Анализ стихотворения С. Есенина Не жалею, не зову, не плачу.: сочинение

Наш возраст – это возможность принять настоящий момент и не сожалеть о прошлом. Да, все меняется, но мы не должны относиться к этому негативно, ведь жизнь дается нам только один раз.

Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…»

Данное произведение было написано Сергеем Александровичем Есениным в 21 году прошлого столетия. В это время начинающему поэту было всего-навсего двадцать шесть лет. Постоянные проблемы и появившийся жизненный опыт побудили его создавать шедевры на грустную тематику, в текстах появились философские мысли о сущности бытия и скоротечности жизненного процесса.
Минорные нотки в творчестве поэта возникли достаточно рано, ведь он еще не прожил и половины обычной человеческой жизни, а уже начал рассуждать о возможности кончины. У поэта было свое личное мнение по этому поводу. Есенин объяснял наличие таких философских раздумий просто: «Настоящий поэт обязан думать о смерти, только помня о ней, можно по-особенному ощутить важность жизни…»

Все пройдет, как дым от белых яблок, без жалости, печали и слез. Я больше не буду молодым, как золото тускнеет.

Ты теперь не будешь так биться, Сердце тронуто холодом, И страна березового ситца Не поманит пройтись босиком.

О блуждающий дух, блуждающий дух, блуждающий дух, ты все меньше и меньше колеблешь пламя своих уст. О моя утраченная свежесть, наводнение моих глаз и чувств!

Я теперь более скуп на свои желания, Вида, или ты мне снишься? Это как катание на розовой лошади ранней весной.

Медь в кленовых листьях медленно льется из всех нас, каждого из нас в этом мире. Вы всегда будете благословлены, ибо то, что пришло, расцветает и умирает.

Текст стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу»

Сергей Есенин

Никаких сожалений, никаких слез.

Ни сожалений, ни обращений, ни слез,

Он исчезает как дым с белых яблонь.

Превратился в золото,

Я уже не буду молодым.

Теперь вы не будете так избиты,

Сердце, пораженное простудой,

И страна маковых ситцев

Это не будет побуждать вас ходить босиком.

Читайте также:
Образ вишневого сада в сознании героев пьесы А. П. Чехова Вишневый сад: сочинение

Дух странника! Вы все реже и реже

Разжигая пламя губ

О, моя утраченная свежесть!

Нас переполняют эмоции и буйство глаз!

Я стал более скуп в своих желаниях,

Жизнь моя или ты мне снишься?

Это как весенний бой.

На розовой лошадке.

Все, все в этом мире тленны,

Тихо падают медные листья с кленовых деревьев.

Пусть они будут благословенны вовек,

То, что пришло, чтобы расцвести и умереть.

Не жалеть, не звать, не плакать – философская медитация о молодости и смерти в произведении “Не жалеть, не звать, не плакать”.

  • История создания – из-под пера поэта в 1921 году, впервые была опубликована в журнале “Красная нива” в 1922 году.
  • Тема стихотворения – эфемерность человеческой жизни, воспоминания о молодости.
  • Композиция – произведение существенно делится на две части: воспоминания о юности лирического героя, размышления над вечным вопросом жизни и смерти. Формально поэма состоит из пяти четверостиший, каждое из которых расширяет предыдущее по смыслу.
  • Жанр – элегия.
  • Стихотворный размер – хореический пентаметр, схема рифмовки – ABAB.
  • Метафоры – “померкнет золото, я больше не буду молодым”, “страна березового ситца”, “пламя губ”, “медь тихо стекает с листьев кленов”.
  • Эпитеты – “блуждающий ум”, “утративший свежесть”, “сердце, тронутое холодом”.
  • Сравнения – “все пройдет, как дым белых яблок”, “как езда на розовой лошади ранней весной”.

Монолог лирического героя характерен для поэта, размышляющего о жизни, о том, что все рано или поздно проходит, в частности об ушедшей молодости, которую уже не вернуть.

Мне нравятся 90.

История создания

Есенин написал стихотворение, о котором идет речь, в 1921 году, когда ему было 26 лет. Кажется, еще слишком рано думать о том, что молодость прошла, а смерть неумолимо приближается. Однако начало 20-го века ознаменовалось войной. Поэт не участвовал в войне, но был членом Царскосельского военно-медицинского поезда. Там он узнал, что жизнь подобна смерти. На момент написания стихотворения Сергей Александрович уже успел издать несколько сборников. В том же 1921 году он встретил женщину, с которой создал семью. Эти факты объясняют, почему поэт считал себя зрелым человеком.

Читайте также:
Образы помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: сочинение

Сюжет пьесы часто связывают с “Мертвыми душами” Гоголя. В лирическом отступлении повести есть строки, смысл которых отражен в творчестве Есенина: “…то, что в прошлые годы вызвало бы живое движение лица, смех и тихое слово, теперь сжимается, и равнодушное молчание зажимает мне губы. О, моя молодость! О, моя свежесть! “.

В 1922 году поэма впервые появилась в “Красной Ниве”.

Размышления о человеческой жизни традиционны для мировой литературы. С. Есенин в анализируемом стихотворении раскрыл тему быстротечности человеческой жизни, которая тесно связана с мотивом воспоминаний о молодых годах. Лирический герой находится в центре произведения. Оно написано от первого лица единственного числа.

Уже в первых строфах лирический герой признается, что не жалеет о том, что его молодость безвозвратно прошла. Он считает свою зрелость временем увядания, но это увядание – золотое. Герой знает, что прожитые годы дали ему бесценный опыт. В старости он уже не наслаждается радостями юности, ему не хочется “ходить босиком”. Как будто его сердце теперь бьется по-другому.

Вместе с блуждающим духом уходит и молодость. В результате речь зрелого человека становится сдержанной и спокойной, а в глазах больше нет буйства. Есенин считает, что с возрастом чувства перестают бушевать.

Кроме того, он замечает, что его желания уменьшились. Молодой человек начинает задумываться, не снится ли ему молодость. Отблески молодости навевают оригинальный метафорический образ. Розовый конь – так называет его С. Есенин. Она символизирует беспечность, а конь – быстрый темп молодости.

Оно написано от первого лица множественного числа в последнем четверостишии, которое подводит итог всему сказанному. Лирически “мы” подтверждает известную истину: все мы тленны. С каждым днем человек постепенно приближается к концу своей жизни. Есенин “благословляет и жизнь, и смерть”, которая будет всегда.

Темы и проблемы

  1. Главная тема стихотворения “Ни печали, ни плача, ни слез” – быстротечность молодости. Поэт не только вспоминает свою молодость, но и понимает, что это благословенное время не повторится, и именно с ним он связывает свои надежды и ожидания на лучшее будущее.
  2. Мотив прекрасной и “благословенной” молодости также играет важную роль в произведении. Есенин с любовью и ностальгией описывает то, что он чувствовал в юности. Бешеный галоп на розовом коне – чувство, о котором лирический герой теперь только мечтает.
  3. Определяющей темой этого стихотворения была тоска по молодости. Годы прошли очень быстро, они похожи на сон. Теперь не осталось ничего, что можно было бы улучшить или изменить. Впереди только увядающая осень, которая не может заменить “поток чувств” весны.
  4. Проблема равнодушия и холодности не дает поэту покоя в последние годы его жизни. Под влиянием обеления он изменился: стал менее эмоциональным, “скупым в своих желаниях”.
Читайте также:
В чем смысл жизни: сочинение

Значение слов “не жалею, не зову, не плачу” поучительно. Приводя собственный пример, Есенин хотел предостеречь читателей от неприятных мыслей, от растраты жизни (“все мы тленны в этом мире”). Необходимо задуматься над тем, что каждый новый день приближает нас к смерти и что мы не должны терять ни минуты. Так будет всегда, поэтому Есенин “благословляет жизнь и смерть”. Может ли быть иначе?

Главный посыл этого стихотворения – смирение перед лицом неизбежности и светлая ностальгия по тому, что расцвело и, значит, не зря пришло в мир.

Система образов

Есенин – мастер яркой художественной образности. Это стихотворение построено на противопоставлении, но неявном.

Автор не говорит открыто, что теперь все по-другому, но через нарисованные образы молодости и зрелости читатель очень хорошо понимает эту мысль: “я больше не буду молодым”, “ты не будешь так биться, сердце тронутое холодом”, “и земля березовой кретонной не будет больше манить тебя, идущую босиком”.

Молодость ушла, а вместе с ней и беззаботность по отношению к миру. Мы понимаем это, когда читаем произведение. Вся система образов в тексте работает на главную мысль текста: все изменилось.

Средства художественной выразительности

Стихотворение Есенина “Не жалею, не зову, не плачу…”, как и многие другие его произведения, проникнуто лучшими средствами художественной выразительности: эпитеты, метафоры, антитезы расставляют нужные акценты в этом произведении и позволяют передать настроение автора и его видение рассматриваемой темы.

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Эпитет “розовый” отражает оттенки радости, свойственные юности, романтическим направлениям – своего рода символический образ солнца, яркого, долгожданного.

Даже обычная крестьянская лошадь стала розовой на солнце. Но молодость прошла, пришло безверие, наступило разочарование. Тогда розовый цвет становится холодным медным:

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…

В этом прекрасном стихотворении Есенин использует такое средство выразительности, как антитеза. Например, цветущие яблони противопоставлены в стихотворении осеннему золоту увядания, что означает контраст между молодостью и старостью, а мечты юности – разочарованиями зрелого возраста. о себе никак

Читайте также:
Город N: сочинение

Прекрасные поэтические образы встречаются в “Стране березовых шишек” и “Весеннем шуме”.

Как всегда, необычный колорит стихотворению Есенина придает метафора: “извержение глаз и поток чувств”, “угасание в золоте обморока”. Фраза “Все пройдет, как дым от белых яблок” стала афоризмом.

В поэме есть и другие средства выражения: аллитерация

«Дух бродяжий!» ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст,

Она перевернута: “Дым от белых яблонь”.

Риторический вопрос: “Моя жизнь, или ты мне снилась?”.

Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

В стихотворении “Не жалею, не зову, не плачу…” Есенин умело использует художественные средства выразительности языка, а мелодия и красота передаваемого читателю настроения улавливаются в полной мере.

Это прекрасное произведение великого поэта положено на музыку и стало любимой песней для многих людей. Тонкая и интимная линия содержания, красивое сочетание гласных и возникающая мелодия всего стихотворения.

“Не жалею, не зову, не плачу…” анализ стихотворения Есенина

Философские мотивы чаще появляются в творчестве поэтов в более позднем возрасте. Исключение составляют те, кто умер в младенчестве. Так было с Сергеем Александровичем Есениным, который распрощался с жизнью в самом расцвете сил, в возрасте 30 лет.

Что заставило молодого человека обратиться к переосмыслению своей жизни? Ощущение бесполезности в новом, “железном” мире, где в стихах поэта не упоминалось ни одного живого героя. Ни жалости, ни зова, ни крика” – это стихотворение. а также многие другие стихотворения.

Но при всей своей мелодичности, “Не жалею, не зову, не плачу…”, анализ которого будет рассмотрен, является не песней, а именно стихотворением. Только лирическое произведение позволяет почувствовать связь творчества Есенина с традициями русской литературы.

В ней есть строка “Не жалею, не зову, не плачу”. Автор использует градацию – троекратное повторение отрицания, что усиливает взволнованность поэтической речи. В этой строке обозначена тема – смиренное принятие своей судьбы. В русской христианской традиции – принятие

Все как есть, без сожалений и упреков. Таким образом, стихотворение является афористичным: почти в каждой строке содержится размышление, выражающее древнюю мудрость всего народа.

Читайте также:
Лирика Ф.И. Тютчева в моем восприятии: сочинение

Например, “Все пройдет, как дым белых яблонь”.

В целом в поэме представлен широкий спектр цветов – от “белого дыма” яблонь до золота увядания и меди листвы, от “страны березового ситца” до розового коня. Поэзия Сергея Есенина отличается ярким колоритом. В восприятии читателя есть и другое – он слышит громовой раскат, в котором скакал розовый конь.

Главному герою, разумеется, ничего не остается, как сожалеть о своей уходящей молодости, что выражается в риторических отсылках:

О, моя утраченная свежесть, необузданность глаз и буйство чувств!

В этой строке автору удается модифицировать обычный прием параллелизма. В этом приеме образы природы создаются для того, чтобы лучше понять состояние героя. Здесь, с другой стороны, чувства человека изображаются через образы природы – Потоп эмоций и Буйство глаз.

Помимо риторических ссылок, автор использует риторические вопросы, чтобы придать стихотворению впечатляющее чувство эмоциональности и уверенности, как будто оно ведет разговор с читателем:

Моя жизнь? Ты мне приснился?

В четвертой строфе появляется самый важный образ поэмы: “как будто я скачу на лошади цвета розы в ревущее весеннее утро”. Конечно, эпитет “радужный” имеет символическое значение, ведь смотреть на мир через розовые очки – значит быть слишком романтичным и не замечать очевидного. Возможно, автор хотел подчеркнуть, что он прозрел и видит только суровую реальность?

В целом, как и многие другие философские произведения, эта поэма носит исповедальный характер. Во многом это объясняется медленным, размеренным звучанием пентаметрического рефрена и довольно точными рифмами, в которых не нужно искать скрытый подтекст. Хотя герой прощается с уходящей молодостью, есть ощущение, что он уходит навсегда:

Когда золото потускнеет, я перестану быть молодым.

В этих строках вновь переплетаются образы природы и человека. И неясно, то ли герой “увядает” в расцвете сил, то ли листья деревьев не могут вернуться к прежнему состоянию молодости и свежести. А упоминание о сердце, “тронутом холодом”, свидетельствует о разочарованиях героя, которые он, видимо, уже испытал за свою короткую жизнь.

Читайте также:
Анализ эпизода «Последние похождения Коровьева и Бегемота» в романе «Мастер и Маргарита»: сочинение

Последняя строфа просто захватывает дух своим откровением: кажется, это смиренное признание неизменных законов жизни:

Мы все, все в этом мире тленны, Тишину мы льем из листьев клена…. Будь вечно благословенно то, что пришло расцвести и умереть.

Так спокойно принять свой уход может только человек, проживший долгую жизнь. Такое христианское смирение в молодом человеке, едва перешагнувшем порог 25-летия, трудно объяснить. По словам самого Есенина, “поэт должен чаще думать о смерти”, чтобы “особенно остро чувствовать жизнь”. “.

Поэт обладал большим чувством жизни, потому так спокойно говорил о смерти.

Смысл стихотворения “Не жалко, не плачь, не плачь, не плачь…” – Быстротечность жизни. Лирический герой Есенина обретает покой и уют, примиряется с природой и жизнью. Такая аллегория типична для русской литературы. В основе работы лежит принцип противоречия между прошлым, настоящим и будущим. Тема развивается постепенно и достигает кульминации в картине “Жизнь моя, приснилась ли ты мне?”. Темы и мотивы традиционны для творчества Есенина: жизнь и смерть, прощание с юностью, скитания и путешествия.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: