Человек и власть в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита: сочинение

Книга написана в двух разных временах: настоящее время – основное повествование, изображающее события, разворачивающиеся в Москве, а прошедшее время – рассказ об исторических изысканиях Понтия Пилата в Иудее.

Сочинение по роману Булгакова Мастер и Маргарита

Известный русский писатель Михаил Булгаков написал “Мастера и Маргариту”, а также “Собачье сердце” и другие произведения. Он был написан Булгаковым с 1920-х годов до самой смерти в 1940 году. Однако сам роман был закончен.

В течение многих лет произведение было запрещено на родине автора, и только в 1973 году оно было опубликовано в СССР.

В центре романа – противостояние добра и зла. В частности, он задается вопросами “что есть истина”, “где правда” и “где ложь”. Соединив два исторических периода, Булгаков включил в роман время суда и распятия Иешуа и пошлость и беззаконие 1930-х годов (время правления Сталина). При Сталине зло (под видом добра) управляло страной.

В романе, однако, дьявол (Воланд) является скорее положительным, чем отрицательным персонажем. Он действует под видом зла, но на самом деле он не творит добро в полном смысле этого слова, а просто наказывает людей за их поступки. Как сказано в “Фаусте” Гете о злой силе “та сила, что сеет зло, но желает добра”. Не зря Булгаков начинает свое произведение эпиграфом из “Фауста”.

В этом произведении Булгаков ведет своеобразную полемику с читателем и пытается показать, что человеческой жизнью управляют “высшие силы”. Человек не может рассчитать и контролировать свою жизнь, как считал Берлиоз, который, вероятно, поплатился за свое неверие и атеизм. Читая Берлиоза, читатель приходит к выводу, что он скептик, а Воланд – что он апологет существования Бога. В конце концов, вера Воланда побеждает скептицизм Берлиоза.

Всякий раз, когда люди поступают в соответствии со своими животными инстинктами или поступками, он наказывает их. Булгаков показывает, что прогресс человечества не изменил его “низменных” страстей. Это характерно описано в главе о представлении в театре Варьете.

Человеческие пороки (грехи) существовали всегда, и время не может их излечить. Булгаков показал связь между властью человека и силой человека. Сцена, в которой Маргарита (возлюбленная Мастера) сидит за ужином у Воланда после бала. Она говорит ему, что не надо просить у властей “никогда, никогда ничего”, они сами все дадут. Не стоит унижаться перед властями, кем бы они ни были.

Булгаков делает вывод: да, всегда будет противостояние добра и зла, но зло – это прежде всего “мы сами”, мы должны бороться со своим внутренним “демоном”.

Кроме того, Булгаков никому не навязывает своих взглядов. Читателю самому предоставляется свобода выбора. Каждый человек должен сам решить, быть ему верующим или нет. Каков ваш взгляд на добро и зло.

Человек и власть в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» – произведение удивительное. При всей своей злободневности и современности (писатель рисует быт и нравы Москвы 20-ых годов 20 века), оно говорит о вечном.
В романе рассматриваются важные философские вопросы, волновавшие людей на протяжении всего существования человечества. И то, что Булгаков помещает современную ему Москву в рамки библейского Ершелаима и потустороннего мира Добра и Зла, доказывает, что жизнь человеческая и человеческая природа вечны и неизменны. А значит, ответы на важные философские вопросы универсальны и правильны для любого времени.
Одной из значимых тем «Мастера и Маргариты» является вопрос взаимодействия, соотношения человека и власти в этом мире. Булгаков показывает нам, как этот вопрос решается в древнем Ершелаиме и в современной ему Москве.
В «библейской» части романа данная проблема связана с образом Понтия Пилата. Видя перед собой подсудимого Га-Ноцри, беседуя с ним, Пилат невольно проникается симпатией к этому «сумасшедшему философу». Игемон осознает, что перед ним на допросе стоит ни в чем не виновный человек, способный нести людям только добро. Он желает помочь Иешуа и даже сначала отменяет тому смертный приговор. Но затем раскрываются страшные подробности: подсудимый посмел сомневаться в величии власти кесаря. Дело Га-Ноцри становится делом государственной важности.
Прокуратор все еще пытается как-то спасти невинного Иешуа. Разговаривая с президентом Синедриона Иосифом Каифой, игемон отмечает, что в честь великого праздника Пасхи он считает необходимым из двоих преступников помиловать именно Га-Ноцри. Но первосвященник непреклонен: «Синедрион просит отпустить Вар-раввана».
Тем не менее, у прокуратора есть свобода выбора: последнее слова остается все-таки за ним. Но, испугавшись потерять свою высокую должность, игемон приговаривает Иешуа к страшной смертной казни. После объявления смертного приговора подсудимому Пилат чувствует, что совершает непоправимую ошибку: «мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», потом: «Погибли!…» Расплатой за трусость для прокуратора стало бессмертие и вечные муки совести: «Бессмертие… Пришло бессмертие… Чье бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор, но мысль об этом загадочном бессмертии заставила его похолодеть на солнцепеке».
После страшной и мучительной гибели Иешуа прокуратор мучается и желает какими-то уже запоздалыми действиями исправить свою ошибку. Но это уже не имеет смысла, игемон проклят за свою трусость.
В московских главах проблема человека и власти тесным образом связана с темой творчества. Мастер, главный герой романа, появляется перед читателем только ближе к середине романа. До этого мы успеваем познакомиться с представителями «пишущей братии» Москвы, понять, что в них нет ни капли творчества, таланта. Эти люди все делают в угоду власти, они панически боятся свободомыслия, гонят от себя действительно талантливых людей.
Мастер – гений, поэтому его не приняли. После опубликования его удивительного романа на героя начались настоящие гонения в печати. Когда Мастер закончил свое произведение, он вышел с ним в свет: «Я впервые попал в мир литературы, но теперь, когда все уже кончилось и гибель моя налицо, вспоминаю о нем с ужасом. »
В весьма неприглядных тонах описывает Булгаков этот мир «людей искусства». Временами явно прослеживается горькая ирония автора: «Я…был принят какой-то девицей со скошенными к носу от постоянного вранья глазами». Видимо, Булгаков описывал среду, хорошо ему знакомую.
Мастер пошел со своим детищем в свет, но кто встретил его там? Всевозможные латунские, лавровичи, ариманы… Мелкие графоманы, занимающиеся псевдотворчеством. После того, как был напечатан отрывок из романа Мастера, эти плебеи МАССОЛИТа начинают травить гения.
Устами Мастера автор делает ценное замечание: « Мне все казалось, – и я не мог от этого отделаться, – что авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим». Видимо, некоторые гонители героя чувствовали всю ценность его романа, но страх и желание угодить власти взяли свое. Они травят писателя, доводят его до сумасшедшего дома и полного отказа от своего детища. Мастер убивает роман и, забитый окружающим его обществом псевдолитераторов, сходит с ума. Он сам направляется в «дом скорби», где мы его и встречаем.
Итак, верхушка литераторов, «чиновники от литературы» подчиняются власти, то есть руководству страны. Они обязаны проводить их директивы в жизнь, иначе… Иначе – лагери или расстрел. Но эти чиновники являются властью для «рядовых» писателей, то есть истинных художников, творцов. Ведь именно от МАССОЛИТа зависело, увидит твое произведение свет или нет, сможешь ты дать жизнь своему детищу или оно навсегда останется лишь плодом твоего воображения.
Булгаков показывает, что во все времена преклонение перед властью, страх или пошлое желание выслужиться, добиться каких-то благ за счет попирания своих моральных принципов процветало. Лишь единицы могли противостоять Власти, и судьба их была печальна.

Читайте также:
Художественная интерпретация стихотворения Ф. И. Тютчева К.Б. (Я встретил вас и все былое): сочинение

Эту страницу просмотрели 0 человек. Узнайте, сколько человек из вашей школы уже написали это сочинение, войдя в систему или зарегистрировавшись.

«Человек и власть в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” – необычное произведение. При всей своей актуальности и современности (автор изображает быт и нравы Москвы 1920-х годов), она говорит о вечном.

В романе рассматриваются важные философские вопросы, которые волновали людей на протяжении всего существования человечества. И то, что Булгаков помещает современную Москву в библейское окружение Ершелаима и потустороннего мира Добра и Зла, показывает, что человеческая жизнь и природа вечны и неизменны. Это означает, что ответы на важные философские вопросы универсальны и верны для всех времен.

Одной из значимых тем “Мастера и Маргариты” является вопрос взаимодействия, отношения человека и власти в этом мире. Булгаков показывает нам, как решается этот вопрос в древнем Ершелаиме и в современной Москве.

В “библейской” части романа эта проблема связана с образом Понтия Пилата. Когда Пилат видит перед собой обвиняемого Га-Ноцри и беседует с ним, он невольно проникается симпатией к этому “безумному философу”. Он понимает, что перед ним стоит задача допросить невиновного человека, способного лишь творить добро другим. Он хочет помочь Иешуа и даже сначала отменяет его смертный приговор. Но затем выясняются шокирующие подробности: обвиняемый осмелился усомниться в величии власти Цезаря. Дело Ха-Ноцри становится делом государственной важности.

Прокуратор все еще пытается спасти невиновного Иешуа. Обращаясь к председателю Синедриона Иосифу Каиафе, Яхмон подчеркивает, что в честь великого праздника Песах он считает необходимым помиловать Ха-Ноцри из двух преступников. Но первосвященник непреклонен: “Синедрион требует, чтобы Бар-Раббах был освобожден.

Однако прокурор свободен в своем выборе: последнее слово остается за ним. Но, боясь потерять свой высокий пост, яхмон приговаривает Иешуа к страшному смертному приговору. После вынесения обвиняемому смертного приговора Пилат чувствует, что совершил непоправимую ошибку: “Мысли короткие, бессвязные и единичные: “Он умер! “, затем: “Он умер…”. Расплатой за трусость для обвинителя было бессмертие и вечные муки совести: “Бессмертие…. Бессмертие прибыло…. Чье бессмертие пришло? Прокурор не понимал, но мысль об этом таинственном бессмертии вызывала у него мурашки.

Читайте также:
Групповая характеристика чиновников (по комедии Н. В. Гоголя Ревизор): сочинение

После ужасной и мучительной смерти Иешуа прокуратор мучается и хочет запоздалым поступком исправить свою ошибку. Но больше нет причин, Яхмон проклят за свою трусость.

В московских главах проблема человека и власти тесно связана с темой творения. Мастер, главный герой романа, открывается читателю только в середине романа. В этот момент мы знакомимся с представителями московского “писательского братства” и понимаем, что в них нет ни малейшего творческого начала или таланта. Эти люди делают все, чтобы угодить властям, они боятся свободы мысли и отталкивают тех, кто действительно талантлив.

Мастер – гений, поэтому его не приняли. После публикации его удивительного романа начались настоящие гонения на героя в печати. Закончив работу, Мастер провозгласил: “Я впервые вступил в мир литературы, но теперь, когда я близок к своему концу, я вспоминаю об этом с ужасом.

Булгаков описывает этот мир “людей искусства” в очень непривлекательных тонах. В отдельных случаях проявляется горькая ирония автора: “Меня приняла какая-то девица с глазами, скошенными к носу от постоянного вранья”. Очевидно, Булгаков описывал знакомую ему обстановку.

Когда он уезжал со своим детищем, хозяина никто не встречал. Всякие латунцы, лавровцы, аримцы. Мелкие графоманы предавались псевдотворчеству. После того, как отрывок из романа Мастера был напечатан, эти плебеи МАССОЛИТа начинают травить гения.

По мнению автора, Мастер делает ценное замечание: “Я чувствовал – и не мог этого избежать, – что они говорили не то, что хотели сказать, и что их ярость была спровоцирована именно этим”. Некоторые из гонителей героя признавали ценность его романа. Однако страх и желание угодить властям в конце концов одержали над ними верх. Они травят писателя, доводя его до сумасшедшего дома и полного отказа от своего детища. Мастер убивает роман и, избитый окружающим его обществом псевдолитераторов, сходит с ума. Мы видим его в его “доме скорби”.

Таким образом, литературные чиновники, “литераторы”, подчиняются властям, т.е. руководителям страны. Они обязаны выполнять их директивы, в противном случае….. Если нет, их отправляют в лагеря или на расстрел. Но эти чиновники – власть для “обычных” писателей, то есть настоящих художников, творцов. МАССОЛИТ решал, увидит ли ваша работа свет или нет, сможете ли вы воплотить свою идею в жизнь или она навсегда останется плодом вашего воображения.

Читайте также:
Что заставляет Печорина проводить эксперименты над собой и окружающими? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»): сочинение

Булгаков показывает, что во все времена процветало поклонение власти, страх или пошлое желание добиться благосклонности, достичь какой-то выгоды, попирая свои моральные принципы. Почти никто не сумел противостоять власти, и судьба их была печальна.

Человек и власть в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” – произведение удивительное. При всей своей злободневности и современности (писатель рисует быт и нравы Москвы 20-ых годов 20 века), оно говорит о вечном.
В романе рассматриваются важные философские вопросы, волновавшие людей на протяжении всего существования человечества. И то, что Булгаков помещает современную ему Москву в рамки библейского Ершелаима и потустороннего мира Добра и Зла, доказывает, что жизнь человеческая и человеческая природа вечны и неизменны. А значит, ответы на важные философские

вопросы универсальны и правильны для любого времени.
Одной из значимых тем “Мастера и Маргариты” является вопрос взаимодействия, соотношения человека и власти в этом мире. Булгаков показывает нам, как этот вопрос решается в древнем Ершелаиме и в современной ему Москве.
В “библейской” части романа данная проблема связана с образом Понтия Пилата. Видя перед собой подсудимого Га-Ноцри, беседуя с ним, Пилат невольно проникается симпатией к этому “сумасшедшему философу”. Игемон осознает, что перед ним на допросе стоит ни в чем не виновный человек, способный нести людям только добро.

желает помочь Иешуа и даже сначала отменяет тому смертный приговор. Но затем раскрываются страшные подробности: подсудимый посмел сомневаться в величии власти кесаря. Дело Га-Ноцри становится делом государственной важности.
Прокуратор все еще пытается как-то спасти невинного Иешуа. Разговаривая с президентом Синедриона Иосифом Каифой, игемон отмечает, что в честь великого праздника Пасхи он считает необходимым из двоих преступников помиловать именно Га-Ноцри. Но первосвященник непреклонен: “Синедрион просит отпустить Вар-раввана”.
Тем не менее, у прокуратора есть свобода выбора: последнее слова остается все-таки за ним. Но, испугавшись потерять свою высокую должность, игемон приговаривает Иешуа к страшной смертной казни. После объявления смертного приговора подсудимому Пилат чувствует, что совершает непоправимую ошибку: “мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: “Погиб!”, потом: “Погибли!…” Расплатой за трусость для прокуратора стало бессмертие и вечные муки совести: “Бессмертие…

Читайте также:
Сюжет и герои одного из рассказов В.Шукшина. («Далекие зимние вечера»): сочинение

Пришло бессмертие… Чье бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор, но мысль об этом загадочном бессмертии заставила его похолодеть на солнцепеке”.
После страшной и мучительной гибели Иешуа прокуратор мучается и желает какими-то уже запоздалыми действиями исправить свою ошибку. Но это уже не имеет смысла, игемон проклят за свою трусость.
В московских главах проблема человека и власти тесным образом связана с темой творчества. Мастер, главный герой романа, появляется перед читателем только ближе к середине романа. До этого мы успеваем познакомиться с представителями “пишущей братии” Москвы, понять, что в них нет ни капли творчества, таланта.

Эти люди все делают в угоду власти, они панически боятся свободомыслия, гонят от себя действительно талантливых людей.
Мастер – гений, поэтому его не приняли. После опубликования его удивительного романа на героя начались настоящие гонения в печати. Когда Мастер закончил свое произведение, он вышел с ним в свет: “Я впервые попал в мир литературы, но теперь, когда все уже кончилось и гибель моя налицо, вспоминаю о нем с ужасом. ”
В весьма неприглядных тонах описывает Булгаков этот мир “людей искусства”. Временами явно прослеживается горькая ирония автора: “Я…был принят какой-то девицей со скошенными к носу от постоянного вранья глазами”. Видимо, Булгаков описывал среду, хорошо ему знакомую.
Мастер пошел со своим детищем в свет, но кто встретил его там? Всевозможные латунские, лавровичи, ариманы… Мелкие графоманы, занимающиеся псевдотворчеством.

После того, как был напечатан отрывок из романа Мастера, эти плебеи МАССОЛИТа начинают травить гения.
Устами Мастера автор делает ценное замечание: ” Мне все казалось, – и я не мог от этого отделаться, – что авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим”. Видимо, некоторые гонители героя чувствовали всю ценность его романа, но страх и желание угодить власти взяли свое. Они травят писателя, доводят его до сумасшедшего дома и полного отказа от своего детища.

Мастер убивает роман и, забитый окружающим его обществом псевдолитераторов, сходит с ума. Он сам направляется в “дом скорби”, где мы его и встречаем.
Итак, верхушка литераторов, “чиновники от литературы” подчиняются власти, то есть руководству страны. Они обязаны проводить их директивы в жизнь, иначе… Иначе – лагери или расстрел. Но эти чиновники являются властью для “рядовых” писателей, то есть истинных художников, творцов.

Читайте также:
Мандельштам О.Э. — поэт «серебряного века»: сочинение

Ведь именно от МАССОЛИТа зависело, увидит твое произведение свет или нет, сможешь ты дать жизнь своему детищу или оно навсегда останется лишь плодом твоего воображения.
Булгаков показывает, что во все времена преклонение перед властью, страх или пошлое желание выслужиться, добиться каких-то благ за счет попирания своих моральных принципов процветало. Лишь единицы могли противостоять Власти, и судьба их была печальна.

Тема власти в романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Михаил Афанасьевич Булгаков – великий русский писатель, драматург, режиссер и актер. Он является автором всемирно известного романа “Мастер и Маргарита”, который был переведен на многие иностранные языки. Впервые я познакомился с этим произведением в очень юном возрасте, когда услышал, как моя семья обсуждала его между собой. Тогда я думал, что речь идет о какой-то наполненной ужасами фантастической истории. Однако позже, после самостоятельного изучения романа, я понял его глубочайший смысл. Роман “Мастер и Маргарита” берет евангельскую историю и динамично связывает ее с различными событиями современной жизни. Тема власти, понимаемой как способность влиять на действия и поведение других людей, независимо от их сопротивления, четко обозначена в романе.

Одной из важных тем “Мастера и Маргариты” является вопрос о взаимодействии человека и власти в этом мире. Булгаков показывает нам, как решается этот вопрос в древнем мире и в современной Москве. В исторической части романа проблема власти представлена читателю через образ Понтия Пилата, который вызывает сочувствие к обвиняемому, “безумному философу” Ха-Ноцри. Он понимает, что стоящий перед ним человек может делать людям добро, только он невиновен. Он хочет помочь Иешуа и отменяет его смертный приговор, но тут выясняются ужасные подробности: этот философ осмелился поставить под сомнение величие и власть кесаря. С этого момента дело приобретает национальное значение. Все еще пытаясь спасти Иешуа, Понтий Пилат просит Каиафу, председателя Синедриона, разрешения отпустить Га-Ноцри, по обычаю освобождая одного из узников на Песах. Но он непреклонен: “Синедрион просит отпустить Варавву.

Тем не менее, у прокуратора есть свобода выбора: последнее слово остается за ним. Однако, боясь потерять свой высокий пост, яхмон казнит Иешуа. После оглашения смертного приговора Пилат чувствует, что совершает непоправимую ошибку: “Мысли бежали коротко, бессвязно и необычайно: “Умер!”, затем: “Умер!”. Наградой прокуратору за трусость были вечные муки совести и бессмертие: “Бессмертие!”. Бессмертие пришло. Чье бессмертие пришло? Это смущало прокуратора, но мысль об этом таинственном бессмертии заставляла его холодеть на солнце”. В этой части романа читателю показано, как люди с древности полагались на власть. роман булгакова власть созидание

Читайте также:
Трагедия гражданской войны в Конармии И. Э. Бабеля (на примере рассказа Смерть Долгушова): сочинение

Как и в рассказе о современной Москве, творческая сила тесно связана с властью. В московских главах романа читатель сначала знакомится с мастером, главным героем романа. Затем автор знакомит читателей с членами “писательской братии” Москвы, давая понять, что они совершенно бездарны. Эти люди находятся под давлением властей, они панически боятся свободы не только слова, но даже мысли, и отталкивают от себя действительно талантливых людей, которые хотят творить, а не делать то, что нравится властям.

Михаил Булгаков описывает мир “людей искусства” в отталкивающих выражениях. Время от времени авторская ирония становится очевидной: “Я… позволил взять себя в руки молодой девушке, чьи глаза сузились от постоянной лжи”. Кажется, что Булгаков описывал обстановку, которая была ему знакома. Мастер вышел в мир со своей работой, но кто встретил его там? Мелкие графоманы, занимающиеся псевдотворчеством. Как только работа мастера была напечатана, члены МАССОЛИТа начали нападать на него. У них есть власть, и для них Мастер – это обычный человек, с помощью таланта которого они имеют возможность делать все, что захотят. В устах Мастера автор делает ценное замечание: “Мне показалось – и я ничего не мог с этим поделать – что авторы этих статей сказали не то, что хотели сказать, и что их гнев был спровоцирован именно этим. Многие члены МАССОЛИТа понимали, что роман героя гениален, но боялись дать разрешение на печать произведения, опасаясь властей.

Я считаю, что тема власти является ключевой в идеологическом послании романа “Мастер и Маргарита”. Актуальность, универсальность и современность этой темы подтверждают ее значимость. По мнению Булгарякова, во все времена перед властью преклонялись, царил страх или желание добиться расположения попирало нравственные принципы ради получения частичной выгоды. Лишь немногие могли противостоять власти, и судьба их была трагична.

Сочинение на тему: Тема власти в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Сочинение.
Тема власти в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Впервые я прочитала роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», когда мне было двенадцать лет. Тогда я воспринимала его как фантастику, приключения или что-то в этом роде. Но человек в течение всей своей жизни идет вверх по духовной лестнице, и поэтому, прочитав роман внимательнее четыре года спустя, задумываясь над каждым словом, я поняла, что в этом произведении автор размышляет над такими глобальными темами, как добро и зло, жизнь и смерть, Бог и Дьявол, любовь и дружба, что есть истина, кто такой Человек, как действует на него власть и над многими другими.
Первые ассоциации со словом «власть», возникающие у меня, — это политика, правительство, царь, государство и подобные этим понятия. То есть власть для меня — это, прежде всего, власть в обществе. В «Мастере и Маргарите» теме социальной власти посвящены четыре главы о прокураторе Иудеи Понтии Пилате и о бродячем философе Иешуа Га-Ноцри. Эта тема, по всей видимости, очень сильно волновала Булгакова. Он видел произвол режима, установившегося в стране после событий 1917 года. На примере из истории он пытался понять, почему государственная власть оказывается враждебной свободной личности. Иешуа утверждает, что «всякая власть является насилием над людьми» и что «настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Чтобы опровергнуть идеи Га-Ноцри, Пилат не находит ничего лучшего, как неискренне произнести «великие» слова в честь презираемого им императора Тиверия. Это понадобилось прокуратору для демонстрации присутствующим при допросе секретарю и солдатам конвоя своей лояльности кесарю и несогласии со словами красноречивого арестанта. И тут же доказывает, что Га-Ноцри прав в своей оценке существующей власти: обрекая на мучительную смерть невиновного, Пилат совершает не имеющее никаких оправданий насилие. Когда-то прокуратор был храбрым воином, спас от гибели великана Марка Крысобоя, он помнил былые бои. Теперь же, став наместником Рима, он боится освободить от наказания человека, неповинного в преступлении.
Персонажи же московских сцен «Мастера и Маргариты», в отличие от Пилата, боев и подвигов уже не помнят, хотя от окончания кровопролитных гражданской и первой мировой войн их отделяет не более чем десяток лет. Здесь показаны люди, власть которых более ограничена, чем у прокуратора Иудеи. Они не вольны в жизни и смерти граждан, как может разлучить с жизнью кого угодно из своих подчиненных игемон. Но довести до нищеты и моральной гибели неугодных вполне в пределах власти литературных начальников вроде Берлиоза, Лавровича или Латунского. А пьяница и развратник Степа Лиходеев, будучи директором театра «Варьете», наглядно свидетельствует о деградации власти по сравнению с римской эпохой.
Но нельзя забывать о том, что власть бывает не только государственной. В своем последнем и главном романе Булгаков уделяет много внимания власти сверхъестественного. Конечно, очевидна огромная сила Дьявола. И первым событием, доказывающим ее, является внезапная и предсказанная «иностранцем» смерть Берлиоза, затем сходит с ума Иванушка Бездомный, «улетает» в Ялту Степа Лиходеев и так далее (нужно заметить, что Воланд наказывает москвичей только по справедливости). Но кульминацией волшебства сатаны является бал полнолуния, на котором произошло убийство шпиона барона Майгеля. Получается, что булгаковский черт наказывает настоящее зло и как бы пытается помочь людям обрести Бога, в отличие от персон, обладающих некоторой властью над обществом. Например, Берлиоз, способный, образованный человек, который должен направлять своего молодого подчиненного Ивана на правильную дорогу, на самом деле, использует свое влияние на него, чтобы максимально увести его от Бога.
Очень интересной мне показалась одна деталь в романе: Воланд явно не враг Иешуа, он, скорее, его помощник. Если внимательно читать «Мастера и Маргариту», можно обнаружить, что Дьявол, обладая властью над Землей, не в силах решать, когда обрываться человеческой жизни. И последнее слово в решении судьбы Мастера и Маргариты тоже принадлежит не ему. Да и Пилату приносит свободу отнюдь не крик Маргариты, а заступничество того, с кем он так отчаянно хочет поговорить, то есть Иешуа.
Мне кажется, очень тесно связаны такие понятия, как «Бог» и «Любовь», поскольку Бог начинается с Любви, а Любовь — божественная сила. Тема любви у Булгакова раскрывается с новой стороны. Она неотделима от страданий. Писатель в полной мере показывает нам, что для бескорыстной, верной, святой любви нет преград. Любые козни будут преодолены. Маргарита, находясь во власти сильнейшего чувства, продает душу Дьяволу во имя спасения любимого человека. Безграничная, чистая любовь ее настолько сильна, что перед ней не может устоять даже Воланд. Настоящая любовь всемогущая и вечная. Она спасает и прощает. Эта любовь готова на самопожертвование во имя счастья, жизни. Она не ведает границ, проходит сквозь все преграды. Эта любовь несет в себе силу жизни, она ведет к спасению. И «кто сказал, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?»
Итак, мы видим, что над людьми властвуют чувства, но о силе не только любви говорит Булгаков, он также подчеркивает и могущество страха над человеком. Мы понимаем это на примере Понтия Пилата. Пятый прокуратор Иудеи боится потерять свое положение, разрушить свою карьеру, и только поэтому идет на убийство мирного философа, после которого его мучает совесть и будет мучить еще «двенадцать тысяч лун». Совесть, кстати тоже обладает огромной властью над человеком: ведь не прошло и дня, как римский наместник пожалел о том, что сделал, и теперь, ночью «он пойдет на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого бездумного мечтателя и врача!»
Опираясь на вышеизложенное, я считаю, что тема власти играет очень важную роль в идейном содержании романа «Мастер и Маргарита». О значимости темы говорят ее современность, вечность и актуальность. Кроме того, если принять во внимание то, что четыре главы из тридцати двух (по-моему это немало) посвящены лишь одному виду власти (власти над обществом), а также то, что власть, по Булгакову, воздействует на все сферы жизни человека и проявляется в различных формах, то можно с полной уверенностью говорить о важности темы моего сочинения в идейном содержании итогового романа Михаила Афанасьевича Булгакова.
.

Читайте также:
Бал в доме Фамусова: сочинение

Сочинение на тему: Новозаветная история в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Эссе Тема бессмертия и воскрешения души в романе Булгакова “Мастер и Маргарита”.

Эссе на тему: Добро и зло в романе Булгакова “Мастер и Маргарита

Сочинение на тему: Борьба добра и зла в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Сочинение на тему: Тема свободы в романе “Мастер и Маргарита” М. А. Булгакова

Сочинение на тему: Выбор Мастера и Маргариты в романе Булгакова Мастер и Маргарита

Подобные документы

” Мастер и Маргарита” – главное произведение М. А. Булгакова. Личность М. А. Булгакова. История написания романа. Главные герои романа. Сравнение романа с другими произведениями. Опера “Фауст” Гуно. “Золотой горшок” – сказка Гофмана.

реферат [2,0 M], добавлен 24.02.2007

Личность Булгакова. Это роман под названием “Мастер и Маргарита”. Иешуа и Воланд, свита Воланда, Маргарита и Мастер – главные герои этого романа. Москва 30-х годов. Судьба романа “Мастер и Маргарита”. Наследство для потомков. Рукопись великого произведения.

реферат [36,6 K], добавлен 14.01.2007

Историк, ставший писателем. “Мастер и Маргарита”: создание романа Булгакова. Главный прототип Маргариты. Глобальный символ романа – Москва. Истинное лицо Воланда. Авторские правки и варианты названий. Романы символические и смысловые.

Представление [1,3 M], добавлено 21.04.2014

M. Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита”: идеология, жанр, персонажи, сюжет, композиционное своеобразие. Советский Союз в сатирическом изображении. Возвышающая, трагическая любовь и творчество в нетерпимом обществе.

Этот тезис имеет размер 112.0 K, добавлен 26.03.2012

Тема любви в мировой литературе. Куприн – певец высокой любви. Тема любви в рассказе Куприна “Гранатовый браслет”. Множественность в романе “Мастер и Маргарита”. Тема любви в романе “Мастер и Маргарита” М. Булгакова. Два изображения смерти влюбленных.

реферат [42,3 K], добавлен 08.09.2008

История создания романа. Связь романа Булгакова с трагедией Гете. Временная и пространственно-смысловая структура романа. Роман в романе. Что представляют собой Воланд и его окружение в романе “Мастер и Маргарита” (“Мастер и Маргарита”).

реферат [44,8 K], добавлен 09.10.2006

Читайте также:
Первая встреча Гринева с Пугачевым. (Анализ II главы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».): сочинение

История создания романа “Мастер и Маргарита”. Идеологический и художественный образ сил зла. Воланд и его свита. Диалектическое единство, взаимодополняемость добра и зла. Танцы с сатаной: апофеоз романа. Роль и значение установленных “темных сил” в романе Булгакова.

Автор также изображает проблему выбора правильного пути, возникающую перед героями. Ярким примером этого является колебание Понтия Пилата между долгом и благоразумием. Тот же прокуратор знал, что совершает ошибку, но все равно вынес смертный приговор Иешуа. В конце концов его охватили трусость и страх. То же самое происходит и с Маргаритой, когда она сравнивает жизнь с мужем и жизнь, в которой, как ей казалось, она будет совершенно счастлива, – жизнь с Мастером. В романе Маргарита играет главную роль, оказывая давление на Мастера: “подталкивая его к борьбе. “.

Тема власти в романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Рубрика Литература
Вид сочинение
Язык русский
Дата добавления 30.09.2014
Размер файла 13,1 K

Студенты, аспиранты и молодые ученые, использующие базу знаний в своих исследованиях, будут очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Тема власти в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Всякая власть есть непрерывный заговор.

Оноре де Бальзак

Михаил Афанасьевич Булгаков – великий русский писатель, драматург, режиссер и актер. Его роман “Мастер и Маргарита” переведен на многие иностранные языки. Впервые я познакомилась с этим произведением еще в юности, когда услышала, как мои родственники обсуждали его между собой. Тогда мне показалось, что они обсуждают какую-то фантастическую историю, наполненную ужасом. Только после самостоятельного изучения романа я понял его истинный смысл. Динамично сочетая евангельское повествование и современные события, “Мастер и Маргарита” всесторонне освещает евангельскую историю. В романе тема власти четко определена как способность контролировать действия и поведение других людей, независимо от их сопротивления.

Взаимодействие человека и власти в этом мире – одна из главных тем романа “Мастер и Маргарита”. Как показывает Булгаков, этот вопрос решается как в древнем мире, так и в современном мегаполисе Москве. В исторической части романа вопрос власти предстает перед читателем через образ Понтия Пилата, который начинает сочувствовать подсудимому, этому “безумному философу” Ха-Ноцри. В присутствии этого человека он понимает, что у него только самые лучшие намерения по отношению к людям. Он хочет помочь умирающему Иешуа, но обнаруживает ужасную деталь: этот философ осмелился бросить вызов величию и власти кесаря. Именно в этот момент дело приобретает государственное значение. Понтий Пилат все еще пытается спасти Иешуа; он просит Каиафу, председателя Синедриона, отпустить Га-Ноцри, так как по обычаю на Песах отпускают одного из узников. “Синедрион просит освободить Варавву”, – настаивает он.

Читайте также:
Будущее светло и прекрасно (по роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?»): сочинение

Однако у прокурора есть свобода выбора: последнее слово остается за ним. Но, боясь потерять свой высокий пост, яхмон приговаривает Иешуа к смерти. После вынесения обвиняемому смертного приговора Пилат чувствует, что совершил непоправимую ошибку: “Мысли короткие, бессвязные и единственные: “Смерть! ” и затем: “Смерть! Расплатой за трусость для прокуратора было бессмертие и вечные муки совести:Бессмертие…. Бессмертие прибыло…. Чье бессмертие пришло? Прокуратор не понимал, но мысль об этом таинственном бессмертии вызывала у него озноб. В этой части романа читатель видит, как люди зависят от власти с незапамятных времен.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: