Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова Дума.: сочинение

Под “ошибками отцов” автор подразумевает восстание 1825 года, которое научило следующее поколение не бороться за свои права и не выступать в защиту той или иной ситуации. Они не знают справедливости и чести.

Анализ стихотворения «Дума» (М. Ю. Лермонтов)

Михаил Лермонтов прославился среди потомков не только своими любовными текстами и поэмой о свободолюбивом юноше, но и серьезными философскими стихами о наболевших проблемах и актуальных вопросах. Одно из этих стихотворений очень мудрый Литрекон считает “Думой”, и мы приглашаем вас взглянуть на него.

Поэма “Дума” была написана в 1838 году. Она относится к зрелой лирике поэта (в то время ему было 24 года). В этот период в своих шедеврах он все чаще размышляет на тему поколения, осуждает свое настоящее и презирает будущее.

История его написания тесно связана с тем, что чувствовал Михаил Лермонтов в своей первой ссылке на Кавказе. Здесь у него не было контакта с персоналом; он был черной овцой среди черного стада. Молодые офицеры поразили его своим безразличием к жизни в стране, апатией и праздностью. Бесстрастные речи поэта были им чужды, и молодой дворянин замкнулся в себе, изливая на бумагу горечь одиночества. Он был в оппозиции к правительству и конформистскому обществу, которое его поддерживало.

Краткий анализ

Мы рекомендуем вам прочитать стихотворение “Думай”, прежде чем читать этот анализ.

Изложение истории создания, написанное в 1838 году в период общения с бывшим декабристом на Кавказе.

Тема – о потерянном поколении, о бессмысленном существовании знати.

Имея слабую структурную основу, но сильные тематические связи, эта композиция состоит из пяти строф.

Мысль – стихотворение с духовным и гражданским пафосом, с такими чертами, как элегия, сатира, эпиграмма.

Она написана в основном ямбическим гекзаметром с перекрестной рифмой.

Как метафоры, это “огонь кипит в крови”, “мы увядаем без борьбы”, “иссохший разум” и “чаша наслаждений”.

Эпитеты – “презренные рабы”, “запоздалое остроумие”, “скудные плоды”, “бесплодное обучение”, “осмеянные страсти”, “сладкое удовольствие”, “бесполезное сокровище”, “тайный холод”, “роскошные удовольствия”, “дуться”, “презренный стих”.

Читайте также:
Проблема одиночества в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита: сочинение

Метонимия – “богаты мы едва из колыбели”, “и к гробу мы спешим”.

” Жизнь стонет, как ровный путь без цели”, “как чужой пир”.

” Благонамеренная, детская испорченность” – это оксюморон.

Сочинение-рассуждение Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Дума»

Если вам понравился материал и наш сайт эссе, поделитесь им со своими друзьями с помощью социальных кнопок!

Дума – поэтический жанр в русской литературе, представляющий собой размышление на социальные и философские темы. Название поэмы

В “Думе” Лермонтова видно, что это произведение, в котором доминирует мысль. Это размышления поэта о судьбе своего поколения. После поражения декабристов в России наступила эпоха без времени, эпоха размышлений о прошлом. Лирический герой Лермонтова жаждет действия, борьбы, но не может найти себя в окружающей действительности.

В нем томится бесцельность существования, пустота и бессмысленность жизни.

“Дума” была написана в 1838 году и является переработкой юношеского стихотворения “Монолог”, в котором пятнадцатилетний поэт ставит вопрос о трагической судьбе передовых русских людей в период правления Николая I.

Наша задача – проследить, какие мысли и чувства выражает автор в этом стихотворении.

Первый куплет отражает грусть лирика, с которой он думает о своем поколении:

Мне очень жаль наше поколение!

Тезис, который требует доказательства, является доказательством публицистичности стихотворения. Вся последняя часть “Думы” дает ответ на вопрос: что заставляет лирического героя грустить при мысли о своем поколении?

Во-первых, отсутствием будущего:

Его будущее либо пустое, либо темное…

Во-вторых, мы должны избавиться от “груза знаний и сомнений”, который мешает нам действовать. Именно поэтому поколение лирического героя проявляет склонность к рефлексии. Вступаете в 2019 год? Наша команда поможет сэкономить ваше время и нервы: мы выберем направления и вузы (согласно вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов); составим заявления (вам останется только подписать); подадим документы в вузы России (онлайн, по электронной почте, курьером); будем следить за конкурсными списками (автоматизируем отслеживание и анализ ваших позиций); подскажем, когда и куда подавать оригинал (оценим шансы и определим лучший вариант). Вы можете доверить профессионалам рутинные задачи – больше.

Читайте также:
Москва 30-х годов в романе Булгакова Мастер и Маргарита: сочинение

Причинами такого бездействия являются “ошибки отцов” и их “поздний дух”. “Действия” родителей были неправильными и привели к их запоздалому раскаянию. Научившись на “ошибках отцов”, молодое поколение не смогло разработать программу действий. Сравнения “как ровная бесцельная дорога”, “как банкет на чужом празднике” ярко раскрывают мировоззрение героя и его поколения: их жизнь “томится”. Разочарование, скука, эннуи, русское уныние, английский сплин – это названия одной и той же нравственной болезни, поразившей молодое поколение.

Характеристика морального состояния молодежи является афористичной и меткой:

Они постыдно равнодушны к добру и злу…

Эмоционально емкие эпитеты “постыдный”, “позорный”, “презренный” отражают отношение лирического героя к равнодушию, трусости и раболепию современников.

Молодое поколение найдет следующее сравнение наиболее ярким и насыщенным по смыслу:

Таким образом, плод, созревший до степени спелости,

Ни приятный на вкус, ни радующий глаз,

Между цветками висит сирота-паразит,

И час ее красоты – это ее падение!

Антитеза “низкие плоды – цветы” подчеркивает, что поколение героя не находит себе места в жизни.

В заключительном восьмистишии подводится итог размышлениям поэта о судьбе поколения, сформировавшегося после поражения декабристов. Подчёркивается мысль о бесплодности этого поколения, которое ожидает строгий суд потомков, «насмешка горькая обманутого сына над промотавшимся отцом».

Эти стихи актуальны и сегодня. Именно в наше время, когда большинство людей заняты мыслями о накоплении материальных благ и совершенно равнодушны к социальным проблемам, “Дума” Лермонтова звучит как призыв к гражданской активности, к деятельности на благо народа.

Идея

В чем смысл жизни? Зачем человек живет? Общение с представителями своего поколения в салоне показывает автору всю пустоту их жизни, несмотря на принадлежность к престижному социальному классу.

Оставит ли это потерянное поколение что-то после себя? Суждено ли ему “состариться в бездействии”, исчезнуть, “не оставив после себя ни плодотворной мысли, ни творения гения”?

Темы и проблемы произведения

В этой работе рассматриваются актуальные и важные темы.

Можно определить главную тему как современность. Автор подчеркивает тщетность существования без идеалов, целей и стремлений. Люди живут просто для того, чтобы жить. Ему неприятно осознавать это, но он смиряется, потому что понимает, что один он не в состоянии ничего изменить. В его глазах у его окружения нет будущего, так как он не видит для них никакой надежды.

Читайте также:
Современность пьесы Горького «На дне»: сочинение

Вторая проблема понимается как “проблема родителей”, а именно то, что видя их опыт, молодое поколение начинает становиться неактивным. Научившись на ошибках предыдущего поколения, они не хотят их повторять. Поэтому они выбирают другой путь: бездействие и молчание.

Мы богаты, едва выйдя из колыбели,

Ошибками отцов и их позднейшим остроумием,

И жизнь уже хандрит, как ровная дорога без цели,

Как пиршество на чужой вечеринке.

Лирический герой автора ненавидит власть и свое окружение. Его уныние вызвано тем, что он ничего не может оставить своим наследникам.

Средства художественной выразительности

Это произведение наполнено разнообразными художественными приемами в своих строках, которые придают им мелодичность, неторопливость размышлений. Особенно часто поэт использует эпитеты, сравнения и метафоры.

” Презренные рабы”, “запоздалый ум”, “бесплодная наука”, “горькая насмешка”, “бесполезный вклад”, “тощий плод” и “угрюмая толпа” – вот эпитеты, использованные в произведении. Каждый из них имеет негативный эмоциональный тон и влияет на настроение произведения.

В качестве метафор это “чаша наслаждения”, “огонь кипит в крови”. Автор также выражает безразличие и равнодушие к жизни, что похоже на “на чужом пиру”.

Образное выражение “жизнь плетется как гладкий путь без цели” выражает отрешенность от всех эмоций и впечатлений.

Анализ кратко

«Дума», написанная в 1838 году – это одно из обличительных гражданских произведений в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова. Поэт яро выражает свою гражданскую позицию. Лермонтов во многих стихотворениях выказывает свое презрение придворному свету. В негуманном, жестоком и пустом обществе ценится только бездеятельность и повиновение. Оттого Лермонтов скорбит о судьбе нового поколения.
С первых строк поэт будто смотрит на молодых издалека, предрекая их печальную участь. Но уже во втором четверостишии начинает звучать местоимение «мы». Лермонтов будто берет на себя ответственность за бездеятельность и пустоту поколения, объединяясь с ним. Молодые люди полны огня, таланта и решимости. У них есть все, чтобы стать индивидуальностями, но окружающий мир не хочет принимать сильных личностей и подавляет их. Исход восстания на Сенатской площади 1825 года показал, что власть может подавить пылающий огонь протестующих. Новое поколение не желает повторять ошибок отцов и живет в бездействии, порожденном страхом и неведением.

Читайте также:
БУРАТИНО: сочинение

Стихотворение “Дума” наполнено сочувствием и содержит предупреждение. Без противодействия народ погрязнет в преступности, духовном разложении и разложении личности.

И что они могут оставить после себя? Если у них самих нет ни целей, ни интересов. Полное отсутствие мечты и желания развиваться – вот что буквально убивает нашего лирического героя. Он сходит с ума от осознания того, что это поколение обречено, но он также является частью этой бездушной толпы. Он прекрасно понимает, что сам ничего не может добиться. Другие, наученные горьким опытом своих предков, выбирают не жизнь, а просто существование. Они думают, что так проще. В действительности человек, лишенный способности мечтать, не способен ничего оставить после себя.

Жанровое многообразие и композиционное построение

Не будет большим преувеличением утверждать, что «Дума» Лермонтова создана в особом литературном жанре, форма которого предопределена поэтами-декабристами.
По содержанию жанр близок к философской элегии, тесно переплетенной с романтической новеллой и лирической исповедью. Белинский, напротив, увидел в творении автора «сатиру…, как законный вид поэзии», ибо под «сатирой» он разумел «громы негодования… оскорбленного позором общества».

Вся структура “Думы” основана на развитии мысли. В начале поэт с отстраненностью укоряет и обличает своих современников. В первом четверостишии автор замыкает круг на себе, определяя себя как представителя поколения лишних: “мы увяли без борьбы. “, “мы иссушили разум. “, то есть это не взгляд со стороны, а откровения индивида, который является членом этого общества.

На протяжении всего стихотворения приговор и оправдание представлены в том же порядке, что и в обвинительном приговоре. Это законченная мысль внутри каждого четверостишия, и каждая строфа объединена не только общей темой, но и страстным эмоциональным накалом.

Труд состоит из трех частей:

  1. Первый – это изложение темы и описание молодых спутников, здесь автор продолжает разделять “я” и “они”.
  2. Во второй центральной части границы размываются, и создается единое “мы”.
  3. В третьей и последней части звучит тема грядущего.

Внимание! Стихотворение написано высоким слогом, который использовали для написания оды. Это шестистопный ямб, или «александрийский стих». Выбранный размер подчеркивает значимость мыслей и обращений поэта, течение стиха, благодаря ямбической стопе, становится величаво неторопливым и замедленным.

Читайте также:
Судьба человека в романе Ф. А Арамова Батья и сестры: сочинение

Тема замкнутого, усталого, непонятого лирического героя, характерная для музы Лермонтова, встречается и в “Думе”, где он предстает как персонаж, осознающий свое истинное положение в обществе, а не как отщепенец. Грустные элегические размышления уступают место безрадостным обобщениям, а романтические ноты сменяются горьким сарказмом. Лирический герой осуждает общество, в котором он живет, и в то же время судит себя, иронично и безжалостно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: