Проблема маленького человека в творчестве Н. В. Гоголя: сочинение

Герой любил свое пальто, которое досталось ему такой дорогой ценой. Это стало смыслом его жизни, его мечтой. Это кажется слишком “маленькой” мечтой для мужчины. Так и есть. Это один из признаков “маленького человека”. У него скромные цели, он не амбициозен, он не думает о чем-то высоком, особенном.

Сочинение Маленький человек в повести Гоголя Шинель

Мы часто сталкиваемся с образом “маленького человека” в русской и зарубежной художественной литературе. Нам, русским читателям, выросшим на примерах русской литературы, до боли знаком образ “маленького человека”. Наше первое знакомство с ним происходит в повести Гоголя “Шинель”.

Что такое “маленький человек”? Ответ прост: человек низкого социального статуса и происхождения, сдержанный и самодостаточный, без исключительных способностей, слабоумный, скромный и безобидный.

Так мы знакомимся с главным героем “Плаща”, бедным уходящим городским советником Акакием Акакиевичем Башмашкиным. Интересно отметить, что Николай Васильевич очень грамотно подошел к выбору имени своего литературного героя: слово “Акакий” в переводе с греческого означает “тот, кто не делает зла”.

Автор сравнивает своего главного героя с мухой, чтобы показать, насколько мал этот человек. Акакий Акакевич обладает как положительными, так и отрицательными качествами. С одной стороны, Башмачкин – человек без интересов и увлечений, без семьи и друзей, что говорит о его замкнутости и отстраненности от окружающего мира. С другой стороны, он предан своей работе, выполняет ее трепетно и точно, трудолюбив, терпелив и скромен, не обращает внимания на оскорбления со стороны коллег, не затевает ссор. Для такого человека, как Акакий Акакиевич, самая незначительная вещь может стать делом всей его жизни.

Новое пальто Башмачкина, сшитое в качестве новогодней премии, становится частью его жизни. С появлением пальто меняется характер Башмачкина и отношение к нему его сверстников. Их признательность и восхищение возвышают Акакия Акакевича над самим собой, он становится смелее, счастливее и увереннее. Однако его веселое настроение вскоре меняется, когда у него крадут самую ценную вещь – пальто. Это становится настоящей трагедией для бедного советника, который в конце концов заболевает и умирает. Однако даже после смерти он не может обрести покой, поэтому появляется в виде призрака на Калинкином мосту, пугая прохожих.

Развивая характер Акакия Акакиевича, Гоголь хотел показать читателям, что среди романтических героев, ярких, сильных и противоречивых личностей, есть и реалистические личности: слабые, робкие и даже, в какой-то степени, жалкие, но, безусловно, достойные человеческого внимания и сопереживания.

Образ маленького человека в произведениях Гоголя

Маленький человек” – это тип литературного героя, обычно мелкий чиновник, который становится жертвой произвола властей или жестоких обстоятельств жизни. Царская несправедливость и жестокие времена заставляли “маленьких людей” замыкаться в себе, изолироваться, становясь объектом насмешек со стороны своих более удачливых коллег, они жили незаметно и умирали незаметно, а иногда сходили с ума. Но именно эти герои, пережив тяжелое потрясение, стали требовать справедливости и даже бороться с сильными мира сего.

Первыми были герои Пушкина – Евгений из “Медного всадника” и Самсон Вырин из “Станционного стрелка”. Но именно герои произведений Гоголя, особенно его петербургских повестей, по праву считаются олицетворением этого типа. Позднее Достоевский скажет: “Мы все вышли из гоголевской “Мантии””, то есть русские писатели, включая самого Достоевского, будут постоянно возвращаться к этой теме, а гоголевские персонажи станут образцами для подражания.

Читайте также:
Первый лишний человек в русской литературе (по роману «Евгений Онегин»): сочинение

Сам Гоголь, оказавшись в Петербурге, был поражен величием города, который принял молодого человека без особого радушия. Он столкнулся с миром социальной катастрофы. Он видел великолепие и несчастье столицы, где за великим фасадом торжествует пошлость и гибнет талант. Герои Пушкина сошли с ума после встречи с Петербургом.

В петербургских повестях Гоголя стремление “маленького человека” обрести достоинство приводит к бунту и освобождению духовных сил, что делает цикл фантастическим. Критики считают весь цикл романсов выражением возмущения трагической неопределенностью жизни и теми, кто ее унизил, сделал бесчеловечной и невыносимой.

Поприщин рассказывает в “Записках сумасшедшего” историю в роли мелкого чиновника. Сидя в кабинете директора департамента, он чистит перья и делает записи, мечтая жениться на его дочери и начать новую карьеру. Подслушав разговор двух собак Фиделя и Меджи (фантазия изобилует во всех романах этой серии), он узнал об их переписке и завладел бумагами, чтобы узнать все о своем боссе и дочери. Что не так с этим миром? Почему он устроен так несправедливо? Он, Аксентий Поприщин, в свои 42 года всего лишь титулярный советник?

В его воспаленном сознании возникает мысль, что он мог бы быть кем-то другим, но его человеческое достоинство растет вместе с его безумием. Он начинает смотреть на мир по-другому, потому что отказывается преклоняться перед так называемыми “хозяевами жизни”. Внезапно он начинает видеть себя королем Испании, что дает ему право не противостоять начальству и даже подписывать себя как Фердинанд VIII. Поприщин ясно представляет, как все “канцелярские подонки”, включая директора, будут пресмыкаться перед ним. В итоге он попадает в психушку, где его записки в конце концов теряют всякий смысл, но история раскрывает остроту социального конфликта.

В пальто описан не один случай из жизни “маленького человека” Акакия Акакиевича Башмашкина. Читатель видит всю его жизнь: он присутствует при его рождении, при его назначении, при месте, где он служил, при причине, по которой ему понадобилось пальто, и при его смерти. Герой живет в своем собственном мире, где ничего не происходит. Если бы невероятная история с пальто не произошла в его жизни, о нем нечего было бы рассказать.

Акакий Акакиевич не гонится за роскошью: пошив нового пальто – жизненная необходимость. Идея пальто наполняет его жизнь новым смыслом, который меняет даже его внешность: “Он как-то стал еще более живым, еще более решительным в своем характере. После того, как он достиг пределов своих мечтаний и произвел фурор среди своих коллег, которые постоянно насмехались над ним, у него крадут пальто. Но не в этом причина смерти бедного Башмачкина: “важное лицо”, к которому чиновник обращается за помощью, “упрекает” его в неуважении к начальству и прогоняет.

Читайте также:
Бал в доме Фамусова: сочинение

Поэтому он исчезает с лица земли “неинтересным существом”, так как никто даже не заметил его смерти. Финал фантастический, но он восстанавливает справедливость. Призрак бывшего чиновника срывает шинели с богатых и знатных, и Башмачкин поднимается на небывалую высоту, преодолевая убогие представления о чинах.

  • “Портрет”, анализ повести Гоголя, сочинение
  • “Мертвые души”, анализ произведения Гоголя
  • “Мертвые души”, краткое содержание глав поэмы Гоголя
  • “Нос”, анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • “Ревизор”, анализ комедии Николая Васильевича Гоголя
  • “Шинель”, анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • “Майнат или утопист”, анализ повести Гоголя
  • “Портрет”, краткое содержание по разделам повести Гоголя
  • “Майская ночь, или Утопленница”, краткое содержание по главам повести Гоголя “Ревизор”, краткое содержание по действиям комедии Гоголя
  • “Нос”, краткое содержание по главам повести Гоголя
  • Николай Васильевич, краткая биография
  • “Шинель”, краткое содержание повести Гоголя
  • “Вьяса”, анализ повести Гоголя Николая Васильевича Гоголя
  • “Ночь перед Рождеством”, анализ повести Гоголя

Автор: Николай Васильевич Гоголь

Портрет

Одна из петербургских повестей Гоголя, “Портрет”, является ярко выраженным автобиографическим произведением. В “Портрете” Гоголь выражает свои взгляды на искусство.

С юности Гоголь знакомился с различными видами искусства, в том числе и с живописью. В Нежине он получил представление об изобразительном искусстве. В гимназии в Нежине был хороший учитель рисования, Павлов. Исследователь творчества Гоголя П.А. Кулиш в “Гоголь уже в школе получил те основные понятия об изобразительном искусстве, о которых он впоследствии говорил так решительно, так горячо во многих своих статьях, и с этого времени предметы стали приобретать для его глаз такую определенную форму, как видят их только люди, знакомые с живописью.

Гоголь делал успехи в рисовании. Позже Гоголь также учился в Академии художеств.

Когда автор посетил Рим в конце 1930-х годов, он близко соприкоснулся с жизнью художников, с миром искусства. Почти. Поэтому он написал Данилевскому о Рафаэле, имя которого также не раз упоминается в “Портрете”.

В повести рассказывается о судьбе молодого художника Чарткова, который начал работать над своими эскизами и рисунками в бедности, почти нищете. Эта бедность была хорошо знакома молодому Гоголю. 30 апреля 1829 года в письме к матери он писал, что у него не хватает денег на жизнь в четырехэтажном доме “кучера Иоакима”, поэтому он решил заняться изучением литературы. В этом письме он просил мать прислать ему что-нибудь об “обычаях и нравах малороссов”, так как вскоре он опубликовал “Вечера на хуторе близ Диканьки”.

Будучи молодым художником, Гоголь понимал, как трудно может быть никому не известному молодому художнику развивать свой талант по своему желанию и одновременно зарабатывать деньги. Как описывает Гоголь в первом издании “Портрета”, художник был охвачен “тем разборчивым, подозрительным страхом, который испытывает молодой художник, носящий в себе драгоценное благородство таланта”. В обоих изданиях “Портрета” есть изображение персидского принца Хосрова-Мирзы. Выбор Гоголем места жительства Чарткова не случаен: на Пятнадцатой линии Васильевского острова в Петербурге обычно жили художники из-за близости к Академии.

Читайте также:
Нужно ли современному читателю читать роман Л. Н. Толстого Война и мир?: сочинение

В первом издании “Портрета” автор, описывая склад ростовщика Петромихали, упоминает бриллиантовый перстень бедного клерка, который “получил его в награду за свой неустанный труд”. Это автобиографическая деталь, поскольку, согласно “Послужному списку Н.В.Гоголя, который был старшим преподавателем истории в Институте благородных девиц”, 9 марта 1834 года Гоголь получил бриллиантовый перстень от Ее Императорского Величества “в награду за неустанные труды”.

Портрет отражает собственные чувства автора по отношению к художественному искусству. Он так пишет об итальянском художнике: “Он не вступал в шумные дискуссии и споры; он не был на стороне пуристов или врагов пуристов”. Отдав всему должное, он извлекал из него только прекрасные качества и оставлял себя в качестве учителя, своего рода консультанта, для некоего божественного Рафаэля”. Ф. Овербек и П. Корнелиус возглавили группу немецких художников, названных пуристами, которые хотели восстановить ясность, простоту и подход художников-прерафаэлитов.

Будучи знаком с художниками этого круга, Гоголь относился к ним скептически, считая бесплодным внешнее подражание старым мастерам, изучение их внешних приемов без проникновения в глубину изображаемого сюжета и жизни Церкви (по воспоминаниям П. В. Анненкова, услышав рассказ друга Овербека, Гоголь заметил: “Такая мысль могла явиться только в голове немецкого педанта”). Как и художник, изображенный в повести, Гоголь предпочитал этих живописцев “божественному Рафаэлю”. Как заметила А. О. Смирнова, Гоголь был вынужден испытывать неприязнь к другим художникам после того, как увидел Рафаэля в Риме. Несмотря на это, отношение Гоголя к Рафаэлю было неоднозначным.

Гораздо выше его писатель ценит ортодоксальных художников, “чья живопись – ничто, но все – в выражении и чувстве”. В работах Рафаэля Гоголь не мог не распознать искусство великого мастера, противопоставив его потоку посредственных картин, которые он так ярко описывает на первой странице “Портрета”. Отношение Гоголя к искусству как к “ремеслу”, необходимому только для того, чтобы зарабатывать деньги и льстить вкусам клиентов, проявляется в его отношении к творчеству Чарткова. Чартков, движимый тщеславием и модой на портреты, вскоре начал презрительно отзываться об искусстве: “Теперь он сурово говорил о художниках и искусстве: он утверждал, что слишком много достоинств приписывалось прежним художникам, что до Рафаэля все они писали не фигуры, а селедки, что сам Рафаэль даже не написал всего лучшего, и что многие из его работ считаются знаменитыми только по традиции……

Но “Портрет” показывает пример истинного отношения к искусству. С. S. П. Шевырев, прочитав “Портрет” в “Современнике” за 1842 год, писал Гоголю: “В нем вы раскрыли связь между искусством и религией так, как она нигде еще не была раскрыта. Во второй части “Портрета” Гоголь изображает художника, который “верил в простую и благочестивую веру своих предков, и потому, может быть, в лицах, которые он изображал, было то высокое выражение, которого не могли достигнуть блестящие таланты”. Гоголь заметил это выражение в византийских иконах.

Гоголь глубоко осознавал, что дьявол может проникнуть в само вдохновение художника, и хотя он полностью отдавался своему делу, он понимал, что искусство не должно обожествляться. Повесть выражает понимание Гоголем того, что искусство может служить либо Богу, либо дьяволу. Так, узнав о судьбе написанного им портрета, художник “был абсолютно убежден, что его кисть послужила орудием дьявола”. Сам Гоголь очень строго относился к своему творчеству. С самых ранних своих работ он часто уничтожал их, осознавая их несовершенство, а затем глубоко сожалел об этом. Он сожалел о своей работе, как художник в “Портрете”.

Читайте также:
Судьба человека в романе Ф. А Арамова Батья и сестры: сочинение

Поняв, что изображение ростовщика было нечистотой, художник оставил мир и поступил в монастырь, где проводил свое время и энергию в трудах и актах покаяния. В 1845 году Гоголь сам захотел уйти в монастырь, оставив свою литературную деятельность. Об этом случае рассказывается в “Записках” С. К. Сабинина. На вопрос, как художник должен заботиться о своей душе, ведь все его заблуждения могут стать соблазном для других, монах-художник отвечает: “Да хранит тебя Всевышний от этих страстей! Чистейшие души у тех, в ком есть талант. Ему не будет прощения, как другим.

Художественное творчество было для Гоголя тесно связано с душевным и духовным очищением. Живя в монастыре, художник, прежде чем написать образ для церкви, сказал, что “он должен сначала очистить свою душу тяжелым трудом и великими жертвами, чтобы приступить к такому делу”. В “Портрете” Гоголь вложил в уста художника, уже очистившего свою душу, слова о божественном мире и благодарности Богу, которые вызывает в душе человека произведение искусства, вдохновленное Святым Духом: “Чтобы умиротворить и примирить всех, высокое творение искусства нисходит в мир. Оно не подавляет внутреннего смятения, но ищет вечного Бога звуком молитвы”. Гоголь объясняет назначение искусства в своей повести: “Искусство заключает в себе намек на божественный, небесный рай, и потому оно одно уже превосходит все остальное. “.

  • Автор: Н.В. Гоголь
  • Книга: Сочинения Гоголя
  • Это сочинение было написано 69 693 раз.

Главный герой повести “Пальто” – Акакий Акакевич Башмачкин, сотрудник отдела, занимающий невысокое положение титулярного члена совета. Мечта всей его жизни – “построить” новое пальто, и трагедией его жизни становится потеря этого самого пальто, которое крадут уличные воры. “У Акакия Акакевича две любви: к письмам, которые он механически переписывает, и к своему новому пальто… в ужасном смысле означает психическое уничтожение его личности”. (П. Николаев). Да, человек ничтожен и смешон, его материальная и духовная жизнь ничтожна и убога, но это не его вина. И тогда герой говорит своим коллегам: “Оставь меня, зачем ты делаешь мне больно? “, такие слова вызовут чувство вины и жалости у каждого человека. Подробно описывая Башмачкина, Гоголь вызывает у читателя сочувствие к герою, которому клерикальные насмешки мешали вступать в межличностные контакты, которые он переносил с предельной покорностью. Смерть Башмачкина ознаменовала собой крайнюю, предательскую потерю “маленького человека” в этом страшном мире: “А Петербург остался без Акакия Акакевича, как будто его там никогда и не было. Ушло и скрылось существо, никем не охраняемое, никому не дорогое, никого не интересующее, даже не осознающее себя и природу наблюдателя, который не преминул посадить муху на иглу и рассмотреть ее под микроскопом…”

Читайте также:
Стихотворение Тютчева (Я встретил Вас и все былое): сочинение

Тема “Шинели” – это тема человеческого страдания, предопределенного социально. Запрограммированность несчастья Башмачкина заключается в бюрократической иерархии.

В “Записках сумасшедшего” Гоголь раскрывает то, что он считал своими самыми поэтическими и трагическими моментами. Ничтожный чиновник Поприщин высказывает в дневнике свои безграмотные, абсурдные суждения. “Этот маленький человек” поначалу кажется смешным, но затем читатель начинает сочувствовать ему, поскольку он теряет себя и свой рассудок. В петербургских повестях Гоголя звучит призыв к гуманистическому чувству общности и чуткости, а также обращение к тирании, бесчеловечности и проблемам “маленького человека”.

Проблема “маленького человека” в творчестве Н. В. Гоголя

Великий русский критик В. Г. Белинский говорил, что цель поэзии – извлечь поэзию жизни из прозы жизни и потрясти душу верным ее изображением. Такой писатель, как Н. В. Гоголь, потрясает душу изображением самых ничтожных образов человеческого бытия. На мой взгляд, главная заслуга Гоголя перед русским обществом заключается не столько в том, что он нарисовал правдивые картины русской жизни в “Ревизоре” и “Мертвых душах”, и даже не в том, что он сумел изобразить в одной повести

посмеяться над всем дурным, что существовало в современной ему России, сколько в том, что он создал бессмертный образ Акакия Акакиевича Башмачкина, героя повести “Шинель”.
В основе замысла Н. В. Гоголя лежит конфликт между “маленьким человеком” и обществом, конфликт, ведущий к бунту, к восстанию смиренного. Повесть “Шинель” описывает не только случай из жизни героя. Перед нами предстает вся жизнь человека: мы присутствуем при его рождении, наречении именем, узнаем, как он служил, почему ему необходима была шинель и, наконец, как он умер.

Акакий Акакиевич всю жизнь “переписывает”.

Бумаги на службе, и герой вполне доволен этим. Кроме того, чиновник напуган и просит избавить его от необходимости менять титулы и глаголы с первого лица на третье. Поскольку Акакий Акакиевич живет в своем собственном маленьком мирке, у него “ни разу не возникло желания обратить внимание на будничную жизнь улицы”, и вместо этого он лишь в процессе переписывания заметил “разнообразный и приятный мир внутри себя”.

В мире этого чиновника ничего не происходит, и не случись невероятной истории с шинелью, о нем нечего бы было рассказать.
Башмачкин не стремится к невиданной роскоши. Ему просто холодно, да и по чину он должен являться в департамент в шинели. Мечта сшить шинель на вате становится для него подобием великой и почти невыполнимой задачи.

В его системе мировых ценностей это имеет такое же значение, как и стремление “великого человека” к мировому господству. Идея плаща придает смысл существованию Акакия Акакевича. Даже его внешность меняется: “Он как-то стал более живым, еще более решительным в своем характере, как человек, который уже определился и поставил перед собой цель. Сомнения и нерешительность исчезли с его лица и действий.

Читайте также:
Почему М.Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине странной?: сочинение

В его глазах иногда появляется огонь…”. Таким образом, достигнув предела своих амбиций, герой рассказа вновь сталкивается с несправедливостью. Пальто украдено. Но и это не становится главной причиной смерти бедного Башмашкина: “важное лицо”, к которому чиновнику советуют обратиться за помощью, “ругает” Акакия Акакиевича за неуважение к начальству и выгоняет его из дома.

И вот исчезает с лица земли “существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимание…” Смерти Башмачкина, как и следовало ожидать, почти никто не заметил.
Финал повести фантастичен, но именно такой финал позволяет писателю ввести в произведение тему правосудия. Призрак чиновника срывает шинели со знатных и богатых. После смерти Башмачкин поднялся на недоступную ему ранее высоту, он преодолел убогие представления о чине.

Бунт “маленького человека” становится главной темой повести, бунт Акакия Акакиевича сродни бунту Евгения из “Медного всадника”, осмелившегося на мгновение стать на равных с Петром I, лишь системы ценностей этих двух героев различны.
История бедного чиновника написана так подробно и достоверно, что читатель невольно входит в мир интересов героя, начинает сочувствовать ему. Но Гоголь – мастер художественного обобщения. Он сознательно подчеркивает: “в одном департаменте служил один чиновник…” Так возникает в повести обобщенный образ “маленького человека”, тихого, скромного человека, жизнь которого ничем не примечательна, но который, однако, тоже обладает собственным достоинством и имеет право на свой мир.

Может быть, поэтому мы в конце концов жалеем уже не Акакия Акакиевича, а “бедное человечество”, И вероятно, потому наш гнев вызывает не грабитель, а “значительное лицо”, не сумевшее пожалеть несчастного чиновника.
И еще в конце повести мы приходим к страшному выводу: предметом повествования становится отнюдь не история о том, как у героя крадут шинель, а о том, как у человека украли жизнь. Акакий Акакиевич, по сути, и не жил. Он никогда не размышлял о высоких идеалах, не ставил перед собой никаких задач, ни о чем не мечтал.

И незначительность происшествия, положенного в основу сюжета, характеризует у Гоголя сам мир.
Н. В. Гоголь делает тон повествования комичным. В тексте сквозит постоянная ирония над Башмачкиным, даже дерзкие мечты его оказываются не чем иным, как стремлением непременно пустить мех куницы на воротник. Читатель должен не только войти в мир Акакия Акакиевича, но и ощутить неприятие этого мира. Кроме этого, в повести есть и авторский голос, и Н. В. Гоголь становится, таким образом, как бы посланником русской гуманистической традиции.

Именно от имени автора говорит тот молодой человек, который, неудачно пошутив над Акакием Акакиевичем, “много раз содрогался потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости, и, боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным”.
В повести Н. В. Гоголя “Шинель” явно прослеживаются два аспекта авторского осуждения мира. С одной стороны, писатель выступает с резкой критикой того общества, которое превращает человека в Акакия Акакиевича, протестуя против мира тех, кто “натрунились и наострились вдоволь” над “вечными титулярными советниками”, теми, у кого жалование не превышает четырехсот рублей в год. Но с другой стороны, гораздо более, на мой взгляд, существенно обращение Н. В. Гоголя ко всему человечеству со страстным призывом обратить внимание на “маленьких людей”, которые живут рядом с нами.

Читайте также:
«Трилогия вочеловечения» как отражение этапов творческого пути А. Блока: сочинение

Также читают:

Совесть – это моральное качество, которое мучает человека, когда он отступает от истины и поступает несправедливо. Наличие совести показывает, что человек честен и порядочен.

Что такое Хлестаковщина? Что хотел вложить в это понятие сам автор и в чем его опасность? Именно на эти вопросы попытается ответить данное эссе.

Они оба молоды, можно сказать, одного возраста.

Татьяна – простодушная девушка из деревни. Она не знает лжи и фальши. Своих односельчан она считает порядочными и добродушными. Только милая Таня не подозревает, что

Рассказ Валентина Распутина “Уроки французского” был написан в 1973 году. Автор описывает послевоенный период, когда люди все еще не понимали, как жить дальше.

Проблема «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя

Если вам понравился материал и наш тестовый сайт, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями с помощью социальных кнопок!

Великий русский критик В. Г. Белинский говорил, что задача поэзии – “извлечь из прозы жизни поэзию жизни и потрясти душу верным изображением этой жизни”. Н. В. Гоголь – один из таких писателей, писатель, который потрясает, изображая самые незначительные детали человеческой жизни. На мой взгляд, главная заслуга Гоголя перед русским обществом состоит не столько в том, что он нарисовал правдивые картины русской жизни в “Ревизоре” и “Мертвых душах”, и даже не в том, что он умел смеяться над всем плохим, что было в современной России, как в бессмертном образе Акакия Акакиевича Башмачкина, героя повести “Шинель”.

В основе идей Гоголя лежит конфликт между “маленьким человеком” и обществом, конфликт, который приводит к бунту, бунту униженных. В “Шинели” описывается не просто событие из жизни главного героя. Мы видим всю жизнь этого человека: присутствуем при его рождении, наречении, узнаем, как он служил, зачем ему понадобился плащ и, наконец, как он умер. Акакий Акакевич всю жизнь проводит на службе, “переписывая” бумаги, что героя вполне устраивает. Более того, когда ему предлагают работу, требующую “изменить названия титулов и в нескольких местах глаголы с первого на третье лицо”, бедный клерк приходит в ужас и просит освободить его от задания. Акакий Акакиевич живет в своем собственном маленьком мире, “ни разу в жизни он не обращал внимания на то, что делается и что происходит на улице каждый день”, и только в “переписывании он увидел свой собственный разнообразный и приятный мир”. В мире этого клерка ничего не происходит, и если бы не невероятная история пальто, рассказывать о нем было бы нечего.

Читайте также:
Образ главного героя в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»: сочинение

Башмачкин не стремится к невиданной роскоши. Ему просто холодно, и его звание обязывает его являться на службу в пальто. Мечта сшить хлопчатобумажный халат становится для него образом великой, почти невыполнимой задачи. В его системе мировых ценностей она имеет такое же значение, как и желание какого-нибудь “великого человека” добиться мирового господства. Идея мантии придает смысл существованию Акакия Акакиевича. Меняется даже его внешность: “Он стал как-то острее, тверже характером, как человек, который уже определился и поставил перед собой цель. Сомнения и нерешительность исчезли с его лица и действий. Иногда вы можете увидеть огонь в его глазах. “И вот, достигнув, наконец, предела своих стремлений, герой этой истории вновь сталкивается с несправедливостью. Пальто украдено. Но и это не становится главной причиной смерти бедного Башмашкина: “важное лицо”, к которому советуют обратиться за помощью чиновнику, “ругает” Акакия Акакиевича за неуважение к властям и изгоняет его из дома. И тогда “существо исчезает с лица земли, и некому защитить его, некому любить его, некому заботиться о нем, некому присматривать за ним”. “Смерть Башмачкина, как и ожидалось, едва заметна.

Развязка рассказа фантастична, но именно она позволяет писателю интегрировать в произведение тему справедливости. Призрак чиновника срывает шинели с дворян и богачей. После смерти Башмачкин поднялся на недоступную ему ранее высоту, он преодолел убогие представления о чинах. Существует параллель между бунтом Акакия Акакиевича и бунтом Евгения в “Медном всаднике”, чей выбор стать равным Петру I был минутным бунтом, но у этих двух героев совершенно разные ценности.

История бедного государственного служащего написана с такой подробностью и достоверностью, что читатель невольно попадает в мир интересов героя и начинает ему сочувствовать. Но Гоголь – мастер художественного обобщения. Он намеренно подчеркивает это: “в квартире служил государственный служащий. ” Таким образом, в повести возникает обобщенный образ “маленького человека” – тихого, скромного человека, чья жизнь ничем не примечательна, но который, тем не менее, обладает собственным достоинством и имеет право на свой собственный мир. Возможно, поэтому в конце нам уже не жаль Акакия Акакиевича, а жаль “бедное человечество”, и возможно, поэтому наш гнев вызывает не вор, а “важная персона”, которая не пожалела несчастного госслужащего.

И в конце истории мы приходим к ужасающему выводу: эта история не о краже пальто, а о краже жизни человека. Акакий Акакиевич, по сути, никогда не жил. Он никогда не думал о высоких идеалах, не ставил перед собой задач, ни о чем не мечтал. А незначительность происшествия, положенного в основу повести, характеризует мир самого Гоголя.

Н. Гоголь придает тону повести комический оттенок. Ирония над Башмашкиным постоянно присутствует в тексте, и даже его смелые мечты – не более чем желание, чтобы шкурка соболя прилипла к его шее. Читатель должен не только войти в мир Акакия Акакиевича, но и почувствовать неприятие этого мира. Кроме того, у рассказа есть авторский голос, и N. V. Таким образом, Гоголь становится своего рода посланником русской гуманистической традиции. Именем автора, молодого человека, который, неудачно пошутив над Акакием Акакиевичем, “много раз в жизни содрогался, видя, сколько бесчеловечности в человеке и сколько свирепой грубости таится в утонченном и образованном обществе, и, ей-богу, даже в человеке, которого общество признает благородным и честным”.

Читайте также:
Блок: сочинение

В “Шинели”, повести Гоголя, четко прослеживаются два аспекта авторской критики мира. С одной стороны, писатель резко критикует общество, превращающее человека в Акакия Акакиевича, протестуя против мира тех, кто “дуется и потешается над “вечными титулярными советниками”, над теми, чье жалованье не превышает четырехсот рублей в год”. С другой стороны, не менее значим, на мой взгляд, страстный призыв Гоголя к человечеству обратить внимание на “маленьких людей”, живущих рядом с нами.

Помогите написать сочинение (2 страницы примерно) Образ маленького человека в произведении Н. В. Гоголя “Шинель”

rozaaz1

Мотив “маленького человека” в повести Гоголя “Шинель” разрабатывается как важная проблема социальной жизни. Главный герой, Акакий Акакиевич Башмачкин, олицетворяет всех угнетенных, бедных, обреченных на нечеловеческое существование.

С самого начала в повесть вводится тема предопределения судьбы. Оказывается, что уже с рождения над героем довлеет рок, фатум, судьба. Незавидная участь выпала на долю Акакия Акакиевича уже тогда, когда ему выбирали имя: «Ну, уж я вижу, – сказала старуха, – что, видно, его такая судьба. Уж если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его». Любопытно, что в этом эпизоде автор иронизирует: «Мы привели потому это, чтобы читатель мог сам видеть, что это случилось совершенно по необходимости и другого имени дать было никак невозможно».
Духовная жизнь повзрослевшего героя обеднена, мысли и чувства его сконцентрированы вокруг должностных обязанностей. Акакий Акакиевич служит мелким писарем в какой-то канцелярии. Он получает ничтожное жалованье, которого едва хватает на пропитание героя. Вся жизнь Башмачкина заключена в переписыванье бумаг. Кроме этого, он ничего не замечает в жизни.

Страшно то, что в своем существовании герой не видит ничего аморального. Он считает естественными те условия, в которых живет. «Предопределенность» судьбы Башмачкина постепенно раскрывается в повести как суровая зависимость его от общих условий жизни.
Мир Акакия Акакиевича ограничен, ничем не окрашен, он неизменен. Герой обречен быть вечным титулярным советником и довольствоваться самым скромным, незаметным местом в обществе. В жизни ему отведена незначительная, ничтожная роль.

Образ Башмачкина, на мой взгляд, соотносится с такими понятиями, как “убогость” и “духовный упадок”. Зависимость этого человека от чего-то или кого-то, слепое подчинение начальству, механическое выполнение инструкций привели к тому, что он потерял способность размышлять о смысле и цели жизни. Ни работа, ни жизнь его не динамичны, лишены инициативы. Жизнь Акакия Акакиевича сводится к рутинным функциям, которые выполняет канцелярский писец.

На сотрудника, который безропотно копирует служебные документы, смотрят с горьким сочувствием. Читая эту историю, мы удивляемся, как многолетняя рутинная работа лишила Акакия Акакиевича способности мыслить самостоятельно: “Некий директор, будучи человеком добрым и желая вознаградить его за долгую службу, поручил ему нечто более важное, чем простая переписка; из уже готового дела ему было приказано сделать какое-то отношение к другому присутственному месту; дело состояло только в том, чтобы переменить титульный лист и в некоторых местах переменить глаголы с первого на третье лицо. Потребовалось так много работы, что он обильно вспотел, потер лоб и наконец сказал: “Не, я перепишу кое-что. “.

Читайте также:
Проблема одиночества в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита: сочинение

Духовная жизнь Башмашкина явно обеднена, ограничена не самой службой, а теми задачами, которые он выполняет. Все его существование сводится к служебным обязанностям: “Там, в этом переписывании, он увидел свой собственный мир разнообразным и приятным …… Вне этого переписывания для него, казалось, ничего не существовало”.

Другого мира, другой жизни Башмачкин не знал. Больше того, он даже мысли не имел, что есть другая, настоящая, жизнь. Все, что есть у Башмачкина, – это постоянная борьба за существование. Непрестанный труд Акакия Акакиевича не может обеспечить ему даже сведенные к минимуму потребности.
Необходимость пошивки новой шинели для него – не просто будничная проблема, а событие огромной важности. Лишь очередное самоограничение, очередное урезание своих потребностей, и без того урезанных, может помочь этому герою найти выход.
Акакий Акакиевич отдает отчет своим жертвам. Поэтому так велика его радость при достижении цели: «Самый торжественнейший в жизни Акакия Акакиевича» был день, «когда Петрович принес, наконец, шинель».

Новая шинель привела к трансформации личности героя. Вдруг он стал замечать окружающих его людей и внешний мир. Но это перерождение длилось для Акакия Акакиевича недолго. Он и дня не провел в новой одежде. Уже на следующий день вечером его украли. Для Башмачкина это было самым страшным потрясением в жизни. Он решился на невиданный для него поступок – бороться за свою шинель. Но бюрократическая машина не дала ему никаких шансов. Как выяснилось, он даже противоречил “значительному лицу”. Башмачкин был обвинен “важным лицом” в вольнодумстве. После этого Акакий Акакиевич зашатался, задрожал всем телом и не мог встать, он упал бы на пол; выносили его почти неподвижно. От этого Башмачкин заболел и умер.

Второй рассказ в этом сборнике – “Записки сумасшедшего”. Как и Акакий Акакиевич, его герой оказывается в той же ситуации, что и он. Возможно, они даже служили в одном ведомстве. Этот человек не примирился со своим положением, ведь он, хоть и мелкий, нищий, но все же дворянин. В неравенстве Поприщин должен преклоняться перед старшими. Воображая себя королем Испании, он сходит с ума от этих тягостных мыслей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: