Нравственно-философская проблематика произведений М. А. Булгакова: сочинение

По сути, проблемы в этом романе становятся проблемами, которые решаются героями. Неудивительно, ведь героями здесь являются и Иешуа, и Воланд…… Нет необходимости объяснять, кто они такие.

Нравственно-философская проблематика произведений М. А. Булгакова

Михаил Афанасьевич Булгаков — мистический писатель, как он сам себя называл. Как-то очень чутко он сумел услышать свое время и понять грядущее, поэтому во всех своих произведениях Булгаков предупреждает читателей о грядущем времени Сатаны.
Особенно пророчески и открыто звучат слова писателя в небольшой статье “Грядущие перспективы”. Поневоле воспримешь всерьез признание писателя в мистицизме. Очень точно, с гражданской ответственностью, прямо Булгаков говорит, что ожидает Россию, погрязшую в гражданской войне. Автор с горечью отмечает, что “нам немыслимо сейчас созидать. Перед нами тяжкая задача — завоевать, отнять свою собственную землю…”.
По мысли Булгакова, Россия еще долго будет платить горькую цену, так как безумство революции скоро не заканчивается, “нам нет остановки, нет передышки”.
Писатель с душевной болью предупреждает, что Россия катится к гибели, так как завоевывает “собственные столицы, платит за безумие мартовских дней, за безумие дней октябрьских…”. Это написано в далекие двадцатые годы, а мы читаем эти строки сегодня, в двухтысячном году, и поражаемся гениальности Булгакова, вопрошающего: “Кто увидит эти светлые дни? Мы? О нет! Наши дети, быть может, а быть может, и наши внуки…” И как заклинание, наказ звучат последние слова:
— Платите, платите честно и вечно помните социальную революцию!
Великое предупреждение гениального художника, оставленного на десятки лет безгласным, не имеющим возможности говорить со своим народом, но Булгаков не бездействовал, он писал произведения, точно зная, что они не увидят свет в ближайшее время. Слишком смелыми и откровенными они были. Художник не мог ни молчать, ни говорить, поверяя хотя бы бумаге о том хаосе и абсурде, которые начинали властвовать в России.
В повести “Собачье сердце” писатель ярко и талантливо показал, что может случиться, если восторжествует лозунг большевиков: “Кто был никем, тот станет всем”. Мы вслед за автором ужасаемся той неразберихе, которую сеет Полиграф Полиграфович Шариков, бывший Шарик. Вначале он устраивает мини-потоп, а затем и вовсе лишает умных и талантливых людей возможности работать. Этот “новый человек” настолько абсурден и агрессивен, что читатели вздыхают с облегчением, когда он вновь обретает облик Шарика — милый пес гораздо симпатичнее перерожденца Шарикова. И слава богу, что профессор Преображенский сумел “усмирить демона”.
В реальности писатель этого торжества справедливости не видел.
Наступило время Сатаны, который свободно разгуливает по Москве, верша суд над мещанами, хозяевами жизни, еще недавно бывшими “борцами” за новую и счастливую жизнь. Только вот для кого? Писатель откровенно говорит, что для самих себя.
Совсем иными видит Булгаков истинных героев, для которых собственное благополучие не является самоцелью, а лишь привычным образом жизни, как у героев его романа “Белая гвардия” и пьесы “Дни Турбиных”.
Если же быт, даже очень устроенный, приходит в противоречие с внутренним миром героя, герой не боится покинуть удобства ради любви, как это делает Маргарита в романе “Мастер и Маргарита” или доктор Бомгард из повести “Записки юного врача”.
В лучших героях Булгакова воплотились черты прогрессивной интеллигенции, для которой вопросы быта вторичны, а главной проблемой всегда являлась цель — для чего жить? Этот извечный вопрос русской литературы ставит и Булгаков перед своими героями, заставляя их сделать собственный выбор, очень непростой, но решающий в их судьбах.

Читайте также:
История России в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова: сочинение

1891, 15 мая В Киеве в семье профессора Киевской духовной академии родился Михаил Афанасьевич Булгаков. 1909 Поступление на медицинский факультет Читать далее…

Место рождения человека – самое дорогое для него место. Будь то город, село или деревня, оно всегда останется в сердце человека. Ведь это маленький Читать далее

Белая армия и Красная армия: думаю, эти понятия известны всем школьникам на уроках истории. Но, к сожалению, история предоставляет нам информацию о событиях Читать далее

Герой первой истории не отделяет себя от общей ответственности. Он готов принять на себя вину за то, что не спас, не помог, не смог сказать хотя бы Читать далее

В современном мире мы уже многое знаем о Булгакове: создателе “Дней Турбиных”, “Собачьего сердца” и “Мастера и Маргариты”. А Читать далее

Прекрасный вымысел и сатира романа “Мастер и Маргарита” сделали его одним из самых читаемых романов советской эпохи, когда власти стремились скрыть социальные недостатки общества.Читать дальше

В пародии, которая является центральной частью пьесы, Булгаков использует множество словесных примеров и ситуаций, встречающихся в драматургии его времени. Это включает обязательное деление персонажей на “положительных” Читать далее

В мае 1912 года художественный театр в полном составе прибывает в Киев с шестью спектаклями. В беседе с корреспондентом “Киевской мысли” В.И. Немирович-Данченко говорит, что Читать далее

2 вариант

Михаил Афанасьевич Булгаков создал за свою жизнь много замечательных произведений. Они увлекают своими сюжетами и заставляют читателя задуматься над вопросами морали, общества и выбора. Кульминацией жизни писателя стал роман “Мастер и Маргарита”, который по праву можно назвать легендарным.

В работе показано множество проблем и их решений. Существует множество противоречий: добро и зло, любовь и ненависть, разум и безумие, правда и ложь. Все в этом романе не то, чем кажется. Воланд, олицетворяющий саму тьму, вопреки ожиданиям оказывается честным, благородным, справедливым, возможно, даже добрым. Вместо одного желания для Маргариты он исполняет два, говоря, что первое желание не для нее. Его придворные тоже “отчасти плохи”, но только внешне. Они не вредят людям, а наказывают их за безнравственность, жадность и ложь по отношению к своим близким. В романе ясно показано, какому наказанию подвергаются люди за следование своей совести. Некоторые потеряют свои жизни, некоторые потеряют свой разум, некоторые потеряют свои головы. По иронии судьбы, почти все, кто попадает под гнев сатаны, оказываются в одном и том же месте – “сумасшедшем доме”. Этим автор хотел сказать, что возмездие всегда настигает людей, причинивших зло другим, и что наказание их одинаково.

Читайте также:
«Настоящий писатель - то же, что древний пророк». А. П. Чехов: сочинение

Проблема любви поднимается и в романе “Мастер и Маргарита”. Она показана в романе как светлое и искреннее чувство, которое неподвластно времени. Маргарита готова на все ради любимого мужчины. Женщина готова продать душу сатане, чтобы хоть раз увидеть любимого мужчину. Мастер также испытывает к ней теплые чувства. Он не хочет, чтобы Маргарита страдала из-за него, поэтому прячется в больнице для душевнобольных. Это приносит только боль обоим героям. Однако в конце пьесы пара воссоединяется, обретая “вечный дом”.

Неоконченный роман Булгарякова вызывает много эмоций у читателей, несмотря на то, что он так и остался незаконченным. Автор поднимает важные человеческие проблемы, показывает темные стороны души и тайные желания. Он показывает жизнь такой, какая она есть. Поэтому в заключение романа я хотел бы сказать, что настоящий злодей – это не сатана и его подручные, а люди.

«Нравственно философская проблематика романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита” имеет социально-исторический, этический, философский и эстетический аспекты. В основе романа лежит нравственно-философский конфликт. Как их представляет Булгаков, проявление вечной борьбы добра и зла можно увидеть в виде конкретных событий. Сюжетная линия объединяет два временных пласта. Москва 20-х годов и Ершалаим древнего мира сходятся в этой пьесе. Сравнивая события, которые разделяют почти два тысячелетия, читатель приходит к выводу, что человеческая природа за это время не изменилась. Уолтон говорит в спектакле “Варьете”: “Люди как люди”. они любят деньги, но они всегда были такими. легкомысленными. но милосердие также стучится в их сердца. Это особенно заметно, когда мы сравниваем поведение зрителей варьете и толпы в Ершалаиме, где проходила казнь. В Ершалаиме толпа требует освобождения Вар-равана, а в Москве – возвращения головы Бенгала: “Ради Бога, не мучьте его!”. Бурю неожиданно успокоил женский голос из ложи. Давайте простим его, граждане! – спросил Бассон, обращаясь к зрителям. – Простим! Простим!”

Москва в 1920-е годы: сатирический портрет. Особое внимание писатель уделяет творческой интеллигенции. Кто они, члены МАССОЛИТа, те, кому, по словам Пушкина, должно быть “хорошо”.

Читайте также:
Сочинение на тему дружба: сочинение

С лирой, чтобы пробудить”, “зажечь сердца людей”? Они заботятся только о своем материальном благополучии. Для них “жить по-человечески” – это есть в хорошем, дешевом ресторане, иметь квартиру, дачу в Перелыгине. Творчеству здесь нет места. Никто из них не верит в то, что пишет. Слово “писатель” утратило свой высокий смысл, поэтому Мастер говорит Ивану Бездомному: “Я не писатель, я учитель.

Судьба Мастера – это судьба художника, не принимающего общих правил, остающегося верным своим моральным принципам. Его преследуют критики, арестовывают, лишают желания писать и жить. Страх поселяется в его душе. Однако Булгаков уверен, что “рукописи не горят”: настоящее искусство обязательно дойдет до народа.

Эта история параллельна роману Павла о Понтии Пилате и Иешуа. Я считаю, что эта история имеет много сходства с жизнью и смертью Иисуса Христа в Библии. Однако Булгаков подчеркивает и различия между ними. Для писателя было важно показать не Бога, а обычного человека, который воплощает в себе некий нравственный идеал. Иешуа изображен Булгаковым как странствующий философ, проповедующий истину и любовь.

На протяжении всего романа Булгаков дает своим героям возможность сделать нравственный выбор в пользу добра или зла. По мнению Булгакова, жизнью человека управляет высшая сила, но он волен выбирать свой собственный путь. От веры человека зависит, примет он или нет. Берлиоз, следовательно, уходит в небытие, так как не верит в другую жизнь. Когда Мастер и Маргарита входят в вечность, они обретают покой и счастье, но не свет. Нужно испить чашу страданий до дна и продолжать нести людям веру в добро, как это делал Иешуа Ха-Ноцри.

Проблема морального выбора беспокоит многих героев романа. Иешуа не может лгать, даже ради спасения своей жизни. Он отвечает прокурору, который призывает его солгать: “Правду говорить легко и приятно. Он верит, что наступит царство истины, он верит в вечную жизнь души, он верит, что все люди по своей природе добры, что нет плохих людей – есть только несчастные. И он не может отступить от своих моральных принципов.

Читайте также:
Анализ главы 1 части первой из романа Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

Понтий Пилат, испытывающий привязанность к Иешуа и желающий в своем сердце помочь ему, проявляет трусость, боясь, что его карьера будет разрушена и он сам окажется на месте узника. Он отправляет невинного философа на казнь. После казни он испытывает жгучее раскаяние и даже приказывает убить Иуду, предавшего Иешуа, предлагая Левию Матфею жить в его доме, чтобы искупить свой грех. Его нравственные страдания длятся почти два тысячелетия. Но через муки и раскаяние он искупает свою вину и заслуживает прощение, чтобы пройти по тропинке к луне вместе с философом, с которым “что-то не срослось”.

Вскоре после того, как переживания Ивана Бездомного изменили его жизнь, он становится историком. После многих лет написания посредственных стихов он сдается и становится историком.

Ей нужна любовь, Мастер. Материальные блага не имеют значения для Маргариты. Ради него она готова на все. Интересно, однако, что после бала у Сатаны она просит Фриду не подавать в награду платок, которым она задушила свою дочь, а перестать его подавать. Она объясняет свой поступок тем, что на балу она дала Фриде надежду, и если ее обманут, Маргарита не сможет быть спокойна до конца своих дней. В результате она не может ни жить в конфликте со своей совестью, ни обманывать других.

В результате произошедшего в Москве многие персонажи не только приняли нравственные решения, как уже говорилось, но и просто пересмотрели свои поступки, изменившись к лучшему. Например, Варенуха перестал грубить по телефону, Бенгальский потерял “значительную дозу своей веселости”, Степа Лиходеев перестал пить и стал сторониться женщин. В душах людей, как и в мире, сосуществуют добро и зло. Только зло может раскрыть истинную природу человека. Как ни странно, в романе зло показано как носитель справедливости. Нельзя наслаждаться “голым светом”, лишив мир теней. Предметы и люди являются источниками теней.

По Булгакову, добро и зло не ведут между собой ожесточенной борьбы, а Воланд представляет собой разные “отделы” единого миропорядка. Что бы делало добро, если бы не было зла? И какой была бы земля, если бы не было теней? Однако добро в какой-то мере преобладает, поэтому, казалось бы, все должно быть хорошо. Здесь есть связь между Иешуа и Воландом. Сам Булгаков верит в это, и мы тоже.

Читайте также:
Сравнительная характеристика опричника Кирибеевича и купца Калашникова: сочинение

Сочинение на тему Нравственно философская проблематика произведений М. А. Булгакова»

Вы можете поделиться документами и нашим сайтом эссе с друзьями, нажав на социальные кнопки.

Сочинения ” По авторам ” Булгаков ” Сочинение на тему Нравственные и философские проблемы в произведениях М. Булгакова ”

Страстно любит красное и белое. Господин Булгаков Михаил Афанасьевич Булгаков – писатель-мистик, как он сам себя называл. В какой-то мере очень чуткий, он умел слушать свое время и понимать, что грядет, поэтому во всех своих произведениях Булгаков предупреждает своих читателей о наступлении времени Сатаны. Слова писателя особенно пророчески и открыто звучат в короткой статье “Грядущая перспектива”. Возникает соблазн принять всерьез признание писателя в мистицизме. Булгаков очень точно, с гражданской ответственностью, прямо говорит о том, что ждет Россию, ввергнутую в гражданскую войну. Автор с горечью замечает, что “теперь нам невозможно творить. Перед нами стоит трудная задача завоевания, отвоевания своей земли. “. По мнению Булгакова, Россия еще долго будет платить горькую цену, потому что безумие революции закончится не скоро, “у нас нет ни остановки, ни передышки”. Писатель с тревогой предупреждает, что Россия катится к гибели, завоевывая “свои столицы, платит за безумие мартовских дней, за безумие октябрьских дней”. “. Это было написано в далекие двадцатые годы, а мы читаем эти строки сегодня, в двухтысячном году, и поражаемся гению Булгакова, вопрошающего: “Кто увидит эти светлые дни? Так ли это? О, нет! Возможно, наши дети, а может быть, и внуки. “И, как заклинание, последние слова звучат как наставление: Разве вы не жили чем-то подобным долгое время? Три часа, как отбойный молоток? И это. Платите, просто платите и всегда помните о социальной революции! Великое предупреждение гениального художника, на десятилетия лишенного дара речи, не имеющего возможности говорить со своим народом, но Булгаков ничего не делал, писал произведения, точно зная, что они не увидят свет в ближайшем будущем. Они были слишком смелыми и слишком откровенными. Художник не мог ни молчать, ни говорить, веря, по крайней мере на бумаге, в хаос и абсурд, который начинал царить в России. В своем рассказе “Собачье сердце” писатель ярко и умело показал, что может произойти, если восторжествует большевистский лозунг: “Кто был никем, тот станет всем”. Мы, вслед за автором, в ужасе от того бардака, который устроил бывший Шарик Полиграфович Шариков. Сначала он организует мелкие фермы, затем лишает работы умных и талантливых людей. Этот “новый человек” настолько абсурден и агрессивен, что читатели испытывают облегчение, когда он возвращается в облик Шарика, милого пса, который гораздо добрее реинкарнированного Шарикова. И слава Богу, профессору Преображенскому удалось “приручить демона”. В действительности писатель не видел этого торжества справедливости. Настало время, когда сатана может свободно разгуливать по Москве и судить мелкую буржуазию, хозяев жизни, которые еще недавно были “борцами” за новую и счастливую жизнь. Но для кого? Писатель откровенно говорит за себя. Булгаков видит настоящих героев, совершенно разных, для которых собственное благополучие – не самоцель, а лишь привычный образ жизни, как в героях романа “Белая гвардия” и пьесы “Дни Турбиных”. Если даже самая комфортная повседневная жизнь противоречит его внутреннему миру, герой не боится отказаться от комфорта ради любви, как это делает Маргарита в “Мастере и Маргарите” или доктор Бомгард в “Записках юного врача”. Лучшие герои Булгакова воплощают черты прогрессивной интеллигенции, для которой вопросы быта вторичны, а главной проблемой всегда была цель: зачем жить? Этот вечный вопрос русской литературы Булгаков ставит и перед своими героями, заставляя их самостоятельно принимать очень трудные, но решительные решения о своей судьбе.

Читайте также:
Сочинение на тему традиции моей семьи: сочинение

Сочинение на тему Нравственно философская проблематика произведений М. А. Булгакова» Стр. 1

Сочинение на тему Нравственно философская проблематика произведений М. А. Булгакова»
Булгаков М.А.
Стр. 1

Сочинение на тему Нравственно философская проблематика произведений М. А. Булгакова» Стр. 2

Сочинение на тему Нравственно философская проблематика произведений М. А. Булгакова»
Булгаков М.А.
Стр. 2

По электронной почте или скачать реферат на тему “Нравственно-философские вопросы в произведениях М. А. Булгакова” можно ниже по кнопкам.

Аргументы к проблемам. Сочинение ЕГЭ

1) В романе Л.Н. Толстого «Война и мир». необходимо проанализировать пути исканий Пьера Безухова и Андрея Болконского. Вспомним счастливые минуты в жизни князя Андрея: Аустерлиц, свидание князя Андрея с Пьером в Богучарове, первая встреча с Наташей… Целью этого пути является обретение смысла жизни, понимание самого себя, своего истинного призвания и места на земле., когда приходят к мысли, что жизнь их должна идти не для них одних, что жить надо так, чтобы все люди не жили независимо от их жизни, чтобы их жизнь на всех отражалась и чтобы все они жили вместе.

2) И. Бунин в рассказе “Господин из Сан-Франциско” показал судьбу человека, служившего ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, оказалось, что истинное счастье ускользнуло от него: он умер, не зная, что такое жизнь.

3) Повесть Лермонтова “Герой нашего времени” – это история жизни Печорина: напрасной жизни без цели, несбывшейся, загубленной. Главный герой осознает, что он достиг совершеннолетия опустошенным и бесплодным, потратив впустую лучшие годы своей жизни.

Произведение Платонова “В прекрасном и яростном мире” иллюстрирует его преданное отношение к своей профессии. В слепоте машиниста Мальцева он потерял и смысл своей жизни, и смысл своей работы. Когда он вернулся на работу, произошло чудо: он вновь обрел зрение. Мальцев вновь обрел смысл жизни.

Проблема одиночества

Проблема одиночества – одна из главных тем романа. Понтий Пилат, Маргарита, параллельные линии Иисуса Навина и Мастера, Левия и Отреченного занимают центральное место в этой теме. Каждый из них, оказавшись в гуще исторических событий, в окружении людей, чувствует себя оторванным от мира, отчужденным, несчастным, даже бездомным.

Читайте также:
Общество в жизни Онегина, Татьяны, Автора (по роману А. Пушкина Евгений Онегин): сочинение

Понтий Пилат – прохожий, неуютно чувствующий себя в роскошном дворце. Единственное живое существо, на которое он может положиться во сне, – это собака. Одиночество, которое Мастер увидел в глазах женщины с желтыми цветами в руках. Сам Мастер до встречи с Маргаритой был настолько одинок, что даже не мог вспомнить имя своей бывшей жены. У Иешуа, странствующего философа, нет памяти об отце, нет спутника, нет единомышленника. Только Левий Матвей следует за ним как тень, еще один странник без роду и племени. Кульминацией этого странствия становится Иван Понырев, взявший красноречивый псевдоним. Бессилие послереволюционной России, пережившей гражданскую войну, разрушившую семейные и кровные узы. Это бессилие озлобило его жителей, побудив одних к коварству, а других – к злобе. Не зря Воланд отмечал, что “квартирный вопрос” развратил москвичей.

М.А. Как раскрыл Булгаков, он оставил для потомков роман-исповедь, роман-откровение, роман-пророчество, центральные темы которого всегда будут актуальны. На протяжении многих поколений вечная борьба между добром и злом, светом и тьмой будет бросать вызов всем гражданам, независимо от их веры, совести, чести, преданности.

Философский смысл романа

Мы рассмотрели несколько интерпретаций романа Булгакова “Мастер и Маргарита” и разделили их на три группы.

“Добро и зло – это философские понятия. Они вечны и неразделимы. Пока живы человеческий разум и человеческая совесть, они будут бороться друг с другом. Добро будет “открываться” человеку, просвещая его путь к истине, а зло будет увлекать людей к пороку. Именно эту борьбу представляет Булгаков в “Мастере и Маргарите”.

Новеллист Джордж Сондерс представляет в своем творчестве два пласта времени. Один связан с жизнью Москвы. Другой связан с жизнью Иисуса Христа. Булгаков создал своего рода “роман внутри романа”, и эти две книги связаны одной идеей: поиском истины.

Романы, как и жизнь, сочетают в себе смех и горе, радость и боль, но на таком уровне концентрации, который возможен только в сказке, поэме. Лирико-философский роман в прозе “Мастер и Маргарита” – это книга о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, о подлинном творчестве, которое выходит за рамки бесчеловечности и устремляется к свету и добру.

Читайте также:
Утро, изменившее жизнь (по рассказу После бала): сочинение

Мы переносимся в место, расположенное далеко от Ершалаима, во дворец Понтия Пилата, прокуратора Иудеи. Перед прокурором стоял 27-летний мужчина, обвиняемый в подстрекательстве к разрушению храма Ершалаим, со связанными за спиной руками и синяком под левым глазом. Его звали Джошуа. Он не боялся противоречить прокурору, у него была своя жизненная философия: “Нет плохих людей, есть только несчастные”. Понтий сразу же убедился в невиновности узника, а также понял, что Иешуа обладал таинственными способностями, так как мог исцелять. Поэтому у прокуратора возник план спасения этого загадочного человека: объявить его сумасшедшим и сослать на остров в Средиземном море, где находилась его резиденция. Однако реализовать эту идею не удалось. Иуда из Кариофа предал Иешуа за 30 сребреников, представив доказательства того, что узника следовало немедленно казнить. Сам Иешуа тоже не хотел отрицать истину. Он считал, что “всякая власть есть насилие над людьми”, что “придет время, когда не будет больше ни цезарей, ни других властей”. Человек перейдет в царство истины. И вот Иешуа казнен. Но почему страдает Понтий Пилат? Иешуа принес добро людям, у него была высокая совесть и чистая душа. Он, и только он, осмелился сказать свое слово добра и правды. Поэтому его душа была свободна. И власть Понтия оказалась мнимой. Он трус, раб своего положения и своей карьеры. Он всего лишь пешка в руках императора. И хотя Понтий Пилат имел желание спасти Иешуа, разорвать цепи рабства было выше его сил. Где победитель? Иешуа казнен, Понтий лишен покоя. Но у Учителя остался только один ученик, чтобы продолжить Его дело, Левий Матфей. Так что правда, свет, добро и истина все-таки восторжествовали.

События романа “Мастер и Маргарита” начинаются “однажды весной, на небывало жарком закате, в Москве, на Патриарших прудах. В столице появляется Сатана со своей свитой. Можно утверждать, что дьявол, один из любимых мотивов автора, здесь, в “Мастере и Маргарите”, играет вполне реалистическую роль и служит стильным примером гротескно-фантастического, сатирического опроса противоречий живой реальности. Булгаковская Москва гремит Воландом, карающим насмешку и нечестность.

Читайте также:
Серебряный век русской поэзии: сочинение

Воланд появляется в Москве, чтобы “испытать” героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите за верность друг другу и своей любви, наказать взяточников, воров и предателей. Их будут судить не законы правосудия, а суд преступного мира. Булгаков считает, что в сложившейся ситуации с силами зла необходимо бороться, чтобы восстановить справедливость. Воланд – тот, кто вершит правосудие в романе. Он судит горожан в соответствии с совершенными ими делами. Самодовольный Берлиоз, торгаш Варенуха и пьяница Степа Лиходеев получают по заслугам.

Вот вопрос: что Воланд сделал правильно? В трусливом и испуганном припадке Воланд возвращает Мастеру свой роман “Понтий Пилат”, который Мастер сжег. Миф о Пилате и Иешуа, воссозданный в книге Мастера, возвращает читателя в раннюю эпоху духовной цивилизации человечества, утверждая мысль о том, что борьба добра и зла вечна, она кроется в обстоятельствах самой жизни, в человеческой душе, способной на возвышенные порывы и порабощенной ложными интересами дня.

Фантастический поворот позволяет писателю развернуть перед нами целую галерею очень неприятных на вид персонажей, проводя аналогию с самой жизнью. Внезапная встреча с нечистой силой нарушает видимость всех этих Берлиозов, Лагунских, Майгелей, Никаноров Ивановичей и других. Сеанс черной магии, который Воланд и его помощники проводят в столичном варьете, в прямом и переносном смысле “раздевает” некоторых граждан в зале. В Москве есть только одно учреждение, где люди остаются самими собой: клиника Стравинского, сумасшедший дом. Именно там Бродяга излечивается от навязчивых догм Берлиоза, там он прозревает и становится последователем и учеником маэстро. Маэстро романа не удается навязать себя. Поступив так, Булгаков нарушил бы законы художественной правды, предав свое чувство реализма. Но разве пессимизм – это порядок дня на последних страницах книги? Нет! У Мастера есть ученик и бессмертный роман, которому суждено продолжить борьбу между добром и злом.

Так о чем же роман Булгакова? Речь идет об ответственности человека за все добро и зло, происходящее на земле, за его собственный выбор жизненных путей, ведущих к истине и свободе или к рабству, предательству и бесчеловечности. Именно всемогущая сила любви и творчества поднимает душу к горним вершинам истинной человечности.

Читайте также:
Северянин: сочинение

Второй важный вопрос, поднятый автором, – это вопрос об истинном и ложном искусстве. Члены МАССОЛИТа пишут только то, что хочет партия. Их произведения не касаются важных и серьезных, высоких тем. Они заботятся только о своих материальных потребностях. Настоящим творцом в романе является Мастер, который противостоит графоманам МАССОЛИТа. Он пишет книгу об Иисусе Христе, где есть добро, справедливость, борьба и любовь. Работа не может быть понята его современниками, поэтому она отвергается. Берлиоз, один из членов МАССОЛИТа, попадает под трамвай. Этот эпизод выражает наказание за ложное искусство, а также подчеркивает отношение автора к нему. Михаил Булгаков не принимает такое искусство и хочет бороться с ним.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: