Истинная и ложная свобода в романе М А Булгакова Мастер и Маргарита: сочинение

К сожалению, с каждым годом моральные и этические стандарты современного общества падают все ниже и ниже. Все, что действительно воображаемо, выставляется на показ человеку. В конечном итоге это может привести к моральному разложению общества, процветанию разврата и безнаказанности.

Творчество в романе Мастер и Маргарита Булгакова

“Мастер и Маргарита” – одно из самых интересных произведений Булгакова, содержащее множество загадок. Роман писался на протяжении многих лет и содержит множество различных тем. Творчество – одна из главных тем произведения, которая проходит через весь роман и раскрывается с разных сторон.

В этом романе представлены три персонажа, связанные с творчеством, а именно Берлиоз, Бездомный и главный герой, Мастер. Это три совершенно разных типа людей. У них разные судьбы, они ведут разный образ жизни. И отношение к тому, что они делают, тоже имеет свои отличия.

В начале книги читатель знакомится с Берлиозом, для которого творчество – это слава и признание. В творчестве Берлиоз находит свое развитие, признание и успех. Он всегда стремится завоевать призы и титулы. Государство требовало, чтобы он уделял внимание развитию и продвижению идей партии. По этой причине работы Бездомного не имеют художественной ценности.

Бездомный поэт, старался относиться к своему творчеству с большим почтением, мечтал о наградах. Но в паутине лжи и притворства он запутывается, и в итоге его работа теряет свою суть и становится всем под стать. Конечно, он понимает это не сразу и в конце концов решает прекратить писать. Он признается, что под давлением Берлиоза его работа получилась просто чудовищной. Он считает, что в его стихах нет творчества, а есть только аппетит к читательскому уму.

Мастер, пожалуй, единственный человек в мире, которого можно назвать творческим человеком. Так называла его возлюбленная Маргарита. Она считала его книгу своей величайшей работой. Критики не увидели в его работе никакого политического смысла, поэтому не приняли ее, что в конечном итоге разрушило веру Мастера в себя. Руки Мастера стали пустыми, и он перестал раскрывать свой талант. В конце концов, он просто уничтожил свою работу. Но, как мы знаем, рукописи не горят.

Михаил Булгаков этим произведением показал читателю истинное и ложное творчество. Когда Бездомный осознал для себя, какой он поэт и что за произведения он создает, он начал переосмысливать. Трагическая смерть Берлиоза так и не позволила ему осознать ошибочность своих суждений. Со своей стороны, мастер обретает покой. Михаил Булгаков приводит в этом произведении три примера. Истинная мера есть только у тех, кто остается верен своему делу; только мастер по-настоящему настоящий.

Как понимают свободу герои романа М. Булгакова Мастер и Маргарита

В романе Булгакова “Мастер и Маргарита”, как персонажи воспринимают свободу?

Люди никогда не бывают полностью свободными, потому что их свобода всегда ограничена. Например, они могут выбрать ту или иную пищу, но не могут отказаться от нее полностью.

В роман “Мастер и Маргарита” Булгаков вложил большую часть своей души. До конца жизни, когда он создал свою последнюю работу, он искал наилучшее отображение своих идей. Он постоянно вносил изменения, вводил новых персонажей, менял название романа, чтобы дать читателю более полную картину морально-философского мира. Булгаков достиг своей цели, что подтверждает Г. Лесскис, который в своей статье “Последний роман Булгакова” пишет, что “Мастер и Маргарита”, несомненно, является лучшим произведением Булгакова.

Главная тема этого романа – свобода. Та самая возвышенная, идеализированная свобода, о которой мечтало и будет мечтать человечество, которой посвятили свои бессмертные произведения гениальные мастера пера и кисти, за которую проливалась кровь в многочисленных революциях и войнах. Ах, это сладкое слово “свобода”!

Как герои романа понимают и “чувствуют” свободу? Возможно ли это, достижимо ли это, насколько эти параметры видны обществу в их мечтах?

Читайте также:
Женские образы в романе Тургенева Отцы и дети, их роль в раскрытии содержания романа.: сочинение

Из всех личностей в Торе Иешуа Ха-Ноцри, пожалуй, самая яркая и неповторимая. Проданный за тридцать монет, он был арестован по ложному обвинению, подвергнут пыткам и приговорен к смерти. Иешуа никого не обвиняет, ни на кого не держит зла. Всякий раз, когда он говорит Понтию Пилату, что жизнь может забрать только тот, кто ее дал, он словно погружается в непостижимую тайну. Несмотря ни на что, Ха-Ноцри считает себя свободным. Крылья свободной птицы не могут быть сломаны или арестованы. Прежде всего, Иешуа ценит полную внутреннюю свободу, которая исключает следующие понятия: трусость, злобу, обиду, зависть и ненависть. Это все негативное и темное.

Это самая важная характеристика Иешуа, которую мы можем наблюдать в Мастере. В добровольной изоляции от внешнего мира, окруженный любовью и заботой любимой жены, он создает роман, ценность которого заключается прежде всего в том, что это продукт, плод творчества, независимого от догм, от партийно-идеологической направленности советской литературы того времени, от свободного полета мельпомены. Только в единении с вдохновением и без насилия над собой мастер мог написать свой роман. Для него свобода заключалась в возможности создавать то, что он хотел, невзирая на трудности.

Именно поэтому время создания романа было самым счастливым для Мастера и Маргариты. Это счастье было чисто человеческим наслаждением, которое они попросили Воланда вернуть в их уютный подвал и дать им почувствовать его снова. Несмотря на это, все меняется. Поэтому после всего, через что они прошли, вряд ли им придется испытать то же чувство свободы и любви в той же комнате, в тех же условиях.

Но свободная, любящая натура Маргариты отвергает чувственный и духовный застой. За право жить так, как ей хочется, за право любить и быть любимой, она отказывается от всего, что, казалось бы, нужно женщине для счастья: щедрый, обожающий муж, роскошная квартира в престижном доме, деньги. У нее было все, о чем мечтает женщина, но не было любви, не было чувства свободы. Так без оглядки, без сожалений она порывает со старой, комфортной, сытой и красивой жизнью в “золотой клетке”, она вырывается на свободу во имя любимого мужа, которого она “угадала” среди тысяч людей.

Именно в праве самостоятельно выбирать путь и направление жизни Маргарита видит цель и смысл свободного существования. Ее выбор сделан, и она не жалеет о нем.

В крошечном подвальчике, затерянном в узких улочках Арбата, два влюбленных сердца купаются в счастье свободы, независимого творчества и безусловной любви. Маргарита и Мастер во имя свободы и любви готовы принять предложение Воланда, которое сулит им полную свободу, недоступную в реальной жизни. “Когда люди полностью ограблены, как вы и я, они ищут спасения у потусторонней силы! Что ж, я готов заглянуть туда”, – говорит Мастер, не зная, радоваться ему или огорчаться.

Он чувствовал, что кто-то отпускает его на свободу, пока он шел к вечному дому, дарованному Воландом, слушая текучие слова Маргариты, идущей рядом с ним, как ручей, подобно тому, как недавно он отпустил созданного им героя. И теперь, приближаясь к своему вечному дому, увитому вьющимся виноградом, заманчиво и многообещающе глядя в венецианское окно, Мастер надеялся обрести мир, мир и еще раз мир. Пережив так много, он имеет право на эту надежду.

И Иешуа Ха-Ноцри, Мастер, и Маргарита считают, что они полностью свободны. Но действительно ли они бесплатны?

Многовековые размышления светлейших умов человечества о понятии свободы привели к устойчивому определению: свобода – это способность человека действовать в соответствии со своими желаниями. Прочитав роман от конца до конца, мы обнаруживаем, что вышеупомянутая троица персонажей не совсем свободна: нет и не может быть полной, абсолютной свободы. Абсолютная свобода – это миф, мечта, необходимая человеку в суровой реальности жизни.

Читайте также:
Алексиевич: сочинение

Например, Иешуа не волен обращаться к прокуратору Иуде в соответствии со своими желаниями и убеждениями: хороший человек. Рыжий заставляет его согласиться с общим обвинением, избивая его “небрежно и легко”: “Римский прокуратор будет называться игемон”. Таким образом, свобода Джошуа оказывается в тюрьме и становится ограниченной.

Свобода хозяина тоже уязвима. Они топчут ее ногами с тем же хладнокровием, что и “советизм”. Именно в стенах сумасшедшего дома Мастер волен говорить все, что хочет, но свобода никогда не может выйти за границы владений Стравинского. Имея связку ключей, Мастеру легко сбежать из клиники, но он этого не делает. Не потому что он под кайфом, а потому что знает, что никогда не сможет вернуться в мир, который его отверг, он заявляет своему соседу: “Я не могу убежать отсюда. “.

Маргарита показывает нам, что не все так, как кажется. Во время полета над Москвой и совершения хулиганских выходок свободный полет Глории, который дает ей ощущение полной свободы от всего, ограничен мазью и прихотями Сатаны. Теперь она полностью зависит от Мастера в вопросах счастья, любви и свободы. Мастер находился в психиатрической больнице в течение значительного периода старения Маргариты.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что для героев Булгакова свобода – это свобода любви, свобода духа, свобода мыли и свобода творчества. Правота этой группы достойна подражания. В природе существует лишь часть их свободы, потому что полной свободы, о которой мечтает каждый, не существует.

Всегда и везде существует только свобода, ограниченная либо государственными законами, либо моральными критериями. Так и должно быть, так и есть. Ведь когда будет всеобъемлющая свобода, когда каждый будет делать и говорить то, что хочет, возникнет анархия, и человечество придет к трагическому концу. Нужно ли нам это?

Раздел: Литература и русский язык
Количество знаков с пробелами: 7201
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Истинные и мнимые ценности в произведении Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Рассказ Бунина “Господин из Сан-Франциско” был написан в 1915 году. Это было трудное время не только для России, но и для многих других стран. В конце концов, в те годы шла Первая мировая война. В этот сложный период произошло переосмысление ценностей. Авторы попытались понять, почему произошла такая катастрофа и как избежать подобных событий в будущем. I.A. Бунин тоже не избежал этой темы. В рассказе “Господин из Сан-Франциско” поднимаются вопросы жизни и смерти, человека и природы, предназначения человека на земле. Здесь автор рассказывает, что является самым важным в жизни каждого человека, к чему он должен стремиться, чтобы не потерять свою душу. Главный герой этой истории – старик. Всю свою жизнь он упорно трудился, пока наконец не решил “начать действовать” и не отправился в далекое путешествие. Этот господин сам прекрасно знает, что до этого момента он не жил, а существовал, будучи всегда озабоченным зарабатыванием денег. Теперь, однако, он может позволить себе отдохнуть, но так же, как отдыхали другие, с которых он “брал пример”. Теперь он стремится к жизни, которую никогда раньше не знал. Герой тщательно разрабатывает план путешествия. У него нет собственных мыслей по этому поводу, он делает только то, что диктует ему окружение. Здесь хорошо видна авторская ирония: “Люди, к которым он принадлежал, имели привычку начинать жизненные удовольствия с путешествий в Европу, Индию и Египет. Благодаря своему богатству герой может позволить себе многое. Благодаря своей удаче он считает себя правителем мира. Ему доступны многодневный круиз по странам Старого Света, верхняя палуба парохода “Атлантида”, хорошие гостиничные номера, дорогие рестораны и т.д. Но это все “внешние” вещи, которые не могут согреть душу человека, а тем более сделать его счастливым. За все эти годы этот джентльмен так и не обрел настоящей опоры в жизни. В его мире нет места искренним чувствам. Долгие годы он живет с нелюбимой женщиной, которая также холодна по отношению к нему. Такова жизненная позиция его дочери. Она еще не нашла “достойного” мужа, и ее сердце пусто. Она не замужем, потому что выбирает партнера с холодным расчетом и прагматизмом. Автор иронично замечает, что в этом круизе вся семья ожидала встретить для нее богатого жениха: “…разве в круизах не случаются счастливые встречи? Иногда вы сидите за столом или смотрите на фреску рядом с миллиардером”. Интересно, что автор называет господина из Сан-Франциско богатым, но не упоминает его имени, в то время как даже официанты в итальянском отеле имеют имена. Это говорит о двух вещах: с одной стороны, образ главного героя обобщен, а с другой – у этого героя нет личности, нет собственного имени. Примечательно также, что нигде мы не находим описания глаз героя. В то же время автор тщательно описывает его портрет и показывает нам человека, который живет в достатке и комфорте, привык к дорогим вещам и уходу за своим телом. Но у него нет глаз, нет души. Однако автор уделяет пристальное внимание распорядку дня пассажиров корабля, которому внимательно следуют персонажи. Автоматизация их рутины еще больше подчеркивает механический характер их жизни. Они работают как часовые механизмы, следуя тщательно отрепетированному расписанию. Интересно, что у главного героя есть все, что он ищет: комфорт, хорошие отношения… Но его ожидания не оправдываются. Он не чувствует, что начал точно “жить”. Он готов видеть причину этого в чем угодно, только не в реальной ситуации. Он винит в своей неудачной поездке плохую погоду, плохой, снежный декабрь. Утром он ссорится с женой. Кульминацией всей этой истории, конечно же, является смерть джентльмена из Сан-Франциско. Сцена поражает своей натуралистичностью. Именно в момент смерти автор показывает нам глаза своего главного героя. Это проявление живой души, бьющейся и сопротивляющейся смерти. После смерти хозяина выясняется, что деньги не играют в его жизни такой большой роли, как он предполагал ранее. Единственное, что действительно имело значение, – это то, что никто не любил и не уважал его. И вот его тело возвращается домой на том же пароходе “Атлантис”, но в трюме среди ящиков и хлама. Это подчеркивает истинную значимость этого человека. Итоги его жизни достойны сожаления. В рассказе Бунина подчеркивается, что подлинным смыслом является душа, внутреннее развитие человека. Но мир в начале XX века полностью забыл истинные ценности и заменил их ложными идеалами. Существование в мире денег, физического удовлетворения и внешнего гламура неизбежно ведет к смерти. Вот почему стих из Откровения является эпигоном его истории: “Горе тебе, Вавилон, город сильный…”.

Читайте также:
Каковы причины и последствия «хандры» Онегина (роман «Евгений Онегин»): сочинение

Система ценностей человека представлена нематериальными объектами и ценностями, которые имеют для него особое значение. Это могут быть здоровье, любовь и семья, дети, дружба, самореализация, материальный достаток и положение в обществе. Кроме того, существуют духовные ценности, к которым относятся религия, мораль и этика.

Свобода имеет первостепенное значение для человека. Как правило, эта ценность имеет первостепенное значение для каждого человека. Именно поэтому лишение свободы с древних времен использовалось в качестве сурового наказания. Чувство стабильности не менее важно для людей. Это относится как к политической ситуации в стране, так и к личной жизни и работе.

$ AlexLat $

Как указал
однажды Шелер, человек имеет право считаться виновным и быть наказанным.
Отрицать его вину посредством объяснения, что он есть жертва обстоятельств, —
значит отнимать у него его человеческое достоинство. Я бы сказал,
что это прерогатива человека — становиться виновным. Конечно
же, на его ответственности лежит также преодоление вины.

В. Франкл

Роман «Мастер и Маргарита» — очень
сложное произведение. Сегодня его часто пытаются трактовать с политической,
религиозной или социальной точки зрения, однако такие попытки зачастую выглядят
навязчиво и уродливо. Сам автор подробных комментариев не оставлял, поэтому
сложно судить о «критике социального строя и властных структур», и, тем более,
о христианском нравоучении. Ведь темные силы в романе выглядят положительными
персонажами.

Однако есть тема, которая явственно прослеживается на всем
протяжении романа. Это тема свободы. Человек может и должен быть свободным
в любом обществе, в любую эпоху, при любом социальном строе. Свобода в понимании
Булгакова — это способность сделать выбор, невзирая на деньги, угрозы, волю тех,
кто «наверху». Свободный человек выбирает правду и действует в соответствии
с велением сердца.

Герои произведения сталкиваются с выбором между
свободой и несвободой. Правильный выбор один — свобода. С таким испытанием
сталкивается Понтий Пилат. В руках этого человека судьба целого народа,
он всемогущ. Но это лишь видимость. Пилат не свободен. Он скован страхом перед
кесарем, перед тюрьмой, перед смертью. А трусость наглухо закрывает путь
к свободе. Поэтому трусость в романе именуется самым страшным пороком.

Читайте также:
Трагедия гражданской войны в Конармии И. Э. Бабеля (на примере рассказа Смерть Долгушова): сочинение

Роман, написанный мастером, открывается встречей Иешуа и Пилата. Сцена
допроса — один из ключевых моментов романа. Перед богатым и могущественным
стоит человек, закованный в цепи. И этот человек
абсолютно свободен. Иешуа не способен и помыслить о том, чтобы спасти свою жизнь
с помощью лжи. «Правду говорить легко и приятно», — объясняет заключенный. Пилат
хочет спасти этого человека, но считает, что не может. Ведь, освободив философа,
он навлечет на себя гнев кесаря. Поэтому он видит лишь единственный правильный
выход — обречь заключенного на смерть.

Однако впоследствии Пилат
осознает, что выбор не был столь очевиден. Он разговаривает с первосвященником
Каифой, пытаясь убедить его отпустить Иешуа в честь
праздника Пасхи. Пилат понимает, что эти попытки бесполезны, что Синдерион
ни за что не отпустит «опасного» мыслителя. Поэтому этот разговор скорее
представляет собой первую смутную попытку сказать «нет» и освободиться.
Но уже слишком поздно. Заключенный обречен на смерть, и обречен самим Пилатом.

За совершенную ошибку Пилата постигает страшная кара. За «одну луну»
он платит «двенадцатью тысячами лун», проведенных в мучениях. После этого
его прощают и освобождают.

Перед подобным выбором оказывается и главная
героиня романа. Богатство, высокое социальное положение, горячо любящий муж —
все это представляет собой золотую клетку. Ее необходимо покинуть, чтобы обрести
счастье с возлюбленным. Маргарита выбирает путь лжи и притворства.
Она становится тайной любовницей мастера, продолжая жить в роскошном особняке
с ничего не подозревающим мужем. За это ее настигает кара, и женщина теряет
любимого. Маргарита понимает, что все это «плата за ложь», но понимает
это слишком поздно.

Однако судьба в лице Воланда дарит Маргарите второй
шанс. И тогда она, не задумываясь, меняет роскошные платья на ведьминскую
наготу, и устремляется на бал «висельников и убийц». За это она вознаграждена —
возлюбленный возвращен к ней из небытия клиники для душевнобольных.

проходят испытание выбором домработница Наташа
и «боров» Николай Иванович. Наташа не упускает возможности стать свободной.
Она сама умоляет, чтобы ее оставили ведьмой, а не возвращали в серую обыденную
жизнь. Николай Иванович, попав в ту же ситуацию, ведет себя очень комично.
Он настолько сер, что его даже не удивляет необычная обстановка, в которой
он оказался. И служащий требует от Воланда справку о том, что провел ночь
на балу у Сатаны. В результате он, как и Пилат, наказан годами сожалений.

Читайте также:
Повесть Шинель: сочинение

Сожаления о неправильном выборе — самая страшная мука. Люди, поступающие
не по велению сердца, а под давлением общества, обречены на это наказание. Ярким
примером становятся гости на балу у Сатаны. Перед нами встают тысячи душителей,
отравителей, разбойников, проведших жизнь в жестокости и разврате. В загробном
мире они чувствуют себя великолепно. Страдает лишь одна гостья — Фрида.
Эта девушка задушила собственного младенца, убоявшись, что ей «нечем кормить
ребенка». Фрида совершила преступление из трусости, за что и была наказана
такими мучениями.

Что же лишает людей свободы, ослепляет их, заставляет
действовать неправильно? Прежде всего, как говорилось выше, это трусость.
Но дверь в вечность закрывают и другие пороки. На мой взгляд, после трусости
следует алчность. Деньги и вещи отнимают у людей свободу, закрывают дверь
в вечность. Человек, находящийся под их властью, беспокоится лишь о том,
как набрать червонцев и как их удержать. Звон денег и шорох платьев заглушает
голос сердца. Лишает нас свободы и лживость. Обманывая других, мы обманываем
и себя. В результате лживость очень скоро лишает нас всякой способности слышать
себя.

Из всего этого можно сделать вывод, что человеческая свобода
не зависит ни от политического устройства, ни от социального положения. Человек
сам выбирает, быть ему свободным или не быть.

Тема: – Тема свободы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Аватар

Пожалуй, нет человека, который не согласился бы с тем, что тема свободы традиционно была одной из самых острых тем в русской литературе. И нет такого писателя или поэта, который не считал бы свободу для каждого человека столь же необходимой, как воздух, пища, любовь.
То тяжелое время, которое мы видим сквозь призму романа “Мастер и Маргарита”, на первый взгляд не так уж страшно для героев произведения. Однако, зная историю, мы понимаем, что тридцатые — сороковые годы нашего столетия — одни из самых страшных в жизни государства Российского. И страшны они прежде всего тем, что в то время жестоко подавлялось само понятие духовной свободы.
По мнению М. А. Булгакова, свободным в широком смысле слова может быть лишь тот, кто чист душой и может выдержать проверку, которую устроил в романе жителям Москвы Сатана, князь тьмы. И тогда свобода — это награда за те трудности и лишения, которые тот или иной персонаж перенес в жизни.
На примере Понтия Пилата, обреченного на бессонницу и беспокойство долгими лунными ночами, можно проследить взаимосвязь: вина — искупление — свобода. Вина Пилата в том, что он обрек арестанта Иешуа Га-Ноцри на нечеловеческие муки, не смог найти в себе сил признать его правоту тогда, “ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца ниссана. ” За это он был обречен на двенадцать тысяч ночей раскаяний и одиночества, полных сожалений о прерванном тогда разговоре с Иешуа. Каждую ночь он ждет, что к нему придет арестант по имени Га-Ноцри и они вместе пойдут по лунной дороге. В конце произведения он получает от Мастера как от творца романа долгожданную свободу и возможность осуществить свою давнюю мечту, о которой он бредил долгие 2000 лет.
Один из слуг, составляющих свиту Воланда, также проходит через все три стадии на пути к свободе. В ночь прощания шутник, задира и балагур, неутомимый Коровьев-Фагот превращается в “темно-фиолетового рыцаря с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом”. По словам Воланда, этот рыцарь когда-то допустил ошибку и неудачно пошутил, сочинив каламбур о свете и тьме. Теперь он свободен и может следовать туда, где он нужен, где его ждут.
Писатель создавал свои роман мучительно, в течение 11 лет писал, переписывал, уничтожал целые главы и снова творил. В этом было отчаяние — ведь М. А. Булгаков знал, что пишет, будучи смертельно больным. И в романе появляется тема свободы от страха смерти, которая нашла свое отражение в сюжетной линии романа, связанной с одним из главных героев — Мастером.
Мастер получает от Воланда свободу, причем не просто свободу передвижения, но и свободу выбора собственного пути. Она была дарована ему за тяготы и лишения, связанные с написанием романа, за талант, за душу, за любовь. И в ночь прощения он почувствовал, как его отпускают на свободу, как только что он отпустил им созданного героя. Мастер обретает вечный приют, соответствующий его таланту, приходящийся по душе и ему, и его спутнице Маргарите.
Однако свобода в романе даруется только тем, кто осознанно в ней нуждается. Ряд персонажей, показанных автором на страницах романа “Мастер и Маргарита”, хоть и стремятся к свободе, но понимают ее крайне узко, в полном соответствии с уровнем своего духовного развития, своими моральными и жизненными потребностями.
Автору не интересен внутренний мир этих персонажей. Он включил их в свой роман для точного воссоздания той атмосферы, в которой творил Мастер и куда грозой ворвался Воланд со своею свитой. Жажда духовной свободы у этих “испорченных квартирным вопросом” москвичей атрофирована, они стремятся лишь к свободе материальной, свободе выбора одежды, ресторана, любовницы, работы. Это позволило бы им вести спокойную, размеренную жизнь городских обывателей.

Читайте также:
Как раскрывается характер городничего по мере развития действия пьесы Н. В. Гоголя Ревизор?: сочинение

Продолжение следует на следующей странице.

Аватар

Свита Воланда как раз и является фактором, который позволяет выявить человеческие пороки. Устроенное в театре варьете представление разом сдернуло маски с людей, сидящих в зрительном зале. После прочтения главы с описанием выступления Воланда со свитой становится понятно, что эти люди свободны в том своем изолированном мире, в котором они живут. Иного им не требуется. Они даже не могут догадаться, что что-то другое существует.
Пожалуй, единственным человеком из всех показанных в романе москвичей, не согласным мириться с этой убогой атмосферой наживы, является Маргарита.
Ее первая встреча с Мастером, во время которой инициатором знакомства была она сама, глубина и чистота их отношений свидетельствуют о том, что Маргарита — женщина незаурядная, талантливая — способна понять и принять тонкую и чувствительную натуру Мастера, оценить его творения. Чувство, имя которого — любовь, заставляет ее искать свободы не только от своего законного мужа. Это не проблема, и она сама говорит, что для того, чтобы от него уйти, ей надо лишь объясниться, потому что так поступают интеллигентные люди. Маргарите не нужна свобода для нее одной, но она готова бороться с чем угодно ради свободы для двоих — себя и Мастера. Ее не страшит даже смерть, и она с легкостью ее принимает, потому что уверена, что с Мастером она не расстанется, зато полностью освободит себя и его от условностей и несправедливости.
В связи с темой свободы нельзя не упомянуть и еще одного героя романа — Ивана Бездомного. В начале романа этот человек — прекрасный образец человека, несвободного от идеоло гии, от внушенных ему истин. Верить в ложь удобно — но это ведет к потере духовной свободы. Но встреча с Воландом заставляет Ивана начать сомневаться — а это начало поиска свободы. Из клиники профессора Стравинского Иван выходит другим человеком, другим настолько, что для него больше не имеет никакого значения прошлое. Он обрел свободу мысли, свободу выбора собственного пути в жизни. Конечно, огромное влияние оказала на него встреча с Мастером. Можно предположить, что когда-нибудь судьба снова сведет их.
Итак, мы можем сказать, что всех булгаковских героев можно разделить на две группы. Одни не задумываются об истинной свободе, и они герои сатирического сюжета. Но есть в романе и другая линия — линия философская, и ее героями становятся люди, жаждущие обрести свободу и покой.
Проблема поиска свободы, стремления к независимости наряду с темой любви является главной в бессмертном рома не М. А. Булгакова. И именно потому, что эти вопросы всегда волновали, волнуют и будут волновать человечество, роману “Мастер и Маргарита” суждена долгая жизнь.

Читайте также:
Столкновение теории с жизнью в романе И. С. Тургенева Отцы и дети: сочинение

Аватар

Свобода. Что мы понимаем под этим словом? Для каждого она имеет разный смысл.
Но я вижу две стороны “свободы”. Первая – это физическая свобода: ты независим в своих движениях. Вторая – это духовная независимость, свобода мысли. Эта тема часто встречается в русской литературе, но мне особенно понравилось то, как представил её читателям Михаил Булгаков в романе “Мастер и Маргарита”. Автор лично столкнулся с темой свободы в своей жизни, а именно: его произведение “Мастер и Маргарита” попало под цензуру и Булгаков, отчаявшись, сжёг его.
Лишь через несколько лет, по настоянию жены, он восстановил его по памяти. Этот роман во многом автобиографичен: Булгаков – Мастер, его жена – Маргарита. Главный герой в книге сначала сжигает своё произведение, а потом восстанавливает. Сейчас же, я бы хотел более глубоко затронуть тему свободы в произведении.
В романе я увидел зависимость общества, так как оно полностью подчинено коммунистическому строю, гонятся за трудовыми рекордами и социалистическими идеями, при этом забывая о духовных ценностях. Мастер, как свободная личность, не находит здесь своего места. Его роман не вышел в печать, по вине бездарных критиков. Литературная деятельность в Москве приобрела коммунистический уклон, здесь неважно есть у тебя талант или нет, главное угодить руководству страны,
что по моему мнению неправильно. В этом я убедился после раскаяния Ивана Бездомного, который понял, что писал ужасные стихи. В Москве нет места истинному таланту, поэтому Мастер уничтожает роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри и уходит в клинику Стравинского.
В книге Мастера также рассматривается тема свободы. Я увидел, что заключённый Иешуа, как прототип Иисуса Христа, независим духом, так как мыслит не о себе, а о всём человечестве. Прокуратор Понтий Пилат, напротив же: раб своей власти и Кесаря. Он боится потерять своё положение, хотя не равнодушен к судьбе проповедника и хочет ему помочь.
Здесь, как мне кажется, Булгаков хотел нам показать, что духовная независимость – это главное во все времена.
В книге автор посылает Воланда проверить, как изменились люди со времён Ершалаима. Мы видим, что москвичи не лишены извечных человеческих пороков: алчности, зависти и предательства. Особенно хорошо это проявляется на сеансе чёрной магии, после которой многие попадают в клинику Стравинского. На её примере я заметил такую особенность связанную о свободой. Люди, хотя находятся в “психушке”, становятся более свободными, так как оценивают свою жизнь со стороны. Там они ни от чего не зависят и очищаются духовно. С жителями Москвы всё наоборот.
Ну а что же их судьи: Воланд и его свита. С первого взгляда мне показалось, что в их компании царит дружба и озорство, но лишь в конце понимаешь, что это не так. Фагот, Бегемот, Азазелло и Гелла – рабы Воланда, они искупают вину за совершённые при жизни преступления. Их весёлость – это лишь маска, все они печальные личности, хотя помогают Мастеру и Маргарите воссоединиться.
Кстати, о взаимоотношениях главных героев. Как мне кажется, они неравноправны.
Маргарита – раба своей любви, в отличие от Мастера. Она делает всё, чтобы вновь с ним встретиться: становиться ведьмой, идёт на бал к дьяволу, следует за любимым в потусторонний мир.
В целом, роман очень интересен своим сюжетом и мастерством автора, недаром Булгаков трудился над ним двенадцать лет. Но не смотря на свою фантастичность, это произведение затрагивает множество философских тем, о которых можно долго говорить, но для меня главной здесь, является тема свободы. Она будет существовать во все века как нам показал Булгаков. Для меня лично, свобода – это независимость физически, материально и самое главное, духовно. Ведь без неё люди бы “ломались” и умирали, писатели перестали бы создавать для нас великие произведения, не произошли бы многие исторические события и человечество прекратило бы свой путь в поисках совершенства. А вы согласны со мной?

Читайте также:
Обломов: сочинение

Свобода по Булгакову

Исходя из определения “свободы” как “способности человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на знание объективной необходимости” [22, 595], можно с уверенностью сказать, что замечательный советский писатель послереволюционного периода Михаил Афанасьевич Булгаков, продолжая лучшие традиции русской классической литературы, своей жизнью и творчеством доказал, что даже в самых невероятно сложных условиях можно оставаться свободным человеком. “Мастер и Маргарита” стал кульминацией этой идеи, которую он постоянно воплощал в своих произведениях.

M. Булгаков использует несколько художественных средств и приемов для изображения свободы и несвободы героев, среди которых:

  • – Иешуа Ха-Ноцри – цветовая символика, диалоги, портретный набросок, антитеза;
  • – Понтий Пилат – внутренние монологи, диалоги, образы-символы, антитеза, портретный набросок;
  • – Левий Матвей – цветовая символика, внутренние монологи, диалоги, антитеза;
  • – Иуда из Кириафа – цветовая символика, антитеза;
  • – Мастер, Маргарита – образы-символы, внутренние монологи, диалоги, антитеза;
  • – Иван Бродяга – образы-символы, диалоги;
  • – Алоизий Могарыч – эзопов язык.

Это произведение в первую очередь посвящено вопросам свободы и несвободы. Писатель считает, что свободным может считаться только тот человек, который не только верит в высшую справедливость и проповедует ее, но и готов даже ценой собственной жизни помочь людям поверить в ее существование, помочь обрести Истину, а значит, и Свободу. Таким человеком в романе предстает странствующий философ Иешуа Ха-Ноцри.

В большинстве случаев люди живут в неведении и редко задумываются о своей свободе, оставаясь рабами обстоятельств, которые они не могут контролировать. Два персонажа из романов Булгакова показывают, как развиваются такие люди. Герой романа Левий Матвей, бывший мытарь и герой евангельских глав, и поэт Иванушка Бездомный, оба уроженцы Москвы. Оба они приходят к Истине, а значит, и к личной свободе, немного разными путями. Если Левий Матвей, став учеником Иешуа Ха-Ноцри, записывая свои мысли (пусть иногда и неправильно) на пергаменте, сразу проникается духом свободного человека, то Иванушка Бездомный показан только в процессе познания Истины и обретения свободы под влиянием общения с Учителем.

В романе раскрываются три предателя: Понтий Пилат, Иуда Киринейский и Алоизий Могарыч, московский житель 1930-х годов. Если Понтий Пилат, осознав свою вину, наконец-то освобождается, проведя почти две тысячи лет в одиночестве и тоске по своему бессмертию, испытывая огромные муки совести, то Иуда и Алоизий Могарыч, действующие сознательно и хладнокровно, не испытывая, как Понтий Пилат, угрызений совести после совершения своих гнусных поступков, никогда не были и не будут свободными людьми. По словам М. Булгакова, оба человека погибают в результате своих преступлений: Иуда был убит ножами, Могарыч отделался “легким” испугом и расцарапан в кровь.

Проблему свободы сложнее решить в отношении “Мастера и Маргариты”. Мастер, создавая роман о Понтии Пилате, чувствует себя свободным. Для него существует только его работа и любимая женщина Маргарита, которая вдохновляет его. Но после публикации романа и последовавших за ним оскорбительных статей в прессе, Мастер поддается страху, отчаянию, теряет веру в Истину, боится ее, а значит, теряет свою драгоценную свободу. Только благодаря мужеству и сильной, преданной любви Маргариты, которая находит своего возлюбленного и пытается вернуть ему прежнюю жизнь, Мастер может надеяться обрести свободу. Тем временем он и его верный друг (“…тот, кто любит, должен разделить участь того, кого любит”) [5, 553] вознаграждены “миром”, к которому стремится Мастер.

Читайте также:
Город N: сочинение

Он не хотел бороться, не хотел остановить зло, он отказался от своего романа: “О, нет, нет, нет, нет, я не могу без содрогания вспоминать свой роман. ‘ [5, 418] – величайшая ошибка мастера. Поэтому, как мы видим, он не заслужил “Света”, то есть полной свободы.

Сочинение на тему “Любовь и творчество в романе “Мастер и Маргарита”

В то же время повествование ориентировано на будущее и является книгой на все времена, что стало возможным благодаря высочайшему художественному мастерству автора. В первоначальном виде роман содержал множество острых вопросов, в том числе темы любви и нравственного долга, бесчеловечности зла и подлинного творчества, которое всегда есть преодоление бесчеловечности, гонка к свету и добру.

Мастер и Маргарита – главные герои романа. По здравому размышлению, чувства этих персонажей были менее чем идеальными. До встречи с Мастером Маргарита была замужем за богатым и влиятельным человеком – поначалу казалось, что она ни в чем не нуждается. Однако за видимостью благополучия скрывалось глубокое несчастье в сердце героини, потому что она никогда не любила своего мужа. Маргарита чувствовала себя самой несчастной женщиной на свете, когда жила в богатом доме и была окружена роскошной обстановкой: “Была ли она довольна? Ни одной минуты!”

Но все изменилось в одно мгновение: “Кто тебе сказал, что в мире нет настоящей, верной и вечной любви? Да будет отрезан язык лжеца. Волею случая Маргарита и Мастер встречаются на улицах Москвы и уже никогда не смогут расстаться. В одно мгновение они поняли, что созданы друг для друга.

Маргарита стала любимой женщиной талантливого художника, его музой и другом. На протяжении всего написания романа о Понтии Пилате героиня была его защитницей, вдохновляла его на творчество, давала ему силы: “Она обещала ему славу, она ободряла его, и именно тогда он стал называть ее Мастером.

Внимание!

Профессиональные авторы помогут вам с академической работой, если вам нужна помощь. 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Гарантия расчета стоимости Отзывы

Маргарита сказала, что в романе, созданном Мастером, “вся его жизнь”. И поэтому мы можем сказать, что история Понтия Пилата – это совместное творение, дитя любви Мастера и Маргариты.

Таким образом, Булгаков тесно связывает любовь и творчество как неизбежное порождение истинного чувства: по словам писателя, тот, кто любит, всегда творец, создатель Прекрасного в этом мире.

Когда мастер стремился донести свое творение до общества и людей, идиллическая картина любви и творчества разрушилась в один миг – когда он вышел из своего уютного подвала “в мир”. Роману о Понтии Пилате и казненном Иисусе Навине не суждено было оказаться ни на полках магазинов, ни в руках читателей. Мастер, не состоявший в МАССОЛИТе, не связанный с бюрократией и коррупцией, царившими в стенах литературного дома, был лишен возможности опубликовать свой роман. Несмотря на штампы, которые держало советское правительство, настоящий талант не мог конкурировать. В Москве того времени существовало только одно учреждение, где люди оставались самими собой – клиника Стравинского, сумасшедший дом. Именно там Бродяга излечится от навязчивых догм Берлиоза, там он прозреет и станет последователем и учеником Мастера.

Сам Мастер, как он себя чувствует, униженный и оскорбленный? И кто помогал ему справиться с депрессией и разочарованием в жизни? Конечно же, это была Маргарита. Женщина, которая искренне любила и поддерживала своего возлюбленного, считала его настоящим гением. Только она придавала ему силы, когда он писал свой роман, и только она делала все, чтобы помочь ему, когда литературные критики “разгромили” его творение в пух и прах.

Читайте также:
Размышляю о произведениях Варлама Шаламова: сочинение

Не выдержав агрессии и неприятия общества, Мастер начинает сходить с ума. Отступник, он сжигает книгу в печи и сам попадает в лечебницу для душевнобольных. Он даже отказывается от своей возлюбленной в клинике, чувствуя, что в таком ужасном психическом состоянии он может принести Маргарите только несчастье.

Всю свою жизнь героиня чувствовала себя несчастной. Хотя Маргарита не изменила своего мнения о возлюбленном, она осталась верна ему до самого конца. Его творение также принадлежит ему. Как дань памяти любимому, Маргарита бережно хранила те немногие предметы, которые у нее остались: “.старый альбом из коричневой кожи, в котором хранилась фотографическая карточка мастера, сберкнижка с вкладом в десять тысяч на его имя, лепестки увядшей розы, разложенные между листами папиросной бумаги, и часть тетради с полным листом, исписанным на машинке и с обожженным нижним краем.

Воланд и его свита возвращают герою свободу и любовь. Он дает Маргарите надежду, шанс снова быть с любимым и вернуть счастье, которое так безжалостно отняли у них жестокие и жадные люди. Маргарита без колебаний принимает условия сатанинского эмиссара.

Только по-настоящему любящая женщина согласится пройти через безумие, через которое прошла Маргарита: быть королевой на балу у Сатаны, позволить тысячам грешников целовать ее колено, купаться в ее крови… И Воланд выполняет свое обещание – возвращает ей самое дорогое в ее жизни – Мастера и его роман – и делает все, чтобы они жили вместе долго и счастливо: Мастера больше нет среди пациентов больницы, а его подвал, которым завладел некий Магарич, снова принадлежит ему. Но самое главное, что Сатана вернул роман во всех пяти экземплярах, ибо “рукописи не сжигают”.

Но приключения, внезапно настигшие влюбленных, на этом не заканчиваются. Там, на горе, принимается решение о предоставлении господину и его невесте права на вечный покой. А Воланд и его свита сопровождают их в новый дом, где они будут жить без забот и радоваться тому, что они вместе.

Как и в романе, мастер не смог восторжествовать над несправедливостью реальной жизни. Чтобы добиться успеха, Булгакову пришлось бы нарушить законы художественной правды, тем самым поставив под угрозу свою приверженность реализму. Но разве пессимизмом веет с последних страниц книги? Нет! У Мастера есть ученик и бессмертный роман на земле, которому суждено продолжить борьбу. Мастеру и Маргарите больше нет дела до реальной жизни. Поэтому, на мой взгляд, всепобеждающая сила любви и творчества все же побеждает.

Стоит также отметить, что Маргарита не зависела от денег. По ее мнению, все, что имело значение, – это ее благополучие с Мастером и просветленная оценка его работы. Если составить два отдельных списка истинных и мнимых ценностей, затронутых в романе, то в первый войдут любовь, дружба, настоящее творчество, личная свобода, вера и честность. А во второй – деньги, лживость, “квартирный вопрос”, предательство и жажда личной наживы.

Завершение романа

Тема творчества в “Мастере и Маргарите” проходит через все произведение. Книга заканчивается очень счастливо для Мастера и его возлюбленной. Истинное творчество побеждает ложное творчество. Мастер и Маргарита покидают время, в котором они жили, и обретают вечный покой. Мастер обретает то, что очень важно для настоящего художника: свободу, не ограниченную политической системой.

Таким образом, “Мастер и Маргарита” затрагивает тему творчества. Мы уже кратко описали в этой статье, как она прослеживается в данном произведении. Теперь обратимся к истории создания романа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: