Бедные люди в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Сам Родион – маленький человек, ему всегда не хватает денег. Однако, несмотря на то, что его материальное положение не является удовлетворительной причиной для совершения убийства или каким-либо образом оправдывает его поступок, героя все равно клеймят как “маленького человека”.

Сочинение на тему Маленькие люди в романе Преступление и наказание

Проблема “маленьких людей” в русской литературе в полной мере раскрылась в произведениях Федора Михайловича Достоевского. Человек с непростой судьбой, он пережил многие жизненные испытания и, будучи тонким психологом, помогал другим понять чувства униженных и обездоленных.

Прекрасным примером такого рода произведений является “Преступление и наказание”. Сюжет наполнен характерными персонажами “маленьких людей” со своими оттенками социального статуса. Общее, что связывает этих людей, – это их уязвимость, чувствительность к трудностям и непомерная борьба по сравнению с более успешными и влиятельными членами общества. Кроме того, эти люди страдают от материальных трудностей, буквально “на грани” бедности. Наконец, духовное мученичество – тоже одна из граней “маленьких людей”. Причины их страданий часто не их собственные, а, скорее, семьи или религиозные убеждения.

Вот конкретные примеры персонажей, подходящих под эту тему.

Мармеладовы

Вся семья представляет собой группу “маленьких людей” разных поколений.

Семен Маремадов – бывший советник, любящий муж, а ныне пьяница и лентяй. Из вежливого и компетентного государственного служащего он превратился в алкоголика в результате жизненных трудностей. Но его грех заключается не в его нынешней ситуации, а в его неспособности найти в себе силы исправить свою жизнь.

Дочь, Соня Мармеладова, совершает библейский грех и занимается проституцией. Заработанные деньги она тратит на свою семью. Эта жертва показывает, что даже у “маленьких людей” есть сильные убеждения и внутренний стержень.

Раскольников

Еще одна семья бедняков, которые обходятся практически всем.

Родион Раскольников, главный герой романа, тоже “маленький человек”. Жизнь в постоянной нищете заставила его решиться на ужасное преступление: убийство старухи ради денег. Дуня, его сестра, вынуждена работать служанкой у богатых хозяев. Это трудная и унизительная работа. Единственный способ обрести счастье и процветание – это удачно выйти замуж. Но ее жених Лужин оказывается невероятно эгоистичным и жадным. Поэтому Авдотья отвергает его и, несмотря на свою нужду, не хочет выносить супружескую жизнь.

Следующий герой романа, студент Разумихин, обладает основными характеристиками предыдущих персонажей. Он – бедный сирота, зарабатывающий жалкую зарплату. Но он становится студентом и мечтает чего-то добиться в жизни.

В итоге образ “маленьких людей” показывает, что их положение является отправной точкой для цели, которую выбирают все.

Другие темы: ← Значение имени Соня Мармеладова ↑ “Преступление и наказание” Достоевского – значение имен в романе → Значение имен в романе.

Читайте также:
Образы помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: сочинение

Бедные люди в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

В своей статье “Забитые люди” Н. А. Добролюбов писал: “В произведениях Ф. М. Достоевского мы находим одно общее, или менее бросающееся в глаза, во всем, что он писал. Во всех произведениях Достоевского есть одна общая черта. Это боль человека, признающего, что он не способен или, в конечном счете, даже не имеет права быть человеком, настоящим, полным и независимым человеком в своих собственных правах.”

Книга Достоевского “Преступление и наказание” – это книга о жизни обездоленных людей и скорби писателя о поруганной чести “маленького” человека. Читатель сталкивается с образами страданий “маленьких людей”.

Холодный и равнодушный взгляд сытого Петербурга на обездоленных. Элементы общежития и улицы вмешиваются в судьбы людей, влияют на их переживания и поступки.

Здесь показано изображение женщины, ныряющей в канал. А вот пьяная пятнадцатилетняя девочка идет по бульвару. Эта страшная картина вызывает у Раскольникова горькие мысли. Он знает, как и почему погибнет эта человеческая душа, растоптанная с юных лет. “Бедная девочка.

Она просыпается, плачет, и ее мать узнает об этом. …. Сначала он убивает ее, потом бьет плетью, возможно, болезненно и позорно,

А если нет, то Дарья Францевна узнает, и моя дочурка начнет вынюхивать ……

Затем немедленно обращались в больницу. и там снова больница. вино. кабаки. и еще одна больница. через два-три года – калека, полная жизнь ее девятнадцать-восемнадцать лет только”. Когда он утверждает, что существующая жизнь оправдывает это сознательное унижение человека, его слова разбегаются от гнева: “Это, мол, так и должно быть”. Такой процент, говорят, должен быть каждый год”. Среди этих женщин – Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня и Дуня Раскольниковы.

Типичным пристанищем столичных бедняков является убогая комната Мармеладова. Вид этой комнаты и бедность ее обитателей делает понятной ту горечь, с которой хозяин несколькими часами ранее рассказывал Раскольникову историю своей жизни и семьи. Рассказ Мармоладова о себе в грязном трактире – это томительная исповедь мертвеца, разбитого несправедливым гнетом обстоятельств.

Это крик о помощи. Горький пьяница, пропивший последние чулки жены и потерявший из-за своего порока службу, Мармеладов достиг последней стадии человеческого падения. Катерина Ивановна вспоминает, как они потеряли деньги из-за вора, который унес их в кабак. Но сам порок Мармеладова объясняется безмерностью его несчастий, сознанием той обездоленности и униженности, которую несет ему бедность. Государь начинает почти торжественно: “Милостивый государь, бедность не порок мой, а правда моя.

Я знаю, что пьянство – не добродетель, и это тоже. Но бедность, мой дорогой сэр, бедность – это порок. В бедности сохраняется ваше врожденное благородство, но его нет и никогда не будет.

Читайте также:
ТРАГЕДИЯ ПЕЧОРИНА: сочинение

Мармеладов – человек, которому “некуда идти”. Отчаяние одинокого человека – это его жалоба: “Каждый должен хотя бы куда-то идти. Ведь наступает время, когда каждый должен хоть куда-то пойти!”. Мармеладов погружается все глубже и глубже, но даже в своем упадке он сохранил лучшие человеческие рефлексы, способность к сильным эмоциям, как пишет Писарев, “ему не изменяла природная нежность и чувствительность глубоко нежного характера”.

Последнее душевное движение Мармеладова – просьба о прощении у Катерины Ивановны и Сони.

Да, Катерина Ивановна всю жизнь борется за то, чтобы обеспечить своих детей, она обездолена и страдает. Несмотря на свою силу, пылкость и непреклонность, она вынуждена после причитаний, слез и заламывания рук выйти замуж за невзрачного чиновника, у которого есть четырнадцатилетняя дочь Соня, а потом из жалости и сострадания жениться на Катерине Ивановне. Мармеладов сказал: “Понимаете ли вы значение слова “некуда идти”?

Бедность и нищета семьи Мармеладовых толкает Катерину Ивановну на потребительство, но чувство собственного достоинства остается в ней.

Сам Достоевский говорит о ней: “А Катерина Ивановна не была, сверх того, из битых; ее действительно можно было убить обстоятельствами, но нельзя было поколдовать над ней нравственно, то есть запугать и склонить ее волю к своей воле”. Именно это желание почувствовать себя полноценным человеком побудило Екатерину Ивановну устроить пышные похороны. Достоевский постоянно подчеркивает это желание словами: “Она осмотрела своих гостей гордо и с достоинством”, “она не дала им ответа”, “она громко переступила через стол”. Помимо чувства собственного достоинства, в душе Екатерины Ивановны живет еще одна большая эмоция – доброта.

Пытаясь оправдать мужа, она говорит: “Представьте себе, Родион Романович, я нашла у него в кармане пряничного петушка: он ходит мертвецки пьяный, но помнит своих детей”. Ее грудь крепко сжимается вокруг Сони, словно она хочет защитить ее от притязаний Лужина, и она говорит: “Соня! Соня!

Я в это не верю. В поисках справедливости Катерина Ивановна бегает по улицам. Она понимает, что после смерти мужа дети обречены на голодную смерть, что судьба безжалостна к ним.

Таким образом, Достоевский противоречит сам себе и опровергает теорию утешения и смирения, которая якобы ведет всех к счастью и процветанию, когда Катерина Ивановна отвергает утешение священника. Конец Екатерины Ивановны трагичен. Она бежит к генералу, чтобы попросить о помощи, но его хозяин ест, и дверь для нее закрыта.

Надежды на спасение нет, и Катерина Ивановна делает последний шаг: начинает умолять. Сцена смерти бедной женщины очень впечатляет. Слова, с которыми она умирает, перекликаются с образом замученной и избитой до полусмерти клячи, о которой когда-то мечтал Раскольников.

Читайте также:
О чем мечтают герои комедии Н. В. Гоголя Ревизор: сочинение

В “Лошади” Достоевского, стихотворении Некрасова о забитой кляче и “Лошади” Салтыкова-Щедрина изображен обобщенный, трагический образ страдающих людей. На лице Катерины Ивановны запечатлен трагический образ горя. Демонстрации обладают огромной силой, о чем свидетельствует этот образ. Это один из вечных образов мировой литературы.

Трагическое существование изгоя воплощено и в Соне Мармеладовой.

Достоевский любил противопоставлять трагическое пошлому, банальному, нелепому. Так Соня впервые появляется в аляповатой одежде продажной женщины у постели своего отца. Эта нелепая маскировка заставляет нас почувствовать трагическую судьбу человека, который ее носит.

Судьба Сони трагична. Ей тоже некуда идти в этом мире, потому что, по словам Мармеладова, “бедная, но честная дева может заработать много честным трудом”. Сама жизнь отвечает на этот вопрос отрицательно.

Соня продает себя, чтобы спасти свою семью от голодной смерти, потому что у нее нет выбора, нет права на самоубийство. Писарев писал: “Может быть, Софья Семеновна и смогла бы броситься в Неву, но, бросившись в Неву, она не смогла бы положить на стол перед Екатериной Ивановной 30 целковых, в чем был весь смысл и оправдание ее аморального поступка.

Тупиковая ситуация, когда даже самоубийство для бедного человека безнадежно, может подтолкнуть людей к совершению моральных преступлений против самих себя, когда перед ними стоит дилемма: нарушить мораль или нет. Если бы Соня не совершила морального преступления, ее дети умерли бы от голода. Таким образом, Соня становится символом всех вечных жертв.

Поэтому Раскольников восклицает: “Сонечка Мармеладова! Вечная Сонечка!” Образ Сони – это путеводитель по собственному видению жизни автора. Все в ее образе вызывает в памяти величие нравственных достижений, сострадание к людям, стойкость, желание смирить себя и смирение.

Именно девушка, вошедшая в комнату, робко оглядываясь по сторонам, стала иллюстрацией горькой судьбы Сони и ее стойкости духа: . В комнату вошла девушка, робко оглядываясь по сторонам. Это была Софья Семеновна Мармеладова. Теперь это была скромно и даже бедно одетая девушка, совсем молоденькая, почти похожая на девочку, со скромными и приличными манерами, с ясным, но несколько испуганным лицом.

Как это часто делает Достоевский, он подчеркивает унизительное положение Сони в мире: “Соня снова и снова робко садилась, потерянно, торопливо смотрела на обеих дам и вдруг отшатнулась назад”. Ф. Достоевский становится нравственным наставником Сони, произнося слова из ее уст. Как христианке, Соне присущи смирение, всепрощающая любовь и религиозность.

Читайте также:
Что заставляет Печорина проводить эксперименты над собой и окружающими? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»): сочинение

Вечное смирение и вера в Бога дают ей силы жить. Поэтому именно она заставляет Раскольникова признаться в своем преступлении, доказывая тем самым, что истинный смысл жизни – это страдание. Раскольников спрашивает ее, что ему теперь делать.

В ответ Соня говорит: “Стань в эту минуту на перекрестке, поклонись, поцелуй землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему миру, всем и скажи: “Я убила!””. Чтобы показать нравственную силу Сони, Достоевский пишет, что даже в каторжном лагере, куда она последовала за Раскольниковым, каторжники полюбили ее. Кроме того, под ее влиянием Раскольников излечился от психологической травмы. Соня была одиноким светом в общем безнадежном мире Достоевского. Онечка Мармеладова – олицетворение любви к людям.

Она сохранила чистоту своей души в той грязи, в которую ее толкнула жизнь. Образ Сони – это обобщенный образ человеческого страдания.

Но образ имеет и глубоко реалистическое содержание. Судьба Сони, жертвы мерзостей системы собственности, в которой женщины покупаются и продаются, приобретает широкий и обобщающий смысл. Похожая судьба ждала и Дуню Раскольникову, которая должна была пойти по пути Сони. Единственный реальный выход для девушки без средств – продать себя, только определенному человеку, в данном случае Лужину.

Очень подробно, психологически верно изображая “бедных людей”, Ф. М. Достоевский проводит главную идею романа: так жить нельзя.

Вариант 3

Этот мотив является одним из самых важных в творчестве автора, поэтому неудивительно, что главные герои “Преступления и наказания” – “маленькие люди”.

По своей природе бедный, скромный, сталкивающийся с ужасными трудностями, такой герой рождается в бедности.

В этом произведении почти все персонажи, так или иначе, представляют маленьких людей, это семья Мармеладовых и Раскольников, друг главного героя Разумихин, Николка и Настасья.

Это простая бедная семья, живущая практически за чертой бедности.

У Родиона Раскольникова есть мать и сестра. Первая живет на пенсию, которую получает после смерти мужа, а вторая устроилась домработницей к богатым людям, которые относятся к ней с презрением. Дуня, ее сестра, безумно влюблена в Лужина, не очень порядочного человека.

Маленький человек, Родион, также вечно испытывает нехватку денег. Однако, несмотря на то, что его материальное положение не является удовлетворительной причиной для совершения убийства или каким-либо образом оправдывает его поступок, героя все равно клеймят как “маленького человека”.

Маленькие люди” ярко описана другая семья. Бюрократ Семен Захарович Мармеладов все чаще ищет утешения на дне стакана; человек попал под груз обстоятельств и ситуаций в своей жизни и не может от них оправиться. Хотя он тихий и немного наивный, но по натуре добрый и умный человек. Несмотря на то, что он очень глубоко переживает выбор, который он сделал в своей жизни, включая пьянство, он понимает, что у него нет сил остановиться, что еще больше угнетает его.

Читайте также:
Тема нравственного падения и возрождения человека в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Его жену, Екатерину Ивановну, также постигла печальная участь: она умерла от чахотки, не в силах справиться с потерей двух мужей в столь юном возрасте (30 лет).

У Сони Мармеладовой нет другого выбора, кроме как зарабатывать на жизнь, занимаясь самым низким бизнесом. По сути, она жертвует собой ради своей семьи.

В романе Достоевского “Преступление и наказание” описана реальная жизнь бедных людей, когда им приходится прилагать все усилия, чтобы не умереть с голоду, и при этом они сохраняют все качества, которые отличают настоящего человека: хрупкость, доброту и веру в будущее.

Проблема «бедного человека» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Обратимся теперь к роману Достоевского “Преступление и наказание”. В этом произведении автор обращает внимание читателя на проблему “бедного человека”. Как пишет Н. А. Добролюбов в статье “Наказанные люди”, есть одна общая нить, более или менее заметная во всех произведениях Достоевского. Я вижу в ней боль человека, признающего, что он не может или даже не должен быть человеком, настоящим, самостоятельным человеком.” [7], p. 7.

Преступление и наказание” Достоевского – это книга о жизни обездоленных бедняков, книга, отражающая боль писателя за поруганную честь “маленького” человека. Он показывает страдания маленьких людей. Они проводят свою жизнь в грязных кварталах.

Холодные, равнодушные глаза сытого Петербурга смотрят на бездомных. Общежитие и уличная жизнь вмешиваются в судьбы людей, накладывая отпечаток на их переживания и поступки. Вот женщина прыгает в канал. А по бульвару идет пьяная 15-летняя девочка… Типичным пристанищем столичной бедноты является убогая комната Мармеладовых. Вид этой комнаты и нищеты ее обитателей показывает ту горечь, с которой Мармеладов несколькими часами ранее рассказывал Раскольникову историю своей жизни, историю своей семьи. Рассказ Мармеладова в дряхлом трактире – это горькая исповедь “мертвеца, несправедливо раздавленного гнётом обстоятельств”.

Это можно объяснить только величиной страданий Мармеладова, осознанием им своей бедности, того унижения, которое вызывает бедность. Почти торжественно он начал: “Милостивый государь, бедность – это не порок, это факт. Даже пьянство не является добродетелью, а уж тем более пороком. Бедность, милостивый государь, это порок. Несмотря на бедность, ваши врожденные чувства еще сохраняются, но в бедности – никогда и никого” [7], с. 122. 122. Мармеладов – бедный человек, которому “некуда идти”. Несмотря на то, что Мармеладов стремительно падает вниз, он сохраняет свои лучшие человеческие качества, такие как способность глубоко чувствовать, которую он выражает, например, в мольбе о прощении перед Катериной и Соней.

Читайте также:
Описание образа Городничего в комедии «Ревизор»: сочинение

Всю свою жизнь Екатерина Ивановна искала способы прокормить своих детей, терпя бедность и лишения. Гордая, страстная, бескомпромиссная, оставшись вдовой с тремя детьми, она была вынуждена, “плача, стоная и ломая руки”, выйти замуж за неказистого чиновника, вдовца и отца четырнадцатилетней дочери Сони, который в свою очередь из жалости и сострадания женился на Катерине Ивановне. Нищета поражает семью Мармеладовых, но они борются, хотя и без шансов. Сам Достоевский говорит о Катерине Ивановне: “А Катерина Ивановна не была, сверх того, та, которую можно было убить; убить ее можно было совершенно по обстоятельствам, но убить ее нравственно, то есть устрашить и покорить ее волю, было невозможно” [7], с. 9. Именно это желание почувствовать себя самостоятельной личностью заставило Екатерину Ивановну устроить пышные поминки.

Кроме чувства самоуважения в душе Екатерины Ивановны есть еще одно светлое чувство – доброта. Она пытается оправдать своего мужа, говоря: “Смотрите, Родион Романович, я у него в кармане пряничного человечка нашел: мертвый пьяница, а детей помнит”. [7], с. 141. 141 Он крепко обнимает Соню, как бы своей грудью защищая ее от обвинений Лужина, говоря: “Соня! Соня! Я не верю!”…. Она понимает, что после смерти мужа ее дети обречены на голодную смерть, что судьба к ним немилосердна. Таким образом, Достоевский опровергает теорию утешения и смирения, которая якобы ведет всех к счастью и процветанию, когда Катерина Ивановна отвергает утешение священника. Ее конец трагичен. Отчаявшись, она бежит к генералу просить помощи, но “владычество их съедает” и дверь закрывается перед ней, надежды на спасение больше нет, и Екатерина Ивановна решается на последний шаг: она выходит просить милостыню. Сцена смерти этой несчастной женщины впечатляет. Слова, с которыми она умирает, “загнанный грызун”, перекликаются с образом измученной, побитой лошади, о которой когда-то мечтал Раскольников. Образ замученной лошади у Федора Достоевского, стихотворение Некрасова о побитой лошади, рассказ Салтыкова-Щедрина “Лошади” – это общие, трагические образы людей, измученных жизнью. Екатерина Ивановна запечатлела трагический образ траура, который является ярким протестом свободной души автора. Это один из вечных героев мировой литературы. Трагическое существование изгоя также воплощено в образе Сенеки Мармеладова.

Девушке некуда бежать и некуда идти в этом мире, по словам Мармеладова: “без честного труда бедная, но честная девица никогда не сможет много заработать” [7], с. 123. 123. На этот вопрос сама жизнь отвечает отрицательно. Сонечка продает себя, чтобы спасти семью от голодной смерти, так как другого выхода нет – ей не дают покончить жизнь самоубийством.

Читайте также:
Что бы дойти до цели, надо прежде всего идти: сочинение

Ее образ противоречив. С одной стороны, он аморален и негативен. Если бы Соня не нарушила правила морали, дети погибли бы от голода. Таким образом, образ Сони можно использовать как обобщающий образ вечных жертв. Именно поэтому Раскольников кричит: “Сонечка Мармеладова!”. Вечная Сонечка”.

Достоевский показывает униженное положение Сони в этом мире: “Соня села, почти дрожа от страха, и с ужасом смотрела на двух дам”. [7], с. 167. И именно это испуганное, избитое существо становится тем мощным нравственным ориентиром, из уст которого говорит Ф.М. Достоевский! Самое главное в характере Сони – смирение, всеобъемлющая христианская любовь к людям, религиозность. Вечное смирение, вера в Бога дают ей силы, помогают жить. Именно поэтому именно она заставляет Раскольникова признаться в преступлении и показывает, что истинный смысл жизни – это страдание. Образ Сонечки Мармеладовой был у Достоевского единственным светом в общем мраке безнадежности, в том же пустом дворянском обществе, на протяжении всего романа.

В романе “Преступление и наказание” Ф.М. Достоевский создает образ чистой человеческой любви, образ вечного человеческого страдания и образ обреченной жертвы, каждый из которых воплощен в образе Сенеки Мармилова. Судьба Сони – это судьба жертвы отвратительного и уродливого порядка собственности, в котором женщина покупается и продается. Дуня Раскольникова была обречена на похожую судьбу и должна была пройти тот же путь, который знал Раскольников. Достоевский очень подробно и психологически точно изображает “бедных людей” в обществе и подчеркивает главную мысль романа: так дальше жить нельзя. Эти “бедные люди” – протест Достоевского против времени и общества, горький, резкий, мужественный протест.

“Преступление и наказание” — книга великой боли за человечество

В произведениях Достоевского мы наблюдаем одну характерную черту, которая проходит через все произведения: ощущение боли человека от того, что его не признали человеком.

Ф. Достоевский был самым беспощадным художником XIX века, запечатлевшим в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, наделенным огромной любовью к человеку и считавшим своим долгом открыть глаза “униженным и оскорбленным” и заставить их бороться, ища выход из страданий и социальной несправедливости. Лев Толстой писал: “Самое главное в произведении искусства то, что оно должно иметь какую-то сосредоточенность и быть недоступным для полного объяснения словами. В творчестве Достоевского таким фокусом было описание крайней нищеты, где люди не только умирают от голода, но и теряют свою человечность и чувство собственного достоинства.

По глубине и тонкости замысла, мастерству и правдивости отображения действительности в романе Достоевского “Преступление и наказание” можно считать вершиной творчества писателя. По сути, автор сосредоточился на страшной картине жизни в России середины XIX века, со всей нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который, хотя и пытался восстать против несправедливости, осознавал свое бессилие в этой борьбе. Чтобы правдивее изобразить эту действительность, писатель старался проникнуть в глубины человеческой души, отразить сознание народа, его борьбу и противоречия.

Читайте также:
Сюжет и герои одного из рассказов В.Шукшина. («Далекие зимние вечера»): сочинение

Роман Достоевского вышел в переломный для страны момент, когда русской интеллигенции, надеявшейся на возрождение России после реформы 1861 года, вместо этого пришлось испытать глубокое разочарование и потрясение.

Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они стали еще более острыми, а несправедливость социального порядка – еще более острой. Достоевский, с талантом настоящего мастера, сумел подметить и тонко выразить все это в своем романе. Писатель использовал трагедию одного человека в качестве примера, чтобы показать, что на первом плане стоит трагедия всего народа. Не случайно писатель выбрал своих героев из обедневшего дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись поистине неординарные личности, с сильными и яркими характерами, болезненными углами и блестящими вспышками совести в конфликте с самим собой.

Петербург, где живут бедняки, является местом действия романа. Люди топят свое горе в многочисленных кабаках; пьяницы на улицах; женщины продают себя практически за бесценок, а те, кто не хотел этого делать, бросаются с моста в воду. В сознании большинства простых россиян царит ужас от нищеты, беззакония, болезней, безнадежности, что является источником (хотя и вполне понятных) ложных представлений о том, как восстановить справедливость.

Описывая жизнь Родиона Раскольникова, противоречивого персонажа, который по социальным причинам вынужден совершить преступление, жестокое убийство, Достоевский стремится прежде всего показать разрушительную природу такого шага.

Мечта в то же время состояла в том, чтобы показать возрождение человека через страдания, обновление его принципов и, в конечном итоге, победу над злом. Да, Раскольников совершил преступление, выбрав неверный путь в жизни. Но главное здесь то, что толкнуло героя на путь убийства. Уже на первых страницах Достоевский говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнате, вернее “чулане”, который сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю бедность его обитателя – “раздавленный бедностью”, “обезображенный бедностью” “бедный и больной студент”.

Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место ставит те черты, которые порождены социальным положением бедного студента: недоверчивость, эгоизм, мрачность, угрюмость. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражается обобщенный портрет поколения, показывающий особенности психологии многих его современников.

Раскольников, Мармеладов и многие другие подобные им люди оказались в ловушке жестокого и несправедливого мира, где над всеми властвуют ничтожные и кроткие Свидригайловы и Лугины. Таким образом, не осуждение, а страшная, сокрушительная боль пронизывает страницы романа Достоевского – боль за людей, раздавленных нищетой, как Катерина Ивановна Мармеладова, сравнивающая себя с загнанной клячей, как ее бедный муж, запивший до смерти от горя и нищеты, как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы сохранить хоть какое-то подобие семейного существования. Ее образ наиболее трагичен. Родион говорит ей: “Ты погубила свою жизнь, ты сама себе навредила”. Несмотря на это, сколько таких несчастных девушек, как она, погубили свою жизнь, отказавшись от всего, что любили, ради чего-то призрачного, похожего на счастье. Такой же (или почти такой же) путь проходит и сестра Раскольникова. Именно это осознание, осознание того, на какой разрушительный поступок готова пойти сестра ради него, выйдя замуж за нелюбимого, к тому же никчемного человека, вызывает в главном герое протест.

Читайте также:
Дуэль Онегина с Ленским (анализ эпизода из 6 главы романа А. С. Пушкина Евгений Онегин).: сочинение

Родион не видит другого выхода, кроме как убить его. Так он спасет свою семью и себя. В этих обстоятельствах смерть бесполезной старухи кажется ему оправданной, в чем Раскольников еще больше убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает ему о своем бедственном материальном положении. “Понятно, что сейчас нужно не хандрить, не страдать пассивно, просто рассуждая, что все неразрешимо, а что-то делать, причем сейчас, и быстро. Вы должны во что бы то ни стало решиться что-то сделать, иначе… Или вообще отказаться от жизни. “

Да, такая мысль могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников однажды подслушал в трактире, только под влиянием крайней бедности, отчаяния, несправедливости окружающего мира. “За жизнь, тысячи жизней, спасенных от упадка и разложения” – это ли не благородный и оправданный результат!

Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных видеть сотни, тысячи умирающих жизней каждый день, жизней, которые еще можно спасти “от нищеты, от упадка, от разорения, от разврата, от венерической болезни”. “И все, что тебе нужно сделать, это убить бесполезную старуху и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Напротив, суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Болезненное осознание. Но если роман говорит о том, что стремления к лучшей жизни не тщетны, что попытки достичь ее другим, правильным путем не тщетны, то мы понимаем, что, к сожалению, этим стремлениям не суждено осуществиться так скоро. И многострадальному русскому народу еще предстоит пройти через многие испытания. Отсюда нескрываемая грусть автора по всем народам, по всему человечеству.

И все же, размышляя о далеком будущем, Достоевский писал в “Дневнике писателя”: “Я не хочу думать и жить иначе, как с убеждением, что все наши девяносто миллионов русских (или сколько их тогда родится) когда-нибудь будут образованы, очеловечены и счастливы”.

Новые вопросы в Литература

Комментируя слова Быкова, он пишет: “В состоянии абсурда, незавершенных реформ и несформированных ценностей не может быть ни морали, ни семьи. Именно поэтому роман “Подросток”, странный, сложный и болезненный, является гениальным. В конце концов, он первым выявил эту связь.

Читайте также:
Нужно ли современному читателю читать роман Л. Н. Толстого Война и мир?: сочинение

Перечислите характеристики романтизма в произведениях М. Гоголя и приведите примеры 4. Опишите образ Гобсека в романе Г. де Бальзака.

Определите изобразительно-выразительные средства в рассказе Астафьева: 1. “Слезы умиления” – 2. “Осколок луны, которая теперь висела над кладбищем” – 3. “Сердце мое забилось от горя и восторга” – 4. “В полумраке я старался смотреть только на вздрагивающий, трепещущий или плавно движущийся смычок, на гибкую, мягко колышущуюся тень скрипки” – 6. Тень художника, переломившись в талии, пронеслась по хижине – 7. “Трава, словно отлитая из металла” – 8. Даже ночью Енисей не спит. 10 – “Кузнечик, работающий против осени” “Забор, поджаренный огнем”- 11. Огрызок луны отпустили, но, как откушенная половинка яблока, он никуда не покатился. Бескрылая, сиротливая, остекленевшая, она заставляла все вокруг себя казаться таким” – 12. “Рассвет был закрыт, как светящееся окно со ставнями” – 13. На поляне у реки Караулки появилась большая звезда и, моргнув раз или два, начала светить. “Таинственные цветы папоротника” – 15. “О чем рассказала мне музыка? “- 16. “Скрипка молчала; она не кричала, но испытывала боль. “.

Какие действия и слова иллюстрируют эти черты характера? Как ребенок реагирует на них, как это влияет на него? Ответьте подробно на эти вопросы… осы. НЕ СЛУШАЙТЕ

В одном из разговоров с Раскольниковым Мармеладов спрашивает Родиона, знакомо ли ему чувство, возникающее в таких обстоятельствах, когда некуда возвращаться. В конце концов, Семен почувствовал, что у него нет дома, что ему некуда идти. Но все дело в том, что, уходя из дома, он забрал все деньги, оставив семью в очередной раз без средств к существованию. То, что Мармеладову не были рады дома, было исключительно его виной.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: