Анненский: сочинение

Я желанный шельк ковров, я жареные селедки, я понятая ложка позированных свиданий, я парковые черные, бездонные пруды, дано готовые для спелого страдания.

Целостный анализ стихотворения И.Анненского «Дремотность»

Позолоченный, но чахлый сад С соблазном пурпура на медленном страданье, И солнца поздний блеск в его коротком поклоне, Непринужденно распускается в душистых плодах.

И желтый шелк ковров, и грубые ступени, и понятая ложь последнего времени, и черные бездонные пруды в парках, давно готовые к зрелым случайностям.

Но сердце воспринимает лишь красоту утраты, Лишь наслаждение очарованной силы; И те, кто уже вкусил лотоса, Вздрогнут от соблазнительных духов осени.

* По автографу под заглавием. “Осень”. По греческим поверьям, вкусивший цветка лотоса забывал свое прошлое и обретал блаженство.

Осень (Не дошел до цифры четыре.

Бледный свет не был компасом четырех. Но бледный свет едва ли был золотым куполом над нами,

И, в блеклой степи, туманной рекой, Как плавно облака двигались над нами,

И так мягко было их движение, Забыв яд предательства и агонию распада,

Что сердце хотело музыки для него. Но снег лежал на горах, и он был таким мертвым,

И ночной свист штормовых струн, натянутых между небом и землей.

А утром кто-то тихо развеивал наши мечты и шепотом напоминал, что мы обречены.

Хребет не двигался и точно замерз, ночь нависла с чувством неудачи.

Поэтическое творчество И. Ф. Анненского

1. Поэт Анненский: “антипатия ко всему элементарному”.
2. Одиночество человека и окружающего мира.
3. Тема раздвоенности мира в поэзии Анненского.
4. Пейзажная лирика.
5. Творческая судьба.
Как известно, поэзия – это отражение мыслей и чувств человека, воссоздание его мировосприятия. Потому, какой бы литературной традиции в своем творчестве не придерживался поэт, в его произведениях всегда будет выступать в первую очередь собственное субъективное восприятие окружающей действительности, и передавать свое мировоззрение

поэт будет своим, неповторимым поэтическим голосом.
В своей автобиографии И. Ф. Анненский писал: “С тех пор, как себя помню, люблю заниматься историей и словесностью и чувствую антипатию ко всему элементарному и банально-ясному”. Именно это признание поэта и может служить ключом к пониманию его лирики. Н. С. Гумилев писал после смерти Анненского: “Круг его идей остро нов и блещет неожиданностями, иногда парадоксальностью. Для него в нашей эпохе характерна не наша вера, а наше безверье, и он борется за свое право не верить с ожесточенностью пророка.

Его глаза загорелись любопытством, он вошел в

темные, в самые глухие закоулки человеческой души; для него ненавистно только позерство, и вопрос, с которым он обращается к читателю: “а если грязь и низость только мука по где-то там сияющей красе?” – для него уже не вопрос, а непреложная истина”.
В одном из своих стихотворений Анненский говорит о жизни, которая существует рядом с нами, точнее параллельно нашей – он говорит о мире духов. Однако в лирических строках слышится утверждение: каждый из людей – это особый неповторимый мир, и мы, люди-миры, существуем параллельно, а наши сознания, вопреки математическим законам, иногда пересекаются:
Не мерещится ль вам иногда,
Когда сумерки ходят по дому,
Тут же возле другая среда,
Где живем мы совсем по-другому?
С тенью тень там так мягко слилась,
Там бывает такая минута,
Что лучами незримыми глаз
Мы уходим друг в друга как будто…
По Анненскому, человек – создание одинокое, и это одиночество усугубляется чувством болезненной безысходности. Внешний мир одушевляется поэтом, и природа, сливаясь с человеком в единое целое, также одинока, как и лирический герой. Поэт сочувствует в равной мере и человеку и неодушевленной природе:
Иль я нес вами таю, дни?
Не вяну с листьями на кленах?
Иль не мои умрут огни
В слезах кристаллов растопленных?
Иль я не весь в безлюдье скал
И черном нищенстве березы?
Не весь в том белом пухе розы,
Что холод утра оковал.
В этих строках – трагическое осознание невозможности вырваться за пределы бытия, которое, увы, неизбежно обречено на гибель. В лирике Анненского часто слышится протест против пошлости, безобразности окружающей действительности, далекой от представлений поэта об идеале. Как защитный экран от уродливых форм существования природы и человека появляется в лирике Анненского другой мир – мир призрачный, нереальный, фантастический.

Читайте также:
Вопрос греха и добродетели в романе «Преступление и наказание»: сочинение

Этот мир порой заслоняет собой реальный, а порой сливается с ним, что приводит к появлению в поэзии Анненского темы раздвоенности, волшебства, кошмара, но при этом образы подлинной житейской обстановки не только сохраняются, но и выписаны четко, достоверно.
Вы ждете? Вы в волненьи? Это бред.
Вы отворять ему идете? Нет!
Поймите: к вам стучится сумасшедший,
Бог знает где и с кем всю ночь проведший,
Оборванный, и речь его дика,
И камешков полна его рука;
Того гляди – другую опростает,
Вас листьями сухими закидает,
Иль целовать задумает, и слез
Останутся следы в смятеньи кос,
Коли от губ удастся скрыть лицо вам,
Смущенным и мучительно пунцовым…
На фоне обычных деталей появляется фантастический пугающий образ-призрак. Его появление – грань между реальностью и бредом. В финале стихотворения выясняется, что появление безумного незнакомца только сон, однако сон был настолько реален, что четко запомнились детали: камни водной руке призрака, сухие листья – в другой.
Однако И. Ф. Анненский не только поэт одиночества и кошмаров. Он внимательный наблюдатель окружающей действительности, великолепный мастер реалистичного пейзажа, которого критики называли последователем тютчевских традиций. А. Федоров писал: “У Анненского глубокая, органическая связь с русской философской лирикой и с поэзией природы, с Тютчевым и Баратынским.

Именно тютчевское начало временами очень отчетливо дает себя чувствовать в лирике Анненского, особенно в сравнениях и сообщениях, которые он дает в концовках стихотворений”.
Действительно у Анненского, как и у Тютчева, нередко вслед за описанием природы следует изречение философского либо нравоучительного характера, а создаваемый образ из мира природы становится формой выражения мысли, относящейся к общей человеческой жизни:
Еще не царствует река,
Но синий лед она уж топит;
Еще не тают облака,
Но снежный кубок солнцем допит.
Через притворенную дверь
Ты сердце шелестом тревожишь…
Еще не любишь ты, но верь:
Не полюбить уже не можешь…
Анненский наделяет природу способностью страдать так, как это делают люди. Поэт не видит в природе отдохновения, не чувствует успокоения в единении с ней:
Когда бы бури пролетали
И все так быстро и светло…
Но не умчит к лазурной дали
Грозой разбитое крыло.
Поэзия Анненского часто оставляет впечатление разобщения между внутренним миром поэта и окружающей его действительностью. В современное ему время он не был популярен, о нем чаще всего отзывались снисходительно. Но он и не стремился к известности, а всего лишь хотел быть поэтом. Иннокентий Анненский умер в 1909 году, когда ему было всего пятьдесят четыре года, умер совершенно непонятым, но не усомнившимся в своем таланте:
Вот газеты свежий нумер,
Объявление в черной раме:
Несомненно, что я умер,
И, увы! не в мелодраме.
В 1910 году Николай Гумилев в статье “Из писем о русской поэзии” писал об Анненском: “И теперь время сказать, что не только Россия, но и вся Европа потеряла одного из больших поэтов”

Читайте также:
Пришвин: сочинение

Сочинение Поэтическое творчество И.Ф. Анненского

1. Поэт Анненский: «антипатия ко всему элементарному».
2. Одиночество человека и окружающего мира.
3. Тема раздвоенности мира в поэзии Анненского.
4. Пейзажная лирика.
5. Творческая судьба.

Как известно, поэзия – это отражение мыслей и чувств человека, воссоздание его мировоззрения. Другими словами, какой бы литературной традиции ни придерживался поэт в своих произведениях, в центре внимания всегда будет его собственный субъективный взгляд на окружающую действительность, а то, как он передает свою точку зрения, будет его собственным, неповторимым поэтическим стилем.

В своей автобиографии я написал. Ф. Анненский: “С тех пор как я себя помню, мне нравится изучать историю и литературу, и я чувствую антипатию ко всему элементарному, банальному и понятному”. Именно это признание поэта может стать ключом к пониманию его творчества. Н.С. Гумилев писал после смерти Анненского: “Круг его идей резко нов и искрится неожиданностями, порой парадоксальными. Для него наше время отмечено не верой, а неверием, и он борется за свое право на неверие с яростью пророка. С горящими от любопытства глазами он проникает в самые темные и глухие уголки человеческой души; для него ненавистью является только позерство, и вопрос, с которым он обращается к читателю, звучит так: “А что, если грязь и непритязательность – лишь помеха для сияющей где-то там красоты?” – для него уже не вопрос, а неизбежная истина.

В одном из своих стихотворений Анненский говорит о жизни, которая существует рядом с нами, или, скорее, параллельно нашей жизни – он говорит о мире духов. Но лирические стихи – это утверждение: каждый человек – это особый, уникальный мир, и мы, человеческие миры, существуем параллельно, и наши сознания иногда пересекаются, вопреки математическим законам:

Не мерещится ль вам иногда,
Когда сумерки ходят по дому,
Тут же возле другая среда,
Где живем мы совсем по-другому?
С тенью тень там так мягко слилась,
Там бывает такая минута,
Что лучами незримыми глаз
Мы уходим друг в друга как будто.

По мнению Анненского, человек – одинокое существо, и это одиночество усугубляется чувством безысходности. Внешний мир одушевлен поэтом, а природа, сливаясь с человеком в единое целое, так же одинока, как и лирический герой. Человечество и неживая природа вызывают у поэта одинаковые симпатии:

Иль я нес вами таю, дни?
Не вяну с листьями на кленах?
Иль не мои умрут огни
В слезах кристаллов растопленных?
Иль я не весь в безлюдье скал
И черном нищенстве березы?
Не весь в том белом пухе розы,
Что холод утра оковал.

От ограниченности существования, которое, увы, неизбежно, никуда не деться. В лирике Анненского часто звучит протест против банальности и уродства окружающей действительности, далекой от представлений поэта об идеале. В качестве защиты от уродливых форм природы и тварного бытия в лирике Анненского предстает призрачная, фантастическая вселенная. Правда, иногда этот мир заслоняет, а иногда сливается с реальным, что создает в поэзии Анненского тему двойственности, волшебства, кошмара, но реальные жизненные ситуации не только сохранены, но и достоверны.

Вы ждете? Вы в волненьи? Это бред.
Вы отворять ему идете? Нет!
Поймите: к вам стучится сумасшедший,
Бог знает где и с кем всю ночь проведший,
Оборванный, и речь его дика,

Читайте также:
Нравственно-философская проблематика произведений М. А. Булгакова: сочинение

И камешков полна его рука;
Того гляди — другую опростает,
Вас листьями сухими закидает,
Иль целовать задумает, и слез
Останутся следы в смятеньи кос,
Коли от губ удастся скрыть лицо вам,
Смущенным и мучительно пунцовым.

На фоне повседневных деталей появляется фантастический, пугающий образ призрака. Его появление – это грань между реальностью и бредом. В финале стихотворения выясняется, что появление безумного незнакомца – всего лишь сон, но сон был настолько реален, что отчетливо вспоминаются детали: камни в руке призрака, сухие листья в другой.

Несмотря на это, И. Ф. Анненский – больше, чем поэт одиночества и кошмарных снов. Внимательный наблюдатель действительности, мастер реалистического пейзажа, он был назван критиками последователем тютчевской традиции. “Анненский имеет глубокую, органическую связь с русской философской лирикой и поэзией природы, с Тютчевым и Баратынским”, – писал Федоров. Именно тютчевское начало временами очень ясно ощущается в лирике Анненского, особенно в тех сравнениях и посылах, которые он дает в концовках своих стихотворений”.

Ведь и у Анненского, и у Тютчева за описанием природы часто следует философская или дидактическая сентенция, а образ, созданный на основе природного мира, становится формой выражения мысли о жизни человека вообще:

Еще не царствует река,
Но синий лед она уж топит;
Еще не тают облака,
Но снежный кубок солнцем допит.
Через притворенную дверь
Ты сердце шелестом тревожишь.
Еще не любишь ты, но верь:
Не полюбить уже не можешь.

Природа наделена способностью страдать так же, как и люди. Поэт не воспринимает природу как мирное место, не чувствует себя с ней единым целым:

Когда бы бури пролетали
И все так быстро и светло.
Но не умчит к лазурной дали
Грозой разбитое крыло.

Поэзия Анненского часто оставляет впечатление разрыва между внутренним миром поэта и окружающей его действительностью. В свое время он не был популярен, и о нем часто говорили снисходительно. Но он не стремился к славе, он просто хотел быть поэтом. Иннокентий Анненский умер в 1909 году, когда ему было всего пятьдесят четыре года, умер совершенно непонятым, но не сомневающимся в своем таланте:

Вот газеты свежий нумер,
Объявление в черной раме:
Несомненно, что я умер,
И, увы! не в мелодраме.

Николай Гумилев писал об Анненском в своей статье “Из писем о русской поэзии” в 1910 году: “И теперь самое время сказать, что не только Россия, но и вся Европа потеряла настоящего великого поэта. “.

Брюсов, И. Анненский, К. Бальмонт

Русская культура достигла своего пика в 1915 году, когда она поднялась до самых больших высот.

Мы знаем тревожные исторические события того времени. Поэты, как и политики, пытались открыть что-то новое. Политики искали социальных изменений, поэты – новых форм художественного отображения мира. На смену классике XIX века пришли новые литературные направления: символизм, акмеизм и футуризм.

Одним из первых альтернативных литературных течений стал символизм, объединивший таких поэтов, как К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Белый и др. Символисты считали, что новое искусство должно передавать настроение, чувства и мысли поэта через образы – символы. В этом случае художник познает мир не через размышления, а через литературное творчество, момент творческого экстаза, ниспосланный свыше.

Тень невероятных существ

Он извивается во сне,

Как латание ножей.

Читайте также:
Сюжет и герои одного из рассказов В.Шукшина. («Далекие зимние вечера»): сочинение

На эмалированной стене.

Звук рисунка полусонного человека

В гулкой тишине – гулкой тишине….

Так описал рождение творческой идеи один из самых ярких представителей символизма В. Брюсов. Он сформулировал в своем творчестве идеи этого литературного направления. Вот что мы находим в стихотворении “Юному поэту”: “.

Бледный юноша с горящими глазами,

Теперь Я даю вам три завета.

Первый взгляд: Не живите настоящим,

Только будущее – удел поэта.

Помните о втором пункте: Никого не жалейте

Любите себя целиком и полностью.

Третья заповедь: поклоняйтесь искусству,

Просто для него, бездумно, без цели.

Но эти предписания не означают, что поэт не должен смотреть на жизнь и создавать искусство ради искусства. Об этом свидетельствует многогранная поэзия Брюсова, показывающая жизнь во всем ее многообразии. Поэт находит удачное сочетание формы и содержания. Он пишет:

И я хочу, чтобы все мои мечты сбывались,

Она потянулась за словом и за светом,

Найдите те функции, которые вам нужны.

Символисты стремились сосредоточиться на внутренней жизни поэта. По мнению К. Бальмонта, например, мир существует только для того, чтобы поэт мог выразить свои собственные чувства:

Я ненавижу человечность,

Я поспешно убежал.

Мое единое государство

Моя опустошённая душа.

Это видно и в следующих строках, где обращение Бальмонта к внутреннему миру отражено не только в содержании, но и в форме (частое использование местоимения “я”):

Тени проходили сквозь мои сны, и я мечтал поймать их.

Увядающие тени увядающего дня,

Я поднялся на башню, и ступени задрожали,

Когда я шел, ступени дрожали под моими ногами.

В поэзии К. Бальмонта можно найти отражение всей его чувствительной фибры. Именно они, по мнению символистов, заслуживают особого внимания. Бальмонт пытался запечатлеть каждое чувство, пусть даже мимолетное, в образе, в словах. Поэт пишет:

Я не знаю мудрости, которая была бы полезна другим,

Я пишу только мимолетные вещи в стихотворении.

В каждое мгновение я вижу миры,

Полные радуги, меняющие жизнь.

Несогласие с символизмом привело к возникновению нового литературного течения Серебряного века, получившего название акмеизм. Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам отвергли тяготение символизма к неизвестному, чрезмерное внимание поэта к внутреннему миру. Поэзия – это отображение реальности, признание достижимого. Художник-акмеист причастен к реальности через ее отображение.

Действительно, творчество Николая Гюмлева в основном служит отражением всего, что нас окружает. Пейзажи и обычаи Африки нашли отражение в его поэзии. На протяжении всего стихотворения поэт глубоко проникает в мир легенд и преданий Абиссинии, Рима и Египта. Об этом свидетельствуют такие строки:

Я знаю радостные рассказы о таинственных странах

О черной деве, о страсти молодого вождя,

Вас уже некоторое время окружает густой туман,

Ты не поверишь ничему, кроме дождя.

И как рассказать ему о тропическом саде,

Стройные ладони, аромат невообразимых трав.

Ты плачешь? Слушай. Далеко, на озере

Чад Изысканный прогуливается с жирафом

В каждом из стихотворений Гумилева поэт представляет разные грани своего мироощущения, своего настроения, своих чувств. Например, в стихотворении “Капитаны” он предстает перед нами как певец мужества, риска, отваги. Поэт поет гимн людям, которые бросают вызов судьбе и стихии:

Быстрые вингеры возглавляются капитанами –

Открыватели новых территорий,

Для тех, кто не боится циклопов,

Кто вкусил мелководья и болота.

Кто не запылился от потерянных карт –

Морская соль просочилась в мою грудь.

Чья игла на сломанной карте

Отмечает свое дерзкое путешествие.

Содержание и изысканный стиль стихов Гумилева помогают нам ощутить полноту жизни. Они являются доказательством того, что можно создать для себя яркий и красочный мир, далекий от серости повседневной жизни.

Читайте также:
Авторское сочинение по рассказу В.Г. Короленко В дурном обществе: сочинение

Поэзия Анны Ахматовой также уводит нас в мир красоты. Ее стихи удивляют нас внутренней силой своих чувств. Поэзия Ахматовой – это исповедь души влюбленной женщины и чувства человека, переживающего все страсти 20 века. По словам О. Мандельштама, Ахматова “привнесла в русскую лирику всю великую сложность и психологическое богатство русского романа XIX века”. Действительно, любовные письма Ахматовой воспринимаются как великий роман, в котором переплетаются многие человеческие судьбы. Но чаще всего мы встречаем образ женщины, жаждущей любви, счастья:

Настоящую нежность нельзя спутать

Без ничего и тихо.

Тщетно заворачиваешь его в мягкую ткань.

Мои плечи и торс из кожи.

И тщетно словам повинуются

Здесь говорится о первой любви.

Так как я знаю этих упрямцев

Вы выглядите несчастной!

Новое литературное течение Серебряного века, футуризм, пришедшее на смену акмеизму, характеризовалось агрессивным противостоянием традиционной поэзии классиков. Первая коллекция футуристов называлась “Пощечина общественному вкусу”. Раннее творчество Владимира Маяковского было связано с футуризмом. В ранних стихах поэта чувствуется желание поразить читателя необычностью своего взгляда на мир. В стихотворении “Ночь”, например, Маяковский использует неожиданное сравнение. Освещенные окна ночного города навевают мысли о веере карт. В сознании читателя возникает образ города как игрока:

Малиновые и белые отбраковываются и замачиваются,

Горсти дукатов были брошены на лужайку,

И чёрные руки из заброшенных окон

В огне раздавались желтые карточки.

Поэты-футуристы В. Маяковский, В. Хлебников и В. Каменский выступали против классической поэзии и пытались найти новые поэтические ритмы и образы, создать поэзию будущего.

Поэзия Серебряного века раскрывает уникальный и удивительный мир красоты и гармонии. Она учит нас видеть красоту в обыденном и глубже понимать внутренний мир человека. А поиск поэтами Серебряного века новых форм стиха и их размышления о роли творчества позволяют нам лучше понять поэзию.

Вы ищете реферат, сочинение или конспект? Далее сохранить как ” Брюсов, И. Анненский, К. Бальмонт . Готовые домашние задания!

Следующее сочинение из данной рубрики: Система частей речи в русском языке

$ AlexLat $

Тематика лирики И.Ф. Анненского
После того, как были описаны мировоззрение и творческий метод Анненского, повлиявшие на творчество поэта, следует обратиться к основным темам лирики поэта.
Первые стихотворные опыты Анненского относятся к 1870-м годам и несут на себе печать ученичества. В этих произведениях звучат отголоски поэзии XIX века (Ф. Тютчев, А. Фет). Достаточно указать названия этих стихотворений: “Романс”, “Березка”, “Певцу” – уже они говорят о том, что Анненский следует традиции XIX века, воспроизводит романтическую образность и тематику. Эти стихотворения не являются достижением зрелого художника. Он сам об этом говорит в одном из своих поздних стихотворений в прозе:
“А я глядел. на радугу и сочинял стихи”.
Это были плохие стихи, совсем плохие стихи, то была даже не стихотворная риторика, а что-то еще жальче”. /II, 20, стр. 37/.
О том, что эти стихотворения не несут и художественной ценности говорит и то, что почти ничего не уцелело.
Хотя поэт, по времени творчества, относится к временному промежутку, который можно ограничить с 1870 по 1909 год, он не соотносится полностью с общелитературной тенденцией. Он не занимается богоискательством (Вяч. Иванов, Д. Мережковский, З. Гиппиус), отдален от мистицизма.
По основным темам он более соотносится с французским символизмом эпохи декаданса. Это тема тоски, тема смерти и тема невозможности изменить что-либо в своей жизни. Этими темами лирическое “я” поэта наиболее полно соотносится с героями А.П.Чехова – разочарованными интеллигентами, тоскующими о жизни, не могущими что-нибудь изменить в своей собственной и окружающей жизни. Это приводит к усиленной рефлексии автора, попытке разобраться в себе самом, неуверенности в выводах и суждениях. К примеру, стихотворение “Гармония”:
В тумане волн и брызги серебра,
И стертые эмалевые краски.
Я так люблю осенние утра
За нежную невозвратимость ласки!

Читайте также:
Тема нравственного падения и возрождения человека в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

И пену я люблю на берегу,
Когда она белеет беспокойно.
Я жадно здесь, покуда небо знойно,
Остаток дней туманных берегу.

А где-то там мятутся средь огня
Такие ж я, без счета и названья,
И чье-то молодое за меня
Кончается в тоске существованье. /I, 2, стр. 187/
Здесь поднимается тема тоски существования, как однообразия. Оно противопоставлено гармонии с природой: герой, будучи в среде ему нравящейся, не забывает, что он “без счета и названья”, то есть обыватель и вносит поправки в традиции классической поэзии XIX века, а именно погружает в природу не романтического героя, а обычного человека.
Если взять в пример последний катрен стихотворения “Лира часов”, то явна неуверенность героя в будущем:
“Найдется ль рука, чтоб лиру
В тебе так же тихо качнуть,
И миру, желанному миру,
Тебя, мое сердце вернуть. “. /I, 2, стр. 220/
Здесь явно проступает тема смерти, которой у Анненского посвящено довольно много стихотворений. Он, поэт, который “не умеет молится”, не видит продолжения после смерти, а, следовательно, не понимает ее так, как Ф. Сологуб. Анненский любит жизнь, хотя она приносит ему только тоску и муку. Об этом он высказывается в последнем стихе сонета “Желанье жить”: “Только б жить, дольше жить, вечно жить. “.
Тема тоски для поэта – одна из ведущих. Это, скорее, мотив, а не тема. “Тоска” проходит через все творчество и является одним из самых употребляемых понятий. Названия многих стихотворений, отражают эту тенденцию: “Трилистник Тоски”, “Тоска возврата”, “Тоска”, “Тоска медленных капель”, “Тоска кануна”, “Тоска синевы”, “Тоска миража” и другие. Тоска у Анненского – это однообразие жизни, воспоминание прожитых лет, все ушедшее. Об однообразии жизни говорит стихотворение “Тоска”:
По бледно-розовым овалам,
Туманом утра облиты,
Свились букетом небывалым
Стального колера цветы.
. Поймешь, на глянце центифолий
Считая бережно мазки.
И строя ромбы поневоле
Между этапами Тоски. /I, 2, стр. 63/
Здесь описываются обои в комнате и глядящий на них больной герой, который от нечего делать изучает их.
Такие локальные зарисовки вообще очень характерны для Анненского. Они везде, даже природа изображается, иногда, увиденной через окно кабинета. К примеру стихотворение “Дождик” из “Трилистника Дождевого”. Стихия описывается через окно:
. И в миг, что с лазурью любилось,
Стыдливых молчаний полно, –
Все темною пеной забилось
И нагло стучится в окно. /I, 2, стр. 107/
Итак, тема тоски у И.Ф. Анненского несет очень важную роль в его творчестве. Она объясняется тем, что лирический герой автора, это человек, перешедший рубеж юности и молодости, набравшийся опыта человек, который чувствует приближение конца и все пережитое им вызывает ту тоску, которая тревожит его. Но, однако, тоска связана и с желанием жить, которое у поэта проступает во всех стихотворениях.
Часто, жизнь человека Анненским сравнивается с механизмом, который изнашивается и прекращает свое существование, но это сравнение не прямое (“Стальная цикада”, “Будильник”, “Тоска маятника”).
. Лишь шарманку старую знобит,
И она в закатном мленьи мая
Все никак не смелет злых обид,
Цепкий вал кружа и нажимая.

Читайте также:
Живые и мертвые души в поэме Николая Гоголя «Мертвые души»: сочинение

И никак, цепляясь, не поймет
Этот вал, что ни к чему работа,
Что обида старости растет
На шипах от муки поворота.

Но когда б и понял старый вал,
Что такая им с шарманкой участь,
Разве б петь, кружась, он перестал
От того, что петь нельзя, не мучась.
(“Старая шарманка”) /I, 2, стр. 72/
Шарманка и вал существуют как бы отдельно и не соотносятся с человеком. Это отдельные от мира людей вещи, которым приписываются человеческие качества. Эту черту Л. Гинзбург назвала “вещным миром” /II, 5/, а Н.С. Гумилев “преследованием декораций и декоративности” /II, 9/.
Даже любовная лирика имеет эти тенденции. К примеру, стихотворение “Смычок и струны”, в котором любовь-музыка, кажется автору мукой, которую испытывают главные действующие лица: скрипка и смычок.
. И было мукою для них,
Что людям музыкой казалось. /I, 2,стр.68/
Или, если взять стихотворение “Трое”, то становится понятно, почему Анненский относится к любви, как к муке:
Ее факел был огнен и ал,
Он был талый и сумрачный снег:
Он глядел на нее и сгорал,
И сгорал от непознанных нег.

Лоно смерти открылось черно –
Он не слышал призыва: “Живи”,
И осталось в эфире одно
Безнадежное пламя любви.

Да на ложе глубокого рва,
Пенной ризой покрыта до пят,
Одинокая грезит вдова –
И холодные воды кипят. /I, 2, стр. 97/
Любовь – это всепожирающий огонь, после которого приходит “черная” смерть. Наиболее четко это выражается в стихотворении “Я думал, что сердце из камня”.
. На сердце темно, как в могиле,
Я знал, что пожар я уйму.
Ну вот. и огонь потушили,
А я умираю в дыму. /I, 2, стр. 275/
Герой не может жить без любви, но она причиняет ему муку.
Итак, тема тоски и смерти, невозможности изменить что-либо относится к декадентскому началу в поэзии Анненского. Даже тема любви, в какой-то мере соотносится с этим мироощущением. Поэт выстраивает микрокосмос человека, рефлектирующей личности, которая тоскует по прожитой жизни, которую мучат бытовые реалии. Эти реалии здесь – те вещи, которые окружают героя, сосуществуют с ним и помогают осознать самого себя.
Даже сюжетность стихотворения состоит, по словам Л. Гинзбург, “в сцеплениях и разрывах между внешним и внутренним миром, в динамике вещей, подобной динамике отраженных в них душевных процессов”. /II, 5, стр. 331/
Теперь следует обратиться к той теме, которая является наследием традиции русской прозы XIX века, к теме совести. Она перекликается с творчеством Ф.М. Достоевского. Наиболее разработан этот вопрос был А. Федоровым в монографии “Иннокентий Анненский. Личность и творчество.” /II, 21/.
У Анненского тема совести заключается в сострадании к людям, обиженным жизнью, социально неустроенным. Наиболее полно в этом отношении стихотворении “Дети”:
. Но безвинных детских слез
Не омыть и покаяньем,
Потому что в них Христос,
Весь, со всем своим сияньем.

Ну, а те, что терпят боль,
У кого как нитки руки.
Люди! Братья! Не за то ль
И покой наш только в муке. /I, 2, 195/
“Мучительный вопрос совести” для Анненского очень важен и это делает его, во многом, последователем Достоевского.
Еще одной чертой, роднящей поэта с русской лирикой XIX века, а именно с А. Фетом, является конкретность восприятия.
Подводя итоги, следует сказать, что тематика не ограничивается очерченным в этой работе кругом, но остальные темы либо вписываются в те, о которых говорилось, либо они являются разновидностями одной из главных.
Надо еще раз отметить эти темы:
– тема тоски
– тема невозможности изменить что-либо
– тема смерти
– тема любви
– тема совести.

Читайте также:
Анализ эпизода «Последние похождения Коровьева и Бегемота» в романе «Мастер и Маргарита»: сочинение

Главные произведения

При всей скромности своего творческого наследия, М. Анненский был и остается одним из самых блестящих стилистов-символистов. Яркие образы и элегантный стиль его стихов воспринимаются представителями разных поколений так, как будто они написаны его современниками.

У поэта были особые отношения с музыкой. Он видел в ней источник размышлений и вдохновения. Это отражено в стихотворении “Струна и скрипка”, написанном в 1908 году.

Автор сравнивает человека и неодушевленный предмет, которым одинаково присущи чувства радости и боли, любви и страдания. Смычок и скрипка – это те предметы, которые в сознании людей представляют одно и то же. Автор показывает, что это не совсем так.

Памятник резцу Анненского

Их воссоединение диктуется исполнителем – то есть, когда звучит музыка. Он как будто иллюстрирует воссоединение людей после долгой разлуки, которые не могли узнать друг друга, пока не встретились, подобно смычкам и скрипкам.

Посмертный сборник Иннокентия Федоровича “Кипарисовый ларец” вышел в 1910 году. В нем есть стихотворение “Среди миров”, в котором главным символом является таинственная Звезда. Она становится единственным источником света и ответов на вопросы, которые мучают лирического героя. У него нет никого другого, и он предан ей из любви. Символизируя веру в вечные, нерушимые ценности, звезда становится символом надежды и веры.

Стихотворение “Сентябрь” входит в сборник “Тихие песни”. Отношение автора к осени заметно отличается от описаний Бунина и Пушкина. Если для последнего она была “красивой”, то для Анненского – это символ смерти и начала распада.

Место захоронения Анненский

Глядя на увядающую природу, герой ощущает пресыщение роскошью, усталость от жизни. Его ждет трагический конец, и он, смирившись и опустив руки, сталкивается с судьбой и неизбежностью.

Работа наводит на мысль, что для автора сентябрь представляет собой финальные аккорды человеческой жизни, неизбежный приход старости и болезни. Последнее предложение о “соблазнительном запахе осени” как символе приближения смерти также свидетельствует об этом.

Тема, жанр и литературное направление

Написав это стихотворение, Анненский демонстрирует редкий жанр гражданской лирической поэзии. Однако, по мнению литературоведа Павла Громова, во всех русских песнях начала 1900-х годов нет стихотворений такой лирической силы вместе с ясной гражданской позицией.

Подзаголовок стихотворения намекает на его тему: “Из стихов кошмарной совести”. Эта тема – обязанность интеллектуала, творческого человека, далекого от политики, сформулировать смысл массового и жестокого насилия, происходящего в его стране. В этом стихотворении тема ответственности явно усугубляется угнетением больших и малых народов – Российская империя как тюрьма народов (недаром мотив тюрьмы обозначен уже в первой строфе). Также отягощена тема Петербурга (ср. Пушкин утверждает, что царь-основатель все же нашел приют в Петербурге, столице России, построенной на чужой, завоеванной земле.

Русские уничижительно называли всех своих финно-угорских соседей, включая эстонцев, “чухонцами”. “Старые эстонцы” Анненского, вобрав в себя все эти мотивы и закончив строкой “Неповторимы эти чухонки”, тем самым выходит далеко за рамки политического ответа на проблемы времени. Стихотворение является выражением четкой и принципиальной антиимперской позиции поэта-гражданина.

Даже те редкие произведения Анненского, которые написаны в жанре гражданской лирики, нельзя отнести к реализму, основанному на теориях школы Некрасова. Поэт-модернист Анненский пишет систематические стихи. Так, в этом стихотворении мы находим мотивы и образы, которые являются сквозными для лирики Анненского.

Читайте также:
Счастье в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: сочинение

Читайте также: “Усталость”, анализ стихотворения Маяковского. Анализ стихотворения Ничто (Маяковский В.

Поэтическое творчество Иннокентия Анненского (см. его краткую биографию на нашем сайте) во многом отличается от поэзии его современников. Это не метафизическое, а чисто эмоциональное, даже нервное явление. У Анненского не было русских учителей. Если у него и были русские учителя, то это были французские Бодлеры, Верлены и Малларме. Но в глубине души его лирический талант весьма оригинален. Это редкий случай очень позднего развития. И он не сразу достиг совершенства. Его первый сборник, “Тихие песни”, явно незрелый, хотя он был написан в возрасте 48 лет. Но большинство стихотворений в “Кипарисовом доме” – это жемчужины первозданного совершенства.

Иннокентий Анненский. Фотография 1900-х годов.

Анненский – символист, потому что его поэзия основана на системе “соответствий”. Но это чисто эмоциональные соответствия. Стихи разворачиваются на двух взаимосвязанных плоскостях – человеческой души и внешнего мира; каждое стихотворение – это тщательно проведенная параллель между состоянием души и внешним миром. Анненский близок Чехову в том, что его материалом также являются детали и мелочи жизни. Его поэзия в основе своей человечна и может быть понятна каждому, потому что она состоит из обычного человеческого, понятного материала. Стихи построены с поразительной и тревожной тонкостью и точностью; они сжаты, лаконичны – все структурные подмостки удалены, оставлены только основные моменты, по которым читатель может восстановить весь процесс и понять единство стихотворения. Но немногие читатели способны на творческие усилия, необходимые для этого. И все же работа Анненского стоит затраченных усилий. Те, кто познакомился с Анненским, обычно предпочитают его всем другим поэтам, потому что он уникален и несокрушим.

Иннокентий Анненский. Поэт и педагог

Он создал две книги, каждая из которых содержит не более ста строк, каждая – менее ста строк. Поэтому изучать его относительно легко. Переводить его несложно, поскольку его стихи отличаются логикой строения. Вот два его стихотворения:

Над мирами, в ясности огней, я повторяю имя звезды… Не потому, что я его люблю, а потому, что я чувствую себя одиноким среди других. И если мои сомнения тяжелы, я ищу его ответ, не ради его света, а потому что с ним нет нужды в свете.

Когда сумерки гуляют по дому, Вы когда-нибудь представляли себе другую обстановку, Где бы вы жили иначе? Там тень так мягко смешалась с тенью, Там мгновение есть, В невидимых лучах наших глаз Мы ходим в тени друг друга Как будто мы в тени друг друга. И жестом мы боимся прогнать мгновенье, Или словом потревожить, Как будто кто-то близко прильнул к уху, Заставляя слышать даль. Но когда пламя свечи догорает, И нежный свет мира втягивается без борьбы, Тени глаз, в синем пламени, бегут по наклонному лучу.

Язык Анненского нарочито посредственный, банальный. Это повседневный язык, лишенный красоты – но поэтическая алхимия превращает уродливую овчину банальности в чистое поэтическое золото.

Трагедии, написанные Анненским в подражание Еврипиду, не могут сравниться с его поэтическими произведениями. В последней группе наиболее примечательна “Фамира Цефаредес”. Среди мифов об Аполлоне есть миф о том, как Фамира бросила вызов богу в музыкальном состязании и ослепла за свою дерзость. В ней много душераздирающей поэзии, но она не является классической. Учитывая постоянную связь Анненского с античными авторами, можно только удивляться, почему он так далек от античного духа.

Читайте также:
Тема любви в творчестве А. С. Пушкина: сочинение

Поэзия Анны Ахматовой оказала глубокое влияние на творчество поэта.

Минута произносится дважды, как удар сердца. В этом припеве кажется, что время остановилось. Это фирменный прием автора – повторять начальные строки в измененном порядке. Символично, что отношение героя изменилось, когда он столкнулся с правдой, но еще не был готов ее принять. Точно так же в первой строфе он просит мираж быть “без слов, без улыбки”, чтобы не рассеять призрачное волшебство.

И.Ф. Анненский (1855-1909 гг.) Автор: Прокина Надежда 11 «А» класс. — презентация

И.Ф. Анненского (год) Автор: Прокина Надежда 11.A klasa

Я думал, что мое сердце сделано из камня, я думал, что мое сердце пусто и мертво: Да будет огонь в сердце моем с языками, подобных которым нет в нем. На самом деле, это было не больно и только немного неприятно. Но если его можно раздуть, то это лучше, чем ничего, верно? В моем сердце темно как в могиле, я знал, что должен потушить огонь. Ну, теперь. огонь потушен, И я умираю в дыму.

Биография И. Ф. Анненского. Конец 1870-х годов.

Н. P. и F. N. Анненские – родители И. Ф. Анненский.

Анненский скоропостижно скончался на ступеньках Царскосельского вокзала в Санкт-Петербурге 30 ноября (13 декабря) 1909 года. Он был похоронен на Казанском кладбище в Царском Селе (ныне Пушкин, Ленинградская область). Сын Анненского, филолог и поэт Валентин Анненский (Кривич), опубликовал “Кипарисовый короб” (1910) и “Посмертные стихи” (1923). Мемориальный камень в память о Я. Анненского в Омске.

Читайте также: Пути и астралы Абрамова Федора Александровича читать бесплатно, Пути и астралы Абрамова Федора Александровича читать онлайн

Шкатулка Анненского с кипарисом (1910) Папки “Трилистники” Разрозненные страницы (1910)

Анненский перевел на русский язык полное собрание сочинений великого греческого драматурга Еврипида. Он также сделал стихотворные переводы произведений зарубежных писателей. (Гете, Гейне, Мюллер).

Аннанский сыграл большую роль в формировании течений русской поэзии, возникших после символизма (акмеизм, футуризм). “Колокола” по праву считаются первым русским футуристическим стихотворением. Колокола (отрывок) Глухая дорога. Звонарь в зимнюю ночь рассказывает путнику свадебную историю. Динь-динь-динь-динь, Дини-дини. Лида Лида села, Лида Лида села, Дидо Ладо села, Дидо Ладо сошла.

Особенности лирики Анненского 1. Многогранность, многозначность слов и образов. 2. Любимый способ организации поэзии Анненского – циклизация и микроциклизация. 3. Оксюмороны могут использоваться как в отдельных стихотворениях, так и в целых поэтических циклах. 4. В лирике Анненского синтезируются символизм, акмеизм и футуризм. 5. Стихи Анненского обладают удивительной музыкальностью, которую можно объяснить размером стиха, использованием рифм и ритмов, интонационным разнообразием. 6. Анненский ввел в свою лирику обыденные просторечия, которые не были уникальными для символистов. 7. Одна из особенностей Анненского – приравнивание человека к вещам. Он согревает судьбу и образ человека, сравнивая его с вещами.

” Санкт-Петербург” (отрывок) Желтый пар петербургской зимы, Желтый снег, покрывающий плиты. Неважно, где мы с тобой, знаю лишь, что мы крепко слиты. Разве царский указ нас соединил? Разве шведы забыли нас потопить? Не было в прошлом сказок, был лишь камень, да и тот страшный.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: