Размышляю о произведениях Варлама Шаламова: сочинение

Это произведение сочетает в себе элементы сказки и древней легенды как жанр.

Творчество Варлама Шаламова

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 18.02.2011
Размер файла 16,6 K

Ваша база знаний будет очень полезна студентам и молодым ученым, изучающим и работающим в этой области.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство культуры российской федерации

Федерального агентства по культуре и кинематографии

Санкт-Петербургский Государственный Университет кино и телевидения

По предмету: ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

О: В.Т. Работы Шаламова

Студент 4-го курса заочного отделения.

Факультет Кинематографических Искусств

Индекс образования 1799 (RTP)

Оглавление

1. документальное и художественное в творчестве автора

2. тема борьбы за самость в творчестве В. Шаламова

3. Иллюзия и реальность в сказках Варлама Шаламова

Введение

Варлам Шаламов родился 5 июня (18 июня) 1907 года в Вологде в семье священника Тихона Николаевича Шаламова. Мать Варлама Шаламова, Надежда Александровна, была домохозяйкой. Она поступила в гимназию в 1914 году, но закончила среднее образование уже после революции. В 1923 году, после окончания средней школы в Вологде, она приехала в Москву и два года работала кожевницей на кожевенном заводе в Кунцево. С 1926 по 1929 год он учился на факультете советского права Московского государственного университета. 19 февраля 1929 года Шаламов был арестован за участие в подпольной троцкистской группе и распространение приложения к “Завещанию Ленина”. Он был во внесудебном порядке приговорен к трем годам заключения в лагере как “социально опасный элемент”. Он отбывал наказание в Вишерском лагере на Северном Урале. В 1932 году Шаламов вернулся в Москву, работал в ведомственных журналах, публиковал статьи, очерки и сериалы.

В январе 1937 года Шаламов был вновь арестован за “контрреволюционную троцкистскую деятельность”. Среди пяти лет лагеря, проведенных им на Колыме (СВИТЛ), было пять лет каторги. Поскольку из-за тяжелых условий Колымы Шаламов неоднократно оказывался прикованным к больничной койке, он ездил на золотые прииски, ездил в таежные командировки, работал на приисках Партизан, Черное озеро, Аркагала, Джелгала. 22 июня 1943 года он был вновь осужден на десять лет за антисоветскую пропаганду, которая заключалась, по словам самого писателя, в том, что он назвал Бунина русским классиком.

Шаламов был освобожден из лагеря в 1951 году, но первое время не мог вернуться в Москву. Восьмимесячная фельдшерская подготовка в 1946 году привела его на работу в Центральную больницу для заключенных на левом берегу Колымы в Дебине, а затем в лесозаготовительную “командировку” до 1953 года. Доктор А. М. Пантюхов лично консультировал Шаламова на фельдшерских курсах, несмотря на риск для его карьеры заключенного врача. Следующей его остановкой была Калининская область и Решетниково. В результате репрессий он потерял семью и заболел. В Москву он вернулся после реабилитации в 1956 году.

С 1956 года Шаламов жил в Москве, сначала на Гоголевском бульваре, с конца 1950-х годов в одном из деревянных домов писателя на Хорошевском шоссе, 10, с 1972 года – на Васильевской улице, в доме № 2, корпус 6. Он публиковался в журналах “Юность”, “Знамя”, “Москва”, тесно общался с Н.Я. Гоголем. Мандельштам, О.В. Ивинская и А.И. Солженицын. Мандельштам, О.В. Ивинская и А.И. Солженицын.

В 1960-х годах он познакомился с А. А. Галичем.

Читайте также:
Тема Родины в поэзии М. Ю. Лермонтова: сочинение

С 1973 года и до 1979 года, когда Шаламов переехал жить в дом инвалидов и престарелых, он вел рабочие тетради, которые передал И. П. Сиротинской, продолжающей издавать их по сей день.

Последние три года жизни Шаламов жил в Литфонде инвалидов и престарелых (в Тушино). Тем не менее, и там он продолжал писать стихи.

После поверхностного осмотра медицинской комиссии 15 января 1982 года Шаламов был переведен в интернат для психохронных больных. В пути следования к месту назначения Шаламов заболел пневмонией и умер 17 января 1982 года.

1.Документальность и художественность в творчестве писателя

Документалистика в литературе – это не только следование внешним указаниям – на основе реальных фактов, событий и людей – но и отбор и специальная обработка документальных источников, особые принципы построения художественного образа.

Что такое документальная художественная проза? Документальный вымысел следует рассматривать как произведение, использующее художественный потенциал документального материала и структуры. Документальная фантастика специфична в своей дуалистической природе. С одной стороны, следование документу, факту; с другой – художественно-изобразительные средства, приемы вымысла. Фактический материал придает рассказу особую эмоциональную заразительность, а темы, о которых идет речь, в целом носят гуманистический характер. Общий стиль и набор используемых элементов создают атмосферу подлинности и доверия. В этих характеристиках заключен эстетический потенциал документального вымысла. Все это отражено в художественно-документальной прозе Шаламова. Шаламов, отказавшись от классической традиции повествования, создал новый жанр, краеугольным камнем которого стали документальные свидетельства. Сочетание документального и художественного кино.

Только люди с личным опытом имеют право регистрировать этот уникальный опыт, это уникальное моральное состояние. “Подлинность протокола и очерка, доведенная до высочайшего уровня артистизма – именно так я сам воспринимаю свою работу”, – писал Шаламов. В “Колымских рассказах” нет ничего от реализма, романтизма или модернизма. “Колымские рассказы” – это больше, чем искусство, и в то же время они обладают художественной и документальной силой.

2. тема борьбы за себя в творчестве В.Шаламова

Документальный фильм о писателе шаламова

Шаламов сформулировал проблему своих историй следующим образом:

“Это попытка поднять и разрешить некоторые важные моральные вопросы того времени, вопросы, которые просто невозможно разрешить в других документах. Вопрос о встрече человека с миром, о борьбе человека с государственной машиной, о правде этой борьбы, о борьбе за себя. Можно ли активно влиять на свою судьбу, будучи задавленным работой государственной машины, работой зла. Иллюзия и тяжесть надежды. Возможность полагаться на другие силы, кроме надежды. Эта борьба происходит внутри и вне персонажей. Так, например, повествование рассказа “Поезд” строится на борьбе, происходящей внутри героя – без его душевных переживаний это было бы только путешествие…… Повествовательная структура “Поезда” облегчает понимание незначительности и опасности жизни героя. Читатель знает только то, что знает сам главный герой, отсюда ощущение близости смерти и “бегства” от наказания. Читатель лучше понимает внутреннюю жизнь лагеря, которого не коснулся прогресс и чьи перспективы ограничены во всех отношениях. Идея Шаламова заключается в том, что все люди похожи в своих муках, но через истории можно преодолеть близость смерти.

Герой прозы Шаламова постоянно находится в опасности, иногда в опасности для самого себя. Он часто оказывается перед выбором между совестью или трусостью, честью или моральным поражением. Эта внутренняя борьба влияет на внешние обстоятельства, но чаще всего происходит обратный процесс, когда реальность навязывает герою свою игру и он вынужден выживать физически или морально.

Читайте также:
Образ Печерина: сочинение

Иллюзия и реальность в сказках Варлама Шаламова

Различие между фактом и вымыслом нигде так не важно, как в рассказах Варлама Шаламова. До конца своих дней в своих записных книжках и беседах Шаламов придерживался мнения, что все написанное им в рассказах – дословная правда. Однако рассказы опровергают утверждения о точном соответствии их сюжетов фактам. Где-то за счет использования вымышленных перспектив, где-то за счет указания на несовершенство человеческой памяти, где-то за счет несоответствий и фактических нестыковок.

Таким образом, рассказ Шалома – это правдивая история. Он “излагает реальное, создавая иллюзию”, чтобы приблизить сознание читателя к “распознаванию истины, скрытой, спрятанной от глаз”, истины, постигнутой через опыт, полученный самим рассказчиком. Благодаря, например, сопоставлению чистого вымысла и чистого фактического материала в “Колымских рассказах” Шаламова читателю может быть неясен жанр повествования, которое не терпит ярко выраженных структурных признаков вымысла и в то же время не содержит достаточно известных читателю опорных точек (дат, географических названий, указаний на идентифицированных людей), чтобы быть прочитанным как идеально соответствующее действительности. В случаях, когда характер отношений между текстом и читателем не очевиден, читателя призывают принять рассказ как фактическое свидетельство.

2 вариант

Среди самых сложных и травмирующих тем русской поэзии – история жизни в концентрационных лагерях. Советские лагеря были олицетворением беззакония, антигуманизма и беспредела.

Одним из писателей, поднявших вопрос о лагерях, был В.Т. Шаламов. Автор родился 5 июня 1907 года в Вологде. Его отец был священником в русской православной церкви, а мать – учительницей. Он знает жизнь в сталинских лагерях не понаслышке, сам не раз попадал в тюрьму и провел 13 лет в различных лагерях под званием “социально неблагонадежного элемента”.

Поэт считал, что лагерь разрушает жизнь не только заключенных и их семей, но и людей, которые там работают, потому что все они являются свидетелями того, что происходило в лагерях Сталина.

Всякий раз, когда автор пишет о жизни в лагерях, тон рассказчика остается спокойным. Своим тоном он указал на общность всех событий, происходящих в лагерях, – унижение и издевательство над людьми. Заключенные становились равнодушными ко всему, лишенными каких-либо чувств и эмоций. Благодаря этому люди смогли вынести тюремные тяготы.

Даже убийство невинного человека не вызвало в них возмущения или протеста, в их глазах была глубина и спокойствие. По словам поэта, лагерь – это организованная государством преступная система внутри страны, она узаконена и потому ужасна своей безнаказанностью. Люди просто исчезали в этой системе. Их отправляли в лагеря по сфабрикованным обвинениям, без суда и следствия. Не было таких человеческих чувств, как доброта, сострадание, дружба и любовь.

Эта система бесчеловечна и направлена на людей, живущих в одной стране. Это жестоко, унизительно и уничтожает человеческое достоинство.

Как говорит автор, в лагере нет дружбы. Человек становится жертвой унижения и свидетелем унижения других. Тот, кто прошел через лагеря, не захочет вспоминать, каково было в них. Как пишет автор, лучше умереть, чем вспоминать те годы и месяцы жизни в страшном заключении.

Читайте также:
Общественная атмосфера конца 60-х годов и ее отражение в идеологическом романе: сочинение

Во всех пьесах Шаламова жизнь людей ничего не стоит, их можно убить ни за что. Личные вещи умершего забирают и обменивают на табак, чай, и никто не спрашивает, что за человек носил их раньше. Это показывает, что вещи ценнее, чем жизнь заключенного.

«Остаться человеком» по рассказам В. Шаламова (Литература XX века)

Что значит быть личностью? На мой взгляд, это значит иметь внутренний моральный стержень, то есть систему общепринятых ценностей, которым мы следуем в жизни. Остается ли человек Человеком в различных ситуациях, зависит от того, насколько сильны эти ценности. Мне всегда было интересно читать в романах или других художественных произведениях о поведении людей, особенно в экстремальных обстоятельствах, поскольку мы переоцениваем себя и не можем предугадать, как поступим в тех или иных обстоятельствах.

Колымские рассказы” Варлама Шаламова – одна из таких книг. Как человек, который родился и долгое время жил в Магаданской области, где происходит действие романа, я испытываю особое сочувствие к людям, которые не по своей вине оказались в этом суровом краю во времена ГУЛАГа и были поставлены в условия, в которых было чрезвычайно трудно выжить и остаться человеком.

После прочтения рассказов складывается общая картина жизни в лагере, в которой человек сталкивается с природой, с ее 50-градусными морозами зимой и тучами комаров летом, и с людьми: самими ссыльными, охранниками, начальством. Шаламов показывает нам, что происходит с человеком, оказавшимся здесь. Пронизывающий холод, ужасающие условия существования, оцепенение от голода иссушили человеческую душу: “она замерзла, сжалась и может остаться холодной навсегда” (рассказ “Плотники”).

Человеческий дух и физическая сила сознательно уничтожались.

Хуже всего было то, что каждый был сам по себе. Некому было довериться. Понятие “дружба” осталось где-то на “материке”: “Дугаев хорошо помнил северную пословицу, три заповеди заключенного: не верь, не бойся и не проси” (рассказ “Одиночная камера”). Далее автор говорит, что дружба может возникнуть между людьми только в том случае, если они не доведены “до последней границы, за которой нет ничего человеческого”. “В качестве примера можно привести рассказ “Пакет”. Герой-повествователь работал в одной бригаде с Шейниным, бывшим кировским репортером, но во время переноски посылки, присланной из дома, кто-то бьет его по голове и крадет сумку с продуктами: “Прошло тридцать лет, а я ясно помню полутьму барака, злые и веселые лица товарищей, сырое бревно на полу, бледные щеки Шейнина.

В таких условиях крайне сложно оставаться человеком. Могут ли помочь образование, широта взглядов и жизненный опыт? Нет, говорит Шаламов, к сожалению, не всегда.

Сейчас этот же человек неприкаянно чешет пятки обычному зэку Сеньке! Что случилось? Почему он не остался Человеком? Страх в какой-то момент разбил его сердце, ибо, как сказал британский писатель XIX века Томас Карлайл: “В той мере, в какой мужчина храбр, он мужчина. “.

Однако в колымских лагерях были люди, которые еще не утратили человечность? Да, конечно. Прежде всего, автор Варлам Шаламов. Эти люди появляются и в его рассказах. В рассказе “Плотники” герой Поташникова дал “слово не допускать изнасилования чужой воли”. Чтобы защитить собственную жизнь, он не хотел, чтобы умирающие товарищи произносили над ним смертные проклятия”. Или герой рассказа “Заклинатель змей” Платонов, силу которому придавали воспоминания о прежней жизни, талант рассказчика, желание писать самому, отрешенность от бытовых разговоров о еде, погоде и т.д. Герой рассказа “Сухой паек”, как бы подводя итог сказанному, говорит, что ни при каких обстоятельствах не будет “доносить на такого же заключенного, как он сам”, не будет “добиваться должности бригадира, которая дает возможность остаться в живых”, не будет “искать полезных знакомств, давать взятки”. Потому что все это противоречит его моральным принципам, а потеря их – это потеря мужественности.

Читайте также:
Анализ главы 1 части первой из романа Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

“Колымские рассказы” В. Я глубоко убежден, что каждый из нас должен прочитать и понять их, чтобы найти ответ на вопрос, как нам оставаться людьми.

Сочинение-отзыв о произведениях Варлама Шаламова

Человек в нечеловеческих условиях – одна из тем “Колымских рассказов” Шаламова, которую я бы выделил особо. Несомненно, долгие годы заключения просто погружают героев рассказов в состояние небытия, когда все чувства и мысли покидают человека, когда жизнь заменяется “полусознанием” и “существованием”. “Животный инстинкт присутствует в человеке гораздо больше, чем кажется, – считает Шаламов. На мой взгляд, животный инстинкт человека все еще может проявляться: для самосохранения. Как показывают события в рассказах “Нестор Колыма”. В рассказе “Ночь” заключенные на кладбище равнодушно снимают с мертвецов одежду. Заключенные готовы убить себя ради куртки. Действительно, “неожиданный урок разоблачения звериного начала”.

Однако я не верю, что “человек имеет плохое начало в сердце”. Все зависит от воспитания человека и той среды, в которой он воспитывался с самого раннего возраста. Если ребенок растет в неблагоприятной среде, где на него не обращают внимания и относятся к нему без особой доброты, он будет воспринимать окружающий мир как плохой и будет вредить окружающим.

Произведения Шаламова и его герои каждый раз наводят ужас. Когда читаешь истории о “существовании людей за колючей проволокой”, людей, которые часто безвинно оказывались за решеткой, понимаешь, что жизнь еще прекраснее, чем она есть.

Путь, который выпал Варламу Тихоновичу Шаламову, был неимоверно тяжел, порою трагичен. Он провел в тюрьмах и лагерях семнадцать лет: с 1929 по 1932 год— в североуральских лагерях, с 1937-го по 1951-й — в колымских. Сам писатель считает лагерь отрицательным опытом для человека — с первого до последнего часа.
Родился Шаламов в Вологде в 1907 году. Его отец был православным миссионером на Алеутских островах. Это был человек широких прогрессивных воззрений. Не случайно характеру Варлама Шаламова были присущи такие черты как чувство справедливости и стремление докопаться до истины. Детство Шаламова совпало с Октябрьской революцией. По окончании школы он работал, учился в МГУ, затем пошел в журналистику, стал писать стихи.

Поэт не только призван, но и способен защитить себя от несчастья, однако сам он зачастую бессилен. Как и многие другие советские люди, Варлам Шаламов был оклеветан и несправедливо осужден в 1937 году. В 1950-х годах он был освобожден и полностью реабилитирован. Шаламов с головой погрузился в литературную работу. Л.Б. Пастернак высоко ценил его поэтический талант. В 1960-70-е годы были опубликованы его сборники стихов “Огниво”, “Шепот листьев”, “Путь и судьба” и др.

Читайте также:
Сочинение-рассуждение о сохранении чести по тексту Д. Гранина: сочинение

Сумеешь, так утешь
И утиши рыданья.
Увы! Сильней надежд
Мои воспоминанья.
Их ворон бережет
И сам, поди, не знает,
Что лед лесных болот
Вовеки не растает.
Под черное стекло
Болота ледяного
Упрятано тепло
Несказанного слова.

“Колымские рассказы” – главная книга Варлама Шаламова. Эти истории о людях без биографии, без прошлого и без будущего. Похож ли их дар на дар животного или это дар человека? Вполне вероятно, что нас ждет та же участь, что и мучеников, которые не были, не смогли и не стали героями.

Потребность в такого рода документах чрезвычайно велика. Ведь в каждой семье — ив деревне и в городе, среди интеллигенции, рабочих и крестьян — были или родственники, или знакомые, которые погибли в заключении. «Современная новая проза может быть создана только людьми, знающими свой материал в совершенстве, — для которых овладение материалом, его художественное преображение не является чисто литературной задачей — а долгом, нравственным императивом». Так писал Шаламов.
Есть, однако, мнение, что писатель не должен слишком хорошо и близко знать свой материал, что понимание виденного не должно уходить слишком далеко от нравственного кодекса, от кругозора читателей. Такой писатель всегда немножко турист, немножко иностранец, литератор и мастер чуть больше, чем нужно. Наша отечественная проза отрицает этот принцип туризма. Писатель — не наблюдатель, не зритель, а участник драмы жизни, участник не в писательском обличье, не в писательской роли.

Где жизнь? Хоть шелестом листа
Проговорилась бы она.
Но за спиною — пустота,
Но за спиною — тишина.
И страшно мне шагнуть вперед,
Шагнуть, как в яму, в черный лес,
Где память за руку берет
И — нет небес.

У Шаламова то, что он выстрадал собственной кровью, попадает на бумагу как документ души, преображенной и воспаленной огнем таланта. Писатель становится судьей времени. Это глубочайшее знание, которое дает ему право и силу писать.

О пройденных испытаниях Шаламов рассказывает ровно, без декламации. Его проза отличается простотой и ясностью. Огромная смысловая нагрузка чувства не дает развиться скороговорке, пустяку, погремушке. Шаламову важно воскресить то, что было.
В рассказе «Первый чекист» в камеру приводят нового человека по фамилии Алексеев, который искренне рассказывает свою историю. Его арестовали за то, что он на занятиях политкружка по теме «Октябрь в Москве» правдиво ответил на вопрос: «Кто командовал войсками советской власти в Москве в момент переворота?» Он лично наводил орудия на юнкеров у Никитских ворот под командованием Муралова. Но Муралов объявлен врагом народа, и вопрос был провокационным. Алексеев получает имя Первого чекиста.
Верность и точность деталей заставляет каждый раз поверить в рассказ не как в информацию, а как в открытую сердечную рану. Это всегда деталь-символ, деталь-знак, переводящая весь рассказ в иной план, дающая “подтекст”. Это важный элемент художественного решения, художественного метода.

Так, Алексеев во время ссоры хватается за чайник. «Этот чайник, оставшийся в Бутырской тюрьме еще с царских времен, был огромным медным цилиндром. Начищенный кирпичом, чайник сверкал как закатное солнце. Приносили этот чайник на палке, а наши дежурные, когда разливали чай, держали чайник вдвоем. Силач, геркулес, Алексеев смело ухватился за ручку чайника, но не мог его сдернуть с места. Чайник был полон воды. Так все смехом и кончилось, хотя Вася Жаворонков, побледнев, готовился встретить удар».
“Колымские рассказы” — попытка поставить и решить важные нравственные вопросы времени. Вопрос встречи человека и мира, борьба человека с государственной машиной, правда этой борьбы, борьба за себя, внутри себя — и вне себя.

Читайте также:
Белинский о романе А. С. Пушкина Евгений Онегин: сочинение

Можно ли активно влиять на свою судьбу, раздавленную колесами государственной машины, колесами зла? Шаламов часто говорит об иллюзорности и тяжести надежды. Здесь человек должен найти что-то, на что можно опереться, кроме надежды. Самое главное – сохранить живую душу.

Сам Шаламов говорил, что вместо мемуаров он предлагает новую прозу, прозу живой жизни, которая одновременно является преобразованной реальностью, преобразованным документом. Слово Варлама Шаламова звучит свежо и мощно. Потому что слово “навсегда” забирает жизнь того, кто был с ним честен.

Нужен реферат, сочинение или конспект? Тогда сохрани – ” Рецензия на сочинение по творчеству Варлама Шаламова . Готовое домашнее задание!

«ЛАГЕРНАЯ ТЕМА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В.ШАЛАМОВА

В литературе тема, которую часто называют лагерем, вместит сотню писателей, как Солженицын, или пять писателей, как Лев Толстой. И никому не будет тесно”.

Лагерная тема”, как в исторических исследованиях, так и в художественной литературе, огромна. В двадцатом веке она вновь значительно возросла. Многие писатели, такие как Шаламов, Солженицын, Синявский, Алешковский, Гинзбур, Домбровский, Владимиров, были свидетелями ужасов лагерей, тюрем, одиночных камер. Все они увидели события глазами людей, лишенных свободы и выбора, узнали, как само государство уничтожает людей через репрессии, разрушение и насилие. И только те, кто прошел через все это, могут полностью понять и оценить любое произведение политического террора, концентрационные лагеря. Мы можем только чувствовать истину сердцем и жить ею по-своему.

Варлам Шаламов в своих “Колымских рассказах” описывает концлагеря и тюрьмы с эффектом жизненной убедительности и психологической достоверности, текст наполнен приметами реальной жизни. Нередко рассказы писателя связаны с его собственной ссылкой на Колыму. Об этом свидетельствует уровень детализации. Некоторые детали рассказа трудно воспринимать без душевной боли – холод и голод, которые порой лишают человека рассудка, гнойные язвы на ногах, беззаконие преступников.

В лагере Шаламова люди уже перешли грань между жизнью и смертью. Кажется, что люди подают признаки жизни, но на самом деле они уже мертвы, лишившись всех моральных принципов, памяти и воли. В этом порочном круге, навсегда застывшем во времени, где царят голод, холод и насмешки, человек теряет собственное прошлое, забывает имя своей жены и теряет связь с окружающим миром. Его душа больше не различает правду и ложь. Исчезает даже человеческая потребность в простом общении. “Мне было бы все равно, лгали мне или нет, я был за гранью правды, за гранью лжи”. – Шаламов отмечает в рассказе “Вердикт”. Мужчина перестает быть мужчиной. Он больше не жив и даже не существует. Он становится веществом, безжизненной материей.

” Голодным сказали, что это лендлизовское масло, и его оставалось меньше половины бочки, когда был выставлен часовой и начальство отогнало толпу измученных людей от бочки солидола. Что касается американского хлеба, то счастливчики глотали его, не думая, что это просто солидол, поскольку он тоже был безвкусным, так как тоже имел странный железный привкус. Солидол имел странный вкус, как молодой камень, и каждый, кто прикасался к нему, облизывал пальцы и часами ел его кусочки. В конце концов, камень тоже рождается существом мягким и маслянистым, а не камнем. Существо, а не вещество. Камень становится веществом в старости.

Читайте также:
Плюшкин: сочинение

Взаимоотношения между людьми и смысл жизни ярко отражены в рассказе “Плотники”. Строителям пришлось жить “сегодняшним днем” при морозе в пятьдесят градусов; более двух дней строить планы было бессмысленно. Казалось, что людям нет дела друг до друга. Мороз” добрался до человеческой души, замерз, сжался и, может быть, навсегда останется холодом. В этом же произведении Шаламов указывает на глухое замкнутое пространство: “густой туман, что в двух шагах нельзя было увидеть человека”, “мало направлений”: госпиталь, вахта, столовая.

Солженицын отличается от Шаламова тем, что подчеркивает разницу между тюрьмой и лагерем. Картина мира перевернута: человек мечтает попасть из лагеря не на свободу, а в тюрьму. Ближе к концу рассказа “Надгробное слово” автор уточняет: “Тюрьма – это свобода”. Там все без страха высказывали свои мысли, выражали все свои чувства. Там они отдыхают душой”.

В рассказах Шаламова не только колымские лагеря, огороженные колючей проволокой, за пределами которых живут свободные люди, но и все, что находится за пределами зоны, тоже втянуто в пучину насилия, репрессий. Те, кто живет в ней, все обречены жить в лагере. Ни одна часть мира не изолирована от лагеря. Он является слепком этого общества.

Инвалид-курсант, спасение от больничной участи. Вырванный врачами из хватки смерти. Несмотря на это, я не вижу в своем бессмертии никакой пользы ни для себя, ни для государства. Наши понятия изменили масштабы, перешли границы добра и зла. Спасение может быть добром, а может и не быть: этот вопрос я не решил для себя и сейчас.

Только позже он сам высказывается по этому поводу:

“Главное резюме жизни: жизнь – это не очень хорошая штука. Моя кожа обновилась, а душа – нет. “

«Колымские рассказы» Шаламова (сочинение)

Варлам Тихонович Шаламов отразил тему лагерей в своих произведениях в русской литературе. В своей книге “Колымские рассказы” автор с большой точностью и достоверностью изобразил кошмары лагерной жизни. Рассказы Шаламова пронзительны и всегда производят на читателей тягостное впечатление. Реализм Варлама Тихоновича не хуже, чем у Солженицына, который писал раньше. Кажется, что Солженицын достаточно раскрыл тему, но шаламовский способ ее подачи воспринимается как новое слово в лагерной прозе.

Будущий писатель Шаламов родился в 1907 году в семье священника из Вологды. Он начал писать в подростковом возрасте. Шаламов окончил Московский университет. Писатель провел много лет в тюрьмах, лагерях и в ссылке. Впервые он был арестован в 1929 году и обвинен в распространении фальшивого политического завещания о Ленине. Этого обвинения было достаточно, чтобы он оказался в судебном аппарате на двадцать лет. Сначала автор провел три года в лагерях на Урале, а затем был сослан на Колыму в 1937 году. После 20-го съезда КПСС Шаламов был реабилитирован, но это не компенсировало потерянные годы его жизни.

Читайте также:
Сценические и внесценические персонажи комедии А С Грибоедова «Горе от ума»: сочинение

Идея описать лагерную жизнь и создать свою эпопею, удивительную по силе воздействия на читателя, помогла Шаламову выжить. Только в “Колымских рассказах” раскрывается жестокая правда о лагерях. Обычные люди, близкие нам по идеалам и взглядам, невинные и обманутые жертвы.

Главная тема “Колымских рассказов” – существование человека в нечеловеческих условиях. Автор воссоздает ситуации, которые он видел много раз, атмосферу безнадежности и морального застоя. Состояние, в котором оказываются герои Шаламова, близко к “нечеловеческому”. Каждый день заключенные теряют свое физическое здоровье и рискуют потерять свое психическое здоровье. Тюрьма лишает их всего “лишнего” и ненужного в этом страшном месте: образования, опыта, связи с нормальной жизнью, моральных принципов и ценностей. Шаламов пишет: “Лагерь – это полностью негативный образ жизни. Ни заключенный, ни его начальник, ни его охранники, ни невольные свидетели – инженеры, геологи, врачи – ни его начальники, ни его подчиненные не могут извлечь из этого ничего полезного. Каждая минута жизни в лагере – это отравленная минута. Там есть много такого, о чем человек ничего не должен знать, а если он это видел – лучше ему умереть”.

Жизнь походника хорошо известна Шаламову. Он не питает иллюзий и не внушает их читателю. За двадцать лет жизни с одной судьбой писатель в каждой встрече ощущает чужую трагедию. Все свои впечатления и переживания он использует для создания героев “Колымских рассказов”. По его словам, невозможно измерить страдания миллионов людей такой меркой. События, описанные в произведениях автора, неподготовленному читателю кажутся фантасмагорическими, нереальными и невозможными. Хотя Шаламов придерживается правды, учитывая искажения и излишества, неправильная позиция в данной ситуации недопустима. Описываются пленные с их порой невыносимыми страданиями, трудом, борьбой за еду, болезнями и смертью. В своих произведениях он описывает события, которые поистине ужасают. Его жестокая правда лишена гнева и бессильного обличения; нет сил гневаться, чувства умерли.

По тематике и проблематике книгам Шаламова мог бы позавидовать любой писатель-реалист девятнадцатого века. Читатели приходят в ужас от того, как далеко зашло человечество в “науке” пытать и мучить друг друга.

Автор резюмирует свои собственные слова: “Пенсионеров в лагере учат ненавидеть работу – ничему другому они научиться не могут”. Он учится там льстить, лгать, быть подлым, маленьким и большим, быть эгоистом. Он не только не вырос за время лагеря, но и стал богатым, наивным и грубым, когда возвращается на свободу. Моральные барьеры отодвинуты в сторону. Оказывается, можно совершать подлые поступки и при этом жить. Оказывается, человек, совершивший подлый поступок, никогда не умирает. Помимо того, что он переоценивает собственные страдания, он не понимает, что каждый страдает по-своему. В отсутствие себя он не понимает и не хочет понимать чужого горя. Он привык ненавидеть людей.

Как врач, автор анализирует состояние человека, не испытывающего никаких эмоций, кроме гнева, в “Приговоре”. Хуже голода, холода и болезней в концлагере – унижение, которое низводит человека до состояния животного. Войдя в это состояние, герой остается лишь в полубессознательном состоянии. После того как сцена смерти отступает и сознание возвращается к герою, он чувствует облегчение от того, что его мозг работает, и в его подсознании появляется забытое слово “столетник”.

Читайте также:
Положительно прекрасный человек в романе «Идиот»: сочинение

Страх, превращающий человека в раба, описан в рассказе “Тифозный карантин”. Герои этого произведения соглашаются служить главарям бандитов, быть их лакеями и рабами, чтобы удовлетворить столь знакомую нам потребность – голод. Герой повести Андреев видит в толпе таких слуг капитана Шнайдера, немецкого коммуниста, образованного человека, отличного знатока произведений Гете, который теперь играет роль “ломовика” для вора Сенечки. Эти метаморфозы, когда человек теряет свой образ, оказывают влияние на окружающих. Главный герой истории не хочет жить после того, что он видит.

” Васька Денисов, свинопас” исследует человеческое состояние голода и то, до какого состояния может дойти человек, страдая от него. Главный герой, Васька, жертвует своей жизнью ради еды.

Шаламов утверждает и пытается донести до читателя, что лагерь – это хорошо организованное государственное преступление. Происходит сознательная подмена всех привычных нам категорий. Философским спорам и наивным рассуждениям о добре и зле здесь не место. Главное – выжить.

Несмотря на весь ужас жизни в лагерях, автор “Колымских рассказов” говорит и о невинных людях, сумевших сохранить себя в поистине нечеловеческих условиях. Он утверждает особый героизм этих людей, иногда граничащий с мученичеством, для которого еще не придумано названия. Шаламов пишет о людях, “которые не были, не могли и не стали героями”, потому что слово “героизм” имеет оттенок парадности, блеска, эфемерности поступков.

Рассказы Шаламова стали, с одной стороны, захватывающей документальной записью ужасов лагерной жизни, а с другой – философским осмыслением всей эпохи. Автор представляет себе тоталитарную систему как тот же лагерь.

Анализ рассказа «Последний бой майора Пугачева»

Если в “Колымских рассказах” большинство героев по непонятным причинам живут в равнодушии, то в “Последнем рубеже майора Пугачева” ситуация иная. После окончания Великой Отечественной войны лагеря были заполнены ветеранами, единственной виной которых было то, что они попали в плен. Те, кто сражался с нацистами, не могли довольствоваться равнодушной жизнью, но были готовы бороться за свою честь и достоинство. Двенадцать вновь прибывших заключенных под руководством майора Пугачева организовали план побега, который кипел всю зиму. С приходом весны заговорщики проникли в караульное помещение и, застрелив дежурного, завладели оружием. Под дулами автоматов они удерживали внезапно проснувшихся мужчин, надевали на них военную форму и запасались провизией. За пределами лагеря они останавливают на дороге грузовик, высаживают водителя и продолжают ехать, пока не кончится бензин. Затем они едут в тайгу. Несмотря на волю и решимость героев, лагерная машина настигает их и расстреливает. Только Пугачеву удается спастись. Но он понимает, что и его скоро обнаружат. Подчинится ли он наказанию? Нет, даже в этой ситуации он проявляет стойкость и расстается со своим нелегким жизненным путем: “Майор Пугачев вспомнил их всех – одного за другим – и улыбнулся каждому из них. Затем он поднял дуло пистолета вверх и сделал последний в своей жизни выстрел. Тема сильного человека в удушающих условиях лагеря разыгрывается трагически: либо он раздавлен системой, либо борется и погибает.

Читайте также:
Васильев: сочинение

Колымские рассказы никогда не пытаются разжалобить читателя, но сколько в них страдания и боли! Каждому человеку важно прочитать этот сборник, чтобы понять свою жизнь. Даже при всех типичных для сегодняшнего дня проблемах, современный человек все же имеет определенную степень свободы и выбора. Помимо голода, апатии и смерти, он может выражать и другие эмоции. Каким бы страшным ни был фильм “Колымские рассказы”, он также вдохновляет посмотреть на жизнь под новым углом. Хватит жаловаться на судьбу и жалеть себя, ведь нам повезло гораздо больше, чем нашим предкам, храбрым, но запутавшимся в тирании системы.

Автор подчеркивает, что дружба не может существовать в лагере. Каждый здесь становится одиноким узником собственного унижения и свидетелем унижения других узников. Никто из узников лагеря не хочет вспоминать об этом ужасном периоде своей жизни. Как говорит автор, легче умереть, чем сохранить в памяти воспоминания о тех месяцах и годах страшного заключения.

Анализ рассказов «Ночью» и «Сгущенное молоко»: проблемы в «Колымских рассказах»

Рассказ “Ночью” повествует о происшествии, которое не сразу оседает в нашем сознании: двое заключенных, Багрецов и Глебов, раскапывают могилу, чтобы снять с трупа белье и продать его. По мере того как стираются моральные и этические принципы, они уступают место принципам выживания: герои могут продать белье, купить хлеб или даже покурить. Через все произведение проходит множество тем, связанных с жизнью на грани смерти и обреченности. Несмотря ни на что, заключенные выживают, как будто их жизнь не имеет значения. Проблема сломленности открывается перед читателем, и сразу становится ясно, что после таких потрясений человек уже никогда не будет прежним.

” Сгущенное молоко” рассказывает о предательстве и подлости. Шестакову, инженеру-геологу, в лагере повезло: ему не пришлось выполнять обязательные работы, и он попал в “контору”, где мог хорошо питаться и иметь одежду. Заключенные завидовали не свободным, а таким, как Шестаков, потому что лагерь сузил круг интересов до быта: “Только что-то внешнее могло вывести нас из безразличия, увести от медленно приближающейся смерти. Именно внешняя сила, а не внутренняя. Все было выжжено и разрушено, нам было все равно, и мы не планировали дальше завтрашнего дня”. В итоге Шестаков собрал группу беглецов и представил их начальству, получив взамен некоторые привилегии. Их разгадал неизвестный главный герой инженер. В качестве условия своего участия герой требует две банки консервированного молока – это его предел. А Шестаков приносит угощение с “чудовищно синей наклейкой”, это и есть месть героя: он съел обе банки под взглядами других заключенных, которые не ждали угощения, а просто наблюдали за более удачливым человеком, а затем отказался следовать за Шестаковым. Однако тот сумел убедить остальных и заставил их повернуть. Почему? Откуда взялось это желание служить и подставлять тех, кому повезло меньше? Как ясно говорит Шаламов, “лагерь очищает и уничтожает в душе все человеческое. “.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: