Общественная атмосфера конца 60-х годов и ее отражение в идеологическом романе: сочинение

Похожие сочинения

Образ Петербурга – один из самых важных в романе. Прежде всего, это обстановка, в которой происходят события. В то же время образ столицы имеет определенную философскую перспективу. Разумихин, рассуждая о причинах порока.

Родион Раскольников – главный герой романа Достоевского “Преступление и наказание”. Раскольникову очень одиноко. Он – бедный студент, живущий в маленькой комнате, похожей скорее на гроб. Каждый день Раскольников видит “темную сторону” жизни, Петербург: окраины. Убедитесь в этом сами.

Роман Достоевского “Преступление и наказание” – это социально-психологический роман. Автор поднимает важные социальные вопросы, которые волновали людей того времени. Роман Достоевского уникален тем, что в нем показана психология.

Мотив “угнетенных и оскорбленных” в творчестве Достоевского восходит к Александру Пушкину, Николаю Гоголю и писателям “натуральной школы” 1840-х годов. Достоевский внес ценный вклад в понимание характера этих персонажей, впервые показав, что.

Сестра Раскольникова – Раскольникова Дуня (Авдотья Романовна). Гордая и благородная девушка. Исключительно хороша собой – высокая, удивительно стройная, сильная, уверенная в себе, что проявлялось в каждом ее жесте, хотя движения ее не были скованными. смотреть целиком

Преступление и наказание” стало первым опубликованным произведением Достоевского (наряду с “Одержимым”, “Братьями Карамазовыми”, “Бедными людьми”, “Подростком” и “Идиотом”). Творческий процесс очевиден в этом произведении. смотреть целиком

У русской литературы XIX века была особая миссия: она была голосом всех прогрессистов страны, единственным способом говорить о противоречиях и трагедиях современности, отвечать на напряженные поиски социальных и личных истин. Федор Михайлович. См. все

Отражение общественной борьбы 60-х годов XIX века в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”

Во второй половине XIX века Россия вновь столкнулась с проблемой модернизации страны и, следовательно, с необходимостью срочных перемен. Структура общества быстро менялась, появлялись новые слои (пролетариат, разночинцы), российское общество было разделено на несколько противоборствующих лагерей, которые находились в постоянной борьбе друг с другом, постоянно меняя как свой состав, так и программу действий. Появились такие понятия, как консервативный, либеральный и радикальный, славянофил и западник.

Идеи социализма и нигилизма будоражат лучшие умы, вызывая

Жаркие дискуссии. Литература становится “трибуной”, на которой провозглашаются социальные и политические идеи авторов. И в разгар этого “брожения умов” создается произведение, в котором мы видим попытку отразить происходящие процессы со стороны, с позиции, так сказать, безличного наблюдателя.

Это роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”.
В произведении автор показывает основные направления российской мысли своего времени. Причем в романе как бы собраны представители различных течений, и отношения между ними отражают основные аспекты борьбы в обществе.
Произведение построено на нескольких конфликтах, и дин

Читайте также:
Северянин: сочинение

Из них – конфликт идеологий двух слоев общества, старого и нового: дворянства и разночинцев. Первая встреча типичного дворянина старой закалки с сыном врача Евгением Базаровым с первых же минут выявляет резкие различия в их образе жизни и мыслей. Кирсанов-старший – англоман, не позволяющий себе отступать от раз и навсегда устаревших правил, самоуверенный и принципиальный.

Его наманикюренные белые руки, на которые Тургенев обращает особое внимание, не допускают возможности такого “либерализма”, как физический труд. То же напряжение, резкость и традиционализм можно найти в убеждениях Павла Петровича: “Мы, люди старого порядка ….. верим, что без князей… шагу ступить нельзя, умереть нельзя”. Он тоже, как бы подражая молодежи, делает вид, что следует новым веяниям века (пепельница в форме коробки на столе).

Эта деталь – напоминание о том, что идеи представителей консервативного дворянства тоже не стояли на месте в своем развитии: в лозунге “православие, самодержавие, народность” последний аспект тоже был претензией на свободу мыслей. Но средства его осуществления явно не были новыми для России, как не ново было презрение Павла Петровича к мужику, всячески подчеркиваемое поднесением к носу надушенного платка при разговоре и т. д.
Евгений Базаров – представитель противоположного лагеря радикально настроенных нигилистов. Весь его внешний вид, манера говорить и вести себя указывают на особый образ мыслей. Базаров во всем противоположен Павлу Петровичу: длинные волосы, свободного покроя одежда, загрубелые руки, краткая, отрывистая речь (впрочем, точные и объемные по содержанию фразы в некоторые моменты присущи и Кирсанову).

Первоначальная вражда между двумя мужчинами при встрече, жаркие дискуссии, сопровождаемые горьким раздражением отставного военного и неоправданной самоуверенностью молодого академика, дуэль… – это проявления непримиримой борьбы между консерватором и радикалом, которую Тургенев перенес на межличностные отношения. Их взгляды на жизнь противоречат друг другу, существуют совершенно разные мнения как по наиболее важным для России того времени вопросам (необходимость действия или возможность пассивности, отношение к науке и религии, принятие зарубежного опыта развития), так и по вопросам менее значимым для общества в целом, но важным для каждого отдельного человека (принципиальность, убежденность, честь, любовь и т.д.). Но в своем противоречии эти два течения похожи, как похожи Базаров и Кирсанов-старший. Оба смотрят на окружающих с сознательным превосходством, не признают возражений и несогласия со своими теориями и презирают (хотя и по разным причинам) крестьянский народ.

Читайте также:
Тема любви в поэзии А.А.Блока и С.А.Есенина: сочинение

Столь же принципиально отрицать принципы (“Нигилист – это человек, который ни один принцип не принимает как должное”). Не меньше, чем его оппонент, Бабаров демонстрирует консервативную жесткость. Павла Петровича и Евгения Березовского объединяют необычайно религиозные наклонности, но религии у них разные, что вызывает спор, который приводит к дуэли. Изображая эту особенность героев, Тургенев как бы предсказывает религиозную направленность многих общественных движений в России, то есть процесс замены одного объекта веры другим, при сохранении привычки русских людей обожествлять и боготворить (нечаевщина, богостроительство и т.д.).

А совершенно бесполезная и непродуктивная дуэль между Кирсановым и молодым нигилистом подчеркивает бессмысленность всей борьбы между этими течениями, а финал произведения указывает на несостоятельность всей теории нигилизма и невозможность жизни человека без ориентиров и убеждений. Однако в произведении отражены не только эти два противоположных течения, в силуэтах отца и сына Кирсановых можно увидеть старых и молодых представителей либерального дворянства. Несомненно, их изображение Тургенева критично по отношению к либералам в целом.

Гордый своим “свободным” образом мыслей, Николай Петрович вызывает лишь усмешку, когда начинает рассуждать о преобразованиях в своих имениях: по сути, они вовсе не являются либеральными и никак не облегчают участь крестьян. А восторженность и увлекаемость Аркадия напоминает об оторванности от реальности и от народа современной автору либеральной интеллигенции. Отмечает Тургенев и растерянность Кирсанова-младшего перед практическими и хозяйственными проблемами, столь характерную для “преобразователей” того времени: “…нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы… но как их исполнить, как приступить?”
В современном Тургеневу обществе появляется и такой слой людей, которые, следуя за модой, проповедуют идеи то одного, то другого направления, не вникая в смысл и не понимая сути. В “Отцах и детях” это – Ситников и Кукшина. Эти два образа – яркая пародия на горе-либералов и социалистов, не имеющих приличного образования, не принимаемых и не одобряемых Тургеневым.

Но в их диалогах также можно отличить отражение (пускай пародийное) основных направлений мысли: славянофилы и западники (“Вы славянофил!”), последователи Прудона и Фурье. Обсуждается проблема эмансипации женщин, причем автор явно не благоволит этому течению, показывая крайние его проявления. Тургенев отмечает основных личностей, интересующих в то время общество: Жорж Санд, Либих (причем сильно заметна разница в отношении к последнему недалекой Кукшиной: “Но не все еще готово.
Нужно еще Либиха почитать”, – и Базарова: “Но куда нам до Либиха!”) и пр.
Автор “Отцов и детей”, по сути, не принадлежал ни одному течению, описываемому в романе. Этим объясняется ироническое изображение различных общественных движений. Тургенев не показывает, какое из них более полезно для России, более прогрессивно или справедливо.

Читайте также:
Нравственно-философская проблематика произведений М. А. Булгакова: сочинение

Он не пропагандирует свои идеи, а лишь зарисовывает настроения общества, указывая на его недостатки: неспособность нигилистов понять суть своей теории, как в случае с Базаровым, растерянность и внутренние противоречия либерального дворянства, жесткость консерватизма. Характерно также откровенное и неприкрытое высмеивание Тургеневым раннего феминизма. Он не предлагает объективную и беспристрастную картину общества, как предполагалось изначально.

Изображая современные события, а также во многом предсказывая основные идеи на 10-20 лет вперед, автор в то же время размышляет о характере эпохи, основных противоречиях и страсти между людьми.

«Общественная атмосфера конца 60-х годов и ее отражение в идеологическом романе »

С этих мыслей Достоевский начинает одно из ключевых произведений своего творчества – “Преступление и наказание”. Это одна из самых трудных книг в истории мировой литературы. Писатель работал над ней в трудные времена конца 1960-х годов, когда Россия вступила в сумеречный переходный период. Общественное движение 1960-х годов начало спадать, в стране поднималась волна правительственной реакции: лидеры революционного движения арестовывались, крестьянские восстания подавлялись, надежды революционных демократов на крестьянскую революцию оказывались несостоятельными. “Куда идти, что искать, каких путеводных истин придерживаться? – Затем М.Е. Салтыков-Щедрин поставил мучительный вопрос: “Старые идеалы падают со своих пьедесталов, а новые не появляются. Никто ни во что не верит, а между тем общество продолжает жить и живет по принципам, тем самым принципам, в которые оно не верит.

В связи с тем, что социальные противоречия, раздиравшие дореформенную Россию, к концу 1960-х годов не только не сгладились, но и обострились, ситуация складывалась еще более сложная. После половинчатой крестьянской реформы страна оказалась в болезненной ситуации двойного социального кризиса. Невылеченные язвы крепостничества усугублялись новыми, буржуазными язвами. Со временем рушились вековые духовные ценности, размывались понятия добра и зла, а циничный собственник становился героем нашего времени.

В атмосфере идейного бездорожья и социальной расшатанности угрожающе проявились первые симптомы общественной болезни, которая принесет неисчислимые беды человечеству XX века. Достоевский одним из первых в мировой литературе дал ей точный социальный диагноз и суровый нравственный приговор. Вспомним сон Раскольникова накануне его душевного исцеления: “Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу.
Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали”.

Читайте также:
ТРАГЕДИЯ ПЕЧОРИНА: сочинение

Что это за “бич” и о каких “трихинозах” идет речь? Достоевский увидел, как послереформационная ломка, разрушив родовые основы общества, освободила человеческую индивидуальность от культурных традиций, традиций и авторитетов, от исторической памяти. Человек покинул “экологическую” культурную систему, потерял свою личную ориентацию и попал в слепую зависимость от “новейшей” науки и “последних слов” идеологической жизни общества. Эта ситуация была особенно опасна для молодых людей из средних и низших слоев общества. Человек из “случайного племени”, одинокий молодой крестьянин, брошенный в водоворот социальных страстей, втянутый в идеологическую борьбу, вступил в крайне болезненные отношения с миром. Не будучи укорененным в жизни народа, не имея прочной культурной базы, он был бессилен перед притяжением “незаконченных” идей, сомнительных социальных теорий, распространяемых в “газообразном” обществе пореформенной России. Молодой человек легко стал их рабом, их неистовым слугой, а идеи приобрели в его незрелой душе деспотическую власть и взяли под контроль его жизнь и судьбу.

Роман о трагических проявлениях новой социальной болезни был создан Достоевским как идеологический роман. К. Ф. Корякин утверждает, что Достоевский был одержим идеей, что мысли сеются не на бумаге, а в сердцах и умах людей. Достоевскому хорошо известно, что привлекательные, математически обоснованные и абсолютно непогрешимые силлогизмы не всегда оплачиваются кровью, кровью в большом количестве, и даже не своей, а чужой кровью.

В основе драматического конфликта в романах Достоевского лежит борьба между людьми, одержимыми идеями.

Достоевский сочетает социальный распад, связанный с развитием буржуазных отношений, с изучением противоречивых политических взглядов и философских теорий, которые определяют это развитие.

Помимо того, что герой Достоевского является непосредственным участником событий, он представляет собой идеологическую оценку происходящего. Забрасывая идеи в души людей, Достоевский проверяет их человечность. Он не только размышляет, но и опережает жизнь: проверяет жизнеспособность тех идей, которые еще не вошли в практику, еще не исчерпали себя как “материальные силы”, влияющие на судьбы героев. Автор идет вперед с незаконченными, незавершенными идеями, предвосхищая конфликты, распространенные в общественной сфере XX века. Видимо, современники писателя считали его произведения “фантастическими”, в которых, в конечном счете, утверждалась судьба человечества. Поэтому Достоевский и по сей день остается современным писателем, как в нашей стране, так и за рубежом.

Сочинение: Петербург в романе Ф.М. Достоевского Преступление и наказание

Социальная атмосфера конца 1960-х годов и ее отражение в идеологическом романе “Преступление и наказание”. С этих мыслей Достоевский начинает одно из ключевых произведений в своем творчестве – роман “Преступление и наказание”. Это одна из самых сложных, исторически важных и интересных книг в истории литературы. Писатель начал работать над ним в середине трудного периода. Россия вступала в сумеречный переходный период, эпоху реформ, известную как “железный век”. Санкт-Петербург стал его воплощением.

Читайте также:
«Настоящий писатель - то же, что древний пророк». А. П. Чехов: сочинение

Существует два Санкт-Петербурга. Один – город, ослепляющий своей красотой, творение гениальных архитекторов. Петербург времен Петра Великого, дворцовых переворотов, пышных балов и роскошных приемов, Петербург Дворцовой площади и Дворцовой набережной. Но есть и другой Петербург – город грязных дорог, пыльных улиц, нищих, живущих в тесных камерах.

Мы видим Петербург на первой странице, но автор не описывает ни его великолепия, ни ослепительной красоты, ни жизни высшего общества. Чтобы показать читателю другую сторону северной столицы, Достоевский помещает главных героев не в центр города, где аристократы ведут роскошную жизнь, а на окраины Петербурга. На улицах города происходят ужасные вещи. Здесь люди кончают жизнь самоубийством, попрошайничают, совершают убийства и видят страшные сны. Но никто не приходит на помощь. Как будто все слепы и глухи одновременно. Человек не видит страданий сердца, не слышит крика о помощи, не проявляет ни малейшего признака сострадания. Мы все поглощены собой, своими проблемами.

Здесь же мы видим главного героя романа, студента Петербургского университета, Родиона Раскольникова. На протяжении целого месяца его преследовало «болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился». Одинокий юноша, брошенный в круговорот общественных страстей, лишенный прочной духовной почвы втянутый в идейную борьбу, вступает в болезненные отношения с миром. Живет он в «крошечной клетушке, шагов шесть длиной, имевшей самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отстающими от стен обоями». Сцена знакомства Раскольникова с Мармеладовым в трактире задает тон всему повествованию. «Понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда некуда больше идти…», «А коли не к кому, коли идти больше некуда! Ведь надобно же чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти…» – так происходит знакомство Раскольникова и Мармеладова, обедневшего чиновника «с отекшими от постоянного пьянства веками». Исповедальный монолог Мармеладова, который тут же выслушивает главный герой, окрашивает всю ситуацию в драматические тона. Под пьяный хохот и ядовитые насмешки посетителей распивочной рассказывает чиновник историю своей жизни. В романе возникает образ Петербурга мертвенного, холодного, равнодушного к судьбам людей. Семья Мармеладова многодетная: больная жена – Катерина Ивановна и четверо полураздетых детей. Катерину Ивановну, которую погубило противоречие между прошлой обеспеченной и богатой жизнью и жалкой, нищенской настоящей, преследуют глубокий, страшный, чахоточный кашель, бессонные ночи в ожидании мужа, плач голодных детей. Соня Мармеладова, старшая из детей, вынуждена торговать собой. Не пойди Соня на улицу, умерли бы с голоду её домочадцы. Даже самоубийство как достойный выход исключено. Соня становится грешницей, жертвует собой, отказывается от себя, но вера в Бога, как единственная надежда на спасение, не покидает её. Она живет в «большой комнате, но чрезвычайно низкой», которая походила на «сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое», «желтоватые, обшмыганные и истисканные обои», «бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок». + Все герои, поставленные в невыносимые для жизни условия, находятся в непрерывном нервном напряжении. Они озлоблены на себя, на своих близких, на окружающий мир. Герои не могут мириться с такой жизнью, злоба на которую доводит до остервенения. Так они создают свои теории, идеи, воплощение которых в жизнь приводит к непоправимым последствиям. Все герои отчасти становятся преступниками.

Читайте также:
Образ главного героя в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»: сочинение

Так что же такое Петербург для Достоевского? “. Петербург почему-то всегда казался мне загадочным. Не знаю, почему. С детства, почти потерянный, брошенный в Петербурге, я почему-то боялся всего этого”. Из романа Достоевского видно, что Петербург – это город одиноких людей, город тесных, пыльных, вонючих улиц, город убийств и кошмаров.

. Автор решает освободить главных героев. Отправляя их в Сибирь, на каторжные работы, он дарит им свободу, позволяет обрести истинное раскаяние и душевный покой, помогает найти любящего, нужного человека.

“Преступление и наказание” — книга великой боли за человечество

Во всех произведениях Достоевского мы видим общую черту, которая прослеживается во всем, что он написал: это боль человека, который не признает себя человеком или не имеет права быть человеком.

Ф. Достоевский – самый беспощадный художник XIX века, запечатлевший в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, обладавший огромной любовью к человеку и считавший своим долгом открыть глаза “униженным и оскорбленным” и заставить их бороться и искать выход из страданий и социальной несправедливости. Лев Толстой писал: “Самое главное в художественном произведении – это то, чтобы в нем был какой-то фокус, и оно должно быть недоступно для полного объяснения словами”. В произведениях Достоевского крайняя нищета изображается как ситуация, когда люди умирают от голода, но при этом теряют свою человечность и чувство собственного достоинства.

С точки зрения глубины и тонкости замысла, искусное и правдивое отображение действительности в романе Достоевского “Преступление и наказание” можно с большой смелостью назвать вершиной творчества автора. Действительно, автор сосредоточился на страшной картине жизни в России середины XIX века, со всей нищетой, бесправием и угнетением русского народа, который, хотя и пытался восстать против несправедливости, осознавал свое бессилие в этой борьбе. Чтобы точнее изобразить эту действительность, автор попытался проникнуть в глубину человеческой души, передать сознание народа, его борьбу и противоречия.

Роман Достоевского был опубликован в критическое для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, была вынуждена вместо этого познать глубокое разочарование и потрясение.

Читайте также:
Смех - единственное честное лицо в комедии Гоголя Ревизор: сочинение

Социальные противоречия не исчезли. Наоборот, они еще более обострились, а несправедливость общественного устройства стала еще острее. Все это тонко и эффективно сделал в своем романе Ф. М. Достоевский, с талантом настоящего мастера. На примере одного человека автор в данном случае передал трагедию целого народа, раскрыл трагедию всей планеты. Герои писателя не случайно происходят из среды разорившегося дворянства. Эта среда породила неординарную личность, которая часто проявлялась в то время в виде ярких, сильных характеров и болезненных спадов и подъемов сознания.

Действие романа происходит в Санкт-Петербурге, в самой бедной части города. Серый и мрачный город, кабаки, где люди пропивают свои печали; пьяные люди на улицах; женщины продают себя за бесценок; те, кто отказывается, бросаются с моста в воду. Люди живут в ужасных условиях нищеты, беззакония, болезней и безнадежности. Именно эти условия рождают в сознании многих россиян ложные (но очень понятные) представления о восстановлении справедливости.

Описывая жизнь Родиона Раскольникова, персонажа, полного противоречий, которого социальные соображения вынуждают совершить преступление, жестокое убийство, Достоевский стремился прежде всего показать, насколько разрушительным является такой шаг.

Но в то же время он мечтал показать возрождение, очищение человека через страдания, переосмысление принципов и окончательное преодоление зла. Да, Раскольников совершил преступление, он выбрал неправильный путь в жизни. Но главное здесь – узнать, что заставило его встать на путь убийства. И в попытке оправдать это, Достоевский уже на первых страницах упоминает о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден жить в маленькой комнате, точнее, в “чулане”, который сам автор сравнивает со шкафом, сапогом, гробом, подчеркивая крайнюю бедность его обитателя: “раздавленный бедностью”, “изуродованный бедностью”, “бедный и больной студент”.

Создавая психологический портрет своего героя, писатель подчеркивает черты, порожденные социальным положением бедного студента: недоверчивость, самолюбие, угрюмость, угрюмость. И эти черты, эти характеристики Родиона Раскольникова отражают обобщенный портрет поколения, показывая особенности психологии многих его современников.

Раскольников, Мармеладов и другие, подобные им, страдают в мире, где властвуют подлые и ничтожные Свидригайловы и Лугины. Таким образом, не осуждение в первую очередь, а страшная, сокрушительная боль пронизывает страницы романа Достоевского – боль за людей, раздавленных нищетой, как Катерина Ивановна Мармеладова, сравнивающая себя с загнанной клячей; как ее бедный муж, запивший до смерти от горя и нищеты; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы сохранить хоть какое-то подобие семейного существования. Ее образ наиболее трагичен. “Ты наложила на себя руки, ты погубила свою жизнь”, – говорит ей Родион. Таких несчастных девушек, как она, погубивших свою жизнь, пожертвовавших собой ради близких, ради какого-то призрачного благополучия, очень много. Для сестры Раскольникова это тот же (или почти тот же) путь. Глубокий протест в сердце главного героя возникает от осознания этого, от понимания разрушительности поступка, который готова совершить за него его сестра, выйдя замуж за нелюбимого, никчемного человека.

Читайте также:
Почему М.Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине странной?: сочинение

Процентщика не спасти, поэтому Родион должен его ликвидировать. Таким образом он спасет себя и свою семью. В таких обстоятельствах смерть бесполезной старухи кажется оправданной, в чем Раскольников еще больше убеждается после того, как получает письмо от матери, в котором она сообщает ему о своем ужасном материальном положении. “Ясно, что теперь надо было не чахнуть, не страдать пассивно, рассуждая, что дело неразрешимо, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хотя бы на что-то, иначе. Или вообще отказаться от жизни. ”

Да, такая мысль могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников однажды подслушал в трактире, только под влиянием крайней бедности, отчаяния, несправедливости окружающего мира. “За жизнь, тысячи жизней, спасенных от разложения и упадка” – это ли не благородный и оправданный результат!

Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в угол, вынужденных наблюдать, как сотни, тысячи жизней умирают каждый день, жизни, которые еще можно спасти “от нищеты, от упадка, от разорения, от разврата, от венерической болезни”. “И все, что тебе нужно сделать, это убить бесполезную старуху и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Напротив, суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Болезненное осознание. Но если роман говорит о том, что стремления к лучшей жизни не тщетны, что попытки достичь ее другим, правильным путем не тщетны, то мы понимаем, что, к сожалению, этим стремлениям не суждено осуществиться так скоро. И многострадальному русскому народу еще предстоит пройти через многие испытания. Отсюда нескрываемая грусть автора по всем народам, по всему человечеству.

Однако Достоевский писал в “Дневнике писателя”: “Я не могу думать и жить иначе, как с уверенностью, что все девяносто миллионов русских (или сколько их тогда родится) когда-нибудь будут образованы, очеловечены и счастливы”.

Общественная атмосфера конца 60-х годов и ее отражение в идеологическом романе “Преступление и наказание”

С этих мыслей Достоевский начинает одно из ключевых произведений своего творчества – “Преступление и наказание”. Это одна из самых трудных книг в истории мировой литературы. Писатель работал над ним в трудные времена конца 1960-х годов, когда Россия вступила в сумеречную и переходную эпоху. Общественное движение 1960-х годов начало спадать, в стране поднялась волна правительственной реакции: лидеры революционного движения были арестованы, крестьянские восстания подавлены, надежды революционных демократов пошли прахом, как и надежды русского народа на будущее страны.

Читайте также:
Женские образы в поэзии Н. А. Некрасова: сочинение

на крестьянскую революцию оказались несостоятельными. “Куда идти? Чего искать? Каких держаться руководящих истин? – задавал тогда тревожный вопрос М. Е. Салтыков-Щедрин.- Старые идеалы сваливаются со своих пьедесталов, а новые не нарождаются… Никто ни во что не верит, а между тем общество продолжает жить и живет в силу каких-то принципов, тех самых принципов, которым оно не верит”.
Положение усугублялось тем, что раздиравшие дореформенную Россию социальные противоречия к концу 60-х годов не только не сгладились, но еще более обострились. Половинчатая крестьянская реформа ввергла страну в мучительную

ситуацию двойного социального кризиса: незалеченные крепостнические язвы осложнились новыми, буржуазными. Нарастал распад вековых духовных ценностей, смешались представления о добре и зле, циничный собственник стал героем современности.
В атмосфере идейного бездорожья и социальной расшатанности угрожающе проявились первые симптомы общественной болезни, которая принесет неисчислимые беды человечеству XX века. Достоевский одним из первых в мировой литературе дал ей точный социальный диагноз и суровый нравственный приговор. Вспомним сон Раскольникова накануне его душевного исцеления: “Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу… Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими… Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали”.
Что это за “моровая язва” и о каких “трихинах” идет здесь речь? Достоевский видел, как пореформенная ломка, разрушая вековые устои общества, освобождала человеческую индивидуальность от культурных традиций, преданий и авторитетов, от исторической памяти. Личность выпадала из “экологической” системы культуры, теряла самоориентацию и попадала в слепую зависимость от “самоновейшей” науки, от “последних слов” идейной жизни общества. Особенно опасным это было для молодежи из средних и мелких слоев общества. Человек “случайного племени”, одинокий юноша-разночинец, брошенный в круговорот общественных страстей, втянутый в идейную борьбу, вступал в крайне болезненные отношения с миром. Не укорененный в народном бытии, лишенный прочной культурной почвы, он оказывался беззащитным перед соблазном власти “недоконченных” идей, сомнительных общественных теорий, которые носились в “газообразном” обществе пореформенной России. Юноша легко становился их рабом, исступленным их служителем, а идеи обретали в его неокрепшей душе деспотическую силу и овладевали его жизнью и судьбой.
Фиксируя трагические проявления новой общественной болезни, Достоевский создал особый роман – идеологический. По замечанию исследователя К. Ф. Корякина, Достоевский “одержим мыслью о том, что идеи вырастают не в книгах, а в умах и сердцах, и что высеиваются они тоже не на бумагу, а в людские души… Достоевский понял, что за внешне привлекательные, математически выверенные и абсолютно неопровержимые силлогизмы приходится порой расплачиваться кровью, кровью большой и к тому же не своей, чужой”.
В основе драматического конфликта романов Достоевского – борьба одержимых идеями людей. Это и столкновение характеров, воплощающих разные идейные принципы, это и мучительная борьба теории с жизнью в душе каждого одержимого человека. Изображение общественной ломки, связанной с развитием буржуазных отношений, Достоевский сочетает с исследованием противоречивых политических взглядов и философских теорий, которые это развитие определяют.
Герой Достоевского – не только непосредственный участник событий, но и человек, идеологически оценивающий происходящее. Бросая идеи в души людей, Достоевский испытывает их человечностью. Романы его не только отражают, но и опережают действительность: они проверяют на судьбах героев жизнеспособность тех идей, которые еще не вошли в практику, не стали “материальной силой”. Оперируя “недоконченными”, “недовоплощенными” идеями, романист забегает вперед, предвосхищает конфликты, которые станут достоянием общественной жизни XX века. То, что казалось современникам писателя “фантастическим”, подтверждалось последующими судьбами человечества. Вот почему Достоевский и по сей день не перестает быть современным писателем как в нашей стране, так и за рубежом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: