Перелом в мировоззрении Л. Н. Толстого (о творчестве 80—90-х гг. XIX века): сочинение

Сразу же после публикации “Детства” молодой Л.Н. Толстой считался одним из самых выдающихся литературных деятелей своего времени.

Поздний период творчества Л,Н, Толстого

К концу 70-х — началу 80-х годов XIX века в мировоззрении Толстого наступил перелом, подготовленный всем ходом исторического развития пореформенной России. В это время Толстой окончательно порывает со своим классом и переходит на позиции патриархального крестьянства. На идейное содержание его произведений начинает оказывать преимущественное влияние драматическая сторона жизни, крушение старого общественного строя вместе с его привычками, традициями, верованиями. Отсюда повышенный интерес писателя к отрицательным явлениям тогдашней действительности, необычная социальная острота изображения глубинных процессов жизни и психологии личности, стремление в немногом (в небольших по объему произведениях) сказать о многом.
Защищая естественное право простых людей на жизнь, Толстой выступал от имени стомиллионного русского крестьянства и подвергал беспощадной критике собственность, государство, мораль эксплуататорского общества. “Всем существом” своим он понял, что в “преступлении, уже не один раз совершенном, но постоянно совершающемся”, виноваты “те, которые живут во дворцах и ездят в каретах”, и что теперь в отношении к ним он находится “не в положении заблуждающегося или отклоняющегося”, а “в положении обличителя”.
В то же время со свойственной патриархальному крестьянину слабостью Толстой обращается к Богу и со ссылками на него убеждает господ отказаться от своих привилегий. Посещение ночлежных домов, тюрем, московского Хитрова рынка, а также участие в очередной переписи населения приводят его к убеждению, что зло, пропитавшее все вокруг, можно устранить в том случае, если все люди, и бедные и богатые, забудут о личном благе и направят все свои усилия на нравственное самоусовершенствование. Настойчивые призывы “проникнуться истиной Христа” и “самоусовершенствоваться” проходят у Толстого через все его публицистические и художественные произведения этого периода (“Исповедь”, “В чем моя вера”, “Так что же нам делать?”, “Смерть Ивана Ильича”, “Крейцерова соната”, “Власть тьмы”, “Плоды просвещения”).
С огромной силой разоблачающего реализма осуждает в них Толстой жизнь богатых классов. Критика общественных обманов реализуется в этих произведениях с помощью психологического самораскрытия героя.. Картина расплаты умирающего Ивана Ильича за то, что он прожил жизнь не так, как надо, с мучительным сознанием того, что теперь ничего нельзя поправить, потрясает своим правдоподобием. В “Крейцеровой сонате” герой не умирает. Толстой не зажигает здесь того “света”, который, как вспышка, возникает и гаснет в душе умирающего Ивана Ильича в момент его последнего вздоха. Он описывает условия, в которых совершалось падение героя, распутывает цепь преступлений, приведших Позднышева к душевной катастрофе.
Особенность произведений позднего периода творчества Толстого состоит в том, что в них в своеобразной форме нашли отражение характерные черты исторической деятельности. Лучшие устремления Толстого идут в них не от религии, а от жизни. Проповедь Толстым новой веры, очищенной религии, соединенной в его публицистических и художественных произведениях с критикой казенной церкви, суда, правительственных насилий, воспринималась в официальных кругах как “пропаганда самого крайнего, самого разнузданного социализма”. Высказывалось мнение о необходимости заточения Толстого в тюрьму, определения его в дом умалишенных и т. п. Особенно ополчилась реакция против писателя после выхода в свет романа “Воскресение”. В 1901 году святейший синод отлучил Толстого от церкви

БЛОК

На протяжении всей своей поэтической жизни Блок находился под влиянием классической русской литературы. Творчество Александра Блока отразило основные черты переломной эпохи. Отражение русской революции лежит на его поэмах и стихах.

Испепеляющие годы! Бездумье в тебе, надежда в тебе?

Широкий тематический диапазон лирики – от сокровенных движений души, тайны юношеской любви, до философских обобщений и исторических путей народа.

Ранние стихи Блока, составившие его первую книгу, опубликованную в 1904 году, “Стихи о прекрасной даме”, многомерны. Стихотворения символичны тем, что в них противопоставляются печальный ЕГО и прекрасный ЕГО, святость идеалов главного героя, поиск земли обетованной, решительный разрыв с окружающей жизнью, поклонение индивидуализму и красоте. Действие цикла – это предвкушение встречи с возлюбленной, которая изменит мир и героя. С одной стороны, героиня – настоящая женщина: “Она стройна и высока, // Всегда надменна и строга”. С другой стороны, перед нами небесный, таинственный образ “Девы”, “великолепной вечной супруги”, “непорочной”. “Он” – влюбленный рыцарь, смиренный монах, готовый к самоотречению. “Она” – телесный носитель веры, надежды и любви лирического героя.

Лирический герой проявляется в развитии

Вторая его книга, “Нечаянная радость”, сделала популярным имя поэта в писательских кругах. Среди стихов “Незнакомка”, “Девушка пела в церковном хоре”, “Осенняя волна”.
Герой Блока становится обитателем шумных городских улиц, жадно вглядывающимся в жизнь. Он одинок в окружении пьяниц, он отвергает этот ужасающий его душу мир, похожий на балаган, в котором нет места ничему прекрасному и святому. Мир травит его, но среди этого хмельного угара появляется незнакомка, и ее образ будит светлые чувства, кажется, она верит в красоту. Образ ее удивительно романтичный и манящий, и видно, что жива еще в поэте вера в добро. Пошлость, грязь не могут запятнать образ незнакомки, отражающий мечты Блока о чистой, беззаветной любви. А стихотворение “Осенняя волна” стало первым воплощением темы родины, России в творчестве Блока. В стихах появляются некрасовские интонации – любовь к родине – любовь-спасение, понимание того, что свою судьбу невозможно представить в отрыве от нее.

Читайте также:
Значение монолога Хлестакова в комедии «Ревизор»: сочинение

После поездки в Италию в 1909 году Блок написал цикл “Итальянские стихи”, а весной 1914 года цикл “Кармен”. В этих стихах Блок остается тонким лириком, воспевающим красоту и любовь.

Через углубление социальных тенденций (цикл “Город”), религиозный интерес (цикл “Снежная маска”), понимание “страшного мира”, осознание трагедии современного человека (произведение “Роза и крест”) Блок приходит к идее неизбежности “наказания” (цикл “Иамба”; поэма “Наказание”). В творчестве Блока ненависть к миру “сытых”, к уродливым и бесчеловечным чертам жизни (цикл “Страшный мир”, 1909-16) выражена с настойчивостью и силой.

Любовные тексты Блока романтичны и несут в себе роковое и трагическое начало, а также восторг и экстаз (части цикла “Снежная маска”, “Фаина”, “Месть”, 1908-13, “Кармен”, 1914).

Тема поэта и поэзии. Все ранние стихи о творчестве содержат представление о независимости поэта от толпы, о его превосходстве над толпой. стихотворения “Друзьям” и “Поэтам”. По мнению Музы, творчество – это не награда, а тяжелый труд, несущий больше разочарований и огорчений, чем лавров и радости. Вдохновение поэта – это дар Божий, дар, который должен быть отплачен счастьем, миром, комфортом и процветанием.

Основной темой своего творчества Блок считает тему Родины. С первых стихотворений о России (“Осенняя волна”, “Осенняя любовь”, “Россия”) возникает двуликий образ страны – нищей, богомольной и одновременно вольной, дикой, разбойной. В этот период поэт создает циклы стихов «Родина», «На поле Куликовом». Двойственное отношение к России особенно ярко воплощено в стихотворении «Грешить бесстыдно, непробудно. ». Блок рисует реалистичную картину современной ему России.
И под лампадой у иконы
Пить чай, отщелкивая счет,
Потом переслюнить купоны,
Пузатый отворив комод.

Но заканчивается произведение словами:
Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне.
Немного другой ракурс взял поэт в своем цикле «На поле Куликовом».

Революция 1917 года нашла отражение в его величайшей послеоктябрьской поэме “Двенадцать” (1918). В нем отражены как реальные события, так и взгляд поэта на историю, природу цивилизации и культуры.

Самое начало поэмы настраивает читателя на борьбу; резким контрастом встают два мира — старый и новый, только что родившийся:
Человеческие страсти и разбушевавшаяся стихия действуют в унисон, разрушая все отжившее, олицетворяющее старый уклад жизни.

А за ними стоят двенадцать человек, отряхивая с себя обломки мертвого общества. Кто они – строители будущего или жестокие разрушители, убийцы?

Блок употреблял в своей поэме множество символов: имена, числа, цвета.
Лейтмотив поэмы возникает с первых тактов: в разрыве и противопоставлении «белого» и «черного». Черный цвет – смутного, тёмного начала. Белый цвет символизирует чистоту, духовность, это цвет будущего.

Образ Христа также символичен в поэме. Иисус Христос – вестник новых человеческих отношений, выразитель святости и очищающего страдания. Для Блока его “двенадцать” – настоящие герои, ибо они – исполнители великой миссии и выполняют священную работу – революцию. Будучи символистом и мистиком, автор выражает священность революции в религиозном ключе. Блок подчеркивает священность революции и ставит перед этими “двенадцатью” невидимого Христа.

Папиллярные узоры на пальцах являются маркером атлетических способностей: дерматоглифические знаки формируются на 3-5 месяце беременности и не меняются в течение жизни.

Деревянные столбы для поддержки проводов и методы укрепления угловых опор: Опоры воздушных линий – конструкции, предназначенные для поддержки проводов на необходимой высоте над землей или под водой.

Организация поверхностного стока воды: большая часть влаги планеты испаряется с поверхности морей и океанов (88 ‰).

Для механического удержания земляных масс на склонах используют различные конструкции контрфорсов.

© cyberpedia.su 2017-2020 – Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

Перелом в мировоззрении Л. Н. Толстого.

На рубеже1870—1880-х годов Л. Н. Толстой пережил один из самых острых и сложных кризисов на своем пути, завершившийся переломом — решительной перестройкой всего мировоззрения.
Учение Л.Н.Толстого об истинной жизни основано на пяти
заповедях Иисуса Христа из Нагорной проповеди, приведенных в
Евангелии от Матфея: придерживаться принципа непротивления
злу насилием; не прелюбодействовать и соблюдать чистоту семейной
жизни; не клясться и не присягать никому и ни в чем; не мстить
никому и не оправдывать чувства мести тем, что тебя обидели,
учиться терпеть обиды; помнить: все люди братья — и учиться во
врагах видеть доброе. Главной заповедью писатель считал
непротивление злу насилием. Л. Н. Толстой был убежден, что злом
нельзя уничтожить зло, только воздержание от насилия может стать
средством борьбы с насилием.

Нагорная проповедь Спасителя — проповедь, в которой как бы сконцентрировано все Евангелие, собрано все то главное, что необходимо знать и делать христианину. Эту проповедь записал Святой Евангелист Матфей. Господь произнес Нагорную проповедь на невысокой горе, находящейся на северном берегу Галилейского озера около города Капернаума, впервый год Своего служения.
Лев Николаевич Толстой 257
В статье «Исповедь» (1882) Л. Н. Толстой рассказал о своем
постепенном, но последовательном разочаровании в казенной религии и Церкви, о том, как он убедился в искажении ими истинного
смысла человеческого бытия. Писатель отверг правомерность
разделения людей на народ и «образованное сословие», потребовал от
людей любого социального статуса трудиться своими руками на
земле. Отрицая все современные порядки, единственное и вместе с
тем несомненное средство спасения он усматривал во всеобщем и
безусловном отказе от насилия.
В работе «Исследование догматического богословия» (1884)
Л. Н. Толстой безоговорочно развенчал догматы православной веры,
а в трактате «В чем моя вера?» (1884) противопоставил им свое
религиозно-нравственное учение, проповедь «непротивления злу
насилием». Трактат «Так что же нам делать?» (1886), в основание
которого легли наблюдения самого писателя над жизнью трудового
люда, главным образом во время переписи, представил широкую
картину народных бедствий и нищеты.
Учение графа Толстого вызвало возмущение официальных
представителей Русской православной церкви. В 1901 году в газете
«Церковные ведомости» было напечатано «Определение Святейшего
Синода» об отлучении Л. Н. Толстого от Церкви. Характерно, что в
этом документе писатель не был предан анафеме. (Анафема — отлучение
христианина от общения с верующими и от святых таинств, применяемое в
качестве высшей церковной кары за тяжкие прегрешения (прежде всего за
измену православию и уклонение в ересь или раскол)

Вместо слова «анафема» в определении Синода употреблены выражения «отторг себя сам от всякого общения с Церковью Православной»,
«отпадение его от Церкви». Таким образом, Синод лишь
зафиксировал своим документом факт свободной воли человека —
отход Л. Н. Толстого от церковной жизни.
Через месяц Л. Н. Толстой выступил со статьей «Ответ на
постановление Синода», в которой заявил: «Я действительно
отрекся от Церкви, перестал исполнять ее обряды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей. То, что я отвергаю непонятную Троицу и басню о падении первого человека, историю о Боге, родившемся от Девы, искупающем род человеческий, то это совершенно справедливо». Завещание писателя было исполнено: он умер без покаяния и погребен вне территории фамильного кладбища Толстых.
После перелома: народные рассказы, повести, драматургия. Народные
рассказы Л.Н.Толстой адресовал самому широкому читательскому кругу. Он
взялся ответить на такие «первоосновные» вопросы, как: «чем люди живы?» или «много ли человеку земли нужно?».
Однако Л. Н. Толстой продолжал писать и в прежней своей,
«необщедоступной», как он ее сам иногда называл, манере. Так, в частности,
написаны повести «Смерть Ивана Ильича» (1886), «Крейцерова
соната» (1889), «Дьявол» (1890), «Отец Сергий» (1898).
В повести «Смерть Ивана Ильича» Л.Н.Толстой предъявил всей современной жизни обвинение в том, что она лишена подлинного человеческого наполнения и не может выдержать проверки смертью. Перед лицом смерти всё у Ивана Ильича, прожившего жизнь самую обычную, похожую на множество других жизней, оказывается «не т о » . Имевший службу, семью, друзей, доставшуюсяему по традиции веру, он умирает одиноким, испытывая неодолимый ужас и не
зная, чем помочь остающемуся жить мальчику — своему сыну.

Читайте также:
Поэма Некрасова Княгиня Трубецкая: сочинение

Период после перелома принес Л.Н.Толстому первые свершения в области
драматургии— в 1880-х годах были написаны пьесы «Власть тьмы» и
«Плоды просвещения», пьеса «Живой труп».

«Воскресение» (1899). Последнему роману Л.Н.Толстого «Воскресение»,
который создавался десять лет, суждено было стать и одним из итоговых
романов XIX века.
С первых строк романа все современное жизнеустройство сразу же
предстает перед нами как ложное в самом своем основании, опутавшее и
запутавшее всех людей, о чем писатель прямо и с полной убежденностью
объявляет. Л.Н.Толстой обвиняет и обвиняет.
Дальше читатель узнает, что Катюшу Маслову ведут в суд. И
судить ее будут за преступление, которого она не совершала. В числе
ее судей — барин Нехлюдов, повинный во всем горьком и страшном,
что с ней случилось. Несправедливость достигла последнего предела.
Люди, которые судят Катюшу, поймут ее и поверят ей. Они не
захотят ей зла. Но их отношения с ней разворачиваются в границах
установившейся нравственности и общественной системы. Сами
того не желая, они обрекают ее на каторгу и Сибирь.
Нехлюдову достаточно встретить в суде обманутую и брошенную им когда-то Катюшу, чтобы он решительно переломил свою
жизнь, отказался от владения землей, взял на себя ответственность
за всю дальнейшую судьбу Масловой, с головой окунулся в хлопоты о
многих и многих арестантах. Катюше появление перед ней
Нехлюдова вернуло ее давнюю чистую любовь к нему, заставило и ее
думать и помнить уже не о себе, но о других: снова любя Нехлюдова,
она не разрешает себе воспользоваться его чувством вины перед ней
и уходит с другим человеком, которому она нужна. Воскресают в
романе и Катюша, и Нехлюдов для совсем новых отношений друг к
другу, указывая тем самым новый путь и всякому из людей. В конце
романа Нехлюдов показан за чтением Евангелия — общество,
которому предстоит сложиться, полагал Л. Н. Толстой, должно
объединить теперь всех на той же нравственной основе, на какой
все для человечества когда-то начиналось.

В эстетическом трактате « Что такое искусство?» (1898), в
статьях об искусстве этого десятилетия Л. Н.Толстой возлагал на
ответственность за положение в обществе, за состояние
отношений между людьми.
Последние годы жизни. После романа «Воскресение» все последнее десятилетие своей жизни Л.Н.Толстой продолжал писать, как
это у него называлось, «художественное». Его удивительный дар не
слабел.
Опубликованная, как и пьеса «Живой труп», посмертно, в 1911
году, повесть «Хаджи-Мурат» (1904) посвящена историческим
событиям времен Кавказской войны. Убедительно показано, как
одинок, как затерян в потоке событий, а часто и обречен живой
человек, сколь ответствен и виновен перед ним ход истории, какую
жалкую цену имеет даже самая яркая и сильная человеческая
жизнь.
Поздний Л.Н.Толстой все больше сосредоточивал свои усилия на
прямом вмешательстве в ход жизненных событий и захвачен был
прежде всего прямым пересозданием мира людского.
Он неуклонно борется против применения насилия. В1900 году
выступает со статьей «Не убий». В 1901 году писатель потребовал от
царя прекратить репрессии против студентов. После поражения
революции 1905 года в знаменитом своем произведении «Не могу
молчать» (1908) он осудил правительственный террор, смертные
казни.
Неустанная работа Л. Н. Толстого над самим собой продолжалась. Он видел в ней обязательное условие понимания других
людей. За пять лет до смерти, 21 сентября (3 октября) 1905 года, он
записал: «Во мне все пороки, и в высшей степени. Все, все есть, и в
гораздо большей степени, чем у большинства людей. Одно мое
спасение, что я знаю это и борюсь, всю жизнь борюсь. От этого они
называют меня психологом». Стремясь, видимо, быть
последовательным до конца, привести ради этого собственный быт в
совершенное соответствие с утверждаемой программой жизни,
поддержать личным примером призыв «отойти от зла», Л. Н. Толстой
на восемьдесят третьем году жизни ушел из Ясной Поляны. Этим он
осуществил свою давнюю мечту гармонизировать свою внутреннюю
духовную жизнь и быт. С момента перелома в мировоззрении
писателя мучила необходимость оставаться в прежних социально-бытовых условиях. Еще в 1894 году он отказался от владения
собственностью, как будто умер, передав все права наследства
семье. Этого было мало. Жизнь яснополянского графа угнетала его.
Единственной возможностью обрести равновесие и идти своим
духовным путем был уход. В сопровождении дочери Александры и
доктора Душана Маковицкого в ночь с 27 на 28 октября (9 —10
ноября) он тайно покидает Ясную Поляну. В дороге он простудился,
заболел воспалением легких и сошел с поезда на станции Астапово
Рязанской железной дороги. 7 (20) ноября 1910 года Лев Николаевич
Толстой скончался. Похоронен Л.Н.Толстой, согласно его завещанию,
в Ясной Поляне, у дороги, на краю оврага старого Заказа, где в
детстве с братом Николенькой они искали зеленую палочку, на
которой была написана тайна «муравейных братьев», как сделать
всех людей счастливыми.

Читайте также:
Любовная лирика Есенина и Маяковского: сочинение

Творчество Л. Н. Толстого в мировой литературе. Личность и
творчество великого русского писателя оказали огромное влияние на
русских и зарубежных литераторов.
Русские писатели XX века продолжили в своих произведениях
масштабную эпическую традицию Л. Н. Толстого («Жизнь Клима
Самгина» М.Горького, «Тихий Дон» М.А.Шолохова, «Хождение по
мукам» А. Н. Толстого, «Белая гвардия» М. А. Булгакова, «Красное
колесо», «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус» А. И. Солженицына и
др.).
Толстовская идея исторической закономерности, толстовское
отрицание роли «великих людей» — все это ясно ощущается в
последних книгах Василия Гроссмана. Тема государственной
необходимости, противостоящей человеческой свободе, стала
основной в романе Юрия Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара» (1927).
По словам Л.Н. Толстого, настоящий художник должен
жертвовать « своим спокойствием и своим благосостоянием », чтобы
выполнить свой долг перед людьми. Эта мысль великого русского
писателя навсегда запала в душу выдающегося французского
литератора, бойца против войны и фашизма Ромена Роллана (1866
—1944). На протяжении всей жизни он с глубоким уважением
относился к самому Л. Н. Толстому и к его творчеству, поэтому все
произведения Р. Роллана проникнуты толстовскими настроениями. В
книге «Жизнь Толстого» (1911) Р.Роллан создал величественный образ
человека, художника, мыслителя.
Один из наиболее сложных и самобытных мастеров западноевропейского реализма XX века Томас Манн (1875 — 1955) ощущал в
Л.Н. Толстом художника громадного диапазона. Т.Манн считал, что
единственной возможностью для спасения рода человеческого может
служить поддержка конструктивных, созидательных сил истории.
Эти идеи подтолкнули Т. Манна к созданию романа на основе
библейской легенды об Иосифе. К написанию романа «Иосиф и его
братья» Т. Манн обратился и под влиянием Л. Н Толстого, считавшего
библейский текст об Иосифе высшим проявлением подлинного
искусства и подлинной человечности.
Л. Н. Толстой оставил глубокий след в сознании французского
писателя XIX века Ги де Мопассана (1859 —1893), написавшего в
1879 году: «Нам всем следует учиться у графа Толстого, автора
“Войны и мира”». Мопассан опирался на творчество Л. Н. Толстого в
разработке военно-патриотической темы.
Американский писатель и публицист Эрнест Миллер Хемингуэй
(1899 —1961) считал Л.Н.Толстого своим учителем в изображении
войны. Уже будучи крупным прозаиком, Хемингуэй не раз
утверждал, что «всякий опыт войны бесценен для писателя», и
высказал мысль об абсолютной, эталонной правдивости
Л.Н.Толстого. В повести Хемингуэя «Старик и море» Сантьяго,
подобно любимым героям Л.Н.Толстого в лучшие минуты их жизни,
испытывает чувство причастности к бескрайней полноте жизни.
Выдающийся австрийский писатель, мастер новеллы Стефан
Цвейг (1881 —1942) в своих очерках о Л.Н. Толстом («Прелюдия»,
«Певец своей жизни») говорил об особенностях мировоззрения
великого русского писателя, о сильных и слабых сторонах его
характера. Благодаря работам Цвейга за рубежом возрос интерес к
личности и творчеству Л.Н.Толстого.
Французского писателя Анатоля Франса (настоящее имя —
Анатоль Франсуа Тибо; 1844 —1924) восхищали в Л. Н. Толстом
глубинное понимание жизни, общества и при этом удивительная
сила любви и милосердие к человеку. Франс считал Л. Н. Толстого
учителем не только для себя, но и для всех.
Влияние Л.Н.Толстого как мыслителя чувствуется во многих
произведениях английского писателя-драматурга Джорджа
Бернарда Шоу (1856 —1950). Именно благодаря Л.Н.Толстому Шоу
открыл для себя критико-реалистическое направление в творчестве,
нашел беспощадную, прямую постановку самых острых и коренных
вопросов.
В целом творчество Л. Н. Толстого привнесло в мировую литературу тонкость и точность психологического анализа, оригинальность и силу художественного слова, мощное эпическое начало, искреннее бесстрашие обличения.

Читайте также:
Роль и место лирических отступлений в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»(на примере одного-двух из них).: сочинение

Перелом в мировоззрении Л. Н. Толстого (о творчестве 80—90-х гг. XIX века): сочинение

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ ТОЛСТОГО

В конце XIX века усадьба Ясная Поляна стала своеобразным культурным центром, куда съезжались писатели, ученые и деятели со всей России и других частей света, чтобы встретиться с Толстым.

В своих трудах М. Горький удивлялся и гордился: “Весь мир смотрит на него. От Китая, до Индии, до Америки – через весь мир, к нему тянутся трепетные благоговейные нити, его душа для всех, его душа навсегда”.

Писатели И. С. Тургенев и А. Толстой гостили у него в Ясной Поляне. Фет, Чехов, Горький, Лесков, Короленко, Гаршин, Вересаев и другие художники; Ремин, Крамской, Ге, Пастернак, Серов, Ярошенко и другие. Ее сочинял, в частности, С. И. Танеев. Среди художников – В. Нестеров, Л. О. Пастернак, В. А. Серов, Н. А. Ярошенко и др. Композиторы и музыканты – С. И. Танеев, А. Игумнов; ученые – И. И. Мечников, Б. Гольденвейзер, А. С. Аренский и др.

Толстой жил в Москве в 80-е и 90-е годы (с 1881 по 1901 год) и отдал свою жизнь тому, чтобы дети получили образование. Здесь был приобретен его дом в Хамозном переулке (ныне улица Льва Толстого).

Зимой Толстой жил в Москве (летом он всегда ездил в Ясную Поляну). Небольшой двухэтажный особняк в глубине сада привлекал посетителей так же, как и яснополянская усадьба.

Жизнь Толстого в Москве была такой же простой, как и жизнь в Ясной Поляне. Он катался на собственном водном ялике, рубил дрова и делал обувь. Он сохранил свою необычайную физическую силу до глубокой старости. Достаточно сказать, что в 70 лет он легко катался на коньках, в 75 лет с удовольствием ездил на велосипеде, а в 80 лет быстро ездил верхом. Помимо литературной деятельности, он уделял много внимания общественной деятельности. В 1882 году он с энтузиазмом принял участие в переписи населения Москвы, выбрав район, населенный бедняками. Между 1891 и 1894 годами – в период неурожаев – он участвовал в организации помощи голодающим крестьянам.

В конце 1901 года Толстой опасно заболел воспалением легких. В течение нескольких месяцев он лечился в Крыму, в Гаспре. Там он часто встречался с М. Горьким и А. П. Чехова, которого он очень любил и почитал. Прекрасное описание Толстого на этом этапе его жизни можно найти в мемуарах Горького.

После возвращения из Крыма Толстой снова поселяется в Ясной Поляне, где проводит почти всю жизнь, и не покидает ее до самой смерти.

Меняющиеся взгляды Толстого заставили его пересмотреть все свои предыдущие литературные начинания.

Его трактат “Так что же нам делать?” исследует эти вопросы. он пишет: “Мы произвели бездну людей и великих писателей, разобрали этих писателей на куски и написали горы критики, и критика на критику, и критика на критику, и собрали картинные галереи, и различные художественные школы изучили до тонкостей, и наши симфонии и оперы таковы, что нам самим уже трудно их слушать. А что мы прибавили к народным сказаниям, легендам, сказкам, песням, какие картины мы дали народу и какую музыку?”. По мнению Толстого, “литература, как и откуп, есть только эксплуатация, искусно разыгранная, выгодная только для участников и невыгодная для народа”.

После отречения от своей прежней литературной деятельности он видит в ней лишь средство для разжигания греховных страстей. “В соответствии с этим взглядом он переходит в 80-х годах к беллетристическим произведениям, в которых его главная задача – учить народ нравственности. Поэтому он выступает перед народом с рядом маленьких моралистических рассказов: “Для чего люди живут?”, “Свеча”, “Два старика”, “Бог правду видит, да не скоро скажет” и т.д. Поучительная тенденция звучит в его более крупных произведениях 80-90-х годов: “Смерть Ивана Ильича” (1886), “Власть тьмы” (1886), “Креперская соната” (1890), “Плоды просвещения” (1891), “Хозяин и работник” (1895) и др.

В 80-е годы, чтобы обеспечить народ дешевой и полезной литературой, Толстой организует книгоиздательство “Посредник”. Книги “Посредника” продавались за полторы копейки в огромных количествах широким массам.

Многие друзья и почитатели Толстого были в восторге от его решения отказаться от художественной литературы. И. С. Тургенев, умирая, написал ему в предсмертном письме: “Друг мой, вернитесь к литературной деятельности. Друг мой, великий писатель земли русской, выслушай мою просьбу!”.

Читайте также:
История России в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова: сочинение

Но сама жизнь и необходимость Толстого заниматься литературной деятельностью привели его к творчеству художественному, и он захотел исследовать свое новое отношение к действительности на широком художественном полотне. Все это заставляет его пересмотреть свое отношение к искусству в 90-е годы. Работа над произведениями искусства позволит ему выразить те взгляды, которые сложились у него за последние десятилетия. Автор пишет в своем дневнике, что начал задумываться о написании романа, освещая его с учетом нынешнего взгляда на вещи.

Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого , страница 14

На протяжении всей “Анны Карениной” есть люди, которые служат христианству. Мадам Штраль и Варенька, но Кити понимает, что это нищета духа и нищета жизни. В попытке Левина соединить патриархальное крестьянство и дворянство остается лишь тонкая нить. Стремление к вере, сочетающей традиционную религию и его собственную.

Переломный момент в мировоззрении Толстого наступил в начале 1980-х годов.

На протяжении всей своей жизни Толстой отвергал любой компромисс между крестьянством и дворянством. Что касается Толстого, то он отказался от всех дворянских привилегий и дворянского образа мышления. Он встал на сторону крестьянства. Его утопическая теория, его учение было построено на этом крестьянском мировоззрении. В последние годы жизни он выступал не как писатель, а как проповедник и учитель жизни.

После перерыва Толстой забросил художественное творчество, стал считать искусство забавой дворян. С самого начала Толстой писал только публицистические и философские произведения.

“Исповедь”, где он рассказывает все, что с ним произошло и как это случилось; “В чем моя вера”, “И что нам делать”, “Царство Божие внутри нас”. В то же время Толстой писал популярные рассказы. Коротко и просто, что может быть понятно неграмотному крестьянину. И он художественно излагает свое учение. История Ивана-дурака и его братьев” более полная. Он также пишет религиозные произведения, работает над своим Евангелием.

В конце 1980-х годов появляются романы, написанные по-новому. Открывается новый жанр – пьесы. “Власть тьмы” – трагедия, “Плоды просвещения” – комедия. Романы: “Смерть Ивана Ильича”, “Крейцерова соната”, “Мастер и работник” и др. Эти романы показательны, они рассказывают о ненормальности в жизни людей, которые их окружают.

1990-е годы полностью посвящены воскрешению. В IX веке он возвращается к романам и пьесам. Толстой пишет романы по-новому, по-новому передает свое учение: “После бала”, “Зачем? (Судьба изгнанных поляков). Но в то же время он пишет вещи, которые уже не соответствуют его учению: незаконченная пьеса “Живой труп”, рассказ “Хаджи-Мурат”, где стиль Бунина дает о себе знать.

В чем заключается учение Толстого? Что отвергает Толстой? Что он предлагает? В каком смысле?

1. Корень несправедливости – несправедливое владение землей. Земля принадлежит дворянам, которые ее не обрабатывают, а крестьяне, которые работают, не имеют земли. Следствием такой ситуации стала праздная и паразитическая жизнь дворянства. И все занятия, которыми занимаются дворяне, вызваны скукой, в том числе и искусство.

Несправедливое разделение должно поддерживаться силой, а весь государственный аппарат является инструментом насилия.

Аристотель отрицает существование дворянства, благородных владений, всевозможных благородных занятий, всего государственного аппарата, а также армии, которая нужна только для подавления своих и чужих людей.

В результате церковь (институт) и религия (система верований) рассматриваются как элементы государства, которые держат угнетенных в заточении, отсюда и неприятие религии и церкви.

Толстой считает коренным населением только крестьян. Индустриальная городская жизнь, по мнению Толстого, является лишь развращением народа. Он отвергал и промышленность, и город, и отвергал само понятие прогресса. По мнению Толстого, промышленное производство только губит народ, поэтому прогресс не нужен. В то же время он отвергал искусство и науку. Великий бунтарь – так назвал Толстого М. Горький. Никто из русских деятелей не отвергал так подавляющее количество русской жизни.

2. Толстой считает, что смысл жизни каждого человека только один – работать на земле. Следовательно, у каждого человека должен быть свой участок земли, на котором он может работать, не продавая его.

Таким образом, жизнь каждого будет наполнена работой. И всякая занятость от безделья станет ненужной, так же как религия и государство станут ненужными.

3. Толстой – полный противник всех великих революционных потрясений. Почему? Он вообще не верит в социальные средства, он верит только в моральные средства. Он убежден, что любая революция – это насилие. Насилие – это зло, а зло не может привести к добру, отсюда знаменитый тезис Толстого: нельзя бороться со злом насилием.

Повести и рассказы Л.Н. Толстого 80-90-х годов. Отражение в произведениях основных положений толстовства

Писателя этого романа преследует трагедия русской жизни: “перенаселенная Сибирь, тюрьмы, война, виселицы, нищета народа, святотатство, жадность и жестокость властей”. Толстой воспринимает беду народа как свою собственную беду, которую нельзя забыть. С. А. Толстая пишет в своем дневнике: “.страдания о несчастьях, несправедливости народа, его нищета, его заточение, злоба людей, угнетение – все это действует на его впечатлительную душу и прожигает его существование”. Продолжая работу, начатую еще в “Войне и мире”, писатель углубляется в изучение прошлого России, чтобы найти истоки и объяснение настоящего.

Читайте также:
Живые и мертвые души в поэме Николая Гоголя «Мертвые души»: сочинение

Толстой возобновляет работу над романом о петровской эпохе, которая была прервана написанием “Анны Карениной”. В этой работе он возвращается к теме декабризма, которая привела автора к “Войне и миру” в 1960-х годах. В конце 1970-х годов эти два замысла слились в один – поистине колоссальный: Толстой задумал эпопею, которая охватила бы весь век, от времен Петра Великого до подъема декабризма. Идея пока находится в черновом варианте. Исторические исследования автора углубили его интерес к человеческой жизни. Он критически относится к ученым, которые сводят историю России к истории господства и завоевания, и приходит к выводу, что главным героем истории является народ.

Толстой изучает трудящиеся массы современной России и выступает не как сторонний наблюдатель, а как защитник угнетенных: он помогает голодающим крестьянам, посещает суды и вступается за тех, кто несправедливо осужден.

Он также участвовал в жизни народа своей педагогической деятельностью. Особенно значительное развитие это движение получило в 1970-е годы. По его словам, Толстой хочет, чтобы образование спасло утопающих Пушкиных и Ломоносовых, которые “кишат в каждой школе”.

В начале 1980-х годов Толстой принимает участие в переписи населения России. Он устраивается на работу в так называемую “Ржановскую крепость”, московский бордель, где царят “страшная нищета и разврат”. Живущие там “остатки общества”, по мнению автора, такие же люди, как и все остальные. Толстой хочет помочь им “встать на ноги”. Он считает, что можно вызвать в обществе сочувствие к этим несчастным, что можно вызвать “любовь” между богатыми и бедными, что идея заключается в том, чтобы заставить богатых понять, что они должны жить “как Бог”. Но Толстой видит это по-разному на каждом этапе: правящие классы идут на все, чтобы сохранить свою власть, свое богатство. Вот как Толстой рисует Москву, в которую он переехал с семьей в 1881 году: “Вонь, камень, роскошь, нищета. Профицит. Они собрали злодеев, ограбивших народ, набрали солдат и судей для охраны своей оргии и пируют”.

Ужас, который испытывает Толстой, настолько силен, что лишает его желания наслаждаться своим материальным благополучием. Он отказался от привычного образа жизни, был вынужден заниматься физическим трудом: носить дрова, рубить хворост. “Стоит войти в работный дом – душа расцветает”, – пишет Толстой в своем дневнике. Но дома он не находит себе места. “Скучно. Тяжело. Безделье. Толстой. тяжело, тяжело. Света нет. Чаще смерть манит”. Его дневник теперь заполнен подобными записями.

Толстой все чаще говорит о неизбежности “рабочей революции с ее угрозой разрушения и убийства”. Он видит в революции возмездие за угнетение народа и жестокость хозяев, но не верит, что в ней есть спасение для России. Где же спасение? Этот вопрос становится все более болезненным для автора. Ему кажется, что зло и насилие нельзя искоренить насилием, что только единство нации в духе древнего христианства может спасти Россию и человечество. Он проповедует принцип “не бороться со злом насилием”. “. У меня теперь одно желание в жизни, – пишет Толстой, – никого не сердить, никого не оскорблять, никому не делать ничего неприятного – палачу, ростовщику, – а стараться любить.

В то же время писатель отмечает, что палачи и ростовщики не поддаются проповеди любви. “Потребность обличать становится все сильнее и сильнее”, – признается Толстой. И он с яростью и гневом обличает бесчеловечность правительства, лицемерие церкви, праздность и разврат правящих классов. К началу 1980-х годов давно назревшая смена мировоззрения Толстого была завершена.

В своей “Исповеди” (1879-1882) Толстой писал: “Я отрекся от жизни нашего кружка”. Писатель осуждает всю его предыдущую деятельность и даже участие в обороне Севастополя. Все это теперь кажется ему проявлением тщеславия, гордости, эгоизма, которые свойственны “джентльменам”. Толстой говорит о своем желании жить жизнью рабочих, верить в их веру. Он считает, что для этого необходимо “отказаться от всех удобств жизни, труда, смирения, терпения и милосердия”.

В произведениях писателя выражено возмущение глубочайших масс, страдающих от экономического и политического бесправия. С юности Толстой был предан своим идейным исканиям. Как бы ни развивались его взгляды в дальнейшем, защита интересов миллионных крестьянских масс остается главной заботой. Когда по России бушевала первая революция, Толстой писал: “Я в числе тех, кто участвовал во всем этом”. защитника 100 миллионов крестьян” (1905).

18 марта 1879 года Лев Толстой познакомился в Москве с Василием Петровичем Щеголеком. В том же году по его приглашению Толстой приехал в Ясную Поляну, где пробыл около полутора месяцев. Толстому было рассказано несколько народных сказок и былин, из которых более двадцати были им записаны, а рассказы некоторых он запомнил (эти записи опубликованы в томе Юбилейного издания Сочинений Толстого, глава XLVIII). Шесть из написанных Толстым произведений имеют своим источником легенды и рассказы (1881 – “Чем люди живы”, 1885 – “Два старика” и “Три старика”, 1905 – “Корней Васильев” и “”, 1907 – “Старик в церкви”). Толстой также старательно записывал пословицы, поговорки, отдельные выражения и словечки, рассказанные Щеголёнком.

Толстовство – религиозно-этическое общественное движение в России конца XIX – начала XX века. Религиозно-философское учение Льва Толстого способствовало его возникновению в 1880-х годах в период политической реакции. Основы толстовства изложены Толстым в его “Исповеди”, “В чем моя вера?”, “Крейцеровой сонате” и др. Последователи Толстого[1].

Читайте также:
Вопрос греха и добродетели в романе «Преступление и наказание»: сочинение

Основные принципы – непротивление злу насилием, прощение, всеобщая любовь и моральное самосовершенствование личности[2][3][4] и перевоспитание человека.

Религия Толстого синкретична. Действительно, на жизненное учение Толстого оказали сильное влияние самые разные идеологии, но идея рассматривать христианство как учение о непротивлении злу принадлежит ему самому[5]. Толстые – антитринитарии, отвергающие догмы организованной церкви.

Мораль, этика, социальная идеология

Учение толстовства включало в качестве важнейших принципов “всеобщую любовь”, непротивление злу насилием, духовное и нравственное самосовершенствование. Согласно доктрине, любовь к ближнему имеет первостепенное значение, духовные ценности важнее материальных [7].

Реализация этих принципов предполагает возможность нравственного преобразования общества (то есть толстовство содержит идею достижимой утопической перспективы). Они хотели заменить существующее общество и государство академией свободных и равноправных крестьян.

Будучи пацифистами, преданными своим убеждениям, толстовцы отказались от службы в армии.

На протяжении большей части своей ранней жизни толстовство и анархизм были схожими движениями, поскольку оба отрицали необходимость военно-государственной машины и апеллировали вместо этого к человеческой природе, взаимопомощи и трудовому братству. После того, как князь Кропоткин положительно отреагировал на начало Первой мировой войны, связи между этими движениями прервались.

И. М. Трегубов, И. И. Горбунов-Посадов, П. И. Бирюков, Е. И. Попов

Толстоисты придерживаются вегетарианства (но употребляют молочные продукты) и воздерживаются от употребления алкоголя и табака. Эти запреты не абсолютны: например, Валентин Булгаков, будучи арестованным эсэсовцами в Праге, первые недели заключения отдавал мясо из своего скудного пайка сокамерникам, но затем, заметив, что быстро теряет силы, был вынужден отказаться от вегетарианства. Из-за любви Толстовых к сельскому хозяйству они были озабочены тем, чтобы исключить использование животных в сельском хозяйстве.

Толстовство – это религиозно-этическое направление, существовавшее в России в конце XIX – начале XX веков. Она родилась под влиянием учения Льва Толстого, изложенного в произведениях “Исповедь”, “В чем моя вера? ” и “Крейцерова соната”, среди прочих. Последователей этого движения называют последователями Толстого.

Основные принципы – непротивление злу насилием, всеобщая любовь, прощение и моральное развитие личности.

Биография Толстого Великий перелом (Толстой Лев Н.)

В сентябре 1881 года Толстые надолго переехали в Москву, чтобы дать образование старшим детям (правда, Лев Николаевич долгое время жил в Ясной Поляне, и вся семья летом ездила туда). Сергей, старший сын, готовился к поступлению в университет. Илья и Лев – для средней школы. Моей дочери Татьяне шел восемнадцатый год, и надо было выводить ее в свет. Подрастали и младшие дети – Мария, Андрей, Михаил и Алексей. В июле 1882 года Толстые купили дом на Долго-Хамовнической улице (ныне улица Льва Толстого, 21).

Этот дом связан с большим и плодотворным периодом в жизни Толстого. Писатель посетил его в последний раз в 1909 году, ровно за год до своей смерти. В кабинете Хамовников хранится тайна создания многих великих произведений: “Смерть Ивана Ильича” (1882-1886), “Крейцерова соната” (1887-1889), “Воскресение” (1889-1899), “Живой труп” (1900), “Хаджи-Мурат” (1894-1904).

Будучи жителем Москвы, Лев Николаевич посещал ночные приюты Хитрова рынка и видел последствия городской бедности не только во внешних проявлениях.

Его поразило глубокое проникновение психологии бедняка, бродяги в общественное сознание. Нищета духа породила хитрость и неискренность вместо честности и открытости. Толстой отмечал, как трудно и часто невозможно помочь людям с несчастным духом: любая помощь, которую они получали, могла отправить их еще глубже вниз. Деньги, которые Толстой собирал по подписке с богатых жителей Москвы, тратились на квартиры без видимой пользы и часто разворовывались.

Болезненное осознание этого было заметно в Толстом. Он писал о своих попытках накормить голодающих в своем дневнике и задавался вопросом, почему люди часто живут хуже, чем им “обязаны” быть обстоятельства.

Считается, что в бреду человек высказывает свои самые сокровенные, тайные, подсознательные мысли, те, в которых он не всегда может признаться в реальной жизни. За свою долгую жизнь Толстой перенес несколько операций с применением хлороформа. Одна из таких операций, по вправлению вывиха после падения с лошади в 1864 году, была описана очевидцами: “Он очень сильно сопротивлялся. Наконец, вскочив со стула, бледный, широко раскрыв глаза и блуждая, отбросив в сторону пакет с хлороформом, он в бреду закричал на всю комнату:

– Друзья мои, так жить нельзя. Я – ду. Я принял решение, он не закончил”.

Глубочайшее чувство Толстого на протяжении всего его существования было связано именно с этим. В молодости он стремился к самосовершенствованию, в зрелые годы его мучила потребность в параллельной, праведной жизни, которую он не мог найти в реальности. Великий художник, он создал в своих романах мир, в котором должен жить человеческий дух.

Всю свою жизнь он искал “зеленую палочку”, на которой написаны слова о человеческом счастье.

Нельзя больше жить несправедливо, нечестно, несправедливо – вот суть мировоззрения, к которому Толстой пришел в начале 80-х годов и которое не менял до конца жизни.

Толстой всегда выбирал из жизненных забот то, что было для него самым важным, и отдавал этому всю теплоту своей души. Этот вопрос был чрезвычайно важен для Толстого, и от его решения зависело решение всех других вопросов жизни.

Читайте также:
Пришвин: сочинение

Так жить нельзя – эта мысль повторяется во всех произведениях Толстого, написанных после 1880 года. Названия его статей, рассказов и романов становятся все более “красноречивыми”: “Исповедь” (1882), “В чем моя вера? (1883), “Что же нам делать?”. (1884).

“Я отрекся от жизни в нашем кругу, – писал Толстой в своей “Исповеди”, – поняв, что это не жизнь, а только видимость жизни, что чрезмерные условия, при которых мы живем, лишают нас возможности понять жизнь и что для того, чтобы понять жизнь, я должен понять жизнь, не исключения, не нас, паразитов жизни, а жизнь простых рабочих людей, творцов жизни и смысл, который они ей придают”.

Это кажется совершенно невероятным: человек, который, кажется, понимает и чувствует все, что может вместить человеческая душа, который способен работать больше, чем любой другой человек, всю жизнь страдал из-за того, что не мог считать себя одним из “рабочих”.

Хотя Толстой иногда считал себя лицемерным, его высокая совесть заставляла оправдывать все его мысли реальными действиями. Последним актом утверждения в вере для Толстого стало посещение Троице-Сергиевой лавры, хождение в Оптину Пустынь и возвращение в Троице-Сергиеву лавру в 1879-1881 годах. Монахи и отшельники охотно говорили с ним о вере, но эти беседы только усиливали его негативное отношение к официальной церкви.

Толстой пытался найти спасение для людей в обновленном и переосмысленном христианстве. В 1881 году он начал книгу под названием “Записки христианина”, в которой пытался докопаться до корня потребности людей в вере. Он не отделял веру в Бога от постоянных сомнений, которые тяготят человеческую душу. Толстой не отделял веру от жизненного опыта; напротив, он пытался соединить идеальное с реальным. В своем “Кратком изложении Евангелия” он защищает человечность Христа. Он писал, что внешнее чудо бессмысленно, потому что настоящее чудо – это духовное возрождение человека, которое он может создать в себе сам.

Религиозно-философские произведения Толстого вызвали резкую реакцию со стороны православной церкви. Ситуация усугублялась разносторонней деятельностью Толстого, выходившей за рамки писательской. Современники вспоминали, например, отчасти шокирующую, отчасти забавную историю: в день летнего религиозного праздника перед деревенской процессией неожиданно появился на коне граф Лев Николаевич и стал горячо призывать крестьян не молиться иконе – “мертвому” изображению Бога.

В 1901 году все русские церкви предали графа Толстого анафеме. Это событие, о котором писали все газеты, вызвало такое возмущение общественности, что власти опасались бунта.

Отношение светских властей к журналистской деятельности Толстого было в целом негативным. Всемирно известный писатель, каждое слово которого было откровением для миллионов, громко и ясно выступил против несправедливого образа жизни. “Толстой в Ясной Поляне” – так называлась точка духовного притяжения лучших людей России и мира.

Общественную деятельность Толстого в тот период трудно оценить однозначно

– как и на протяжении всей своей великой жизни. Словно на глазах у всех разворачивалась страшная драма: великий художник был движим болезненными, искренними мыслями о несправедливости и бесповоротно принимал решения, которые могли иметь далеко идущие последствия. Революция 1917 года, до которой Толстой не дожил, стала самым убедительным тому подтверждением.

Произведения писателя часто подвергались цензуре, но это только укрепляло связь его последователей с его идеями. Толстовцы, люди, искренне придерживавшиеся толстовских принципов, создали целые поселения на юге России.

Толстой следовал его учению настолько близко, насколько это было возможно, живя как рабочий человек, большинство из которых были крестьянами. Он ограничивал свои потребности, чередовал занятия литературой с физическим трудом. Несмотря на огромную оппозицию, Софья Андреевна, учитывая, какое будущее ждет детей, отказалась от литературной собственности на все произведения, написанные после 1881 года. Он стал вегетарианцем. (Однако, когда Лев Николаевич болел, жена тайком готовила ему еду на мясном бульоне. )

Все поступки Толстого, если не знать об их глубокой, страдальческой духовной подоплеке, могли вызвать – и вызвали – непонимание в его кругу. В 1880 году, в самом начале переломного периода в жизни Толстого, Достоевский писал жене: “О Льве Толстом и Катков подтвердил, что, слыша это, он совершенно спятил”.

Толстой тоже не избежал насмешек. Но чувство фальши было вызвано у Софьи Андреевны и ее взрослых сыновей прежде всего поведением семьи Толстых, которые стали частыми гостями дома в Ясной Поляне. Конечно, среди них были искренние, ищущие веры люди. Но слишком много “гостей” с завидным постоянством выпрашивали у Льва Николаевича деньги на возвращение домой.

Крестьяне, которые действительно любили Толстого, посмеивались над его “джентльменскими эксцентриками”.

Толстой был любим своей семьей и понят своими дочерьми – Александрой Львовной, Татьяной Львовной, Марией Львовной, которые стали последователями его учения. Однако его внутреннее и духовное одиночество было огромным; для художника его масштаба иначе и быть не могло.

Однако общественная деятельность не снижала авторитета Толстого как художника. Роман “Воскресение” был написан между 1889 и 1899 годами. Опубликованная на рубеже веков, она стала своего рода сводкой по искусству 19-го и начала 20-го веков. В нем Толстой уловил идеи, не запечатленные в других произведениях искусства, и закрепил их своим “современным взглядом на вещи”.

Читайте также:
Авторское сочинение по картине Ивана Билибина Иван царевич и лягушка квакушка: сочинение

Одновременно с этим романом Толстой написал роман “Смерть Ивана Ильича” в 1886 году. Сразу после завершения работы над “Воскрешением” была написана драма “Живая мертвечина”.

Многие критики говорили и продолжают говорить о морализаторском характере “Воскресения”, который умаляет его художественные достоинства. С этим можно спорить или соглашаться, но можно лишь констатировать, что в “Живом трупе” морализаторский дух полностью исчез. Приступая к написанию этого произведения, Толстой записал в своем дневнике: “Как приятно было бы написать художественное произведение, которое ясно выражало бы изменчивость человека, который одновременно и злодей, и ангел, и мудрец, и идиот, и сильный человек, и самое беспомощное существо.

Главный герой “Живого трупа” Федя Протасов – именно такой человек. Несмотря на неприятие Толстым этого вида искусства, он показан как человек, наиболее глубоко понимающий законы театра. Поистине, великий дар Толстого неисчерпаем!

Повесть “Хаджи-Мурат” (только для первого черновика Толстой прочитал историко-этнографические труды, составившие 5 тысяч страниц!) писалась с перерывами в 1896 году – из-за тяжелой болезни легких, когда врачи рекомендовали Толстому ехать в Крым. Летом 1901 года он вместе с семьей отправился в Гаспру, где по любезному приглашению хозяйки остановился в имении графини С.П. Паниной.

По дороге, на железнодорожной станции в Харькове, Толстой встретил сочувствующих людей, что переросло в демонстрацию в честь его отлучения. После этого рассказы о пребывании автора в Крыму редко появлялись в прессе, чтобы избежать общественных волнений.

У пациента Гаспры после пневмонии развился брюшной тиф. Учитывая возраст Толстого, врачи не питали особых надежд на его выздоровление. И все же он снова смог совершить чудо силой своего духа. Как и было предначертано судьбой этому титану, она еще не была завершена, и Бог присматривал за ним. К лету 1902 года Толстой пошел на поправку.

В Гаспре бывали Чехов, Горький и другие писатели. “Я рад, что и Горький, и Чехов мне приятны, особенно первый”, – писал он в своем дневнике.

После возвращения на родину в июне 1902 года Толстой начал писать. Через год после тяжелой болезни, приближавшей его смерть, Лев Николаевич вернулся к прежнему образу жизни: он упорно тренировался, ездил на велосипеде на большие расстояния вокруг Ясной Поляны и на восьмом десятке лет стал мастером велосипедного спорта. Все это кажется невероятным – но таков был человек. После выздоровления он написал повесть “Хаджи-Мурат”. Уже одна эта повесть делает ее автора выдающимся художником.

История дожила до десяти версий с множеством вариаций. Большинство персонажей, включая главного героя, – реальные исторические личности. Судя по письмам, Толстой писал “Хаджи-Мурата” “от себя тихо”, считая позорным заниматься “пуканьем и вздором” на краю гроба. Однако вряд ли он не знал о реальном масштабе этого труда, который спустя столетие исчерпывающе объясняет суть отношений России и Кавказа.

Несмотря на цензурные оплошности, рассказ впервые вышел в печать в 1912 году.

В месяцы после болезни дневники Толстого стали исключительно подробными. В некоторых случаях он как будто разговаривал сам с собой на интересующие его темы. Узнав, что жена читает дневник, Толстой прятал тайную тетрадь то за голенищами сапог, то за обивкой кресла. Для него это был вопрос предельной честности и искренности. Поскольку он знал, что его слова будут прочитаны через несколько минут после того, как он закончит писать, он чувствовал, что пишет не только для правды, но и для читателя.

Отношения Толстого с женой в конце его жизни стали трудными и болезненными для них обоих. Софья Андреевна всю свою энергию направила на семью, на управление имениями, что Лев Николаевич не очень хорошо делал в молодости и что совсем забросил в старости. Все это требовало значительных средств. Его физическое и психическое здоровье было подорвано рождением тринадцати детей и смертью пятерых из них. Смерть семилетнего сына Ванечки в 1895 году была для нее особенно тяжелой, и Софья Андреевна так и не смогла оправиться. Более того, она больше не могла питать материнских иллюзий относительно способности своих детей самостоятельно организовать свою жизнь. Сыновья не все блистали в учебе и работе, дочери не обрели счастья в браке.

Более того, будучи связанной со своим гениальным мужем множеством эмоциональных нитей, Софья Андреевна постоянно находилась в состоянии сильнейшего душевного напряжения, что особенно сильно сказалось на ее самочувствии в последние годы жизни Толстого.

Неудивительно, что ее раздражали идеи Толстого о бескорыстии и его отказ платить гонорары. До последних дней своей жизни Софья Андреевна боялась, что он тайно завещал свою волю, оставив детей без средств к существованию. Особенно на него давил В.Г. Чертков, человек, ставший помощником Льва Николаевича в последние годы его жизни и оказавший на него большое влияние. (В июле 1910 года Толстой подписал завещание, составленное адвокатом, согласно которому он завещал все написанное им “дочери А.”. Полное свойство L. Толстой”. Он был вынужден назвать кого-то своим наследником, иначе завещание было бы признано недействительным. Желание Толстого, чтобы его произведения не были ничьей частной собственностью, было выражено в “объяснительной записке”, приложенной к завещанию. Александра Львовна выполнила завещание отца, опубликовала его неопубликованные произведения до 1913 года, выкупила землю, перешедшую к братьям, и передала ее крестьянам, затем уступила права на произведения отца для их совместного использования).

Читайте также:
Любовь в жизни Печорина: сочинение

Первая русская революция 1905 года началась, когда в 1904 году началась русско-японская война. События тревожили Толстого; он написал несколько статей, обратился к правительству и народу, но чувствовал, что не может повлиять на ситуацию. В одной из статей о казнях писатель написал: “Я просто не могу молчать”.

Он не мог молчать, когда речь шла о глобальных изменениях в стране или событиях в его семье, в Ясной Поляне. Излагая свои мысли в статьях для общей прессы или в “секретной” газете, Лев Николаевич был подвержен великой страсти: страсти самовыражения. Он никогда не дрогнул, и его энергия была огромной.

По мере того как внутреннее самоощущение Толстого менялось в противоположность его внешней жизни, он становился все более взволнованным:

“Жизнь здесь, в Ясной Поляне, довольно ядовита. Куда бы вы ни пошли, везде стыд и страдания.

Он страдал от того, чего другие совсем не замечали. Что он не мог облегчить труд крестьян, что на фоне своей тяжелой жизни он видел роскошную, как ему казалось, жизнь своих сожителей, что ему приходилось прятать свои дневники от любимой. Толстой много раз думал о том, как изменить условия своей жизни, чтобы обрести душевный покой и гармонию с самим собой, и не находил ответа.

За несколько месяцев до смерти он писал вариант новой работы, начатой под названием “Никто в мире не виноват”:

“Было время, когда я пытался изменить это свое отношение, которое не соответствовало требованиям моей души, но тяжелые обстоятельства прошлого, семья и ее требования не освободили меня от их хватки, вернее, я не знал, как и не имел сил освободиться от них. Сейчас, на девятом десятке лет, ослабев физически, я уже не пытаюсь освободиться, и, как ни странно, по мере ослабления физических сил и осознания преступного характера своего положения я все больше и больше страдаю от своей ситуации.

Особенности стиля Л.Н. Толстого

Стиль письма Толстого сложен для понимания. Его произведения написаны тяжелым языком и сочетают в себе различные стили. Обилие сложных предложений, длинных и запутанных фраз и тавтологий делает книги Льва Толстого несколько сложными для понимания.

Основная проблема, которую поднимает Толстой в своем произведении, – это противостояние “естественного” и “искусственного” в человеке, то есть этическая проблема. В философии Толстого нравственный человек – это сильный и деятельный человек, над душой которого постоянно идет работа. Персонажи писателя не делятся на главных и второстепенных, они делятся на тех, кто меняется, и тех, кто остается в застое. В своем творчестве Толстой интересуется личностью, рассматривая ее пристально и подробно, анализируя внутренние мотивы человеческих поступков. Психологизм и аналитизм, наблюдаемые в современной литературе, берут свое начало в произведениях Льва Толстого, где одним из наиболее ярких способов характеристики героя является внутренний монолог.

Произведения Льва Николаевича полны субъективных оценок автора. Как автор, он часто вмешивается в события, оценивая явления, окружающие его героев. Еще одной особенностью писательского стиля Толстого является частое использование “ключевых слов”, которые формируют идейное ядро произведения. Авторский голос неоднократно появляется в повествовании, часто передавая строгое и лаконичное послание с помощью одного эпитета.

Анализируя самые глубокие мысли и самые незначительные, казалось бы, поступки, Лев Толстой пришел к выводу, что можно показать психологическую правду и выявить законы нравственности.

Реализм Толстого характеризуется “срыванием всех масок при каждом удобном случае”. “.

Эта книга была написана Львом Толстым в 19 и 20 веках. Он вывел жанр романа на новый уровень, и его творчество представляет собой новый этап в литературе. Очень деятельный человек, за свою долгую жизнь писатель успел послужить в армии, участвуя в обороне Севастополя. Проповедник, однажды отлученный от церкви за свою деятельность, был учителем, открывшим школы для крестьянских детей, путешественником и общественным деятелем. Влияние произведений Льва Толстого на мир и литературу трудно переоценить. Был ли великий русский писатель известен своими произведениями?

Последние произведения

Семья Толстых переехала в Москву в 1880-х годах, чтобы дети могли получить там образование. Наблюдая за тяготами жизни простых людей, Лев Николаевич способствовал открытию около двухсот бесплатных столовых для нуждающихся и опубликовал несколько статей, в которых резко осуждал политику правительства.

В 1880-х и 1890-х годах Толстой много писал. В это время из-под его пера выходят, в том числе “Смерть Ивана Ильича”, “Хаджи-Мурат” и “После бала”. За яркие настроения против религии и самодержавия, отраженные в произведениях, писатель был отлучен от церкви. “Воскресение” – последний роман писателя.

Последняя запись в дневнике, который автор начал вести в возрасте 18 лет, была сделана за четыре дня до смерти Толстого. Сам автор считал дневниковые записи самыми важными из своих произведений.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: