Первая встреча Гринева с Пугачевым. (Анализ II главы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».): сочинение

Однако Пушкин, не изображая Емельку Пугачева “благородным разбойником”, не может отмахнуться от страшной правды жизни: даже в самых потерянных и заблудших душах мерцает пламя Божьей любви, искаженный образ Бога, создавшего человека для высшей судьбы.

Сочинение по произведению на тему: Первая встреча Гринева с Пугачевым. (Анализ II главы повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка”)

Исследуя “Историю Пугачевского бунта”, Пушкин внимательно изучал свидетельства очевидцев, его завораживало лицо Пугачева, о котором сохранилось много воспоминаний.

Первое описание внешности Пугачева содержится во второй главе. Гринев, попав в бурю, натыкается то на волка, то на человека. Это сравнение с хищным зверем символично: герой, который появляется, является вожаком стаи разбойников. Несколько слов, сказанных незнакомцем, успокаивают Гринева, и он засыпает, “убаюканный песней бури и покачиванием тихой езды”.

Аллегорический сон героя раскрывает следующую фазу сюжета и свидетельствует о воздействии, оказанном на него советником. Его поразило сочетание несочетаемого: “страшный человек”, заполнивший комнату трупами, “ласково позвал меня, говоря: “Не бойся, иди под мое благословение””.

Гринев проснулся, вошел в трактир и сразу стал расспрашивать советника, и здесь мы получаем более подробный портрет героя: “Наружность его показалась мне необыкновенною: он был лет сорока, среднего роста, стройный и широкоплечий, в черной бороде его виднелись седые волосы; большие, живые глаза его были просто живые. Его лицо было приятным, но в то же время дерзким. Его волосы были подстрижены в кружок, а одет он был в помятый плащ и тартановые брюки. Такое описание показывает, что персонаж не так прост, как может показаться. Бегающие глаза, плутовское выражение лица и воровская речь заставляют Гринева пристально вглядываться в лицо незнакомца, но оно остается неразрешенным и для него, и для читателя.

В следующей главе, “Атака”, герои встретятся вновь. Вначале Пугачев предстает перед нами как военачальник. Он показан посреди вооруженной толпы, его портрет дан как обобщенный образ вождя: “Между толпой на белом коне проскакал человек в красном кафтане с обнаженной саблей в руке: это был сам Пугачев”. Остановившись; его окружили, под крепость на полном скаку проскакали четыре человека под его командой.

Атрибутика, которой окружает себя герой, отражает его желание соответствовать народному образу полководца. И защитники крепости, и нападающие видят, что Пугачев является центром толпы и контролирует происходящее. Пушечная пальба из Белогорской крепости помогает еще более убедительно показать Пугачева как полководца. Напуганные картечью, “мятежники отступают в обе стороны и отступают”. Их лидер остался один на фронте. Он размахивал своей саблей и, казалось, взывал к ним. “Мы не слышим слов героя, но его напряженное лицо и пластика говорят нам о том, какой эффект он производит на своих подчиненных в этот момент. “Крики и вопли, на мгновение смолкнув, тут же возобновились. “

Читайте также:
История России в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова: сочинение

В третьем случае описывается персонаж. В одежде и поведении Пугача мы видим популярный в народе образ царя-батюшки; настоящая кровь выглядит искусственной на фоне образа. На его голове был нарядный казачий кафтан с галунной отделкой. Его сверкающие глаза прикрывала высокая соболья шапка, украшенная золотыми кистями”. Пушкин намеренно не показал выражения лица, глаз или губ Пугачева при написании смертных приговоров. Вместо этого он нарисовал лишь отрывистые жесты и резкие фразы: “Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком”. “Повесить его!” Пугачев как будто не смотрел на меня”.

За главой “Злоумышленник” следуют, в свою очередь, три портрета Пугачева. Сначала жрица Акулина Памфиловна говорит о “ястребиных”, хищных глазах Пугачева, а затем Гринеев получает возможность увидеть советника в его новом облике. Прибыв на военный совет, Гринеев внимательно рассматривает грозных знакомцев: “. Пугачев и около десяти казаков постарше сидели в шапках и рубахах, полные вина, с красными лицами и блестящими глазами. Я с любопытством смотрела на собравшихся людей. Пугачев сидел на переднем сиденье, облокотившись на стол и подперев свою черную бороду широким кулаком. Его черты лица, правильные и довольно приятные, не показывали ничего жестокого”. Двуличие, бросившееся Гриневу в глаза в трактире, или близость к Пугачеву, проявившаяся во время казни, исчезают, автор подчеркивает отсутствие жестокости в его облике.

Во время принятия важного решения Пугачев серьезен и спокоен, мы видим его в новой ипостаси. Автора занимает патриархальная простота и искренность отношений казаков, сильно контрастирующая с отношениями военного совета Оренбурга.

На следующем изображении главный герой объединяется со своими товарищами в одном эмоциональном порыве, вызванном народной песней: “Я не могу передать, какое влияние оказала на меня эта простая народная песня о виселице, исполняемая людьми, которые были приговорены к ней. Их грозные лица, тонкие голоса, гнетущее выражение, которое они придавали словам, и без того выразительным, потрясли меня пиетистским ужасом”. – Гринев рассказывает о своих чувствах.

Пугачев в этом описании вновь предстает в новом амплуа. Его образ сравнивается с народным образом вора, а судьба героя отражается в песне, которую он поет. Однако через несколько минут мы видим другого человека: “Пугачев пристально смотрел на меня, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением лукавства и насмешки. Наконец он засмеялся, и с такой неприкрытой радостью, что я, глядя на него, тоже начал смеяться, сам не зная почему.

Смех Пугачева сразу же сближает его с Гриневым, и он снова становится тем веселым начальником, который спас молодого офицера во время снежной бури в степи. Между двумя героями происходит откровенный разговор, Гринев отказывается признать подозрительного бродягу своим государем и служить ему, а Пугачев не обращает внимания на дерзкие слова пленника и отпускает его. Именно после этой встречи у Гринева возникает симпатия к Пугачеву, которая впоследствии перерастает в более глубокое и болезненное чувство: “Я не могу объяснить, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, монстром, злодеем для всех, кроме меня самого. Почему бы не сказать правду? В тот момент меня потянуло к нему сильное сострадание. Я очень хотел вызволить его из рук злодеев, которых он возглавлял, и спасти его голову, пока еще есть время”.

Читайте также:
Земное» и «неземное» в «Стихах о Прекрасной Даме» А. Блока: сочинение

Марина Цветаева в книге “Мой Пушкин” обратила внимание на “магическую внешность” Пугачева, “в которую сразу влюбился Пушкин. Чара — в его черных глазах и черной бороде, чара — в его усмешке, чара — в его опасной ласковости, чара — в его напускной важности. ” Гринев очарован Пугачевым так же, как их общий создатель.
Другие сочинения по “Капитанская дочка” Пушкина


Сочинение — вариант 2

Роман “Капитанская дочка” Александра Пушкина посвящен историческим событиям в России второй половины XVIII века.

Среди множества персонажей романа, реальных и вымышленных, выделяются два главных героя: Петр Гринев и Емельян Пугачев.

В ранней жизни Петр Андреевич получил образование в родительском доме, где и вырос. Хотя учиться ему не очень нравилось, он вырос хорошим человеком. Отец воспитал его честным, порядочным и преданным своей родине.

Емельян Пугачев – не только реальный человек, но и историческая личность, сыгравшая важную роль в истории России.

Пугачев и Гринев установили свои отношения во время первой встречи по дороге к месту службы Петра. Савельича вместе с молодым человеком могло занести снежной бурей, если бы не случайная встреча с невзрачным на вид крестьянином. Благодаря ему путники благополучно добрались до постоялого двора. Не имея денег, чтобы заплатить провожатой, Петр отдает ей свою заячью шубу.

Молодой человек и не подозревал, что благодаря этому дару его жизнь будет спасена во время следующей встречи с конвоиром в Белгородской крепости, который окажется предводителем мятежников.

Отказавшись присягнуть самозванцу, Гринев должен был быть казнен. Но тут Пугачев узнает Савельича, ратует за спасение молодого барина, дворецкого, и отменяет казнь Петра. Но юноша отказывается целовать руку самозванца и служить ему.

Уважение, которое он питал к Пугачеву, казалось, распространялось не только на благодарность за тулуп, но и на твердость, преданность и верность присяге. Вместе с освобождением Гринева он помогает Маше Мироновой спасти ее любимого отца.

В последний раз Гринев и Пугачев общались во время казни Пугачева. Пугачев кивнул головой в знак признательности молодому человеку в толпе.

Пушкин изобразил Пугачева неоднозначным персонажем, сочетающим в себе противоречивые качества. Он мог быть жестоким и радоваться страданиям людей во время казни, он также мог быть великодушным и благодарным.

Читайте также:
Основные мотивы и образы поэзии А. А. Фета: сочинение

Гринев, спокойный и уравновешенный, контрастирует с Пугачевым, полным рвения к достижению своей цели. Однако есть в них нечто схожее, что привлекло бунтаря в молодом человеке – сила духа и преданность своему делу.

Образами этих двух героев Пушкин хотел показать, что даже враги могут сохранять друг к другу такие человеческие чувства, как великодушие и признательность.



Сон в руку

Писатели всегда использовали такое эффектное средство, как пророческие сны. Конечно, такое явление может происходить и в реальной жизни, но не так часто, как в литературе, от древнегреческих трагедий до современных готических романов Пушкина.

Пророческое сновидение как литературный прием

Еще более поздние писатели (если рассматривать сны Раскольникова у Достоевского) охотно прибегали к этому методу, чтобы открыть для себя то, о чем герой еще не подозревает. Хотя мистическая подоплека здесь уступает место психологии подсознания, остается верным, что умелое использование сновидения может раскрыть новые измерения сюжета, добавив штрихи к психологическому портрету персонажей.

Описание Пушкиным сна Гриня убеждает читателя в его реалистичности.

В нем есть все, что каждый испытывает в кошмарном видении:

  • Лихорадочная смена эмоций – жалость к отцу сменяется ужасом при виде незнакомого мужчины;
  • Абсурдные действия, не соответствующие реальной жизни – мать главного героя настаивает на том, чтобы Питер поцеловал руку мужчины;
  • Сцены и эпизоды меняются с нереальной скоростью – прощание с умирающим человеком сменяется кровавой резней.

Грезы и действительность

Сам Гринев, кажется, извиняется за свое суеверие, но неясно, была ли это буря, которая привела его в такое растерянное состояние, или это действительно была завеса будущего, открывшаяся ему на мгновение. В его сне суть его будущих отношений с Пугачевым представлена лаконично. Прежде всего, человек с черной бородой радостно смотрит на него. Таким образом, в действительности странная привязанность бунтарки к Петру Гриневу будет основана на откровенности и искренности, где каждый может показать свои истинные эмоции.

Во-вторых, мать называет его “посаженым отцом” Петра. Кроме того, Гринев еще не был знаком с Машей Мироновой, которую он так страстно полюбит, и не мог поверить, что страшный человек благословит их свадьбу!

Встречи гринева и пугачева таблица

В-третьих, жуткая сцена убийства и реки крови лучше всего может быть описана крестьянской войной, а также ее “беспощадностью и бессмысленностью”. Петр находит ласковое обращение мужика с Гриневым во время кровавой оргии гротескным и неестественным, но история показала, что и такое возможно.

Заслуга и новаторство Пушкина как историка и писателя выразились в том, что он показал Пугачева не только как кровожадное чудовище, но и как человека, которому не чужды обычные проявления симпатии и привязанности. Его отдельные поступки демонстрируют благородство и верность своему слову, что резко контрастирует с выбранным им путем – воровством и убийством.

Читайте также:
Речевая характеристика Осипа в комедии «Ревизор»: сочинение

Если вспомнить, что Пушкин описывал события не столь давние (со дня смерти Пугачева прошло около пятидесяти лет), то можно понять, почему такое “человеческое” изображение бунтаря и разбойника показалось властям и некоторым критикам весьма неуместным.

Однако Пушкин, не изображая Емельку Пугачева “благородным разбойником”, не может уйти от страшной правды жизни: даже в самых потерянных и заблудших душах мерцает пламя Божьей любви, искаженный образ Бога, создавшего человека для высшего предназначения.

Первая встреча Гринева с Пугачевым

Работая над “Историей Пугачевского бунта” (1834), поэт тщательно изучал свидетельства очевидцев, большой интерес у поэта вызвал облик Пугачева, который запомнился многим. В рамках издания книги была заказана гравюра с портрета Пугачева, хранившегося в подмосковном имении князя Вяземского. Те, кому Пушкин лично дарил книгу, получали в ней гравированный портрет.

Первое описание внешности Пугачева дается во второй главе. Однажды в метель Гринев встречает то ли волка, то ли человека. Это сравнение с хищником символично: появившийся человек – вожак стаи грабителей. Несколько слов незнакомца успокаивают Гринева, и он засыпает, “убаюканный песней бури и качкой тихой езды”. Сон, который герой видит в аллегорической форме, раскрывает дальнейшее развитие сюжета и свидетельствует о том, какое неизгладимое впечатление произвел на Гринева советник.

Героя поражает сочетание несообразностей: “страшный человек”, заполнивший комнату трупами, “ласково пожал меня и сказал: “Не бойся, покорись моему благословению…”. “Войдя в трактир, Гринев сразу стал расспрашивать о советнике, и вот перед нами предстает более подробный портрет героя: Мне он показался чудным: лет сорока, среднего роста, стройный и широкоплечий.

Его черная борода подчеркивала седые волосы; он был энергичным, с большими глазами и бегающим взглядом. На его лице было нарисовано довольно приятное выражение, но оно было хмурым. Его волосы были подстрижены в кружок, и он носил перепутанные армянские и татарские цветы.

Это описание показывает, что герой не так прост, как кажется. Дикие глаза, озорное выражение лица и воровской разговор заставляют Гринева вглядываться в лицо незнакомца, но оно остается неразрешенным и для него, и для читателя. Следующая встреча героев произойдет в главе “Нападение”.

На первый взгляд, Пугачев кажется военачальником. Он нарисован посреди вооруженной толпы, его образ представлен как обобщенный образ вождя: “Между ними проскакал человек в красном кафтане на белом коне с саблей в руке: это был сам Пугачев. Он остановился; его окружили, и, кажется, он приказал людям сойти с коней и бежать в крепость”. “Атрибутика, которой окружает себя герой, свидетельствует о его стремлении соответствовать народным представлениям о полководце. И защитники крепости, и нападающие видят, что Пугачев – центр толпы, он управляет событиями происходящего.

Читайте также:
Последнее объяснение Печорина и Мери. (Анализ эпизода из романа М.Ю.Лермонтова Герой на-шего времени.): сочинение

Пушечный залп из Белогорской крепости делает Пугачева еще более убедительным в роли полководца. Испугавшись выстрелов, “мятежники сдались в обоих направлениях и отступили”. Их лидер остался один. Он размахивал саблей и, казалось, убеждал их. “Мы не слышим слов героя, но его подтянутый силуэт и пластика говорят о том влиянии, которое он сейчас оказывает на своих подчиненных: ‘Кричите и вопите, затихните на минуту, возобновите немедленно. ‘ В третий раз во время казни был дан рисунок героя.

Одежда и поведение Пугачева свидетельствуют о том, как народ воспринимает царского священника; создается почти обыденный образ, в котором пролитая настоящая кровь выглядит неестественно: “Пугачев сидел в кресле на веранде командирского дома. На нем был красивый казачий кафтан с галунами. Высокая блестящая шляпа с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза.

Во время смертных приговоров Пушкин намеренно не показывает ни лица, ни глаз Пугачева, он лишь делает грубые жесты и резкие фразы: “Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком. “Повесить его! – Пугачев сказал, не глядя на меня. В главе “Незваный гость” появляются три портрета Пугачева, один за другим, в одно и то же время. Сначала кинжал Акулины Памфиловны говорит о “ястребиных” и хищных глазах Пугачева, а затем Гринев имеет возможность увидеть самого советника в его новом обличье.

Первая встреча Гринева с Пугачевым. (Анализ 2 главы повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”)

Придя на военный совет, Гринев пристально смотрит на своих страшных знакомых: “. Казачий старшина и Пугач сидели с красными лицами и блестящими глазами, в шапках и цветных рубахах. Я с любопытством стал осматривать собрание. Пугачев, сидя на переднем сиденье, прислонился к столу и подпер свою черную бороду большим кулаком. Не было заметно, чтобы он обладал какими-либо свирепыми чертами лица, так как черты его были скорее нормальными и довольно приятными.

Исчезла двойственность лица, которая привлекала внимание Гринева в трактире, или его интимность, проявленная во время казни; автор подчеркивает отсутствие свирепости в его облике. Когда он принимает важное решение, Пугачев серьезен и спокоен; мы видим его в новой гостинице. Автор восхищается патриархальной простотой и искренностью отношений казаков, резко противопоставляя их последующему военному совету в Оренбурге.

В следующей картине герой сливается со своими товарищами в едином эмоциональном порыве, вызванном исполнением народной песни. “Невозможно передать, какое влияние оказала на меня эта народная песня о виселице, которую пели люди, приговоренные к виселице. Грозное лицо мужчины, его тонкий голос и тупое выражение, которое он придавал и без того выразительным словам, потрясли меня каким-то жалким ужасом”, – пишет Гринев.

В этом описании Пугачев предстает в новом амплуа. Его внешность соответствует народному образу разбойника, а судьба персонажа отражена в песне, которую он поет. Однако через несколько минут перед нами появляется другой человек: “Пугачев уставился на меня, изредка прищуривая левый глаз с удивленным выражением обмана и насмешки. Наконец он рассмеялся, и так невыразимо весело, что, глядя на него, я начал смеяться, сам не зная отчего. Смех Пугачева сразу сближает его с Гриневым, и он снова становится тем веселым советчиком, который спас молодого офицера во время снежной вьюги в степи.

Читайте также:
Что роднит Печорина с горцами? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»): сочинение

Разговор между героями действительно сильный: Гринев не признает своего государя бродягой, но служит ему, а Пугачев закрывает глаза на смелые слова своего пленника, позволяя ему уйти. Именно после этой встречи Гринев приходит к Пугачеву с сочувствием, которое затем перерастает в более глубокое и болезненное чувство: “Я не могу объяснить, что я чувствовал, расставаясь с этим страшным человеком, чудовищем, злодеем для всех, кроме меня.

Почему бы не сказать правду? В тот момент меня потянуло к нему сильное сострадание. Я отчаянно хотел вытащить его из среды злодеев, которых он возглавлял, и спасти его голову, пока еще есть время. В своей книге “Мой Пушкин” Марина Цветаева обратила внимание на “волшебную внешность” Пугачева, “в которую Пушкин сразу влюбился”. Чара в его черных глазах и черной бороде, Чара в его улыбке, Чара в его опасной преданности, Чара в его напускной важности. Гринеев очарован Пугачевым не меньше, чем их общий автор.

Отношения Гринева и Пугачева

” Капитанская дочка” рассказывает о Петре Андреевиче Гриневе. Емельян Пугачев – исторически реальная личность, сыгравшая определенную роль в истории России второй половины XVIII века.

Первая встреча Гринева с Пугачевым определила их дальнейшие отношения. Молодой дворянин Петр Андреевич Гринев в сопровождении слуги своего отца Савельича направлялся на службу в Оренбургскую губернию, и по дороге они попали в бурю. Наступила ночь, и лошади, не видя дороги, сбились с пути и стали блуждать. В этот момент они увидели местного мужика. По направлению ветра и запаху дыма ему удалось найти жилище и привести их к трактиру. Гринев заметил черную бороду и острые, пронзительные глаза мужчины.

Молодой человек хотел отблагодарить мужчину за то, что тот подарил им тепло и уют, поэтому он пригласил их на чай, на что мужчина попросил бокал вина. На следующий день, выходя из трактира, Гринев хотел дать крестьянину пятьдесят долларов за водку, но верный Савельич отказался платить. В этот момент Петр приказал отдать заячью шкуру сопровождающим и настоял на своем. Никто из присутствующих даже не подозревал, что подаренное пальто, которое не подошло широкоплечему казаку, вскоре спасет Гриневу жизнь.

Читайте также:
Образ Печерина: сочинение

Вторая встреча произошла в Белогорской крепости через год, когда повстанцы под предводительством Емельки Пугачева заняли крепость. Гринев отказался присягнуть самозванцу, и крестьяне уже накинули петлю на его шею, когда верный Савелич бросился в ноги лжеимператору и умолял его пощадить ребенка барина. Он был готов отдать жизнь за молодого барона. Но Пугачев узнал управителя и приказал отпустить Гринева. Молодого человека привезли в Пугачев. Он потребовал, чтобы дворянин поцеловал ему руку. Гринев признался, что был готов скорее к самой жестокой казни, чем к такому унижению. И атаман, вероятно, тоже это почувствовал. Но из благодарности за тулуп он не хотел приговаривать Петра Андреевича к смерти. “И чтобы придать этому делу разумный вид и цель, – объявил он, – я знаю, что его вельможи были вне себя от радости”.

Пугачев, как следует отметить, отнюдь не был дураком. Ложь и фальшь он чуял за версту, как охотничья собака добычу. Что касается молодого Гриннева, то он был поражен его прямотой и честностью. На следующий день, после того как Пугачев попытался склонить Гриннева на свою сторону, упорный отказ Гриннева и искренность его ответа вызвали в сердце Пугачева уважение к нему.

Когда Гринев попросил Пугачева защитить бедную сироту Машу Миронову от Швабрина, тот заявил, что она уже его жена. Наивный Петр Андреевич поверил ему на слово, но не Пугачев. Он заставил Швабрина открыть комнату, чтобы услышать из уст самой девушки, что она вышла замуж, но Маша ответила: “Он мне не муж, я никогда не буду его женой! Я лучше умру, и я умру, если не буду прощен.

Пушкин однажды посетил Оренбургскую губернию, чтобы своими глазами увидеть места, где происходили события, поговорить со стариками, которые его помнили. В глазах простых людей Пугачев не был злодеем. Таков был замысел Пушкина, сосредоточившего внимание на отношениях между Гриневым и Пугачевым в своей повести.

Гринев глубоко сочувствовал Пугачеву, которого все считали злодеем. Он видел в нем человека, достойного доброты и благодарности.

Последняя встреча Гринева с вождем народного восстания произошла при весьма печальных обстоятельствах – во время казни Пугачева. Увидев молодого человека, Пугачев кивнул головой.

Эпизод первый

Анализ первой главы “Капитанской дочки” можно начать с выяснения роли эпиграфа. Для этого Александр Сергеевич Пушкин, с некоторыми изменениями, берет текст из комедии Ю.Б.Княжнина “Хвастун”.

В эпиграфе кратко описана биография главного героя пьесы, Петра Гринева. Ведь еще до своего рождения он записался сержантом в Семеновский полк. Так было принято в 18 веке. Этот полк, наряду с Преображенским, считается первым гвардейским полком, созданным при Петре I. Оба имели преимущества перед остальной армией. Однако позже события приняли совершенно иное направление. Когда Петр достиг совершеннолетия, его отец решил отправить сына в регулярную армию вместо этого элитного полка, что хорошо отражено в эпиграфе.

Читайте также:
Современна ли сатира В. Маяковского: сочинение

Анализ первой и второй глав капитанской дочки пушкина

Андрей Гринев – отец главного героя – отставной офицер. Всю свою жизнь он честно и справедливо служил своей стране. В повседневной жизни он строг, дисциплинирован и требователен. Все члены семьи ответственны перед ним, и он сам принимает все решения.

В первой главе есть много примеров этого. Старший Гриннев не допускает никаких поблажек своему единственному сыну. Сам Петр относится к родителям с большим уважением. На пятом году жизни он начинает изучать жизнь и науки. За трезвое поведение его наставником назначают Савельича, мудрого и старого слугу семьи.

Он не случайно был выбран наставником своего сына. Против пьяного образа жизни выступает сам Андрей Петрович. Савельич писал: “Нет никаких доказательств, что отец или дед твой были пьяницы. О моей матери и говорить нечего: с самого начала, кроме кваса, она ничего в рот не брала.

Сам наставник оказал на Петра положительное влияние – к двенадцати годам он уже научился читать и писать по-русски и мог рассуждать о качествах борзой. В этом деле Савельич, спутник его господина по охотничьим собакам, имел большой опыт.

Анализ 2 главы капитанской дочки

Андрей Петрович нанимает учителя французского языка для изучения наук своим сыном. Его звали месье Бопре. Среди его многочисленных качеств, которые никак нельзя считать положительными, были:

  • Он был очень ветреным и вспыльчивым.
  • Он испытывал страстную привязанность к представительницам слабого пола.
  • У него также было пристрастие к алкоголю.

Через некоторое время Андрей Гринев исключает этого француза из двора за его аморальное поведение. Конец воспитания Петра, по его словам, наступил.

Он живет как несовершеннолетний мальчик, охотится на голубей и играет с мальчишками во дворе. Но когда Петру исполняется 16 лет, старший Гринев отправляет его в армию в далекий Оренбург. Это был стратегический план его родителей. Они хотели, чтобы их сын не был бездельником, а жил жизнью настоящего солдата, того, кто затягивает ремень и нюхает порох.

Андрей Петрович наставляет своего сына перед отправкой в армию:

Анализ главы вожатый капитанская дочка

  • Служите верно;
  • Подчиняйтесь начальству;
  • Не гоняйтесь за его привязанностями.

Отец придает особое, возвышенное значение самоотверженному служению своему Отечеству. Кроме того, он наставляет сына всегда помнить пословицу: “Береги одежду, когда состаришься, и честь, когда состаришься”. Только в этом Андрей Петрович – человек доблестный и благородный. Так же он поступает и со своим единственным сыном. Начиная с эпиграфа и далее, очевидно, что первая глава повести сосредоточена вокруг концепции служения.

Тулупчик с барского плеча

Выбравшись из снежной бури с помощью странного “проводника” и добравшись до гостиницы, Петр Гринев получает возможность получше рассмотреть своего случайного попутчика.

Читайте также:
Анализ стихотворения Н. А. Некрасова Еду ли ночью по улице темной (1847).: сочинение

Внешность «вожатого»

Первое, что он заметил в его внешности, – это черная борода и сверкающие глаза. Внешний вид этого человека подтвердил впечатление проницательности и мудрости, которое сложилось у Петра, пока он шел сквозь метель по степи. Черная борода навевала мысли о недавнем сне, а живые большие глаза делали его похожим на какую-то умную птицу.

Вторая встреча гринева с пугачевым

Для Гринева появление лидера было необычным. Скорее, он был поражен энергией и живостью, которые пронизывали всю его фигуру, взгляд и движения. Выражение его лица и загадочный разговор с хозяином не выдавали ошибки: перед ним стояли если не воры, то беглецы или контрабандисты.

Примечательно, что Петр не проявляет ни страха, ни недовольства в такой обстановке. Он еще слишком неопытен, слишком любопытен, как мальчик, и открыт для новых впечатлений. Он довольно игрив, в то время как Савельев был очень встревожен, оказавшись в таком месте для разбойников.

Верный дядя относился к советнику с подозрением и очень беспокоился о своем юном подопечном.

Сделанное добро

На следующее утро, расходясь с обитателями двора, Гринев просит Савельича отблагодарить вчерашнего надворного советника “полтиной”. Савельич снова недоволен и не хочет тратить деньги хозяина на разбойника. Но Петр упорствует, движимый желанием сделать что-то хорошее для человека, который помог им выбраться из сложной и опасной ситуации.

Встреча с пугачевым капитанская дочка

С одной стороны, эта ситуация еще раз демонстрирует неопытность и незнание жизни Петром. Вполне вероятно, что человек с опытом Савельича, который видел все типы людей и знал, на что они способны, дал бы более точную оценку этим подозрительным личностям. Гринев же в этом эпизоде проявил щедрое и чуткое сердце, движимое добрыми и благородными побуждениями.

Забавно было наблюдать детский восторг мужчины при виде того, как трещит и распускается по швам эта “новая одежда”. Возможно, именно эта детскость, импульсивность и упрямство объединили молодого дворянина с опасным разбойником. Мимолетная радость, благодарность, проявленное участие, теплота – такие эмоции надолго остаются в душе и открывают двери в самую глубину сердца.

Последний раз Гринев и Пугачев встречались во время казни Пугачева. Даже в этот момент бунтарь нашел глазами знакомого дворянина и кивнул в знак того, что узнал его.

В этой дуге было признание, уважение к искренности и вызов обстоятельствам. Каждый из них выбрал свой путь и последовательно следовал ему.

В результате Пугачев платит милостью за милость. Христианское милосердие символизирует шуба, которую ему дарит Гринев. Между тем Пугачев, как предводитель восставших, оказывается жестоким и беспощадным, о чем свидетельствует его расправа над защитниками крепости. Участвуя в судьбе Гринева и Маши, он проявляет человеческое сострадание, он великодушен. В первую очередь Гринев предстает перед ним не как враг, а как человек, обладающий качествами, достойными уважения.

Читайте также:
Нравственно-философская проблематика произведений М. А. Булгакова: сочинение

Сон в руку

На протяжении веков писатели использовали такой драматический прием, как пророческие сны. Конечно, это явление может происходить и в реальной жизни, но не так часто, как в литературе, от трагедий Древней Греции до современного готического романа Пушкина.

Пророческое сновидение как литературный прием

Писатели более позднего периода (если вспомнить сны Раскольникова у Достоевского) используют этот прием так же, как и заглядывают в душу героя, еще не зная, что в ней содержится. Мистическая подоплека здесь уступает место психологии подсознания, но факт остается фактом: в умелых руках техника сновидения позволяет обнаружить дополнительное измерение в сюжете, добавить штрихи к психологическому портрету персонажей.

В описании Пушкина сон Гриннева выглядит невероятно реальным.

 встречи гринева с пугачевым

Ниже приводится то, что испытывает каждый человек в кошмарном видении:

  • Лихорадочная смена эмоций – сострадание к отцу сменяется ужасом при виде незнакомого мужчины;
  • Абсурдные действия, противоречащие реальной жизни – мать героя настаивает, чтобы Питер поцеловал руку мужчины;
  • Сцены и эпизоды меняются с нереальной быстротой – прощание умирающего сменяется кровавой баней.

Грезы и действительность

Сам Гринев, кажется, извиняется за свое суеверие, но неясно, была ли это буря, которая привела его в такое растерянное состояние, или это действительно была завеса будущего, которая на мгновение приоткрылась ему. В его сне суть его будущих отношений с Пугачевым представлена лаконично. Прежде всего, человек с черной бородой радостно смотрит на него. Таким образом, в действительности странная привязанность бунтарки к Петру Гриневу будет основана на откровенности и искренности, где каждый может показать свои истинные эмоции.

Второе, как называет его мать, – “посаженный отец” Петра. Маша Миронова, которую Гринев будет любить и лелеять, еще даже не была представлена страшному человеку. Он и предположить не мог, что тот захочет благословить их помолвку!

Встречи гринева и пугачева таблица

В-третьих, жуткая сцена убийства и реки крови лучше всего описывает последующие события крестьянской войны, с ее беспощадностью и бессмысленностью. Ласковое обращение мужика с Гриневым во время кровавой оргии кажется Петру гротескным и противоестественным, но будущее показало, что и такое обращение возможно.

Заслуга и новаторство Пушкина как историка и писателя выразились в изображении Пугачева не только как кровожадного дьявола, но и как человека, которому не чужды обычные проявления симпатии и привязанности. Его отдельные поступки свидетельствуют о его благородстве и верности своему слову, что резко контрастирует с тем путем, который он выбрал, занимаясь грабежом и убийствами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: