Чацкий как выразитель идей декабристов (по комедии А. С. Грибоедова Горе от ума): сочинение

В Хацком также есть единомышленники. Это только упомянутые люди: князь Федор – двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Туховской, профессор педагогического института, но в доме Фамусова он один.

Чацкий – выразитель передовых идей своего времени.

Обсуждая взаимоотношения комедии и декоммунизма, часто ограничиваются констатацией сходства идей Чацкого с теми, что содержатся в программах и стихах поэтов декоммунизма, и приходят к выводу, что Грибоедов идейно близок к кругу декоммунистов. Однако не стоит останавливаться на этом, углубляясь в анализ отношения драмы к декадансу. Стоит рассмотреть общественно-политические и эстетические взгляды Грибоедова, с одной стороны, и более внимательно прочитать текст комедии, с другой, и окажется, что позиция автора по отношению к декоммунизму не так однозначна, и что в комедии она гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Действительно, первое, что бросается в глаза даже при беглом чтении комедии, – это значительное сходство идей Чацкого и декабристов. Например, возмущенный наставлениями Фамусова, Чацкий с презрением отзывается о государственных служащих, готовых “с самым раболепным пылом” “вступить в полк шутов” “начальства”. В своем знаменитом монологе “А судьи кто? ” он направляет свой гнев против “отечества”: крепостных, государственных служащих, “воров богачей” и поклонников мундира. Эти диатрибы вполне соответствуют тексту устава Союза благосостояния, который осуждает “дух раболепия и высокомерия многих сограждан”.

То же самое можно сказать и о проблеме “иностранной моды”: Стремление Чацкого уничтожить “этот нечистый дух пустого, рабского, слепого подражания” иностранному образу жизни вполне созвучно взглядам декабристов.

Фраза Чацкого “Служить бы рад, да слугой быть не люблю” напоминает поэта-декабриста К. Ф. Рылеева: “Служить могут только подлецы. “.

Можно найти еще много примеров такого совпадения, и они показывают, что в России 1820-х годов каждый прогрессивный и свободомыслящий человек был в той или иной мере близок к декабристской философии (даже если формально не состоял в этой организации). О чем можно судить и по Грибоедову и его герою: их оценки современных российских общественных явлений сходятся, как в их положительных, так и в отрицательных аспектах.

В пьесе эти явления изображены в соответствии с оценкой Чацкого. Сатира изображает целый класс “испорченных полуевропейцев”, как назвал их Грибоедов, – русское дворянство. Бюрократизм и равнодушие к человеческим судьбам (“Подписано, так с плеча”), тупость и невежество (“Ученье, вот чума.

Мы уже начали рассматривать средства, с помощью которых Грибоедов осуществляет типизацию. Если проследить разбросанные по пьесе штрихи биографии Чацкого и собрать их в единый образ, то станет еще яснее, что Грибоедов воспроизводит черты определенного типа, вызывающие в сознании читателя ассоциации с образами декабристов, которых Грибоедов хорошо знал: вероятно, жизнь за границей, а значит, знакомство с вольнодумными идеями Запада; попытка служить на благо родины, а затем разочарование в такой возможности; “с министрами…”. союз, потом распад”; “неправильное” управление имением (что в устах Фамусова, вероятно, означает либеральное управление; для сравнения: в романе “Евгений Онегин” главный герой, как говорят, имел

Надо сказать, что помимо идей, заложенных в ремарках и монологах Чацкого, совпадающих с высказываниями декабристов, обращает на себя внимание и форма его выступлений: ораторская интонация, обличительный пафос, то есть весь стиль речи, и ситуация в целом – произнесение такой речи, содержащей некоторый “пропагандистский” пафос, в светской гостиной – напоминает поведение декабристов в дворянском обществе 1820-х гг.

Таким образом, Грибоедов с помощью сюжетных деталей, особенностей речи и поведения создает некий образ, весьма напоминающий декабриста, не путаясь с ним. Эта дистанция особенно подчеркивается ироничным отношением автора к главному герою. Само название, которое в общих чертах описывает ситуацию главного героя, кажется довольно комичным. Чацкий неоднократно попадает в откровенно комические ситуации, что смягчает его романтический пафос. В одной из самых напряженных сцен, после монолога “В этой комнате небольшое собрание…”, он оказывается посреди гостиной, где “все вальсируют с величайшим рвением”. Именно здесь сходятся трагическое и комическое начала пьесы; это “смех сквозь слезы”. Трагико-комическая позиция “один разумный человек на двадцать пять дураков” (Грибоедов, письмо Катенину: “В моей комедии на одного разумного человека 25 дураков”), реплика Грибоедова о ста знаках, планирующих свержение “всей государственной жизни России” (еще одно из известных высказываний Грибоедова о декабристах: “Я сказал им, что они дураки”, содержит ироническое ругательство, напоминающее о двусмысленности темы ума и глупости в комедии). Таким образом, расстановка сил в комедии не случайна: “Чацкий раздавлен количеством старой власти, получив, в свою очередь, смертельный удар качеством новой власти” – эти слова Гончарова о кульминации конфликта в пьесе вполне можно отнести и к развязке восстания декабристов.

Читайте также:
«Край ты мой, родимый край...»: сочинение

Можно подробнее остановиться на комической стороне образа Чацкого, вспомнив его “двойников”, среди которых Репетилов особенно значим в контексте данной темы, поскольку именно с ним связан момент чистой пародии на “общества” и “тайные собрания”. Подробно можно было бы показать, как Чацкий и презираемые им персонажи разделяют некоторые высказывания и поведенческие характеристики. Можно было бы более подробно проанализировать комические несоответствия поведения Чацкого, о котором Пушкин, как известно, говорил, что он не Грибоедов, а просто хороший парень, даже не очень умный, а только хорошо провел время с Грибоедовым.

Одно можно сказать наверняка: Грибоедов гораздо более трезв в своих общественно-политических взглядах, гораздо реалистичнее и мудрее относится к действительности, чем Чацкий и другие романтические декабристы. Хотя он согласен с критической стороной их взглядов, он видит слабые стороны их движения: отсутствие четких целей борьбы, разрыв между романтической мечтой и реальностью, склонность громко произносить банальности, даже в неподходящей обстановке (это можно сравнить с Репетиловым: “Пошумим, брат, пошумим…”). Поэтому именно этот взгляд постороннего, не позволяющий Грибоедову отождествлять себя с объектом своего изображения (хотя автор относится к нему очень положительно), взгляд объективный и трезвый, часто ироничный. Преодолев декабристское мышление – в том числе и художественное – Грибоедов вступил на путь реализма. Он был одним из первых русских писателей, сделавших шаг в направлении, которое русская литература примет десятилетия спустя. И, возможно, это одна из причин художественной зрелости комедии, которая продолжает вызывать интерес читателей, зрителей и литературных критиков.

Чацкий – декабрист

Взгляды Чацкого близки к взглядам декабристов. Его образ наполнен глубоким универсальным значением. Писатель Гончаров говорил об этом так: “Чацкие” неизбежны при любой смене веков. Чацкие живут и не двигаются в обществе, где идет борьба между свежим и устаревшим, больным и здоровым. Поэтому Чацкий у Грибоедова не постарел до сих пор и, наверное, не постареет когда-нибудь, а вместе с ним и вся комедия.

Биография Чацкого типична для декабристов. Человек из знатной семьи, он имел триста (или четыреста) душ крестьян. Он служил в Санкт-Петербурге. Чацкий – представитель передовой молодежи. Он близок декабристам не только по своим идеям и мировоззрению, но и по страстности убеждений, по вере в правоту их идей и справедливость их дела. В повседневной жизни главный герой, как и декабристы, не танцует, не ходит за столы, накрытые зеленой скатертью, и вообще не тратит свое время на светские увеселения.

Читайте также:
Любовь в жизни Печорина: сочинение

И не только в несовместимости взглядов Чацкого с московским обществом, ведь Репетилов тоже произносит “скандальные речи”, но они никого не трогают. И не случайно Платон Михайлович, хорошо знающий героя и не верящий в его безумие, слишком робко протестует против клеветы Чацкого и сдается, как только понимает, что он против всех. Он может быть благородным человеком, но он не годится для борьбы за идею, потому что он робок. И Репетилов, который тоже поначалу протестовал, отступает, когда узнает, “что это слишком публично”.

Тот факт, что Чацкий, как и все важные люди, открыто говорит о своем презрении к низкопоклонникам, порождает в Фамусове непреодолимое желание избавиться от таких людей, как Чацкий. “Я не слушаю! Под суд!” — кричит он. В этом аргументе демонстрируется его гражданство. Долг гражданина – служить на благо отечества. И именно здесь мы видим связь между Чацким и декабристами.

Мещанство Чацкого можно также увидеть в его борьбе с галоманией. Чацкому трудно поклоняться чужим вещам. Присвоив для России новые идеи Просвещения Запада, Чацкий теперь ждет и жаждет, чтобы его страна создала собственное историческое движение, не подражала Западу, а была самостоятельной, оригинальной, выражала свою самобытность. Можно думать, что именно встреча с Западом сделала Чацкого настолько нетерпимым к нынешней ситуации в России, что он стал нетерпеливым и требовательным в своей самоуверенности. В заключительном монологе III акта он протестует против превращения России во французскую провинцию и восхваляет нравственную силу русского народа: “…наши мудрые, энергичные люди”. Это также призыв вернуться к великой культуре и древним традициям страны. Попытка перевести слово “мадемуазель” на родной язык служит ораторской поддержкой идеи Шишкова, которая была одобрена и декабристами. “С детства мы верили, что без немцев для нас нет спасения”. – сказал он с сожалением. Лидеры России, многие из которых шли к Сенатской площади, боролись за национальную идентичность россиян и выступали против слепого подражания Западу. В словах Чацкого есть горькая ирония:

Восстанем ли мы когда-нибудь от чужеземной власти, которой является мода?

Что наши умные, веселые люди

Наш язык не навел его на мысль, что мы немцы.

Сходство между героем Грибоедова и декабристами прослеживается и в отношении Чацкого к крепостному праву – вольнодумцы выступали за его отмену, Чацкий же осуждает его извращенные формы, распространенные в России.

Еще одна тема, по которой Чацкий и члены тайных политических обществ совпадают, – образование. Сходство, например, проявляется в речи: ни Чацкий, ни декабристы не делают четкого различия между письмом и речью, их монологи тщательно подготовлены, широко используются ораторские приемы. Слова Чацкого излучают силу, страсть и патриотический пафос декабристов: он выдержал их, убедился в их истинности и теперь, как и декабристы, использует их как оружие против полностью прогнившего мира Фамусова. Домашнее обучение никто из них не принимает, но если декабристы спонсировали университеты, то Чацкий ничего об этом не говорит, а сочувствует им. Декабристы были сторонниками всеобщего образования. Они считали, что обучение должно охватывать всех и учить тому, что полезно для служения отечеству. В армии была введена ланкастерская система обучения для солдат и солдатских детей. Это также отражено в комедии. Герцогиня с возмущением говорит о Санкт-Петербургском педагогическом институте.

. Простое их использование сведет вас с ума.

Школы-интернаты, школы, гимназии, как бы они ни назывались, бно завис пафосом, бл

Так, з ланкар взаимное обучение, …

Звук слышен со всех сторон. Гости Фамусова считают, что кабинет представляет опасность для них самих, поэтому они нападают на него.

Читайте также:
Общество будущего в романе Е. И. Замятина Мы: сочинение

Кроме того, Чацкий не единственный, кто страдал от этого. Он оставил службу, как и многие другие люди его уровня. Важен путешественник или селянин. — он рассказывает о своих друзьях. У Чацкого есть друзья, значит, он не одинок. Недаром он так часто произносит пугающее Фамусова “мы”: “Где, покажите нам, отцы Отечества? “, “Пусть теперь кто-нибудь из нас, из молодых”. За каждым его словом стоит новое поколение молодых людей, которые не ищут “ни чинов, ни повышения в чинах”, а служат делу своей Родины. По крайней мере, двоюродных братьев Скалозуба можно связать с декабристами: и он, и Чацкий после заграничных походов оставили службу и занялись самообразованием.

Чацкий не уходит, а бежит из Москвы. Он побежден. Это как предчувствие поражения декабристов. Но можно отнести к Чацкому и всем декабристам фразу Гончарова о том, что Чацкий и декабристы были разбиты количеством старой силы, но нанесли смертельный удар качеством новой силы. Декабристы были первыми. “. Главный воин, стрелок и всегда… жертва”, – говорит Гончаров.

Правда, дело декабристов было обречено на провал. Несмотря на слова Чацкого, общество Фамусова не откликнулось на них. Но дело декабристов “не пропало”. И. С. Грибоедов не утверждает, что их восстание бесполезно. Протесты Чацкого против Фамусова уже не бессмысленны. Другой на месте Чацкого мог бы промолчать; он не может. По его мнению, личное счастье и покой менее важны, чем идеи. Дело Чацкого часто терпело поражение в жизни, но всегда побеждало в истории.

И Чацкий, и Грибоедов были членами кружка декабристов, самого свободомыслящего и передового кружка того времени. Герцен писал: “Чацкий ехал на каторгу. Возможно, что Грибоедов видел своего героя таким же.

Сочинение на тему чацкий выразитель идей декабристов

Категория: Горе от ума Комедия Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума”, ставшая первой русской политической комедией, была написана в первой четверти XIX века. За короткое время она распространилась в обществе в многочисленных экземплярах, вызвала общественный интерес и многочисленные дискуссии, обострила борьбу между различными литературными фракциями. Мировоззрение Грибоедова сформировалось под влиянием русского общества. И он считает невыносимым, что один из пережитков отсталого общества – крепостное право – продолжает существовать и процветать в его стране. Его близость к будущим декабристам заключается в том, что Чацкий – активный противник фамусовщины, социального явления, объединяющего ярых сторонников крепостного права и безжалостных эксплуататоров, стремящихся к полной и неограниченной власти. Его знаменитый монолог “А судьи кто?” – это бомба, которая взрывается в центре фамусовского общества. Он выступает против тех “дворянских негодяев”, которые по своей прихоти берут в балет “матерей, отцов разлученных детей”, продают их “одного за другим”, меняют их слуг на борзых. Главная цель обличений Чацкого – открыть людям глаза на существующую социальную несправедливость, заставить их воспрянуть духом и стать достойными гражданами своего государства. Декабристы презирали дворян за их презрение к иностранным языкам и пренебрежение к языку своей родины. Чацкий также обвинял общество в этой лести: “Восстанем ли мы когда-нибудь от чуждой власти моды? “По прошествии лет его вражда к свободной жизни становится непримиримой. “Где отцы отечества, которых мы должны взять за образец?” – спрашивает Чацкий. Их нет, и Чацкий не согласен с тем, что на эту роль должны претендовать такие люди, как Фамусов. А Чацких в России становилось все больше и больше. Но в основном это были дворяне, которые в своей борьбе были далеки от народа, не видели в нем силы, способной смести все на пути к собственной свободе. Именно сытый и пафосный характер обличений Чацкого ставит его в один ряд с декабристами. Как и они, Чацкий не слишком озабочен тем, что многие люди думают об этих проблемах, верят в них, понимают их. Он убежден в своей правоте и не нуждается в поддержке. Чацкий покидает бал, он отправляется “на поиски мира, где есть уголок для оскорбленного чувства”. Все против него, он не смог противостоять им до конца, но это не значит, что он признал свое поражение, что он отказался от своих идеалов. Среди честных людей есть его сторонники, их становится все больше и больше, и все они идут по одному пути. Только для того, чтобы эта дорога привела к верной цели, нужно продолжать упорно бороться, нужно идти с массами, нужно быть не одиночкой, а мощной, непреодолимой силой. Комедия Грибоедова бессмертна, потому что бессмертны идеи, лежащие в ее основе. Эти идеи позже были подхвачены декабристами, которые открыто выступали против самодержавия. Это уже была авангардная организация благородного общества. apoyaba la i Хотя он не нашел широкой поддержки в массах и обрек себя на поражение, будущее оставалось в руках Чацкого, чья безошибочная склонность к идеям декабристов достаточно ясно раскрывается в книге.

Читайте также:
Нравственные и социальные проблемы повести Куприна Поединок: сочинение

Сочинения по литературе: Идеи декабристов в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума

Великий и талантливый писатель, основоположник русского реализма, Александр Сергеевич Грибоедов жил и творил в сложный период российской истории.

В конце 1910-х и начале 1920-х годов Грибоедов работал над своей комедией “Витязь”.

Столетия. Это были знаменательные годы в истории России. Ранее в этот день Отечественная война 1812 года закончилась победой. На мой взгляд, эта победа свидетельствует о горячей любви русского народа к своей Родине, о его праве на свободу и независимость. Самодержавие и крепостное право рассматривались как препятствие для экономического и культурного развития страны.

После Отечественной войны в России стали возникать тайные политические общества,

Членами которой были революционно настроенные дворяне, желавшие бороться с

Тиранию и деспотизм. В Москве и Петербурге, где зарождались будущие декабристские общества, дворянская молодежь, к которой принадлежал Грибоедов, безошибочно формировала его мировоззрение и направляла его деятельность.

Однако такое передовое мышление захватило не всех, и большинство населения Москвы по-прежнему придерживается старых устоев крепостной системы. Против этого большинства и выступили молодые дворяне-революционеры. Такую историческую ситуацию в стране и отразил Грибоедов в своей острой и меткой комедии “Горе от ума”.

В образе Чацкого воплощены черты, родственные декабристам: глубокая любовь к русскому народу, ненависть к крепостному праву, стремление служить делу “а не лицам”,

Это человек высокого достоинства, настоящей культуры и просвещенности, не желающий мириться с несправедливыми социальными условиями. Олигархи крепостничества и наемный московский мир торгашей – причина его столкновения с Фамусовым, Скалозубом и Молчалиным, которое неизбежно и решительно.

В ходе конфликта. Конфликт Хацкого с лагерем Фамусова изображается Грибоедовым как борьба двух противоположных социальных сил: революционного дворянства и крепостного дворянства, верного старому обществу, в котором есть “благородные подлецы”, мошенники и подхалимы, доносчики и “страшные старухи”. Они не хотят и не могут принять новую эпоху. Для них Чацкий, который хочет проповедовать свободу” и “не признает власти”, – “опасный человек”, “все время безумный и

Как указывалось выше, история жизни Чацкого – это история жизни продвинутого гражданина.

Читайте также:
Алеша Пешков - главный герой повести: сочинение

У Чацкого была своя собственность. В детстве он рос в доме Фамусова. Однако вскоре сонная тишина дома Фамусова, где все было основано на тайнах и обмане, сильно наскучила ему, и молодой Чацкий отправился в путешествие “на поиски юмора”,

Видеть положительные моменты в жизни.

Через три года после отъезда из Москвы Чацкий видит, как сильно изменилось общество. Теперь фамусовский мир больше не

Он будет терпеть “вольнодумцев” и “якобинцев”, он не позволит открыто обличать их пороки в…

Жизнь этого мира – ложь для Чацкого, который не принимает в ней никакого участия. Мы не застаем его ни танцующим, ни играющим в карты, ни в каких действиях и явлениях. Везде он – ярый активист, энтузиаст, стремящийся победить в борьбе с непримиримой оппозицией свободной жизни, отстаивающий необходимость науки и культурных знаний. Он порицает низкопоклонство и шутовство, он верный обличитель лжи, он требует простора и свободы для своего века.” “Мучители, зловещие старухи и вздорные старики” толпятся вокруг него, отказываясь соответствовать их ценностям, отказываясь подчиняться их приказам, не желая склоняться перед его капризами. Многие декабристы жили такой жизнью, думали так же, и были так же отвергнуты реакционным обществом.

Мир Фамусова сталкивает Чацкого с клеветой и ложью, но Чацкий дает открытый и прямой отпор; его страстные и живые монологи – явный вызов мерзкому миру “низкопоклонников” и “спекулянтов”.

В широком смысле они раскрывают общественные интересы Чацкого – служение обществу,

Рабство, гражданское воспитание, истинное просвещение. Такие речи несомненны,

Собрания тайных политических ассоциаций будущих декабристов

Идеи Чацкого тоже совпадают с их взглядами.

Также нетрудно догадаться о настроении и отношении самого автора в его осуждающих высказываниях.

Грибоедов при жизни поддерживал прямые контакты с декабристами и, как известно, одобрял их цели и идеи. В своем произведении, которое было политически актуальным в то время, он не мог отразить историческое движение русского народа вперед в будущее (как он показал на примере борьбы нового героя Чацкого с фамусовским миром).

Неизбежность столкновения Чацкого с обществом Фамусова, Сколозуба и Молчалина, конечно, обусловлена его взглядами, идеями и амбициями.

Грибоедов, горячо разделяя идеи дворян-декабристов, придал своему главному герою черты, родственные декабристским: глубокую любовь к российскому народу, ненависть к

К крепостному праву, истинной культуре и просвещению, глубокому патриотизму

Готовность бороться за правду – вот что определяет живой образ Чацкого,

Идеи декабристов в комедии Грибоедова

Великий и талантливый писатель, основоположник русского реализма, Александр Сергеевич Грибоедов, жил и творил в тяжелый период русской истории.
Над своей комедией «Горе от ума» Грибоедов работал в конце 10 — начале 20 годов XIX столетия. Это были знаменательные годы в истории России. Только что закончилась победой Отечественная война 1812 года.

Я думаю, что эта победа подтвердила стремление русского народа к свободе и независимости, его горячую любовь к Родине.

Несмотря на наличие сильной экономики и процветающей культуры, самодержавие и крепостное право препятствовали развитию страны.

После Отечественной войны в России стали возникать тайные политические общества, членами которых были революционно настроенные дворяне, готовые бороться с тиранией и деспотизмом.

Грибоедов, к которому принадлежала московская и петербургская дворянская молодежь, несомненно, повлиял на художественное направление и мировоззрение молодых декабристских движений.

Однако такое передовое мышление охватило не всю Москву, и большинство жителей по-прежнему придерживались старых устоев крепостнической системы. Против этого большинства и выступили молодые дворяне-революционеры. В своей острой и меткой комедии “Горе от ума” Грибоедов отразил историческую ситуацию в стране.

В характере Шацкого воплотились черты, связывающие его с декабристами: глубокая любовь к русскому народу, ненависть к крепостному праву, стремление служить делу “а не народу”, высокоразвитое чувство собственного достоинства, подлинная культура и просвещенность, отказ мириться с несправедливыми социальными условиями. В этом причина его решительной и неизбежной конфронтации с Фамусовым, Скалозубом и Молчалиным, либертинами крепостнического и наемнического мира москворецкой банды.

Читайте также:
Остап и Андрий братья и враги (по повести Н. В. Гоголя Тарас Бульба): сочинение

Во второй половине своей жизни Грибоедов изображает борьбу между Чацким и фамусовским лагерем. Грибоедов показывает борьбу двух противоборствующих социальных сил: революционного дворянства и крепостного дворянства, преданного старому обществу с его “благородными подлецами”, мошенниками и подхалимами, доносчиками и “жуткими старухами”. Они не хотят и не могут принять новую эпоху. Для них Чацкий, который хочет проповедовать свободу” и “не признает авторитетов”, является “опасным человеком”, “помешанным на всем и одержимым”. Это не один из тех людей, которые не знают, что происходит с Кюхельбеком, Чаадаевым (который даже не смог ответить на этот вопрос, а смог).

Что касается биографии Чацкого, то это биография видного декабристского деятеля.

У Чацкого была своя ферма. В детстве он рос в доме Фамусова. Но вскоре сонная тишина фамусовского дома, где все основано на притворстве и обмане, надоедает ему до смерти, и молодой Чацкий отправляется в путешествие “на поиски духа”.

Вернувшись, Чацкий обнаруживает, что московское общество сильно изменилось с тех пор, как он покинул его три года назад. В фамусовском мире больше не терпят “вольнодумцев” и “якобинцев”, а их пороки не выставляются напоказ в московских гостиных.

Наблюдая за фальшивой жизнью этого мира, Чацкий не принимает в ней никакого участия. Ни в одном из актов и явлений он не танцует и не играет в карты. Везде он – ярый боец, энтузиаст, стремящийся преодолеть непримиримую враждебность к свободной жизни, пытающийся доказать необходимость науки и культурного знания.

Упорный обличитель лжи, он требует соответствующего его возрасту пространства и свободы, клеймит низость и шутовство. Он ютится среди пустой, праздной толпы “мучителей, зловещих старух и вздорных стариков”, отказываясь подчиняться их нравам, их приказам.

Для декабристов было обычным делом жить такой жизнью, думать так же и быть отвергнутыми реакционными обществами.

Фамусовский мир противостоит Чацкому клеветой и ложью, но Чацкий борется открыто и прямо, в своих пламенных и ярких монологах он четко бросает вызов грязному миру так называемых “низкопоклонников” и “предпринимателей”.

Они раскрывают общественные интересы Чацкого в широком спектре: государственная служба, служение, воспитание граждан, истинное просвещение. Эти речи, должно быть, произносились на собраниях тайных политических обществ будущих декабристов. И идеи Чацкого совпадают с их идеями и взглядами.

Также несложно догадаться о настроении и отношении автора в его осуждающих заявлениях.

Грибоедов при жизни непосредственно общался с декабристами и, как известно, одобрял их цели и идеи. Он уже не мог в своем политически актуальном творчестве отразить историческое движение русского народа вперед, в будущее (что он показал через Чацкого, нового героя, и мир Фамусова).

Неизбежное столкновение Чацкого с обществом Фамусова, Скалозуба и Молчалина, конечно, обусловлено его взглядами, идеями и стремлениями.

Грибоедов, горячо разделяя идеи дворян-декабристов, наделил своего главного героя чертами, сродни декабристским: глубокая любовь к русскому народу, ненависть к крепостному праву, истинной культуре и просвещению, глубокий патриотизм и готовность бороться за правду – именно эти качества определяют яркий образ Чацкого, главного героя бессмертной комедии великого писателя.

Сочинение на тему “Чацкий – декабрист?”

Говоря о связи комедии с декабризмом, часто ограничиваются констатацией сходства идей Чацкого с теми, которые содержатся в программах и стихах поэтов-декабристов, и делают вывод об идейной близости Грибоедова к декабристской среде. Однако в более глубоком анализе отношений между искусством и декабризмом не стоит останавливаться на этом. Необходимо, с одной стороны, рассмотреть общественно-политические и эстетические взгляды Грибоедова, а с другой – внимательнее вчитаться в текст комедии, и окажется, что позиция автора по отношению к декабристу не так проста и что она в комедии гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд.

Читайте также:
Бондарев: сочинение

Даже беглое прочтение комедии обнаруживает сходство между идеями Чацкого и декабристов. “В высшем пылу раболепства” Чацкий хмурится на наставления Фамусова, когда чиновники готовы “вступить в полк шутов” своих “покровителей”. Его знаменитый монолог начинается так: “А судьи кто?”. Он обращает свой гнев против “отечества” – крепостных, чиновников, “грабящих богачей”, поклонников мундира. Эта риторика совпадает с текстом устава Союза благоденствия, в котором он осуждает “дух раболепия и властолюбия многих сограждан. “.

Аналогичный тезис можно сделать и в отношении проблемы “иностранной моды”: Призыв Чацкого уничтожить “этот нечистый дух пустого, рабского, слепого подражания” иностранной культуре вполне соответствует декабристским взглядам.

Лозунг Чацкого “Служить бы рад, да надоело быть слугой” напоминает слова поэта-декабриста К.Ф. Рылеева: “Служить могут только подлецы”.

Можно привести еще много примеров подобных совпадений, доказывающих, что каждый прогрессист и вольнодумец в России 1820-х годов был так или иначе близок к мышлению декабристов (даже если формально он не был членом этой организации). То же самое можно сказать о Грибоедове и его герое: по отношению к явлениям общественной жизни современной России их оценки, как положительные, так и отрицательные, совпадают.

Представление этих явлений в пьесе полностью подтверждает оценку Чацкого. В комедии сатирически изображен весь “испорченный класс полуевропейцев”, как Грибоедов называл русское дворянство. Бюрократизм и безразличие к судьбе человека (“Подписал, так отвали”), глупость и невежество (“Наука – это чума”), подражание зарубежным странам (“Ах! Франция! Лучше места в мире нет!”), раболепие и подчинение начальству (“Но надо доверять другим”) – все это представлено читателю и зрителю с осуждающим пафосом, близким декадентам….]. […] И снова Червяков не только извиняется, но и вразумляет “непонятого” генерала. И здесь он уже не смешной и жалкий, а, пожалуй, пугающий – как хранитель завета, как основной

Но из всего этого не следует, что Чацкий, Грибоедов и декабристы равны. Чацкий не является лирическим героем поэмы, не связан с автором. Он просто один из персонажей комедии, в этом смысле ничем не отличающийся от других. Так же как Фамусов, Скалозуб или Молчалин изображены не как воплощение авторского “я”, а как сознательно созданный образ; следовательно, дистанция между автором и героем здесь почти так же велика, как дистанция между автором и другим персонажем. Можно сказать, что в комедии показаны самые разные люди: старый московский барин, бюрократ, крепостной помещик XVIII века, солдат-лекарь и т.д. Но Чацкий воплощает определенный тип социальной группы: молодой дворянин-декабрист.ца- крепостница, солдафон-тупица и т. д., – то и Чацкий, в свою очередь, воплощает определенный социальный тип – молодого дворянина-декабриста.

Мы уже начали рассматривать средства, с помощью которых Грибоедов осуществляет типизацию. Если проследить разрозненные штрихи биографии Хацкого в пьесе и собрать их в единый образ, то станет еще яснее, что Грибоедов воспроизводит черты определенного типа, вызывающего в сознании читателя ассоциации с образами близких Грибоедову декабристов: вероятно, жизнь за границей, а значит, знакомство с вольнодумными идеями Запада; попытки служить на благо отечества, затем разочарование в этой возможности; “с министрами”. Связь, потом разрыв”; “неумелое” управление имением (что в устах Фамусова, вероятно, означает либеральное управление; для сравнения: в романе “Евгений Онегин” главный герой, как говорят, “сменил ермолку старика на легкую дань, и раб благословил судьбу”) – характерные детали многих декабристских биографий. Кроме того, такой поворот, как слух о сумасшествии как способе борьбы с вольнодумцами – тоже явление, достаточно вспомнить подобные слухи о Кюхельбеке, Чаадаеве (который не участвовал в восстании, но был духовно близок декабристам) и самом Грибоедове.

Читайте также:
История России в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова: сочинение

Реплики и монологи Чацкого содержат не только идеи, созвучные декабристским, но и форму, которую принимают его высказывания: риторическую интонацию, насмешливый пафос. Весь стиль речи, да и ситуация в целом – произнесение такой речи, содержащей некий “пропагандистский” пафос, в светской гостиной – напоминает поведение декабристов в дворянском обществе 1820-х гг.

Таким образом, Грибоедов с помощью сюжетных деталей, речевых и поведенческих характеристик создает некий образ, весьма напоминающий декабриста, нисколько не сливаясь с ним. Эта дистанция подчеркивается прежде всего ироническим отношением автора к герою. Само название, обобщающее положение героя, звучит довольно комично. Чацкий неоднократно попадает в комические ситуации, что снижает романтическое воздействие, как и в одной из самых напряженных сцен, после монолога “В той комнате ничтожной встреча”. Внезапно он оказывается посреди толпы вальсирующих людей. Здесь сходятся трагическое и комическое начала пьесы; это “смех сквозь слезы”. Трагикомическое положение “один разумный человек на двадцать пять дураков” (Грибоедов, письмо Катенину: “В моей комедии на одного разумного человека двадцать пять дураков”), фраза Грибоедова о ста прапорщиках, задумавших опрокинуть “всю государственную жизнь России” (еще одно знаменитое высказывание Грибоедова о декабристах: “Я говорил им, что они дураки”, содержит ироническое ругательство, заставляющее вспомнить о неоднозначности темы ума и глупости в комедии). Таким образом, баланс сил в комедии не случаен: “Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством свежей силы”, – эти слова Гончарова об исходе конфликта в пьесе вполне можно отнести и к исходу восстания декабристов.

Можно было бы подробнее остановиться на комической стороне образа Чацкого, вспомнив его “двойников”, среди которых особенно значим Репетилов, поскольку он связан с выражением пародии на “светские клубы” и “тайные собрания”. Можно было бы подробно показать, как неожиданно пересекаются высказывания и детали поведения Чацкого и презираемых им персонажей. Возможно, было бы интересно и дальше исследовать комические несоответствия поведения Чацкого, о котором Пушкин сказал, что он не Грибоедов, а просто хороший парень, даже не очень умный, но только хорошо проводивший время с Грибоедовым.

Несомненно одно: Грибоедов гораздо трезвее в своих общественно-политических взглядах, гораздо реалистичнее и мудрее относится к действительности, чем Чацкий и другие романтические декабристы. Он соглашается с критической стороной их взглядов и видит слабые стороны их движения: отсутствие четких целей борьбы, разрыв между романтической мечтой и реальностью, склонность громко произносить банальности даже в неподходящей обстановке (сравните с репетиловским “Шуми, брат, шуми”). Поэтому взгляд со стороны, не позволяющий Грибоедову отождествлять себя с объектом своего представления (хотя автор относится к нему весьма положительно), является объективным и трезвым, часто ироничным. Преодолев декабристский менталитет – в том числе и художественный – Грибоедов вступил на путь реализма. Он был одним из первых русских писателей, сделавших шаг в направлении, которое русская литература примет несколько десятилетий спустя. И, возможно, это одна из причин художественной зрелости комедии, которая продолжает вызывать интерес читателей, зрителей и литературных критиков.

Читайте также:
Сочинение на тему родина: сочинение

Сочинение на тему «Чацкий — образ декабриста в русской литературе»

Главный герой комедии А. С. С. Грибоедова “Горе от ума” Чацкий – типичный представитель той части русского общества первой четверти XIX века, которая несла в себе новые взгляды, мысли, идеалы и настроения – “века сего”, как после появления комедии стали называть молодое поколение дворян. Такие люди впоследствии стали ассоциироваться с декабристами, участниками восстания 14 декабря 1825 года. Драматург завершил работу над произведением уже в 1824 году, почти за год до событий на Сенатской площади. Но уже тогда будущие декабристы видели в Чацком человека, близкого им по духу и взглядам. Со временем эта точка зрения подтверждалась и становилась общепринятой. Так, А. И. Герцен заявлял: “Фигура Чацкого . появляется накануне возмущения на Исаакиевской площади; он – декабрист.

С тех пор комедия Грибоедова и ее герой по-разному интерпретировались критиками и читателями, существовало и существует множество сценических постановок этой пьесы. В некоторых контекстах Чацкого изображают как обычный человеческий тип, что соответствует его изображению в комедии. Но есть в этом персонаже и то, что тесно связано со временем и эпохой, в которую он впервые появляется как в литературе, так и в реальной жизни. Именно эта составляющая образа главного героя комедии и включает в себя черты, схожие с его декабристами.

Прежде всего, биография Хацкого имеет много общего с тем, что мы знаем о жизни и судьбе декабристов. Как и большинство из них, герой комедии принадлежит к русской аристократии. Кроме Молчалина, все члены фамусовской компании принадлежат к этой прослойке, отражающей тех, кто был противником новых веяний в жизни России того времени. В комедии именно они ссорятся с Чацким, когда тот приезжает в дом Фамусова, чтобы пропагандировать свои новые идеи.

В результате ухода из семейного дома, где он воспитывался как дочь Фамусова, он приобрел эти новые взгляды. Мы не можем точно знать, где он был и чем занимался в течение этих трех лет, однако есть некоторые факты, которые позволяют нам сделать определенные предположения.

Очевидно, Чацкий, как и многие декабристы, был на военной службе и хорошо отзывается о ней – например, в разговоре со своим полковым товарищем Платоном Михайловичем Горичем, которого московская жизнь изменила так, что он стал “мужем-мальчиком”, “мужем-слугой”.

В комедии мы читаем, что Чацкий был за границей, что позволяет предположить, что он участвовал в одном из заграничных походов русской армии во время Отечественной войны 1812-1815 годов – действие комедии происходит практически сразу после войны.

Чацкий — выразитель идей декабристов

Период, в который было написано “Горе от ума”, стал переломным в общественно-политической жизни России. В начале 19 века разгорелась борьба между представителями прогрессивно настроенного общества и консервативными правящими кругами, которые поддерживали систему крепостного права и патриархальный уклад жизни. Как любого гражданина с активной жизненной позицией, Грибоедова волновали проблемы противостояния “нового” мира, который становился все более активным, и “старого”, который упорно отстаивал свои позиции. Именно эта тема легла в основу комедии Грибоедова. С. Грибоедова “Горе от ума”. Столкновение характеров на почве идейных различий, которое происходит в произведении Грибоедова, было своего рода новаторством, ведь до “Горе от ума” в комедиях противопоставлялись друг другу только характеры, вкусы и эпохи. Даже традиционный конфликт между двумя соперниками, борющимися за взаимность героини, подчинен исследованию персонажами их собственного понимания смысла жизни. Чацкий и Молчалин – представители противоположных лагерей.

Читайте также:
Художественная интерпретация стихотворения Ф. И. Тютчева К.Б. (Я встретил вас и все былое): сочинение

В Чацко автор воплотил качества ведущего человека своего времени. Это, пожалуй, первое в русской литературе изображение дворянина, вырвавшегося из своей сословной среды. И хотя в пьесе нет прямого указания на принадлежность героя к тайному обществу, и хотя высказывания Чацкого далеки от политических заявлений, многие критики утверждают, что герой “Ве из Вида” является прототипом декадентов. И на самом деле мировоззрение Чацкого близко к идеям декабристов. Она резко критична по отношению к реальности:

Где? Покажите нам, отцы Отечества,

Кого мы должны взять на тест?

Разве не богаты они полетами?

Защита от трудностей находилась в друзьях, в родстве.

Такие люди, как он, должны пользоваться уважением в безземельном мире! Он осуждает “дворянских подлецов”, которые меняют людей на собак, разделяют семьи крепостных в своих целях и продают их по отдельности. Чацкий отказывается служить государству, потому что служба в нем – это прежде всего служба подневольная: “Я устал быть вашим слугой”. Декабрист Рылеев, выйдя в отставку, произносит: “Служить могут только подлецы”. Словами своего героя Грибоедов, как и декабристы, упрекает дворян в преклонении перед всем иностранным, в презрении к родному языку, культуре, обычаям. Торжествует “француз из Бордо”: “Ни русского звука, ни русского лица не встретил: как будто вместе с друзьями в отечестве”, – говорит он. Чецкий возмущен тем, что Фамусов и ему подобные отказались от своей морали и языка, от старой религии и старинной казенной одежды в обмен на что-то другое. “. Помимо этого, он презрительно отзывается о механизме общественного мнения:

Верят, глупцы, передают другим, а автор и дарин, бюро

У пожилых женщин быстро возникает паника,

И общественное мнение!

Выпады Чацкого отражают программу декабристов, которые призывают к воцарению в России народного правосудия и возвращению к истокам патриотизма. Чацкий говорит со страстью и пылом, его мысли мучительны, а не являются сиюминутной импровизацией. Именно поэтому он убежден в своей правоте и не нуждается в поддержке или одобрении других людей.

Романтика Чацкого окружает общество, воплощающее гражданскую праздность, нравственное лицемерие и пошлость, как говорит о них Чацкий:

В любви к предателям и во вражде с неутомимыми,

Нестандартные, умные и хитрые простушки,

Старушки и страшные старики,

Отвратительная выдумка, чушь.

Борьба Чацкого с этим обществом не ограничивается только им. Грибоедов упоминает двоюродного брата Скалозуба, который “твердо усвоил себе какие-то новые правила”:

Чин последовал за ним:

Он внезапно оставил свою работу,

В его деревне он впервые начал читать книги.

Кроме того, названы племянник князя Тугоуховской – “химик Ник” – и профессора Педагогического института, осужденные за раскол и безбожие.

Несмотря на поражение, Чацкий остается победителем на идеологическом и моральном уровне. И. Чацкий был сломлен количеством старой власти, а его, в свою очередь, убило качество власти свежей. Он – вечный обличитель лжи. ” и кажется одним из первых глашатаев новой свободной жизни.

Грибоедов, горячо разделяя идеи дворян-декабристов, наделил своего главного героя чертами, сродни декабристским: глубокая любовь к русскому народу, ненависть к крепостному праву, истинной культуре и просвещению, глубокий патриотизм и готовность бороться за правду – вот качества, определяющие яркий образ Чацкого, главного героя бессмертной комедии великого писателя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: