Проблема одиночества в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита: сочинение

Если вы испытываете трудности с курсовой работой, экзаменом, дипломной работой, рефератом, отчетом о прохождении практики, исследовательской работой или любым другим заданием, мы готовы помочь вам.

Проблема одиночества в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Поскольку вечный Судья дал мне пророка, я читаю в глазах людей аспекты зла и порока. Я проповедую любовь и чистое учение истины, а все мои соседи бросают в меня камни.

М. Лермонтов. “Пророк”.

Настоящей жемчужиной творчества Булгакова является роман “Мастер и Маргарита”. Она не только позволяет почувствовать атмосферу жизни 1920-1930-х годов, не только, в традициях Гоголя, разоблачает пороки и недостатки современников, но и заставляет читателя задуматься над такими вопросами, как добро и зло, правда, справедливость и свобода. Не случайно именно в годы “стройки” (так назвал себя Воланд, потому что это была идеальная почва для его экспериментов) булгаковское “Государство” связано с поиском автором ответов на вопросы человеческого бытия. Но удастся ли ему “донести ее до народа”? Останется ли он один в

Одиночество – глубоко проработанная тема в романе. Не так, одиночество главных героев (Мастера, Маргариты, Пилата) очевидно. Что является причиной этого?

В своем неожиданном, искреннем и смелом романе о Пилате и Иешуа автор выразил свое понимание истины. Смысл романа в целом не принимается обществом. Более того, она получила признание критиков даже тогда, когда не была опубликована. Что Учитель хотел сказать людям? Он хотел донести до них необходимость веры, необходимость поиска истины. Но обществу (как и ему) неведомо размышление об истине, о правде, о тех высших категориях, которые каждый должен осознать сам. Люди озабочены удовлетворением тривиальных потребностей (а ведь “со своими слабостями и недостатками они борются не хлебом единым, они легко поддаются тому, о чем так красноречиво говорит сеанс черной магии. что в таком обществе человек творческий, но находит

В романе есть путь, который в определенной степени повторяет Мастер. Как Мастер, Иешуа (Иисус) также отвергнут. Истина, которую он проповедовал, также была отвергнута. Однако Иешуа не чувствует себя одиноким, хотя и говорит: “Я один в мире”. Несмотря на то, что Иешуа считает, что Бог всегда окружает его, он борется за свои убеждения вплоть до того, что отдает за них свою жизнь; Учитель же не способен бороться, тем самым бросая вызов истине. Если бы Мастер пошел на попятную, он не был бы одинок. Отделившись от лютьеров в своем видении жизни, Мастер в то же время не встал на правильный путь, не обратился к Богу. И в этом я вижу причину его одиночества Одиночество Мастера созвучно одиночеству Понтия Пилата. Казалось бы, у него есть все, что нужно для счастливой жизни: деньги, власть, слава. Именно это должно побуждать окружающих общаться с ним. Но уже при первой встрече с Пилатом мы чувствуем в его душе какую-то тоску. Он еще не чувствует себя одиноким, но не Иешуа говорит ему: “Истина превыше всего, что у тебя болит” Иешуа видит в нем совесть, заботу о людях (ведь выражение “болит голова” имеет и переносное значение). Встреча Пилата и Иешуа была короткой, но они успели поговорить об истине, Иешуа в уме и душе Пилата, пробуждая

Жажда правды автора. Не случайно автор проводит

Параллель между настоящим и далью В поиске истины Булгаков видит вечное стремление человека, но за два тысячелетия человечество не созрело для понимания истины, и тот, кто задумывается о ней, кто приближается к ее пониманию, невольно поднимается над толпой и становится одиночкой.

Одиночество Пилата – это не только доказательство того, что он отошел от банального беспорядка и приблизился к пониманию истины. Это также является наказанием. Это наказание за то, что он пренебрег своей совестью, потому что решил исполнить закон Ершалаима, нарушив более высокий закон. Не его ли муки совести, его одиночество, состояние Раскольникова после совершения преступления! Пилат стал выше, но в то же время он преградил путь к Богу. Одиночество в чужих глазах” Маргариты на первый взгляд имеет совсем другой характер. Ее сердце требует любви, возвышенной любви, чистой любви, вечной любви. И

Читайте также:
Повесть Шинель: сочинение

Она находит ее, она “наполняет собой” душу Мастера и ради него делает все. Но истина, в понимании самого Иешуа, есть не что иное, как царство добра, справедливости, ради которого Иешуа жертвует собой. Кроме того, любовь проявляет бесконечную доброту, готовность к самопожертвованию. Маргарет отдала свою душу дьяволу как часть величайшей жертвы ради спасения своей любви.

Иешуа видит царство истины, его начало, в любви. Душа Маргариты требовала еще больше сил, чем те, что нужны для “любви к ближнему”, для любви ко всему человечеству. Если будет больше людей, способных на всепоглощающую любовь, рано или поздно мы достигнем “царства правды и справедливости”. Одиночество Маргариты показывает, как мало таких людей встретил Булгаков.

Говоря об одиночестве, нельзя не упомянуть Ивана Отреченного. В начале романа мы видим поэта, оказавшегося во власти атеистического общества. Однако в конце романа мы видим его покинутым, одиноким человеком, который, осознав несправедливость и фальшь своего окружения, находится на пути к открытию истины. Через судьбу этого поэта Булгаков показывает неспособность неверующего человека противостоять злу.

Именно в поиске истины, в борьбе за справедливость, в борьбе добра со злом видит Булгаков смысл человеческой жизни. Но автора беспокоит, что люди не меняются, что за две тысячи лет они ни на шаг не приблизились к пониманию смысла своей жизни (автор говорит устами Воланда: как люди. Они любят деньги, но именно писатель всегда показывал трагедию творческой личности, обреченной на непонимание.

Можно предположить судьбу многих произведений, не опубликованных, когда они были крайне необходимы, судьбу многих поэтов и писателей, не получивших должного вознаграждения. Но еще больше как знамение времени Булгаков воспринимает одиночество Совести и Любви, Искренности и Доброты, на которых зиждется “царство правды и справедливости Только познав правду и любовь, прислушавшись к голосу совести, человек, по мнению Булгакова, обретает покой. И в конце романа автор выражает надежду, что люди обретут мир и понимание. Есть надежда, что люди, постигающие вечные ценности, высшие категории бытия, незыблемость которых утверждает Евангелие, не одиноки.

Проблема одиночества в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”

В творчестве Булгакова “Мастер и Маргарита” – настоящая жемчужина. Она не только позволяет ощутить атмосферу жизни двадцатых – тридцатых годов, не только, следуя гоголевской традиции, обнажает пороки и недостатки современников Булгакова, но и заставляет читателя задуматься над вопросами, так волнующими писателя: добро и зло, правда, справедливость, любовь, свобода. Бог. Булгаков обращается к Евангелию в разгар “строительства” атеистического государства.

В нем автор находит для себя

Ответы на вечные вопросы человеческого бытия. Но увенчается ли успехом его попытка донести истину до людей? Будет ли он одинок в своих поисках?

В романе писатель глубоко размышляет над проблемой одиночества. Неслучайно одиночество главных героев так очевидно. В чем причина этого?

Протагонист. Мастер выразил свое понимание истины в неожиданном, искреннем и смелом романе о Пилате и Иешуа. Иллюстрируя отношения Мастера с обществом, Булгаков сталкивается с одиночеством творческой личности. Роман Мастера, представляющий смысл его жизни, не принимается обществом.

Он решительно отвергается критиками, даже когда не публикуется. Учитель хотел что-то сказать людям. Что он хотел им сказать? Он хотел донести до них необходимость веры, необходимость поиска истины.

Читайте также:
Стихотворение Тютчева (Я встретил Вас и все былое): сочинение

Но она отвергается. Общество не обращает внимания на размышления об истине, о тех высших категориях, значение которых каждый должен увидеть сам. Люди озабочены удовлетворением мелких потребностей, они не борются со своими слабостями и недостатками, они легко поддаются искушениям, что так хорошо демонстрирует сеанс черной магии.

Неудивительно, что в таком обществе творческий и мыслящий человек чувствует себя одиноким, но находит понимание и ответ.

В романе есть персонаж, чей путь в какой-то степени повторяет путь Мастера. Это Иешуа, который, как и Учитель, был отвергнут народом. Истина, которую он проповедовал им, также была отвергнута.

Но Иешуа не чувствует себя одиноким, несмотря на то, что говорит: “Я один в этом мире. Иешуа верит, что Бог всегда с ним; он готов бороться за свою веру и даже отдать за нее жизнь. Но Мастер оказывается неспособным к борьбе; он сжигает РООКИ и тем самым отрекается от истины.

Если бы Мастер обратился к Богу, он не был бы одинок. В то время как Учитель удалился от людей, поднявшись над ними в своем понимании жизни, он не пошел по правильному пути, не обратился к Богу. И в этом я вижу причину его одиночества.

Одиночество Мастера перекликается с одиночеством Понтия Пилата. У него, видимо, есть все для счастливой жизни: деньги, власть, слава? Именно это должно побуждать окружающих общаться с ним.

Но уже в первой встрече с Пилатом мы видим в Его душе некую тоску. Он еще не чувствует себя одиноким, но Иешуа не случайно говорит ему: “Правда, прежде всего, в том, что у вас болит голова…”. Иешуа видит в нем совесть, видит заботу о людях.

Встреча Пилата и Иешуа была короткой, но у них было время поговорить об истине, и Иешуа пробудил мысль и душу Пилата, пробудил его жажду искать истину. Автор не случайно проводит параллель между сегодняшним днем и далеким прошлым. Видя в поиске истины вечное стремление человечества, Булгаков замечает, что род человеческий еще не созрел для ее понимания, и что всякий, кто пытается ее понять, невольно возвышается над толпой и становится изолированным.

Одиночество Пилата – это не только доказательство того, что он отошел от банального беспорядка и приблизился к пониманию истины. Это также является наказанием. Это наказание за то, что он пренебрег своей совестью, потому что решил исполнить закон Ершалаима, нарушив более высокий закон.

Кажется, что он испытывает те же муки совести и то же одиночество, что и Раскольников после совершения преступления. Став выше толпы, Пилат не смог в то же время стать ближе к Богу.

” Необыкновенное, невидимое одиночество в глазах” Маргариты, на первый взгляд, имеет совершенно иную природу. Сердце влюбленной требует любви, чистой, вечной любви. Она находит ответ, она “наполняется душой Мастера и прилагает все свои усилия, чтобы помочь ему”.

Но истина, как ее понимает сам Иешуа, есть не что иное, как царство добра и справедливости, ради которых Иешуа приносит себя в жертву. Любовь – это также безграничная доброта и готовность к самопожертвованию. Отдав свою душу дьяволу, Маргарет также принесла величайшую жертву, чтобы спасти свою любовь.

Иисус видит Царство истины в том, что оно начинается в любви. Душа Маргарет требовала еще большей силы, чем та, которая необходима для “любви к ближнему”, для любви ко всему человечеству. Неизбежно, что мы быстрее приблизимся к “царству правды и справедливости”, когда будет больше людей, способных на всепоглощающую любовь.

Одиночество Маргариты показывает, как мало людей встречал Булгаков в своей жизни.

Читайте также:
Образ Маши Троекуровой: сочинение

Говоря об одиночестве, нельзя не упомянуть Ивана Бездомного. В начале романа мы видим поэта, пишущего стихи на потребу атеистическому обществу. Однако в конце романа он отказывается стать “сочинителем”, напротив, мы видим одинокого человека, который, осознав несправедливость и ложность окружающего мира, идет к открытию истины.

На примере судьбы этого поэта Булгаков показал неспособность неверующего человека сопротивляться злу.

Булгаков видит смысл человеческой жизни в поиске истины, в борьбе за справедливость, в борьбе между добром и злом. Однако суть автора в том, что люди не меняются, что за две тысячи лет они ни на шаг не приблизились к пониманию смысла своей жизни. Автор показывает трагедию творческой личности, обреченной на непонимание.

В запрете романа Мастера можно угадать судьбу многих произведений, не увидевших свет тогда, когда они были больше всего нужны, можно угадать судьбу многих поэтов и писателей, не получивших заслуженного признания. Но еще более страшным знамением времени Булгаков видит одиночество Сознания и Любви, Искренности и Добра, на которых зиждется “царство правды и справедливости”. По мнению Булгакова, только познав истину и любовь, прислушавшись к голосу совести, человек обретает покой.

И в конце романа автор выражает надежду, что люди обретут мир и понимание. Надежда в том, что люди, постигшие вечные ценности, высшие категории бытия, неизменность которых утверждает Евангелие, не будут одиноки.

Тема одиночества в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Если вам понравился материал и наш тестовый сайт, пожалуйста, поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!

Сочинения ” По авторам ” Булгаков ” Тема одиночества в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” можно считать важным произведением мировой литературы. Это произведение, написанное в начале прошлого века, не перестает волновать умы миллионов читателей. Каждая глава романа значима, интересна и познавательна. На страницах произведения обыденные события перемежаются с глубокими философскими размышлениями, которые затягивают читателя, не давая ему опомниться, но заставляя побороться с самыми острыми жизненными вопросами и переоценить свои представления о жизни.

Он написал свою работу в сложный для страны период. Люди были лишены свободы и выбора в результате тоталитаризма и диктатуры. В своем романе писатель критиковал позицию властей. Поэтому на протяжении всего произведения Булгаков поднимает такой вопрос, как одиночество человека в обществе.

Мое понимание этой темы сосредоточено на образе Понтия Пилата. Воланд начинает рассказывать историю пятого прокуратора Иудеи. Читатель попадает в древний город Ершалаим, в котором известная библейская история раскрывается весьма своеобразно. Примечательно, что главным героем этой истории является не подсудимый Иешуа Ха-Ноцри, в котором мы легко узнаем Иисуса Христа, а Понтий Пилат, его палач.

Он очень одинокий человек, единственным связующим звеном которого является его собака Банга. Прокурор страдает от тяжелой и неизлечимой болезни, которая причиняет ему невыносимые страдания. У этого персонажа, по сути, нет смысла в жизни. Он делает свою работу по необходимости.

Невольно Пилат проникается симпатией к этому “безумному философу”, увидев перед собой Ха-Ноцри и поговорив с ним. Найден друг, возможно, даже интересный человек. Также Игемон понимает, что имеет дело с невинным человеком, который может делать только добро. Иешуа хочет помочь ему и поначалу отменяет смертный приговор. Но затем выясняются ужасные подробности: подсудимый посмел усомниться в величии власти кесаря.

Как дело государственной важности, дело Ха-Ноцри становится важным. Он все еще пытается каким-то образом спасти невинного Иешуа. Священник сообщает председателю Синедриона Иосифу Каиафе, что в честь великого праздника Пасхи он считает необходимым помиловать Ха-Ноцри двух преступников. Он настаивает: “Синедрион просит освободить Бар-Раббаха”. Однако последнее слово остается за прокуратором: он имеет право принять решение. Тем не менее, иогемон без колебаний казнит Иешуа, боясь, что потеряет свою должность. Трусость – это цена, которую прокуратор заплатит за вечность и вечные муки совести.

Читайте также:
Образ Печерина: сочинение

Тема одиночества также тесно связана с Маргаритой, возлюбленной кавалера. Эта женщина чувствовала себя несчастной, пленницей окружающего ее общества.

Можно сказать, что Маргарита была несчастна всю свою жизнь до того, как встретила Мастера. Хотя внешне ее жизнь была вполне благополучной, многие завидовали героине. У Маргариты был любящий муж, прекрасный человек, который занимал высокий пост и мог полностью содержать свою жену. Она не была лишена финансовых средств. Но ей не хватало любви, тепла и смысла жизни.

После встречи с Мастером ее жизнь изменилась, но ненадолго. После публикации романа о Понтии Пилате начались страшные гонения на Мастера, которые он не смог выдержать. Герой сжигает свою работу, попадает в сумасшедший дом и исчезает из жизни Маргарет.

Все это время героиня чувствует себя несчастной, она не живет, а существует. Маргарита снова чувствует себя одинокой. Воланд и его свита возвращают ей свободу и любовь. С помощью волшебного крема Азазелло Маргарита превращается в ведьму. Теперь она может покинуть ненавистную ей реальность и перестает быть пленницей рамок и запретов окружающего ее общества.

На первых же страницах романа мы знакомимся с представителями московского литературного общества: президентом МАССОЛИТа Михаилом Александровичем Берлиозом и популярным поэтом Иваном Бездомным. Из их разговора выяснилось, что Бездомному было поручено написать большую антирелигиозную поэму. Этим произведением поэт был вынужден доказать, что Христа никогда не существовало на свете и что все легенды о нем – лишь сказки. Он не имел права занимать какую-либо другую позицию, кроме указанной. На мой взгляд, это явное проявление отсутствия свободы, рамок, запрета. Либо человек полностью подчиняется политике партии и имеет возможность печататься, либо у него есть своя позиция и его преследуют. Такой диссидент обречен на одиночество в обществе единомышленников.

Учитель – жертва аналогичного преследования. Его роман, действительно очень художественный, не оценили только потому, что автор осмелился затронуть запретную для страны тему. Но учитель написал то, во что он действительно верил. В конце романа он не заслуживает того, чтобы быть в центре внимания только потому, что у него хватило слабости оставить свою работу. Но герой, вместе со своей верной Маргаритой, был вознагражден свободой от страшной советской действительности и вечным покоем.

Таким образом, тема одиночества – одна из главных тем “Мастера и Маргариты”. Булгаков отмечает, что одиночество в обществе, да и вообще в любом обществе, – для людей, которые мыслят иначе, творчески и по-другому. И зачастую им не удается преодолеть это одиночество. Это его крест, который он будет нести до конца своей жизни. Только высшая сила может помочь ему, спасти его от несчастья быть всегда одному.

Проблема одиночества в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита: сочинение

Настоящей жемчужиной в творчестве Булгакова является его роман “Мастер и Маргарита”. Она позволяет не только почувствовать атмосферу жизни двадцатых и тридцатых годов, не только, следуя традиции Гоголя, разоблачает пороки и недостатки булгаковских современников, но и заставляет читателя задуматься над вопросами, которые так волнуют писателя: добро и зло, правда, справедливость, любовь, свобода. Боже… Не случайно Булгаков обратился к Евангелию в годы “строительства” атеистического государства (которое так любил Воланд, потому что оно было идеальной почвой для его экспериментов). Писатель сам находит там ответы на вечные вопросы человеческого существования. Но преуспеет ли он в своей попытке донести правду до людей, и будет ли он одинок в своих поисках?

В романе автор глубоко размышляет над проблемой одиночества. Не случайно, одиночество персонажей (Мастера, Маргариты, Понтия Пилата) очевидно. В чем причина этого?

Читайте также:
«Настоящий писатель - то же, что древний пророк». А. П. Чехов: сочинение

Протагонист. Его неожиданный, искренний и мужественный роман о Пилате и Иешуа раскрыл понимание автором истины. У Булгакова мастер и общество обсуждаются в самых разных аспектах. Он сталкивается с одиночеством творческой личности. В обществе смысл жизни Мастера не принимается. Более того, он решительно отвергается критикой, даже в неопубликованном виде. Мастер, что ты хотел сказать людям? В своем послании он хотел внушить им важность веры и поиска истины. Но оно (как и он сам) отвергается. В обществе не принято думать об истине, о высших категориях, важность которых каждый должен осознать сам. Большинство людей заняты заботой о своих мелких нуждах (но не хлебом единым.) “), они не борются со своими слабостями и недостатками, а легко поддаются искушению, что красноречиво демонстрирует сеанс черной магии. В результате неудивительно, что творческий, мыслящий человек будет одинок, но при этом найдет понимание и обратную связь.

В романе есть персонаж, который в определенной степени следует за Мастером. Это Иешуа (Иисус), который был отвергнут так же, как и Мастер. Как и истина, которую он проповедовал им, была отвергнута. Хотя Иешуа говорит: “Я один в мире”, он не чувствует себя одиноким. Иешуа твердо верит, что Бог всегда с ним; он готов бороться за свои убеждения и даже отдать за них жизнь. Но Учитель оказывается неспособным к борьбе; он сжигает РУКУ, тем самым отрекаясь от истины. Если бы Учитель обратился к Богу, он не был бы одинок. Мастер отдалился от людей, развив в себе превосходство над ними в понимании жизни, но при этом он не встал на истинно верный путь. И в этом я вижу причину его одиночества.

Что касается одиночества Мастера, то его можно сравнить с одиночеством Понтия Пилата. У этого человека, кажется, есть все, что нужно для счастливой жизни: деньги, власть, слава. Именно это должно побуждать окружающих общаться с ним. Уже при первой встрече с Пилатом мы замечаем, что его душа наполнена какой-то тоской. Хотя он еще не чувствует себя одиноким, Иешуа говорит ему, что первое, что ему нужно сделать, – это избавиться от головной боли. Яхуа видит в нем совесть, дух сострадания (ведь выражение “головная боль” может иметь и переносное значение).

Встреча Пилата и Иешуа была короткой, но у них было время поговорить об истине; Иешуа пробудил разум и душу Пилата и пробудил в нем жажду искать истину. Не случайно автор проводит параллель между настоящим и далеким прошлым. Булгаков видит в поиске истины вечное стремление человека, но за два тысячелетия человечество не созрело для понимания истины, и каждый, кто размышляет над ней, кто приближается к пониманию, невольно возвышается над толпой и становится одиноким.

Одиночество Пилата – это не только доказательство того, что он отошел от мирского беспорядка к пониманию истины. Это также является наказанием. Наказание за пренебрежение совестью, за то, что он решил исполнить закон Ершалаима, преступив более высокий закон. Не напоминает ли это ему муки совести, одиночество, состояние Раскольникова после преступления? Пилат поставил себя выше толпы, но в то же время он перекрыл свой собственный путь к Богу.

“…Необыкновенное и невидимое одиночество в глазах Маргариты” на первый взгляд имеет совсем другую природу. Ее сердце взывает к любви, возвышенной, чистой, вечной любви. И она находит его, она “наполняет собой душу Мастера” и готова сделать для него все. Но истина, как ее понимает сам Иешуа, есть не что иное, как царство добра, справедливости, ради которого Иешуа приносит себя в жертву. Любовь – это также безграничная доброта, готовность к самопожертвованию. Отдав свою душу дьяволу, Маргарет также принесла величайшую жертву, чтобы спасти свою любовь.

Читайте также:
Столкновение теории с жизнью в романе И. С. Тургенева Отцы и дети: сочинение

Яхшуа видит, что Царство истины основано на любви. Чтобы “любить ближнего”, любить все человечество, требуется еще большая сила, чем сила души Маргарет. Чем больше будет людей, способных на всепоглощающую любовь, тем скорее мы приблизимся к “царству правды и справедливости”. Учитывая, как мало Булгаков встречал таких людей, одиночество Маргариты бросается в глаза.

Невозможно не упомянуть Ивана Бездомного, говоря об одиночестве. Роман начинается с того, что поэт пишет стихи, чтобы соответствовать требованиям атеистического общества. В конце романа он отказывается “сочинять”; мы видим одинокого человека, который, поняв несправедливость и фальшь окружающего его мира, находится на пути к познанию истины. Судьба поэта демонстрирует неспособность Булгакова противостоять злу, будучи неверующим.

Именно в поиске истины, в борьбе за справедливость, в борьбе между добром и злом видит Булгаков смысл человеческой жизни. Но суть автора в том, что люди не меняются, что за две тысячи лет они ни на шаг не приблизились к пониманию смысла своей жизни (автор говорит устами Воланда: “…Люди как люди. Они любят деньги, но так было всегда…”). Автор показывает трагедию творческой личности, обреченной на непонимание.

В запрете романа Мастера можно угадать судьбу многих произведений, не увидевших свет тогда, когда они были особенно нужны, угадать судьбу многих поэтов и писателей, не получивших заслуженного признания. Но Булгаков видит более страшный знак времени – одиночество Закона и Любви, Искренности и Доброты, составляющих “царство правды и справедливости”. Только познав правду и любовь, прислушавшись к голосу совести, человек, по мнению Булгакова, обретает покой. И в конце романа автор выражает надежду, что люди обретут покой и найдут понимание. Те, кто поймет вечные ценности, высшие категории бытия, о незыблемости которых утверждает Евангелие, возможно, не останутся одинокими после того, как сделают это.

«Тема одиночества в романе «Мастер и Маргарита»»

Роман “Мастер и Маргарита” можно назвать шедевром мировой литературы. Миллионы людей еще с начала прошлого века читают это произведение. В каждой главе этого романа много информации и много смысла. Повествовательная линия произведения перемежается глубокими философскими размышлениями, втягивая читателя, не отпуская его, заставляя задуматься над вечными вопросами, переоценить, пересмотреть взгляды на жизнь.

Булгаков писал в трудное для страны время. Тоталитаризм и диктатура загоняли людей в жесткие рамки и лишали их свободы и выбора. Автор не одобрял отношение властей, что, несомненно, нашло отражение в самом романе. Поэтому на протяжении всего произведения Булгаков обращается к проблеме одиночества человека в обществе.

На мой взгляд, эта тема в первую очередь связана с образом Понтия Пилата. Историю пятого прокуратора Иудеи начинает рассказывать Воланд. Читатель попадает в древний город Ершалаим, где известная библейская история представлена совершенно особым образом. Примечательно, что героем этой истории является не обвиняемый Иешуа Ха-Ноцри, в котором мы легко узнаем Иисуса Христа, а Понтий Пилат, его мучитель.

Он очень одинокий человек, единственным связующим звеном которого является его собака Банга. Прокурор страдает от тяжелой и неизлечимой болезни, которая причиняет ему невыносимые страдания. У этого персонажа, по сути, нет смысла в жизни. Он делает свою работу по необходимости.

Видя перед собой обвиняемого Га-Ноцри и разговаривая с ним, Пилат невольно проникается симпатией к этому “безумному философу”. Он находит его интересным человеком, возможно, даже другом. Более того, Игемон понимает, что перед ним стоит задача допросить невиновного человека, который может делать людям только добро. Он хочет помочь Иешуа и поначалу даже отменяет его смертный приговор. Но затем выясняются ужасные подробности: обвиняемый посмел усомниться в величии власти Цезаря.

Читайте также:
Нужно ли современному читателю читать роман Л. Н. Толстого Война и мир?: сочинение

В результате Ха-Ноцри становится делом государственной важности. Тем временем прокуратор пытается как-то спасти Иешуа. В разговоре с председателем Синедриона, Иосифом Каиафой, священник замечает, что в честь праздника Песах было бы уместно помиловать Ха-Ноцри двух преступников. Первосвященник Бар-Раббах настаивает: “Синедрион требует его освобождения”. Несмотря на это, прокуратор принимает окончательное решение: последнее слово остается за ним. Йогемон, опасаясь понижения в должности, приговаривает Иешуа к страшной смертной казни. Трусость – цена бессмертия и вечных мук для прокуратора.

Понятие одиночества также тесно связано с Маргаритой, возлюбленной мастера. На протяжении всей своей жизни она чувствовала себя несчастной и лишенной свободы со стороны окружающего ее общества.

Можно сказать, что всю свою жизнь до встречи с Мастером Маргарита была несчастлива. Жизнь героини, хотя внешне благополучная, вызывала зависть у многих. У Маргариты был любящий муж, прекрасный человек, занимавший высокий пост и способный полностью обеспечивать свою жену. Финансы не были проблемой для героини. Но ей не хватало тепла, любви, смысла, которые сделали бы жизнь достойной.

Встретив мастера, ее жизнь изменилась на время, но не навсегда. После публикации романа о Понтии Пилате мастер подвергся страшным гонениям. Герой сжигает свое произведение, оказывается запертым в психушке и исчезает из жизни Маргарет.

Героиня все время чувствует себя несчастной, она мертва, но она существует. Маргарита снова чувствует себя одинокой. Воланд и его свита возвращают ей свободу и любовь. Намазавшись волшебным кремом “Азазелло”, Маргарита становится ведьмой. Теперь она может покинуть ненавистную ей реальность, и она больше не является пленницей границ и запретов окружающего общества.

Роман открывается двумя членами московского литературного общества: главой МАССОЛИТа Михаилом Александровичем Берлиозом и популярным поэтом Иваном Бездомным. Как мы понимаем, Бездомному было поручено написать большую антирелигиозную поэму. В этом произведении он должен был показать, что Христа никогда не существовало на свете, а все легенды о нем – не более чем басни. Он не имел права придерживаться точки зрения, отличной от вышеизложенной. На мой взгляд, это явное проявление несвободы, рамки, запрет. По сути, либо человек полностью подчиняется политике партии и тогда его печатают, либо он имеет свою позицию и подвергается гонениям. Такой инакомыслящий обречен на одиночество в обществе, которое думает одинаково.

Учитель – жертва аналогичного преследования. Его роман, действительно очень художественный, не оценили только потому, что автор осмелился затронуть запретную для страны тему. Но учитель написал то, во что он действительно верил. В конце романа он не заслуживает того, чтобы быть в центре внимания только потому, что у него хватило слабости оставить свою работу. Но герой, вместе со своей верной Маргаритой, был вознагражден свободой от страшной советской действительности и вечным покоем.

Таким образом, тема одиночества – одна из главных тем “Мастера и Маргариты”. Булгаков отмечает, что одиночество в обществе, да и вообще в любом обществе, – для людей, которые мыслят иначе, творчески и по-другому. И зачастую им не удается преодолеть это одиночество. Это его крест, который он будет нести до конца своей жизни. Только высшая сила может помочь ему, спасти его от несчастья быть всегда одному.

Проблема одиночества в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

– Родные есть?
– Нет никого. Я один в мире.
М. Булгаков. Мастер и Маргарита.

Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» называют «вершинным романом русской литературы 20 века». Это произведение освещает практически все философские проблемы, когда-либо волновавшие человечество и человека. Одним из важнейших вопросов такого рода является проблема одиночества, лейтмотивом проходящая через весь роман.
Интересно, что одним из первых героев, с которым мы знакомимся в «Мастере и Маргарите», является поэт Иван Понырев, имеющий псевдоним Бездомный. Его имя – это не только дань эпохе (Бедный, Горький и т.д.), но и важный символ. После революции 1917 года люди потеряли свой прежний Дом, свою прежнюю родину, прежних себя самих, а новых найти не сумели. И поэтому – все они чрезвычайно одиноки.
Конечно, с философской точки зрения любой человек одинок изначально, по определению. Каждый несет свой личный крест, каждый совершает свой индивидуальный земной путь от рождения до смерти. Но существуют вещи, которые объединяют людей – любовь, дружба, духовая близость, дом.
Всего этого нет у героев Булгакова. Так, все они лишены Дома в старинном смысле этого понятия. Временное пристанище им ненавистно: Понтий Пилат избегает находиться во внутренних покоях Иродова дворца, Маргарита страдает в своей части шикарного особняка на Арбате. Писательский дом Грибоедова, дом страданий доктора Стравинского, дом тайной службы с непотухающими окнами – все они отрицают изначальный смысл земного человеческого жилья.
Мотив бездомности в романе усилен тем, что только «нечеловеческий» Воланд со своей свитой расположился во временной квартире «по-человечески»: он здесь отдыхает, ужинает, лечится, принимает гостей, беседует. Больше никого мы не видим дома на фоне родных стен, за обычными житейскими, семейными занятиями. Люди живут, подчинившись странному закону бездомности, но развертывают жестокую борьбу за обладание квартирами и комнатами, стремясь заполнить душевную пустоту.
Эту особенность отмечает и Воланд, произносящий слова о квартирном вопросе, испортившем людей в новой Москве. Действительно, «эти бедные люди все перепутали», приняв квартирные страсти за строительство Нового Дома.
Лишь мастер и Маргарита получают свой вечный дом как вечный покой, оставив навсегда Землю и ее временные пристанища.
Безбытность и бездомность в булгаковском романе всеобъемлющи. Главные события в нем происходят на садовой скамейке, в пустой аллее, в крытой колоннаде «между двумя крыльями дворца», на Лысой горе и Воробьевых горах, но никогда – в доме.
Больше того, никто из персонажей романа не связан между собой узами родства, теплых семейных или дружеских отношений. Так, Иешуа не помнит отца, а мастер не помнит даже имени жены (был женат «на этой. Вареньке, Манечке. нет, Вареньке. еще платье полосатое. музей. впрочем, я не помню»). Между героями не обнаруживаются и социальные отношения, наоборот, подчеркнута их маргинальность, неприкаянность.
Левий Матвей, например, иудей, но служит Риму, поэтому он чужой и для своих, и для римлян. Его пограничное положение помогает ему «шагнуть еще дальше» – стать, как и Иешуа, нищим странником. «Оборванный бродяга Левий Матвей», – сказано об этом герое. «Бродягой», «бродячим философом» называют в романе и Иешуа.
Нищий, бездомный, странствующий, не помнящий родства, бессильный спасти себя от расправы, Га-Ноцри похож на миллионы прошедших и идущих по земле людей, лишенных крова, семьи, дела, одиноких, «выброшенных на поверхность». У этого героя нет свиты учеников, он не объявляет себя сыном Бога, оставаясь «подкидышем, сыном неизвестных родителей» и пророком из глухой провинции, осмеянным, презираемым, распятым.
Но именно Иешуа был готов помочь таким же, как и он, обрести истинный дом, кров, семью, достоинство и богатство. Настойчиво, терпеливо, жертвенно нищий философ призывал к главному – к «перемене мысли», которая повлечет за собой перемену жизни, мира.
И некоторые из одиноких героев романа в итоге слышат призыв Иешуа и следуют ему. Таков Понтий Пилат, только после смерти, в вечном наказании нашедший себе друга и учителя – Иешуа. Таков мастер, написавший роман о бродячем философе и во многом похожий на него. Этот герой, как и Га-Ноцри, нищ («Я нищий»), одинок (жил, «не имея родных и почти не имея знакомых в Москве»), бездомен («Идти мне было некуда», «холод и страх доводили меня до исступления»).
Написав роман, мастер отказался от имени, «как и вообще от всего в жизни». Он обрел свой дом лишь после смерти.
Такова и Маргарита, нашедшая свое счастье после отказа от земных благ («Я потеряла свою природу и заменила ее новой») в замен на истинную любовь.

Читайте также:
Чацкий как выразитель идей декабристов (по комедии А. С. Грибоедова Горе от ума): сочинение

Эту страницу просмотрели 0 пользователей. Присоединяйтесь или войдите, чтобы узнать, сколько человек из вашей школы уже написали это сочинение.

Проблема одиночества в романе Михаила Булгакова Мастер и Маргарита

Одно из величайших произведений Булгакова – “Мастер и Маргарита”. Оно не только позволяет почувствовать атмосферу жизни двадцатых – тридцатых годов, не только, следуя гоголевской традиции, обнажает пороки и недостатки современников Булгакова, но и заставляет читателя задуматься над вопросами, так волновавшими писателя: добро и зло, правда, справедливость, любовь, свобода. Бог. Это не случайно, ведь обращение Булгакова в христианство произошло в те годы, когда Булгаков создавал атеистическое государство (идеальная среда для его экспериментов). В этой книге автор находит для себя ответы на вечные вопросы человеческого бытия. Каковы шансы на то, что “его попытка донести истину до людей” увенчается успехом? Не останется ли он одиноким в своих поисках?

В романе автор глубоко размышляет над проблемой одиночества. Не случайно, одиночество героев (Мастера, Маргариты, Понтия Пилата) очевидно. В чем причина этого?

Главный герой. В своем неожиданном, откровенном и смелом романе о Пилате и Иешуа Мастер выразил авторское понимание истины. Булгаков широко освещает проблему взаимоотношений Мастера с обществом и сталкивает с одиночеством творческой личности. Роман Мастера, который является смыслом всей его жизни, не принимается обществом. Более того, она решительно отвергается критиками даже тогда, когда не публикуется. Что Учитель хотел сказать народу? Он хотел донести до них необходимость веры, необходимость искать истину. Но это (как и он сам) отвергается. Обществу чужды размышления о правде, об истине – тех высших категориях, значение которых каждый должен осознать для себя сам. Люди заняты удовлетворением мелких потребностей (но “не хлебом единым…”), они не борются со своими слабостями и несовершенствами, легко поддаются искушениям, о чем так красноречиво свидетельствует спиритический сеанс с черной магией. Неудивительно, что в таком обществе творческий, думающий человек одинок, но он находит понимание, ответы.

В романе есть персонаж, чей путь в какой-то степени повторяет путь Мастера. Это Иешуа (Иисус), который, как и Мастер, был отвергнут людьми. Также была отвергнута истина, которую он им проповедовал. Но Иешуа не чувствует себя одиноким, хотя и говорит: “Я один в мире”. Иешуа верит, что Бог всегда с ним; он готов бороться за свои убеждения и даже отдать за них жизнь. Но Мастер оказывается неспособным к борьбе; он сжигает РУКУ, тем самым отрекаясь от истины. Обратившись к Богу, Мастер не остался бы в одиночестве. Однако Мастер, изгнав себя из людей и став выше их по своему взгляду на жизнь, не встал в то же время на истинно верный путь, не обратился к Богу. И в этом я вижу причину его одиночества.

Читайте также:
Анализ эпизода «сон Татьяны» в романе «Евгений Онегин»: сочинение

С одиночеством Понтия Пилата Мастер разделяет то же чувство. Кажется, что у него есть все для счастливой жизни: деньги, власть, слава. Общение с ним должно быть поощряемо. Но уже при первой встрече с Пилатом мы замечаем в его душе какую-то тоску. Он еще не чувствует себя одиноким, но не случайно Иешуа говорит ему: “Правда прежде всего в том, что у тебя болит голова”. Он видит в нем совесть, заботу о людях (буквальное значение слова “головная боль” является также и переносным).

Встреча Иешуа и Пилата была короткой, но они успели поговорить об истине, и Он пробудил душу и мысли Пилата, заставил его жаждать знаний. Автор не случайно проводит параллель между сегодняшним днем и давним временем. На протяжении всей истории человечества люди жаждали истины, но человечество не достигло достаточной зрелости, чтобы понять ее, поэтому любой, кто пытается понять ее, любой, кто приближается к ней, возвышается над всеми остальными и остается один.

Это не только свидетельство того, что Пилат отстранился от мирской суеты и теперь понимает истину, которую открывает его одиночество. Это также и наказание. Вместо того чтобы служить закону Иершалаима, преступив высший закон, он решил пренебречь своей совестью. Не напоминают ли его муки совести, его одиночество состояние Раскольникова после совершения преступления? Пилат стал выше толпы, но в то же время он сам преградил путь к Богу.

“…Необыкновенное и невидимое одиночество в глазах Маргариты” на первый взгляд имеет совсем другую природу. Ее сердце взывает к любви, возвышенной, чистой, вечной любви. И она находит его, она “наполняет собой душу Мастера” и готова сделать для него все. Но истина, как ее понимает сам Иешуа, есть не что иное, как царство добра, справедливости, ради которого Иешуа приносит себя в жертву. Любовь – это также безграничная доброта, готовность к самопожертвованию. Отдав свою душу дьяволу, Маргарет также принесла величайшую жертву, чтобы спасти свою любовь.

Иешуа видит царство истины, его начало, в любви. Для того чтобы любить все человечество, нужно обладать еще большей силой, чем у Маргариты. Чем больше будет людей, способных на всепоглощающую любовь, тем скорее мы придем к “царству правды и справедливости”. Одиночество Маргариты говорит о том, как мало таких друзей встретил Булгаков.

Читайте также:
Общество будущего в романе Е. И. Замятина Мы: сочинение

Говоря об одиночестве, нельзя не упомянуть Ивана Потерянного. В начале романа мы видим поэта, который пишет стихи, чтобы соответствовать требованиям атеистического общества. Однако в конце романа он перестает “писать”; мы видим одинокого человека, который, осознав несправедливость и фальшь окружающего его мира, находится на пути к открытию истины. Через судьбу этого поэта Булгаков показывает неспособность неверующего человека противостоять злу.

Именно в поиске истины, в борьбе за справедливость, в борьбе добра со злом Булгаков видит смысл человеческой жизни. Несмотря на это, автора беспокоит, что люди не изменились, что за две тысячи лет они так и не смогли постичь смысл своей жизни (об этом автор цитирует Воланда в последней главе”). Люди как люди. Для них всегда все сводилось к деньгам. “). Писательство показало трагедию творческой личности, обреченной на непонимание.

В запрете романов мастера можно угадать судьбу многих произведений, не увидевших свет тогда, когда они были больше всего нужны; можно угадать судьбу многих поэтов и писателей, не получивших заслуженного признания. Но еще более страшные приметы времени Булгаков видит в одиночестве совести и любви, честности и доброты, на которых держится “царство правды и справедливости”. Только познав истину и любовь, прислушавшись к голосу совести, человек, по словам Булгакова, может обрести покой. А в конце романа автор выражает надежду, что люди обретут мир и понимание. Есть надежда, что те люди, которые постигли вечные ценности, высшие категории бытия, чья святость подтверждена Евангелием, не будут одиноки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: