О мастерстве Достоевского в раскрытии психологии героя: сочинение

Меня встретил джентльмен преклонных лет, чопорный и статный, с брезгливым и острым лицом. Мужчина оглядел меня с недоверием и даже с некоторым испугом, скорее даже с оскорблением. “.

Психологическое мастерство Ф.М. Достоевского в изображении этапов душевной борьбы героя.

” Я тварь или я имею право” – это тезис Раскольникова, который привел его к разорению. Раскольников, студент без гроша в кармане, пресытился жизнью и устал жить в тесной, крошечной комнатке. Сколько людей в разные периоды своей жизни думают, чего они стоят, столько и Раскольников приходит к этому и формирует свою теорию, в которой он делит людей на два противоположных неравных лагеря на “тварей дрожащих” и господ, которые “имеют право”. Что же это за право? Что вторая категория людей создана для того, чтобы править и менять судьбы мира, двигать историю “наполеонизмом”, а для этого нужно идти по головам в прямом смысле этого выражения, что если человек способен убить, что он может отбросить ради своих интересов “любую вошь”, то он будет успешен, он будет иметь право и возвысится над другими по праву сильного. Именно в последнем сне Раскольников осознает весь ужас созданного им разделения, он видит, к чему приведет его теория, что братья пойдут против братьев, а отцы против сыновей в попытке доказать свое превосходство.

Но ещё на этапе формирования своей теории у него было множество сомнений. Лично я считаю, что на убийство Родиона толкнула всё-таки нужда, а теория лишь попытка оправдать себя перед самим собой, найти другую причину своего поступка кроме денег, хотя может всё было как раз и наоборот.
Так или иначе Раскольников крайне долго готовился к своему преступлению, и долгое время считал всё это шуткой, так нелепой выдумкой, но вскоре он всё больше узнаёт об неприятностях простых людей, об проблемах семьи Мармеладовых, о своей никчёмной жизни и о всём прочем. Он видит прекрасные дворцы и храмы Петербурга, которые всегда восхищали, восхищают и будут восхищать людей, особенно приезжих, но Родион видит, что рядом с этим великолепием умирают от голода и холода люди, то сколько людей погрязли в непробудном пьянстве и т.д. Это убеждает его в его теории, он не хочет быть как все эти люди, как серая, нет чёрная масса его времени и он решается на убийство окончательно и бесповоротно если бы не Сонечка. Это луч света для Родиона и бич его теории, даже антипод в то время как Раскольников считает, что для достижения блага нужно перешагнуть через других людей, то Соня наоборот считает, что необходимо для блага родных и близких перешагнуть через себя, но не в коем случаи не через других. Но как не странно именно из-за Сони Раскольников снова решает осуществить свою идею, доказать свою пагубную теорию практикой.

Убийство и последующие мысли Раскольникова начинают второй этап развития, здесь нет деградации героя. Он хладнокровно расправляется со старым ростовщиком и почти так же быстро и хладнокровно убивает Лизавету, оказавшуюся не в то время и не в том месте. Затем наступает эйфория, что все прошло гладко, что ему удалось, что он пересек границу, но тут же его охватывает страх и тревога, но далеко не совестливая, из-за перспективы быть привлеченным к ответственности, что теперь его хозяин может быть пойман и посажен в тюрьму какой-нибудь вошью. Он совершил преступление, и наказание всегда следует за ним! Главный герой болен, боится наказания, прячется и отдаляется от тех, кто может ему помочь, от семьи и друзей, бредит, охвачен страхом и сомнениями, но не сомнениями в истинности своей теории. Камнем, который пробил первую пропасть в чистых, холодных водах его теории, была мысль о том, к какой категории отнести Соню, его мать, его сестру, но Родион просто предпочел не думать об этом, обойти то, что казалось самой большой дырой на пути его теории. Чтобы доказать, что ему причитается, что ничто другое для него не имеет значения, он мог бы на самом деле убить кого-то более важного для него, например, свою мать, согласно проклятой теории – это доказало бы более чем что-либо, что он принадлежит к высшей группе людей, Наполеонов мира и общества. Другим “камнем” может стать его последующий разговор с Соней, когда она читает ему Евангелия, миф о воскрешении Лазаря, который очень похож на ситуацию главного героя.

Когда Раскольникова ловят с поличным, он продолжает настаивать на своей теории, как загнанная в угол собака, не собираясь выпускать кость до последнего возможного момента. Палка, на которую он опирался, была его теорией, но она была нужна ему так же, как кирпичи за спиной при подъеме на гору. Тем не менее, он цеплялся за уже порванные нити, не в силах остановить себя. Проблема с этой теорией заключалась в том, что он ни с кем не мог ужиться в колонии, несмотря на то, что Соня, которая его повесила, всегда была чрезвычайно добра и ласкова. В конце концов любовь взяла свое, Родион раскаялся, он понял, какой ужас он пережил и сотворил, понял, сколько страданий он причинил близким ему людям. Он падает к ногам Сони и плачет, он не просит прощения, все сказано в слезах; для них эти слезы и они сами теперь свет, свет, который укажет путь к новой, лучшей, обновленной жизни.

Читайте также:
Алексиевич: сочинение

Достоевский был великим писателем его диалоги персонажей, столкновение мнений, столкновение людей как двух противоборствующих разумных стихий очень важно. А также он активно использует метод названный в западной Европе «полёт сознания». Родион летает в своих мыслях его мнения крайне субъективны и мечутся, и перескакивают на противоположные. В Раскольникове происходит борьба разума и чувства, его живого, но холодного и жёсткого ума и его чувственного, доброго человеческого сердца. Это не постоянство можно видеть в сцене когда он видит, на улице заплаканную девушку и человека который активно за ней следит, он решает сказать об этом стражу порядка и говорит, но в итоге кричит тому вслед чтобы то бросил это какое ему дело да других.
«Преступление и наказание» крайне психологический роман как по смыслу так и по написанию, его герои как и люди в жизни то эволюционируют то резко деградирую, но постоянно меняются как и всё в мире. Достоевский смог описать куда человека приведёт слепой разум, и жажда власти если мы забудем про мораль, культуру и простое человеческое отношение к другим людям.

Психологизм Достоевского

Федор Михайлович Достоевский – выдающийся романист прошлого века. В его социально-философском психологическом романе “Преступление и наказание” во всем объеме раскрылся талант писателя-психолога.
В своем произведении автор хотел показать не какое-то банальное преступление, а чувства, мысли, переживания человека, совершившего преступление, выявить причины злодеяния. Этот роман не детектив, а глубоко философское и психологическое произведение, в котором автор исследует сознание и подсознание человека.
Достоевский использует множество приемов психологического анализа с тем, чтобы полнее раскрыть характер главного героя, мотивы его поведения. Основным из них является изображение героя с внешней и внутренней стороны.
Автор рисует нам портрет героя – Родиона Раскольникова, бывшего студента, который задумал совершить идейное преступление – убить старуху-процентщицу, чтобы избавить дорогих ему людей от нищеты. Мы видим героя, движимого своей античеловеческой теорией, в двух ипостасях: до преступления и после. Если до убийства герой — умный, внешне приятный молодой человек, достаточно добрый и милосердный, то после — это уже мрачный, мнительный и раздражительный человек, избегающий людей и сторонящийся их. “Я не старушонку убил, я себя убил”, – признается он Соне Мармеладовой. Духовная смерть заметна во всем его облике.
Особое место в описании внешности героя занимают глаза. “Глаза -зеркало души человека”, – гласит пословица. Именно глубокие темные глаза Раскольникова выдают в нем человека умного, способного к самоанализу. К этому же приему прибегает автор и при описании Сони Мармеладовой и Свидригайлова. Большие глаза первой и умный, проницательный взгляд второго точно характеризуют их натуры.
Кроме портрета, автор показывает и обстановку, в которой живут герои. Интерьер отражает внутренний мир героев, соответствует их мыслям и настроению. Достоевский, чтобы показать различие между чистой душой Сони, наполненной христианским смирением и добротой, и душой Раскольникова, поглощенного античеловеческой теорией, изображает места их обитания, их жилища. Если Родион Раскольников живет в маленькой каморке, похожей на шкаф, то комната Сони светлая, с тремя большими окнами, правда, неправильной формы.
Важным в раскрытии психологии действующих лиц является и образ Петербурга, на фоне которого и происходят описанные в романе события. Это не столица великого государства, это не город блестящего высшего света, а это город низов, нищеты, бедности, город “бывших людей”. Деталь, на которую часто автор обращает наше внимание, – это пыль, вонь и духота, царящие в городе. Всем не хватает воздуха. Все чувствуют себя подавленными, сломленными гнетущей атмосферой города, нищего, пьяного, преступного. Только в такой атмосфере и могла зародиться бесчеловечная теория Раскольникова, разделяющая людей на “тварей дрожащих” и “право имеющих”.
Безусловно, роман “Преступление и наказание” не был бы столь выдающимся произведением, если бы автор показал нам только внешнюю сторону совершенного преступления. Большое место уделено и раскрытию внутреннего мира людей, населяющих роман.
Внутренние монологи героев — вот ключ к пониманию внутреннего мира человека. Их можно охарактеризовать, скорее, как монологи-диалоги, споры с самим собой, которые ведут герои. Так, Раскольников, постоянно обдумывая свои поступки, занимается самоанализом, все время спорит сам с собой, рассуждает, кто же он: “тварь дрожащая” или “право имеющий”.
Кроме монологов-диалогов, б романе присутствуют и исповеди героев. Раскольников, убив старуху-процентщицу и невинную Лизавету, поняв свою отрешенность от мира людей, хочет найти себе союзницу в лице Сони Мармеладовой, доказав ей, что она такая же преступница, как и он. Но мотивы их преступления все же разнятся. Герой не смог убедить Соню в своей правоте, поняв несостоятельность своей теории, признается в убийстве, идет с повинной в полицию.
Еще одним важным средством психологизма Достоевского является описание снов героя, позволяющих автору глубже проникнуть в подсознание героя. В романе присутствуют 4 сна Раскольникова. Они ярко демонстрируют эволюцию теории героя, от полной уверенности в своей правоте до ее крушения.
Подводя итог, можно сказать, что в романе “Преступление и наказание” раскрылся талант великого мастера психологического анализа Ф. М. Достоевского.

Читайте также:
Сочинение на тему дружба: сочинение

44630 человек просмотрели эту страницу. Пожалуйста, зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, чтобы узнать, сколько учеников из вашей школы уже написали это сочинение.

Способы и приемы психологического изображения в художественном произведении (на примере романа Ф. М. Достоевского «Идиот»)

Ушенина, С. С. Способы и приемы психологического изображения в художественном произведении (на примере романа Ф. М. Достоевского «Идиот») / С. С. Ушенина, С. Н. Степин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 16 (358). — С. 143-145. — URL: https://moluch.ru/archive/358/80086/ (дата обращения: 20.02.2022).

Психологизм – это важное, сложное явление в литературе, которое позволяет читателю заглянуть внутрь разума персонажа повествования. Литература поднялась на новый уровень расцвета благодаря появлению психологизма в романах.

Три литературных рода предлагают разные возможности для раскрытия внутреннего мира личности. Выражая эмоциональное восприятие, понимание явлений реальной жизни лирическим героем, психологизм раскрывается через наибольшую субъективность и чувственность. В драме психологизм раскрывается через реплики действующих лиц, в основном через речь и мимику, которые часто ограничиваются внешними проявлениями внутреннего мира личности. Эпический жанр предоставляет наибольшие возможности для наиболее полного и всестороннего изображения психологической стороны характеров. Произведения эпического рода изображают психоанализ через изображение персонажей, через изображение их речи, а также через представление внутренних монологов. Кроме того, мы видим, что приемы и способы создания психологизма разнообразны. Каждый великий писатель понимает психологическую сторону своих героев и то, как он раскрывает ее в своем произведении. Другими словами, у нас есть прямой психологизм, который часто проявляется во внутреннем монологе героя, и косвенный психологизм, который показывается через внешние проявления эмоций и взглядов.

В романах Достоевского, великого мастера русской литературы, мы находим выраженный психоз. Гроссман писал: “Пора вспомнить, что он был великим писателем прежде всего как романист, как создатель своеобразного типа романа. Именно здесь он проявился во всей полноте и выковал его как романиста исключительной силы и значения во всей эволюции жанрового явления, в контексте его смелости, романных достоинств и неповторимой самобытности. Именно в своих романах Достоевский оттачивает и достигает невероятных результатов в изображении сложного внутреннего мира своих героев. С первых строк и до завершения романов романы Достоевского пронизаны психологизмом, в котором заключены мудрость, страсть и величие его духа.

Достоевский – писатель, которого интересует не только судьба и история литературного героя, но в большей степени его внутренний мир и его психологические переживания. Многие из героев, придуманных его творческим умом, – противоречивые и хорошо описанные личности, в которых скрыто невообразимое богатство неординарного характера.

Никто, кроме Достоевского, не способен точно передать чувства и эмоции реального человека, раскрыть его сущность. Для этого он использует разнообразные приемы психологического изображения, что позволяет ему мастерски донести до читателя мысль, наиболее полно и ярко раскрыть психологическую сферу.

В романе “Идиот” мы видим образ одаренной личности Льва Николаевича Мышкина. При написании психологической составляющей Достоевский умело использует приемы прямого и косвенного психологизма. Уже в названии и в своеобразном прозвище героя Достоевский указывает на его отличную от других природу. Здесь идиот – это не просто эквивалент психологического регресса или дебильности. Это знак особой природы героя, которую общество не в состоянии понять и поэтому клеймит его как “сумасшедшего”, “идиота”. Особое внимание следует уделить имени героя, которое также резонирует с внутренней ипостасью личности. Имя “Лев” контрастирует с фамилией героя “Мышкин”. По сути, это два разных животных, которых можно противопоставить друг другу по приписываемым им качествам. Лев – царь зверей – символизирует храбрость, силу и величие духа. Мышь обозначает слабую, уязвимую и робкую натуру. Таким образом, уже в имени героя Достоевский раскрывает особенности его внутреннего, противоречивого духовного мира.

В портрете нашего героя отчетливо видны черты психоза: “очень белый, густоволосый, с впалыми щеками и светлой, остроконечной, почти белой бородой”. “Глаза у него были большие, голубые и неподвижные; в его взгляде было что-то спокойное и тяжелое, то странное выражение, по которому с первого взгляда можно определить, что человек страдает церебральным параличом”. В своем портрете автор уже упоминает самые заметные черты героя. Такие яркие детали, как “впалые щеки”, “молчаливый и тяжелый взгляд”, говорят о его тяжелом душевном состоянии. У героя Достоевского большие глаза, которые намекают на необъятность его души. Он выглядит кротким и тихим, но при этом с выражением лица, непонятным для окружающих. Этим Достоевский показывает отличие души Мышкина от других, намекает на тонкую, чистую структуру его внутреннего “я”.

Читайте также:
Дуэль Онегина с Ленским (анализ эпизода из 6 главы романа А. С. Пушкина Евгений Онегин).: сочинение

Описывая действия и мимику персонажа косвенно, Достоевский грамотно передает внутренний мир героя. Улыбка – один из основных способов его мимики. Мне кажется важным, что князь улыбается не только тогда, когда он счастлив. Часто его улыбка является выражением сильных, сложных эмоций героя, скрытых в глубине его души. Достоевский доказывает, что многочисленные эмоции его героя отображаются улыбкой. Улыбка иногда является искренним признаком счастья, в другое время – это маска, скрывающая негативные эмоции: стыд, смущение, растерянность.

Я призываю вас обратить пристальное внимание на то, что говорит герой. Он говорит тихим, спокойным тоном, подчеркивающим его “невинный”, детский голос. Его речь часто прерывается вежливыми обращениями и извинениями к собеседнику. На низкую самооценку героя указывают его собственные слова “. Несмотря на то, что я болен и не учился как следует, у меня нет никаких особенных талантов и способностей”. Однако Мышкин не такой уж ничтожный человек, каким его воспринимают окружающие. Достоевский умело изображает его неоднозначный внутренний мир. Князь Мышкин обладает несколькими уникальными качествами, которые позволяют ему чувствовать эмоции и переживания других людей. Портрет Настасьи Филипповны заставляет героя увидеть глубокую печаль, скрытую за ее внешней радостью. Другими словами, глядя на ее портрет, герой может увидеть глубины ее души, в то время как другие видят только внешнюю оболочку.

М. М. Бахтин так писал о мастерстве Достоевского: «Своеобразие Достоевского не в том, что он монологически провозглашал ценность личности, а в том, что он умел ее объективно-художественно увидеть и показать как дрзоую, чужую личность, не делая ее лирической, не сливаясь ней своего голоса и в то же время не низводя ее до опредмеченной психической действительности». Таким образом, Достоевский умел изобразить личность настолько живой, что читатель ни на минуту не сомневается в ее эмоциях, переживаниях и страстях. Личности романов Достоевского многогранны, каждая имеет свои особенности, свою позицию.

Для полного раскрытия характеров своих героев Достоевский использует один из важнейших приемов психологии – внутренний монолог. В большей степени этот прием используется для передачи образа князя Мышкина, который воплощает в себе добрую, но противоречивую, необыкновенную душу. Достоевский позволяет нам проникнуть непосредственно в мысли героя, из которых мы можем сделать выводы о его личности.

Внутренняя речь принца наиболее полно развивается в пятой главе второй части, перед нападением на героя. В этот момент ярко проявляется другой психологический инструмент – поток сознания. Мысли принца стремительным, непрерывным потоком уводят его в глубины размышлений: “Но чужая душа темна, и русская душа темна; для многих она темна. Вот он долгое время был с Рогожиным, они были близки, “братски”, – но знает ли он Рогожина? ‘, ‘Мне хочется вмешаться. Как это странно! У меня от этого кружится голова. А какая красота, какое прекрасное лицо у старшей дочери Лебедева…”. В этой главе внутренняя речь помогает раскрыть борьбу между противоположными началами души героя. Также в тексте романа можно найти множество оценок автора относительно эмоционального состояния героя: “Отчаяние и страдание охватило всю его душу” и т.д. Все это помогает раскрыть психологию князя Мысыкина.

Проанализировав изображение психологизма Достоевским в романе “Идиот”, можно сделать вывод, что писатели русской классической литературы, которых интересовало внутреннее “Я” своих героев, мастерски использовали приемы изображения психологизма, добавляя к нему свои уникальные черты.

1. Бахтин М. М. “Проблемы поэтики Достоевского”, работы 1963 1960-1970 годов // Москва Русские словари Языки славянской культуры 2002. – 341 с.

2. “Поэтика Достоевского” Л. П. Гроссмана //М. Книга по Требованию, 1925. – 70 с.

3. Т. Касаткина. Роль художественной детали и особенности функционирования слова в романе Достоевского “Идиот”. В кн. “Русская и зарубежная наука о романе Достоевского “Идиот”” Т. А. Касаткиной. – М., 2001. – 569 с.

4. Кирпотин В. Я. Мир и лицо в произведениях Достоевского. 280-362 // Осваивая русскую классику: сборник. – Москва, 1969-494 стр.

5. Морсон Г. С. “Идиот”, прогрессивная (процессуальная) литература и темпикс П. 7-28.// Роман Ф. М. Достоевского “Идиот”: современное состояние изучения: сб. работ отечественных и зарубежных ученых под ред. Т. А. Касаткиной. – М., 2001. – 569 с.

Ключевые слова (генерируются автоматически): Мышкин, герой, особое внимание, психологизм, внутренний мир, внутренняя личность, имя героя, эпический жанр.

Особенности психологизма Достоевского

1. Духовно богатый внутренний мир. 2. Изолированность внешнего мира. 3. Портретные характеристики героя. 4. Двойники Родиона Раскольникова. Как человеку нужно счастье, так ему точно так же нужно и несчастье! В романах Ф. М. Достоевского, напротив, читателю открываются тайны внутреннего мира героев. Поэтому мы переживаем все трудности, с которыми они сталкиваются на своем пути. В жизни всех героев романа “Преступление и наказание” есть трагедия, каждый из них живет как на разрыв. Тем не менее, в центре произведения остаются две души, два образа – Раскольникова и Сони. Персонажи, которые на протяжении всей своей жизни проходят через испытания, но сохраняют кристально чистую, незапятнанную душу. Более того, как искусный психолог, Ф. М. Достоевский показывает своему читателю все нюансы их чувств и переживаний. Во второй половине девятнадцатого века романы чутко отражали изменения, происходившие в обществе того времени. Трагизм ситуации и внутреннее состояние людей, живших тогда, не остались без внимания писателя. Не столько социальные изменения, сколько их восприятие простыми людьми. Было ощущение обреченности, одиночества и страдания, а также поиск нравственных и правовых законов, которые объединяли людей разного происхождения и социального положения. Это было неразрывно связано с их моральными и правовыми устоями. Автор не передает все оттенки чувств героев через пафосные монологи, они были бы не показательны для чувств униженных и слабых людей. Однако внимательный читатель может различить в этом произведении и легкие штрихи, и уверенные мазки, которые спустя много лет помогают раскрыть внутренний мир богатого духом, но социально униженного человека второй половины девятнадцатого века. В описании обстановки, портретных характеристик, снов, монологов и диалогов персонажей мы входим в психологический мир “Преступления и наказания”. Для героев не так много места. Как будто они заточены в тесном пространстве и не могут выбраться. Те, кто живет в своем “мире”, защищены от суровости внешнего мира и не пускают чужаков в свой внутренний мир. Каморка Раскольникова находилась под крышей высокого пятиэтажного дома и напоминала скорее чулан, чем спальню. Душа Сони, напротив, восприимчива к другим. Мы часто видим Раскольникова и других гостей в ее доме. Таким образом, писатель отражает душу героини через пространство комнаты. Недаром в конце работы над каторгой Раскольников позволяет не столько окружающим, сколько себе самому заглянуть в свою душу и попытаться найти ответы на вновь поставленные вопросы. “Раскольников вышел из сарая, сел на берег. бревна и посмотрел на широкую и пустынную реку. С высокого берега можно было видеть огромное пространство. С другого берега доносилась слабая песня. Там, в залитой солнцем бескрайней степи, юрты кочевников были несколькими черными точками. Время как будто остановилось, как будто стада Авраама еще не прошли, и там была свобода и люди, отличные от здешних. Комната Сони занимает особое место в романе, потому что в ней отражается не только душа героини, но и Раскольникова. Как маленькая комната, так и хрупкая женщина смогли “пережить” все превратности судьбы и не бросить близкого человека в беде.

Читайте также:
Природа в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: сочинение

Даже этот тщательно скрываемый мир постоянно осаждается чужаками (Порфирий Петрович Раскольников, гости в доме Сони). Тем не менее, героям приходится с этим справляться, принимать и понимать жестокий внешний мир, который настойчиво пытается “войти” в их духовное пространство. Соня и Раскольников постоянно переживают внутренний конфликт в результате двойного наслоения. На это влияют и их грехи. Они не вызывают триумфа или восторга от своего совершенства, но вместо этого создают новую войну, которая диктует свой собственный закон. Помимо того, что автор дает читателю возможность догадаться, он следит за тем, как меняется поведение и настроение героя. Это отражается в портретных характеристиках. Вот как Ф. М. Достоевский описывает Раскольникова в начале произведения: “Между прочим, он был удивительно хорош собой, с прекрасными темными глазами, темно-русский, ростом выше среднего, тонкий и стройный”. Духовная борьба проявляется во внешности героя, когда он приходит к Лужину: “Сам Раскольников все это время лежал молча, откинувшись назад, и упорно, хотя и без всякой мысли, смотрел на вошедшего человека. Лицо его, отвернутое теперь от диковинного цветка на обоях, было чрезвычайно бледно и выражало необыкновенное страдание, как будто он только что перенес болезненную операцию или освобождался теперь от пытки.” По ее поведению мы также можем увидеть внутренний мир героя. Раскольников – убийца, который пытается проверить свою теорию на практике. На протяжении всего романа, и особенно в конце, мы узнаем, что он очень чувствительный и сострадательный человек. Не раз он помогает Соне, надеясь облегчить ее участь, и студенту, нуждающемуся в финансовой помощи. В сущности, он не такой, каким предстает на страницах. Сны Раскольникова свидетельствуют о тех же переживаниях и желании помочь близким. “Но бедный мальчик уже не помнит себя. Пробираясь сквозь толпу, он обнимает савраску, целует ее мертвое, окровавленное лицо, целует ее глаза, целует ее губы. В бешенстве он бросается на Миколку с кулаками в ярости”. Писатель романа более четко показывает в романе психологические основы характера главного героя. Ведь любое явление яснее видится в сравнении. Эти двойники Раскольникова создают такой разительный контраст друг с другом. У них есть общие черты с главным героем, но все же Родион значительно отличается богатым духовным внутренним миром, которого нет ни у Свидригайлова, ни у Лужина. Автор неоднократно сталкивает разных персонажей вместе, и при каждой такой встрече мы понимаем, что они догадываются о внутренних переживаниях Раскольникова. Поскольку у них есть что-то общее, это возможно. Например, в своем диалоге Раскольников и Порфирий Петрович говорят: “Так я не питаю против тебя никаких подозрений, раз я поступил иначе! А вы лишились чувств и ничего не видите, повторяю! Порфирий Петрович почувствовал, как Раскольников вздрогнул всем телом, что было для него очевидно. – Вы все лжете! – Я не знаю ваших целей, но вы все лжете. Не в этом смысле вы говорили на днях, и я не должен ошибаться. Вы лжете! – Разве я лгу? отвечал Порфирий, явно взволнованный, но с самым веселым и насмешливым видом, нисколько не беспокоясь о том, что думает о нем Раскольников. Поступки Раскольникова не подчинены логической схеме, он живет эмоциями, которые диктуют ему манеру поведения. Это видно на протяжении всего романа. Душа героя постоянно разрывается между добром и злом. После самоубийства он заявляет, что убил не старуху, а себя. Несмотря на то, что он далек от подлости Свидригайлова и честолюбия Лужина, он понимает, что разрушил богатый духовный мир, который создал для себя. Именно поэтому он – единственный герой романа, который встречает родственную душу – Соню. Ее действия говорят о том, что она чувствует внутренние потребности главного героя и пытается помочь ему найти выход. Она также становится своего рода проводником в новый мир.

Читайте также:
Анализ стихотворения Н. А. Некрасова Еду ли ночью по улице темной (1847).: сочинение

Автор этого романа смог изобразить человеческую душу в тех словах и красках, которые он использовал для описания этой тонкой ткани. И несмотря на то, что Раскольников совершил такой поступок, именно он наделен богатым внутренним миром, через который Ф. М. Достоевский выразил свои переживания и понимание мятущейся души 60-х годов и попытался найти выход не через насилие, а через отражение психологических граней личности своего главного героя.

Способы раскрытия психологии героев романа «Преступление и наказание»

Федор Михайлович проникает в самые глубокие пласты человеческой психики, в возбужденном состоянии у героев Достоевского обнажается вся неисчерпаемая сложность природы, ее бесконечная противоречивость. Это происходит как во сне, так и наяву. Внутренние монологи Раскольникова включают: “А куда я иду? ” – вдруг подумал он. – Странно. Ведь я зачем-то пошел. Как прочитал письмо, так и пошел. Чтобы увидеть Разумихина, я побывал на Васильевском острове. Сейчас вспоминаю. Но почему? И как идея поехать к Разумихину пришла мне в голову именно сейчас? Это замечательно”.

“Боже, – воскликнул он, – неужели я должен взять топор, ударить ее по голове и разбить ей череп? проскальзывает в липкую, горячую кровь, вскрывает замок, крадется и дрожит; прячется, весь в крови с топором… Боже, правда? При этих словах он задрожал как лист. “Что я такое! – Он продолжил, снова встав, как будто совершенно ошеломленный: “Я знал, что не выдержу этого. Я знала, что не выдержу этого, так зачем же я мучила себя? Потому что вчера, вчера, когда я собирался на этот …суд, вчера я знал, что не выдержу…. Почему я сейчас? Почему я все еще сомневалась? Вчера, когда я спускалась по лестнице, я твердила себе, что это зло, зло, низко…. От одной мысли об этом мне стало плохо, и я пришла в ужас.

Нет, я не потерплю этого, не потерплю! Пусть будет так, пусть не будет сомнений во всех этих расчетах, пусть будет все, что решено в этом месяце, ясно как день, просто как арифметика. Боже мой! Все равно я не решусь. Я не вынесу этого, я не вынесу этого….. Что, что и еще…”

Эти монологи, я считаю, необходимы Достоевскому для того, чтобы показать сложность натуры и то, как герой занимается самоанализом, и помочь читателю глубже познать свой внутренний мир.

Б) Размышления Р. Раскольникова

В распоряжении Достоевского был широкий спектр художественных средств, которые он успешно использовал для раскрытия внутреннего мира Раскольникова.

Сны были одним из таких приемов для описания подсознания и чувств героя. Первый сон Раскольникова был своего рода выражением доброй стороны души Родиона. В этом сне, будучи семилетним мальчиком, он видит, как крестьянин Миколка убивает своего коня. Раскольников видит это во сне и жалеет бедное животное со слезами на глазах. Этот сон снится Раскольникову перед совершением убийств, как бы выражая внутренний протест подсознания героя против того, на что он решается.

Сразу же после совершения убийства Раскольникову снится второй сон, в котором он посещает убитую старуху в ее квартире. Старуха во сне прячется в углу комнаты и смеется, в этот момент Раскольников достает из внутреннего кармана пальто топор и ударяет старуху в лоб. Однако старуха все еще жива; мало того, кажется, что с ней ничего не происходит. Тогда Раскольников начинает бить ее по голове, но это лишь вызывает новый смех старухи. В этом сне автор показывает нам, что ощущение содеянного, образ убитой старухи не отпускает Раскольникова и будет преследовать его до тех пор, пока он не обретет гармонию с самим собой.

Читайте также:
Перелом в мировоззрении Л. Н. Толстого (о творчестве 80—90-х гг. XIX века): сочинение

Третий сон Раскольникова, который происходит прямо в эпилоге, является самым важным для реализации концепции преступления и наказания. В этом отрывке теория “рационального эгоизма” Чернышевского прямо оспаривается автором.

В третьем сне Раскольникова мы видим, как мир погружается в атмосферу эгоизма, который делает людей “бесноватыми, безумными”, в то время как они считают себя “умными и стойкими в истине”. Эгоизм приводит к тому, что между людьми возникает непонимание. Это непонимание, в свою очередь, приводит к волне стихийных бедствий, от которых гибнет весь мир. В конце концов, только “чистые и избранные” способны спастись от этого кошмара, что приведет к рождению новой расы. Избранные, по мнению Достоевского, – это люди с самой сильной верой, такие, как Соня, которая в романе является воплощением истинной духовности. В третьем сне Достоевский утверждает, что индивидуализм и эгоизм представляют собой реальную и страшную угрозу для человечества. Они могут привести к тому, что люди забудут все правила и понятия, забудут, как различать добро и зло.

В) описание времени

Для более точного описания душевного состояния человека Достоевский часто использует описание погоды. Иногда это указывает на психологическое состояние персонажа, иногда только намеками. Кроме того, очень важно, чтобы это создавало определенное настроение в сознании читателя. Например, описание Петербурга перед самоубийством Свидригайлова.

” Над городом лежал молочный, густой туман. Идя по скользкой, грязной деревянной дорожке к Малой Неве, Свидригайлов набирал скорость. Петровский остров, Малая Нева, поднимающаяся к ночи, мокрые дорожки – все это было в его памяти. Мокрая трава, мокрые деревья и кусты и, наконец, тот самый куст. Чтобы отвлечься, он повернулся и посмотрел на дома. На проспекте не было ни одного пешехода или кареты. Стояли ярко-желтые деревянные дома с закрытыми ставнями, унылые и грязные. Холод и сырость омывали все его тело, и он начал дрожать. Иногда ему попадались вывески магазинов или овощных магазинов. Он внимательно прочитал их все. Теперь деревянный тротуар закончился. Он уже подошел к краю большого каменного дома. Я наблюдал за собакой, как она дрожала, поджав хвост между ног. Перешел дорогу. “Какой-то пьяный на тротуаре лег лицом вниз в шинель, посмотрел на него и ушел”.

Интересно, может ли в такой обстановке произойти что-то светлое, доброе и радостное? Душевное состояние человека связано с описанием погоды. Описание плохой и неприятной погоды создает определенную психологическую атмосферу, атмосферу крайнего психического напряжения, часто страдания, душевного расстройства. Душевное состояние человека ставится в зависимость от описания погоды. Слово “грязный” очень часто встречается в описании, видимо, как и душа Свидригайлова, которая грязная, мерзкая. Его душа “холодна и сыра”, и читатель узнает, что послужило причиной его самоубийства.

г) Антитеза

Антитеза – главный идейно-композиционный принцип романа “Преступление и наказание”, который содержится уже в названии. Она проявляется на всех уровнях литературного текста: от тематики, построения круга персонажей, до средств психологической репрезентации. Однако Достоевский часто демонстрирует разные методы в использовании антитезы.

Понятия преступления и наказания не интересуют Достоевского в строгом юридическом смысле. “Преступление и наказание” – произведение, поднимающее глубокие философские и моральные вопросы.

В отличие от других писателей, персонажи Достоевского никогда не бывают прямолинейными. Он всегда противоречив, непознаваем. В то же время его герои создают две бездны: бездну добра, сострадания и жертвенности и бездну зла, эгоизма, индивидуализма и порока. В каждом из героев есть два идеала: идеал Мадонны и идеал Содома. Содержание романа “Преступление и наказание” – это суд над Раскольниковым, внутренний суд, суд совести. Достоевский использует технику двойного портрета. Первый портрет, более обобщенный, обычно не согласуется со вторым портретом. Красота Раскольникова до совершения преступления описана словами автора.

Однако преступление не только запятнало его душу, но, что еще важнее, оставило трагический отпечаток на его лице. Теперь у нас есть портрет убийцы. Как показывает Достоевский в своем романе, спорными оказываются не персонажи, а их идеи. Таким образом, очевидно, что антитеза как художественный прием была чрезвычайно полезна для Толстого и Достоевского как реалистов.

Д) Речи римских героев

Речь героев Достоевского важнее портрета. Важно то, как они говорят, общаются друг с другом и произносят внутренние монологи. Лев Толстой считал, что герои Достоевского все говорят на одном языке, не выражая своих индивидуальных чувств. Современный исследователь Й. Ф. Карякин утверждает. Это утверждение делает Ф. Карякин. Накал страстей, выраженных в этих конфликтах, не оставляет места для холодных размышлений. Все герои выражают самое важное, самое сокровенное, они выражают себя на грани, крича в исступлении или шепча последние признания в смертельном бреду. Что может быть лучшим доказательством искренности, чем состояние истерики, когда раскрывается ваш внутренний мир? В кризисных ситуациях, во время скандала, в самых напряженных эпизодах, следующих один за другим, герои Достоевского выплескивают все, что бурлит в их душах (речь героев, всегда беспокойная, невольно выдает то, что они больше всего хотели бы скрыть от окружающих). Эта процедура, которую использует Достоевский, свидетельствует о его глубоком знании человеческой природы. Связанные ассоциативными связями, эти подсказки и оговорки раскрывают все то, что на первый взгляд является тайным и недоступным. Иногда, напряженно думая о чем-то, персонажи начинают разбивать речь других персонажей на отдельные слова, концентрируя свое внимание на определенных словесных ассоциациях. Наблюдая за этим процессом, мы узнаем, например, что на самом деле угнетает Раскольникова, когда он сохраняет от разговора с Лизаветой только слова “семь”, “в седьмом часу”, “решайтесь, Лизавета Ивановна” и “убить”. В итоге эти слова в его воспаленном сознании становятся словами “смерть”, “убить”, то есть убить. Интересно то, что Порфирий Петрович, тонкий криминальный психолог, намеренно использует эти ассоциативные связи в разговоре с Раскольниковым. Он давит на совесть Раскольникова, повторяя слова “чиновничий пол”, то есть “тюрьма”, “убить”, “обух”, что заставляет Раскольникова все больше и больше волноваться и в конце концов приводит его к конечной цели: признанию. Слова “кабух”, “кровь”, “смерть” лейтмотивом проходят через весь роман, через все разговоры Раскольникова с Заметовым, Разумихиным и Порфирием Петровичем, создавая особый психологический подтекст. “Психологический подтекст есть не что иное, как разрозненные повторения, звенья которых вступают в сложные отношения друг с другом, из чего возникает их новый и более глубокий смысл”, – объясняет Т. Сильман, один из исследователей творчества Достоевского. Порфирий Петрович, вероятно, тоже так думает; он играет словами, заставляя Раскольникова признаться. В этот момент Раскольников переживает тяжелую моральную травму, переживания не дают ему покоя, и он изливает свое сердце. Цель Порфирия Петровича была достигнута. Общая психологическая атмосфера позволяет выявить сходство между персонажами. Вот что говорит о проблеме двойничества известный исследователь Достоевского Топоров: “…то, что мы выделяем Раскольникова и Свидригайлова. строго говоря, дань привычке (в частности, ипостаси)”. Так, с помощью целой системы двойников, раскрывается главный герой Достоевского. Образы Сони, Дуни и Катерины также во многом перекликаются: например, самопожертвование характерно для всех троих. При этом Катерина Ивановна исключительно волевая, а Дуня – гордая, волевая и самоотверженная. Она – почти прямая копия своего брата, Родиона Раскольникова. Вот что говорит о них их мать: “…Я смотрела на вас обоих, и не столько в лицо, сколько в душу: вы оба меланхолики, оба угрюмые и порывистые, оба высокомерные и оба великодушные. Это также один из приемов характеризации, один из способов проникновения во внутренний мир персонажа: характеризация через других персонажей.

Читайте также:
Образ Онегина в романе Евгений Онегин: сочинение

(f) Мастерство писателя в изображении характеров героев

Чтобы раскрыть глубинные психологические основы характеров героев, Достоевский подчиняет этой задаче и их портретные характеристики. Писатель дважды прибегает к портретной характеристике своих главных героев. Уже на первых страницах романа он говорит о Раскольникове: “Между прочим, он был удивительно хорош собой, с красивыми темными глазами, темноволосый, выше среднего роста, худой и стройный. После убийства он предстает перед нами именно таким: “Раскольников”. Раскольников. был очень бледен, рассеян и угрюм. Внешне он выглядел так, как будто был ранен или испытывал сильную физическую боль: брови его были сведены, губы сжаты, глаза воспалены. Говорил он мало и неохотно, как будто через силу или выполняя обязанности, а в движениях периодически появлялось какое-то беспокойство. Сложная идеологическая катастрофа преображает нравственную сущность героев Достоевского. Убийство, совершенное Раскольниковым, сильно ранило дух Раскольникова, что видно на втором портрете. Сравнивая два портрета Сони: первый, во время причащения умирающего Мармеладова, и второй, когда она пришла пригласить Раскольникова на похороны, можно заметить выразительную особенность – одежда описывается как бы сама собой: “Из толпы, тихо и робко, прокралась девушка, и странно было ее внезапное появление в этой комнате, среди нищеты, лохмотьев, смерти и отчаяния. Точно так же она была одета в лохмотья; на ней был жалкий наряд, украшенный по уличной моде, по правилам ее конкретной социальной сети, с яркой и заметной целью. Из-под. надетой по-мальчишески задом наперед шапки проглядывало худое, бледное и испуганное лицо с открытым ртом и неподвижными от ужаса глазами”, “чудесные голубые глаза”. А вот второй портрет: “Она была довольно худая и бледная, довольно неправильная, слегка заостренная, с длинным носом и подбородком. Хотя она не была красавицей, ее голубые глаза были такими ясными. Когда они оживали, выражение ее лица было таким, что это естественным образом привлекало к ней людей”. Не обращайте внимания на неправильные черты лица – глаза излучали тепло изнутри. И, возможно, это не случайность, что ее глаза голубые. Если воспользоваться формулой “глаза – зеркало души” (а у нее глаза небесного (!) цвета), если добавить еще и глубокую религиозность натуры, то неудивительно, что Раскольников так чудесно на них влиял. И опять же, Достоевский не зря не раз говорит, что “несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти девочкой, гораздо моложе своих лет”, “почти ребенком”, а выражение ее лица было “простодушным”. “Захватывающим в контексте определения “глаза — зеркало души” является описание на примере внешности Мармеладова: припухшие веки, открывающие крошечные, как щели, но одушевленные красноватые глаза за ними. Взгляд этого человека, казалось, был пронизан странным энтузиазмом, чувством интеллекта, но в то же время в нем был проблеск безумия. Здесь я кратко и удивительно точно обрисовал всю трагедию Мармеладова. Писатель изображает людей без сложных душевных переживаний только через их внешность, которая свидетельствует о чувствах писателя к герою, например, “Лицо его очень свежо и даже красиво”. Приятно темные бакенбарды образовывали с обеих сторон два пирожка и довольно красиво сгущались около слегка выбритого подбородка”; “лицо осторожное и брезгливое”; “остановился в дверях, чтобы оглядеться”. “. Слова несут очень сильный эмоциональный заряд. Замечательный костюм Лужина описан подробно и с небольшим постскриптумом: “.все это даже подходило Петру Петровичу. Это прекрасная шляпа, но Лужин обращается с ней слишком почтительно. “Все платье было. хорошо”, но “все было слишком ново и слишком обличало известную цель”. Все описание построено по принципу контраста и противопоставления, снимается внешний лоск героя, но ни слова о глазах. Достоевский описывает Лужина, Свидригайлова, Алену Ивановну лишь поверхностно, так как они олицетворяют жестокий и злобный мир. Их сущность становится отрицательной, если в описании их портретов появляется слово “странный”. В романе портрет выполняет три функции: во-первых, психологически представляет героя; во-вторых, создает у читателя определенное отношение; в-третьих, выражает через него симпатии и антипатии автора. Художественная форма, раскрывающая точку зрения автора и отображающая характер героя.

Читайте также:
Художественный метод Достоевского в романе «Преступление и наказание»: сочинение

Мастерство Достоевского в психологическом анализе «Преступления и наказания». Подготовила: ученица 10 «А» класса Сурьянинова Ульяна. – презентация

1 Художественность Достоевского в психологическом анализе “Преступления и наказания”. Подготовила Ульяна Сурьянинова, 10 класс А.

2 Человек – это загадка. Она должна быть разгадана, И если ты разгадаешь ее всю жизнь, Не говори, что потерял время; Я занимаюсь этой загадкой, Ибо хочу быть человеком. Ф. М. Достоевский.

3 Одна из самых привлекательных черт художественной литературы – ее способность раскрыть тайны внутреннего мира человека, выразить волнения души так точно и ярко, как это невозможно сделать в обычной, среднестатистической жизни. Психологизм – одна из тайн прошлого литературной истории: он говорит о человеческой душе, и говорит каждому читателю о нем самом.

Таким образом, мы с самого начала сталкиваемся с понятием психологизма, но оно одновременно и неопределенное, и определенное. В широком смысле оно обозначает универсальное свойство искусства, в котором изображаются человеческие характеры. Отражая и художественно осваивая социальную, общественную жизнь людей, искусство, и в частности литература, создает не только социальные, но прежде всего психологические типы.

5 Психология и характер – это синонимы. Между тем, понятие психологизма в литературе прочно укоренилось в понятии с более узким значением: согласно ему, психологизм – это черта, которая относится не ко всему искусству и не ко всей литературе, а лишь к определенной их части.

6 Писатели-психологи изображают внутренний мир человека особенно ярко и подробно, достигая особой глубины в художественном освоении этого мира. Этой особенностью обладал и Ф.М. Достоевский. Федор Михайлович Достоевский – чрезвычайно индивидуальный писатель. У него свое, очень отличное от других классиков русской литературы, собственное открытие мира, собственный выбор живой материи, собственное композиционное и словесное выражение.

7 Как и у Толстого, герои Достоевского решают проблемы, связанные с самим автором. Их отличает философское мышление, эмоциональная чувствительность и необыкновенный внутренний мир. У Достоевского внутренняя жизнь его героев – это тайна. Михайловича с самого начала интересовала тайна человеческой личности, а также взаимоотношения человека с внешним миром.

8 Мир “Преступления и наказания” объективен, как и в других романах Достоевского. Раскольникову приходится иметь дело с миром, который довлеет над его сознанием и волей и к которому он вынужден относиться. Достоевский нигде не акцентирует внимание на Раскольникове как на автономной личности, истиной которой является только его внутренняя сущность.

Обладая даром видеть душу человека, Достоевский никогда не считал психологический анализ окончательным ключом к постижению и выражению истины в искусстве, хотя был убежден, что без него искусство было бы в убытке. В рассказах Достоевского всегда присутствуют нервные срывы, истерики, внезапные признания и бред. Как показывает Достоевский, мы видим внутреннюю жизнь человека в моменты сильных переживаний, когда его страдания стали почти невыносимыми, когда он реагировал повышенными эмоциями.

Читайте также:
Мой любимый поэт Серебряного века (А. А. Блок): сочинение

Раскрывая внутренний мир своих героев, Достоевский показывает противостояние противоположных сил: борьбу между сознанием и подсознанием, концепцией и актуализацией этой концепции. Раскольников не просто переживает, он мучительно страдает, постоянно анализируя свои поступки. Внутренние монологи – один из способов психологического анализа у Достоевского.

11 Порфирий Петрович, следственный пристав, логичен, умен, хитер и осторожен. Дуэль между следователем и убийцей становится главным конфликтом романа. Порфирий Петрович действует так, как должен действовать следователь, у него нет улик, но он психологически поймал Раскольникова, он сыграл на его нервах, на его желчи. Он сломал и раздавил Раскольникова, не как судью, а как совесть старого мира.

12 Через свои внутренние монологи Достоевский показал постоянные психологические колебания, “маятниковые движения” сознания и подсознания между двумя безднами. Достоевский осмыслил противоречие между сознанием и подсознанием в своем творчестве глубже, чем любой другой писатель девятнадцатого века.

13 Психологический поединок между Порфирием Петровичем и Родионом Раскольниковым можно разделить на три части (или встречи). Первая встреча очерчивает характер, тему борьбы. Во время второй встречи сюжет достигает своей кульминации и накала. А третья встреча приводит к неожиданной катастрофе: Порфирий представляет Раскольникову все преимущества добровольного раскаяния. Порфирий расставляет ловушки для Раскольникова.

Сон смеющейся старухи Раскольникова занимает особое место в его творчестве: 1. Сон вызван тяжелым моральным состоянием человека, бесчеловечно убившего старуху; 2. Во сне Раскольников видит себя ребенком, что является важным аспектом для писателя; 3. Психология массового безумия. Достоевский и Толстой впервые описали в литературе, а затем и известные психиатры, такое мрачное явление, как массовый психоз;

15 4. Соотнесение образа коня с “кроткими”, “смиренными” (Соня, Лизавета) и с образом Катерины Ивановны; 5. Раскольников после пробуждения. У чаши добра и зла ; Итак, сны у Достоевского занимают 1-е место в раскрытии внутреннего мира человека, как и внутренние монологи. Еще одним необычным психологическим изображением стало уникальное использование Достоевским портретных деталей, не уступающее по своей оригинальности.

16 Санкт-Петербург – фантастический город, который играет важную роль в романе “Преступление и наказание”. На протяжении всего романа описывается лишь несколько высказываний о Петербурге, но этого достаточно, чтобы мы поняли духовный мир этого города по Достоевскому. Исходя из описаний портретов, приведенных выше, можно сказать, что Петербург так же дуалистичен, как и Раскольников. Дома – еще один пример одухотворения материи.

17 Окружающий человека мир, всегда данный как часть человеческой души, становится внутренним ландшафтом, определяющим действия человека. Как функция сознательной мысли, время может растягиваться, сжиматься и исчезать. Через время Достоевский показывает, насколько велики переживания Раскольникова. Роман начинается медленно, затем ускоряется, пока катастрофа не превращается в ураган.

18 Герой несколько раз выходит из времени. И это оставление еще раз показывает душевное состояние, в котором оказался Раскольников. Наконец, отметим еще одну оригинальную форму психологического анализа, очень распространенную у Достоевского. Несколько фраз и неопределенных местоимений, обычных для Достоевского, сконцентрированных в нескольких строках, дают содержание психологического анализа.

Достоевский использует молчание именно в такие моменты, когда проявляются самые глубокие слои психики, а внутреннее состояние становится настолько противоречивым, неясным и сложным, что требует невербального отображения. Молчание намекает на неисчерпаемую глубину души, тем самым еще больше усиливая психологическое напряжение.

В своих произведениях Достоевский пытался показать, какую власть имеет идея над человеком и насколько ужасной она может быть. Но жизнь победила теорию. Человеческая душа, по Достоевскому, во многом необъяснима и загадочна, особенно в своих последних слоях, и здесь самый проницательный психолог должен отступить. Изображая психологические состояния, автор подчеркивает непредсказуемость внутреннего мира.

Часто это хаотичный внутренний мир, который и герой, и нейтральный рассказчик не в состоянии осмыслить. Психологическое повествование Достоевского представляет внутренний мир таким образом, что он кажется не до конца объясненным или истолкованным; он предполагает наличие темных глубин в душе человека, которые недоступны даже самым изощренным психологическим образам.

Точно так же анализ Достоевского стремится к исчерпывающе ясному знанию человеческого сердца и все же достигает его. Уникальный психологический стиль Достоевского характеризуется предельной сосредоточенностью на самых глубоких, сложных пластах человеческой души, чтобы создать напряжение и захватить внимание читателя, вызывая напряженность его душевных состояний.

23 Психологический анализ Достоевского определяется его поиском свободной духовности, которая станет ключом к его “обновлению”. По словам автора, покаяние абсолютно бесспорно и очевидно. Каков вывод? Что делать? Что мне делать? Ответ Достоевского прост: верьте в Бога. Прежде чем бросаться на помощь другим, спасать всех, нужно помочь себе, спасти свою душу, сделать себя человеком, утвердить в себе закон добра и любви.

Средства раскрытия характеров в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Среди величайших умений Достоевского – мастерство психологической прозы. Все средства раскрытия характера подчинены задаче показать душевное состояние героя.

Читайте также:
Клевета Лужина. (Анализ эпизода из главы 3, части 5 романа Ф.М. Достоевского Преступление и наказание.): сочинение

Психологический портрет как выражение

Кстати, он был довольно симпатичным, с красивыми темными глазами, смуглым русским цветом лица, ростом выше многих, стройным и крепким. Любой другой человек не решился бы носить такие лохмотья днем, даже тот, кто был привычным.

Хотя ее нельзя было назвать красивой, но ее голубые глаза были такими ясными, когда она оживала, а когда она говорила, выражение ее лица становилось таким добрым и простодушным, что меня невольно тянуло к ней. Несмотря на свои восемнадцать лет, она выглядела почти как девочка, казалась намного моложе своих лет, почти ребенком.

“Он был пожилым человеком, крепким, статным, с острым, скромным лицом”. …. Он огляделся вокруг в недоумении и даже с какой-то испуганной, почти оскорбительной жеманностью…”.

Описание города и внутренних районов города

Место действия в городе подчеркивает психическое состояние главного героя:

– На улице было ужасно жарко, теснота, толпа, известь, строительные леса, кирпичи, пыль и специфический летний запах. Все это разом потрясло и без того напряженные нервы молодого человека;

– “. почему во всех больших городах человек. как-то особенно склонен жить и селиться в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь, смрад и всякая мерзость”.

Было душно так, что сидеть было невыносимо, и все было настолько пропитано запахом вина, что это было все равно, что за пять минут перейти от пьяного к пьяному.

Интерьер: квартира Раскольникова и других персонажей – следствие несправедливости жизни, она не является образом жизни человека:

  • Квартира Раскольникова

” Это была крошечная камера, которая выглядела убого со своими желтыми, пыльными обоями, которые повсюду отваливались от стены, и была такой низкой, что человеку маленького роста она показалась бы жуткой.”

  • Квартира Мармиеладов, где они живут:

Маленькая, закопченная дверь наверху лестницы. Из коридора стена света освещала самую бедную комнату, длиной в десять шагов. Казалось бы, Мармеладова поселили в комнате, но она находилась в проходе. Дверь в другие комнаты, или камеры, была приоткрыта.

Подробности в романе Достоевского “Преступление и наказание

Детали приобретают символический смысл: желтые обои в комнатах квартиры Раскольникова, Сонечки и Алены Ивановны (ассоциация – “желтый дом” – сумасшедший дом); топор как символ выбора;

Описание персонажей другими людьми

  • Разумихин о характере Раскольникова

“…задумчивый, угрюмый, надменный и гордый… капризным и ипохондричным. …щедрый и добрый. …просто бесчувственны к бесчеловечному… …как будто в нем менялись два противоположных характера”.

Персонажи – двойники: Лужин, Свидригайлов (см. систему образов)

Персонажи – антагонисты: Разумихин, Дуничка, Порфирий Петрович и особенно Соня Мармеладова.

Сны как отражение души и состояния героя

  • Первый сон представляет нежность и чувствительность Раскольникова, его обостренное чувство несправедливости;
  • Последний сон Раскольникова – это потрясающее воплощение его теории – отражение борьбы человека с теорией.

Важнее использовать глаголы, передающие душевное состояние героя: перед убийством:

“Он покинул скамейку и пошел пешком, он почти бежал, он уже собирался повернуть назад, но вдруг ему стало не по себе от того, что он вернулся домой… поэтому он ходил везде, где только мог”. ….. Он начал пялиться на все предметы, которые мог найти…… Он задумался на мгновение… Вздрогнув, он поднял голову и огляделся… Он тут же забыл, о чем думал и даже где проходил.

Речь героя как средство выражения характера в романе “Преступление и наказание”.

“Внутренний монолог Раскольникова – прекрасный пример микродиалога, все слова в нем – на два голоса, в каждом из них идет спор голосов” (М.М. Бахтин).

  • Через три дня после убийства Раскольников бредит,
  • Через три дня он встречает Порфирия Петровича, Раскольникова приговаривают к девяти годам каторги,
  • Его выздоровление занимает два года,
  • Остается семь лет, которые кажутся семью днями (семь дней творения Божьего)

Ф.М. При описании психологии человеческой души, противоречий, раздирающих душу, постоянного стремления к гармонии, описания Достоевского отличаются своей достоверностью.

Материалы публикуются с личного разрешения автора, О.А. Мазневой.

– Жара на улице была ужасная, духота, теснота, известь, брёвна, кирпичи, пыль и эта своеобразная вонь лета… всё сразу расшатало и без того взвинченные нервы молодого человека”; “…почему во всех больших городах челядь… была такая удушливая, что даже сидеть в ней было невыносимо, и всё пропитывалось вином за пять минут…”. В нем было так душно, что даже сидеть в нем было невыносимо, и все было пропитано вином, что за пять минут можно было напиться просто на воздухе…”.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: