Клевета Лужина. (Анализ эпизода из главы 3, части 5 романа Ф.М. Достоевского Преступление и наказание.): сочинение

«Соня! Как ты смела брать от него десять рублей! О, глупая! Подай сюда! Подай сейчас эти десять рублей — вот! И, выхватив у Сони бумажку, Катерина Ивановна скомкала ее в руках и бросила наотмашь прямо в лицо Лужина.»
— Часть 5, глава III. Катерина Ивановна

Клевета Лужина (Анализ эпизода из главы 3 части пятой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Среди героев романа Достоевского “Преступление и наказание” есть Петр Петрович Лужин, чей образ жизни совершенно неприемлем ни для Родиона Раскольникова, ни для автора. Лужин – успешный человек, бизнесмен новой, капиталистической формации. Помимо службы в правительстве, он ведет успешный частный бизнес. Он собирается открыть адвокатскую контору в Петербурге, здесь он женится на сестре Раскольникова, Дуне, и получит новую квартиру. Он преуспевает, у него есть средства, и он тщательно

И модно одетый, гордящийся своими прогрессивными убеждениями. Однако любовь к прогрессу не скрывает его морального убожества – милосердие и сострадание к ближнему ему чужды. Он выбрал Дуню в невесты, полагая, что девушка благородного происхождения, красивая и образованная, но незадачливая и многое пережившая в жизни – и потому будет всем обязана своему благодетелю. Проповедуя открытый эгоизм и отрицая библейские заповеди, он говорит об экономическом процветании общества, призывая прежде всего “любить себя” и заботиться только о своем благополучии. Понимание,

что Родион против их с Дуней брака, Лужин начинает интриговать, стремясь поссорить Родиона с сестрой и матерью, чтобы ослабить его влияние. Наконец, чтобы скомпрометировать Соню, Петр Петрович идет на откровенно подлый поступок: подбросив ей деньги, он обвиняет Соню в краже. Соня представляется Лужину серьезной помехой, оказывающей свое влияние на Родиона, а следовательно, и на Авдотью Романовну. Для своего обвинения Лужин выбирает напряженный драматический момент: скандал Катерины Ивановны и квартирной хозяйки на поминках по отцу Сони. В присутствии множества народа Лужин рассказывает, как пригласил Соню в свою комнату, дал ей десятирублевый билет на поминовение отца, а потом обнаружил, что один из сторублевых билетов исчез. Соня страшно смущена и напугана: как верующий человек, она в жизни не брала чужого, но как доказать свою правоту, если все окружающие «глядели на нее с такими ужасными, строгими, насмешливыми, ненавистными лицами»? Она хочет отдать Лужину полученные от него десять рублей, но больше ей нечего сказать в свое оправдание. Драматизм сцены усиливается тем, что хозяйка собралась позвать полицию, как требует Лужин, а Катерина Ивановна швыряет ему в лицо его десятирублевую бумажку. Она в гневе кричит, что Соня не воровка, и предлагает обыскать ее карманы И вот тут-то из кармана Сони и вылетела сложенная сторублевая купюра. Петр Петрович торжествует, хозяйка требует полицию, Катерина Ивановна взывает к защите присутствующих. Лужин готов великодушно простить Соню, так как ему важно было ее скомпрометировать и он добился своей цели: все пожалели Соню, но подумали, что она воровка. Лишь случайность расстроила его замыслы: появившийся Лебезятников оправдал Соню. Он видел, как Лужин сам подсунул Соне злополучный билет, но думал, что Петр Петрович поступил так из благородства. Теперь Лебезятников понял, как обманулся он в этом человеке, и не боится сказать Лужину в глаза, что он лжец и клеветник. Эпизод заканчивается благополучным выяснением отношений: Катерина Ивановна рада, что есть кому защитить Соню, а Раскольников обличает Лужина в его тайных замыслах.
Значение этого эпизода в романе важно для полного завершения автором характера Лужина: тип предприимчивого дельца, эгоиста и низкого, подлого человека с нравственной стороны достоин только презрения и осуждения. Для Родиона Раскольникова это совершенно очевидно, он отвергает этот путь, считая его для себя совершенно неприемлемым. Эта сцена также передает динамику развития сюжетной линии истории семьи Мармеладовых, напряженность и драматизм той атмосферы, в которой происходят события. Трагическая судьба Сони, Катерины Ивановны вызывает сочувствие читателя, а авторское изображение психологии героев — восхищение особенностями художественного мастерства Ф. М. Достоевского.

Читайте также:
Тема Родины в поэзии М. Ю. Лермонтова: сочинение

Клевета Лужина. (Анализ эпизода из главы 3, части 5 романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.)

Роман “Преступление и наказание” был написан в 1866 году. В это время Достоевский жил в той части Петербурга, где селились мелкие чиновники, торговцы, студенты. Здесь, в тумане и пыли “серединных петербургских улиц и переулков”, родился в сознании Достоевского образ Родиона Раскольникова.
В судьбе русских молодых людей вроде Раскольникова роковую роль сыграли годы реакции (1862-1863), когда потерпела крах уверенность в коренном обновлении России, в неминуемой гибели “прошлых времен”. Оптимистические надежды были разбиты –

“прошлые времена” и не думали умирать, напротив, они стали более цепкими, изворотливыми, приобретя нового союзника – буржуазного хищника-дельца вроде Лужина. Наступило время тяжких разочарований, мучительных душевных кризисов.
В образе Раскольникова отразились и собственные горькие размышления Достоевского о человеческой природе и социальной действительности, кризис и глубокая перестройка в его сознании утопически-социалистических идеалов молодости.
Раскольников страстно и беспощадно судит этот мир, с его вопиющей социальной несправедливостью, с бессмысленными страданиями и унижением,

судит своим карающим личным судом, своим бунтарским разумом протестующей и ни перед чем не склоняющейся личности. Но Раскольникова его бунт неотвратимо приводит к подавлению человека.
Самая яркая иллюстрация, подтверждающая этот факт, – бесчеловечное надругательство Лужина над Соней, страшная боль ничем не заслуженного жестокого оскорбления. Гнусная клевета Лужина – окончательное разоблачение теории Раскольникова.
Петр Петрович Лужин, расчетливый буржуазный делец, является двойником Раскольникова. Он открыто проповедует эгоизм и индивидуализм, якобы на основах “науки и экономической правды”: “Наука же говорит: возлюби прежде всего одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано”. Но в отличие от Раскольникова, Лужин не грабит, не убивает, да ему вовсе и не нужно переступать формальный закон для удовлетворения личного интереса. Он переступает нравственный закон, закон человечности, и преспокойно выносит то, чего Раскольников вынести не мог.

Лужин подавляет и унижает людей, даже не сознавая этого, и в этой “бессознательности” сила Лужина. Ведь “Наполеоны” на мучаются, не раздумывают, можно или нельзя переступить, а просто переступают через человека.
Обвинив Соню в воровстве, Лужин преследует, по его мнению, вполне достойные цели. Гнусность его поступка заключается прежде всего в том, что он сам предложил соне сто рублей и в присутствии свидетелей потребовал их вернуть. Кроме того, цели его по сути своей оказались ничтожными и низкими.

Читайте также:
Чичиков-рыцарь копейки (по поэме Н. В. Гоголя Мертвые души): сочинение

Ему нужно было отомстить Раскольникову, поссорив его с матерью и сестрой, и опорочить Соню, т. к. уже распустил слух о ее “непорядочности”.
Лужин наносит Соне ужасное оскорбление, расчетливое и безжалостное. Его отвратительная игра подрывает в душе Сони веру в силу кротости и любви. Разочарование ее слишком тяжело.

Соня “стушевывается”, как-то принижается. В надежде защитить себя кротостью, покорностью, робостью – делается беспомощной и растерянной. И если бы не Катерина Ивановна, яростно защищавшая Соню, и Раскольников, который сразу понял весь “расчет” Лужина, вряд ли бы удалось Соне доказать свою невиновность.
Клевета Лужина разрушает теорию Раскольникова окончательно. Подавление слабых – вот какой стороной оборачивается его теория. Ведь его бунт немыслим без принесения в жертву “необыкновенной” личности другой личности.

Для “необыкновенной” личности весь мир – лишь средство утверждения своей “единственности”, своего безграничного эгоизма собственника. “Сверхчеловек” утверждает себя за счет другого – “вши”, “твари дрожащей”.
И вот на глазах у Раскольникова Лужин, “настоящий властелин”, хладнокровно превращает Соню, “тварь дрожащую”, в средство достижения своих низменных целей – ведь “все на личном интересе основано”. А тут личный интерес требовал – переступить, что и было незамедлительно исполнено. Вся раскольниковская рациональная, выверенная, выточенная как бритва казуистика оказывается полной бессмыслицей.

Он мог убить и нарушить формальный закон, но не мог нарушить нравственный закон. Из его глубочайшей обиды на ужас и нелепость мира родилась идея Раскольникова. Но в конце концов это его и погубило.

Подлость Лужина

Надеясь справиться с надоедливой “молочницей”, Лужин подставляет свою хорошую знакомую, безобидную Соню Мармеладову.

Лужин просит своего соседа Лебезятникова, который давно и хорошо знает Соню, пригласить ее к себе (часть 5, глава 1). Соня едет на похороны Мармеладова без него, желая помочь их семье, и он дает ей 10 рублей:

«И Петр Петрович протянул Соне десятирублевый кредитный билет, тщательно развернув. Соня взяла, вспыхнула, вскочила, что-то пробормотала и поскорей стала откланиваться. Петр Петрович торжественно проводил ее до дверей. Она выскочила наконец из комнаты, вся взволнованная и измученная, и воротилась к Катерине Ивановне в чрезвычайном смущении.»
— Часть 5, глава 1

Читайте также:
Бондарев: сочинение

Лебезятников, несмотря на свои убеждения о вреде благотворительности, искренне восхищается поступком Лужина (позже выясняется, что он видел, как Лужин сунул в карман Соне сторублевую купюру).

«Я все слышал и все видел, — сказал он, особенно упирая на последнее слово. — Это благородно, то есть я хотел сказать, гуманно! Вы желали избегнуть благодарности, я видел! И хотя, признаюсь вам, я не могу показались ему его собственное одушевление и охота, с которыми он только не искореняет зла радикально, но даже питает его еще более, тем не менее не могу не признаться, что смотрел на ваш поступок с удовольствием, — да, да, мне это нравится.»
— Часть 5, глава 1

klassreferat.ru

Основные произведения Достоевского появились в печати в последней трети XIX века, когда обозначился кризис старых морально-этических принципов, когда стал очевидным разрыв между стремительно изменяющейся жизнью и традиционными нормами бытия. Процесс этот имел глобальный характер и происходил не только в России. Именно в последней трети XIX века в обществе заговорили о «переоценке всех ценностей», об изменении норм традиционной христианской морали и нравственности (например, философия Ницше).
Достоевский одним из первых увидел опасность грядущей «переоценки» и сопутствующего ей «расчеловечивания человека», он первым показал ту «бесовщину», которая изначально крылась в подобных попытках. Именно этому посвящены все его основные произведения и, конечно же, один из главных романов — «Преступление и наказание».
Главный герой каждого из романов Достоевского — это неординарная, самодостаточная и в какой-то степени таинственная личность, остальные же герои являются своеобразным антуражем, раскрывающим внутренний мир главного героя, в этом и заключается основной принцип композиции всех романов Достоевского, и в частности, «Преступления и наказания».
Раскольников и его теория сильной личности раскрываются на фоне других сюжетных линий, рассказывающих о жизни его сестры Дуни и матери Пульхерии Александровны, семьи Мармеладовых, а также историй Лужина и Свидригайлова. Все они — «спутники» планеты Раскольников, которая то притягивает, то отталкивает всех на фоне обыденных человеческих отношений и жизненных ситуаций.
Лужин и Свидригайлов — двойники Раскольникова, их судьбы — это два возможных варианта развития жизненного пути главного героя. Лужин — подлец «по убеждению», для которого выгода превыше всего, который даже не задумывается, совершить подлость или нет. Средства, которыми пользуется Лужин, те же, что и у Раскольникова, хотя цели разные, это тот же маленький «наполеон», который, не задумываясь, идет вперед «по трупам». И в клевете Лужина особенно ярко раскрываются «специфические» свойства его характера (глава 3, часть V романа).

Читайте также:
История России в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова: сочинение

Суть клеветы состоит в том, что Лужин обвиняет Соню в воровстве сторублевой ассигнации, которую сам же ей незаметно подложил в карман ранее. Ко всеобщему удивлению заступницей Сони стала ее мачеха. «Это Соня-то воровка! Да она еще тебе даст, дурак!» — кричит в истерике Катерина Ивановна. Бедная девушка, знавшая, что «уж обидеть ее всякий мог почти безнаказанно», все-таки надеялась, что своей скромностью отведет от себя беду. Спасение пришло совсем неожиданно в лице господина Лебезятникова, который стал свидетелем подлога. Раскольников раскрывает перед собравшимися причину клеветы. Получив отказ Евдокии Романовны выйти за него замуж, Лужин решил отомстить через Соню сразу и Раскольникову, и его сестре, которые благосклонно относились к Соне Мармеладовой, несмотря на ее «занятие», а ему — Лужину — отказали от дома. Однако справедливость восторжествовала, Соня была полностью реабилитирована, но душа ее претерпела страшное незаслуженное унижение.
Основное значение рассматриваемого эпизода состоит в том, что в нем с особой силой отразилась главная идея всего произведения, суть которой — доказательство непреложности для любого человека христианских морально-этических ценностей. Преступление, по Достоевскому, это не только какое-либо внешнее деяние, но и процесс внутренний, психологический.
Совершая преступление, психологически подготавливая себя к нему (пусть даже ради высокой и светлой цели), человек, в первую очередь, встает на путь разрушения собственной личности, самоуничтожения. Вскрывая истинное лицо своего «двойника», Раскольников еще на один шаг становится ближе к тому, чтобы понять ошибочность, тупиковость своей бесчеловечной теории. Кроме того, в данном эпизоде особенно ярко противопоставляются два антагонистических мира: с одной стороны, «униженные и оскорбленные» в лице Сони, с другой — богатые, господствующие и развратные в лице подлеца Лужина, которые идут к достижению цели, не гнушаясь никакими методами.
По Достоевскому, никакая высокая цель не может оправдать негодных средств, ведущих к ее достижению. Индивидуалистический бунт против порядков окружающей жизни обречен на поражение. Только сострадание, христианское сочувствие и единение с другими людьми могут сделать жизнь лучше и счастливее.

Читайте также:
Любовь в жизни Печорина: сочинение

Петр Лужин: характеристика и образ героя

Его внешнее благородство исчезает при первом же конфликте, а его поведение по отношению к Соне Мармеладовой (он подделывает крупную сумму денег и обвиняет ее в краже) подчеркивает поверхностность и злобность этого внешне привлекательного человека.

Характеристика персонажа

Лужин умеет создать впечатление благородного джентльмена и ищет только бедную жену. На первый взгляд, достойная цель. Тем не менее, она вытекает из пресловутой теории “целого кафтана”: только бедная девушка, которую он облагородит браком, сможет служить ему, размышляя о былом состоянии бедности. Авдотья Романовна, помимо того, что молода, красива и умна, является идеальной кандидатурой для Лужина. Не эти качества, а возможность возвыситься в петербургском обществе за счет девушки, вот что привлекает его.

Полезно знать: транспортный налог будет отменен в 2021 году.

Описывая жизнь Родиона Раскольникова, противоречивого персонажа, который по социальным причинам вынужден совершить преступление, жестокое убийство, Достоевский стремится прежде всего показать разрушительный характер такого шага.

Cочинение «Клевета Лужина. (Анализ эпизода из главы 3, части 5 романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”.)»

Роман «Преступление и наказание» был написан в 1866 году. В это время Достоевский жил в той части Петербурга, где селились мелкие чиновники, торговцы, студенты. Здесь, в тумане и пыли «серединных петербургских улиц и переулков», родился в сознании Достоевского образ Родиона Раскольникова.
В судьбе русских молодых людей вроде Раскольникова роковую роль сыграли годы реакции (1862-1863), когда потерпела крах уверенность в коренном обновлении России, в неминуемой гибели «прошлых времен». Оптимистические надежды были разбиты – «прошлые времена» и не думали умирать, напротив, они стали более цепкими, изворотливыми, приобретя нового союзника – буржуазного хищника-дельца вроде Лужина. Наступило время тяжких разочарований, мучительных душевных кризисов.
В образе Раскольникова отразились и собственные горькие размышления Достоевского о человеческой природе и социальной действительности, кризис и глубокая перестройка в его сознании утопически-социалистических идеалов молодости.
Раскольников страстно и беспощадно судит этот мир, с его вопиющей социальной несправедливостью, с бессмысленными страданиями и унижением, судит своим карающим личным судом, своим бунтарским разумом протестующей и ни перед чем не склоняющейся личности. Но Раскольникова его бунт неотвратимо приводит к подавлению человека.
Самая яркая иллюстрация, подтверждающая этот факт, – бесчеловечное надругательство Лужина над Соней, страшная боль ничем не заслуженного жестокого оскорбления. Гнусная клевета Лужина – окончательное разоблачение теории Раскольникова.
Петр Петрович Лужин, расчетливый буржуазный делец, является двойником Раскольникова. Он открыто проповедует эгоизм и индивидуализм, якобы на основах «науки и экономической правды»: «Наука же говорит: возлюби прежде всего одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано». Но в отличие от Раскольникова, Лужин не грабит, не убивает, да ему вовсе и не нужно переступать формальный закон для удовлетворения личного интереса. Он переступает нравственный закон, закон человечности, и преспокойно выносит то, чего Раскольников вынести не мог. Лужин подавляет и унижает людей, даже не сознавая этого, и в этой «бессознательности» сила Лужина. Ведь «Наполеоны» на мучаются, не раздумывают, можно или нельзя переступить, а просто переступают через человека.
Обвинив Соню в воровстве, Лужин преследует, по его мнению, вполне достойные цели. Гнусность его поступка заключается прежде всего в том, что он сам предложил соне сто рублей и в присутствии свидетелей потребовал их вернуть. Кроме того, цели его по сути своей оказались ничтожными и низкими. Ему нужно было отомстить Раскольникову, поссорив его с матерью и сестрой, и опорочить Соню, т.к. уже распустил слух о ее «непорядочности».
Лужин наносит Соне ужасное оскорбление, расчетливое и безжалостное. Его отвратительная игра подрывает в душе Сони веру в силу кротости и любви. Разочарование ее слишком тяжело. Соня «стушевывается», как-то принижается. В надежде защитить себя кротостью, покорностью, робостью – делается беспомощной и растерянной. И если бы не Катерина Ивановна, яростно защищавшая Соню, и Раскольников, который сразу понял весь «расчет» Лужина, вряд ли бы удалось Соне доказать свою невиновность.
Клевета Лужина разрушает теорию Раскольникова окончательно. Подавление слабых – вот какой стороной оборачивается его теория. Ведь его бунт немыслим без принесения в жертву «необыкновенной» личности другой личности. Для «необыкновенной» личности весь мир – лишь средство утверждения своей «единственности», своего безграничного эгоизма собственника. «Сверхчеловек» утверждает себя за счет другого – «вши», «твари дрожащей».
И вот на глазах у Раскольникова Лужин, «настоящий властелин», хладнокровно превращает Соню, «тварь дрожащую», в средство достижения своих низменных целей – ведь «все на личном интересе основано». А тут личный интерес требовал – переступить, что и было незамедлительно исполнено. Вся раскольниковская рациональная, выверенная, выточенная как бритва казуистика оказывается полной бессмыслицей. Пусть он убил, переступил формальный закон, но нравственный закон он так и не смог переступить. Глубочайшая уязвленность ужасом и нелепостью мира родила раскольниковскую идею. Но она же и уничтожила ее до конца

Читайте также:
Смысл эпиграфов в Капитанской дочке: сочинение

Достоевский был важной фигурой в эволюции человеческой морали. Человек – центр жизни, к которому прикован взгляд писателя. Эта книга написана Достоевским. посмотреть полностью

” Преступление и наказание” – это социально-психологическое произведение. В нем автор поднимает важные социальные вопросы, которые волновали людей того времени. Одной из особенностей этого романа Достоевского является то, что в нем очень подробно описывается психология.

Ф. Достоевский – “великий художник идей” (М. М. Бахтин). Эта идея определяет личность его героев, которым “нужны не миллионы, а мысли для решения”. Роман “Преступление и наказание” – это опровержение теории Родиона Раскольникова, осуждение принципа … показать полностью

В романе “Преступление и наказание” Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другим, “наполеонизма”. Как он показывает, это вполне логично и обоснованно.

Одной из идей романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является мысль о том, что в каждом, даже в самом забитом, опозоренном и преступном человеке, можно найти высокие и честные чувства. Эти чувства, которые можно найти почти в каждом персонаже романа Ф. М. смотрите подробнее

По сути, роман Достоевского – это произведение социологического и философского осмысления. В “Цене соли” Достоевский показывает убожество капиталистического города, мир униженных и оскорбленных. Общество, которым правят деньги, общество безжалостное, разоблачается автором. посмотреть полностью

Офицер с алым цветом лица и светлыми волосами, густыми и кустистыми. Появляется во время вспыхнувшего конфликта своего помощника Ильи Петровича и Раскольникова, приехавшего в полицейское управление по вызову о неуплате, успокаивает обоих, присутствует. смотреть целиком

В романе не зря фигурирует образ Лужина. Он является своего рода двойником главного героя, Родиона Раскольникова. Теория Лужина – это теория Раскольникова, доведенная до крайности. Лужин – темный человек, способный переступить все границы дозволенного и недозволенного. Образ жизни Петра Петровича показывает несостоятельность теории Раскольникова. Именно с этой целью Лужин помещен в повесть.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: