторвало последнюю голову”, так что можно подумать, что он погиб в драке.

Типичный обыватель, он пытается объяснить поведение жителей нервами. Нервы всегда расшатываются после гражданской войны, говорит он. Но истинная причина конфликта – тесный мир, в котором существуют обыватели. По словам Воланда в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”, жилищный кризис настолько разъел людей, что они буквально живут в тесных помещениях. 12 человек не могут жить в маленькой квартире или обедать или ужинать на маленькой кухне.

Читайте также:
«Край ты мой, родимый край...»: сочинение

Но это половина проблемы. В другом месте она слишком узкая. Узкая жизнь вокруг нас, ограниченность интересов, отсутствие культуры, примитивный взгляд на жизнь и отсутствие стремления к совершенству. Тогда, по крайней мере, борьба станет одной из форм развлечения в жизни людей, от мала до велика. В этом смысле инвалид Гаврилов интересен. Он остался без ног в боях Гражданской войны 1918-1920 годов, и он не только видит битву, но и находится “в ее центре”. Понятно, что он, вынужденный постоянно жить в тесной квартире, хочет хотя бы посмотреть на актеров. Видимо, поэтому Зощенко не без иронии замечает, что именно в словах Гаврилова “Что за шум, а драк нет? что начинается бой”.

Таким образом, Михаил Зощенко опровергает теорию революционных идеологов о рождении “нового” человека. Он четко понимает, что старые привычки и представления о жизни настолько глубоко укоренились в сознании людей, что даже при смене одного правительства на другое ничего не меняется. Даже человек новой советской формации – это все еще посредственный человек с запятнанной моралью, примитивным взглядом на жизнь и зашоренным сознанием. Меняются только банальности. Затем рассказчик задается вопросом, почему “судья, нервный человек”, “рукоположил Ижиту”.

Героя нельзя обвинить в бескультурье и невежестве: он не виноват, он – отражение состояния общества того времени. Но автор смеется над тем, что его герои сегодня живут обыденной жизнью с мелкими заботами, ссорами и скудными мечтами. Он смеется над тем, что людям комфортно в такой реальности, “пока слезы текут по щекам”. Именно это, в лучших традициях русской сатиры, и заставляет задуматься читателей писателя Зощенко.

Анализ рассказа М. М. Зощенко «Нервные люди»

Повесть М. М. Зощенко была написана в 1924 году. В этой книге подробно раскрываются темы мещанства, пошлости, мелкой и ничтожной жизни обывателей.

Автор ставит проблему взаимоотношений между обычными людьми в общей квартире.

Тем самым автор высмеивает обывателей, которые разжигают скандал и ссорятся без веской причины.

Сюжет является концентрическим (центростремительным), события разворачиваются во времени и имеют причинно-следственные связи.

Две женщины-соседки по коммунальной квартире вступают в конфликт по весьма банальной причине: Марья Васильевна Щипцова взяла чужой ежик (щетку с длинной ручкой), чтобы почистить свой примус, который она не могла включить. Этого потребовала хозяйка ежа, “вторая жительница” Дарья Петровна Кобылина: “Положи его на место. Щипцова заявила, что ежика “противно трогать”. Один за другим между женщинами возникали скандалы, и постепенно к ним стали присоединяться остальные 12 человек в общей квартире. Человек, “чей еж”, типичный неоязычник, который “без устали” уплетает сосиски на работе, вошел и продолжил “дискуссию”. Вы вступаете в 2021 год? Наша команда поможет вам сэкономить время и нервы: выбрать сферы и университеты (ваши предпочтения и советы экспертов); подготовить заявку (просто подписать); отправить заявки в университеты России (онлайн, по электронной почте, курьером); отслеживать списки конкурсантов (автоматически).

Читайте также:
Утро, изменившее жизнь (по рассказу После бала): сочинение

Проанализируйте структуру сюжета. Сюжет вводится, когда хозяйка ежа требует от соседа вернуть его ей. В развязку входит инвалид Гаврилов. “К чему весь этот шум, – спрашивает он, – без драки?”. В этот момент драка объявляется “подтвержденной”. Вмешиваются милиционеры и останавливают драку в развязке. Нервный” народный судья “выписал ежа” жильцам, то есть сделал им замечание.

Автор использует ретроспективу в композиции. Сначала рассказчик сообщает о событии, которое произошло вчера, а затем начинает пересказывать события в хронологическом порядке. Композиция линейная. “Драка произошла, – провозглашает автор. И не просто драка, а драка, завернутая в целое”; “Шум, грохот, треск”.

Субъектом рассказа является рассказчик, который также является жителем этой коммунальной квартиры, обывателем, невежественным, неграмотным, необразованным человеком. Характеристика речи используется для создания образа рассказчика и других персонажей. В его речи используется фрагментарность, присутствуют дискурсивные и грамматические ошибки, такие как лексическая несогласованность: “он сражался, конечно, сердцем”, плеоназм: сердиться “из-за маленьких пустяков”, бранные и упрощенные слова и нелогичность: “он даже не отвернул последнюю голову”.

Полезный материал по данной теме:

  1. Анализ рассказа “Аристократ” М. Зощенко
  2. Анализ рассказа “Манька” В. Казакова
  3. Анализ рассказа “Фро” А. Платонова
  4. Анализ рассказа “Пуговица” М. Веллера
  5. Анализ рассказа “Стирижонок Скрип” А. Астафьева.

Анализ рассказа М. Зощенко «Нервные люди»

Смех Михаила Зощенко одновременно смешной и грустный. За абсурдными и смешными ситуациями повседневной жизни в его рассказах скрываются грустные, а иногда и трагические размышления о жизни, людях и времени. В рассказе “Нервный”, опубликованном в 1924 году, писатель рассматривает одну из главных проблем своего времени: “квартирный вопрос”.

Повествователь рассказывает читателям о, казалось бы, незначительном происшествии – драке в коллективной квартире: “Недавно в нашей квартире произошла драка. Не просто драка, а целый бой. Зощенко

Автор повести дает конкретное указание на место действия своей повести и ее участников – Москва, 1920-е годы, жильцы квартиры на углу Глазова и Боровой. Таким образом автор пытается усилить эффект присутствия читателя, сделать его свидетелем описываемых событий. Рассказ начинается с общей картины произошедшего: произошла драка, в которой больше всех пострадал инвалид Гаврилов.

Читайте также:
Белов: сочинение

Наивный рассказчик видит причину ссор в нервозности людей: “…люди очень расстроены. Они расстраиваются из-за мелочей. И это, по словам рассказчика, неудивительно: “Конечно, они есть.

После Гражданской войны

Нервы людей, говорят они, всегда неспокойны. Что послужило причиной ссоры? Причина была очень банальной и абсурдной. Арендатор, Марья Васильевна Щипцова, взяла ежа без разрешения другого арендатора, Дарьи Петровны Кобылиной, для уборки первоцветов.

Дарья Петровна возмутилась. Другими словами, они спорили слово в слово. В своем нежном повествовании рассказчица говорит: “Они стали говорить между собой”. По мере того, как они грохотали и трещали, стали раздаваться трески. Градация автора дает нам лучшее понимание ситуации: мы понимаем, что два соседа ссорились, ругались и, возможно, дрались.

Эта градация также создает эффект нелепости, комичности. На шум и ругань появляется муж Дарьи Петровны, Иван Степаныч Кобылин. Этот персонаж – типичный образ “мелкого буржуа”. Рассказчик описывает его следующим образом: “Здоровый на вид мужчина, даже пухлый, но в то же время нервный. Кобылин, “как слон”, работает в кооперативе, продает колбасу.

С собственными деньгами или имуществом он, как говорится, покончит жизнь самоубийством. Главный герой вмешивается в спор своим веским словом: “…ни в коем случае, то есть я не позволю сторонним работникам использовать этих ежей”. Для Кобылина другие люди, даже соседи, – это “чужой персонал”, к которому ему нельзя прикасаться ни в коем случае. Все жильцы общей квартиры – все двенадцать человек – вышли на скандал.

Собравшиеся на тесной кухне начали решать спор. Появление инвалида Гаврылыка и его слова: “Что за шум и никакой борьбы?” именно это послужило толчком к кульминации истории – драке. В тесной и узкой кухоньке все жильцы начали размахивать руками и выражать свое недовольство соседями и плохими условиями жизни. В результате пострадал самый невинный и беззащитный человек – безногий инвалид Гаврилык. В пылу борьбы кто-то “бьет инвалида в челюсть”.

Разбушевавшихся жильцов смогла успокоить только полиция. Придя в себя, они не могут понять, что привело их к такой серьезной драке. Страшно, потому что жертва их безумия, инвалид Гаврилыч, “лежит, знаете, на полу, скукожившись. Кровь капает из его головы”.

В заключительной части рассказа мы узнаем, что состоялся суд, вердиктом которого было “зарегистрировать жижицу”, то есть приструнить жильцов квартиры. Рассказ завершается такой строкой: “И судья тоже нервничал – он зарегистрировал жижицу”. И здесь мы слышим голос автора, а не рассказчика. В этих словах Зощенко сам высказывает свою точку зрения на все описанное.

Читайте также:
Сочинение на тему традиции моей семьи: сочинение

Выговор за убийство человека! Мне кажется, это предложение подтверждает, что подобные ситуации типичны для Москвы 1920-х годов. По мнению Зощенко, коллективное жилье – это неизбежное зло.

Конечно, это зависит от конкретного человека. В конце концов, были и такие квартиры, где соседи жили одной семьей и вообще не выходили на улицу. Конечно, автор сатирически представляет образ Кобылина, необразованного и высокомерного хама. Но в то же время в словах этой личности есть определенная правда.

Почему он, как и другие двенадцать жителей этой маленькой, общей квартиры, не имеет права на свое личное пространство, на свою собственную квартиру? Нервные люди” злятся из-за тесных помещений и необходимости постоянно противостоять своим не всегда приятным соседям, они находятся в постоянном конфликте друг с другом. Каждая мелочь вызывает в них бурю эмоций, которые могут привести к самым ужасным вещам.

Эта трагическая развязка “Нервных людей” подчеркивает важность “квартирного вопроса”. В результате драки погибает невинный человек, инвалид Гаврилыч. Этот рассказ Зощенко вводит нас в мир Москвы 1920-х годов.

Рассказчик, обычный москвич, наивно повествует о своей жизни, о том, что он знает и чему был свидетелем, и создает колорит времени. Язык рассказчика и персонажей представляет собой смесь просторечий, вульгаризмов, канцеляризмов и заимствованных слов. Такое сочетание рисует правдивую картину современника Зощенко и в то же время создает комический эффект, вызывая у читателя грустную улыбку. Я думаю, что, обнажая недостатки своего времени, Зощенко пытался улучшить жизнь своих современников. Рассказывая о, казалось бы, незначительных вещах, писатель показал, что из мелочей складывается жизнь, жизнь отдельных людей.

Анализ рассказа М. Зощенко «Нервные люди»

Смех Михаила Зощенко одновременно смешной и грустный. За “повседневными”, абсурдными и смешными ситуациями его рассказов скрываются грустные, а иногда и трагические размышления о жизни, людях и времени.

В рассказе 1924 года “Нервный” писатель обращается к одной из главных проблем своего времени: “жилищной проблеме”. Повествователь рассказывает своим читателям о, казалось бы, незначительном происшествии – драке в коллективной квартире: “Недавно в нашей квартире произошла драка. Не просто драка, а целая битва.

Зощенко упоминает в своем рассказе место и период, в котором происходит действие – Москва, 1920-е годы, и жителей квартиры на Глазовой и Боровой. Таким образом, писатель пытается создать у читателя ощущение, что он является свидетелем того, что описывает автор.

Уже в начале рассказа дается общая картина произошедшего: произошла драка, в которой больше всех пострадал инвалид Гаврилов. Наивный рассказчик видит причину драки в повышенной нервозности народа: “…люди очень нервничают. Они расстраиваются из-за мелочей. И это, по словам рассказчика, неудивительно: “Конечно. После гражданской войны, как говорится, люди всегда нервничают.

Читайте также:
Анализ стихотворения С. Есенина Не жалею, не зову, не плачу.: сочинение

Какова была причина ссоры? Причина самая нелепая и незначительная. Одна квартирантка, Марья Васильевна Щипцова, взяла без разрешения ежа у другой квартирантки, Дарьи Петровны Кобылиной, чтобы почистить примус. Дарья Петровна возмутилась. Слово за слово, женщины спорили. В тонком письме рассказчик пишет: “Они сели поговорить”. Далее следует: “Они стали грохотать, трещать и ломаться”. С помощью градации автор освещает сложившуюся ситуацию: соседи скандалят друг с другом, ссорятся и, возможно, дерутся между собой. Кроме того, градация создает эффект юмора.

Муж Дарьи Петровны, Иван Степаныч Кобылин, кажется, раздражен и ругается на шум. В этом образе мы видим типичный образ недорезанного мещанина. Рассказчик описывает его следующим образом: “Здоровый на вид человек, пухлый даже, но нервный в свою очередь. “Кобылин, слон”, работает в кооперативе, торгует колбасой. За свое, деньги или вещи, он, как говорится, удавился бы. В спор он вмешивается своей весомой фразой: “. Я же не позволю постороннему пользоваться этими ежами”. Для Кобылина другие люди, даже соседи, – это “чужой персонал”, который никак не должен его касаться.

На скандал вышли все двенадцать жильцов коммунальной квартиры. Собравшись на тесной кухне, они стали решать свой спор. Неожиданно появившийся инвалид Гаврилыч и вопрос: “Почему столько шума, а драки нет?” послужили толчком к кульминации истории – драке.

В тесной и узкой кухне все жильцы начали размахивать руками и выражать свое недовольство как соседями, так и плохими условиями жизни. В результате пострадал самый невинный и беззащитный человек – безногий инвалид Гаврилык. Кто-то, в пылу борьбы, “ударил инвалида по телу”. Только прибытие полиции успокоило разъяренных жильцов. Придя в себя, они не могут понять, что привело их к такой серьезной ссоре. Это пугает, потому что жертва их безумия, инвалид Гаврылык, “лежит, знаете, на полу, скучает. И кровь капает с его головы”.

В финале рассказа мы узнаем, что состоялся суд, приговором которого было – «прописать ижицу», то есть сделать жильцам квартиры выговор. Заканчивается рассказ такими словами: «А нарсудья тоже нервный такой мужчина попался – прописал ижицу».
И здесь мы слышим уже скорее голос автора, чем героя-рассказчика. В этих словах сам Зощенко выражает свое отношение ко всему описанному. За убийство человека – выговор?!

Мне кажется, это предложение подтверждает, что подобные ситуации типичны для Москвы 1920-х гг. По мнению Зощенко, совместное жилье – это несомненное зло. Конечно, это зависит от человека. В конце концов, были и коммунальные квартиры, где соседи жили как одна семья и никогда не хотели съезжать. Конечно, автор сатирически изображает образ Кобылина, необразованного и высокомерного хама. Но в то же время в его словах есть доля правды. Почему он, как и другие двенадцать жителей этой маленькой, общей квартиры, не имеет права на свое личное пространство, на свою собственную квартиру? Нервных людей” расстраивают их тесные помещения и тот факт, что им приходится постоянно противостоять своим не всегда приятным соседям, они находятся в постоянном конфликте. Каждая мелочь вызывает в них бурю эмоций, которые могут привести к самым ужасным вещам.

Читайте также:
Что стало причиной предательства Андрия в повести «Тарас Бульба»: сочинение

Трагический финал “Нервных людей” показывает, что “жилищная проблема” – это не пустяк, который может подождать решения. В результате драки погибает невинный человек, инвалид Гаврилык.

Этот рассказ Зощенко переносит нас в мир Москвы 1920-х годов. Именно образ рассказчика, обычного москвича, наивно повествующего о своей жизни, о том, что он знает и чему был свидетелем, помогает создать колорит того времени. В нем сочетаются просторечия, вульгаризмы и канцеляризмы, заимствованные слова. Это сочетание рисует правдивый портрет современника Зощенко и в то же время создает комический эффект, вызывая у читателя грустную улыбку.

Я считаю, что, обнажая недостатки своего времени, Зощенко стремился улучшить жизнь своих современников. Рассказывая о, казалось бы, незначительных вещах, писатель показывал, что жизнь, жизнь отдельных людей, состоит из мелочей. Улучшение этой жизни Михаил Зощенко считал своей высшей целью.

Анализ рассказа М. Зощенко «Нервные люди»

Смех Михаила Зощенко и весел, и грустен. За «бытовыми» нелепыми и смешными ситуациями его рассказов скрываются печальные, а иногда и трагические размышления писателя о жизни, о людях, о времени.
В рассказе 1924 года «Нервные люди» писателем затрагивается одна из главных проблем его эпохи – так называемый «квартирный вопрос». Герой–рассказчик повествует читателям о незначительном, казалось бы, происшествии – драке в коммунальной квартире: «Недавно в нашей квартире драка произошла. И не то драка, а целый бой».

Он описывает место действия своего рассказа и его участников – Москву 1920-х годов, жильцов квартиры на Глазовой и Боровой. Тем самым писатель стремится усилить эффект присутствия читателя, сделать его свидетелем описываемых событий.

Уже в начале рассказа дается общая картина произошедшего: произошла драка, в которой больше всех пострадал инвалид Гаврилов. Наивный рассказчик видит причину драки в повышенной нервозности людей: “…люди очень нервничают. Они расстраиваются из-за мелочей. И это, по словам рассказчика, неудивительно: “Конечно. После гражданской войны, говорят они, люди всегда нервничают.

В чем причина ссоры? Причина самая незначительная и нелепая. Одна из квартиранток, Марья Васильевна Щипцова, без разрешения украла ежа у другой квартирантки, Дарьи Петровны Кобылиной, чтобы почистить свою койку. Дарья Петровна возмутилась. Они переругались слово за слово. “Они стали говорить между собой”, – деликатно пишет рассказчик. “Они стали греметь, трещать и грохотать”. В своей градации автор раскрывает нам истинное положение вещей: мы понимаем, что два соседа начали скандалить, ссориться, а может быть, и драться. Кроме того, эта градация создает эффект смешного, комического.

Читайте также:
Основные мотивы и образы поэзии А. А. Фета: сочинение

На шум и ругань появляется муж Дарьи Петровны, Иван Степаныч Кобылин. Он – типичный образ “буржуа”, “высокомерного буржуа”. Рассказчик описывает его следующим образом: “Здоровый на вид мужчина, даже пухлый, но в то же время нервный. Кобылин, “как слон”, работает в кооперативе, продает колбасу. За свою семью, деньги или вещи он, как говорится, удавится. Этот герой вмешивается в конфликт своим тяжелым словом: “…я хочу сказать, что не позволю чужаку пользоваться этими ежами”. Для Кобылина другие люди, даже соседи, являются “чужими”, которые не должны прикасаться к нему ни при каких обстоятельствах.

Двенадцать жильцов коммунальной квартиры признались в скандале. Собравшись на тесной кухне, они уладили спор. Появление Гаврилыча и вопрос: “Почему, несмотря на весь этот шум, нет драки?” послужили толчком к кульминации истории – драке.

В тесной и узкой кухне все жильцы стали махать руками, вымещая свое недовольство соседями и их ужасными условиями жизни. В результате пострадал самый невинный и беззащитный человек – безногий инвалид Гаврилыч. В пылу борьбы участник ударил инвалида кулаком по костяшкам пальцев. Разъяренные жильцы успокоились только после приезда милиции. Осознав случившееся, они не могут понять, что привело к такой драке. Страшно, ведь жертва их безумия, инвалид Гаврилыч, “лежит, знаете, на полу, скукожившись. “А из головы у него кровь сочится”.

В конце истории мы узнаем, что состоялся суд, на котором был вынесен вердикт “зарегистрировать žiitza”, то есть наказать жильцов. История заканчивается словами: “Судья тоже был расстроен – ему пришлось зарегистрировать Жийцу”. И здесь мы слышим голос автора, а не рассказчика. Этими словами Зощенко сам выражает свое мнение обо всем описанном. За убийство человека – упрек? !

Мне кажется, эта фраза подтверждает типичность подобных ситуаций для Москвы 1920-х годов. По мнению Зощенко, коммунальные квартиры – это несомненное зло. Конечно, все зависит от конкретного человека. В конце концов, были и коммунальные квартиры, где соседи жили одной семьей и ни за что не хотели уезжать. Конечно, автор сатирически раскрывает образ Кобылина, необразованного и высокомерного проходимца. Но в то же время в его словах есть доля правды: почему он не имеет права, как и другие двенадцать жителей маленькой коммунальной квартиры, на собственное пространство, собственную квартиру? Разочарованные теснотой и постоянной конфронтацией с не всегда приятными соседями, “нервные” люди находятся в постоянном конфликте. Каждая мелочь вызывает бурю эмоций, которые могут привести к самым ужасным вещам.

Читайте также:
Будущее светло и прекрасно (по роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?»): сочинение

Раскрывая недостатки своей эпохи, Зощенко надеялся улучшить жизнь своих современников. Используя, казалось бы, мельчайшие детали, писатель объяснял, что из мелких деталей складывается наша жизнь, жизнь отдельных людей. Улучшить эту жизнь писатель Михаил Зощенко считал своей высшей целью.

«БЛАГОУХАЮЩАЯ СВЕЖЕСТЬ ЧУВСТВ» В ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА (388)

Тексты Афанасия Фета открывают мир удивительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого – природа, любовь и песня. Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и закат осени, душистая летняя ночь и ледяной день, бескрайнее ржаное поле и густой, тенистый лес – все это.

Тексты Ахматовой в ее первых книгах (“Вечер”, “Чичи”, “Белое стадо”) – это любовные тексты. Ее новаторство как художника проявляется в “романтизме” ее любовных текстов: каждая книга стихов – это лирический роман, состоящий из множества любовных историй. Среди них – история сероглазой девушки и убитого короля, а также история прощания с…

На шум и грохот явился муж Дарьи Петровны, Иван Степаныч Кобылин. Он – типичный образ буржуа, которого не разрезали на две части. Рассказчик описывает его как человека здорового, даже пухлого на вид, но в то же время нервного. Кобылин, как слон, работает в кооперативе, продает колбасу. За свое, деньги или вещи, он, как говорится, удавится. Этот герой вмешивается в спор своим веским словом: …я не позволю, чтобы чужой персонал пользовался этими урками. Для Кобылина другие люди, даже соседи, – это иностранные работники, которые ни при каких обстоятельствах не должны его трогать.

Silentium Тютчев анализ стихотворения (509)

Это стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любого творческого человека – одиночеству. Сокровенные мысли и чувства поэта выражены в этом поэтическом, лирическом произведении. Исследуя взаимоотношения людей, Тютчев пытается найти ответы на вечные вопросы. Первая строка стихотворения ярко выражает это чувство.

Китайская пословица гласит: “Позаботься о своем платье перед смертью, и о своей чести перед смертью”. Все понимают, что означает эта пословица. Но не все способны следовать ей. В будущем те, кто не задумывается о своей жизни и своих недостойных поступках, впоследствии будут рады, что хоть и не с чистой совестью, но все же избежали этого.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: