Раздумья о судьбах Родины (по поэме Блока «Двенадцать»): сочинение

В “Двенадцати” поэт показал истинное значение русской революции, подчеркнув ее масштабность. Это событие оказало огромное влияние на людей, пробудило их светлые стороны, пробудило в них способность любить, и А. Блок сумел это показать.

Как в поэме Блока «Двенадцать» отразилась революционная эпоха?

Главная Рефераты – Сочинения по литературе Тема революции в поэме А.А. Блока “Двенадцать” – сочинение Тема революции в поэме А.А. Блока “Двенадцать” Поэма А. Блока “Двенадцать” была написана в 1918 году. Это было страшное время: позади четыре года войны, ощущение свободы в дни Февральской революции, Октябрьский переворот и приход к власти большевиков, наконец разгон Учредительного собрания, первого российского парламента. Интеллигентами того круга, к которому относился А. Блок, все эти события воспринимались как национальная трагедия, как погибель русской земли. На этом фоне явным контрастом прозвучала блоковская поэма, она многим его современникам показалась не только неожиданной, но даже кощунственной. Как мог певец Прекрасной Дамы создать стихи о толстомордой Кате? Как мог поэт, посвятивший такие проникновенные лирические стихи России, написать в страшные для нее дни слова: “Пальнем-ка пулей в Святую Русь?”. Вопросы эти были поставлены после первой публикации поэмы “Двенадцать” в газете “Знамя труда”. Сегодня, спустя более трети века, все эти вопросы встали перед нами с новой силой, поэма “Двенадцать” вызвала пристальный интерес, мы вглядываемся в нее, вглядываемся в прошлое, пытаясь понять настоящее и предугадать будущее, понять позицию поэта, продиктовавшую ему строки этого стихотворения. “Эпиграф столетия” — так называют блоковскую поэму исследователи современности, предлагая различные варианты ее прочтения. В последние, девяностые годы толкователи порой пытаются прочесть стихотворение “от противного”, доказать, что Блок в нем дал сатиру на революцию, а его Христос на самом деле Антихрист. Однако так ли это? Прежде всего, А. Блок предупреждал, что не следует переоценивать значение политических мотивов в поэме “Двенадцать”. Она имеет более широкий смысл. В центре произведения – стихия, вернее, пересечение четырех стихий: природы музыки, и стихии социальной, само действие поэмы происходит не только в Петрограде 1918 года, сколько, как пишет поэт, “на всем божьем свете”. Идет разгул стихийных сил природы, а для поэта-романтика, поэта-символиста, которым был А.Блок, это символ, противостоящий самому страшному – обывательскому покою и уюту. Еще в цикле “Ямбы” (1907-1914) он писал: “Нет!Лучше сгинуть в стуже лютой! Уюта нет. Покоя нет.” Поэтому и стихия природы так созвучна его душе, она передана в “Двенадцати” множеством образов: ветер, снег, вьюга и пурга. В этом разгуле стихий, сквозь вой ветра и пурги А.Блок услышал музыку революции – в своей статье “Интеллигенция и Революция” он призывал: “Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию”. Главное, что услышал поэт в этой музыке, – это ее многоголосие. Оно отразилось в ритмике поэмы – она вся построена на смене музыкальных мелодий. Среди них и боевой марш, и бытовой разговор, и старинный романс, и частушка (известно, что А. Блок начал писать свою поэму со строчек “Уж я ножичком полосну-полосну”, услышанных им и поразивших его своей звукописью). И за всем этим многоголосием, дисгармонией поэту слышится мощный музыкальный напор, четкий ритм движения, которым заканчивается поэма. Стихийна в ней и любовь. Это темная страсть с черными хмельными ночками, с роковой изменой и нелепой гибелью Катьки, которую убивают, целясь в Ваньку, и никто не раскаивается в этом убийстве. Даже Петруха, пристыженный своими товарищами, ощущает неуместность своих страданий: “Он головку вскидывает,
Он опять повеселел”.
А. Блок очень точно ощутил то страшное, что вошло в жизнь: полное обесценивание человеческой жизни, которую не охраняет больше никакой закон (никому даже не приходит в голову, что за убийство Катьки придется отаечать. Не удерживает от убийства и нравственное чувство – нравственные понятия предельно обесценились. Недаром после гибели героини начинается разгул, теперь все дозволено:
“Запирайте етажи,Нынче будут грабежи!Отмыкайте погреба –Гуляет нынче голытьба!”
Не в состоянии удержать от тёмных, страшных проявлений человеческой души и вера в Бога. Она тоже потеряна, и Двенадцать, которые пошли “в красной гвардии служить”, сами это понимают:
“Петька! Эй, не завирайся!От чего тебя упасЗолотой иконостас?”
и добавляют:
“Али руки не в кровиИз-заКатькиной любви?”
Но убийство творится не только из-за любви – в нем появилась и иная стихия, стихия социальная. В разгуле, в разбое – бунт “голытьбы”. Эти люди не просто бушуют, они пришли к власти, они обвиняют Ваньку в том, что он “буржуй”, они стремятся уничтожить старый мир: “Мы на горе всем буржуям/ Мировой пожар раздуем…” И вот тут возникает самый сложный вопрос, который мучит читателей блоковской поэмы и сейчас, как мучил три четверти века назад: как мог А. Блок прославить этот разбой и разгул, это уничтожение, в том числе и уничтожение культуры, в которой он был воспитан и носителем которой был он сам? Многое в позиции А. Блока может прояснить то, что поэт, будучи всегда далеким от политики, был воспитан в традициях русской интеллигентской культуры XIX века с присущими ей идеями “народопоклонства” и ощущением вины интеллигенции перед народом. Поэтому разгул революционной стихии, который приобретал подчас такие уродливые черты, как, например, упомянутые поэтом разгромы винных погребов, грабежи, убийства, уничтожение барских усадеб со столетними парками, поэт воспринимал, как народное возмездие, в том числе и интеллигенции, на которой лежат грехи отцов. Потерявшая нравственные ориентиры, охваченная разгулом темных страстей, разгулом вседозволенности – такой предстает Россия в поэме “Двенадцать”. Но в том страшном и жестоком, через что предстоит ей пройти, что она переживает зимой 18-го года, А. Блоку видится не только возмездие, но и погружение в ад, в преисподнюю, но в этом же – ее очищение. Россия должна миновать это страшное; погрузившись на самое дно, вознестись к небу. И именно в связи с этим возникает самый загадочный образ в поэме – образ, который появляется в финале, Христос. О финале этом и образе Христа написано бесконечно много. Трактовали его очень разнообразно. В исследованиях прошлых лет звучало вольное или невольное (вернее, часто подневольное) стремление объяснить появление Христа в поэме едва ли не случайностью, недопониманием А. Блока того, кто должен быть впереди красногвардейцев. Сегодня уже нет нужды доказывать закономерность и глубоко продуманный характер этого финала. Да и предугадывается образ Христа в произведении с самого начала – с названия: для тогдашнего читателя, воспитанного в традициях христианской культуры, изучавшего в школе Закон Божий, число двенадцать было числом апостолов, учеников Христа. Весь путь, которым идут герои блоковской поэмы – это путь из бездны к воскресению, от хаоса к гармонии. Не случайно Христос идет путем “надвьюжным”, а в лексическом строе поэмы после намеренно сниженных, грубых слов появляются столь прекрасные и традиционные для А. Блока: “Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз Впереди – Исус Христос”. На этой ноте завершается поэма, проникнутая верой А. Блока в грядущее воскресение России и воскресение человеческого в человеке. Борьба миров в произведении – это прежде всего борьба внутренняя, преодоление в себе темного и страшного.

Читайте также:
Первый лишний человек в русской литературе (по роману «Евгений Онегин»): сочинение

Поэма Блока “Двенадцать”, написанная в 1918 году, удивила его современников. Многие поэты и писатели круга, к которому принадлежал Блок, восприняли Октябрьскую революцию 1917 года как национальную трагедию, как “начало конца” России. Поэма Блока, в которой предлагалось “пустить пулю в Святую Русь”, а во главе отряда революционеров был поставлен Христос, не могла не показаться кощунственной большинству представителей творческой интеллигенции. Споры о поэме “Двенадцать” продолжаются и в наше время; современные ученые предлагают несколько возможных прочтений. Некоторые из них пытаются доказать, что Блок написал в “Двенадцати” не восхваление революции, а памфлет на нее, что Христос поэмы – не Христос, а Антихрист. Но сам поэт высоко оценил свою работу; закончив поэму, он записал в своем дневнике: “Сегодня я гений. Действительно, всего через несколько месяцев после столь монументального исторического события русский поэт Александр Блок сумел дать ему объективную оценку, раскрыв двойственную природу революции. Первые строки произведения становятся образом-символом революции: “Черная ночь / Белый снег”. Черное и белое, темное и светлое, плохое и хорошее, негативное и позитивное сосуществуют на равных в таком явлении, как революция. Прежде всего, следует отметить, что Блок, понимающий жизнь как взаимодействие и движение элементов, также понимает революцию как элемент. В своей статье “Интеллигенция и революция” он взывает: “Всем телом, всем сердцем, всей совестью слушайте революцию. И Блок слушал ее, он подхватил музыку революции. Он смог услышать ее как музыкальное произведение с множеством голосов, и это восприятие отражено в поэме. Удивителен ритм поэмы: вся она построена на чередовании “мелодий”, среди которых можно выделить боевой марш, старинный романс и народные мотивы, в том числе “частушки”. Известно, что Блок начал писать свою поэму со строк “Я буду резать и резать ножом”, которые он услышал и которые поразили его своим звучанием. “Двенадцать” – не политическая поэма, но в России того времени любое произведение воспринималось как более или менее политическое, и произведение о революции, конечно, не могло не быть прочитано в этом смысле. Более того, нельзя отрицать способность Блока видеть то, что действительно происходило в России, так что в его стихотворении мы чувствуем не только восхищение музыкой революции. Блок очень тонко воспринимал страшные вещи, пришедшие с революцией, и отражал их в своем творчестве. Идея жестокости происходящего подчеркивается цветовой палитрой работы. В этом стихотворении Блок использует только три цвета – черный, белый и красный. Они меняются, трансформируются. Бубновый туз и багровый крот уступают место (кровавому) красному флагу к концу произведения. Революция неизбежно ведет к разрушению и даже краху старого мира. Блок изобразил характерные детали дореволюционного общества: “керенки в чулке”, “Mignon au chocolat”. Все эти “буржуазные уловки” должны остаться в прошлом, но на смену им приходит “свобода без креста”, а вместе с ней и полная девальвация человеческой жизни, которая больше не защищена никаким законом. Читатель становится свидетелем преступления – убийства Кати, совершенного одним из красногвардейцев. Откровенно говоря, Катька – случайная жертва. Цель Пети – Ванька, который едет в элегантной машине вместе с Катей. Но убийство – это не только любовь, в нем есть и социальный элемент. В беспорядках, в грабежах, в бунте “голутбоев”. Эти люди не просто возмущены, они пришли к власти, обвиняют Ванько в том, что он “буржуй” и хочет разрушить старый мир: “На беду всех буржуев / Мы раздуем пламя мира…”. Обратите внимание, что даже любовь (понимаемая как революция, как стихия) не мешает Петьке совершить убийство. Чувство морали также не мешает ему совершить убийство: моральные понятия обесценились до основания. Неудивительно, что после смерти героини возникает сцена разврата: “Закрывайте здания, / Сегодня будут грабежи, / Закрывайте подвалы – / Ублюдки на свободе! Вера в Бога потеряна, и Двенадцать, вступившие в Красную гвардию, сами это понимают, говоря: “Петя! Эй, не увлекайтесь! / От чего спас вас золотой иконостас? – И добавляют: “А у тебя руки не окровавлены ради Кати?”. Сцена убийства становится кульминацией поэмы: стихия неуправляема, она сметает все на своем пути. Возмущение революционного элемента, которое иногда принимает такие уродливые формы, как разгром подвалов, грабежи и убийства, упомянутые выше, Блок рассматривает как месть народа. Россия, потерявшая нравственный компас, охваченная всплеском темных страстей, разнузданной вседозволенности, – такой предстает она в поэме “Двенадцать”. Но Россия должна пройти через страшный период; опустившись на дно, она должна, наконец, подняться на вершину. И именно в этом смысле появляется самый загадочный образ поэмы – образ Христа. Его появление удивляет читателя, хотя в произведении содержится множество предпосылок для этого появления: само название поэмы для читателя того времени, воспитанного в традициях христианской культуры, изучавшего Закон Божий в школе, явно символизировало число апостолов, учеников Христа. И в данном случае путь, по которому идут герои поэмы Блока, – это путь из бездны к воскресению. Христос символизирует смену эпохи, и не случайно он появляется перед Двенадцатью: Медленными шагами великого коня, В белом венце из роз, впереди, стоит Иисус Христос. Эта заметка завершает поэму, которая пронизана верой Блока в грядущее воскресение России и воскрешение человеческого в человеке. Блок слышал “музыку революции” и надеялся, что эта музыка в итоге будет звучать как марш победы, а не как траурный марш.

Читайте также:
Дуэль Онегина с Ленским (анализ эпизода из 6 главы романа А. С. Пушкина Евгений Онегин).: сочинение

Раздумья о судьбах Родины

Существует мнение, что каждый писатель, независимо от того, сколько он создал за свою жизнь, по сути, все время пишет одно и то же произведение, образно говоря, “книгу жизни”. И последняя точка в конце последнего произведения также является последней точкой в этой “книге”. Последним и завершающим произведением Александра Блока является знаменитая поэма “Двенадцать”.

Возможно, даже печально известная, поскольку “принесла” автору немало врагов по обеим сторонам идеологических баррикад.

Сюжет поэмы драматичный:

На этом пути он стал предметом многочисленных споров. После ее публикации многие знакомые Блока порвали с ним, а Зинаида Гиппиус плюнула в след автору и перешла на другую сторону улицы, едва заметив своего бывшего спутника. Мотивы создания этой поэмы были неясны даже самым близким к Блоку людям; произведение было неверно истолковано многими.

А. Белый считал это трагической ошибкой автора, о которой тот впоследствии сожалел. В последние годы своей жизни Блок мучительно переживал любое упоминание об этой поэме. Сегодня модно говорить о молчании поэта Блока, который впоследствии почти ничего не писал, как о плате “прореволюционерам”.

Напротив, многие последователи Октябрьской революции осудили этот сюжет как клевету, поскольку он основан на незначительном проступке. С этим можно было бы согласиться, если бы не одна фраза в записной книжке Блока, сделанная им в день окончания поэмы: “Сегодня я – гений”. Можно было бы сделать вывод, что такое хрестоматийное произведение, как “Двенадцать”, прочитанное не раз и не два, изучено до мельчайших деталей.

Но в этом-то и проблема: процессы, происходящие в обществе, пробуждают наш мозг и сердце от спячки и вызывают желание посмотреть на многие явления с самой неожиданной стороны.

Только по одному пункту официальная интерпретация произведения неоспорима: поэт не оставляет сомнений в том, что старый мир достоин уничтожения, и нет необходимости повторять аргументы в пользу этого тезиса. Но в мире нового этот аспект больше не вписывается в старые шаблоны. Отношения поэта с родиной были сложными и противоречивыми. В одном из своих стихотворений он признался, что испытывает “одновременно страсть и ненависть к родине”.

Читайте также:
Смех - единственное честное лицо в комедии Гоголя Ревизор: сочинение

Родина Блака несколько своеобразна: она загадочна, усеяна болотами и журавлями, с мутным взглядом колдуна. Это не та Россия, которую мы не видели в других странах. Блак, как и многие до него, обращается к прошлому, но его рассказ скрашен азиатским интеллектом:

О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь – стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.

В прошлом России поэт ищет ответ на вопрос, что ждет его родину в будущем. Он верит в свою родину, верит в ее возрождение и не расстается с ней:

Но не страшен, невеста, Россия,
Голос каменных песен твоих.

Поэтому появление пролетарской России в поэме “Двенадцать” закономерно. В одном из последних стихотворений о России Блок показывает родину такой, какой многие ее отвергали и проклинали: это Россия, грешившая “бесстыдно” и “неугасимо”, Россия ханжей, “темное царство”. Блок видит ее такой и любит ее такой, потому что верит в нее, хотя и предвидит страшные потрясения. Для Блока окружающий мир страшен, наполнен непроходимым ужасом жизни.

И будущее для поэта – это не “солнечный край нераскрытый” Маяковского. На смену русскому храму запустения приходит новый храм, построенный на крови. Пожары и бунты обещают трагическое будущее.

Это возмездие старому миру, и его следует принять, но в этом будущем нет места лирическому герою Блока: пусть на смену нам придут новые люди. Жизнь проходит мимо нас:

Что делать! Мы путь расчищаем
Для наших далеких сынов!

И этот новый мир, в котором нет места герою Блока, поэт связывает с Царством Божьим:

Те, кто достойней, Боже, Боже,
Да узрят царствие твое.

Блок жил в ожидании расплаты за жизнь в страшном мире, видел эту расплату в кровавых отблесках пожаров и бунтов, а Октябрьскую революцию – революцию солдат и рабочих – он воспринимал как закономерное явление. Он не удивился, он видел ее разрушительную силу, он понимал, что она разрушительна, но сам поэт уже давно вынес в своих стихах приговор миру и людям, живущим в нем. Двенадцать – это те, кто принесет в мир свободу, счастье и справедливость. А что несут двенадцать красногвардейцев Блока, марширующие “без крестов”, “твердым шагом”, “с винтовками”, стреляющие “в святую Русь”, зажигающие “кровью мировой пожар”, все “вперед, вперед за кровавым знаменем”?

Каково их отношение к реальной, невымышленной действительности, в которой они живут? Даже в периоды социальных потрясений жизнь продолжается: кто-то любит, кто-то кому-то изменяет; человек все равно остается человеком со всеми своими достоинствами и недостатками. Они заботятся в основном о тех, кто путается у них под ногами, не понимая величия и ответственности момента и мешая “величию” двигаться дальше.

Происходит исторически справедливый акт: старый мир рушится. Но что придет ему на смену – еще более жестокий мир?

Читайте также:
Художественная интерпретация стихотворения Ф. И. Тютчева К.Б. (Я встретил вас и все былое): сочинение

Да, борьба между старым и новым не обходится без насилия: “насилие – повивальная бабка истории”, “революция – не прогулка по Невскому проспекту”, и поэтому нельзя гладить по головкам, а надо “бить, бить” по ним. Но врагов в поэме Блока практически нет. Да и вообще, так ли опасен “голодный пес”? Если попытаться его накормить, он может даже стать ласковым и верным товарищем. И не только с ружьем – его можно отпугнуть даже палкой. Представляет ли распутная Катя серьезную угрозу диктатуре пролетариата?

Конечно! “Трудовой народ” “…марширует с великой силой вдаль…”, а Катя предается минутному веселью, и при этом не марширует, а катается на “лихаче”! Видите ли, “неугомонный враг никогда не спит”, поэтому “держите революционный темп” и, чтобы не было соблазнов: спускайте курок! Трижды в поэме звучит призыв к бдительности, два из них – после описания событий, связанных с убийством Кати. Случайно?

У такого поэта, как Блок? !

В поэме “Двенадцать” собрано почти все, что связано с пониманием пути развития России, ведь Блок был не только певцом Прекрасной Дамы, чего часто не замечали его современники. Вердикт старого мира воплощен в образе мужественной собаки. Поэт использует эти ключевые слова для выражения своих чувств: скука, несчастье, чернота, злость, сочетая их с доминирующими словами кровь и огонь.

Блак верил, что “страшный мир” погибнет в пекле; что “огонь крови” очистит человека, позволив ему очиститься от греха. Поэтому в конце поэмы Иисус Христос появляется перед группой красногвардейцев, которые оправдывали убийства и выглядели в точности как преступники. Это было неожиданно для многих, в том числе и для Блока.

Иисус Христос в этой поэме символизирует не церковь и даже не христианство, а начало новой эры, в которой мытари и блудницы станут праведниками, ибо Сын Божий Христос – надежда грешников. Блок верил, что огонь революции спасет и перестроит человека, разрушив ужасный старый мир. Но именно этого и не произошло.

Огонь не может быть избирательным. Он уничтожает все: и плохое, и хорошее. И Александр Блок понял это раньше других.

Возможно, именно поэтому он хранил молчание. Он не рассматривал русскую революцию с политической точки зрения. Его можно отнести к Н. Бердяеву, который писал: “Достоевский открыл, что русская революция – это метафизическое и религиозное, а не политическое и социальное явление”.

” Музыка революции” была запросом Блока к русской интеллигенции. Позже эту музыку не услышал и сам поэт. В конце концов, “Двенадцать” стали единственным выходом. Жизнь потеряла смысл.

И поэт умер, хотя врачи не предвидели летального исхода. Среди многочисленных некрологов, посвященных Блоку, есть один несколько неожиданный. Именно Маяковский поставил правильный “диагноз”: “Я слушал его в мае этого года в Москве: в полупустом зале, в тишине кладбища, он спокойно и печально читал стихи о цыганской песне, о любви, о Прекрасной Даме… Больше ничего не было. Следующей вещью была смерть.

О чем поэма «12» Блока – сюжет

Согласно поэме А. Блока “Двенадцать”, действие происходит в 1917-18 годах. В центре образа изображен Петроград, где человеческая трагедия достигла космических масштабов. В своей художественной деятельности Блок использовал средства, характерные для символизма.

Природа отражает общую тревогу. Холодно, темно, ветер стучит, дороги скользкие. Революции и войны влияют на людей одинаково: привычный уклад жизни нарушается, люди не знают, что теперь делать, куда идти, как “устоять на ногах”.

Отряд из 12 человек марширует по городу. Номер выбран не случайно: Блок проводит параллель между большевистским отрядом и апостолами Христа. В отличие от апостолов, этим двенадцати лучше было бы иметь на спине бубновый туз; эти люди далеко не святые, они преступники. Диалог защитников революции раскрывает их сущность. Они говорят о жизни Ванько, который бродит по барам, вспоминая любовницу Петрухи. В качестве девиза они говорят: “Закрывайте свои дворцы, сегодня будут грабежи”. Они оставили Бога и впали в грех.

В главе 12 представлены два символических образа. За отрядом следует собака, символизирующая старый мир. Перед отрядом смутно видна фигура Христа, символ надежды на возрождение России.

Вечер», «снег», «ветер» — это и конкретные образы петербургской ночи, и символы, выражающие противоборство стихии, за которым угадывается борьба революции с противостоящими ей силами

Вечер», «снег», «ветер» — это и конкретные образы петербургской ночи, и символы, выражающие противоборство стихии, за которым угадывается борьба революции с противостоящими ей силами

Петербургская ночь, снег и ветер – это конкретные образы, описанные в романе, а также символы, выражающие противостояние стихий, из которых можно сделать выводы о борьбе революции с антиреволюционными силами. Обращаясь непосредственно к конкретике, автор придает своим образам “космическую” перспективу: “Ветер, ветер – во всем Божьем мире!”. В “Двенадцати” знаковый для Блока образ метели предстает как детальное воплощение, то, что всегда присутствовало на протяжении всего его творчества. На протяжении всей поэмы встречаются многочисленные упоминания о ветре и метели: “ветер кружит белый снежок”, “ветер свистит”, “снег трепещет” и “метель зарождается”. Символический образ ветра, правящего миром, получает дальнейшее обновление и развитие, он как бы комментирует происходящее: одних он сбивает с ног, другим кажется “веселым”, он “рвет и мнет” плакат об “Учредилке”, но когда появляются красногвардейцы, он радостно “гуляет”.

Читайте также:
Мой любимый поэт Серебряного века (А. А. Блок): сочинение

Сочинение Образ России в творчестве Блока 11 класс

Как можно не любить свою страну, свою родину? В конце концов, вы не выбираете свою родину, как не выбираете своих родителей. Г-н Блок неоднократно ссылается на образ России. Он писал как о старой, так и о революционной России. Он посвятил несколько стихотворений Куликовской битве. Он называет Россию своей женой и говорит о ней как о самом близком человеке.

Россия всегда была загадкой для иностранцев. В стихотворении “Россия” поэт описывает нечистую силу, обитающую на просторах континента – ведьм с мутными глазами, чертей, колдунов. И за этой сказкой скрывается реальность – бедная, убогая жизнь на бескрайних просторах. Некоторые территории огромной России живут так и сейчас. Убогие, старомодные избушки, люди, живущие за чертой бедности.

Другое стихотворение называется “Россия”. В нем описывается русская деревня. Дорога разбита, хижины серые от дождя. Но поэт верит, что Россия не падет, не погибнет, кто бы ни стоял у руля. Да, она не сгорела в горниле двух мировых войн. Она столкнулась с внутренними и внешними врагами, стала современной державой, с которой приходится считаться как друзьям, так и врагам.

Для Блока Россия – это женщина. Прекрасная незнакомка в раннем творчестве поэта. Для него понятия любви к России и любви к женщине являются синонимами.

В поэме “Двенадцать” поэт размышляет о дальнейшей судьбе России. Поэма вызвала много споров среди его современников. Что хотел сказать поэт в поэме? Перед страной лежит трудный путь. И он пройдет его вместе с ней. Он ни на минуту не отделяет себя от России. Здесь он спрашивает: “Моя Россия, моя жизнь, вместе мы будем страдать?”. Вместе, вместе.

У нее много лиц. Вначале она была простой женщиной с узорчатым платком, повязанным до бровей. В этой стране разрушены почти все деревни и дороги. Измученная и окровавленная, она сражается на Куликовом поле и побеждает. Благодаря успехам в революции она становится одной из ведущих индустриальных держав мира.

Блок признает великое прошлое великой страны. Россия воевала и воюет постоянно. Она защищалась от половцев и печенегов, сражалась с ордами хана Мамая и сбросила монголо-татарское иго. Он был полон бед, страданий и нищеты. Поэт любит и жалеет Россию, как любимую женщину. “О, моя бедная жена, зачем ты горько плачешь?” – спрашивает поэт. Он верит в величие своей любимой России и в ее светлое будущее.

“И вечная битва! Мы можем только мечтать о мире. Такова судьба поэта. Вся история России – это постоянная борьба и сражение за свою независимость. Это особенно актуально сегодня, когда в мире есть те, кто хочет ослабить мощь России.

Другие очерки включают: * Блок о России в своей поэзии * Блок о Родине в своих произведениях * Блок о теме народа в своих стихах

  • Автор: это сочинение написано 41 935 раз

Вряд ли найдется в истории русской литературы хоть один писатель, хоть один поэт, в творчестве которого не стояла бы на одном из первых мест тема родины. Не впитав в себя всю красоту, все очарование родных мест, не проникнувшись всем сердцем важнейшими событиями и вехами истории своей Родины, невозможно стать подлинно национальным, народным поэтом, способным затронуть самые глубокие струны человеческой души. Тема родины, России всегда звучит в творчестве истинно русских писателей, но творчество Блока настолько неразрывно связано с этим образом, что, о чем бы ни думал поэт, о чем бы ни писал – о весне, природе, любви, дружбе, об исторических событиях, страданиях народа или его героических победах, – мысли его всегда были о родной стране. Поэт открыто заявлял, что его творчество – “все о России”. “Этой теме я посвящаю свою жизнь, – писал он. Ибо здесь жизнь и смерть, счастье и погибель”.

Читайте также:
Вещи и книги (по тексту Л. Лиходеева): сочинение

В России Блока часто можно найти черты родины, воспетые Тютчевым, Некрасовым, Пушкиным, Толстым и другими романистами и поэтами, но все же блоковская Россия – такая многогранная, неповторимая, изменчивая – во многом отличается от России других художников слова. В картине ощутимо сочетание и романтических, и реалистических элементов, и радостных, светлых, грустных, а порой и трагических чувств. Она одновременно и женщина, и страна, и мать, и жена, и любимая невеста, которая находится на земле. На протяжении всей жизни поэта этот образ меняется и растет. Именно в самых ранних стихах Блока мы видим Россию сказочную, с “золотыми и красными” головными уборами, с народными песнями и плясками, со сказками, мифами и легендами старины, с поверьями, шутками и прибаутками, с Теремом царевны. Здесь есть реки и приволья, болота и журавли, и мутный взгляд колдуна. Вместе с молодым поэтом мы любуемся его просторами, “ветреными песнями”, удалыми тройками, туманными далями, дальними дорогами, где виден “просветленный край неба среди дымных пятен”. Стихи более позднего периода творчества поэта также включают в себя очаровательные сказочные мотивы:

  • Где колдуны и прорицатели
  • Зачаровывают зерно на полях,
  • А ведьмы и демоны
  • На столбах снежных дорог.

Но здесь мотив бескрайних, мирных русских просторов с мелькающими рябинами и синими берегами рек уже перемежается с “заревом горящих деревень”, далекими огнями. Все чаще появляются символы “ветер”, “метель” и “шторм”:

  • Дикий ветер
  • Гнет окна,
  • Срывает ставни с петель
  • С жестокостью.

В этих образах-символах чувствуется растущая неукротимая сила народа, стихия народа. Россия Блока стала страной надвигающейся революции. И поэт твердо верит, что его родина сыграет важную роль в истории человечества. Этот этап в жизни родной страны не мог остаться незамеченным, не отразился он и в творчестве Блока, в душе которого “было смешанное чувство к России: ностальгия, ужас, сожаление, надежда”.

  • О, моя Россия, моя жена!
  • Длинный путь нам до боли понятен.

Да, стране предстоит пройти долгий путь, но поэт никогда не сомневается, что они пройдут его вместе: они неразрывно едины, едины в радости и в боли. Только в этом единстве невозможное возможно.

  • Моя Россия, моя жизнь, должны ли мы вместе страдать?

Спрашивает поэт, хотя знает ответ наверняка: Россия, мать, никогда не оставит своего сына, как и он ее. Тем не менее, для Блока Россия всегда ассоциировалась не с образом матери, а с образом жены, обрученной, любимой, молодой и прекрасной, которая любит и ждет, которая все поймет и простит: только скажет: “Прощай! Вернись ко мне”. – За травой зазвенел еще один колокольчик.

  • Она сражается рядом с ним в бою и смело идет “сквозь кровь и пыль”… Она сойдет “в мантии струящегося света”, засияет “серебром волны на стальном мече”, освежит “пыльные цепные доспехи” на плече воина. И поэт безоговорочно любит “мать, сестру и жену в одном лице с родины России”.

Блют всегда видит Родину такой, какая она есть. Он не умаляет ее достоинств и заслуг, осознает величие исторического прошлого России, которое с древнейших времен было героическим – защищалась ли она от половцев, сражалась ли с ордой хана Мамая, защищала ли Европу от нашествия татар. Но он также видит несчастья, страдания и нищету, постигшие его любимую Россию. Несмотря на все изменения в истории его любимой Родины, его любовь к ней никогда не ослабевала. Будь он полон восторга и восхищения или жалости и боли, он всегда страстно любил Россию. Неизменной оставалась и его любовь к женщинам:

  • О, моя бедная страна.
  • Что ты значишь для моего сердца?
  • О, моя бедная жена,
  • О чем ты плачешь?

К России он всегда испытывал самые трогательные чувства: любовь, нежность и сострадание. Эти чувства вдохновляли его на создание лучших произведений. В результате любви к родине он обрел надежду – надежду на Россию, на “новый век”, который принесет великие и решительные победы. “Все будет хорошо, Россия будет великой!”. В этих словах отразилась светлая вера, выраженная с уверенностью и оптимизмом. Согласен, образ России у Блока сложный и многогранный. В нем есть радость и печаль, надежда и отчаяние. Жизнь человека и жизнь всех людей начинается с Родины – единственного духовного оплота в мире. Все в ней вызывает у поэта вдохновенный восторг и восхищение. О чем бы ни писал А. Блок, все было проникнуто мыслями о Родине, а значит, искренней, большой человеческой любовью. Для нас от его стихов захватывает дух и замирает сердце.

Читайте также:
Сочинение на тему дружба: сочинение

Предварительный просмотр:

Размышления о русской дороге в поэме А. Блока “Двенадцать”.

(Урок для 11-го класса. 2 ч.)

Кафедра языка и литературы школы

Средняя школа №1″.

г.Протвино, Московской области

Педагогическая: охарактеризовать один из самых противоречивых периодов российской истории и через решение проблем подвести учащихся к пониманию восприятия Блоком революции и последующей траектории развития России.

Развивающие: продолжить формирование навыков работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходимую информацию из иллюстративного материала, выявлять причинно-следственные связи; развивать познавательный интерес учащихся к истории; формировать творческие способности учащихся; развивать интеллектуально-творческое и эмоционально-образное мышление; формировать исследовательские умения учащихся.

Воспитательная: способствовать развитию познавательного интереса к истории родного края, формировать патриотические и нравственные чувства, учить давать собственную оценку неоднозначным историческим явлениям и процессам, способствовать гражданскому воспитанию.

Технологии, используемые в классе: модель интеграции содержания учебных дисциплин, гуманитарно-личностные технологии в Ш.А. Амонашвили; система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как личностно-формирующего предмета; технология проблемного обучения, технология групповой деятельности.

Для проведения урока необходимо следующее оборудование: раздаточные материалы, компьютеры, экраны и мультимедиа-проекторы.

Разгадать тайну поэмы “Двенадцать” – трудная и интересная задача. Блок мог бы с полным правом повторить вслед за Тютчевым: “Благословен тот, кто

Посетил этот мир в его роковые минуты…”. Задолго до революции Блок предчувствовал “неслыханные перемены, неслыханные восстания”, а когда это

Пришла, поэт, по словам К. Чуковского, воспринял ее как торжество духовного преображения России. Революция казалась ему всесильной…. Блок был убежден, что все гуманоиды, пережив катастрофу, станут людьми. И он включил это убеждение в свою поэму.

2 . Анализ поэмы.

1) Прокомментировать письменную работу учащихся с предыдущего урока после первого чтения стихотворения в классе: “Что означают строки”:

Блок не стремится повторять в своей поэзии краски мира. Цвет его сильных, напряженных чувств не окрашивает события, а выражает его чувства, его оценку. Поскольку мир переживает у Блока свое духовное состояние, пейзаж подвергается этому воздействию. В самом деле, нет состояния, нет переживания более контрастного, чем состояние “черного” или “белого”. “Черный вечер” символизирует кровь, грязь и преступление, а “белый снег” – новую реальность, которая приходит в этот мир. Начальная строка стихотворения потрясает нас, словно удар током – в ее красках чувствуется крайнее напряжение, острое противоречие. “Черное” и “белое” смещаются и сталкиваются, насыщая друг друга взрывом сил. Вернее, они взорвались вместе с ветром, который наполнил все стихотворение, пройдя от края до края.

2) Что такое ветер?

Прежде всего, это реальный признак тех дней. Блох сделал точное наблюдение:

“Революции опоясываются бурями…”. Во-вторых, это символ социальных катаклизмов, конвульсий. В русской литературе А.С. Пушкин в “Капитанской дочке” связал мотив метели с темой бунта, а в “Одержимом” – с темой судьбы, инфернальных сил.

Но есть и другой аспект, который подчеркивает критик В. Акимов. Для Блока революция – это беспрецедентная перестройка, переделка человеческой души. В своей статье “Интеллигенция и революция” он пишет: “Переделать

Все. Устроить так, чтобы все стало новым; чтобы наша ложная, грязная, скучная, уродливая жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью. Это называется революцией, когда такой план, с незапамятных времен скрытый в человеческой душе, высвечивается и рвет людские цепи, сносит плотины, осыпает необходимыми кусками берега. Для понимания стихотворения все подчеркнутые слова являются значимыми (см. подчеркнутые слова). На протяжении всего стихотворения ветер символизирует максимально возможное изобилие душевных сил человека; могучий поток, вырвавшийся из глубочайшей тьмы человеческого сердца, вихрь эмоций, чувств, желаний и стремлений. “Момент истины” наступает у Блока, когда в его душе “безобразное” сталкивается с “прекрасным”, и как это столкновение влияет на судьбу человека.

Ветер – это глубокие противоречия в мире, в судьбе людей, противоречия в человеческой душе.

3) Как в поэме изображен старый мир?

Прочитайте главу 1 поэмы в виде ролевой игры, отражая интонацию каждого персонажа, и сделайте выводы.

  • Как поэт рисует представителей античного мира?
Читайте также:
Мои впечатления после прочтения романа: сочинение

Использует негативную и оценочную лексику:

Как цыпленок, свернутый

Витя (по Ожегову витя – оратор, красноречивый человек;

Ярость – с юмором)

Красный крест светится в животе

  • Лиризм Блока как-то объясняет отношение поэта к этим людям?

Да, мы уже видели нечто подобное в серии “Распутия”, “Мир с привидениями”.

  • А какие отношения с представителями старого ветреного мира?

Эти люди потеряли внутреннюю связь с хаотичным, пугающим, но вибрирующим движением ветра. Они утратили способность к саморазвитию.

Но в первой главе есть еще один персонаж: бродяга. И ветер относится к нему с большим изяществом, предлагая ему поцелуй, потому что бродяга – символ обиды предков, и в груди у него все кипит.

  • Как объяснить этот оксюморон: “черное” и “священное” зло?

“Черное зло” в свете “страшного мира”, который мучает нас столько лет, возможно, имеет право называться “святым”.

Такова экспозиция стихотворения: зимняя улица густо населена и в то же время пустынна, ибо она населена тем, что осуждено и что изгнано ветром…… И в этом изломе веков, в этом предвестнике только что наступившего будущего – сильный странник, символ обиды веков, продукт ничтожного мира.

Двенадцать – это коллективно герой поэмы.

  • О чем говорит появление других персонажей в начале главы 2?

Ритм резко меняется! Он становится твердым, уверенным! И ветер уходит! Хлопает снег! Поэтому кто-то другой должен выйти вперед, а не те, кого “снесло ветром”.

  • Кто же эти двенадцать?

Это люди из масс, из низших слоев общества, потерявшие моральную устойчивость, опасно запутавшиеся и становящиеся легкой добычей для демагогов и смутьянов.

  • Вы пытались определить размер строки и характер жанра стихотворения у себя дома. Что вы получили?

Сложно! Блок рисует асимметричное лицо своего времени всеми доступными ему средствами. Смешение размеров куплетов (припев, частушка, амфибрахий), изменение интонации (от частушки к маршу). Чуковский описал “Двенадцать” как “частушку, сыгранную на большом органе”. Ему вторил Мандельштам: Поэма “Двенадцать” – это монументальная драматическая частушка”. Блок создал поэму, в которой синтезировал высокую поэзию с городским фольклором (любовная песня, частушка, солдатская песня, революционный марш), а также с нелитературными жанрами (транспарант, лозунг).

  • Но вернемся к нашим героям: в каких произведениях последнего времени мы находили похожих персонажей?

Пьеса “На дне”, в которой Горький близко познакомил нас с такими людьми. Ни Горький, ни Блок не идеализируют. У обоих на спине должен быть бубновый туз.

  • Как они проявляются?

«Свобода без креста».

  • Что эти слова означают?

Это происходит от своеволия без каких-либо моральных рамок.

  • И что значит безграничная свобода для темного, невежественного человека, выросшего посреди разрушающегося “ужасного мира”, который сформировал его по своему образу и подобию?

” Свобода” для такого человека оказывается не только возможностью справедливой мести “страшному миру”, но и “свободой” удовлетворения темных, слепых, эгоистических страстей. А самая главная страсть – это страсть присвоения и захвата. Она и есть цель. И средства для ее достижения также индоктринированы старым миром: насилие.

Во время революции и величайшего всплеска духовных сил людей у человека начинаются сложные отношения со стихиями. Человек и стихии. Будет ли человек сопротивляться? Блок считает этот вопрос очень важным. И он внимательно следит за ним.

  • Что первое приходит в голову Петру, освобожденному революцией человеку?

И в первую очередь это были мысли о Кате, о пабе. Впрочем, стоит ли удивляться? Ведь смысл жизни человека в самоутверждении, а средством может быть труд, наука, искусство. Тем не менее, герой Блока, обделенный эпохой, нашел удовлетворение в чувственной любви. В результате первая фраза Петрухи звучит так:

А Ванька с Катькой в кабаке…

И это начало действия. Стихотворение открывается этой строкой.

  • Что вы можете сказать о конфликте в этом стихотворении?

Конфликт носит двоякий характер: моральный (любовь) и социальный. И они не раздельны, а взаимосвязаны. Драма личности тесно связана с драмой эпохи.

  • Это классический любовный треугольник. Как мы можем охарактеризовать каждый из этих треугольников?

Ванька – “голова нараспашку”, “болтун”, пользуется успехом у женщин, был в Красной гвардии и сейчас солдат. Как и Петруха, он хочет самоутвердиться.

Катька – девочка с “большим рылом” и блестящими жемчужными зубами. (Посмотрите, какой из портретов Блока “Катька” работы Ю. Анненкова был выбран и почему). Узнайте, какой из портретов Ю. Анненкова, изображающих Катьку, был выбран и почему).

Читайте также:
Сочинение на тему предательство: сочинение

Петруха. Раньше он решал все любовные проблемы с помощью насилия. Два следа на теле Кати, раненый (или мертвый?) офицер. Это родимые пятна старого мира на душе Петрухи.

  • Как Пьетруха найдет выход из создавшегося положения?

И он мотивирован всем опытом проклятого мира насилия.

  • Какая первая реакция Петрухи на идеал?

Мстительная радость. Но Петрушка мог бы, если бы умел, повторить эти слова любимой женщине, которая уже ушла навсегда, вслед за А. Фет: “Вы страдали – я все еще страдаю…”. Это подтверждает иллюстрация Ю. Анненкова, где мы видим отчаянное лицо Кати и совершенно безумное выражение Петрушки. Его мучения еще не закончились.

  • Как позже Блок рисует состояние своего протагониста?

Мы видим, что Петруха расходится с двенадцатью, уединяется и исповедуется товарищам, пытаясь облегчить душу.

  • Изменится ли Питруха?

Да, в огне страдания сгорает вся пошлость и грубость ее привлекательности. Чувства Петрухи оказываются настоящей страстью, способной глубоко захватить человека, источником больших и непреодолимых переживаний. И самое страшное преступление “ужасного мира” в том, что он не научил его открывать вокруг и внутри себя другие ценности, кроме удовлетворения чувственного голода. И такой порядок жизни обрекает человека на бесконечную борьбу со всем. Борьба за самоубийство. Не случайно на черном фоне страсти Петрухи в поэме высвечивается первое красное пятно – “малиновая родинка”. Красный цвет на черном фоне – это предельная теплота темного, эгоистичного чувства, власть телесного принципа. И в душе Петрухи после убийства Кати.

  • Как коллеги стараются поддержать Петруху?

“Сейчас не время баловать себя…” – сурово говорят товарищи. Но Блок “балуется”, потому что считает, что революция предполагает духовное преображение человека.

  • А что с Петрухой, трансформируется ли он?

Нет, их чувства текут по уже налаженному каналу: раскаяние, осознание трагической вины, ищет выхода, к сожалению, через законы насилия.

Возмездие буржуям рассматривается как способ облегчить боль. Петрушка по-прежнему находится во власти разрушительной стихии, его отношение к миру остается неизменным. Вокруг него вражда и насилие. Поэтому мотив смертной скуки звучит вновь, даже когда жажда мести удовлетворена.

С кровоточащей, разбитой душой Петруха оказывается на перекрестке своей судьбы. И именно в этот момент простолюдины вновь появляются перед Двенадцатью, казалось бы, унесенные ветром еще в первой главе.

  • Почему буржуазия сейчас возрождается?

Это не случайно. Как мы видим, Петруха и ее спутники еще не очень хорошо умеют снимать печать прошлого, которая находится внутри них.

  • Что можно считать символами в 9-й главе?

Буржуазия и несчастная собака – яркие символы прошлого.

Перекресток: граница эпох, перекресток исторических судеб, символ России на перепутье.

Отсутствие городового – это символ, воплощение мирской власти, которая в Библии называется “удержанием” и должна, согласно пророчеству, исчезнуть в последние времена, после чего “начнутся многие беззакония” (а революция тогда ассоциировалась у многих с Апокалипсисом).

Заметьте, как все совпало: перекресток, отсутствие “ограничивающей” власти (полная свобода) и буржуа, “молчащий, как вопрос”!

  • Это что за вопрос?

Так куда же ты пойдешь теперь, двенадцать? Сможете ли вы взять судьбу в свои руки? Или же вы, побывав в передряге, пустив по ветру свою вековую энергию, вернетесь, униженные и бессильные, в лоно “старого мира”: в кабак, к Кате, к покорности и бесправию, к насилию и ненависти?

  • После этого вопроса с такими глубокими последствиями, метель поэмы начинает вести себя странно. В чем причина этой странности?

В главе 10 он начинает кружить вокруг да около и обрушивается на самих красногвардейцев, представителей Нового мира!

  • Что же это значит?

Безудержный вихрь мыслей, чувств, ненависти и надежд, вырвавшийся из глубин народных душ, та самая стихия, которая несла в себе

Человека, освобождая его от ответственности и труда выбора, от забот о

Духовное, стало ощущаться как несвобода, то есть прежняя “свобода без креста” стала несвободной.

  • Как переживают это герои поэмы?

Есть страх потеряться, закружиться и исчезнуть в метели.

  • В чём они пытаются найти защиту?

В этот момент наивысшего страдания и одиночества богохульный Петруха обращается к Богу! За помощью или по привычке?

Когда герои дошли до 11 главы, они прошли огромный путь к взрослой жизни. Здесь было и эгоистичное своеволие, и слепое “социальное насилие”, и неверная анархия. Состояние отчаяния и убийственного одиночества заставило их понять, что они должны искать другой путь.

  • Каков путь? Что такое спасение?
Читайте также:
Сочинение на тему дружба: сочинение

Чувствовали ли вы необходимость связать духовные ценности всеобщей, мировой жизни с упоминанием Спасителя?

  • Как изменяются отношения Двенадцати со стихиями?

Поведение двенадцати впервые становится антидуховным, стихии выступают в качестве враждебной им силы, которую необходимо уничтожить.

Конец главы 11 можно описать как мощный образ бесконечного драматического противостояния между стихиями и людьми. Зарождается высокий человеческий фактор. Путь к совершенству труден. Все ветры должны быть выдержаны и преодолены духом.

И это последняя и самая загадочная глава поэмы. В начальных строках на фоне белой метели мелькает второе красное пятно. Это символ высшего духовного усилия, на которое способны герои Блока. А может быть, это признак духовной революции?

  • Кто является героями 12 главы?

Двенадцать духовно созрели.

Стихия ветра, против которой направлены стрелковые орудия.

Ленивая собака старого света.

Так много мнений столкнулось вокруг этого имени.

  • Как вы думаете, что имел в виду Блок, поставив Христа во главе Красной гвардии?

Вот как Блох и его критики интерпретировали образ Христа. (Индивидуальное общение:

A. Горелов: “Блок ненавидел церковь. Хотя Блок давно предал Христа смерти, жажда веры и нравственной уверенности не покидала его. Для него вступление в красногвардейский дозор – это еще и акт покаяния, как это представлено в поэме “Двенадцать”, где изображен неканонический, грешный Христос. Увлечение Блока образом Христа, которое он испытывал в те дни пролетарской революции, также неотделимо от понятия жертвенности как способа разрешения долга перед историей и народом. Буря над соловьиным садом” Горелов А. Е. “Советский писатель”.1973. с.473)

V. Акимов: “В Евангелии, великом памятнике духа, создан образ человека, лишенного малейших эгоистических наклонностей, бескорыстного, стремящегося к равенству и справедливости, несущего в своей душе любовь к людям. В результате всего этого герой легенды идет на смертные муки. Образ Христа символизирует надежду на лучшую судьбу для тех, кто перенес гнет и испытания, но сохранил веру в добро и свет”. Сам Блок, напряженно думавший над тем, как объяснить появление этого образа в финале, писал, что это не во всем его удовлетворяет (“иногда я сам глубоко ненавижу этот женский атрибут”, “надо, чтобы Другой ушел”) и что “сближение Христа с красногвардейцами – это “правда”, неоспоримая для людей, проникших в подлинное содержание евангельской легенды, не захваченной попами” (Акимов В. М. На ветрах времени. “Детская литература”. “Ленинград.1991 г. Стр.30)

  • Какую точку зрения вы предпочитаете?

Давайте теперь рассмотрим эту проблему с точки зрения другого вида искусства.

Работа с иллюстрациями Ю. Анненков и С. Altman).

  • Как вы думаете, кто из художников ближе всего подошел к видению Блока о Христе и почему?

3. конец разбирательства.

29 января Блок пишет: “Сегодня я гений”. Затем он написал еще “косы” и замолчал. Стали ли вы морально и творчески глупыми? Вы понимаете, что не можете изменить человека? Или он не видел, в каком направлении движется революция? После смерти Блока М. Цветаева удивительно метко описала его последние годы в стихотворении “Сломанное крыло” (чтение стихотворения).

Ничто не может противостоять стихии народной революции. Но созидание сложнее, чем разрушение. Морально-этический конфликт в поэме – столкновение добра и зла, будущего и прошлого – лежит внутри самого человека. Ранее обиженные и униженные выходят на первый план в этой истории. Автор сочувствует им. Но все ли способны пройти испытание на звание нового человека? Автор отчужден от “буржуазии” Ванджи. Он предал революционный элемент, он предал своих товарищей, рабочий народ. Ванька “сам теперь богат”, он принадлежит к “страшному миру” купли-продажи, чуждому Блоку. Красногвардейцы мстят не только предателю Ваньке, но и всему миру, который он представляет и отчасти олицетворяет. И поэт разделяет их осуждение отступничества Вани.

Методическая разработка уроков литературы в 11 классе “Раздумья о пути России в поэме А.Блока “Двенадцать”.
методическая разработка по литературе (11 класс)

Данное методологическое исследование представляет собой попытку современного прочтения А. Стихотворение Блока, уже такое далекое по времени и в то же время такое актуальное.

Вложение Размер
razdumya_o_puti_rossii_v_poeme_a.bloka_dvenadtsat.doc 301 КБ
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: