Преступление и наказание Печорина: сочинение

Преступление и наказание Печорина: сочинение

–>Главная » 2011 » Февраль » 18 » ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ ПЕЧОРИНА (по роману М. Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

Я смотрю на наше поколение с сожалением! Его будущее либо пусто, либо темно, и все же он стареет под бременем неподвижности и безделья. Эпиграмма относится к строкам из стихотворения “Мысль”. Они точно и проникновенно отражают судьбу поколения 1930-х годов. Это время, когда жил и писал Лермонтов. Это также время, когда жил его герой Печорин. Многие считают, что творчество Лермонтова полно трагизма. Но истоки этого лежат не только в его личной судьбе, окружающая его действительность была полна трагизма.

1930-е годы были годами реакции в России, временем, когда лучшие были изгнаны, разогнаны, сосланы в Сибирь и на каторгу. Сам Лермонтов признает, что “Герой нашего времени” – это портрет пороков целого поколения. В предисловии к “Дневнику Панчорина” он пишет: “Хотя я изменил все имена, те, о ком он говорит, вероятно, узнают себя и, возможно, найдут оправдание поступкам, в которых они до сих пор обвиняли человека, которому больше нечего делать в этом мире: человек почти всегда извиняется за то, что понимает. Это справедливо.

Принято судить о человеке по его поступкам, но мы часто смотрим на это со своей точки зрения, не желая или не умея рассмотреть их с точки зрения того, кто в них участвует. Лермонтов не случайно поставил эти слова после “Бэлы” и “Максима Максимыча”: прочитав эти повести, мы были готовы судить Печорина, еще не понимая его. Кто же такой Печорин?

Григорий Александрович Печорин – гвардейский офицер, судьба которого сложилась очень трагично. В романе мы узнаем, что он был выслан из Петербурга за какую-то “историю” на Кавказе. Во время путешествия с ним происходят различные “истории”, его лишают звания, затем он возвращается на Кавказ, некоторое время путешествует и умирает по возвращении из Персии. В этот период он познакомился со многими людьми, на которых оказал влияние. Печорин разрушает многие судьбы. Он влюбляется в принцессу Мери, подчиняет ее своей воле, а затем, со свойственной ему откровенностью, признается, что не любит ее и никогда не любил. Печорин заставляет Азамата и Казбича совершить преступление и завоевать любовь горной девушки Бэлы, но затем он становится холоден к ней. Белла умирает. В Тамани Печорин вмешивается в жизнь “честных контрабандистов” и делает это бесцельно. Главное для него – “найти ключ к тайне”, и ему безразлична судьба этих людей.

Он привел в ярость доброго штабс-капитана Максима Максимыча, который очень близок к нему. Уезжая в Персию, Печорин совершенно забыл о своем старом товарище, а когда увидел, что старик приехал на станцию, Печорин холодно протянул ему руку. Печорин также виновен в смерти Веры и Грушницкого. Однако и сам Печорин – жертва. Он ищет острых ощущений, приключений. У него острый ум и сильная воля, которые помогают ему преодолевать препятствия.

Печорин понимает психологию людей, и поэтому он легко завоевывает внимание женщин. Но для чего, ради чего? Женщины его не интересуют, и он живет пустой и бессмысленной жизнью. Именно Печорин опустил Бэлу, разорившись от нечего делать. Для него она, как и остальные люди, – лишь средство развлечения. Добившись своей цели, он больше не заботится о ней. Максим Максимыч говорил: “Григорий Александрович долго с ней (Беллой) воевал, а между тем он выучил татарский язык, так что она стала понимать по-нашему”. Не только Печорин учил Бэлу русскому языку. Чтобы завоевать ее расположение, он должен был войти в ее мир и выказать ей уважение. Печорин прекрасно понимал это, более того, он знал, как это сделать. Появление Бэлы в жизни Печорина дает ему ощущение цели, способ снять приступы тоски, которые он часто испытывает. Сопротивление девушки также подстегивает его.

Читайте также:
В чем смысл жизни: сочинение

Осознает ли он в этот трагический момент всю серьезность ситуации? Если ты снова будешь грустить, я умру”, – говорит он девушке. Он не обманывает ее. Или обманывает бессознательно. Печорин в этот момент верит, что Бэла действительно может составить его счастье. Но любит ли Печорин Бэлу? Этого он и сам не знает. Печорин погубил девушку – это его “преступление”, но он же и наказан. Его беда и трагедия в том, что он не умеет любить. Те, кто любит по-настоящему, живут для своих любимых, переживают за них, беспокоятся о них постоянно. Но Печорин не умеет ни о ком думать, он занят только собой. “Ему грустно, скучно, одиноко, ему хочется чужой любви – и вот он добивается ее”. Он добивается ее, а потом выбрасывает, как ребенок выбрасывает игрушку, которая стала ему неинтересна. Так поступают эгоисты, и Печорин тоже эгоист. У него нет сострадания к людям.

Совершив ошибку, он продолжает жить по тем же принципам. И теперь княжна Мери становится его жертвой. История повторяется. Будучи нечестным с другими, Печорин честен с самим собой. Он пытается понять себя, не оправдывая свои поступки. И эта жестокость к себе – редкая черта. “Я часто спрашиваю себя, зачем я прикладываю столько усилий, чтобы завоевать любовь молодой женщины, которую я не хочу соблазнять и на которой никогда не женюсь. И сам же отвечает: “Есть огромное удовольствие в обладании молодой, едва развившейся душой. Мне кажется, что эта ненасытная жадность пожирает все, что попадается мне на пути; я смотрю на страдания и радости других только в связи с собой, как на пищу, которая поддерживает мою душу Эта “ненасытная жадность” – то, от чего Печорин страдает на протяжении всего романа. Он обязательно хочет участвовать во всех событиях жизни других людей. Возможно, это не было бы плохой чертой характера, если бы это вмешательство не заставляло страдать других.

Кодекс морали, воплощенный в этике, установленной человечеством, запрещает жестокость. Печорин знает, что не может примириться с такими простыми истинами; он слишком любит себя, чтобы отказаться от удовольствия мучить других. “Меня больше всего привлекает то, что вокруг меня; то, что вызывает во мне чувства любви, преданности и страха”. [Меня больше всего привлекает то, что вызывает во мне чувства любви, преданности и страха].

Будучи лучшим и самым могущественным человеком в мире, Печорин желает быть самым успешным. Другими словами, зло порождает зло; одно страдание доставляет удовольствие другому. – В этих словах Печорина – трагедия его жизни. Поступай с людьми так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой. А если поступать наоборот? Из этого получится одинокий и несчастный человек. Наказание одиночеством и непониманием окружающих – вот судьба Печорина. Печорин одинок в ночь перед дуэлью, “и нет на свете существа, которое бы поняло его”, если его убьют. Сам он приходит к выводу: “Стоит ли после этого жить? – И все живут – из любопытства: в ожидании чего-то нового. Нелепо и досадно!”

Однако Печорин мог познать любовь. Его чувства к Вере весьма неоднозначны. Но действительно ли это любовь? В конце концов, Печорин настолько привык добиваться своего любой ценой, что, возможно, это и привлекло его к Вере. Получив последнее письмо Печорина, мы сочувствуем ему. Он “вскочил на своего Черкеса, как сумасшедший. и пустился со всей скоростью”, чтобы догнать ее. Печорин не догнал Веру: загнанная лошадь пала. Вдруг Печорин падает на мокрую траву и плачет. Вера – единственная женщина, которая любила Печорина таким, каким он был. “Я должен тебя ненавидеть. Ты дал мне одни несчастья”, – говорит она Печорину.

Читайте также:
Образ Онегина в романе Евгений Онегин: сочинение

Печорин тоже страдает, но в нем есть трезвый рассудок: “Когда ночная роса и горный ветер освежили мою обожженную голову, а мысли вернулись на свое обычное место, я понял, что глупо и безрассудно было тянуться к потерянному счастью. Чего еще я мог желать? – Увидеть ее? – Почему? Разве между нами не все кончено? Холодность его разума не знает пощады. Его прихоти и желания определяют все сущее – людей, вещи, все. В конце концов, он не может, не может найти даже крошечную частичку человечности, чтобы отплатить людям за их любовь и страдания. Нет ли худшего наказания? Но Печорин был создан временем, эпохой, в которой он жил. С этим связана и его трагедия. Как недостатки характера Печорина присущи обществу в целом, так они присущи и его времени.

Преступление и наказание Печорина

Роман “Герой нашего времени” был написан в 1930-е годы и, как писал Белинский, стал “грустной мыслью” о нашем поколении. На протяжении всего романа автор рассматривает ряд философских и нравственных проблем, которые волновали Лермонтова в свое время и продолжают волновать сегодня. Носителем взглядов поэта является его герой – Печорин.

Первая глава “Бэлы” построена строго по канонам романтизма. Это означает, что главный герой находится в оппозиции к окружающему его миру. Он загадочен и непонятен для других персонажей. Он ищет любви в другом мире. Глубина и трагизм его мировоззрения, недостижимые для обычных людей, позволяют ему преступать обычные человеческие правила поведения.

Это романтическое допущение различных моральных норм для героя и простого человека было одной из главных тем русской литературы XIX века. В общественном сознании эта проблема ассоциируется с именем Наполеона, человека, который своим метеоритным взлетом к славе был обязан только себе и проповедовал странный для того времени идеологический принцип: “Все средства хороши для достижения цели”. Лермонтов всегда был очарован образом Наполеона. В юности поэт почитал его, прославлял его жизнь и оплакивал его одинокую смерть. Со временем Лермонтов пришел к переоценке нравственных ценностей. В “Герое нашего времени” он ни разу не упоминает имя своего бывшего кумира, но то, что мы называем “наполеоновской темой”, стало одной из центральных морально-философских проблем романа.

В каком-то смысле “Бэла” построена таким образом, что читатель ожидает найти романтического героя, который нарушит все условности и порвет с Печориным. Печорин находится в центре повествования. Он – объект читательского интереса. И не только читательского интереса. Максим Максимыч не может без слез представить себе несчастную судьбу Беллы, ведь он действительно любил ее. Однако он прощает Печорину ее смерть. Почему? “Что же тут делать? Есть люди, с которыми непременно надо соглашаться”. По сути, добрый, порядочный штабс-капитан судит себя и себе подобных по одному закону, а Печорина – по гораздо менее жесткому. И его слушатель, офицер-путешественник, вроде бы соглашается с ним, а мы, читатели, принимаем его систему двойных моральных стандартов.

Когда люди отказываются судить себя по тем же законам, по которым они судят других, они теряют нравственную точку отсчета, теряют критерии того, что есть добро или зло. Поэтому двойственность морали по своей сути аморальна и преступна; она является основой любого преступления.

Чтобы высмеять попытки социалистов объяснить каждый аспект человека его окружением, Достоевский написал “Преступление и наказание”. Среда взяла все под контроль, – возмущенно пояснил Разумихин. “Природа не принимается во внимание”. Это справедливое осуждение Достоевского. Действительно, какой бы ни была среда, каким бы сильным ни было ее влияние, человек несет ответственность за свои поступки. Человек отвечает за каждый свой шаг, это основа нравственности. Преступление Печорина в том, что он утратил эту основу.

Читайте также:
Первая встреча Гринева с Пугачевым. (Анализ II главы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».): сочинение

Например, в “Бэле” Печорин без колебаний жертвует князем, Азаматом, Казбичем и самой Бэлой, чтобы обрести новый духовный опыт. В фильме “Тамань” он из любопытства позволяет себе вмешаться в жизнь “честных контрабандистов” и вынуждает их бежать, бросив при этом свой дом и слепого мальчика.

В “Княжне Мери” Печорин вмешивается в продолжающийся роман Грушницкого и Мери и врывается в жизнь Веры. Ему неспокойно, пусто и скучно. Он пишет о своей меланхолии и прелести “обладания чужой душой”, но никогда не спрашивает себя, откуда взялось его право обладать ею. Размышления Печорина о вере и безверии в “Фаталисте” – это не только трагедия одиночества современного человека в мире. Потеряв Бога, человек потерял главное: нравственные ориентиры, твердую и определенную систему моральных ценностей. В конце концов, идея Бога – это не цель и не кнут для укрощения инстинктов, это идея духовной потребности самого человека подняться над ними, преодолев их в себе. Это высшая идея духовного равенства, ибо каждый человек является образом и подобием Бога, независимо от того, является он им или нет. Наполеона или, например, титулярного советника. И никакой опыт не даст Печорину радости бытия. Только вера может дать ему уверенность. А глубокая вера его предков была утрачена во времена Печорина. Потеряв веру в Бога, герой потерял веру в себя, и в этом его трагедия. Есть только один нравственный закон, верный во все времена: уважение к миру, к людям начинается с уважения к самому себе. Не с самодовольством, а с уважением к себе. Человек, который унижает других, не уважает себя. Его потребность унизить кого-то объясняется именно тем, что, торжествуя над слабым, он чувствует себя сильным. Он переносит свои собственные обиды на мир на кого-то другого. Чувство внутреннего недостатка, духовной неполноценности является причиной отсутствия чувства собственного достоинства.

Удивительно, что Печорин, хотя и понимает этот закон, не осознает его важности и не видит в нем источник своей трагедии. Печорин размышляет следующим образом: “Зло порождает зло; первое страдание дает понятие о наслаждении, чтобы мучить другого. “Оказывается, весь мир вокруг Печорина построен по закону духовного рабства: человек мучает себя, чтобы получать удовольствие от страданий других. А несчастный, который страдает, мечтает только об одном: отомстить, унизить обидчика. Зло порождает зло не само по себе, а в мире без Бога, в обществе, где попираются нравственные законы, где только угроза законного наказания как-то ограничивает разнузданную вседозволенность.

“Иногда я презираю себя. Но разве это заставляет меня презирать других?”. – Таким образом, Печорин приближается к разгадке тайны своего испытания, но не принимает истину. Человек, для которого “наивная вера” его предков абсурдна, он отвергает идею высшего суда.

Печорин постоянно ощущает свою нравственную ущербность: он говорит о двух половинках своей души, о том, что лучшая часть его души “высохла, испарилась, умерла”. Флиртуя с принцессой Мери, он дает себе волю и произносит поистине странное признание: “Я стал моральным калекой. В этом настоящая трагедия и наказание Печорина”. Чувствуя свою духовную неполноценность, он не видит причины этого, обвиняя мир, людей и время в своем духовном рабстве. И он оказывается в замкнутом круге. Герой понимает свободу упрощенно: свобода брака, свобода дружбы. Он безумно влюблен в нее, потому что не знает своей истинной свободы: свободы духовной. Герой стремится к свободе, но ищет ее “не там”: в одиночестве, в бесконечных скитаниях, т.е. находит только внешние признаки свободы. Поиск внешней свободы неизбежно окажется бесплодным, если не будет найдена внутренняя, духовная свобода. Бессилие Печорина, его бесцельная и бессмысленная смерть “где-то по дороге в Персию” – это духовная гибель, полное фиаско, к которому автор ведет своего героя, потому что человек не имеет права судить себя по каким-то иным законам, кроме общечеловеческих, потому что путь двойных стандартов, путь вседозволенности бесплоден, путь духовной пустоты, духовной смерти.

Читайте также:
Положительно прекрасный человек в романе «Идиот»: сочинение

Раздел: Литература и русский язык
Количество знаков с пробелами: 7092
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Преступление и наказание Печорина

Роман Лермонтова “Герой нашего времени” был создан в 30-е годы XIX века и, как написал об этом произведении Белинский, стал “грустной думой” о современном поколении. В этом романе автор рассмотрел множество философских и нравственных проблем, которые занимали Лермонтова в его время и продолжают занимать нас в наш непростой век. Носителем взглядов поэта является его герой – Печорин.
Первая глава романа “Бэла” строится в строгом соответствии с канонами романтизма. Это значит, что главный герой противопоставлен окружающему

Недостижимая для серой массы обывателей глубина и трагичность мироощущения героя дают ему право преступать обычные человеческие правила поведения.
Этот романтический постулат о различных нравственных нормах для героя и для обывателя стал одним из главных вопросов русской литературы XIX века. Общественное сознание связывало эту проблему с именем Наполеона – человека, обязанного своим головокружительным взлетом только самому себе, проповедовавшего странный для того времени мировоззренческий принцип: “Для достижения

цели все средства хороши”. Лермонтова всегда волновал образ Наполеона. В юности поэт преклонялся перед ним,
воспевал его жизнь и оплакивал одинокую гибель. Со временем Лермонтов пришел к переоценке нравственных ценностей. В “Герое нашего времени” он ни разу не упоминает имени своего давнего кумира, но то, что мы называем наполеоновской темой, стало одной из центральных нравственно-философских проблем романа.
В известной мере “Бэла” строится так, что читатель подготовлен к появлению романтического героя, нарушающего все условности, и ждет от Печорина именно бунта. Печорин находится в центре повествования. Он – объект читательского интереса.

И не только у читателя. Например, Максим Максимыч, поскольку он любил Бэллу, не может без слез думать о ее несчастной судьбе. Несмотря на ее смерть, он прощает Печорина.

Почему? “Что ты собираешься делать? Есть люди, с которыми приходится соглашаться”. Иными словами, хороший, порядочный штабс-капитан судит себя и своих по одному закону, а Печорин – по другому, гораздо менее строгому.

И его слушатель – путешествующий офицер – с ним как будто согласен, и мы – читатели – принимаем его систему двойной моральной нормы.
Но ведь человек, отказывающийся судить себя по тем же законам, по которым судит окружающих, теряет нравственные ориентиры, утрачивает критерии добра и зла. Поэтому двойственность нравственной морали по самой своей сути аморальна и преступна, она – основа любого преступления.
В романе “Преступление и наказание” Достоевский зло высмеивал попытки социалистов объяснить все в человеке влиянием внешней среды. “У них одно объяснение, – негодовал Разумихин, – среда заела. Натура не берется в расчет…”. И это справедливое обвинение Достоевского. В самом деле, какая бы ни была среда, как бы сильно ни было ее дурное влияние, человек несет ответственность за свои поступки.

Человек отвечает за каждый свой шаг, это основа нравственности. И эта основа утрачена Печориным: в этом и заключается его преступление.
Так, например, в “Бэле” Печорин ради обретения нового духовного опыта не задумываясь жертвует и князем, и Азаматом, и Казбичем, и самой Бэлой. В “Тамани” он позволил себе из любопытства вмешаться в жизнь “честных контрабандистов” и заставил их бежать, бросив дом, а заодно и слепого мальчика.
В “Княжне Мери” Печорин вмешивается в завязавшийся роман Грушницкого и Мери, вихрем врывается в наладившуюся жизнь Веры. Ему тяжко, ему пусто, ему скучно. Он пишет о своей тоске и о притягательности “обладания душой” другого человека, но ни разу не задумывается, откуда взялось его право на это обладание!

Читайте также:
Образ главного героя в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»: сочинение

Размышления Печорина о вере и безверии в “Фаталисте” – это не только трагедия одиночества современного человека в мире. Потеряв Бога, человек потерял главное: нравственные ориентиры, твердую и определенную систему моральных ценностей. В конце концов, идея Бога – это не цель и не кнут для укрощения инстинктов, а идея духовной потребности самого человека подняться над ними, преодолев их в себе.

Это высшая идея духовного равенства, ибо каждый человек – образ и подобие Бога, будь то Наполеон или, скажем, депутат городского совета. И никакой опыт не даст Печорину радости бытия. Только вера может дать ему уверенность.

А глубокая вера предков утрачена в век Печорина. Утратив веру в Бога, герой утратил и веру в себя – в этом его трагедия.
Удивительно, что Печорин, понимая все это, в то же время не видит истоков своей трагедии. Он размышляет следующим образом: “Зло порождает зло; первое страдание дает понятие об удовольствии мучить другого…” Получается, что весь мир, окружающий Печорина, построен на законе духовного рабства: мучают, чтобы получить удовольствие от страданий другого. И несчастный, страдая, мечтает об одном – отомстить обидчику.

Зло порождает зло не само по себе, но в мире без Бога, в обществе, где попраны нравственные законы, где только угроза юридического наказания как-то ограничивает разгул вседозволенности.
Печорин постоянно ощущает свою нравственную ущербность: он говорит о двух половинах души, о том, что лучшая часть души “высохла, испарилась, умерла”. Он “сделался нравственным калекой” – вот истинная трагедия и наказание Печорина.

«Преступление и наказание Печорина»

Роман Лермонтова “Герой нашего времени” 1830-е годы. Именно в эти годы, годы реакции, жил и создавал свои величайшие произведения Михаил Лермонтов. Григорий Александрович Печорин – выдающийся представитель этого поколения. Лермонтов изобразил трагическую жизнь молодого поколения, окружающую действительность и часть своей собственной судьбы. В 1930-е годы все лучшее, что могло произойти в обществе, все лучшие мысли молодых людей жестоко подавлялись, потому что они были неугодны царскому режиму. Восстание декабристов было подавлено, многие ведущие деятели были отправлены в Сибирь, а некоторые были просто напуганы возможными последствиями инакомыслия. Сам Лермонтов говорил, что его произведение “Герой нашего времени” вобрало в себя все недостатки, присущие всему поколению того времени.

Лермонтов очень лаконично выразил свои мысли в предисловии к “Журналу Грохорина”: “Хотя я изменил все свои имена, но заинтересованные лица, вероятно, узнают себя и, может быть, найдут оправдание тем поступкам, в которых они до сих пор обвиняли человека, уже не имеющего ничего общего с этим миром: Мы почти всегда извиняемся за то, что понимаем. И это аксиома, поскольку большинство людей рассуждают о других людях, глядя на их конкретные действия, обсуждая их. Но то же большинство почти никогда не пытается взглянуть на поступки других с их точки зрения, то есть поставить себя на место собеседника. Лермонтов намеренно написал эти слова в своем произведении после рассказов “Быль” и “Максим Максимыч”. Получается, что мы, читатели, судим Печорина, не понимая его поступков. Печорин – гвардейский офицер, вынужденный покинуть Петербург и отправиться на Кавказ. Печорин теряет свой чин, остается на Кавказе, едет в Персию и в конце концов умирает. За свою жизнь Печорин встречает множество людей, разрушая при этом их судьбы. Например, княжна Марья, которая влюбляется в Печорина. И когда это происходит, Печорин просто говорит, не задумываясь о том, какую невыносимую боль он причиняет этой женщине, что он никогда ее не любил. Другой пример “любви” – преданность Бэлы, которую Печорин в конце концов отвергает, и Бэла умирает. Вмешательство Печорина в дела “честных контрабандистов” приводит к полному разрушению их жизни. Максим Максимыч, Грушницкий, Вера и многие другие также стали жертвами Печорина. Страшно то, что Печорин, благодаря своему уму, знанию людей и их психологии, может очень легко привлечь к себе людей, завоевать их доверие и заставить женщин влюбиться в него. Но всем этим людям нет дела до Печорина, потому что его собственная жизнь пуста. Для Печорина другие люди – это развлечение, игра. Получается, что Печорин ставит перед собой цель, достигает ее, а сразу после этого цель становится ему просто неинтересной. Уничтожив множество людей, что можно назвать преступлением, Печорин сам страдает. Ведь такие чувства, как любовь, сострадание и понимание, ему чужды и непонятны. Он не может понимать и уважать чувства других людей. В этом проявляется крайний эгоизм Печорина. Но, причиняя боль другим, Печорин говорит: “Я часто спрашиваю себя, зачем я так стараюсь завоевать любовь молодой девушки, которую я не хочу соблазнять и на которой я никогда не женюсь. “. И он сам дает ответ на этот вопрос: “…есть огромная радость в обладании молодой, едва распустившейся душицей. Я чувствую в себе это ненасытное желание, которое пожирает все, что попадается на моем пути; я смотрю только на страдания и радости других по сравнению с собой, как на пищу, поддерживающую мои психические силы”. Оказывается, такие высокие идеалы, как мораль и нравственность, чужды Печорину. Он просто не знает, что это такое: “Мое первое удовольствие – склонить все вокруг себя к моей воле; вызвать в себе чувства любви, привязанности и страха. “. Таково отношение Грохорина к жизни. “Зло порождает зло; первое страдание порождает первое желание мучить другого…”. Эти слова, пожалуй, самая большая трагедия в жизни Грохорина. Поэтому Печорин один.

Читайте также:
Анализ стихотворения Н. А. Некрасова Еду ли ночью по улице темной (1847).: сочинение

Он сам не понимает людей, а люди не понимают его. Перед дуэлью вокруг Печорина нет ни одного человека, который бы его поддерживал: “Стоит ли после этого жить? – Но вы живете на любопытстве: ожидаете ли вы чего-то нового? Это смешно и разочаровывает! Единственным человеком, который заставил Печорина изменить свои взгляды на жизнь, была Вера. Получив письмо, Печорин “вскочил на крыльцо, как сумасшедший, сел на своего Черкеса… и ускакал”, но догнать Веру ему не удалось. Но он не смог поймать Веру. Может быть, слова Веры о том, что Печорин принес ей одно лишь несчастье и что она должна его только ненавидеть, потрясли его сердце? А может, и нет. Вероятно, народ оставался для Печорина игрушкой, подчиняющейся только его прихотям. Виноват ли в этом один Печорин? Скорее всего, нет. В конце концов, на его характер, поведение и поступки повлияло общество. И это влияние коснулось тысяч таких Печориных.

Преступление и наказание Печорина: сочинение

Я смотрю на наше поколение с печалью!

Их будущее пустует или безрадостно,

Тем временем под тяжестью знаний

Без действий он состарится.

” Дума” является эпиграфом поэмы. Тридцатые годы девятнадцатого века были очень бурным временем для поколения того времени. Именно в этот период писал и жил Лермонтов. В этот период жил и его герой – Печорин. Широко распространено мнение, что творчество Лермонтова трагично. Но истоки этого не только в его личной судьбе, окружающая действительность была наполнена трагизмом. Тридцатые годы – годы реакции в России, время, когда все лучшее было изгнано, разогнано, сослано в Сибирь и на каторгу.

Лемонтов признает, что в “Герое нашего времени” изображены пороки целого поколения. В предисловии к “Журналу Печорина” он пишет: “Хотя я изменил все имена собственные, но те, о которых в нем говорится, вероятно, узнают себя и, может быть, найдут оправдание тем поступкам, в которых они до сих пор обвиняли человека, уже не имеющего никакого отношения к здешнему миру: мы почти всегда оправдываем то, что понимаем”. Это правда. Мы часто судим человека по его поступкам, но рассматриваем эти поступки со своей точки зрения, не умея или не желая взглянуть на них с точки зрения того, кто их совершает. Не случайно Лермонтов поставил эти слова после “Бэлы” и “Максим Максимыча” – прочитав эти повести, мы готовы были осудить Печорина, еще не понимая его.

Читайте также:
Город N: сочинение

Кто такой Печорин? Григорий Александрович Печорин – гвардейский офицер, судьба которого сложилась очень трагично. Из романа мы узнаем, что он был выслан из Петербурга за какую-то “историю” на Кавказ. По ходу повествования он сталкивается с еще большим количеством “историй”. Его лишают чина, затем он снова едет на Кавказ, путешествует, а на обратном пути из Персии умирает. За это время он встречает множество людей, на которых оказывает влияние. Печорин ломает многие судьбы. По своему обыкновению, он заставил влюбиться в себя княжну Мери, подчинил ее своей воле, а потом прямо признался, что не любил и никогда не любил ее. Печорин заставляет Азамата и Казбича совершить преступление и завоевывает любовь горной девушки Бэлы, но затем становится холоден к ней. Бэла умирает.

В Тамани Печорин вмешивается в жизнь “честных контрабандистов”, причем делает это без всякой цели. Для него важно “найти ключ к тайне”, и ему безразлична судьба этих людей.

Несмотря на свою привязанность к штабс-капитану Максиму Максимычу, Печорин сильно обидел его. Уезжая в Персию, Печорин совершенно забыл о старике, а когда встретил его на вокзале, тот лишь холодно протянул руку. Список можно продолжить: Вера и Грушницкий – такие же жертвы Печорина. Но и сам Печорин – жертва. Он ищет острых ощущений, приключений. У него острый ум и сильная воля, которые помогают ему преодолевать препятствия. Поскольку Печорин хорошо разбирается в психологии людей, он легко очаровывает женщин. Но для чего, ради чего? Женщины его мало интересуют, и жизнь его, по сути, пуста и бессмысленна.

Печорин погубил Бэлу, погубил от нечего делать. Она, как и все остальные жители деревни, для него лишь средство развлечения. Ему нравится добиваться своей цели, но как только он ее достиг, сразу же теряет интерес. Помните, что говорил Максим Максимович: “Григорий Александрович долго воевал с ней (Бэлой), за это время он выучил татарский язык, и она стала понимать наш уклад. Печорину пришлось не только учить Бэлу говорить по-русски. Чтобы завоевать ее расположение, он должен был войти в ее мир и проявить к ней уважение. Печорин прекрасно понимал это; более того, он знал, как это сделать.

Появление Бэлы в жизни Печорина дает ему какую-то цель, возможность отвлечься от навалившейся на него скуки, а сопротивление девушки подстегивает его. В чем весь трагизм ситуации для него в этот момент? Он не лжет девушке, когда говорит ей: “Если ты снова будешь грустить, я умру”. Или он обманывает бессознательно. Бэла заставляет Печорина почувствовать себя счастливым в этот момент, он говорит.

Но любит ли Печорин Бэлу? Он тоже не знает. Печорин погубил девушку, в этом его “преступление”, но и он наказан. Его беда и трагедия в том, что он не умеет любить. Настоящая любовь – это забота и уход, любящий человек живет для того, кого любит, и думает о нем. Но Печорин не умеет думать о ком-то, он занят собой. Ему грустно, скучно, одиноко, он хочет любви другого человека, он пытается ее получить. Он получает ее, а затем выбрасывает, как ребенок выбрасывает игрушку, которая ему больше не интересна. Так поступают эгоисты, и Печорин тоже эгоист. У него нет сострадания к людям. Совершив ошибку, он продолжает жить по тем же принципам. И теперь его жертвой становится принцесса Мери. История повторяется.

Читайте также:
Женские образы в поэзии Н. А. Некрасова: сочинение

Несмотря на нечестный поступок по отношению к другим людям, Печорин честен с самим собой. Он пытается разобраться в себе, не оправдывая своих поступков. И такая беспощадность к себе – редкая черта. “Я часто думаю о том, почему я так “решительно” добиваюсь любви барышни, которую не хочу ни соблазнить, ни жениться на ней. И сам себе отвечаю”: “Есть огромное удовольствие в обладании юной, едва расцветающей душой. Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, которая пожирает все, что попадается мне на пути; я смотрю на страдания и радости других только по отношению к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы.

Печорин страдает от этой “ненасытной жадности” на протяжении всего романа. Он непременно хочет участвовать во всех событиях жизни других людей. Возможно, это не было бы плохой чертой характера, если бы такое участие не приводило к страданиям других.

Существует моральный кодекс, этический кодекс, установленный человечеством, который осуждает жестокость. Но Печорин не может, не может полагаться на такие простые истины; он слишком любит себя, чтобы отказаться от удовольствия мучить других: “Первое мое удовольствие – склонять все вокруг себя к моей воле; возбуждать в себе чувства любви, преданности и страха. “. Печорин хочет быть лучше других и могущественнее всех на свете. “Зло порождает зло; первое страдание дает понятие о наслаждении, чтобы мучить другого. “В этих словах Печорина кроется трагедия его жизни. Поступайте с людьми так, как вы хотите, чтобы они поступали с вами. А если они делают наоборот? Тогда сам человек будет несчастен и одинок. Наказание одиночеством и непониманием окружающих – вот судьба Печорина.

Печорин одинок в ночь перед дуэлью, “и нет на земле существа, которое бы поняло”, если его убьют. Сам он приходит к выводу: “Стоит ли после этого жить? – и мы живем – из любопытства: мы ожидаем чего-то нового. Нелепо и скучно.

Возможно, однако, что Печорин испытал любовь. Чувства Веры к нему весьма неоднозначны. Но действительно ли это любовь? Поскольку Печорин любил добиваться своего любой ценой, возможно, именно поэтому Вера привлекла его к себе. Последнее письмо, которое он получает от нас, заставляет нас пожалеть Печорина. Он “выскочил на крыльцо, как сумасшедший, вскочил на своего Черкеса и пустился со всей скоростью”, чтобы догнать ее. Печорин не догнал Веру: загнанная лошадь “упала на землю”. Тогда Печорин падает на мокрую траву и плачет. Вера – единственная женщина, которая любила Печорина таким, каким он был. “Я должна тебя ненавидеть. Печорин, ты дал мне одни страдания”, – говорит она. Страдает и Печорин, хотя все в нем подчинено трезвому рассудку: “Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли мои пришли в свой обычный порядок, я понял, что бесполезно и безрассудно гнаться за потерянным счастьем. Чего еще я мог желать? – Увидеть ее? – Зачем? Разве между нами не все кончено? “Его холодный разум тоже не знает жалости к себе. Его прихоти и желания определяют все сущее – людей, вещи, все. И он не может, не может найти в себе хоть капельку человеческого тепла, чтобы отплатить людям за их любовь и страдания. Неужели нет худшего наказания?

Действительно, Печорин был сформирован своим временем и эпохой. Он также страдал от этой трагедии. В характере Печорина есть все недостатки, присущие всем современным обществам.

Сочинение на тему: Преступление и наказание Печорина в романе М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”

Роман Лермонтова “Герой нашего времени” был создан в 30-е годы XIX века и, как написал об этом произведении Белинский, стал “грустной думой” о нашем поколении. В этом романе автор рассмотрел множество философских и нравственных проблем, которые занимали Лермонтова в его время и продолжают занимать нас в наш непростой век. Носителем взглядов поэта является его герой — Печорин. Первая глава романа “Бэла” строится в строгом соответствии с канонами романтизма. Это значит, что главный герой противопоставлен окружающему миру. Он загадочен, непонятен остальным персонажам. Он ищет неземной любви. Недостижимая для серой массы обывателей глубина и трагичность мироощущения героя дает ему право преступать обычные человеческие правила поведения. Этот романтический постулат о различных нравственных нормах для героя и для обывателя стал одним из главных вопросов русской литературы XIX века. Общественное сознание связало эту проблему с именем Наполеона — человека, обязанного своим головокружительным взлетом только самому себе, проповедовавшего странный для того времени мировоззренческий принцип: “Для достижения цели все средства хороши”. Лермонтова всегда волновал образ Наполеона. В юности поэт преклонялся перед ним, воспевал его жизнь и оплакивал одинокую гибель. Со временем Лермонтов пришел к переоценке нравственных ценностей. В “Герое нашего времени” он ни разу не упоминает имени своего давнего кумира, но то, что мы называем “наполеоновской темой”, стало одной из центральных нравственно-философских проблем романа. В известной мере “Бэла” строится так, что читатель подготовлен к появлению романтического героя, нарушающего все условности, и ждет от Печорина именно бунта. Печорин находится в центре повествования. Он — объект читательского интереса. И не только читательского. Например, Максим Максимыч не может без слез вспомнить о несчастной участи Бэлы, ведь он искренне полюбил эту девушку. Однако он прощает Печорину ее гибель. Почему? “Что прикажете делать? Есть люди, с которыми непременно надо соглашаться”. То есть добрый, порядочный штабс-капитан судит себя и себе подобных по одним законам, а Печорина — по другим, гораздо менее жестким. И его слушатель — путешествующий офицер — с ним как будто согласен, и мы — читатели — принимаем его систему двойной моральной нормы. Но ведь человек, отказывающийся судить себя по тем же законам, по которым судит окружающих, теряет нравственные ориентиры, утрачивает критерии добра и зла. Поэтому двойственность нравственной морали по самой своей сути аморальна и преступна, она — основа почти каждого преступления. В романе “Преступление и наказание” Достоевский зло высмеивал попытки социалистов объяснить все в человеке влиянием внешней среды. “У них одно объяснение, — негодовал Разумихин, — среда заела. Натура не берется в расчет…” И это справедливое обвинение Достоевского. В самом деле, какая бы ни была среда, как бы сильно ни было ее дурное влияние, человек несет ответственность за свои поступки. Человек отвечает за каждый свой шаг, это основа нравственности. И эта основа утрачена Печориным: в этом и заключается его преступление. Так, например, в “Бэле” Печорин ради обретения нового духовного опыта, не задумываясь, жертвует и князем, и Аза-матом, и Казбичем, и самой Бэлой. В “Тамани” он позволил себе из любопытства вмешаться в жизнь “честных контрабандистов” и заставляет их бежать, бросив дом, а заодно и слепого мальчика. В “Княжне Мери” Печорин вмешивается в завязавшийся роман Грушницкого и Мери, вихрем врывается в наладившуюся жизнь Веры. Ему тяжко, ему пусто, ему скучно. Он пишет о своей тоске и о притягательности “обладания душой” другого человека, но ни разу не задумывается, откуда взялось его право на это обладание! Размышления Печорина в “Фаталисте” о вере и безверии относятся не только к трагедии одиночества современного человека в мире. Человек, утратив Бога, утратил главное — моральные ориентиры, твердую и определенную систему нравственных ценностей. Ведь идея Бога — не цель и не плетка для усмирения инстинктов, это идея духовной потребности самого человека возвыситься над ними, победив их в себе. Это высшая идея духовного равенства — ибо каждый человек есть образ и подобие Божие, вне зависимости от того, Наполеон он или, к примеру, титулярный советник. И никакие эксперименты не дадут Печорину радости бытия. Уверенность может дать только вера. А глубокая вера предков утрачена в век Печорина. Утратив веру в Бога, герой утратил и веру в себя — в этом его трагедия. Есть один нравственный закон, истинный во все времена: уважение к миру, к людям начинается с самоуважения. Не с самовозвеличивания, а именно с самоуважения. Человек, унижающий других, не уважает себя. Его потребность унизить кого-то объясняется именно тем, что, только торжествуя над слабым, он ощущает себя сильным. Он вымещает на другом собственные обиды на мир. Ощущение внутренней ущербности, духовной неполноценности — вот что приносит отсутствие самоуважения. Удивительно, что Печорин, понимая этот закон, в то же время не осознает его важности, не видит в нем истоков своей трагедии. Печорин размышляет следующим образом: “Зло порождает зло; первое страдание дает понятие об удовольствии мучить другого…” Получается, что весь мир, окружающий Печорина, построен на законе духовного рабства: мучают, чтобы получить удовольствие от страданий другого. И несчастный, страдая, мечтает об одном — отомстить, унизить обидчика. Зло порождает зло не само по себе, но в мире без Бога, в обществе, где попраны нравственные законы, где только угроза юридического наказания как-то ограничивает разгул вседозволенности. “Я иногда себя презираю… Но оттого ли я презираю идругих?” — так Печорин вплотную подходит к разгадке тайны своих мучений, но не принимает истину. Человек, которому смешны “наивные верования” предков, отказывается от идеи Высшего суда.
Печорин постоянно ощущает свою нравственную ущербность: он говорит о двух половинах души, о том, что лучшая часть души “высохла, испарилась, умерла”. Кокетничая с княжной Мери, он увлекается и произносит искренне странное признание: “Я сделался нравственным калекой…” — вот истинная трагедия и наказание Печорина. Ощущая свою духовную неполноценность, он не видит ее причин, обвиняет мир, людей и время в своем духовном рабстве. И попадает в замкнутый круг. Свободу герой понимает упрощенно, как свободу от брачных уз, свободу от дружеских привязанностей. И безумно дорожит ею, потому что истинной свободы — свободы духовной — он не знает, он духовно закрепощен. Герой ищет свободу, но ищет “не там” — в одиночестве, в бесконечных скитаниях, то есть находит лишь внешние признаки свободы. А поиск внешней свободы заведомо безрезультатен, пока не обретена внутренняя, духовная свобода. Бездомность, неприкаянность Печорина и бессмысленная смерть “где-то на пути в Персию” — вот тот духовный крах, полное фиаско, к которому приводит автор своего героя, ибо не дано человеку права судить себя по иным законам, кроме общечеловеческих законов, ибо путь двойной нравственности и морали, путь вседозволенности бесплоден, это путь к духовному опустошению, духовной смерти…
.

Читайте также:
Природа в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: сочинение

Эссе Финальное объяснение Печорина и Марии в “Герое нашего времени” Лермонтова

Сочинение на тему: Друзья и враги Печорина. В романе М. Лермонтова "Герой нашего времени"

Эссе Духовный путь Печорина. В романе Лермонтова “Герой нашего времени”.

Сочинение на тему: Противоречивость образа Печорина в романе Лермонтова “Герой нашего времени

Сочинение на тему: Печорин в романе Лермонтова “Герой нашего времени

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: