Образ страдающего эгоиста в романе А.С.Пушкина Евгений Онегин: сочинение

Эгоизм Онегина проявляется и тогда, когда, желая отомстить Ленскому за то, что тот уговорил его прийти на губернский праздник, он начинает свататься к его невесте. При этом он не понимает, что причиняет боль невинной Татьяне. Пассивный и безразличный ко всему, кроме собственного благополучия, он равнодушен.

Конспект урока-семинара по литературе в 9 классе и рабочий материал к нему по теме «Страдающий эгоист Онегин» (по роману А.С.Пушкина)

“Евгений Онегин” – замечательный роман Александра Пушкина, который радует читателей на протяжении многих лет. Сюжет романа и его главные герои известны всем. Судьбы Онегина, Татьяны, Ольги и Ленского приводили в восторг многие поколения читателей. Личность Онегина, главного героя, была неоднозначно воспринята критиками. Многие осуждали его за эгоизм. Один из самых выдающихся литературных критиков XIX века, В.Г. Белинский, назвал Онегина “эгоистом до крайности”. Характеристика Евгения Онегина тем более интересна, что он считается типичным представителем молодежи петербургского высшего общества XIX века.

Евгению Онегину всего 18 лет, но он сыт по горло жизнью и устал от развлечений, которыми наполнены его будни. Поэтому можно сделать вывод, что досуг аристократа был очень однообразным. Поэтому многие молодые люди были знакомы с сонливостью не понаслышке.

Евгений с рождения жил в Санкт-Петербурге. В статье Белинского об Онегине говорится, что роскошь и экстравагантность означали, что он с детства знал, что все его желания будут исполнены. Жизнь – это приобретение всевозможных удовольствий: балы, театры, красивые женщины, элегантная одежда.

Образ «страдающего эгоиста» в романе Пушкина «Евгений Онегин» – примеры сочинений

Образ «страдающего эгоиста» в романе Пушкина «Евгений Онегин» - примеры сочинений

Роман в стихах “Евгений Онегин” по праву называют “энциклопедией русской жизни”. В ней автор отразил жизнь различных слоев российского общества, точно и выразительно осветил особенности российской экономики и культуры своего времени. Но прежде всего, это роман о духовных исканиях благородной молодежи, самым ярким представителем которой является Евгений Онегин. Они мучительно искали свое место в жизни, выражая свой протест демонстративным неучастием в официальных социальных институтах. Пушкин неоднократно подчеркивал реальность образа Евгения Онегина и его духовную близость автору на страницах романа: “Онегин, мой добрый друг”, “Мне нравились черты его характера: невольная преданность мечтам, неподражаемая странность и острый, холодный ум”.

Онегин родился в разорившейся аристократической семье в Петербурге и получил типичное светское образование и воспитание:

Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.

Эта оценка подчеркивает непритязательность аристократического общества, которое требует лишь внешних признаков цивилизованного общества: знания французского языка, танцев, почтительности, грации и умения вести светскую беседу. Но Пушкин, критикуя типичное дворянское образование (“мы все учились понемногу чему-нибудь и понемногу чему-нибудь другому”), отдает должное интересу Онегина к некоторым наукам. Его знания античной литературы были весьма посредственными, Онегин не владел поэтической техникой, но он интересовался политической экономией, понимал экономические законы развития общества и, подобно прогрессивному буржуазному экономисту Адаму Смиту, считал, что деньги – это мертвый капитал.

В юности Онегин вел обычный образ жизни “золотой молодежи”: ночные балы, сон до обеда, театры, рестораны, любовные интрижки, прогулки по Невскому проспекту. Несмотря на успех в светских салонах и снисходительность петербургских красавиц, “дитя веселья и роскоши” вскоре понял, что его жизнь “однообразна и пестра”, оценив бездуховность и пустоту праздного времяпрепровождения. В результате всего этого дух Евгения иссох, он утратил остроту ума, им овладели разочарование и меланхолия.

Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину,
Короче: русская хандра
Им овладела понемногу…

Его деятельная натура жаждет созидать, а не потреблять, поэтому Онегин испытывает отвращение к этому красочному празднику жизни. Евгений пытался записать свои мысли, но усердие не принесло ему пользы; из-под его пера ничего не выходило. В его отсутствие Онегин не был способен к творческой деятельности из-за неспособности привыкнуть к систематическому труду и преодолеть самовнушение. Тогда, “предаваясь праздности, томясь душевной пустотой”, Евгений пытался найти в книгах ответы на мучившие его вопросы о смысле жизни, назначении человека, путях самореализации, но зерна мудрости, рассыпанные в плодах “чужого ума”, были так малы и редки, что собирать их казалось герою бесполезным. Он мучительно ищет выход из душевного кризиса, пытаясь понять, как можно придать жизни смысл и значение, но не может преодолеть свое критическое восприятие действительности, а критика, как правило, неконструктивна:

Читайте также:
Речевая характеристика Осипа в комедии «Ревизор»: сочинение

Сперва Онегина язык
Меня смущал; но я привык
К его язвительному спору,
И к шутке, с желчью пополам,
И злости мрачных эпиграмм.

Евгений Онегин, несомненно, интеллектуально выше своей среды и не может ограничиться растительным существованием “золотой молодежи”, но и выйти из системы он не может, поскольку не знает альтернативной социальной доктрины. В.Г. Белинский так оценивал нравственное состояние героя, психологические истоки его душевной тревоги: “Бездеятельность и банальность жизни душат его, он даже не знает, что ему нужно, чего он хочет, но… он очень хорошо знает, что ему не нужно, чего он не хочет, чем так счастлива, чем так довольна самолюбивая посредственность.

Онегин, унаследовавший от дяди имение, был рад, что “на что-то изменил старым привычкам”: ему нравилось созерцать мирную сельскую местность и “тишину пейзажа”. Но чувство внутренней неудовлетворенности, понимание беспечного образа жизни при дворе, “где староста проклинал сорок лет, глядя в окно и отмахиваясь от мух”, возобновили его приступы меланхолии. Пытаясь внести разнообразие в свою жизнь, полную скуки и безделья, Онегин сделал доступными для себя социальные перемены:

В своей глуши мудрец пустынный,
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.

Несмотря на свои прогрессивные экономические взгляды, Онегин не придавал большого значения своим реформам: жизнь крепостного крестьянства мало волновала нового реформатора. Конечно, он облегчил жизнь своим подданным, чем заслужил критику со стороны расчетливых соседей, и сделал это из соображений справедливости и в соответствии с современными взглядами на эффективность освобожденного труда. Но для разочарованной души героя этот благородный поступок не стал спасением, началом преодоления кризиса и возвращения к активной жизни. Но он был слишком озабочен душевными муками, слишком замкнулся в себе, чтобы конкретная жизненная цель стала решающей, чтобы он был полностью поглощен ею.

Познакомившись с молодым поэтом-энтузиастом Владимиром Ленским, соседом по имению, Онегин сблизился с ним, несмотря на общую неприязнь к людям. В противоположность Онегину, Ленский был пылким, мечтательным, “милым невеждой в душе”, который думал, что его друзья возьмут оковы, чтобы почтить его честь. Разочарованному, искушенному эгоисту были чужды юношеский энтузиазм и идеализм поэта. Провинциальное дворянство в его мире было подобно Ленскому в своей бездуховности и апатии. Онегин наблюдал за восторженной речью Владимира с улыбкой превосходства, а отчасти и с завистью к свежести его чувств и непосредственности душевных порывов.

И думал: глупо мне мешать
Его минутному блаженству;
И без меня пора придет;
Пускай покамест он живет
Да верит мира совершенству;
Простим горячке юных лет
И юный жар, и юный бред.

Однако искренняя привязанность Онегина к молодому поэту не мешает ему вызвать Ленского на дуэль: из-за плохого настроения, спровоцированного приглашением поэта на званый обед к Лариным, Онегин “поклялся разгневать Ленского и отомстить”. Евгений не может представить себе состояние поэта, в воображении которого значима каждая деталь, ибо “он любил, как в наши лета уже не любят; как безумная душа поэта, еще осужденного любить”. Евгений искренне сожалеет о своей глупой выходке, о том, что “так неосторожно пошутил над робкой и нежной любовью”, и сокрушается, что “мог бы вовремя открыть свои чувства, а не щетиниться, как зверь”. Но он не может найти в себе моральных сил, чтобы подняться над “общественным мнением” во имя справедливости. Ленский убит Онегиным: его единственный друг принесен в жертву его чести. Потрясение Евгения не снимает с него ответственности за смерть поэта. Несмотря на презрение к светским условностям и сильное отвращение к светскому образу жизни, Онегин остается под сильным влиянием предрассудков; его внутренний мир полон противоречий.

Читайте также:
Отрицание суетного, бездуховного образа жизни в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»: сочинение

Евгений был глубоко тронут любовью Татьяны Лариной: его привлекала ее милая, обаятельная натура, ее духовность, ее тонкие чувства. С первого взгляда герой проницательно отметил ее мечтательность и непосредственность, противопоставив ее сестре: “В чертах Ольги нет жизни”. Несмотря на эмоциональную пресыщенность и душевную опустошенность, он не мог подчиниться своему природному порыву. Поскольку он так часто побеждал сердца записных кокеток, его чувства притупились, и он не был уверен в своей способности искренне любить. Отвергая любовь Татьяны, Онегин проявляет чуткость и деликатность, говоря, что причиной его отказа является неспособность иметь семью:

Мечтам и годам нет возврата;
Не обновлю души моей…
Я вас люблю любовью брата
И, может быть, еще нежней.

Онегин великодушен и снисходителен к неопытной девушке, “не в первый раз показывая благородство души”. Однако позже, когда Евгений влюбляется в Татьяну, ставшую светской дамой, она благодарит его за честность и откровенность, но содрогается при воспоминании о его “суровости” и менторском тоне:

И нынче — боже! — стынет кровь,
Как только вспомню взгляд холодный
И эту проповедь…

В результате того, что Онегин пожертвовал своей дружбой и любовью ради “свободы и покоя”, он не обрел ни того, ни другого. “Скитания без цели” и безответная любовь – вот итог его жизни. Очевидно, что Онегин не смог реализовать себя, оставшись непонятым и одиноким:

Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга,
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.

Жизнь создала этого “страдающего эгоиста”. Его превосходство над окружающими людьми и нежелание служить толкнули его на путь бесплодных поисков. Вся его жизнь подтвердила несовершенство общества, которое не нуждалось в такой яркой личности.

Пример тестирования 2

Главный герой провел свое детство и юность в столице и с ранних лет был окружен роскошью. Он вырос под присмотром французской гувернантки. Поскольку последний не отличался остротой ума, знания Эудженио были поверхностными.

Для него это не так важно. Важно то, что в обществе его считают образованным человеком. Каждый день Онегин посещает балы, театры, обедает в ресторанах, гуляет по улицам города. Его жизнь похожа на петербургский праздник. Ему наскучило такое времяпрепровождение, и он, чтобы разнообразить свою жизнь, попробовал много читать и, “зевая”, взял в руки перо, чтобы писать. “Тяжелый труд” не приносит плодов, Евгений.

Онегин решает переехать в деревню и совершить важные перемены, но и имение дяди кажется ему унылым и мрачным. По словам В. Г. Белин. Белинский говорит, что центральный персонаж сам не понимает, чего он хочет.

Александр Сергеевич описал в лице Онегина жизнь поколения своей эпохи: способен ли Евгений Онегин на чувства?
Пустота и пошлость великосветского общества, в котором вращался Евгений, не погубили в нем чувства.

Из двух сестер Ларина предпочитает старшую – нежного, наивного и чувствительного человека. Такие люди, как Ольга, легкомысленные и красивые, наскучили ему. Евгений смог увидеть богатый внутренний мир Татьяны. Однако он не хотел связывать свою судьбу с ее судьбой, потому что мог сделать девушку несчастной. Это подтверждают его слова: “Брак будет для нас мучением. На самом деле Евгений любит Татьяну, но боится признаться в этом самому себе. Женитьба – это серьезный поступок, на который наш герой пока не может решиться.

Его отказ ранит сердце молодой женщины и заставляет ее страдать. Спустя годы Татьяна выходит замуж за генерала. Она стала женщиной мира и не стала лицемеркой, а осталась все той же очаровательной Таней, которая только научилась скрывать свои чувства за маской безразличия. Ее чувства не исчезли, она по-прежнему страдает, но больше всех страдает Онегин.

В его любовном послании — избыток чувств и эмоций. Любимая пушкинская героиня воспитывалась в деревне в патриархальной семье. мух – главный, один
до конца дней, верность ему непоколебима. Татьяна стала взрослой и теперь руководствуется голосом разума. она любит Онегина, но оставить супруга и уйти к любимому не может — не позволяет воспитание и волнует мнение общества.
Как итог, Евгений остается один, его отвергают друзья, любимая женщина и общество.

Читайте также:
Художественная интерпретация стихотворения Ф. И. Тютчева К.Б. (Я встретил вас и все былое): сочинение

Трагедия «страдающего эгоиста»
Определение «страдающий эгоист» принадлежит Белинскому. Так почему же Виссарион Григорьевич наделил нашего героя таким ярким и запоминающимся эпитетом? Подведем черту. Внутренний мир Онегина представлен двумя составляющими: внутренняя оболочка и внешняя. Мы видим холодного, расчетливого, не способного на любовь, сопереживание ближним и радость за них. А внутри он романтик, умеющий прочувствовать мир вокруг себя, Трагедия состоит в том, что Онегин заменил все лучшие чувства, на которые способен, цинизмом.

В жизни каждого человека бывают ошибки. Нельзя руководствоваться только разумом и просчитать наперед поступки. нужны чувства, переживания.
Евгений живет с холодным расчетом, поэтому мне его искренне жаль. Если бы он прислушался к себе, к своим желаниям, концовка романа была бы иной. э
Эгоизм – не вина, а беда. Вот почему жизнь героя полна страданий.

Пример высказывания 3

Центральным персонажем поэмы Пушкина является Онегин. Именно ему посвящено произведение. Образ Онегина сложен и противоречив, содержит положительные признаки прогрессивности и резко отрицательные черты явного индивидуализма. Однако это противоречие не только личности, но и времени. Творчество Онегина определило целую эпоху в истории России. Он – герой 20-х годов XIX века. Поэт создал произведение о своем времени и впервые вывел образ так называемого “лишнего человека”. Он чужд той среде, в которой находится, но не имеет силы характера, чтобы вырваться из нее. Это дало повод Белинскому назвать Онегина “страдающим эгоистом”, “волевым эгоистом”.

У Онегина был хороший характер, но его испортило светское воспитание и обстоятельства аристократической среды. В развитии Онегина нет ничего исключительного: так растут все дворянские дети. Их воспитанием занимались французские учителя и гувернантки:

… француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя…

В результате герой занялся самообразованием. Ему не потребовалось много времени, чтобы прочитать некоторые вещи. Это не его вина, ведь многие люди в его время получили такое образование. Автор говорит об этом с иронией:

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть.

Он не смог избежать горьких последствий своего воспитания. Несмотря на то, что Онегин знал многое, его знания были поверхностными и неглубокими. Однако даже те приблизительные знания, которые он получил, помогли ему развить свой ум. Со временем Онегин попадает, как и все молодые люди, под влияние света, который шлифует его характер, стремясь соответствовать группе. У героя была возможность и желание сделать это. Как и другие молодые люди света, он любил щегольски одеваться по английской моде и говорить по-французски:

Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно…

Эти поведенческие черты обеспечили ему успех в мире, но они не могли питать его чувства. В его отношении к жизни и людям преобладала ирония. Ироничный взгляд на вещи означал критическое отношение к действительности, но привычка к иронии лишала его способности наслаждаться более тонкими вещами в жизни, радоваться природе, искусству и человеческому обществу. Он разочаровался во всем, потому что узнал все слишком быстро, опять же поверхностно. Ему везде скучно. Герой распознал свет и не принял его лицемерную мораль. Его душа ждала иных отношений, чем те, на которых основывалось общество. Вскоре он осознал бесполезность общества и почувствовал себя лишним человеком в салонах высшего света. Он был:

Несносно видеть пред собою
Одних обедов длинный ряд,
Глядеть на жизнь как на обряд
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей.

Онегин не знает, что делать, для чего использовать свои силы и способности. Его образ жизни таков, что герой освобожден от работы и обречен на безделье. Большинство дворян смирились с такой жизнью и не томятся в ней. Человеческая значимость Онегина проявляется именно в том, что он не удовлетворен ни своей жизнью, ни собой. Он не был удовлетворен:

Читайте также:
БУРАТИНО: сочинение

Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум…

Онегин способен к действию, но он никогда ничего не доводит до конца. Он заменил данью бремя тягот в деревне, и ему снова стало скучно, так как “трудная работа наскучила ему”. Именно это отвращение к систематической учебе и является причиной проблем Онегина: он становится все более угрюмым, все более хилым. Человек без нравственного стержня страдает сам и невольно причиняет страдания другим. Он скован Кандрой, меланхолией и скукой.

Онегин – проницательный человек. Татьяна и Ленский оценят его, но он никогда не сможет протянуть руку дружбы или любви к Татьяне и Ленскому. Отношения Онегина с Татьяной, деревенской девицей, в полной мере иллюстрируют его эгоизм и холодное сердце. Безэмоциональный рационализм его упреков сменяется эмоциональным выражением ее трогательного признания. Слова Онегина, обращенные к Татьяне: “Я души не обновлю”. Герой не может постичь точку зрения другого человека. Наивный романтик Ленский не замечает потрясения Татьяны на дне рождения. Дружба Онегина и Ленского закончилась трагически. Конвенция привязала Евгения к его прошлому. В силу негласного кодекса чести светского общества он убивает Ленского на дуэли. В результате дуэли жизнь “лишнего человека” преображается. Он “поражен” смертью Ленского. Он должен смериться со своей виной в “тоске сердечной раскаянья”.

В последней главе Онегин предстает в ином свете: он поглощен своей внезапной любовью к Татьяне. И все же он остается “страдающим эгоистом”. Он думает только о себе, и его не волнует, что Татьяна замужем или что его явное стремление к ней осложняет ее жизнь.

Онегин по-настоящему страдает, ведь его последнее объяснение с Татьяной “становится похожим на мертвеца”. Его страсть напоминает нам о страданиях юной Татьяны. Однако в этих страданиях есть важное отличие. Татьяна любит его из внутреннего влечения, а не из жалости к себе. Онегин “проклинает свое безумие”. Раньше Онегин страдал от скуки, теперь он страдает от любви.

Таким образом, Онегин – это герой, который страдал и был трагичен. Хотя он презирает мир, он остается рабом условностей, не в силах найти свое истинное предназначение. Онегина мучает его одиночество, его неустроенность. Эти строки можно отнести к нему:

Сочинение на тему: «Образ страдающего эгоиста» в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

В толковом словаре С.И. Ожегова мы найдем такое толкование слова «эгоизм»: «Себялюбие, предпочтение личных интересов интересам других, интересам общественных». С первого взгляда мы вполне можем принять пушкинского героя за эгоиста: его не интересует мнение окружающих, из-за него погибает на дуэли Владимир Ленский, исковеркана жизнь Татьяны Лариной. Людям, которые находятся рядом с ним, Онегин приносит лишь несчастья. Но это лишь внешняя оболочка героя. Не случайно Белинский, рассказывая об образе Онегина в своих трудах, подбирает к слову «эгоист» эпитет «страдающий». От чего же страдает Онегин? Если внимательно присмотреться к этому герою, то можно понять, что в глубине души он способен чувствовать и переживать. Онегин не может забыть Татьяну, несмотря на длительную разлуку. Он глубоко переживает гибель друга, убийство, совершенное им же самим, и отправляется в путешествие, убегая от страданий. Если же мы проследим путь героя на протяжении всего романа, то сможем объяснить, почему Онегин стал «страдающим эгоистом». Герой Пушкина родился и вырос в Петербурге. С детства его окружала роскошь. Воспитание Онегина, по моде того времени, было поручено французу-гувернеру. Как правило, такие люди не блистали умом, и поэтому знания Онегина были весьма поверхностны. Но этого было достаточно для того, чтобы в обществе его считали человеком образованным. Евгений увлекался политэкономией, читал труды известного английского ученого Адама Смита, но не мог применить свои знания на практике: Отец понять его не мог, И земли отдавал в залог. Литература и искусство не трогают сердце молодого дворянина, и над этим автор иронизирует: Не мог он ямба от хорея, Как мы не бились, отличить. В театре ему скучно, звезда балета того времени Истомина не вызывает восхищения: … Отворотился и зевнул, И молвил: всех пора на смену, Балеты долго я терпел, Но и Дидло мне надоел. В Петербурге Онегин ведет праздную жизнь: с утра и до следующего утра посещает рестораны, балы, театры. Но он и сам страдает от пустого времяпровождения. Чтобы разнообразить жизнь, изгнать скуку, он пытается писать, но «ничего не вышло из пера его», читает много книг, но и это ему неинтересно. Тогда Онегин уезжает в деревню и начинает там прогрессивные преобразования, но и деревенская жизнь вскоре надоедает. «Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется…» — так пишет о нем Белинский. Это судьба не одного человека, это судьба целого поколения начала XIX века. И все же пустота и пошлость окружающего мира до конца не убили в Онегине чувства. Мы видим, что и он способен любить. Не случайно из сестер Лариных он предпочел не пустую красавицу Ольгу, а ее сестру Татьяну, способную глубоко чувствовать и переживать. Такие ветреные девушки, как Ольга, надоели ему в Петербурге: В красавиц он уж не влюблялся, А волочился как-нибудь; Откажут – мигом соглашался, Изменят – рад был отдохнуть. Онегин сумел разглядеть в Татьяне ее внутреннюю красоту, богатый духовный мир. И его откровенное признание Татьяне показывает, что он боится брака из-за того, что не хочет сделать ее несчастной: Поверьте (совесть в том порукой), Супружество нам будет мукой. Я, сколько ни любил бы вас, Привыкнув, разлюблю тотчас. Онегин одновременно и любит Татьяну, и убегает от своего чувства, поскольку брак для него – это слишком серьезно, он еще не готов к такому шагу. Своим отказом Евгений разбил сердце Татьяны, заставив ее страдать всю жизнь. Она выходит замуж за важного генерала, становится важной светской дамой, но в душе она все та же провинциальная дворяночка, и ее чувство к Онегину не угасло. Но страдает не только Татьяна. Больше всего страдает сам герой. И мы видим, как выплескиваются наружу его чувства в любовном письме, сколько страсти и переживания в них! Но Татьяна воспитана в деревне, ее взгляды на семью патриархальны. Муж – это святое, на всю жизнь. Она повзрослела, стала более разумной. Татьяна продолжает любить Онегина, но воспитание и мнение света не позволяют ей совершить необдуманный поступок: бросить мужа и уехать вместе с Онегиным. Теперь она больше прислушивается к голосу разума, чем к своему сердцу. И поэтому в конце романа наш герой остается один, отвергнутый и светом, и друзьями, и любимой.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод: почему Белинский назвал Онегина «страдающим эгоистом». Душа этого пушкинского героя как будто состоит из двух частей: внешней и внутренней оболочки. Внешне это холодный, расчетливый человек, не способный любить, сопереживать, радоваться жизни. А внутри Онегин тонкий романтик, способный чувствовать окружающий его мир. Драма этого героя заключается в том, что он подменил реальные человеческие чувства, любовь, веру холодным циничным расчетом. Но человек не может прожить жизнь, не совершая ошибок. Нельзя просчитать каждый свой шаг и прислушиваться только к голосу разума, необходимо чувствовать и переживать. поэтому мне искренне жаль пушкинского героя. Ведь если бы он послушал свое сердце, растопил холодный лед, заставил гореть, то тогда, возможно, у романа был бы другой конец. А эгоизм Онегина – это не столько его вина, сколько его беда, и именно поэтому он страдает.

Читайте также:
Сочинение на тему традиции моей семьи: сочинение

Эссе Образ Евгения Онегина в романе А. С. Клеопатры. Роман Пушкина “Евгений Онегин”.

Эссе Татьяна Ларина в спектакле “Евгений Онегин” А.С. Пушкина.

Эссе Образ Татьяны в романе А. С. С. Роман Пушкина “Евгений Онегин”.

Сочинение на тему: Образ Евгения Онегина в романе Пушкина “Евгений Онегин

Эссе Почему Онегин обречен на одиночество? С. Роман Пушкина “Евгений Онегин

“Образ страдающего эгоиста” в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Краткое изложение текста

Беглый взгляд на описание понятия “эгоизм” в толковом словаре С. И. Ожегова говорит нам, что это “самолюбие, предпочтение личных интересов чужим, общественным”. В первом случае мы можем сделать вывод, что герой Пушкина – эгоист: ему безразлично мнение других, и из-за этого Владимир Ленский погибает на дуэли, а жизнь Татьяны Лариной извращается. Люди, близкие к

Не случайно Белинский, когда писал об Онегине в своих произведениях, вместо слова “эгоист” выбрал эпитет “страдалец”. От чего страдает Онегин? Если внимательно присмотреться к персонажу, можно понять, что в глубине души он способен чувствовать и переживать.

Несмотря на большое расстояние, Онегин не может забыть Татьяну. Он отправляется в путешествие, чтобы спастись от страданий после убийства своего друга.

Если мы проследим путь героя на протяжении всего романа, то сможем это объяснить,

В пушкинском герое Петербург был местом его рождения и воспитания. Его детство было наполнено роскошью. Онегина воспитывала гувернантка-француженка, в стиле того времени. Как правило, такие люди не отличались умом, поэтому знания Онегина были очень поверхностными.

Тем не менее, общество по-прежнему считало его образованным. Евгений увлекался политэкономией, читал труды популярного английского ученого Адама Смита, но не мог применить свои знания на практике:

Отец понять его не мог,
И земли отдавал в залог.
Литература и искусство не трогают сердце молодого дворянина, и над этим автор иронизирует:

Не мог он ямба от хорея,
Как мы не бились, отличить.
В театре ему скучно, звезда балета того времени Истомина не вызывает восхищения:

Читайте также:
Мой любимый поэт Серебряного века (А. А. Блок): сочинение

… Отворотился и зевнул,
И молвил: всех пора на смену,
Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел.

В Петербурге Онегин ведет праздную жизнь: с утра до вечера он посещает рестораны, балы и театры. Но он сам страдает от праздных развлечений. Чтобы внести разнообразие в свою жизнь, избавиться от скуки, он пытается писать, но “ничего не выходит из-под его пера”; он читает много книг, но и это ему не интересно.

Затем Онегин переезжает в деревню, чтобы завершить свое преображение, но вскоре ему надоедает и деревенская жизнь. Бездеятельность и банальность его жизни душат его; он даже не знает, что ему нужно и чего он хочет. – так писал о нем Белинский.

В этом виноват не один человек, а судьба целого поколения начала XIX века. И все же пустота и банальность окружающего мира не до конца убили чувства Онегина.

Как мы видим, он также способен любить. Из сестер Лариных он выбрал именно Татьяну, сильную женщину, способную глубоко чувствовать и переживать, а не пустую красавицу Ольгу. Пережив в Петербурге достаточно трепетных девушек, подобных Ольге, он решил:

В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь;
Откажут – мигом соглашался,
Изменят – рад был отдохнуть.
Онегин сумел разглядеть в Татьяне ее внутреннюю красоту, богатый духовный мир. И его откровенное признание Татьяне показывает, что он боится брака из-за того, что не хочет сделать ее несчастной:

Поверьте (совесть в том порукой),
Супружество нам будет мукой.
Я, сколько ни любил бы вас,
Привыкнув, разлюблю тотчас.

Онегин одновременно любит Татьяну и бежит от своих чувств, потому что женитьба для него слишком серьезное дело, он еще не готов к такому шагу. Своим отказом Евгений разбивает сердце Татьяны и заставляет ее страдать до конца жизни. Она выходит замуж за важного генерала и становится важной дамой в свете, но в глубине души она по-прежнему остается благородной барышней из провинции, и ее чувства к Онегину не исчезли.

Но страдает не только Татьяна. Герои больше всего страдают сами. И мы видим, как его чувства выплескиваются в любовном письме, сколько в них страсти и эмоций!

Читайте также:
Перелом в мировоззрении Л. Н. Толстого (о творчестве 80—90-х гг. XIX века): сочинение

Однако Татьяна воспитывалась в деревне, и ее взгляд на семью патриархальный. Ее муж – это святое, на всю жизнь. С тех пор она повзрослела и стала более разумной. Несмотря на их любовь, Татьяна не может совершить необдуманный поступок: бросить мужа и уехать с Онегиным.

Теперь он больше прислушивается к голосу разума, чем к своему сердцу. И в конце романа наш герой остается один, отвергнутый светом, друзьями и возлюбленной.

Суммируя вышеизложенные соображения, можно понять, почему Белинский назвал Онегина “страдающим эгоистом”. Душа этого пушкинского героя, кажется, состоит из двух частей: внешней оболочки и внутренней. Внешне он – холодный, расчетливый человек, не способный на любовь, сочувствие и радость жизни. В глубине души Онегин – тонкий романтик, способный сопереживать окружающему миру.

Драма этого персонажа заключается в том, что он заменил настоящие человеческие чувства, любовь и веру холодным, циничным расчетом. Но нельзя прожить жизнь, не совершая ошибок. Нельзя просчитывать каждый шаг и слушать только голос разума, нужно чувствовать и переживать, и поэтому я искренне сочувствую пушкинскому герою. Если бы он послушал свое сердце, растопил холодный лед, позволил ему гореть, роман мог бы иметь другой конец.

И эгоизм Онегина – не столько его вина, сколько его беда, поэтому он и страдает.

“Друг мой, давайте посвятим прекрасные порывы души отечеству!”. (1) Вверх Духовное становление Онегина ‘

Образ страдающего эгоиста в романе Пушкина Евгений Онегин

Роман “Евгений Онегин” по праву называют энциклопедией русской жизни. Автор эффектно и выразительно передал экономические и культурные особенности России своего времени, вместив в них жизнь самых разных слоев русского общества. И все же в первую очередь это роман о духовных исканиях дворянской молодежи, ярким представителем которой был Евгений Онегин. В знак протеста против своего чувства места они демонстрировали свое неучастие в государственных социальных службах. В романе Пушкина неоднократно подчеркивается, что Евгений Онегин – это идеализированная фигура, обладающая чувством духовного родства с Пушкиным: “Онегин, мой добрый друг”, “Мне нравятся его черты: невольная преданность мечтам, необыкновенная странность, острый, леденящий ум”.

Евгений Онегин, сын разорившихся аристократов и обычной светской семьи, родился в Санкт-Петербурге:

Он полностью французский.

Он мог выражать себя и писать;

Он с легкостью танцевал мазурку.

И он свободно нагнулся;

Чего вы еще хотите? Свет решил,

Что он умный и очень добрый.

Эта оценка подчеркивает непритязательность аристократического общества, которое требует лишь внешних признаков цивилизованного общества: знания французского языка, танцев, почтительности, грации и умения вести светскую беседу. Но Пушкин, критикуя типичное дворянское образование (“мы все учились понемногу чему-нибудь и понемногу чему-нибудь другому”), отдает должное интересу Онегина к некоторым наукам. Его знания античной литературы были весьма посредственными, Онегин не владел поэтической техникой, но он интересовался политической экономией, понимал экономические законы развития общества и, подобно прогрессивному буржуазному экономисту Адаму Смиту, считал, что деньги – это мертвый капитал.

В молодости Онегин вел образ жизни, характерный для “золотой молодежи”: ночные балы, ночевки, театры, рестораны, романтика, прогулки по Невскому проспекту. Несмотря на успех в светских салонах и снисходительное отношение петербургских красавиц, “дитя веселья и роскоши” вскоре понял, что его жизнь “однообразна и неуправляема”, и критиковал пустоту и тщету суетных развлечений. Все это иссушило его душу, притупило чувства, не дало пищи острому уму – тоска и разочарование захлестнули Евгения.

Заболевание, вызванное

Настало время найти его,

Эквивалент английской селезёнки,

В двух словах: русская хандра

Он медленно овладевал собой…

Однообразие этого красочного праздника жизни отталкивает Онегина, чья деятельная натура жаждет созидания, а не потребления плодов цивилизации. Евгений пытался записать свои идеи, “но он не мог выполнить тяжелую работу; из-под его пера ничего не выходило”. Отсутствие привычки к систематическому труду, неумение самосовершенствоваться – издержки беспорядочного воспитания – не позволили Онегину посвятить себя творчеству. Затем, “предавшись праздности, томясь душевной пустотой”, Евгений пытается найти в книгах ответы на мучающие его вопросы о смысле жизни, предназначении человека, путях самореализации, но зерна мудрости, рассыпанные в плодах “чужого ума”, настолько малы и редки, что собирать их герою кажется бессмысленным. Онегин мучительно ищет выход из душевного кризиса, пытается понять, как придать жизни смысл, наполнить ее реальным содержанием, но он не может преодолеть свое критическое восприятие действительности, и его критика часто неконструктивна:

Читайте также:
Сочинение на тему предательство: сочинение

Прежде всего – язык Онегина.

Мне было неловко, но я привык.

О его саркастическом аргументе,

И для шутки, с желчью пополам.

И злоба в мрачных эпиграммах.

Хотя Евгений Онегин, безусловно, интеллектуально превосходит свое окружение и не может ограничиться растительным существованием “золотой молодежи”, он не в состоянии и вырваться из него, поскольку не знает альтернативной социальной модели. Нравственное состояние героя, психологическую причину душевного напряжения героя, В. Г. Белинский оценил следующим образом: “Бездеятельность и банальность душат его, он даже не знает, что ему нужно, чего он хочет”. (Болинский, 1828). хорошо знает, что ему не нужно, чего он не хочет, чем самолюбивая посредственность так довольна, так счастлива”.

Унаследовав имение дяди, Онегин был рад, что “на что-то переменил свой прежний уклад”: он наслаждался созерцанием мирной природы и “тишиной сельской”. Но чувство внутренней неудовлетворенности, осознание бездуховности усадебного уклада жизни, “где деревенский старец сорок лет ругал экономку, глядел в окно и давил мух”, возобновили его приступы хандры. Пытаясь разнообразить свою жизнь, томясь от скуки и бездеятельности, Онегин осуществляет доступные ему социальные преобразования:

В своей пустыне мудрец оказывается покинутым,

Это ярем старого бизнеса.

Легкая дань сменялась данью;

И раба благословенной судьбы.

Онегин не очень заботился о жизни крепостного крестьянства, несмотря на свои прогрессивные экономические взгляды. Очевидно, что он облегчил жизнь своих подданных, чем вызвал критику расчетливых соседей, и сделал это из соображений справедливости и с учетом современных представлений об эффективности освобожденного труда. Тем не менее, для разочарованной души героя этот благородный поступок не стал спасением, скорее, началом преодоления кризиса и поворота к целеустремленной жизни. Он был слишком зациклен на своих душевных муках, слишком обращен внутрь себя, чтобы конкретная цель жизни стала определяющей и полностью повлияла на него.

Онегин познакомился с молодым, восторженным поэтом Владимиром Ленским, соседом по имению, и, “хотя он, очевидно, знал людей и вообще презирал их”, сблизился с ним. Ленский был полной противоположностью Онегина: пылкий, мечтательный, “в душе он был милый невежда”, “он думал, что друзья примут цепи за честь его”. Разочарованный, утонченный эгоист был чужд юношескому энтузиазму и идеализму поэта. Но его неприятие бездушного, приземленного мира дворянства соответствовало взглядам Ленского. Они бесконечно обсуждали самые сложные жизненные проблемы, и Онегин слушал восторженные речи Владимира с улыбкой превосходства, а отчасти и с завистью к его свежим чувствам и спонтанным внутренним порывам:

И я подумала: глупо, что я должна стоять на дороге.

Его непосредственное счастье

И пора идти без меня;

Пока живы

Мир верит в совершенство;

Прости горячку молодости

Кроме того, молодые люди могут страдать юношеской лихорадкой и бредом.

Однако искренняя привязанность Онегина к молодому поэту не мешает ему вызвать Ленского на дуэль: из-за плохого настроения, спровоцированного приглашением поэта на званый обед к Лариным, Онегин “поклялся разгневать Ленского и отомстить”. Евгений не может представить себе состояние поэта, в воображении которого значима каждая деталь, ибо “он любил, как в наши лета уже не любят; как безумная душа поэта, еще осужденного любить”. Евгений искренне сожалеет о своей глупой выходке, о том, что “так неосторожно пошутил над робкой и нежной любовью”, и сокрушается, что “мог бы вовремя открыть свои чувства, а не щетиниться, как зверь”. Но он не может найти в себе моральных сил, чтобы подняться над “общественным мнением” во имя справедливости. Ленский убит Онегиным: его единственный друг принесен в жертву его чести. Потрясение Евгения не снимает с него ответственности за смерть поэта. Несмотря на свое презрение к светским условностям и яростное неприятие светского образа жизни, Онегин остается под сильным влиянием предрассудков; его внутренний мир полон противоречий.

Читайте также:
Смех - единственное честное лицо в комедии Гоголя Ревизор: сочинение

Восхищаясь естественностью, цельностью натуры, духовностью и тонкостью чувств Татьяны Лариной, Евгений был глубоко тронут ее любовью. Герой проницательно подметил ее мечтательность и непосредственность, противопоставив ее безжизненной Ольге. Но душевная опустошенность и эмоциональная пресыщенность не позволили ему дать волю естественному порыву. Побеждая “сердца тетрадных кокеток”, он потерял уверенность в своей способности искренне любить. Онегин чутко и деликатно отвергает любовь Татьяны и объясняет это своей неспособностью жить нормальной семейной жизнью:

Мечты и годы не имеют возврата;

Не обновится душа моя…

Я люблю тебя любовью своего брата.

И, возможно, еще более осторожно.

Онегин был великодушен и снисходителен к неопытной девушке, “не в первый раз он показал в душе своей простое благородство”. Но когда Евгений впоследствии влюбился в Татьяну, ставшую модной дамой, она благодарила его за откровенность и прямоту речи, но с содроганием вспоминала его “резкость” и менторский тон:

А теперь – Бог! – холодок в крови,

Как только я вспоминаю, как холодно

И эта проповедь…

Пожертвовав дружбой и любовью ради “свободы и мира”, Онегин не обрел ни того, ни другого. Одиночество, “бесцельное блуждание” и безответная любовь – вот результаты его жизни. Онегин неудовлетворен, непонятый и одинокий:

Я жила без цели, без работы.

До достижения 26 лет,

Погружаться в безделье,

Нет службы – нет жены – нет бизнеса,

Я не знал, что мне делать.

Жизнь создала этого “страдающего эгоиста”. Его превосходство над другими и нежелание служить толкнуло его на путь тщетных поисков собственного пути. Всю жизнь он твердил о несовершенстве общества, которое, по его мнению, было несправедливо по отношению к этой яркой личности.

Образ “страдающего эгоиста” в романе А.С.Пушкина “Евгений Онегин”

Один из главных героев стихотворного романа Пушкина – Онегин. Неслучайно произведение названо в его честь. Образ Онегина сложен и противоречив, поскольку в нем присутствуют положительные признаки прогрессивизма и явно отрицательные черты явного индивидуализма. Но это противоречие не только в личности, но и во времени. Онегин представляет собой целую эпоху русской жизни. Он – герой 1920-х годов XIX века. Поэт создал пьесу о своем времени и впервые создал образ так называемого “лишнего человека”. Молодой человек чужд той обстановке, в которой он оказался, но ему не хватает силы характера, чтобы вырваться из нее. Это побудило критика В.Г. Белинского назвать Онегина “страдающим эгоистом”, “эгоистом поневоле”.

На самом деле герой был хорошим человеком, но у него был дурной нрав, обусловленный светским воспитанием и обстоятельствами его аристократического воспитания. В развитии Онегина нет ничего исключительного: так развиваются все дворянские дети. Учителя и гувернантки воспитывали их по-французски:

Чтобы не мучить ребенка,

Он учил его всему ради удовольствия…

Так герой получил образование. Он читал некоторые вещи без особого интереса. Это не его вина, потому что многие люди его времени были воспитаны подобным образом. Автор говорит с иронией:

Мы все узнали немного

Что угодно и в любом виде,

Воспитание, слава Богу,

Светить вместе с нами совсем не сложно.

Характер его воспитания не мог не принести горьких плодов. Онегин знал многое, но знал поверхностно, поверхностно. Однако грубые знания, которые он приобрел, развили его ум. Позже, как и все молодые люди, он попал под влияние света, который отшлифовал его характер, стремясь сделать Онегина человеком, похожим на любого другого. Для этого у героя были возможности и желания. Как и другие молодые люди мира, он любил одеваться по английской моде и говорить по-французски:

Я с легкостью танцевала мазурку.

И он небрежно склонился над…..

Он обладал этими чертами поведения, чтобы быть успешным, но не мог воспитать свои чувства. В его жизни и общении с людьми преобладала ирония. Ироническое мышление означало критическое отношение к действительности, но привычка к иронии лишала его удовольствия от красоты, искусства и человеческого общения в жизни. Молодой человек был разочарован во всем, ведь у него было так мало времени, чтобы познать все, опять же поверхностно. Ему везде скучно. Герой узнал свет и не принял его лицемерную мораль. Его душа ждала иных отношений, чем те, на которых держалось общество. Он рано постиг никчемность общества и почувствовал себя лишним человеком в великосветских гостиных. Он был:

Читайте также:
Природа в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: сочинение

Это невыносимо видеть перед собой

Сами обеды – это долгий путь,

Рассматривая жизнь как обряд посвящения

А после достойной толпы

Идет, не разделяя с

Нет общих мнений, общих страстей.

Онегин не знает, что делать, на что употребить свои силы и способности. Его образ жизни таков, что герой освобожден от работы и обречен на безделье. Большинство дворян смирились с такой жизнью и не гниют в ней. Человеческая правота Онегина проявилась именно в том, что он не был доволен ни жизнью, ни собой. Он не был счастлив:

Нет: его чувства уже остыли;

Ему наскучил света шум;

Эти красавицы продержались недолго.

Тема, о которой он обычно думает…

Онегин способен к действию, но он никогда ничего не доводит до конца. Работа ему надоела, он заменил ее данью и снова заскучал. Отвращение Онегина к систематическим занятиям – главная причина всех его бед: он становится все более угрюмым и холодным. Когда у Онегина нет нравственного стержня в сердце, он страдает и страдает непроизвольно. Кундра, меланхолия и скука сковывают его сердце.

Онегин – хитрый человек. Он любит Татьяну и Ленского, но не способен на настоящую дружбу и любовь. Отношения Онегина с Татьяной, деревенской девой, показывают всю глубину его эгоизма и душевной холодности. В ответ на ее трогательное признание он читает выговор, поражающий своей безэмоциональной рациональностью. Онегин признается Татьяне: “Я души не обновлю…”. Герой не в состоянии понять другого человека. Он не понимает, какое потрясение испытывает наивный романтик Ленский на дне рождения Татьяны. Дружба Онегина с Ленским заканчивается трагически. Евгений остался рабом условностей. Соблюдая негласный закон чести, установленный светским обществом, он убивает Ленского на дуэли. Дуэль становится поворотным моментом в жизни “лишнего человека”. Он “захвачен” смертью Ленского. В “ностальгии сердечного раскаяния” он должен измерить свою вину.

В последней главе Онегин предстает в ином свете: он поглощен своей внезапной любовью к Татьяне. И все же он остается “страдающим эгоистом”. Он думает только о себе, не заботясь о том, что Татьяна замужем и что ее бесстыдное преследование делает его жизнь несчастной.

Онегин страдает, ведь его последнее объяснение с Татьяной – “как будто он умер”. Страсть, с которой он страдает, напоминает страсть Татьяны. Однако эти страдания принципиально отличаются. Как бы ни любила его Татьяна, это не из наказания. Онегин “проклинает свое безумие”. Раньше Онегин страдал от скуки, теперь он страдает от любви.

Поэтому его можно назвать страдающим и трагическим героем. Мир, однако, владел им с презрением, но он был рабом условностей, неспособным открыть свое истинное “я”. Онегин борется с одиночеством и волнением. Эти строки можно отнести к нему:

Но душа Татьяны была уже ожесточена, поэтому она не могла ответить на чувства Евгения. Для нее было неприемлемо оставить своего мужа. И проблема в том, что Онегин – эгоист. Если бы он слушал свое сердце и не думал о возможности легкого развлечения, все закончилось бы гораздо лучше. Но это не его вина, потому что не он стал таким, а общество и отсутствие родительской любви сделали его таким. Эгоизм – это несчастье Онегина, которое мешает ему жить счастливо. К сожалению, его сердце не смогло победить холодный разум, и Онегин остался страдающим эгоистом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: