Образ вишневого сада в сознании героев пьесы А. П. Чехова Вишневый сад: сочинение

В своих тетрадях сделайте таблицу, чтобы было понятнее, и после того, как вы проанализируете и осмыслите высказывания главных героев, кратко отметьте их отношение к вишневому саду.

Добавить комментарий Отменить ответ

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’6’>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’7’>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’10’>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’11’>

Значение символа вишневый сад в пьесе “Вишневый сад” (А.П. Чехов)

Уважаемые читатели нашего интернет-журнала “Литературная учеба”, сегодня мы приглашаем вас вместе подумать над темой “Значение символа вишневого сада в пьесе “Вишневый сад”. (Чехов)” (А.П. Чехов)”.

Одним из самых ярких и запоминающихся произведений Антона Павловича Чехова, великого русского писателя и драматурга, талант которого продолжает радовать поколения благодарных читателей, является его комедия в четырех действиях “Вишневый сад”. Эта пьеса отражает переломный момент в истории России, когда старое уходит в историю, освобождая место новому, которое еще не пришло. Вишневый сад – важный персонаж пьесы, потому что он символизирует центр конфликта и объединяет всех героев. Вишневый сад – это символ, который для каждого персонажа представляет что-то свое. В литературе символ определяется как образ или предмет, несущий свой уникальный смысл и содержание.

Вишневый сад в работе изображен весной, в мае, когда вишневые деревья были в цвету. Как и несколько десятилетий назад, фруктовый сад был прекрасен и похож на рай: весь белый, с массой крошечных белых цветов, над которыми простиралось бездонное голубое небо. Белоснежные деревья были похожи на прекрасных женщин, застывших в различных замысловатых позах. “Какой замечательный сад!” воскликнула Любовь Раневская, не в силах сдержать своего восторга при виде этой невероятной красоты.

Для Любови Андреевны и Гаева – это место, связанное с воспоминаниями детства и юности, источник гордости, место процветания, богатства и желанного счастья. Раневская и Гаев – владельцы вишневого сада, чуткие, образованные и мудрые люди. Старые владельцы безоговорочно любят свою собственность. Раневская отмечает, что если и было что-то интересное во всей губернии, так это их вишневый сад. Любовь Андреевна искренне любит его и с удовольствием вспоминает, как в детстве и юности просыпалась по утрам и любовалась красотой этого райского уголка. Для нее вишневый сад совсем не изменился, и после тяжелой осени и холодной зимы он снова полон счастья, молодости и красоты. Ягоды, выращенные во фруктовом саду, приносили хороший доход. По словам старого слуги Фирса, вишни сушили, мариновали, вымачивали, делали из них варенье и даже отправляли на продажу в сушеном виде в Москву и Харьков. И Любовь Андреевна, и ее брат Леонид Андреевич очень огорчены потерей сада, но, к сожалению, они не привыкли работать, добиваться чего-либо своим трудом, поэтому не могут спасти от гибели этот прекрасный уголок своей жизни, связывающий их с прошлым. У них нет ни чувства ответственности, ни практического смысла, ни чувства реальности, поэтому они отказываются слушать Лопухина, который предлагает взять землю в аренду и зарабатывать на ней деньги. Брат и сестра духовно богаты, и предложение Лопухина кажется им вульгарным и нечестным.

Читайте также:
Сочинение-рассуждение о сохранении чести по тексту Д. Гранина: сочинение

Для Ермолая Лопахина, чьи предки были крепостными, сад – это источник богатства и способ приумножения капитала. Для него это просто земля, которую можно купить, продать, заложить или взять в аренду. Главный герой не может поверить, что он – новый владелец вишневого сада, что именно он его купил. Его предки были крепостными в поместье, их даже не пускали на кухню, а он, Ермолай, неграмотный и часто избиваемый, зимой бегал босиком, потому что у него не было обуви. Теперь он носит лакированные туфли и очень гордится тем, что ему удалось купить сад. Лопухин не чувствует и не видит красоты сада, не понимает его ценности и важности для других героев. Он мечтает вырубить вишневые деревья и построить на их месте летние домики, чтобы его внуки и правнуки могли жить новой, счастливой жизнью, как он считает. Новый владелец фруктового сада приглашает всех посмотреть, как топор вбивают в деревья, чтобы разрушить старую жизнь и построить новую. Он настолько поражен этим счастьем, что проявляет бестактность по отношению к прежним владельцам участка и, не дожидаясь их ухода, начинает вырубать вишневый сад.

Для Анны и Пети Трофимовых сад ассоциируется с надеждой на лучшее будущее. Они знают, что не могут вернуть его обратно, но могут посадить на его месте новый, еще больший и более роскошный. Трофимов считает, что сад красивый, им приятно любоваться, он много значит для Любови Раневской и Леонида Гаева, а также для Ани. Петя напоминает девочке, что когда-то ее предки владели сотнями душ крепостных крестьян, которые работали в этом саду, чтобы он рос и приносил урожай. И теперь глаза крестьян следят за ней с каждого листочка, с каждого стебелька, с каждой веточки. Он пытается объяснить ей, что она не может начать новую жизнь, не порвав со старым, не порвав с вишневым садом, который является пережитком крепостного права. И Аня с ним согласна. Она больше не любит фруктовый сад так сильно, как раньше, и не связывает с ним свои мечты и планы, поэтому уговаривает мать уехать и начать новую жизнь, разбив новый, еще более роскошный фруктовый сад. Но чтобы она процветала, не стоит стоять в стороне: Сад нужно лелеять и защищать от всего недоброго, несправедливого, злого и аморального. Автор не возлагает больших надежд ни на Петю Трофимова, ни на Аню. Первую называют “дряхлым бароном” и “вечным студентом” из-за ее бедности и нежелания закончить обучение в университете. Слова Трофимова остаются словами, потому что их автор не способен на решительные действия. А Аня еще слишком молода и наивна, чтобы воплощать мечты в жизнь без чьей-либо помощи.

Читайте также:
Как раскрывается характер городничего по мере развития действия пьесы Н. В. Гоголя Ревизор?: сочинение

Для самого драматурга вишневый сад – олицетворение всей России, переживающей трудные времена, символ безграничной любви к Родине, к родной природе. “Вся Россия – наш сад”, – говорит драматург словами Пети Трофимова. Этот символ олицетворяет всю горечь мучений Чехова от невозможности спасти красоту, богатство и очарование сада, сохранить его для потомков. Автор задается вопросом, сможет ли один из героев спасти этот природный рай – вишневый сад. Писатель пытается доказать роль настоящего хозяина фруктового сада бывшим владельцам, новому владельцу сада и молодому поколению, но не находит никого из них достойным, несмотря на их положительные качества.

Поэтому значений у символа вишневого дерева много. С каждым персонажем связано что-то свое, и только для него близкое и понятное. Есть герои комедии, которые воспринимают фруктовый сад как прекрасную версию своего прошлого, другие видят в нем проблеск своего грядущего будущего.

Вишневый сад – средство раскрытия характеров персонажей

Образ вишневого сада имеет большое значение для развития сюжета драмы. Именно через отношение к ней представлено мировоззрение героев: становится понятным их место в исторических изменениях, затронувших Россию. Зритель попадает в сад в мае, в период чудесного цветения, и его аромат наполняет окрестности. Дама из сада, которая долгое время отсутствовала, возвращается из-за границы. Но дома за годы ее отсутствия ничего не изменилось. Даже детский сад, где уже давно нет детей, по-прежнему носит то же название. Что такое сад для Раневской?

Это ее детство и, хотя она не помнит свою мать, ее молодость и неудовлетворительный брак с человеком, похожим на нее – легкомысленным транжирой; любовная страсть, возникшая после смерти мужа, которая сжигала ее; смерть маленького сына. Все это заставило ее бросить все и искать спасения во Франции, надеясь, что это поможет ей забыть себя. Но даже за границей она не смогла найти ни покоя, ни счастья. И теперь она должна решить судьбу имения. Единственный выход для Лопахина – вырубить сад, который очень запущен и бесполезен. Затем он отдаст освободившуюся землю под дачи. Для Раневской, воспитанной в лучших аристократических традициях, деньги заменили и измерили все. Отвергая предложение Лопахина, она неоднократно спрашивает его совета в надежде, что можно спасти сад, не разрушая его: “Что нам делать?” Чему научить?” Любовь Андреевна никогда не решается переступить через свои убеждения, поэтому потеря сада становится для нее горькой пустотой. Несмотря на это, она понимает, что продажа имения развязала ей руки, и без лишних колебаний решает вновь покинуть родину, оставив дочерей и брата.

Читайте также:
Стихотворение «Родина» и его место в лирике Лермонтова: сочинение

Гаев пытается придумать, как спасти имение, но все они безуспешны и слишком причудливы: получить наследство, выдать Аню замуж за богатого человека, занять денег у богатой тетки или занять денег у кого-нибудь еще. Однако он догадывается: “…у меня много средств… так что… ни одного”. Он тоже горько переживает потерю родового гнезда, но его горе не так глубоко, как он хотел бы показать. После аукциона его грусть рассеивается, как только он слышит звуки бильярдного стола, который он так любит.

Вишневый сад – это связь с прошлым Раневской и Гаева, когда жизнь была не затронута финансовыми аспектами. Они были хозяевами в это счастливое, беззаботное время, когда все решалось за них, не было никаких потрясений, и не нужно было ничего решать.

Аня любит сад как единственную светлую вещь в своей жизни “Я дома! Завтра утром я встану и побегу в сад…”. Она очень переживает, но не может ничего сделать для спасения поместья, завися от решений старших родственников. Хотя на самом деле она гораздо более благоразумна, чем ее мать и дядя. Под сильным влиянием Пети Трофимова сад перестает значить для Ани то же, что и для старшего поколения семьи. Она перерастает эту несколько болезненную привязанность к дому и позже с удивлением обнаруживает, что сама перестала любить сад: “Почему я больше не люблю вишневый сад, как раньше? Я думал, что на земле нет места лучше нашего сада”. А в финальных сценах она – единственный житель проданного поместья, который с оптимизмом смотрит в будущее: “…Мы посадим новый фруктовый сад, более великолепный, чем этот, вы увидите, вы поймете…”.

Для Пети Трофимова сад – это живой памятник крепостному праву. Именно Трофимов говорит, что семья Раниевской все еще живет прошлым, когда они были владельцами “живых душ”, и рабство наложило на них свой отпечаток: “…вы… уже не замечаете, что живете в долг, за счет других…”, и открыто говорит, что Раниевская и Гаев просто боятся настоящей жизни.

Читайте также:
Изображение чиновничества в комедии Н. В. Гоголя Ревизор: сочинение

Единственный человек, который понимает значение вишневых деревьев, – это Лопахин, “новый русский”. Он искренне восхищается им, называя это место “прекраснее всего на свете”. В своих мечтах он мечтает как можно скорее очистить территорию от деревьев, но не так, чтобы она была уничтожена, а чтобы эта земля перешла в новую ипостась, которой будут наслаждаться “внуки и правнуки”. Хотя он всем сердцем старался спасти имение Раневской и жалеет ее, теперь сад принадлежит ему, и безудержная радость странным образом смешивается с состраданием к Любови Андреевне.

ОБРАЗ САДА В ПЬЕСЕ А.П.ЧЕХОВА “ВИШНЁВЫЙ САД”

В “Вишневых садах”, впервые поставленных в 1904 году, был переосмыслен классический драматический канон и введена новая категория русского театра – символистский театр.

Символизм – направление в литературе и искусстве рубежа 19-20 веков, характеризующееся использованием полисемантической символики, подтекстов, ассоциаций и недосказанности. По мере развития пьесы действие и сюжет теряют свою доминанту. Это книга тем, интонаций и образов. Как драматург, Чехов становится создателем новой европейской драмы, наряду с такими писателями, как Генрик Ибсен и Морис Метерлинк.

На первый взгляд, в “Вишневом саде” тоже ничего не происходит, нет ни интриги, ни динамичного действия, ни сюжетного центра – ни персонажа, ни события, вокруг которого строятся события. Согласно сюжету, помещица Раневская, проведшая долгое время за границей, возвращается в родовое имение вместе с дочерью Аней и гувернанткой Шарлоттой. В имении ждут Гаев, ее отсутствующий брат, падчерица Варя, купец Лопухин, который обожает Раневскую, и старый дворецкий Фирс. Перед героями стоит важная задача – решить судьбу вишневого сада, который должен быть продан за долги. Этот образ становится центральной точкой пьесы, вокруг которой вращаются все события и персонажи.

Хотя судьбы у всех героев разные, это место, этот сад, является особенным для всех них. Вот как сад помогает раскрыть образы персонажей.

Лопахин предлагает разумный план: чтобы сад не попал в чужие руки, разделить землю под ним на дачные участки и выгодно сдавать их в аренду. Однако она и слышать ничего не хочет, хотя деньги ей крайне необходимы: Дачи и их владельцы – это так вульгарно, простите меня. Для Раневской, возвышенной, доброй, утонченной, трогательно беспечной, сад – это место, где жили несколько поколений ее семьи, он связан с воспоминаниями о детстве и юности, о том беззаботном времени, когда не надо было ничего решать. Без вишневого сада я не понимаю своей жизни, – плачет Раневская, – и если вы должны меня продать, то продайте меня вместе с садом”.

Читайте также:
Сочинение на тему традиции моей семьи: сочинение

Покупка вишневого сада для Лопухина, вчерашнего фермера, а ныне успешного бизнесмена, тоже имеет особый смысл: я купил поместье, где мои дед и отец были рабами и где им не разрешалось даже заходить на кухню. Я сплю, мне просто кажется, мне просто кажется… Теоретически он должен чувствовать себя победителем, триумфатором, хозяином жизни, но вместо этого со слезами на глазах он говорит Раневской: Почему, почему ты не послушал меня? Моя бедная дорогая, ты не можешь вернуть ее сейчас. О, как бы я хотела, чтобы все это прошло, чтобы наша неуютная, несчастливая жизнь как-то изменилась. И мы понимаем, что нам жалко этот бесполезный, но прекрасный вишневый сад и людей, чьи жизни неразрывно связаны с ним. Но требования нового, изменчивого времени оказываются сильнее дружбы и уз любви.

Вишневый сад – это, конечно, образ усадьбы, где каждое лето варили вишневое варенье, и старого дворянства со всей его красотой и скверной. Это символ России, переживающей эпохальные перемены. Но смысл пьесы нельзя сводить к поколенческим, социальным, культурным и экономическим закономерностям. Образ сада и его упадка символически многомерен и не может быть сведен к видимой реальности.

В пьесе Чехова передана атмосфера рубежа веков. Драматург, как врач, холодно фиксирует неумолимый ход истории. Вишневый сад – это символ уходящего времени, того, что красиво, изысканно и непрактично. Вишневое дерево, нежный и хрупкий цветок, было выбрано не случайно. Этот образ условен, поскольку, как отмечал И.С. Бунин, вишневых садов в России не было. Но Чехов в искусстве – не писатель быта, символическая сторона картины важнее достоверности.

Старый вишневый сад должен умереть, чтобы на его месте вырос новый. Читатель и все персонажи понимают, что вишневый сад больше не нужен, но ностальгическая атмосфера, ностальгия по ушедшей эпохе, пронизывает всю пьесу. Все герои находятся в каком-то подвешенном, пограничном состоянии, когда старое устарело, а новое еще слишком страшно и неопределенно. Да, время идет”, – говорит Лопахин. И ни один из персонажей не избежал этого периода.

Читайте также:
Стихотворение М.Ю.Лермонтова И скучно и грустно. (Восприятие, истолкование, оценка.): сочинение

Все герои пьесы – хорошие люди, но они слышат только себя и ничего не делают для спасения вишневого сада. Почему? Поскольку его нельзя спасти, вишневый сад обречен на гибель. У Раневской и Гуева нет чувства реальности, практичности и ответственности, поэтому они не способны позаботиться о себе и своих близких. Их время прошло, и они уже давно живут в кредит. Представители нового поколения – Аня и Петя Трофимовы – чисты, наивны и полны надежд на будущее, они не имеют ничего общего со старым садом. Не имеет значения, будет ли недвижимость продана сегодня или нет. Его давно нет, дороги назад нет, тропинка заросла”, – говорит Петя, для которого вишневый сад – символ крепостного права и человеческого угнетения. Они мечтают посадить свой собственный сад, новый сад, больше и лучше старого, хотя они не знают жизни. Те, кому предстоит посадить сад будущего, вырубают сад настоящего и теряют свои корни и твердую почву под ногами. Лопухин, которому вообще не чужда бескорыстная любовь к прекрасному, единственный, для кого покупка вишневого сада имеет какое-то конкретное, а не только символическое значение.

В финале слышен звук топора – вырубается вишневый сад. “Вся Россия – наш фруктовый сад” – эта фраза, звучащая комично в устах неловкого и наивного Пети Трофимова, который не может найти свои калины, подводит черту под прошлым и открывает дверь в тревожное и неопределенное будущее. Чехов смешивает поэзию утраты с волнующим предвестником неизбежных перемен. Образ фруктового сада еще много раз повторится в литературе 20 века, но этого вишневого сада больше не будет. Таким образом, пьеса подводит черту под всей русской классической литературой XIX века.

Будущее России: взгляд современника

На протяжении всей пьесы очевидно, что персонажи связаны с вишневым садом, одни больше, другие меньше, но именно через их связь с ним автор пытается показать их значимость во временном пространстве прошлого, настоящего и будущего. Символ вишневого сада в пьесе Чехова – это символ России на перепутье ее развития, где смешались идеологии и социальные слои, и многие люди просто не представляют, что будет дальше. Но это так тонко показано в пьесе, что даже М. Горький, не оценивший пьесу высоко, признался, что она вызвала в нем глубокую и необъяснимую тоску.

Читайте также:
Авторское сочинение по рассказу В.Г. Короленко В дурном обществе: сочинение

Данная статья анализирует символизм и описывает роль и значение главного символа пьесы для учащихся 10 класса, которые готовят сочинение на тему “Символ сада в комедии “Вишневый сад””. Контрольная работа по произведению

    Вопрос 1 из 16
    Пьеса «Вишневый сад», написанная в 1903 г., стала для Чехова:
    Его дебютным произведением.

Вишневый сад представляет Россию как прекрасную, но запущенную страну, нуждающуюся в обновлении и способных людях. Помимо красоты и духовности, их олицетворяет и сам сад, и если Гаев и Раневская чувствуют и любят его всем сердцем, то Лопахин может только восхищаться им, потому что он человек практичный, привыкший действовать, а не рассуждать. Сад для Лопахина – это не просто красивые цветущие деревья и длинная аллея, это прибыль, успешный бизнес. Как Раневская никогда не сможет взглянуть на место своей юности с точки зрения расчета, так и Лопахин никогда не достигнет уровня духовности хозяйки сада, не сможет понять глубину ее привязанностей и переживаний.

Художественная символика в пьесе А.П Чехова «Вишневый сад»

Художественный символизм в пьесе Чехова “Вишневый сад

Художники часто используют художественную символику в своих работах, применяя ее для придания произведению новых живописных оттенков, обобщений или расширения смысла произведения, часто углубляя его значение, улучшая конструкцию, расширяя ассоциации. “Символ” (в широком смысле) в Толковом словаре Ожегова описывается как нечто, служащее выходом для концептуализации какого-либо понятия, явления или идеи.

Как объясняет Аверинцев в “Краткой литературной энциклопедии”, литературный символ – это “универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся в сопоставлении со смежными эстетическими категориями, такими как художественный образ, с одной стороны, и знак и аллегория – с другой. “.

Проблема символа в творчестве А. П. Чехова впервые была поднята А. Белым в статье “Чехов” (1907). Творчество Чехова – динамит подлинного символизма, способный взорвать многие средовые течения в русской литературе, несмотря на продолжение русской реалистической традиции.

Само название “Вишневый сад” символично. Образ вишневого сада скрепляет весь сюжет. Каждый персонаж по-своему интерпретирует значение этой фразы. Для Раневской и Гаева они олицетворяют юность, молодость, красоту. Для Лопахина это символ успеха и триумфа. “Теперь вишневый сад принадлежит мне!”. Мой! (Смех.) Боже, боже мой, вишневый сад! Я не верю. Пожалуйста, скажите мне, что я пьян, заблудился и что все это сон. (Топает ногами.) Не смейтесь надо мной! Это было бы прекрасно – увидеть, как мои отец и дед встают из гроба и вникают во все это дело, как их Ермолай, бедный, неграмотный Ермолай, который бегал зимой босиком, как этот самый Ермолай купил имение, которое прекраснее всего на свете. Мой дед и отец были рабами в этом поместье, и они не могли даже войти на кухню. Я мечтаю, я только мечтаю, это только кажется”. Вишневый сад сопоставлен с образом России Петра Трофимова: “Весь наш материк – наш сад”. Это прекрасное место, где много чудесных мест”. В то же время этот персонаж вводит здесь мотив несчастья, страдания, жизни за чужой счет: “Подумай, Аня: твой дед, твой прадед и все твои предки были крепостными, владевшими живыми душами, и разве не смотрят на тебя человеческие существа с каждого вишневого дерева в саду, с каждого листа, с каждого ствола, разве не слышишь ты голоса. Вы возродились как те, кто жил раньше и живет сейчас, в результате чего ваша мать, вы и ваш дядя больше не замечаете, что живете в долг, за чужой счет, за счет тех, кого вы не пускаете дальше фронта”. Вишневый сад олицетворяет чистоту и красоту, и его разрушение – это потеря гармонии.

Читайте также:
Алексиевич: сочинение

Некоторые детали также символичны. Это ключи, которые Вария носит с собой. Она – хозяйка дома, обладательница ключей. Когда Варя узнает, что дом продан, она в отчаянии бросает ключи на пол. Лопухин берет ключи и замечает: “Она выбросила их, чтобы показать, что она не хозяйка дома…”. В финале пьесы все двери заперты. Передача ключей здесь символизирует потерю дома.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: