Каковы причины и последствия «хандры» Онегина (роман «Евгений Онегин»): сочинение

Ознакомьтесь с нашим эссе “Что значит быть взрослым и независимым?”. Что значит быть независимым

Каковы причины и последствия «хандры» Онегина? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

Роман Пушкина “Евгений Онегин” стал центральным произведением в творчестве великого поэта. С точки зрения автора, роман запечатлел современный век и его людей. И в романе, и в современном Пушкину веке Евгений Онегин является главным героем. Он представляет собой уже не романтического героя, а социально-историческую фигуру: того, чья жизнь и судьба определяются его личными качествами, а также социальной средой, в которой он живет. Его герой – метафора светского дворянства, типа неудовлетворенного реальностью, скучающего, бездеятельного и праздного, ведущего пустую жизнь. Хотя в романе главный герой проходит духовную эволюцию. Подробный рассказ о хандре Онегина и его пути к новой жизни дает Пушкин. В этой повести муж рассказывает о своей жене. И ему, и нам хорошо известно, что героиня

Евгений Онегин получил классическое воспитание дворянина. С первых строк Пушкин знакомит нас с жизнью своего героя, его чувствами, мировоззрением. Условия формирования характера героя были типичными для начала девятнадцатого века. Как и любой другой молодой человек из аристократической семьи, в детстве он был доверен попечению гувернантки-француженки, «потом Monsieur ее сменил» и «учил его всему шутя». Так что в пору юности Онегин «по-французски совершенно мог изъясняться и писал, легко мазурку танцевал». Но главной его наукой, признается Пушкин, «была наука страсти нежной»: все время молодой герой проводил в ресторанах, театрах, на балах, в ухаживаниях за женщинами. Такой же жизнью жили тысячи молодых дворян, подобный уклад жизни был привычен дворянскому сословию. Пушкин подробно описывает времяпрепровождение своего героя:
Бывало он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут.
Читатель видит, что Онегин живет в бездуховной среде, усталый от светских забав, разочарованный, пресыщенный светскими забавами.

И все же, несмотря на то, что Онегин узнал “что и как”, он по-прежнему находится на высоком уровне культуры своего времени, отличаясь от большинства дворянского общества. Герой Пушкина – продукт этого общества, но в то же время он чужд ему. Онегина мучает пустота жизни, он разочарован и меланхоличен. В его настроениях автор видит кризис старых жизненных идеалов 18 века. Многочисленные развлечения Онегина не приносят ему радости в жизни, ему скучно. Он даже пробовал свои силы в литературе, будучи человеком с живым и беспокойным умом, но вскоре полностью разочаровался в светской жизни, “ему наскучил шум мира”.

Онегин живет без цели, Пушкин подчеркивает, что “тяжелый труд был ему скучен”. Погрустив некоторое время, Онегин отправляется в деревню, пытаясь уйти от своих тоскливых мыслей. Впервые главный герой действительно обретает покой, наслаждаясь тишиной деревни и красотой сельской природы. Сельский житель – сострадательный и добрый человек, но по большому счету ему безразлична судьба крестьян. Хотя Онегин благословил свою судьбу, раб недолго размышлял о состоянии своего имения. Даже здесь, вдали от мира, все действия Онегина проникнуты той же скукой. Владимир Ленский, молодой романтик, вводит Онегина в семью Лариных. Это знакомство приводит к трагическому концу для всех героев.

Зная, как сильно привязан Ленский к Ольге Лариной, Онегин все же позволяет себе ухаживания за сестрой Татьяны просто от безотчетной скуки. Эти действия повлекли за собой дуэль с Ленским, в результате которой молодой друг Онегина погибает. Дуэль эта стала очередным этапом духовной эволюции Онегина. Главный герой испытал порыв остановить дуэль, понимая ее абсурдность, тем не менее холодный рассудок и гордость одержали верх, помешали Онегину проявить истинное, а не мнимое геройство. Так, искренне привязанный к Ленскому, Онегин все же губит друга. Переживания и раздумья, нахлынувшие на Онегина после гибели Ленского, заставили его пересмотреть свое отношение к жизни и безразличие к другим. Герой все более и более замыкается, ощущая безысходное одиночество. В подавленном состоянии Онегин решается покинуть деревню и отправиться в странствия. Но и это не спасает его: тоска, хандра и недовольство собой только усиливаются:
Чего мне ждать? Тоска, тоска…

Читайте также:
Тема святости и греха в поэме А. А. Блока Двенадцать: сочинение

Любовь Татьяны также не сделала Онегина счастливей. Он отверг любовь Татьяны, осознавая неспособность своего холодного, эгоистичного сердца ответить на пылкую любовь, и произнёс весьма грубую отповедь, оскорбившую чувства доверчивой героини. Однако, встретив Татьяну вновь, уже в облике блистательной замужней дамы, Онегин почувствовал оживающую в его сердце любовь к родственной ему душе, девушке, которую побоялся когда-то полюбить всем сердцем, единственной женщине, способной возродить его к жизни. Но теперь пришла очередь Онегина испытать разочарование. В ответ на пылкие слова Евгения Татьяна сознается:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана:
Я буду век ему верна.

Но в любви Онегина к Татьяне Пушкин подчеркивает способность своего героя к нравственному возрождению, показывает, что он не совсем потух и холоден ко всему, но что в нем еще есть жизненная сила, которая позволяет ему кипеть. Все это, по мнению поэта, должно было пробудить в Онегине стремление к общественной деятельности.

Таким образом, образ главного героя превратился из равнодушного и разочарованного молодого дворянина, любителя холодной логики и несчастного эгоиста в богатого опытом человека с прочным фундаментом ценностей и потенциалом для совершения великих дел во имя человечества. В современном мире, погрязшем в бездумье и светской скуке, Евгений Онегин был таким просвещенным дворянином, одаренным, но не умеющим применить свои способности. Так Пушкин изобразил в своей эпопее настоящего героя, человека, который стремился к духовному обогащению, пройдя через испытания собственной совести, предвосхитив тему “лишнего человека”.

Сочинение на тему Каковы причины и последствия “хандры” Онегина?»

Если вам понравился этот ресурс и наша страница эссе – пожалуйста, поделитесь им с друзьями, используя социальные кнопки!

Сочинения ” По авторам ” Пушкин ” Сочинение на тему Каковы причины и последствия “уныния” Онегина?

Пушкин представляет Евгения Онегина, своего главного героя, как денди, который соответствует всем критериям мира не только в одежде, но и в образе жизни. Однако Онегина не устраивает светское общество, оно возмущает его критический ум. В “Горе от ума” А. С. Грибоедов показал противостояние человека и общества до Евгения Онегина. Главный герой произведения, Чацкий, как и Онегин, разочарован обществом, в котором он живет. Но в отличие от Онегина, Чацкий пытается что-то изменить в фамусовском обществе, критикуя его. Хотя просветительские идеи Чацкого терпят крах, герой комедии действует (на словах). Несмотря на свою ненависть к миру, Онегин продолжает жить по его законам, ничего не меняет и, кажется, скучает равнодушно. В своей книге автор показывает Евгения Онегина в самых разных обстановках – в театре, в кабинете, на балу, и описывает его как “дитя роскоши и веселья”. Однако Пушкин предлагает читателю больше, чем описание внешнего мира Онегина, он предлагает заглянуть и в его внутреннюю жизнь. В душе героя есть свои конфликты, комплексы и парадоксы. Автор оценивает Евгения Онегина неоднозначно: “Был ли счастлив мой Евгений?”. Нет, “. его чувства рано остыли”, “. он окончательно разлюбил / И шпагу, и саблю, и свинец. “, и “. ничто его не трогало”. Все это признаки психического заболевания. Какого? Это называется “русская хандра”, по аналогии с “английским сплином”. Характерно, что Онегин обладает этим состоянием. Пушкин сказал Плетневу: “Смотри, хандра хуже холеры”.”. Холера поражает тело, а хандра убивает душу. Душе Онегина не хватает радости, гармонии, благодати. Почему существует эта болезнь души? Прос Григорьев в своей статье “Взгляд на русскую литературу после смерти Пушкина” утверждает, что Онегин хандрит из-за своего врожденного, природного критицизма. Он считает, что критицизм Евгения и, следовательно, хандра проистекают из его одаренности, а не из его озлобленной, скептической натуры, как у Чайльд Гарольда. Белинский считал Онегина более высокой натурой и нравственным лидером благодаря “озлобленному уму”. Белинский считал, что “озлобленный ум” – это признак превосходства характера. Он узнал себя в своей “самолюбивой и сухой душе” при чтении романа и страдал от этого поразительного сходства. Дружба Онегина и Ленского показывает, что Евгений не бездушен. Нет, он не демон, не пародия, не причуда, он обычный парень, один из многих таких, как он, в мире. В случае с Онегиным он не знает, что ему нужно, но знает, что его не устраивает то, что устраивает большинство толпы. Евгений предается хандре и зевоте. Интересно, что лермонтовский Печорин, персонаж “Героя нашего времени”, который, как Чацкий и Онегин, отвергает общество, в отличие от Онегина пытается взять от судьбы свою долю радости. Хотя эти персонажи идут по жизни в разных направлениях, результат у них один – хандра, меланхолия и скука. Жизнь, как у Евгения Онегина и героя нашего времени, имеет открытый конец. Онегин “слишком много и рано взял от жизни, и был полон всего”, – говорит Писарев в “Базарове”. На Евгении, по словам критика, “лежит прекрасное разочарование” в победе разума и просветительских идей, без которых невозможно повлиять на какие-либо изменения в обществе. Чандра Онегина – не поза, а деятельный тяжелый крест. Евгений несет его везде: в Петербурге, в деревне, в путешествии по России. На протяжении всей своей жизни он чувствует тоску, усталость. Вернувшись домой из Петербурга, он снова встречает Татьяну, что влечет за собой изменение всех его обстоятельств. После этого он сожалеет о том, что не понял и не полюбил Татьяну (“как я был не прав, как наказан”) и о том, что он сделал со своим другом Ленским на дуэли (“кровавая тень, казалось, следовала за ним каждый день”). В душе Онегина пробуждается жажда любви и мудрости. Любовь Онегина к Татьяне излечивает его критический нрав.

Читайте также:
Положительно прекрасный человек в романе «Идиот»: сочинение

Email или скачать реферат “Каковы причины и последствия уныния Онегина” по кнопке ниже.

Каковы причины и последствия хандры Онегина?

Каковы причины и последствия хандры Онегина?

В романе Пушкина “Евгений Онегин” воплощена одна из важнейших его идей в создании образа героя того времени. Его романтическая поэма “Кавказский пленник”, опубликованная в 1821 году, также служит портретом своего современника. Средства романтической поэтики столкнулись с реалистическими мерами, которые позволили бы решить поставленную задачу. Помимо того, что в “Онегине” Пушкин показал человека, которого одолела особая болезнь, называемая русской хандрой, он также хотел объяснить, в чем причина этого нового явления, приводящего к преждевременному старению личности. Наблюдая за молодым человеком, утратившим чувствительность сердца, в несчастьях, неизвестных читателю, он замечает неудачу автора.нется светлее и краше: В добрую почву упало зерно – Пышным плодом

Затем он начинает писать первый в русской литературе реалистический социально-психологический роман.

Евгений Онегин представляет типичного героя в типичных обстоятельствах; здесь нет ни малейшего следа необычной, экзотической обстановки, характерной для романтических произведений. Но важнее другое: в “Онегине” романтическая грусть по миру, возникающая в результате того, что герой, необычная личность, открывает для себя общее несовершенство мира и разочаровывается во всем, имеет совершенно реалистическую подоплеку. Более того, вместо этой традиционной романтической черты, русский Чайльд Гарольд Онегин наделен еще и русской угрюмостью.

Сам термин “хандра” приобретает при этом несколько иное значение: есть постоянное чувство разочарования и скептицизма, но есть и то, что предполагает скуку, пресыщение, даже лень и флегматизм. В конечном итоге, однако, крайне важно, чтобы все эти качества Онегина, которые совершенно очевидно повлияют на ход сюжета, были прекрасно объяснены с самого начала. Чем объясняется хандра Онегина?

В первой главе романа Пушкин подробно рассказывает о жизни Онегина до начала действия. Он дает представление о воспитании, образовании, увлечениях и интересах типичного молодого человека, родившегося на Неве, который оказывается наследником всех своих родственников. Дома он получает очень обширное, но не глубокое образование, как и многие знатные дети того времени; воспитанный французскими гувернантками, он свободно говорит по-французски, хорошо танцует, модно одевается, легко вступает в разговор, обладает безупречными манерами, и здесь перед ним открыты все двери, ведущие в высшие классы:

Читайте также:
Авторское сочинение по картине Ивана Билибина Иван царевич и лягушка квакушка: сочинение

Что еще вам нужно? Свет решил.

Что он умный и очень добрый.

Оказывается, мало что требовалось от самого человека, чтобы общество поставило ему высшую оценку! Все остальное – это то, что дает ему его происхождение и определенное социальное и материальное положение. Можно представить, какими людьми должен был окружить себя Онегин с первых шагов в мире.

В обычном случае это могло бы не являться важным фактором в возникновении скуки и пресыщения в результате такой жизни, но Онегин не был обычным человеком, как заметил Белинский. Сам автор говорит о своей близости и симпатии к этой необыкновенной личности:

Мне понравились его приемы,

Подсознательная привязанность к мечтам,

И живой, свежий разум.

Почему мечтательность Онегина превращается в разочарование, а его глубокий аналитический ум становится жестким и холодным? Догадаться об этом несложно: Пушкин очень подробно описывает обычный день Онегина, его занятия и увлечения. Вывод автора очевиден:

Он встает после полудня, и опять

До наступления утра ваша жизнь уже готова,

Монотонные и неоднородные.

А завтра, как и вчера.

Грибоедовский Чацкий, говоря о жизни в целом, говорит, что она вертится вокруг обедов, ужинов и танцев, что приводит героя к хандре: однообразию жизни, лишь внешне красочной, но вращающейся вокруг неподвижного круга. Частью этих ритуалов являются обязательные походы в театр, где собирается тот же круг людей, и столь же обязательные романы, большая часть которых включает светский флирт. Ничего другого молодой человек не может искать в мире.ушой ради любимых людей. Все героини Некрасова поистине прекрасны. Они, несмотря на “грязь жизни

Правильно сказать, как это делал Белинский об Онегине, что его угнетает бездеятельность и банальность жизни; он не знает, чего он хочет, но он прекрасно понимает, что ему не нужно и не хочется того, что делает его таким довольным и довольствующимся своей посредственностью. И вот результат:

Болезнь, причиной которой является

Пришло время найти его,

Как английское spleen,

В двух словах: русская хандра

Читайте также:
Город N: сочинение

В него медленно вселялись;

Он покончил с собой, слава Богу,

Я не хотел пробовать,

Но его совершенно не интересует жизнь.

Возникает второй закономерный вопрос: почему человек, наделенный многообразными способностями, не может найти себе другого занятия, кроме самолюбивой посредственности? Даже Онегин, который, зевая, взял в руки перо после нескольких утомительных заигрываний со светскими красавицами, пробовал подобную тактику. Ирония автора здесь очевидна: не так начинает свое творчество настоящий писатель.

Однако неумение Онегина писать – не единственная причина такого вывода Онегина, поскольку автор продолжает: тяжелый труд ему наскучил. Это и есть лень Онегина. Поселившись в деревне и проведя там первые перемены, Онегин сразу успокаивается, и теперь ему даже не нужно работать, как соседним помещикам.

Он уходит в себя, убегая от всех посетителей, которые ему надоели, и живет как анхорит.

Возможно ли, что Онегин принял не все средства, которые мог бы использовать? И, собственно, какие еще рецепты предлагаются против него? Конечно же, путешествия, такая типичная черта романтического героя.

Онегин собирался отправиться с автором на юг, о чем он сообщает нам в лирическом отступлении. Но тут приходит наследство, и он ограничивается поездкой в деревню. Правда, позже ему будет суждено отправиться в путешествие по России, но он уже не будет точно таким же скучающим и удрученным Онегиным, которого мы встречаем в этой части романа.

И что еще пытается сделать герой, чтобы развеять свое уныние? Фактически, больше ничего. Возможно, поэтому изменились и привычные условия жизни Онегина в деревне,

Хандра ждала его на посту.

Он бросился за ним,

Например, тень или верная жена.

Может быть, Пушкин не напрасно говорил, когда упоминал о неподражаемой странности Онегина? Ведь есть же на свете такие беспокойные люди, которые ничем не удовлетворены, которые ищут чего-то, даже не совсем им понятного, и никогда не находят, пытаются найти достойное дело в жизни, но только вновь и вновь разочаровываются, и все же не оставляют своих поисков. И русская, и европейская литература изображают таких персонажей.

В Европе их называют романтиками, но в России, впитав в себя особые русские национальные черты, они стали лишними людьми. Это самое главное следствие уныния Онегина, которое оказывается настоящим злом, от которого трудно избавиться. Сама настойчивость попыток Онегина преодолеть это состояние свидетельствует о глубине и серьезности проблемы.

Недаром Пушкин начал свой роман в несколько ироничном тоне, а затем постепенно перешел к анализу всех составляющих этой проблемы. К сожалению, это болезнь, которая имеет крайне тяжелые последствия не только для самого человека, но и для окружающих его людей.

Ребенком и взрослым Онегин вырос в самом европейском городе России, на берегах Невы, пораженный байронизмом, который он принимает инстинктивно. Центральной темой произведения является разделение общества на две различные и все еще очень не связанные между собой части, которое на протяжении всего девятнадцатого века станет центральной проблемой для России. С одной стороны, это дворянство, прежде всего городское, впитавшее европейскую культуру и просвещение и в значительной степени утратившее свои национальные основы. С другой стороны, гораздо большую часть составляет то, которое сохранило свои национальные корни: сохранило национальные традиции, ритуалы, обычаи, основывало свою жизнь на вековых нравственных принципах.

Читайте также:
Образ главного героя в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»: сочинение

Даже язык этих двух некогда единых частей распавшегося русского общества оказался разным: достаточно вспомнить слова современника Онегина, Чацкого в комедии “Горе от ума”, о том, что дворян, часто употреблявших в обиходе даже французский язык, считали немцами, то есть иностранцами.

Оторванность Онегина от национальной территории – это и причина его хандры, и источник очень важной болезни Онегина. Начну с причин. Несмотря на заключение в Михайловском, талант Пушкина расцвел до небывалой степени.

Пушкин, как и Онегин, тоже играл определенную роль в деревне, хотя и ему случалось порой хандрить и тосковать. Однако они во многом отличаются друг от друга.

Я родился, чтобы жить в мире,

Для спокойствия страны:

В пустыне голос лиры звучит более звонко,

Более яркие, креативные сны

Противопоставляя отношение Онегина к деревне и русской природе, Пушкин говорит, что он похож на него. Ведь только два дня типичный русский пейзаж интересовал Онегина, и

В третьем – роща, холм и поле.

Он больше не был занят;

Потом мы стали лунатиками….

Но есть в романе героиня, которая очень похожа на автора не только в своем отношении к русской природе, но и ко всему русскому. Она, конечно же, Татьяна, русская душа. Выросшая в сельской местности, она впитала в себя русские обычаи и традиции, которые сохранялись в мирной жизни семьи Лариных. С детства она любила русскую природу, которая навсегда осталась для нее родной; она носила в своей душе те сказки, те народные истории, которые рассказывала своей няне. Поэт описывает горькое положение женщин в целом, независимо от их происхождения. Например, жизнь героини стихотворения “Я еду по улице ночью, я еду по улице ночью, я еду по улице ночью, я еду по улице ночью, я еду по улице ночью, я еду по улице ночью, я еду по улице ночью, я еду по улице ночью, я еду по улице ночью. Нет другого выхода, кроме как ехать в аэропорт.

Иными словами, Татьяна сохранила живую, интимную связь с этой землей, основой, которую Онегин полностью утратил.

И вот они встречаются: европейский русский, страдающий недугом сродни английской сонливости, и мечтательная русская, искренняя в своих порывах и способная на глубокие и сильные чувства. Эта встреча могла бы стать спасением для Онегина. Но одним из последствий его болезни стала та самая ранняя старость души, о которой говорил Пушкин. Оценив Татьяну и ее смелый и отчаянный поступок – впервые признаться ему в любви, Онегин не находит в себе душевных сил ответить на чувства девушки.

Он был тронут, когда получил ее сообщение. А затем последовала его проповедь в саду, учившая неопытную в сердечных делах девушку, как быть осторожной. В монологе Онегина есть все: и искренняя исповедь души, и осторожность светского человека, боящегося оказаться в неловкой ситуации, и даже некоторые черты коварного соблазнителя, но прежде всего черствость и эгоизм. Вот во что превращается человеческая душа, когда она становится слишком старой.

Она не приспособлена к семейной жизни, говорит сам Онегин. Но почему?

В этом может быть повинна и болезнь русского байронизма. Для такого человека свобода превыше всего, и она не может быть ограничена ничем, даже семейными узами:

Когда жизнь в кругу родных

Я ограничиваю свое желание…

Это значит замкнуться в себе, а не найти родственную душу в любимом человеке, как думает Татьяна. В этом и заключается разница между двумя системами жизни, сформированными в разных культурных и этических традициях. Видимо, Татьяне будет трудно понять эту позицию современного героя, которую так хорошо описал Пушкин:

Читайте также:
Общественная атмосфера конца 60-х годов и ее отражение в идеологическом романе: сочинение

Все предубеждения искореняются,

Мы думаем, что все они отстой.

И отдельные личности.

Все мы смотрим “Наполеонов”…

Но именно таков Онегин. Должны были произойти ужасные события, чтобы началось преображение героя, хотя бы частично, от страшных последствий его болезни, чтобы что-то в нем начало меняться. Смерть Ленского стала ценой преображения Онегина, ценой, возможно, слишком высокой. Окровавленная тень друга пробуждает в нем застывшие чувства, совесть гонит его из этих мест.

Ему необходимо было испытать все это, проехать по России, понять, как свобода может быть неудачей, возродиться для любви. Только тогда он сможет понять Татьяну с ее русской душой, с ее безупречным чувством нравственности. Но и тогда будет разница: Онегин, очарованный вновь обретенной способностью любить и страдать, не понимает, что любовь и эгоизм несовместимы, что ради любви нельзя жертвовать чувствами других.

Как и тогда, в саду, в последней сцене романа снова преподается урок, только теперь Татьяна дает его Онегину, и это урок прощения, верности и самопожертвования. Сможет ли Онегин усвоить его, как когда-то Татьяна смиренно принимала его уроки? Об этом он нам ничего не говорит.

Зато читатель получил возможность ближе познакомиться с героем того времени, увидеть его самые замкнутые черты, наконец, узнать причины и последствия его особой болезни – русского уныния. Один из английских переводчиков пушкинского романа нашел удивительный эквивалент этому слову, которого нет в других языках, и назвал его русской душой. Кто знает, может, он был прав.

После Онегина в русской литературе появится множество молодых людей, также страдающих этим недугом, беспокойных, ищущих себя и свое место в жизни. Впитывая новые приметы своего времени, они сохранили эту важнейшую черту. И поразительно то, что никто из этих лишних людей не смог оправиться от своей страшной болезни.

И возможно ли это вообще? Возможно, эта русская хандра имела и более глубокий смысл. Кроме того, отношение общества к таким людям было иным.

Но, думаю, уже можно сказать, что эти люди нужны России, что они не лишние для нее, и что их постоянный поиск и неудовлетворенность жизнью – это гарантия того, что когда-нибудь все наладится.

«Каковы причины и последствия «хандры» Онегина? (по роману «Евгений Онегин»)»

Образ Онегина оказал большое влияние на дальнейшее развитие русской литературы. За Рудиным последовали Печорин и Онегин. Впоследствии за эту линию героев стали называть “лишними людьми”. Пушкин подчеркивает типичность героев Онегина, их полную неспособность жить настоящей жизнью.

Неординарность характера героя была очевидна и для Пушкина:

И острый холодный ум.

Это лестное качество выглядит многообещающе. Но при первой же попытке Онегин терпит поражение перед лицом обстоятельств. Но прежде всего.

Онегин – типичный молодой человек конца двадцатых – начала тридцатых годов двадцатого века. Его воспитание не отличается от воспитания дворянских детей того времени: “Мы все учились понемногу // Чему-нибудь и как-нибудь…”. У Евгения была модная французская гувернантка, которая “…немного бранила его за его глупости // И водила гулять в летний сад…”. Поведение Онегина в обществе также продиктовано модой: “Молчать в важной ссоре // И улыбку дам возбуждать…”. “. День героя был распланирован до минуты, при полном отсутствии свободного времени. Но в то же время нашему герою скучно:

Читайте также:
Васильев: сочинение

Короче говоря, русская хандра

Он постепенно стал одержим…

В чем причина этого уныния, охватившего почти все общество? Пушкин дает ответ: писатель считает, что виновником всех проблем являются обычаи и привычки мира. А кто, как не Пушкин, знает обычаи того времени? Недаром он называет Онегина своим “старым другом”. Он так хорошо знает его вкусы, обычаи и мысли, что нельзя не подумать, что в противоречивом образе Онегина, в описании его образа жизни Пушкин в какой-то мере выразил самого себя. Возможно, именно поэтому он иногда позволяет себе быть очень суровым со своим персонажем.

Кроме того, свою роль сыграли поражение восстания декабристов и ужесточение цензуры на “интеллектуальную деятельность”. По сути, хандра Онегина вызвана этими факторами. Хотя было бы полбеды, если бы герой сам страдал от этого. Страдал не только он, но и другие.

Сначала он отвергает любовь Татьяны, не веря в искренность ее чувств, не вдохновляясь ими. Позже, скитаясь по свету, он поймет, что натворил, но к тому времени будет уже поздно – Татьяна вышла замуж за другого, она полностью слилась со всеми окружающими ее людьми. Ее прежняя страсть к любви больше не живет в ее сердце.абами счастливого поиска”. Однако, несмотря на все тяготы, эта героиня сумела сохранить внешнюю стать и красоту.

Кроме того, холодность сердца привела Евгения к глупой ссоре с Ленским. Петербургский герой стал циничным, поэтому его оценка Ольги Лариной, любовницы Владимира, менее чем комплиментарна. Как истинный любовник, Ленский противостоит своему обидчику. Этот шаг становится роковым. Перед дуэлью Ленский пишет последнее стихотворение Ольге и Онегину и крепко спит.

Ссора заканчивается смертью “философа”, когда ему исполняется 18 лет. В роковое утро перед дуэлью Онегин предстает “клубком предрассудков”, рабом светских условностей:

А есть еще общественное мнение!

Источник славы, наш идол!

Хотя убийства Онегина непроизвольны, он все равно остается убийцей. Это накладывает на него неизгладимый отпечаток. В письме к Татьяне он признается в этом не без причины:

Нас разделило еще одно обстоятельство…

Несчастная жертва Ленского падения…

С этого момента начинается переломный момент в жизни главного героя: поспешный побег из деревни, скитания по родной стране и растущее чувство неполноценности и бесполезности:

Почему они не стреляют мне в грудь?

Я молод, жизнь во мне крепка;

Чего я жду? Скука, скука.

В восьмой главе романа мы видим другого Онегина. Он повзрослел, стал духовно богаче, глубже, искреннее. Его письмо к Татьяне подтверждает это. Но он опоздал, Татьяна не свободна. Путешествие сильно изменило героя, но отказ Татьяны не изменит его меньше. Но автор больше ничего не говорит:

И вот мой герой,

На мгновение разозлилась на него,

Читатель, мы оставим это на потом,

Таким образом, Пушкин указывает на то, что Онегин сформировался под влиянием окружающей среды. Именно это превратило некогда огненную душу в камень. И доказательством пылкости и сердечности Онегина является не кто иной, как Владимир Ленский, который, с одной стороны, является противоположностью настоящего Евгения, а с другой – его прошлым образом. Именно поэтому Пушкин произносит важную, хотя и краткую фразу: “Они встретились…”.

Владимир Ленский

Образ жизни Онегина в деревне кажется странным местным помещикам. Он сторонится соседей, немедленно покидает свой дом, как только узнает о скором приходе гостей. Вскоре Евгений приобретает репутацию “опасного чудака”. Ленский приобретает совсем другую репутацию.

Он посещал школу за границей. Светский образ жизни его еще не утомил. Учитывая романтическую натуру Владимира, его вряд ли могут беспокоить местные энциклики о вине, сенокосе и псарнях. Помещиков в деревне Ленский не презирает, в отличие от Онегина. И вот он становится, хотя и против своей воли, завсегдатаем деревенских званых вечеров.

Читайте также:
Перелом в мировоззрении Л. Н. Толстого (о творчестве 80—90-х гг. XIX века): сочинение

Каковы причины и последствия «хандры» Онегина (роман «Евгений Онегин»)

Главный герой Александр Онегин, герой одноименной поэмы А. С. Пушкина, изображен как молодой грабитель, который не только по внешности, но и по образу жизни соответствует критериям мира. Однако светское общество не подходит Онегину, оно обостряет его критический дух. До Евгения Онегина противостояние человека и общества было показано А. С. Грибоедовым в комедии “Горе от ума”. Как и Онегин, Чацкий недоволен обществом, в котором он живет. В отличие от Онегина, Чацкий прилагает сознательные усилия, чтобы изменить фамусовское общество, критикуя его. Если просветительские идеи Чацкого оказались неэффективными, то герой комедии действует. Несмотря на свою ненависть к миру, Онегин продолжает жить по его законам, ничего не меняет и, кажется, скучает равнодушно. Автор показывает Евгения Онегина в разной обстановке – в театре, в кабинете, на балу, описывает его как “дитя веселья и роскоши”.

Но Пушкин не ограничивается внешними описаниями, он дает читателю внутренний мир Онегина. В душе героя есть свои конфликты, комплексы и парадоксы. Автор оценивает Евгения Онегина неоднозначно: “Был ли счастлив мой Евгений? Нет,

* …рано чувства в нем остыли»,
* «…разлюбил он наконец
* И брань, и саблю, и свинец…
* и «…ничто не трогало его»Это симптомы душевного недуга. Какого? Пушкин называет его «русской хандрой», подобной «английскому сплину». Это состояние — доминанта характера Онегина. Пушкин писал Плетневу: «Эй, смотри, хандра хуже холеры». Холера поражает тело, а хандра убивает душу. В душе Онегина нет радости, гармонии, благодати. В чем причина этой болезни души? А. Григорьев в статье «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина» высказывает мнение, что хандра Онегина связана с его врожденным, природным критицизмом, присущим русскому здравому смыслу.

Критика и хандра Евгения, по мнению критика, являются следствием его дарований, а не озлобленного скептицизма. Белинский считал Онегина более высокой натурой и нравственным лидером благодаря “озлобленному уму”. Белинский считал, что “озлобленный ум” – это признак превосходства характера. Поразительное сходство между его собственным характером и характером героя повести открылось ему при чтении повести. Евгений не лишен души благодаря дружбе с Онегиным и Ленским. Этот человек не демон, не пародия, не “модная причуда”, а просто обычный человек, один из многих на свете. Онегин не знает, что ему нужно, но точно знает, что его не устраивает то, что устраивает заурядную толпу. Молодой человек хандрит и зевает.

Интересно, что лермонтовский Печорин, главный герой “Героя нашего времени”, который, как Чехов и Онегин, отвергает общество, в отличие от Онегина пытается взять от судьбы свою долю радости. У этих двух персонажей разные жизненные пути, но эффект один и тот же – грусть, меланхолия и скука. Оба романа, “Евгений Онегин” и “Герой нашего времени”, имеют открытый финал, как и сама жизнь. Писарев в одной из статей писал, что Онегин “слишком много и слишком быстро брал от жизни, он был полон всего”.

Критик утверждает, что Евгений “несет в себе прекрасное разочарование” торжеством разума и просвещенных идей, с помощью которых ничего нельзя изменить в обществе. Уныние Онегина – это не поза, а добровольный, тяжелый крест. Евгений носит его с собой везде: в Санкт-Петербурге, на природе, в своих путешествиях по России. Повсюду его преследует тоска, ему надоела жизнь. Он возвращается из путешествия в Санкт-Петербург, где снова встречает Татьяну, и все для него меняется.

Читайте также:
Городничий: сочинение

В результате он раскаивается в том, что не понял, не полюбил Татьяну (“.как я был не прав, как наказан”), убил Ленского (“.кровавая тень являлась ему каждый день”). Любовь и понимание пробуждают душу Онегина. Любовь к Татьяне излечивает Онегина от критического мышления. В 1855 году Некрасов пишет поэму “Саша”, в которой

Читатель воспринимает Ленского как противоположность Онегину. Литературоведы отмечают, что этот образ призван подсказать некоторые черты Евгения. Ленский – красивый восемнадцатилетний юноша с темными кудрями. ).

Пушкин противопоставляет Татьяну Ларину Онегину и Ленскому, которые были оторваны от народа из-за своего воспитания и культуры. Пушкин считает Татьяну “прекрасным идеалом”. Он восхищается мужеством Татьяны, которая последовала за своими мужьями в Сибирь и перенесла там жизнь в ссылке.

Это легкая жизнь, друзья мои! Я вспомнил по крайней мере один звук… Для призраков я закрываю веки; Так, как верный друг, я знаю их ничтожность, И наши внуки Читать далее

А. С. Пушкин показывает в своем романе духовные искания лучших представителей русского дворянства, отражает жизнь этой социальной группы во всем ее многообразии и сложности. V. G. Читать далее

Сцена объяснения Татьяны с Онегиным в главе 8 является кульминацией романа и его логическим завершением. В этой главе рассказывается о событиях, произошедших через несколько лет после окончания романа.

” Евгений Онегин” – лиро-эпическое произведение, в котором лирическое и эпическое переплетаются и взаимодействуют друг с другом на протяжении всего романа, и оба остаются Читать далее

Заметно и критическое отношение Пушкина к героям романа. В своем изображении поэта Онегин сближается с героями западноевропейского реалистического романа, воплощающими современного человека Читать далее

Роман Пушкина “Евгений Онегин”, написанный в 1920-е годы в период зарождения и разгрома декабризма, стал первым реалистическим романом в русской литературе. Читать далее

Каковы причины и последствия хандры Онегина?

В «Евгении Онегине» представлен «типический герой в типических обстоятельствах – в нем нет ни малейшего намека на исключительную, экзотическую обстановку свойственную романтическим произведениям. Но еще важнее другое «мировая скорбь» романтика, которая появляется как следствие открытия героем, личностью исключительной, общего несовершенства мира и разочарования во всем, в «Онегине» мотивируется вполне реалистическими причинами. Более того вместо этой традиционной романтической черты русский Чайльд-Гарольд Онегин наделяется и «русской хандрой». При этом само слово «хандра» наполняется несколько иным содержанием здесь остается оттенок разочарованности, общего скептицизма но вместе с тем появляется и то, что связано со скукой, пресыщением, даже некоторой ленивостью и флегматичностью. Но самое главное то, что все эти качества Онегина, которые имеют вполне очевидные следствия в дальнейшем сюжетном развитии с самого начала получают исчерпывающее объяснение. Итак, а чем же причины «хандры» Онегина?
В начале романа перед нами предстает картина воспитания, образования времяпрепровождения и интересов типичного молодого человека родившегося «на брегах Невы» и волею судьбы оказавшегося «наследником всех своих родных».
Почему же мечтательность натуры Онегина переходит в разочарованность, а глубокий аналитичный ум становится резким и охлажденным? Догадаться об этом нетрудно: Пушкин подробнейшим образом описывает типичный день Онегина, его занятия и увлечения. Авторский вывод очевиден:
Проснется за полдень, и снова
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра.
И завтра то же, что вчера;
Вот то, что приводит героя к хандре: однообразие жизни, лишь внешне пестрой, но на самом деле вертящейся по установленному кругу: «обеды, ужины и танцы», как сказал об этом грибоедовский Чацкий. Белинский справедливо сказал об Онегина, что «бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему хочется; но он знает, и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность». И вот результат:
Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину,
Короче русская хандра
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава богу.
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел
Щедро одаренный разнообразными способностями человек не может найти себе друшго занятия, кроме тех, какими «так довольна. самолюбивая посредственность». Такие попытки у Онегина были: он, оставив надоевший ему флирт со светскими красавицами, «зевая, за перо взялся». Но дело не только в отсутствии у Онегина писательского дара, вывод автора носит более общий характер: «труд упорный ему был тошен». Вот она—онегинская лень.
Но может быть, Онегин использовал далеко не все средства, способные излечить его болезнь? А собственно, какие еще «рецепты против нее предлагаются? Конечно, путешествия, столь типичная черта романтического героя Онегин и собирался отправиться на Юг с Автором о чем тот сообщает нам в лирическом отступлении. Но тут «подвернулось» наследство и он ограничивается «путешествием» а деревню. Правда, потом ему суждено будет «проездиться по России», но это будет уже не совсем тот Онегин, скучающий и хандрящий, с которым мы познакомились s этой части романа
А что же еще пытается сделать герой, чтобы разогнать «хандру». Фактически, больше ничего Может в этом и состоит причина того, что и в деревне, где привычные условия жизни Онегина действительно изменились:
скука та же
Хандра ждала его на страже
И бегала за ним она,
Как тень иль верная жена
Недуг Онегина, связанный с западноевропейским «байронизмом», неслучайно поражает именно его, воспитанного и выросшего «на брегах Невы».
Оторванность Онегина от национальной «почвы»—это одновременно и причина его хандры, и то что лежит в основе очень важных следствий онегинской болезни.

Читайте также:
Что стало причиной предательства Андрия в повести «Тарас Бульба»: сочинение

Его просмотрели 70802 раза. Узнайте, сколько человек из вашей школы написали это сочинение.

Мы рекомендуем эксклюзивные рефераты на эту тему, которые можно скачать на основе реферата для одной школы:

Сочинения по литературе: Каковы причины и последствия онегинской “Чандры” Евгений Онегин, главный герой одноименного романа в стихах А. С. Пушкина, изображен как молодой гуляка, отвечающий критериям света, щеголь не только по одежде, но и по образу жизни. Светское общество не устраивает критический ум Онегина, оно приводит его в ярость. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”, предшествовавшая “Евгению Онегину”, изображала противостояние человека и общества. Как и Онегин, Чацкий недоволен обществом, в котором он живет. В отличие от Онегина, Чацкий стремится что-то изменить в фамусовском обществе, критикуя его. Несмотря на то, что просветительские идеи Чацкого не достигают цели, герой комедии все же действует (словом).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: