Нравственные и социальные проблемы повести Куприна Поединок: сочинение

Жанр произведения – бытовая проза, главная тема которой – бесчувственность и жестокость в среде современных подростков.

Куприн поединок сочинение проблемы

Наряду с рассказом “На разломе”, они включают “Сирень”, “Поход”, “Ночная смена” и “Ночной колпак”.

Конечно, взгляды автора со временем изменились, но его интерес к теме

Армии оставались неизменными. Обращение писателя к этой теме не случайно. По ссылке

Л.Н. Толстой сказал об этом очень ясно: “Куприн

Я понятия не имею, он…

Просто офицер”. Действительно, Куприн, воспитанник 2-й Московской кадетской

Корпуса, выпускник Александровского военного училища, был связан с войсками

С 10 до 24 лет. Поэтому он был абсолютно осведомлен о проблемах российской

В армии ему довелось жить в гарнизонах.

Работа над “Дуэлью” заняла много времени. Автор придумал

Она была завершена в 1902 году, а закончена в 1905 году, и он остался неудовлетворенным

Финал. А. М. Горький посвятил “Дуэль”. “Все смелое и буйное в моем

История принадлежит Вам”, – писал он Алексею Максимовичу.

КупринА раскритиковал сюжет за жестокость.

Автор точно очертил круг проблем русской армии начала 1900-х гг.

Проблему отчуждения между солдатами и офицерами, проблему

Повседневной жизни, проблемы семейной жизни в гарнизоне, а также подчеркивал

Недостаток образования и ограниченность многих русских офицеров.

Само название рассказа “Дуэль”, казалось бы, должно указывать на то, что автор

Это продолжение темы горя в русской литературе. Но после прочтения

История рассказана до конца, и вы понимаете, что в этой “борьбе” нет ничего общего с

Не существует такого понятия, как “единственная битва чести”. Может сложиться впечатление, что, поскольку

В поединке пушкинских героев Гринева и Шварцабрина система моральных ценностей

Разрушается, оно теряет свое значение.

Это действительно так. На страницах этой истории мы видим правление

Отчаяние. “Дуэль” рассказывает о приключениях молодого поручика Ромашова,

Проблематика повести А. Куприна “Поединок”

Опубликованная во время русско-японской войны и первой русской революции, пьеса вызвала огромный общественный резонанс тем, что подрывала одну из основ самодержавного государства – неприкосновенность военной касты.

“Дуэль” выходит за рамки традиционной военной истории. Куприн также затрагивает причины социального неравенства между людьми, возможные пути освобождения человека от духовного гнета, ставит проблему взаимоотношений личности и общества, интеллигенции и народа.

Честный русский офицер, которого условия казарменной жизни заставляют задуматься о неправильных отношениях между людьми, находится в центре произведения, сюжет которого сосредоточен на его злоключениях. Не только Ромашов, но и Шурочка страдают от чувства духовного упадка.

Сопоставление двух персонажей, которым присущи два типа мировоззрения, вообще характерно для Куприна. Оба героя стремятся найти выход из тупика. При этом Ромашов приходит к идее протеста против мещанского благополучия и застоя, а Шурочка приспосабливается к ней, несмотря на ее внешнее неприятие. Он относится к ней амбивалентно, ближе к “бесшабашному благородству и благородному безволию” Ромашова. На самом деле Куприн называл Ромашова своим двойником, и сюжет романа во многом автобиографичен.

Читайте также:
Мандельштам О.Э. — поэт «серебряного века»: сочинение

Ромашов – “естественный человек”, он инстинктивно сопротивляется несправедливости, но его протест слаб, его мечты и планы легко рушатся, потому что они незрелы и непродуманны, часто наивны. Чеховские герои близки Ромашову. Несмотря на это, необходимость немедленных действий укрепляет его решимость к активному сопротивлению. Отвечая Хлебникову, “униженному и оскорбленному”, Ромашов переживает перелом в своем сознании; его ужасает готовность солдата к самоубийству, в котором он видит единственное решение своего мученичества. Искренность Хлебникова напомнила Ромашову о глупости и незрелости его юношеских фантазий, направленных лишь на предательство окружающих. Ромашов потрясен интенсивностью страданий Хлебникова, и именно стремление к состраданию заставляет поручика впервые задуматься о судьбе простых людей. Однако Ромашов проявляет противоречивое отношение к Хлебникову: разговоры о человечности и справедливости пронизаны гуманизмом, тогда как призывы Ромашова к состраданию звучат наивно.

В “Поединке” Куприн придерживается толстовской традиции психологического анализа: помимо протестующего голоса героя, обличающего жестокую и скучную жизнь, слышен обличительный голос автора (монологи Назанского). Куприн использует излюбленный прием Толстого – подмену главного героя героем-резонером. В “Поединке” Назанский – фигура социальной этики. Образ Назанского неоднозначен: его радикальный настрой (критические монологи, романтическое предчувствие “светлой жизни”, ожидание грядущего социального переворота, ненависть к образу жизни военной касты, умение ценить высокую, чистую любовь, чувствовать красоту жизни) вступает в конфликт с его собственным образом жизни. Для Назанского и Ромашова единственный путь от нравственной гибели – освободиться от всех социальных связей и обязательств.

История происходит в середине 1990-х годов. Современники воспринимали его как осуждение армейских порядков и обличение офицерского корпуса. И это мнение подтвердила через несколько лет сама история, когда русская армия потерпела сокрушительное поражение в сражениях при Мукдене, Ляоляне, Порт-Артуре. Почему это произошло? Мне кажется, что “Дуэль” ярко и четко отвечает на вопрос: может ли функционировать армия, в которой царит античеловеческая, развращающая и отупляющая атмосфера, в которой офицеры сбиваются с пути, когда требуется изобретательность, хитрость и инициатива, в которой солдаты доведены до отупения бессмысленными учениями, побоями и унижениями?

В отличие от амбициозных и карьеристов, все офицеры считали свою службу неприятной, отвратительной обязанностью, которую они боялись и оплакивали. Несколько младших офицеров, напоминавших школьников, опаздывали на занятия и быстро убегали, если знали, что их не накажут за опоздание. Все они сильно пили во время сборов и одновременно дома друг у друга. Ротные офицеры шли на службу с таким же отвращением, как и субалтерны”. – читаем мы. Действительно, рисунки Куприна о полковой жизни смешны, пошлы и плачевны. В конце концов, единственным выходом было уйти в запас (и тогда потерять и средства к существованию, и профессию) или поступить в военную академию, а затем, окончив ее, подняться на более высокую ступеньку военной лестницы, “сделать карьеру”. Однако лишь немногие способны сделать это. Большинство офицерского корпуса вынуждено терпеть скучную и утомительную жизнь с перспективой выхода на пенсию и небольшой пенсией.

Читайте также:
Клевета Лужина. (Анализ эпизода из главы 3, части 5 романа Ф.М. Достоевского Преступление и наказание.): сочинение

Повседневная рутина офицеров состояла из проведения учебных занятий, контроля за изучением солдатами “литературы” (т.е. военных уставов) и участия в офицерских собраниях. Пить в одиночку и в компании, играть в карты, заводить романы с чужими женами, традиционные пикники и “балканские” поездки, походы в местный бордель – вот какие удовольствия были доступны офицерам. В “Поединке” показаны дегуманизация и духовное разрушение, которым подвергаются люди в условиях военной жизни, умаление и деградация этих людей.

Но иногда они на какое-то время прозревают, и эти моменты ужасны и трагичны: “Время от времени в полку случались дни всеобщего, беспорядочного, безобразного пьянства. Возможно, это происходило в те странные моменты, когда люди, собравшиеся случайно, но все вместе обреченные на тоскливое бездействие и бессмысленную жестокость, вдруг видели в глазах друг друга, там, далеко, в смятенном и угнетенном сознании, какую-то таинственную искру ужаса, меланхолии и безумия, и тогда спокойная, безмятежная, как у быков племени, жизнь шла своим чередом. Началось своего рода коллективное безумие, как будто люди теряли свою человечность. “По дороге на сбор офицеры наделали много глупостей. Они остановили проходившего мимо еврея, махнули ему рукой, чтобы он садился, и, сорвав с него шляпу, заставили кучера идти вперед; затем они бросили шляпу куда-то за ограду, на дерево. Бобетинский ударил таксиста. Остальные громко пели и бессмысленно кричали.

Военная жизнь, жестокая и бессмысленная, также порождает особых “монстров”. Это тупые, тупые, предвзятые люди: клерки, вульгарные буржуа и моральные монстры. Один из них – капитан Слива. Он глупый клерк, ограниченный и грубый человек. “Все, что выходило за рамки звания, устава и компании, и что он презрительно называл чепухой и мандражом, для него, конечно, не существовало. Выдержав всю свою жизнь в суровых условиях службы, он не прочитал ни одной книги или газеты…”.

Хотя Слива внимателен к нуждам солдат, это качество сводится на нет его жестокостью: “Этот вялый, низкий на вид человек был ужасно суров с солдатами и не только позволял унтер-офицерам драться, но и сам бил жестоко, до такой степени, что виновные падали к ногам под его ударами”. Капитан Осадчий, напротив, внушает своим подчиненным “нечеловеческий трепет”. Даже в его внешности есть что-то звериное, хищное. В его роте каждый год кто-нибудь кончает жизнь самоубийством из-за его жестокости.

В чем причина такого духовного опустошения, нравственного уродства? Через Назанского, одного из немногих положительных героев повести Куприна, Куприн отвечает на этот вопрос: “.так что даже те, которые самые лучшие и нежные из них, самые лучшие в мире отцы и заботливые мужья, – все они становятся низкими, трусливыми, злыми, тупыми скотами”. Вы можете спросить: почему? Да именно потому, что никто из них не верит в службу и разумной цели этой службы не видит”. для них служба – это сплошное отвращение, бремя, ненавистное ярмо.

Читайте также:
Сочинение-рассуждение о сохранении чести по тексту Д. Гранина: сочинение

Чтобы избежать скуки военной жизни, офицеры пытаются найти параллельное занятие. Для большинства из них это, конечно же, выпивка и игра в карты. Некоторые занимаются коллекционированием и ремеслами. Подполковник Рафальский содержит зверинец домашних животных, капитан Стельковский специализируется на развращении молодых крестьянок.

Композиция

С самого начала в “Дуэли” доминирует одна главная сюжетная линия: решение офицера Ромашова пересмотреть общественный строй, к которому он принадлежит. Второстепенные персонажи и сюжетные ответвления служат лишь для того, чтобы подчеркнуть главный конфликт.

Последняя глава “Поединка” имеет необычную форму – она представлена в виде отчета о поединке Николаева и Ромашова. Оригинал был изъят при обыске в квартире писателя, поэтому Куприну пришлось воссоздавать текст по памяти. До сдачи работы в печать оставалось мало времени, поэтому он решил взять образец из “Дуэльного кодекса”.

Нравственные и социальные проблемы повести Куприна «Поединок»

Вы можете использовать социальные кнопки, чтобы поделиться этим сайтом со своими друзьями, если вам понравились материалы и сайт!

Куприн посвятил рассказ “Поединок” Горькому. Горький назвал его “прекрасным рассказом”. Популярность книги вышла за пределы России: она была переведена на немецкий, французский, итальянский, испанский, шведский, болгарский и польский языки.

Как эта история стала популярной? В первую очередь, благодаря своему обличительному пафосу.

В своей книге Куприн описывает жестокость военного быта, а также жестокость обращения с солдатами со стороны официального армейского персонала. Солдат Хлебников и военнослужащий Гайнан предстают перед читателями в жалком виде. Солдат Хлебников болен, физически очень слаб. Разве не жестоко так издеваться над человеком? Видимо, офицеры играют с Хлебниковым в издевательскую игру (что свидетельствует об их примитивности)! Несмотря на то, что его бьют и смеются над ним, они вымогают у него деньги. И некому за него заступиться! С солдатами и военнослужащими в повести обращаются как со скотом.

Содержание повести “Дуэль” отвечало на важный вопрос того времени: почему царский режим терпел одно поражение за другим в русско-японской войне? Какие могут быть победы, если в русской армии процветают жадность, разврат и пьянство? Интеллектуальный уровень офицеров, тех, кто обучает солдат, крайне низок. Так, капитан Слива, армейский писарь, за всю свою жизнь не прочитал ни одной книги или газеты, а другой офицер, Веткин, очень серьезно заявляет: “В нашей профессии нельзя думать”. В этой затхлой армейской жизни задушены мыслящие, благородные, интеллигентные и демократичные люди, такие как подполковник Назанский и подполковник Ромашов.

Ромашов – честный русский офицер, он очень, очень одинок на военной службе. Он убежден, что офицеры – это люди с тонкой душевной организацией, патриоты. Когда он окунулся в армейскую жизнь, то понял, что в ней преобладают “грубые армейские привычки, фамильярность, карты, пьянство”. Досуг офицеров состоит из игры в “скверный маленький бильярд”, “пива”, “сигарет” и проституток.

Читайте также:
Утро, изменившее жизнь (по рассказу После бала): сочинение

Ромашов испытывает “тревожное чувство одиночества и потерянности среди недружелюбных или равнодушных незнакомцев”.

Можно вывести автобиографический образ поручика Ромашова. Куприн пробыл в армии четыре года после окончания кадетского корпуса. Всю жизнь его мучили воспоминания о бичевании в кадетском корпусе. У Ромашова тоже уже в годы, проведенные в военном училище, “душа была уже навсегда опустошена, мертва и опозорена”. На протяжении всей своей речи Машов протестовал против пошлости, невежества и произвола.

Куприн проявляет себя как психологический писатель в описании бытовых семейных сцен. В центре конфликта – пылкая любовь Ромашова в юности к привлекательной Шурочке Николаевой. Шурочка, как и Ромашов, на голову превосходит всех офицеров в армии и явно выделяется среди полковых дам своим интеллектуальным развитием. Шурочка волевая, хитрая и дальновидная. Все ее мысли направлены на то, чтобы вырваться “на воздух, на свет” из циничной обстановки армии. “Мне нужно общество, широкое и настоящее общество, свет, музыка, поклонение, тонкая лесть, умные собеседники”, – говорит Шурочка.

Такая мечта была бы желанной, если бы не бесчеловечные средства, которые она использовала. Ради карьеры мужа (интеллектуально короткой) и чтобы вырваться из удушающей атмосферы армейского гарнизона, она берет на себя труд отговорить дорогого ей Ромашова от выстрела и погибает на дуэли, став жертвой заговора.

В безнадежности солдатской жизни мы убеждаемся через смерть главного героя. Главным виновником физической и духовной трагедии Ромашова является не Шурочка Николаева, которая, по сути, сама является жертвой, а весь общественный строй, порождающий буйных Бек-Агамаловых, деспотичных Осадчих, Николаевых и Шульговичей, уничтожающих достоинство офицеров низшего звена. Правда в том, что в таком месте нет места честным людям: либо они морально тонут, как Назанский, либо погибают, как Ромашов.

Сочинение на тему Поединок Куприна

Повесть Куприна “Поединок” рассказывает о русской армии. Тему армии затрагивали многие писатели. Помимо конфликта между поручиком Ромашовым и другим офицером (мужем женщины, которую он любит), в ней также рассматривается кривая военная жизнь в России. Цук (дедовщина), высокомерие и пьянство офицеров и т.д. – все это часть истории.

Особенно примечательно время, в которое происходит действие этой истории. Это 1905 год, первая русская революция (1905-1908), Кровавое воскресенье, террористические акты против министров и даже против царя. В конце года, под влиянием настроения общества и революционной ситуации, царь подписывает Конституцию (17 октября). Она предлагает политическую амнистию и либеральные свободы. Если бы Куприн опубликовал свою историю раньше, власти могли бы отдать его под суд. Была и другая причина – 9 января в Санкт-Петербурге, когда армия стреляла в людей, тем самым скомпрометировав себя. По словам Куприна, это был пик разложения армии. Критики назвали эту историю “очень смелой, до последней точки”.

Читайте также:
Городничий: сочинение

Он изобразил замкнутую, провинциальную, скучную и бесперспективную жизнь армейского гарнизона. Офицерский корпус разлагается. Офицеры становятся пьяными, глупыми и ненавидящими окружающий мир. В начале истории офицеры ведут легкомысленный разговор о том, как один офицер (не трезвый) застрелил “гражданского” в ресторане. Солдаты армии избиты, солдаты устали от бесконечного однообразия. Ромашов, интеллигентный офицер, пытается противостоять насилию над солдатами и даже вступает в конфликт с вышестоящим начальством. Он не вписывается в окружение офицера, он даже чужой для него. Он хочет выбраться. Его единственный шанс выбраться – поступить в академию персонала, чтобы получить повышение. Каждый офицер мечтает об академии. Об этом же мечтает поручик Николаев, муж Шурочки, в которого влюблен Ромашов. Но Шурочка, шалунья, кружит мужикам головы ради забавы и ищет перспективного офицера (чтобы вырваться из грязного гарнизона).

Любовь Ромашова разрушила его жизнь. Интриги некоторых офицеров приводят к дуэли между Ромашовым и Николаевым. Шурочка накануне дуэли умоляет Ромашова не убивать ее мужа, потому что он – ее надежда. В результате погибает и сам Ромашов.

«Нравственные и социальные проблемы в повести А. Куприна «Поединок».»

Биография Куприна пестрит различными событиями, которые дали писателю богатый сырой материал для его литературного творчества. Повесть “Поединок” уходит корнями в тот период жизни Куприна, когда он набирался солдатского опыта. Желание служить в армии было страстным и романтичным в его юности. Куприн окончил кадетский корпус и Александровское военное училище в Москве. Со временем, службой и показной роскошью, элегантная сторона жизни офицера превратилась в другую сторону медали: нудная и монотонная работа по “слову” и разработка техники вооружения с солдатами, огрубевшими от учений, пьянки в клубе и связи с распутными девушками в полку. Однако эти годы позволили Куприну глубоко изучить военную жизнь в провинции, а также познакомиться с бедной жизнью белорусских окраин, маленького еврейского городка, с путями “внешней” интеллигенции. Впечатления этих лет были как бы запасом на многие годы вперед (материал для ряда рассказов и прежде всего для повести “Поединок”, которую Куприн нарисовал именно в пору своей официальной службы). Работа над повестью “Дуэль” в 1902-1905 годах была продиктована желанием осуществить давно задуманный план – “захватить” в царской армии то средоточие глупости, невежества и бесчеловечности.

Все события пьесы происходят на фоне военной жизни, не отходя от нее ни на шаг. Возможно, это было сделано для того, чтобы подчеркнуть реальную необходимость хотя бы задуматься над проблемами, описанными в рассказе. В конце концов, военные – это оплот автократии, и если у них есть недостатки, нужно стремиться их устранить. Иначе важность и образцовость существующей системы – это блеф, пустой звук, и нет никакой великой силы.

Читайте также:
Каковы причины и последствия «хандры» Онегина (роман «Евгений Онегин»): сочинение

Главный герой, лейтенант Ромашов, вынужден столкнуться с ужасами военной действительности. Выбор автора не случаен, ведь Ромашов во многом очень близок Куприну: оба окончили военное училище, поступили на службу в армию. С самого начала романа автор резко вводит нас в атмосферу военной жизни, рисуя картину учений роты: занимаясь на посту, некоторые солдаты не понимают, что от них требуется (Хлебников, выполняющий приказы арестованных; Мухамеинов, татарин, едва понимающий русский язык и потому едва выполняющий приказы). Нетрудно понять причины этого недоразумения. Хлебников, русский солдат, просто не имеет подготовки, и поэтому все, что говорит капрал Шаповаленко, для него пустой звук. Причиной такого непонимания также является внезапная смена обстановки: так же, как автор внезапно вводит нас в такую обстановку, многие новобранцы не имели никакого представления о военном деле, не общались с военными людьми, все для них было в новинку: “…они еще не умели отделять шутки и примеры от реальных требований службы и впадали то в одну, то в другую крайность”. Мухамеджинов же ничего не понимает из-за своей национальности, и это тоже большая проблема российской армии – всех пытаются “впихнуть в одну корзину”, не учитывая особенности каждой нации, которые, если можно так выразиться, врожденные, и которые нельзя устранить тренировками, а тем более криками и физическими наказаниями.

В целом, эта история наглядно демонстрирует проблему насилия. Это апофеоз социального неравенства. Непростительно, что телесные наказания для солдат были отменены только в 1905 году. Но в данном случае речь идет не о наказании, а об издевательстве: “Унтер-офицеры жестоко били своих подчиненных за пустяковую ошибку в языке, за сбившуюся ногу во время марша – били кроваво, выбивали зубы, разбивали барабанные перепонки ударами по уху, молотили кулаками по земле. Стал бы человек с нормальной психикой так себя вести? Каждый, кто попадает в армию, сталкивается с принципиально иным моральным миром, и Ромашов отмечает, что не в лучшую сторону. Даже капитан Стельковский, командующий пятой ротой, лучшей ротой в полку, офицер, который всегда “отличался терпеливым, хладнокровным и уверенным упорством”, как выяснилось, тоже бьет солдат (в качестве примера Ромашов приводит то, как Стельковский выбивает зубы солдату, который неправильно подал голос вместе с рожком). Говоря иначе, таким людям, как Стельковский, не стоит завидовать.

Обычные солдаты менее завистливы. Ведь у них нет даже элементарного права выбора: “Нельзя бить человека, который не может тебе ответить, который не имеет права поднять руку к лицу, чтобы защититься от удара. Он даже не желает отклонить голову”. Солдатам приходится мириться со всем этим, и они не могут жаловаться, так как знают, что тогда их судьба будет очень мрачной.

Помимо систематических избиений, рядовых также лишают средств к существованию. Их зарплата, которая очень мала, почти полностью уходит командирам. Эти же деньги офицеры тратят на выпивку и грязные азартные игры (опять же на деньги), развлекаясь с беспутными женщинами.

Читайте также:
В чем смысл жизни: сочинение

Официально отказавшись от крепостной системы 40 лет назад и положив за нее огромное количество человеческих жизней, Россия в начале XX века имела модель такого общества в армии, где офицеры – эксплуататоры-помещики, а простые солдаты – крепостные рабы. Армейская система разрушает себя изнутри. Она не выполняет должным образом возложенные на нее функции.

Тех, кто пытается противостоять этой системе, ждет очень суровая участь. Бороться с такой “машиной” в одиночку бессмысленно, она “пожирает все и всех”. Даже попытки понять происходящее шокируют людей: Назанского, который постоянно болеет и пьянствует (очевидно, пытаясь спрятаться от реальности), и, наконец, героя повести, Ромашова. Для него очевидные факты социальной несправедливости и уродство системы становятся все более очевидными с каждым днем. Со свойственной ему самокритичностью он находит причины сложившейся ситуации и в себе: он стал частью “машины”, смешавшись с этой обычной серой массой невежественных и потерянных людей. Ромашов пытается отгородиться от них: “Он изолировал себя от офицерского сообщества, питался в основном дома, не ходил на танцы в кластере и перестал пить. В последние дни жизни он “повзрослел, стал старше и серьезнее”. Ему было нелегко “повзрослеть”: он прошел через социальный конфликт, борьбу с самим собой, он даже был близок к суицидальным мыслям (он ясно представлял себе образ своего трупа и толпу людей, собравшихся вокруг него).

Анализируя положение Хлебниковых в русской армии, образ жизни офицеров и ища пути выхода из сложившейся ситуации, Ромашов приходит к мысли, что армия без войны – абсурд, и, следовательно, чтобы этого чудовищного явления “армия” не было и не должно быть, люди должны понять ненужность войны: “. Представьте себе, что завтра эта мысль приходит в голову всем: и русским, и немцам, и англичанам, и японцам. И вот нет больше войны, нет офицеров и солдат, все разошлись по домам”. На мой взгляд, я тоже соглашусь с тем, что для решения этих глобальных проблем в армии и для решения глобальных проблем в целом большинство людей должно понять необходимость перемен, потому что небольшие группы людей, тем более несколько, не способны изменить ход истории.

Сочинение Куприн А.И. – Разное

1 История создания повести «Поединок»
2 Необходимость перемен в армии непонимание большинством солдат своих командиров
проблема «рукоприкладства» бедственное положение рядовых модель крепостнического строя в русской армии участь тех людей, которые пытаются идти против системы
3 Пути решения проблем

Биография Куприна была насыщена разнообразными событиями, которые давали писателю богатую пищу для его литературных трудов. Повесть «Поединок» уходит корнями в тот период жизни Куприна, когда он приобретал опыт военного человека. Желание служить в армии было в юности страстным и романтическим. Куприн закончил кадетский корпус и Московское Александровское военное училище. Со временем служба и показная, нарядная сторона офицерского бытия обернулась своей изнанкой: утомительно однообразными занятиями «словесностью» и отработкой ружейных приемов с отупевшими от муштры солдатами, попойками в клубе да пошлыми интрижками с полковыми распутницами. Однако именно эти годы дали возможность Куприну всесторонне изучить провинциальный военный быт, а также познакомиться с нищей жизнью белорусской окраины, еврейского местечка, с нравами «заштатной» интеллигенции. Впечатления этих лет явились как бы «запасом» на много лет вперед (материал для ряда рассказов и в первую очередь повести «Поединок» Куприн почерпнул именно в пору своей офицерской службы). Работа над повестью «Поединок» в 1902 – 1905 годах была продиктована желанием осуществить давно задуманный замысел – «хватить» по царской армии, этому сосредоточению тупости, невежества, бесчеловечности.
Все события повести происходят на фоне армейской жизни, ни разу не выходя за ее рамки. Возможно, это сделано для того, чтобы подчеркнуть важность и реальную необходимость хотя бы задуматься над теми проблемами, которые показаны в повести. Ведь армия – это оплот самодержавия, и если в ней есть недостатки, то их надо стремиться устранять. Иначе вся важность и образцовость существующего строя – это блеф, пустой звук, и нет никакой «Великой державы».
Осознать весь ужас армейской действительности предстоит главному герою подпоручику Ромашову. Выбор автора не случаен: ведь Ромашов во многом очень близок Куприну: оба они окончили военное училище, поступили на службу в армию. С самого начала повести автор резко погружает нас в атмосферу армейского быта, рисуя картину ротных учений: отработка несения службы на посту, непонимание того, что от них требуется, некоторыми солдатами (Хлебников, исполняющий приказания арестованного; Мухамеджинов, татарин, слабо понимающий по-русски и, как следствие, неверно исполняющий приказания). Осознать причины этого непонимания несложно. Хлебников, русский солдат, просто не имеет хоть кого-либо образования, и потому для него все произнесенное ефрейтором Шаповаленко – это не более чем пустой звук. Кроме того, причиной такого непонимания служит резкая смена обстановки: подобно тому, как резко нас погружает автор в такого рода обстановку, так и многие новобранцы не имели до этого никакого представления о военном деле, не общались с военными людьми, для них все ново: «они еще не умели отделить шутки, примера от настоящих требований службы и впадали то в одну, то в другую крайность». Мухамеджинов же ничего не понимает в силу своей национальности, и это тоже большая проблема для русской армии – всех пытаются «подвести под одну гребенку», не учитывая особенности каждого народа. Ведь эти особенности, врожденные и не могут быть устранены никакой выучкой, тем более криком, физическими наказаниями.
Вообще проблема «рукоприкладства» очень отчетливо фигурирует в данной повести. Это апофеоз социального неравенства. Конечно же, не надо забывать, что телесные наказания для солдат были отменены только в 1905 г. Но в данном случае речь уже идет не о наказании, а об издевательстве: «Унтер-офицеры жестоко били своих подчиненных за ничтожную ошибку в словесности, за потерянную ногу при маршировке, – били в кровь, выбивали зубы, разбивали ударами по уху барабанные перепонки, валили кулаками на землю». Разве станет так себя вести человек с нормальной психикой? Моральный мир каждого, кто попадает в армию, коренным образом меняется и, как замечает Ромашов, далеко не в лучшую сторону. Так даже капитан Стельковский, командующий пятой ротой, лучшей ротой в полку, офицер, который всегда «обладал терпеливой, хладнокровной и уверенной настойчивостью», как оказалось, тоже бил солдат (в пример Ромашов приводит то, как Стельковский выбивает вместе с рожком зубы солдату, неверно подавшему сигнал в этот самый рожок). То есть завидовать судьбе таких людей, как Стельковский, не стоит.
Еще меньше зависти вызывает участь простых солдат. Ведь у них нет даже элементарного права выбора: «Нельзя бить человека, который не может тебе ответить, не имеет права поднять руку к лицу, чтобы защититься от удара. Не смеет даже отклонить голову». Солдаты должны все это терпеть и не могут даже пожаловаться, ведь они прекрасно знают, что тогда им будет: «Но солдаты дружно гаркали, что они «точно так, всем довольны». Когда спрашивали первую роту, Ромашов слышал, как сзади него фельдфебель его роты, Рында говорил шипящим и угрожающи голосом:
– Вот объяви мне кто-нибудь претензию! Я ему потом такую объявлю претензию!»
Вдобавок к тому, что рядовые подвергаются систематическому избиению, их еще и лишаются средств к существованию: то малое жалование, которое они получают, они почти все отдают своему командиру. И эти самые деньги расходуются господами офицерами на всякие посиделки в барах с выпивкой, грязной игрой (опять-таки на деньги), к тому же в компании развратных женщин. Безусловно, каждый человек имеет право на отдых. Но этот отдых сильно затянулся и принял очень извращенную форму.
Уйдя официально от крепостнического строя 40 лет назад и положив на это огромное количество человеческих жизней, Россия в начале века имела модель такого общества в армии, где офицерство – это эксплуататоры-помещики, а простые солдаты – это рабы-крепостные. Армейская система разрушает сама себя изнутри. Она не выполняет в достаточной степени ту функцию, которая на нее возложена. Ведь если мы посмотрим на тех людей, которые нас защищают, то есть на простых солдат, то наверняка в глазах большинства из них мы увидим отражение тех же слов, что сказал о себе солдат Хлебников: «Не могу больше, … … не могу я, барин, больше… Ох, Господи… Бьют, смеются… взводный денег просит, отделенный кричит… Где взять? . Ох, Господи, Господи!»
Тех же, кто пытается пойти против этой системы ожидает очень не легкая судьба. Фактически, в одиночку бороться с такой «машиной» бесполезно, она «поглощает всех и вся». Даже попытки осознать происходящее повергают людей в шок: Назнанский, постоянно болеющий и ушедший в запой (очевидно, пытаясь тем самым скрыться от довлеющей действительности), наконец, сам герой повести Ромашов. Для него с каждым днем все более заметными становятся вопиющие факты социальной несправедливости, все уродство системы. Он, со свойственной ему самокритичностью, находит и в себе также причины подобного положения вещей: он стал частью «машины», смешался с этой общей серой массой ничего не понимающих и потерянных людей. Ромашов пытается от них отгородиться: «Он стал уединяться от общества офицеров, обедал большею частью дома, совсем не ходил на танцевальные вечера в собрание и перестал пить». Он «точно созрел, сделался старше и серьезнее за последние дни». Далось ему такое «взросление» не легко: он прошел через общественный конфликт, борьбу с самим собой (ведь Ромашов очень любил говорить о себе в третьем лице), ему даже была близка мысль о самоубийстве (он ясно представлял себе картину, на которой изображено его мертвое тело, с запиской в руках и толпа людей, собравшихся вокруг него).
Анализируя положение хлебниковых в русской армии, образ жизни офицерства и ища пути выхода из подобной ситуации, Ромашов приходит к мысли, что армия без войны – это абсурд, и, следовательно, для того, чтобы не было этого чудовищного явления «армия», а его не должно быть, надо, чтобы люди поняли ненужность войны: “Положим, завтра, положим, сию секунду эта мысль пришла в голову всем: русским, немцам, англичанам, японцам. И вот уже нет больше войны, нет офицеров и солдат, все разошлись по домам”. Я также близок к подобной мысли: для решения таких глобальных проблем в армии, для решения глобальных проблем вообще необходимо, чтобы потребность в осуществлении перемен поняло большинство людей, так как небольшие группы людей, и уж тем более единицы, неспособны переменить ход истории.

Читайте также:
История России в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова: сочинение

На смотре в мае полурота героя терпит настоящий позор: охваченный чувством собственного величия, Ромашов полностью забывает о правилах и полностью разрушает строй. Униженный на глазах у всех, он окончательно уходит из толпы, считая себя презренным существом. Затем появляется муж Шурочки и обвиняет его в распространении сплетен и непристойном поведении: оказывается, кто-то рассылает анонимные письма с намеком на роман между Георгием и Александрой. Доведенный до предела подозрениями, Николаев однажды ночью серьезно ссорится с Ромашовым. Дело доходит до суда, где организуется дуэль.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: