Природа в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: сочинение

Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму,
На солнце иней в день морозный,
И сани, и зарею поздней
Сиянье розовых снегов,
И мглу крещенских вечеров

Природа в романе Евгения Онегина готовое сочинение

Евгений Онегин” – главный роман Пушкина в стихах. По словам известного литературного критика Виссариона Белинского, его можно назвать энциклопедией русской жизни. И это небезосновательно. Поскольку автор так полно описал менталитет своего времени и его колорит, очевидно, что его изображение достоверно. В этом произведении читателю даже показано, как одевались люди в те времена, а также что они ели. На создание романа автор потратил семь лет. В этом произведении автор затронул очень важные темы чести, дружбы, любви и смысла жизни. Содержание каждой главы дополняют фотографии природы. Помимо того, что они служат фоном, они выполняют важную смысловую функцию. Чтобы лучше понять идею произведения “Евгений Онегин”, рассмотрим подробнее, какую роль играют картины природы?

Читатель замечает, с каким трепетом Александр Сергеевич описывает картины природы в своем произведении. Писатель тонко и лаконично описывает, например, великолепие родных просторов. На протяжении всей книги читатель чувствует любовь автора к своей родине и русскому духу. Все описания красочны и реалистичны. Писатель не забыл о морозной зиме и буйной весне. Также Пушкин восхищается осенними дождями и жарким летом. При этом он упоминает о неудобствах и житейских мелочах. Можно отметить, что автор очень поэтично и красочно описал все времена года.

…Наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнет и нет: известно это,
Хоть мы признаться не хотим.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Писателю особенно нравятся снег и мороз зимнего сезона. Весна в представлении Александра Сергеевича олицетворяет молодость, нежность и, конечно же, первую любовь. Чувства персонажей передаются через окружающий их пейзаж: “Весна, весна!” Время любви! “.

Читайте также:
Миры романа Мастер и Маргарита: сочинение

В романе читатель понимает, что картины природы имеют символическое значение. Они играют важную роль в создании образов: деревню обрамляют леса и широкие поля, везде царит размах русской души. В то время как в городе все скомкано, клаустрофобично, не хватает уединения и простора. В диком заросшем саду Татьяна читала, мечтала, размышляла в одиночестве среди красоты сельских пейзажей.

Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
Стоял над речкою. Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали села; здесь и там
Стада бродили по лугам,
И сени расширял густые
Огромный запущенный сад,
Приют задумчивых дриад.

Природа участвует в создании особого фона для повествования, а также в создании настроения. Когда Пушкин в лирических отступлениях описывает природные явления, читатель переносится в другое время и место.

Также можно увидеть тесную связь между героями произведения и природой. Эжен Онегин, например, вырос в городской среде. Природа чужда герою. Это быстро надоедает ему, как и все остальное. Приехав в деревню, Евгений Онегин наслаждается своим окружением всего несколько дней. Затем герою начинает становиться скучно. Такому человеку, как Онегин, очень трудно понять красоту русской природы. Герой испорчен суетным образом жизни, поэтому он не может находиться в естественной среде, он далек от людей и родины. У Татьяны, напротив, другое отношение к природе. Читатель замечает, что с момента появления Татьяны в произведении, Александр Сергеевич с особой радостью и любовью описывает пейзажные образы. Автор мастерски показывает мечтательную и поэтическую натуру героини. Он очень хорошо чувствует красоту пейзажа. Становится понятной нежная и тонкая душа героини. Образ Татьяны Лариной олицетворяет широту и глубину истинно русской души. Недаром героиня восхищается русской зимой. Видя картины природы глазами Татьяны, автор подробно раскрывает ее образ. Пейзаж помогает Александру Сергеевичу описать романтическую натуру девушки и выразить ее предвкушение первой любви. Часто читатель видит героя на фоне луны, падающей звезды или ночного неба – символов сновидений.

Таким образом, природа является одним из важнейших элементов содержания произведения. Она создает настроение и атмосферу, раскрывает характеры героев и выражает их эмоции. Александр Пушкин показал русскую природу во всем ее многообразии. Автор создал свой роман в духе реализма, показав русские пейзажи без приукрашивания, но с их собственной неповторимой красотой.

Читайте также:
Своеобразие изображения народа в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»: сочинение

Добавить комментарий Отменить ответ

Литрекон © 2022 г. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTYnIHN0eWxlPSdtYXJnaW46IDhweCAwOyBjbGVhcjogYm90aDsnPgo8IS0tIFlhbmRleC5SVEIgUi1BLTMzMDYzNS02IC0tPgo8ZGl2IGlkPSJ5YW5kZXhfcnRiX1ItQS0zMzA2MzUtNiIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS02IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIHJlbmRlclRvOiAieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTYiLAogICAgICAgICAgICAgICAgYXN5bmM6IHRydWUKICAgICAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgdCA9IGQuZ2V0RWxlbWVudHNCeVRhZ05hbWUoInNjcmlwdCIpWzBdOwogICAgICAgIHMgPSBkLmNyZWF0ZUVsZW1lbnQoInNjcmlwdCIpOwogICAgICAgIHMudHlwZSA9ICJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiOwogICAgICAgIHMuc3JjID0gIi8vYW4ueWFuZGV4LnJ1L3N5c3RlbS9jb250ZXh0LmpzIjsKICAgICAgICBzLmFzeW5jID0gdHJ1ZTsKICAgICAgICB0LnBhcmVudE5vZGUuaW5zZXJ0QmVmb3JlKHMsIHQpOwogICAgfSkodGhpcywgdGhpcy5kb2N1bWVudCwgInlhbmRleENvbnRleHRBc3luY0NhbGxiYWNrcyIpOwo8L3NjcmlwdD48L2Rpdj4K’ data-block=’6’>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’7’>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’10’>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’11’>

Сочинение

Природа в пушкинском “Евгении Онегине” считается главным героем романа, поскольку пейзажные зарисовки с красочными пейзажами или светлыми упоминаниями появляются на протяжении всего сюжета.

Пейзаж занимает особое место в романе, в котором он показан с разных точек зрения. Например, использование центрального рисунка для создания жизнерадостного настроения. Натурные зарисовки, используются поэтом в определенном отступлении, но они также рассматриваются как длительная пауза, позволяющая перенестись в другое пространство во времени.

Даже через природные пейзажи можно проследить взаимодействие природных стихий и душевных качеств героев романа.

Центральный герой романа, Евгений Онегин, представлен авторами как человек, который не приспособлен к деревенской жизни, а потому не может оценить красоту природы. Он считает эти пейзажи обыденными, потому что человек далек от поэзии и осознания красоты, он развращен гейской и шикарной жизнью.

В этом красноречивом отрывке любовь автора к природе проявляется в изображении Татьяны Лариной как красивой и мечтательной девушки, которая ценит естественную красоту окружающего ее мира. Ее образ можно увидеть в ночном небе, падающей звезде, луне. Татьяна олицетворяет отношения автора с природой. По мере общения героини с природой автор показывает, как она воспринимает окружающий мир, а также раскрывает ее блестящие умственные способности. Любовь автора к природе отражает ее романтическую душу.

Весна, осень и зима отражены в сюжете, хотя осень и зима отражены дважды.

С помощью оригинальных сравнений автор создал в романе разнообразные природные ландшафты, оживив природу. Важно использовать оригинальные приемы в виде эпитетов, метафор, контрастных гипербол, дескрипторов, обилия глаголов, легкой иронии, которые способствуют пониманию окружающей природы и движения времени.

Стоит отметить, что основные нюансы романа в стихах обычно отмечены изображением великолепных природных картин, ставших мировыми эталонами. Описание природных пейзажей нужно для того, чтобы лучше понять душу русского человека, лучше понять жизнь простого мужика в глухой деревне. Крестьянская солидарность отражается в природе. Природа наполняет смыслом образы героев и помогает читателю прийти к пониманию всех лучших качеств в человеке.

Читайте также:
Сочинение на тему Левша 6 класс: сочинение

Вариант 2

Природа является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Он влияет на настроение, формирует сознание и определенное отношение к окружающему нас миру. Почти все авторы используют описания природы для передачи состояния главного героя, например: дуб в романе Толстого “Война и мир” отражает чувственный опыт Андрея Болконского, который смог превратиться из гнилого и корявого дерева в гордое зеленое дерево.

“Евгений Онегин” – пьеса Александра Пушкина, написанная 5 октября 1831 года. В этом романе есть очень яркое описание пейзажа. Мне кажется, что автор пытался передать свою любовь к стране. В “Евгении Онегине” природа описывается как в нескольких строках, так и в больших текстах, и Пушкин также использовал раскрытие своих героев через пейзаж.

Я могу определенно сказать, что Онегин чужд природе по своему отношению к ней. Молодой человек провел все годы своего становления в городе, и новые ощущения, которые он получает от красоты увиденных пейзажей, длятся недолго, они вскоре надоедают ему. Сам Пушкин сравнивает Онегина с быстрой сменой времен года: каждый раз он кажется одним и тем же человеком, но проходит год, и он полностью меняется, ибо на его ветвях уже появляются новые листья.

Следующая в романе – Татьяна, которая не менее важна. Несмотря на свою нежную натуру, она романтична, чувственна и романтична. Природа меняется со сменой времен года, а Татьяна – нет. У Пушкина она всегда очень нежна, например: “блеск розовых снегов, и мгла крещенских вечеров”, или эпизод, когда Татьяна стоит на балконе, мы видим перед собой картину нежного восхода солнца и звездного хоровода, которые являются зеркалом в данный момент и отражают любовные мысли героини. Более того, в одном из эпизодов Татьяна и природа предстают единым целым, что является прямой противоположностью Онегину, который не един даже с самим собой.

Природа в романе также играет роль ползуна времени и вечной человеческой жизни. Через описание разных времен года Пушкин показывает быстротечность жизни и то, что даже герои книги не всегда счастливы, даже сквозь годы.

Читайте также:
Что стало причиной предательства Андрия в повести «Тарас Бульба»: сочинение

Таким образом, Евгений Онегин находится под сильным влиянием природы. Она показывает, какие изменения происходят с людьми и как она может или не может повлиять на них. Природа – это зеркало человеческой души; если она чиста, то вокруг нее будут цвести сады и светить солнце, но если она равнодушна к миру, то ей не стоит даже думать о дереве с листвой.

В чем заключается роль описания природы.

Тема Русской природы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Но, возможно, такая

Изображения не привлекают вас:

Все это не так уж и много;

В этом нет особого шарма.

Белинский назвал “Евгения Онегина” “энциклопедией русской жизни”, поэтому он, конечно, отметил, что в свое произведение он включил сцены и картины как сельской жизни, так и городской. Но в этой “энциклопедии” нашлось видное место и для описаний природы, которые представлены на страницах как отдельными строками и сравнениями, так и подробными изображениями в нескольких стихах.

Интересно, что только в четвертой главе поэт начинает подробно описывать родную природу, постепенно раскрывая перед нами поэтическую душу Татьяны. Кажется, что через восприятие природы автор пытается раскрыть характер героев. В Лариной сочетаются особый способ восприятия мира и любовь. Недаром говорил Пушкин:

Татьяна, с русской душой.

Я не знаю почему,

С ее холодной красотой

Я любил русскую зиму…

Из всех времен года Александр Сергеевич выбрал зиму. Идея заключалась в том, чтобы подчеркнуть тот факт, что героиня – русская, ведь первое, что всегда отмечали иностранцы, жившие в России, – это долгая зима (в Европе такого нет), русский холод и снежная погода. Возможно, визитная карточка больше подходит для описания того, что мы делаем для нашей страны. Даже сам поэт с легкостью относится к русскому лету:

А вот наше северное лето..,

Карикатура на южные зимы,

Один взгляд и никаких…

Если создатель романа, говоря о своем “милом идеале”, образно наделяет его сочностью, свободой, то непоэтичный Онегин порой вызывает несколько насмешливое отношение к природе. Даже сравнения, которые использует Евгений, показывают, насколько он равнодушен к ее красоте. В разговоре с Ленским, например, он сравнивает Ольгу с луной:

Она кругленькая и с красным лицом,

Как эта смешная луна

В этом дурацком небе.

И все же Татьяна также сравнивается с луной в пятой главе, но совсем по-другому:

Читайте также:
Современна ли сатира В. Маяковского: сочинение

“И бледнее, чем утренняя луна…”

Онегину было скучно в городе, где “одинаково он зевал средь модных и старинных зал”, так же скучно ему было и в имении, хотя “деревня, где скучал Евгений, была прелестным местом”.

Сам автор романа в стихах, долгое время находившийся в заточении в Михайловском, вероятно, смеялся над унылым однообразием сельской жизни и тосковал по столице, но он также ценил красоту родной природы. Мы знаем, что он предпочитал осень.

Небо дышало осенью,

Солнце светило все реже,

День стал короче.

Загадочная тень леса

С грустным скрежетом

Туман опускался на поля,

Караван кричащих гусей.

Достижение Южного…

Описания природы в “Евгении Онегине” неразрывно связаны с жизнью народа, подчеркивая связь между крестьянской жизнью и природой. Пушкин сопоставляет свои “низкие” описания полей и лесов в резком контрасте с тем, как другие поэты описывают природу в “полновесных чарах” романтического стиля. Но именно эти образы “низкой природы” поражают душу.

Великий художник слова очень разнообразен в своих описаниях. Стиль и язык его описаний меняются в зависимости от того, какие цели он пытается достичь. В один момент он буднично описывает труд крестьян, а затем вдруг становится поэтичным. Сцена из сна Татьяны, например, так же романтична, как ее любовь к Онегину, а природа становится таинственной и загадочной.

Перед ними лес; сосны стоят неподвижно.

На его хмуром лице

Отягощенные своими ветвями.

Снежные сугробы; через вершины

Осина, береза и голые лилии

Луч света осветил ночь;

Нет дороги; кусты, желоба

Пурга повсюду,

В глубине снега, в глубине снега.

А место захоронения Ленского, “поэта, меланхоличного мечтателя”, убитого рукой своего спутника, описывается, чтобы подчеркнуть, как этот молодой человек видел мир.

Деревня находится в окружении местности слева,

Там, где жили потомки вдохновения,

Две сосны с соединенными корнями;

Под ними извиваются ручьи

Речки близлежащей долины.

Это место, где пахарь любит отдыхать,

И жатки погружаются в волны.

Звучащие кувшины уже на подходе;

Там у реки в густой тени

Памятник очень прост.

Пушкинские описания зимы и осени прекрасны. Я хочу закончить свое эссе прекрасным описанием весны, с которого начинается седьмая глава.

Преследуемый весенними лучами,

В окрестных горах уже выпал снег.

Рафтинг в грязных ручьях

Небо сияет голубым светом.

Все еще прозрачные, леса

Как будто пух зеленый.

Надеемся, это эссе показало, что Пушкин прекрасно понимал природу и мог изобразить состояние человека с помощью природы.

Читайте также:
Нравственные и социальные проблемы повести Куприна Поединок: сочинение

Природа в романе «Евгений Онегин»

В своих произведениях Александр Сергеевич Пушкин всегда уделял большое внимание описаниям природы, которые поэт делал настолько красочными и сочными, что пейзажи возникали в воображении читателя в мельчайших деталях. Александр Сергеевич мастерски фиксировал самые важные детали, что создавало впечатление присутствия в самом пейзаже, полного единения с природой в том или ином месте. Именно с его описаний природы художники могли писать свои полотна, и, наверное, поэтому так много иллюстраций, например, к “Евгению Онегину”, самому известному произведению автора и первому русскому роману в стихах.

Описание природы в “Евгении Онегине” может служить сразу нескольким целям. Во-первых, зарисовки природы и различных пейзажей украшают роман, придают ему цельность и глубину:

Но наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнет и нет: известно это,
Хоть мы признаться не хотим.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора

Поэт не видит смысла приукрашивать то, что прекрасно само по себе, поэтому описывает природу без излишнего романтизма и энтузиазма, как он это видит.

В романе также используется природа для создания образов: Пушкин создает не только портреты времен года, но и описания того, как герои видят природу и погоду.

Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь

“Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед

Если в приведенных ранее строках Александр Сергеевич использовал описания природы, чтобы приоткрыть перед читателем дверь в крестьянскую жизнь, ежедневные сезонные увлечения и труд, то в следующем фрагменте природа помогает автору составить портреты главных героев через сравнение и сопоставление с ней. Поэт устанавливает между ними особую связь, и природа становится спутником героев, а не просто фоном для пьес.

Таким образом, характер Онегина раскрывается через его отношения с природой, вернее, через отсутствие отношений с ней. Выросший в Петербурге, Евгений не воспринимает природу по-особому, даже когда переезжает в деревню. Посещение местных красот навевает на него скуку, он не испытывает никакого интереса к местности, его не заставляют любоваться пейзажами. Он воспринимает природу, такую изменчивую, прекрасную и всепоглощающую, как обыденное явление, как одну из многих вещей, которые уже наскучили ему и оставили его разочарованным. Возможно, в нем все еще живет поэт, но к моменту написания этого романа он был погребен под толстым слоем апатии, разочарования и слишком большого количества светских развлечений.

Читайте также:
Обломов: сочинение

Татьяна же становится воплощением русской природы, со всей ее дикостью, цельностью и неизбежными превращениями. Девушка чувствительна от природы, способна любить и ценить окружающий мир. Именно через эту героиню Александр Сергеевич как бы отражает свое отношение к природе, со всеми ее неожиданными проявлениями. Поэт уделяет большое внимание русской зиме:

Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму,
На солнце иней в день морозный,
И сани, и зарею поздней
Сиянье розовых снегов,
И мглу крещенских вечеров

Сама Татьяна – отражение зимней стужи, она – неукрощенная стихия льда и метелей, которой суждено со временем возродиться и расцвести. Природа постоянно сопровождает девушку, становясь идеальным спутником ее мыслей, необдуманных поступков и неожиданных открытий.

Но природа не всегда созвучна духовному миру пушкинских героев. Иногда переживания души становятся противоположными этим процессам в природе, что еще больше подчеркивает их тяжесть и боль:

Как грустно мне твое явленье,
Весна, весна! пора любви!
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови!
С каким тяжелым умиленьем
Я наслаждаюсь дуновеньем
В лицо мне веющей весны

В заключение позвольте еще раз отметить, что значит для Александра Сергеевича Пушкина природа в ее многообразных проявлениях. В ней поэт находит гармонию, внутренний покой, силу и духовную мудрость. Природа дарит героям ощущение тайны, чувственности, созерцательности, способности постигать красоту мира, расти и меняться подобно природе. Отвращение и безразличие поэта к окружающей среде символизирует внутреннюю нищету, застой и упадок. У каждого героя романа все же есть шанс возродиться и адаптироваться, как и у природы после долгой и суровой зимы – это видно в открытом финале и в клиффхэнгере Онегина.

Природа в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” (1)

Стоял над рекой, укрытый от ветра господский дом. С. С. Пушкин, будучи истинным лириком и патриотом, не мог не любить русскую природу.

В ней он видел рационализм, мир, совершенное творение Бога. Его роман “Евгений Онегин” и его поэзия иллюстрируют природу в самых разных стилях. Но не следует думать, что Александр Сергеевич описывает природу только для того, чтобы создать фон, на котором будут действовать его герои, страдать

Читайте также:
Анализ 4 действия пьесы М. Горького «На дне»: сочинение

Природа в романе олицетворена, она почти героина произведения, органически входя в ткань повествования, помогает понять характеры действующих лиц. Любовью к природе проверяет автор своих героев на духовность, а нелюбовь или равнодушие к ней некоторых персонажей Пушкин объясняет издержками их воспитания или полным бездушием.
Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок…
Господский дом уединенный…
Стоял над речкою. Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые… ет среди первозданной красоты, человек сам становится чище, душевнее и богаче

духовно. Увидеть и оценить окружающий мир может только искренний и добрый человек, обладающий не столько умом, сколько сердечностью. Поэт доказывает это образом своей любимой героини – Татьяны Лариной.
Она любила на балконе
Предупреждать зари восход,
Когда на бледном небосклоне
Звезд исчезает хоровод,
И тихо край земли светлеет,
И, вестник утра, ветер веет,
И всходит постепенно день.
Природа в романе “Евгений Онегин” действенна, не остается равнодушной к героям, она “сопровождает” их, утешает или предупреждает о грядущем (сон Татьяны). Не случайно автор пишет, что Татьяна любила русскую зиму. Это своеобразное признание в любви к России, которую невозможно представить без белого, пушистого снега, катания на санях, зимних забав и суровой красоты севера.

Было бы неестественно, если бы Пушкин показал “деревенскую девушку” Татьяну страстной патриоткой, но через любовь к природе родной земли открывается истинная духовная красота героини.
Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму,
На солнце иней в день морозный,
И сани, и зарею поздней
Сиянье розовых снегов,
И мглу крещенских вечеров.
Описание картин природы – это возможность и автору сказать о своей любви к России, ее бескрайним просторам, прекрасным пейзажам. Безусловно, Пушкин любит родину, иначе он не смог бы “создать” таких великолепных картин.
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры.
Деревья в зимнем серебре…
Природа в описании Пушкина не бездушна сама по себе, это живой, трепетный мир, среди которого обитают герои поэта, и не случайно в гранитном Петербурге, став светской дамой, Татьяна с грустью вспоминает деревню с ее нехитрым бытом, где героиня оставила родных людей, где зарождалась ее единственная и незабвенная любовь.
Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада, да полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я вас,
Да за смиренное кладбище,
Где нынче крест и тень ветвей бедной нянею моей…
Так сложилось в литературе XIX века, что описание картин природы было для авторов не самоцелью, а выразительным художественным средством, объясняющим психологический настрой героя, его гармонию с окружающим миром или разлад. И у Пушкина в романе “Евгений Онегин” природа помогает глубже понять душевное состояние героев, замысел автора, показавшего жизнь его современников во всем многообразии, красоту земли.
Встает заря во мгле холодной;
На нивах шум работ умолк;
С своей волчихою голодной
Выходит на дорогу волк…

…Наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнет и нет: известно это,
Хоть мы признаться не хотим.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: