Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из 1 акта пьесы М. Горького На дне): сочинение

Анализ первого действия драмы А.М. Горького “На дне”

Фильм Горького “На заднем плане” потряс общество. Первое представление шокировало: неужели актеров на сцене заменили настоящие бомжи?

Поскольку действие происходит в подвале, похожем на пещеру, пьеса захватывает внимание не только персонажей, но и их голоса. Только в первый момент, когда читатель или зритель видит “тяжелые каменные своды” потолка, “койку Бубнова”, “широкую кровать, покрытую грязным ситцевым пологом”, кажется, что все лица здесь одинаковые – серые, мрачные, грязные.

Однако теперь герои заговорили, и…

Я свободная женщина и моя собственная любовница.

– Кто меня вчера ударил? Для чего это было нужно? (Сатин)

– Мне вредно дышать пылью. Мой организм отравлен алкоголем. (Актер)

Какие разные голоса! Какие разные люди! Какие разные интересы! Экспозиция первого акта – это нестройный хор персонажей, которые, кажется, не слышат друг друга. Люди, живущие в этом подвале, делают это так, как хотят, каждый озабочен своими проблемами (для одних это вопрос свободы, для других – наказания, для третьих – здоровья или выживания).

Но вот первый поворотный момент в сюжете – ссора Сатина с актером. В ответ на слова актера: “Врач сказал мне, что ваш организм, по его словам, полностью отравлен алкоголем”, Сатин с улыбкой произносит совершенно непонятное слово “органон”, затем добавляет к актеру “сикамбр”.

Что это? Игра слов? Глупость? На самом деле, это был диагноз Сатина обществу. Организм – это нарушение всех разумных принципов жизни. То есть отравлен не организм актера, а человеческая жизнь общества и жизнь отдельных людей.

Сикамбр – это дикарь по-русски. Сатин, конечно, не мог постичь эту истину, так как только дикарь мог ее постичь.

Есть еще третье “непонятное” слово – “макробиотика” (значение этого термина известно: книга немецкого врача, почетного члена Петербургской академии наук Гуфеланда называлась “Искусство продления человеческой жизни”, 1797 год). “Рецепт” продления человеческой жизни, предложенный актером: “Если тело отравлено … мне не полезно подметать пол … вдыхать пыль …”. однозначно негативно относится к Сатину. В ответ на это заявление актера Сатин произносит насмешливые слова:

Итак, мысль обозначена: жизнь в ночлежке нелепа и дика, потому что отравлены сами разумные основы ее. Это понятно Сатину, однако рецептов лечения основ жизни герой, по всей видимости, не знает. Реплику «Макробиотика… ха!» можно истолковать и иначе: какой смысл задумываться над искусством продления такой жизни. Переломный момент первой сцены приковывает внимание не только тем, что читатель определяет доминантную мысль об основах жизни, он важен и потому, что даёт представление об уровне интеллекта ночлежников в лице Сатина. И мысль о том, что в ночлежке есть умные, знающие люди, поражает.

Давайте также обратим внимание на то, как Сатин излагает свои убеждения. Было бы понятно, если бы обиженный жилец предыдущего вечера прямо говорил о ненормальном состоянии общества, которое заставляет людей вести себя нечеловеческим образом. Но по какой-то причине он произносит совершенно непонятные слова. Это явно не демонстрация знания словарного запаса иностранного языка. И что? Ответ, который хотелось бы получить, заставляет задуматься о моральных качествах Сатина. Может быть, он щадит самолюбие актера, потому что осознает его повышенную эмоциональность? Может быть, он вовсе не склонен оскорблять человека, даже малознакомого? В любом случае, мы убедились в тонкости и тактичности Сатина. Разве не странно, что такие качества существуют в человеке “снизу вверх”? !

Еще один момент, который нельзя обойти вниманием: недавно мы видели “Сатин только что проснулся, лежит на койке и рычит” (ремарка к 1 акту), теперь, разговаривая с Актером, Сатин улыбается. Почему так внезапно изменилось настроение? Возможно, Сатина интересует ход спора, возможно, он чувствует силу (как интеллектуальную, так и духовную), которая отличает его от Актера, признающего собственную слабость, а возможно, это не улыбка превосходства над Актером, а добрая, сострадательная улыбка человеку, нуждающемуся в поддержке. Как бы мы ни рассматривали улыбку Сатина, оказывается, что в ней есть настоящие человеческие чувства, будь то гордость от осознания собственной значимости или сострадание к Актеру и желание поддержать его. Это открытие тем более удивительно, что первое впечатление от гула голосов ночных людей, не слушающих, оскорбляющих друг друга, было не в пользу этих людей. (“Ах ты, рыжий козел!” (“Заткнись, старый пес”/Квашня – Квашня/ и т.д.).

Читайте также:
Дуэль Онегина с Ленским (анализ эпизода из 6 главы романа А. С. Пушкина Евгений Онегин).: сочинение

После ссоры между Сатиным и актером тон разговора резко меняется. Давайте послушаем, о чем сейчас говорят персонажи:

-Я люблю непонятные, редкие слова… Есть действительно хорошие книги и много странных слов…. (Сатин)

– Я был меховщиком… У меня был свой магазин… Мои руки были такими желтыми – от краски… Я думал, что не успею их постирать перед смертью… Но эти руки… Просто грязный… Да! (Бубнов)

– Образование – это ерунда, главное – талант. А талант – это вера в себя, в свои силы. (Актер)

– Работать? Пусть работа доставляет мне удовольствие – я могу работать, да! (Сатин)

– Кто эти люди? Грабители, золотоискатели… Люди! Я рабочий человек… Мне стыдно на них смотреть… слишком детский, чистый, простой

– Есть ли у вас совесть? (Пепел)

Опять же, это полифонический хор, но он звучит совсем не так, как раньше.

О чём думают, о чём размышляют герои «дна»? Да о том же, о чём размышляет любой человек: о любви, о вере в свои силы, о труде, о радостях и горестях жизни, о добре и зле, о чести и совести.

Первое открытие, первое изумление, связанное с прочитанным у Горького –вот оно:люди «дна» – это обычные люди, это не злодеи, не изверги не мерзавцы. Они такие же люди, как и мы, только живут в других условиях. Может быть, именно это открытие потрясло первых зрителей пьесы и потрясает всё новых и новых читателей?! Может быть…

Если бы Горький закончил первый акт этим полилогом, наш вывод был бы правильным, но драматург вводит новое лицо. Лука появляется “с палкой в руке, сумкой на плече, шляпой-котелком и котелком на поясе”. Кто этот человек, который приветствует всех: “Доброго здоровья, прекрасные люди!”

Кто он, человек, который говорит: “Мне все равно! Я также уважаю воров, по-моему, ни одна блоха не плоха: они все черные, все прыгают…”(…) Задумываясь над вопросом, кто такой Лука, мы прежде всего вспоминаем о странном имени, которое драматург дает своему герою. Является ли Лука святым, является ли он библейским героем?

Я хотел бы обратиться к Библейской энциклопедии. Давайте посмотрим, что там написано о Луке: “Евангелист Лука – автор третьего Евангелия и книги Деяний. Однако, хотя он не упоминается как автор последней книги, всеобщая и непрерывная традиция Церкви с самого начала приписывает ему ее составление. Согласно Евсению и Иерониму, Лука был родом из Антиохии. Апостол Павел называет его одним из великих врачей века. [.]

Исходя из представленных здесь представлений о Луке, можно сказать, что он – целитель сердец, странник, учитель заблудших душ и носитель христианской морали. Таким образом, Лука воплощает в себе многие характеристики евангелиста.

Между тем, возникает другой вопрос: может ли Лука быть лживым или двуличным? Означает ли Лука “светоносец” (в конце концов, именно это означает его имя)?

На эти вопросы очень трудно ответить однозначно, потому что даже сам драматург видел своего героя порой святым, порой лжецом, а порой и утешителем.

Это первые слова Люка. Неужели он настолько равнодушен к людям, что все они для него одинаковы? (“Все черные, все прыгучие”). Или, может быть, он настолько мудр, что видит во всех только Человека?! (“Доброго здоровья, честные люди!”). Пепел прав, когда называет Люка “занятым”. Действительно, он интересен по-человечески, противоречив и мудр, как старик: “Вот так всегда: человек думает, что я для себя делаю хорошо! А люди недовольны!”

Да, люди могут быть недовольны тем, что “старик” видит их тайные желания и понимает больше, чем герои (вспомните разговоры Луки с Пеплом); люди также могут быть недовольны тем, что Лука говорит так убедительно и так мудро, что трудно оспорить его слова: “Как много на земле разных людей . и пугают они друг друга всякими страхами, а в жизни нет порядка, нет чистоты. “.

Читайте также:
Городничий: сочинение

Люк – первый, кто может “позировать” в приюте: “Ну, я хотя бы подмету. Где твоя метла?” Подтекст этой фразы очевиден: Лука появляется в подвале, чтобы сделать жизнь людей чище. Но это лишь одна часть правды. Горький философствует, поэтому есть и другая часть правды: возможно, Лука появляется, поднимает пыль (будоражит людей, заставляет их волноваться, беспокоиться о своем существовании) и исчезает. Место имеет то же значение, что и место в глаголе “быть”. Иначе следовало бы сказать “подметать”, “подметать”).

В своей первой речи Лука уже выражает некоторые основные жизненные позиции:

1) – Они бумажки-то все такие – все никуда не годятся.

2) И все это – люди! Как бы ты ни притворялся, как бы ни изворачивался, ты родился мужчиной и умрешь мужчиной…

3) –И всё гляжу я умнее люди становятся, всё занятнее…И хоть живут всё хуже, а хотят всё – лучше…Упрямые!

4) – А разве можно человека эдак бросать?Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит!

Размышляя над некоторыми жизненными истинами Луки, мы можем приблизиться к истине: В страшной, неправедной жизни есть истина и ценность, о которых нельзя спорить. Эта истина – сам человек. Лука утверждает это в своем выступлении.ебедев начинает осознавать мерзостность своей жизни.

Драматург размышлял над проблемой человека в течение многих лет. Драматург размышлял над проблемой человека на протяжении многих лет. Появление Луки в первом действии “На заднем плане”, возможно, является кульминацией пьесы, и не только потому, что оно раскрывает одну из главных проблем пьесы: как обращаться с человеком; появление Луки – это также самый яркий момент, потому что лучи его мысли распространяются на следующие действия драмы.

” Без имени нет человека”, – открывается актер во втором акте; анера н

“Человек есть истина” – последнее признание Сатина. Эти признания – явления одного порядка.

Прозрение героев в финале пьесы, оптимистическое звучание “На дне”, стало возможным еще и потому, что в пьесе появился Лука, который подействовал на темный мир, как “кислота” на ржавую монету, высветив как лучшие, так и худшие стороны жизни. Хотя Лука – человек многогранный, и его поступки и слова можно интерпретировать по-разному, это вполне естественно, ведь человек – живой, постоянно меняющийся мир. Что бы ни говорил Лука, как бы ни аргументировал ту или иную позицию, он по-человечески мудро, иногда с усмешкой, иногда лукаво, иногда серьезно подводит читателя к пониманию того, что в мире есть Человек, а все остальное – дело его рук, его ума, его совести. Именно это понимание ценно в горьковском герое, который появился среди людей недоверчивых и исчез, когда в людях проснулось и возродилось то ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ЗЛО, которое до поры до времени дремало. С появлением Луки в жизни ночных приютов появляется человеческая грань.

Читается первый акт пьесы. Рассматриваются взаимоотношения персонажей, личностные характеристики жильцов, композиционные особенности этого важного действия пьесы. В дополнение к промежуточным выводам, сделанным в ходе анализа, возможно, стоит сделать и некоторые общие выводы о звучании первого акта. ны ду

Давайте зададим вопрос: Какова роль первого акта в контексте драмы? На этот вопрос можно ответить несколькими способами: во-первых, он очерчивает темы, которые будут пронизывать всю пьесу; во-вторых, он формулирует (пока еще очень приблизительно) принципы отношения к человеку, которые и Лука, и Сатин будут развивать в ходе драмы; в-третьих, и это самое главное, мы уже видим в первом действии пьесы, в расположении героев, в их словах, отношение автора к ЧЕЛОВЕКУ, мы чувствуем, что самое важное в пьесе – это авторский взгляд на человека, его роль и место в мире. Интересна в этом отношении ссылка на признание Горького в статье “Об искусстве”: “Что человек как образ искусства – самое прекрасное существо! Но современному писателю, драматургу приходится иметь дело с человеком, который веками рос в условиях классовой борьбы, который глубоко заражен зоологическим индивидуализмом и вообще является чрезвычайно пестрым персонажем, очень сложным, полным противоречий….. мы должны показать себя ему во всей красоте его смятения и разделения, со всеми “противоречиями сердца и ума”. он – “…ать людям Лев

Читайте также:
Стихотворение Тютчева (Я встретил Вас и все былое): сочинение

Уже в первом действии “На дне” эта задача решается, и поэтому мы не можем однозначно интерпретировать ни одного персонажа, ни одной реплики, ни одного действия героев. Исторический пласт, который интересует автора, виден и в первом действии. Если принять во внимание исторические корни Луки, читатель сможет проследить его путь от самых истоков до современных драматургу времен, до начала 20-го века. В первом действии раскрывается еще один пласт – социально-нравственный: Горький рассматривает человека во всех его проявлениях: от святого до того, кто оказался “на дне” жизни.

Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из первого акта пьесы М.Горького «На дне»)

Роман Горького “На заднем плане” глубоко философский и очень интересный. На протяжении всего произведения перед глазами читателя разворачивается галерея живых персонажей. У каждого персонажа своя позиция, свой взгляд на мир. Особенно интересно, что действие происходит в обшарпанном пансионате, на задворках жизни.

Многие герои романа Горького “На заднем плане” – актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ – жаждут освободиться от “дна” жизни. Но они чувствуют собственную беспомощность перед пробками этой “тюрьмы”. Они испытывают чувство безнадежности в отношении своей судьбы и жаждут мечты, иллюзии, которая даст им хоть какую-то надежду на будущее. Для барона то, что он думает и мечтает вернуть, – это его прошлое богатство. Актеру придется столкнуться со своей бывшей службой в искусстве, Наташе – ожидать чрезвычайного события, которое перевернет ее жизнь с ног на голову, а Насте – столкнуться со своим мнимым романом со студентом.

Именно по этой причине герои пьесы готовы к такому человеку, как Лука, с его “чудесным евангелием”. Подобным образом он появляется и распространяет иллюзии.

В первом акте пьесы появляется этот персонаж. Показательна его первая фраза: “Доброго здоровья, добрые люди!”. Впервые на страницах этого произведения появляются добрые, не курсивные слова, сказанные без насмешки. “Какого занимательного старика ты привела, Наташа. Такое обращение необычно для людей, живущих в приютах для бездомных”. На первый взгляд кажется, что это простой, милый человек, но вскоре читатель начинает подозревать обратное. нравственного идеала Достоевский пленился “личностью” Христа и говор

До появления странника Луки в ночлежке идет спор о совести. Слесарь Клещ ставит себя особняком перед своими «соплеменниками», заявляет, что его окружает сплошная «рвань, золотая рота…» Он говорит о том, что «с малых лет работает» и мечтает вырваться из той ситуации, в которой он оказался. Клещ не принимает образа жизни ночлежников: «живут без чести, без совести». На что Васька Пепел, вор с детства, заявляет Клещу: «А куда они – честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести… Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть…»
И на самом деле, эти люди поставлены в такие социальные условия, когда понятие «честь» и «совесть» невероятно трансформируются. Здесь, на дне, «всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее…»

И именно в разгар этого спора и появляется Лука, произнося фразу: «Доброго здоровья, народ честной!» Тут уже начинается другой разговор. На реплику странника Бубнов отвечает: “Был честной, да позапрошлой весной…”
С самого появления Луки автор начинает раскрывать нам жизненную позицию этого человека. Очень важен его ответ Бубнову: «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – черненькие, все – прыгают…» Какое яркое сравнение! Оно мгновенно раскрывает отношение Луки к людям. Они все одинаковы, ничтожны, достойны лишь жалости. Они прыгают, имитируя какую-то деятельность, а на самом же деле все это суета, суетливы их движения, суетлива их жизнь.

Читайте также:
Онегин в начале и конце романа: сочинение

Разговаривая с Наташей, мы понимаем, что Лука не привязан ни к какому месту, у него нет дома: “Для старика, где тепло, там и дом…”. Он – странник, у которого даже нет родины. Об этом свидетельствует и песня, которую Лука поет на кухне: “Посреди ночи…”. Я не вижу дороги…”. Стоит отметить, что у Горького в этой пьесе нет ни одного лишнего предложения, каждое из них тяжелое, несущее большой смысл.

С того момента, как Люк выходит на сцену, он привносит в постановку совершенно иную философию. Я помню один запоминающийся момент, когда странник пел песню, а ему сказали, что он плохо поет и чтобы он заткнулся. “Ничего себе!”, – его ответ заставляет читателя задуматься. А я думал, что пою хорошо. Человек всегда думает про себя: “У меня все хорошо!”. А люди недовольны”. Однако в простых фразах Горького выражены очень интересные мысли, которые приходили в голову каждому человеку, но не могли быть сформулированы так четко и ясно.

Момент, когда Васька Пепел страдает от скуки, показателен в этой части пьесы. Какое развлечение находит молодой человек? Он говорит барону: “Ну, давай! Это будет весело для меня… Вы джентльмен… было время, когда вы не считали нашего брата мужчиной… и все такое…”. Этот момент очень четко показывает уровень моральной деградации персонажей. И вы не можете назвать Эша отрицательным героем. Он способен любить, он готов заботиться о любимом человеке….. Но его лучшее развлечение – унижать другого человека. В этом случае реплика барона кажется очень мудрой: “Какое удовольствие вы можете найти в этом, когда я знаю, что я почти хуже вас? Ты бы заставил меня ползать на четвереньках, если бы я не был тебе ровней?”.

Позиция Бубнова по этому вопросу раскрывается в одной строчке: “Что было – то было, и осталось только ничто….”. Здесь нет владык… все ушли, остался один голый человек…”. Действительно, в глубине жизни нет таких различий между людьми: перед лицом голода и нищеты все равны. И все предыдущие атрибуты не имеют никакого значения, они только ранят глаза и душу, как оспа, “и выздоровеет человек, но следы останутся…”. Какова позиция Люка? “И все – люди! Вы можете притворяться, вы можете изворачиваться, но вы родились мужчиной, вы умрете мужчиной….. И я вижу, что люди становятся умнее, интереснее… и даже если они живут не так хорошо, они хотят лучше… они упрямы!”.

Люк – очень важный персонаж пьесы. Когда он входит в комнаты постояльцев, он нарушает их распорядок дня и мысли. Слова, которые он говорит каждому, невозможно игнорировать, у него для каждого найдется успокаивающая фраза. Люк умеет подметить самое главное в человеке. Старик добродушно замечает молодому Алешке, который живет в постоянном пьянстве: “Эх, парень, запутался ты”. Он стыдит обитателей лачуги за то, как они обращались с Анной: “.но разве можно оставить такого человека? Хотя он такой, какой есть, он всегда в цене”.

Уже в начале пьесы Горький обозначает принцип отношения Луки к человеку – принцип сострадания. Практическим выражением её становится утешающий обман, утешающая иллюзия, во имя которой можно пожертвовать страшной, угнетающей человека правдой жизни.
На пороге ночлежного дома Лука появляется со словами участия и сочувствия. С первых его слов и начинается спор о человеке и отношения к человеку. Для Луки люди слабы и ничтожны перед обстоятельствами жизни, которые, по его мысли, изменить нельзя.

Эту страницу видели 0 человек. Зарегистрируйтесь или войдите в систему и узнайте, сколько человек из вашей школы уже написали это сочинение.

«Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из 1 акта пьесы М. Горького «На дне»)»

Многие герои романа Горького “На заднем плане” – актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ – жаждут освободиться от “дна” жизни. Но они чувствуют собственную беспомощность перед копытами этой “тюрьмы”. Они испытывают чувство безнадежности перед лицом своей судьбы и жаждут мечты, иллюзии, которая даст им хоть какую-то надежду на будущее. Для барона то, что он думает и мечтает вернуть, – это его прошлое богатство. Актеру придется столкнуться со своей бывшей службой в искусстве, Наташе – ожидать чрезвычайного события, которое перевернет ее жизнь с ног на голову, а Насте – столкнуться со своим мнимым романом со студентом.

Читайте также:
Любовная лирика Есенина и Маяковского: сочинение

Таким образом, герои пьесы подготавливаются к появлению такого героя, как Лука с его “Евангелием чудес”. И он появляется и поддерживает все иллюзии или сеет новые иллюзии.

Этот персонаж появляется в первом акте пьесы. Его вступительная фраза: “За вас, честной народ!” – показательна. Впервые хорошие, ровные слова, сказанные без насмешек, появляются на страницах этой пьесы. Такое обращение настолько необычно для обитателей обшарпанного пансионата, что Лука сразу же описывается как “смешной”: “Какого смешного старика ты привезла, Наташа…”.

На первый взгляд, он кажется простым и приятным человеком, но чуть дальше читатель убеждается в обратном.

Появление Луки придает пьесе символизм, которого раньше не хватало. Например, Пепель храбрится перед своей любимой Наташей, заявляя, что не боится смерти: “Правда, я не боюсь! Я приму смерть даже сейчас! Давай вонзим твой нож в мое сердце. Я умру без вздоха!” Бубнов в этот момент дважды равнодушно размышляет: “И нитки гнилые”. Это показывает лживость заявлений Пепла, а также холодность Наташи по отношению к нему.

Более того, повторяя слова Пепла о скуке (“Но мне скучно. Почему мне должно быть скучно? Ты живешь, живешь, живешь, все хорошо! В ответ на этот припев Лука поет песню. Эта песня, сразу после слов Пепла, также приобретает символическое значение: “Эх, и не вижу я пути-и”. Действительно, разве вор идет по светлому пути?

Лука обращается ко всем с симпатией. Сначала это приводит к тому, что люди пытаются оскорбить его. Например, Барон звонит ему: “Ты что, кикимора? Но Лука знает, как защитить себя. Мужчина, в свою очередь, смеется над нападавшим: “Я видел графа и видел Duke….. Но я никогда не видел барона, и впервые вижу, как его развращают…”.

Но в этом эпизоде стоит обратить особое внимание на слово “кикимора”. Поскольку Горький вкладывает в уста Барона именно это упоминание о Луке, это не случайно. По народным поверьям, кикимора – это нечистая сила. Действительно, старик кажется персонажем русской сказки. Язык Луки изобилует народными поговорками: “народ честной”, “не блоха – не плоха”, “старик – где тепло, там и родина”, “лает – как оспа. и выздоравливает человек, а приметы остаются”, “опричь”, “не ласкова ты, мать” и многие другие. Об этом Горький заговорит позже, так как Лука – нечистая сила. Будет показано, к каким страшным результатам приводят идеи утешения.

Лука невзначай расспрашивает обо всех обитателях приюта: Насте, Наташе, Василисе, Пепле и других. Он незаметно вмешивается во все дела и дает свою оценку всему. Например: “Смотрю я на вас, братцы, жизнь ваша – о-о-о-о-о!”, пристальный, внимательный взгляд. Мышкин совевершенн

Автор дает краткую биографию всех персонажей в первом акте, что делает их более понятными для нас. Историю Луки в “На дне” читатель узнает лишь много позже, в третьем акте. Из-за этого в данном эпизоде Лука кажется несколько загадочным персонажем, который, на первый взгляд, выделяется из общей галереи образов. Но это не так.

Странник хорошо знает, как общаться с полицией. В приведенном выше примере он явно польстил офицеру, назвав его “ундерс” (неправильное произношение “унтер-офицер”). У Медведева пока нет такого звания, но ему, конечно, приятно, когда к нему так обращаются. “Как и видимость – героическая!” – говорит Лука. Он также нервничает как огонь, когда дело доходит до проверки документов, которых у него, похоже, нет. Это означает, что в его прошлом было что-то, что заставило его избавиться от паспорта. Лука так объясняет свою чувствительность и привязанность к Анне: “Я много мяукал, поэтому я очень мягкий”. В результате этих слов герой “смеется дребезжащим смехом”. (примечание автора).

Читайте также:
Образ главного героя в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»: сочинение

В пьесе нет и не может быть положительных персонажей. Лука намеренно изображен Горьким как неприятная личность. И если в каждом персонаже автор находит хотя бы одну положительную черту, то все хорошее, что показано в старике, Горький намеренно перебивает одной характеристикой, которая снижает образ.

Во вступительном слове Биттер излагает основной принцип отношения Луки к человечеству: сострадание. На практике это означает утешительный обман, иллюзию, ради которой можно пожертвовать страшной, гнетущей правдой жизни. Лука проявляет сочувствие и заботу, появляясь в дверях ночлежки. Его первые слова начинают спор между человеком и человеком о том, как он должен относиться к человеку. Для Луки люди слабы и ничтожны перед обстоятельствами жизни, которые, по его мнению, нельзя изменить.

Пьеса “На дне” является одним из своеобразных жанров драматургии Горького – жанром социально-философских пьес.

Cочинение «Появление Луки в ночлежке (Анализ сцены 1 акта пьесы М. Горького «На дне»)»

В пьесе «На дне» Горькому удалось соединить бытовую конкретность и символы, реальные человеческие характеры и отвлеченные философские категории.
Что касается действующих лиц, то, по воспоминаниям автора, их состав определился не сразу. Какие-то лишние образы автор убрал, и тогда-то появился «благородный» старичок Лука. Что же в пьесе предшествует его появлению?
Поднимается занавес, и сразу же нищенская, вымороченная жизнь: грязь, голод, болезни, озлобление. Идет обычное существование ночлежки, это даже и жизнью-то назвать нельзя. Скорее, это неминуемая гибель людей в условиях «дна». И разговоры у них под стать: о смерти, драках, пьянке. И в этой атмосфере общей злобы и ненависти вдруг как-то незаметно появляется такой «старичок-домовичок». Никто из обитателей ночлежки не мог и предположить, что с его приходом начнутся острые внутренние смещения в их, казалось бы, незыблемой среде.
Вид у Луки самый обычный, вид странника: «С палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса». Но все же есть нечто, что отличает его от остальных «босяков». Как-то постепенно, ненавязчиво, не переча никому, Лука потихоньку начинает строить отношения с обитателями ночлежки. И слова у него ласковые, проникновенные: «милая», «доброго здоровья», «спасибо»… Лука принимает «любой вариант» жизни: «Мне все равно, я и жуликов уважаю». Он не лезет в душу, а просто как бы присматривается, прислушивается, поддакивает и со всеми соглашается.
Первое действие пьесы «На дне» – это как бы прелюдия к философии Луки.
Можно сказать, что у обитателей ночлежки только появляются росточки заинтересованности к этому человеку. Пепел так и говорит: «Какого занятного старичишку-то привели…».
И для зрителя Лука пока непонятен, лишь речь выдает его крестьянское происхождение: «давеча», «всяко» и т.д.
Откуда же появился этот загадочный человек? На вопрос Барона Лука отвечает уклончиво: «Все мы на земле странники…»
Оставаясь для всех пока загадкой, он «перекидывает мостики» к новым знакомым. Да, Лука много пожил, повидал. И сущность человека он определяет сразу. Пьяному сапожнику Алешке он говорит: «Запутался ты…» И Василисе дает точную характеристику: «Ах, и неласкова ты, мать…»
А еще можно сказать, что Лука как бы настроен на добро: подметает полы, помогает Анне.
Да, появление Луки в пьесе Горького не случайно. Что нужно истерзанной, измученной душе? Чего хочет обездоленный, никому не нужный, живущий без надежды на будущее человек? Хоть капли сочувствия, доброго взгляда, ласкового слова, капельку участия. И вот уже отогрелась душа, распахнулась навстречу этому крохотному росточку добра, затеплилась в сердце надежда… Вот потому и пришел в ночлежный дом «странник» Лука.
Сцена появления Луки в ночлежке несет и определенную художественную нагрузку в пьесе. Во-первых, следует отметить особенность речевого стиля каждого персонажа. Ведь именно в ней отразилась судьба, происхождение, социальные связи, степень культуры героев пьесы. Вот, к примеру, Василиса требует, чтобы Лука принес ей «пачпорт», и сам Лука так же произносит это слово. А вот Барон, принимая строгий вид, спрашивает у Луки, есть ли у него паспорт. Горький использует двоякое значение слова и мастерски вводит его в речь персонажей. Слово «накинут» меняется в зависимости от контекста.
Костылев: Надо будет на тебя накинуть полтинничек…
Клещ: Ты петлю на меня накинь…
Лука в ответ на ласковые слова Анны подменяет слово «мягкий» словом «мягок».
Анна: Гляжу я на тебя… на отца ты похож моего… на батюшку… такой же ласковый, мягкий…
Лука: Мяли много, оттого и мягок…
Речь Луки афористична: «Где тепло – там и родина», «Порядка в жизни нет, чистоты», «…ни одна блоха не плоха: все – черненькие, все – прыгают…».
Сценическое воплощение образа Луки имеет свою историю. Поначалу, когда спектакль этот был впервые поставлен в художественном театре Станиславским, первый исполнитель роли Луки, великолепный русский актер И. Москвин, понял доброе начало горьковской драмы как луч света в темном царстве ночлежки.
Однако впоследствии трактовка характера Луки претерпела самые решительные изменения и в критической литературе, и в сценическом истолковании этого образа. Луку стали понимать как олицетворение толстовского «непротивления злу насилием», как ложь во спасение.
Мое мнение таково, что именно в первом действии этот сценический персонаж воспринимается исключительно с душевной симпатией, его человечность и оптимизм заставляют звучать светлые струны в душе человека, а это уже немало.

Читайте также:
Значение монолога Хлестакова в комедии «Ревизор»: сочинение

Характерной особенностью пьесы является то, что большинство персонажей не играют роли в развитии драматургического сюжета Костылев – Наташа – Пепел. При желании можно смоделировать драматургическую ситуацию, в которой находятся все персонажи.

В прошлом Сатин, “представитель истинного гуманизма”, противопоставлялся Луке, которому отводилась роль сторонника “ложного гуманизма”, как выразился Луначарский в статье “М. Горький”. Однако такая гармония достигалась в его проповедях за счет сближения Луки и Сатина.

В начале двадцатого века Россия переживала тяжелый промышленный и экономический кризис, поэтому пьеса “На дне” отражает чрезвычайно актуальное событие. В этом смысле пьеса послужила приговором.

Горький написал “На дне” более восьмидесяти лет назад. Все эти годы споры не утихают. Это объясняется множеством проблем, поставленных автором, проблем, которые на разных этапах исторического развития приобретают. посмотреть полностью

Алексей Максимович Пешков, более известный нам как Максим Горький, по моему мнению, является одним из лучших писателей нашего времени. Редкое и очень достойное восхищения качество в произведениях искусства сегодня заключается в том, что работы этого художника пронизаны искренней любовью к людям и уровнем сочувствия. посмотреть полностью

На протяжении всего своего творчества Горького интересовал человек, его личность и тайны его внутреннего мира. Человеческие мысли и чувства, надежды и мечты, сила и слабость – все это отражено на страницах пьесы М. Горького “На дне”. Его персонажи… смотреть полностью

Пьеса “На дне” была написана М. Горьким в 1902 году. В том же году состоялась ее премьера. Пьеса имела оглушительный успех. Публика приняла пьесу с большим энтузиазмом, назвав ее “буревестником” – долгожданным событием.

Конспект по литературе и развитию речи на тему:Подготовка к сочинению. Появление Луки в ночлежке. (Анализ сцены первого акта пьесы М. Горького «На дне».)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создайте проблемную ситуацию и предложите учащимся высказать свое мнение о Люке и его жизненной ситуации.

Материалы: Компьютер, мультимедийный проектор, тексты из “На заднем плане” М. Горького.

II. работа с новыми материалами.

Введение для преподавателей.

Как жанр литературной критики, анализ эпизода возможен в качестве школьного сочинения. Кроме того, элементы анализа эпизода являются обязательной частью любого школьного сочинения.

Что такое эпизод? Давайте дадим определение.

Эпизод – это основной структурный элемент эпического, лирико-эпического или драматического произведения. В одном смысле эпизод – это совокупность события, которое связано со всеми остальными эпизодами повествования (прецедентно-следственные или причинно-следственные связи).

Составьте план общего анализа эпизода. (Коллективный).

Анализ этого эпизода.

Место и роль эпизода в пьесе, его связь с главной идеей и темами (важность эпизода для понимания смысла всей пьесы).

Читайте также:
Стихотворение М.Ю.Лермонтова И скучно и грустно. (Восприятие, истолкование, оценка.): сочинение

Что нам дает встреча с этими героями в этом эпизоде для понимания их взглядов на жизнь, их характеров и поступков?

Какие средства использует автор, чтобы раскрыть внутренний мир героев и значение их поступков?

Пути создания имиджа.

Б) художественные особенности языка и их значение.

Насколько важен этот эпизод для будущего развития событий?

Помните: Анализ эпизода не должен быть пересказом!

Из чего должно состоять эссе-анализ сериала, какому конспекту должно соответствовать такое эссе?

Предоставляются материалы “Как написать эссе – анализ параграфа”.

Предлагается план анализа эпизода “Появление Люка в доме бездомных”. (Читается учителем на доске).

Подружиться с людьми, живущими в общежитии. Экспозиция пьесы.

Новый арендатор в приюте.

Конфликт разворачивается во время визита Люка в приют.

Люк видит в каждом из героев человека.

Философская позиция Люка.

Жизнь Луки – это тайна.

Высказывание, характеризующее главного героя.

Создание образа Луки: техники и средства.

Последствия этого эпизода для будущих событий.

Проверьте задачу предвидения.

Для этого эпизода необходим цитатный план. (Запишите его на доске). Ольга Б. и Елена Е. получили задание подготовить цитатный план к этому эпизоду. Один пишет его на доске, другой комментирует пункты.

Оценка места и роли этого эпизода в общем произведении.

Прибытие Лукаса в приют.изни по

“Вот новый жилец. “.

“Я тоже уважаю негодяев, на мой взгляд, ни одна блоха не плоха: все они черные, все прыгают.

“Все мы – странники на земле. “.

Каждый человек – каким бы он ни был – стоит своей цены. “.

Поскольку было так много мяуканья, оно мягкое. “.

Специфика языка главного героя.

Средства, используемые автором для раскрытия внутреннего мира главного героя

Что означает этот эпизод для будущих событий?

Перед нами тема. Как нам начать работать над ней? В качестве первого шага нам нужно решить, какой вопрос из эпизода Акта I мы хотим использовать.

Вопрос должен быть всеобъемлющим и проблемным. Подчиняя весь материал этому вопросу, мы обретаем целостность и сосредоточенность в нашей работе.

Таким образом, герои пьесы подготовлены к появлению такого героя, как Лука и его “чудо-евангелие”. Именно он появляется и сеет новые иллюзии или поддерживает все иллюзии.

(Повлияло ли появление Люка в общежитии на жизнь нижних жителей?) Ситуациям

Как бы вы начали писать? возвр

Студент: Я хочу начать свое эссе с этого: “На выставке мы видим людей, которые, по сути, примирились со своим унизительным положением. Князь Мышкин старается видеть в каждом человеке

Учитель: В этот момент входит Наташа. За ней стоит Лука, в руке палка, за плечами сумка, на поясе котелок и чайник.

Итак, начало конфликта – появление Лукаса. И кто он?

Студент: Затем он объявляет свои взгляды на жизнь.

Студент: Я хотел бы добавить кое-что о том, как Люк говорит о себе. Зачитайте диалог.

Лука видит в каждом из жильцов человека.

Люк бескорыстно пытается помочь людям, вселить в них веру, пробудить лучшие стороны их натуры и просто пожалеть их. Сцена с Анной. Она совершенно незнакома ему, но он относится к ней так тепло.

Текст Стр. 23 Прочитать

Последние реплики Анны и Люка завершают характеристику главного героя.аключения в он

Затем мягкость и доброта героя проявляются по отношению к многочисленным обитателям приюта.

Языковые причуды главного героя.ень в

Студент: Я хотел бы обратить внимание на язык. Речь Луки полна пословиц и поговорок. Она точна и выразительна, близка к фольклору, популярна. Все это говорит о том, что Лука – умный, наблюдательный и мудрый человек. Он многое повидал в жизни и многое пережил. Это видно из его последнего предложения: “Я многое видел, поэтому я кроток. “(Сравнение с массой). Речь содержит сравнения и популярные выражения.

– Приведите примеры, основанные на тексте.

Студент: Я обратила внимание на построение предложений – реплики героя, пунктуацию внутри предложений – тире, многоточия. Все это подчеркивает, что речь читается как размышление, спор о судьбе другого. Один лишь Лука со мной”. После смерти апостола Павла о последующей жизни Луки из Священного Писания ничего не известно. Существует пр

Читайте также:
О чем мечтают герои комедии Н. В. Гоголя Ревизор: сочинение

Техники и средства создания изображения.

Учитель: М. Горький очень тонко и сдержанно…

Знакомит нас с Лукой. Поначалу даже не все жители деревни интересуются им или не хотят обращать на него внимания. Показательны реплики персонажей.

Или через некоторое время после долгого разговора.

Автор не навязывает Люка жильцам. Внешне он никак не влияет на жизнь жильцов, но в их сознании идет напряженная работа. Как только Люк появляется, он оказывается в центре внимания.

Учитель: – Как мы завершим наше эссе?

Ученик: Я думаю, мы можем перейти к заключению. В центре этого романа находится Люк, и весь сюжет вращается именно вокруг него. Зрители видят положительные стороны каждого персонажа, находят ключ и сближаются со всеми обитателями дна. Персонажи начинают представлять себе новую, лучшую жизнь в тот момент, когда открывают в себе способность мечтать. Со временем Лука обнаруживает, что истинная сущность каждого персонажа кроется в угаданных им светлых сторонах. Отсюда возникает еще одна грань социального конфликта: глубина личности персонажей и их благородные устремления вступают в противоречие с их нынешним социальным положением. В современном обществе у человека нет возможности раскрыть свою истинную природу.

Заключительное слово преподавателя.

И вот мы подошли к концу нашей беседы. Появление Люка озарило центр для беженцев лучом доброты и любви к людям и желанием помочь им. Этот эпизод является как бы отправной точкой для начала и последующего разрешения основного конфликта. Но об этом мы поговорим позже. И когда будут предложены темы для эссе, это будет одна из них. Вы можете написать такое эссе.

Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из 1 акта пьесы М. Горького “На дне”)

Многие герои пьесы Горького “На дне” – Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ – стремятся вырваться со “дна” жизни. Но они чувствуют собственную беспомощность перед перегрузкой этой “тюрьмы”. Они ощущают безнадежность своей судьбы и жаждут мечты, иллюзии, которая хотя бы даст им надежду на будущее. Для барона это прошлое богатство, о котором он думает и мечтает вернуть. У актера – его прошлая служба в искусстве, у Наташи – ожидание необыкновенного события, которое перевернет ее жизнь, а у Насти – ее воображаемый роман со студентом.

Таким образом, герои пьесы подготовлены к появлению такого героя, как Лука и его “чудо-евангелие”. Именно он появляется и сеет новые иллюзии или поддерживает все иллюзии.

Этот персонаж появляется в первом акте пьесы. Он начал со слов: “Доброго здоровья, честной народ!” – показательно. Это первый случай, когда добрые, незлобивые слова, сказанные без насмешки, появляются на страницах этого произведения. Такое обращение настолько необычно для обитателей богадельни, что Луку сразу же называют “занимательным”: “Какого занимательного старика ты привела, Наташа. “.

На первый взгляд, он действительно кажется простым и милым человеком, но чуть позже читатель убедится в обратном.

Появление Луки в пьесе добавляет уровень символизма, который ранее отсутствовал. Например, Пепель храбрится перед своей любимой Наташей, заявляя, что не боится смерти: “Правда, я не боюсь! Я приму смерть даже сейчас! Приставьте свой нож к моему сердцу. Я умру без вздоха! В это время Бубнов, как бы занимаясь своими делами, дважды бормочет: “А нитки-то гнилые”. Ложь Пепла подчеркивает холодное отношение Наташи к нему и ее неискренность.

Затем, словно вторя словам Пепла о скуке (“Но мне скучно… почему мне должно быть скучно? почему мне должно быть скучно? И вдруг тебе холодно: тебе скучно”), Лука поет песню. Слова этой песни, сразу после пепла, также приобретают символический смысл: “Эй, а я не вижу пути-эх…”. И действительно, есть ли у вора светлый путь?

Лука обращается ко всем с симпатией. Сначала это приводит к тому, что люди пытаются оскорбить его. Например, Барон звонит ему: “Ты что, кикимора? Но Лука знает, как защитить себя. Тот, в свою очередь, смеется над нападавшим: “Я видел графа и я видел герцога”. Но я никогда раньше не видел барона, и впервые вижу его испорченным…”.

Читайте также:
Художественная интерпретация стихотворения Ф. И. Тютчева К.Б. (Я встретил вас и все былое): сочинение

Но в этом эпизоде есть одна вещь, на которую стоит обратить внимание: слово “кикимора”. Не случайно Горький вкладывает в уста барина то же упоминание о Луке. Автор отмечает: “Кикимора – нечистая сила в народных поверьях”. Действительно, в старике есть что-то поистине фольклорное, он напоминает персонажа из русских сказок. Язык Лукаса полон народных поговорок: “люди справедливы”, “не блоха плоха”, “для старика – где тепло, там и дом”, “сволочь – как оспа… и человек лечит, а следы остаются”, “опричь”, “не мила ты, мать” и многие другие. А то, что Лукас – нечистая сила, Горький подчеркнет позже. Автор покажет ужасный результат идей утешения.

Люк расспрашивает Настю, Наташу, Василису, Пеплу и других об их жизни в приюте. Верховный судья ненавязчиво вмешивается в каждое дело, излагая свое беспристрастное мнение. Тогда я посмотрю на вашу жизнь, братья мои: ой-ой-ой. “.

Автор дает краткую биографию всех персонажей в первом акте, что делает их более понятными для нас. Историю Луки, но не всю, читатель узнает гораздо позже, в третьем действии “На дне”. В результате Лука появляется в этом эпизоде как несколько загадочная фигура и, на первый взгляд, выделяется из общей галереи образов. Но это не так.

Бездомный знает, как разговаривать с полицией. Он польстил полицейскому, назвав его “ундер” (искажение от “унтер-офицер”). У Медведева пока нет такого титула, но он, вероятно, рад, что к нему обращаются именно так. Лука добавляет: “И видимость самая героическая! Более того, герой до ужаса боится проверки документов, которых у него, судя по всему, нет. Это означает, что в его прошлом есть что-то, что заставило его избавиться от паспорта. Вот как Лука объясняет свою нежность и привязанность к Анне: “Я был нежен, поэтому я нежен…”. После этих слов герой “смеется от души” (комментарий автора).

В пьесе нет положительных героев, да их и не может быть. Лука же намеренно описывается Горьким как неприятный человек. И если в каждом персонаже автор находит хотя бы одну положительную черту, то всё хорошее, что показано в старце, Горький специально перебивает какой-нибудь одной меткой характеристикой, снижающей этот образ.
Уже в начале Горький обозначает принцип отношения Луки к человеку – сострадание. Практическим выражением её становится утешающий обман, утешающая иллюзия, во имя которой можно пожертвовать страшной, угнетающей человека правдой жизни. На пороге ночлежного дома Лука появляется со словами участия и сочувствия. С первых его слов и начинается спор о человеке и об отношении к человеку. Для Луки люди слабы и ничтожны перед обстоятельствами жизни, которые, по его мысли, изменить нельзя.

В пьесе “На дне” отпечатался один из своеобразных жанров горьковской драматургии – жанр социально-философского спектакля.

Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из 1 акта пьесы М. Горького На дне): сочинение

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: