Северянин: сочинение

Я, Игорь Северянин, гений, я славно проецируюсь. Я энергично заявляю о себе! Игорь Северянин, из стихотворения

«Сочинение по творчеству Игоря Северянина»

Знаток и критик В. Я. Брюсов писал: “Я не считаю нужным доказывать, что Игорь Северянин – настоящий поэт. Читатель “Громокипящего кубка”, способный постичь поэзию, будет тронут ею. О таланте Северянина говорили Блок, Сологуб, Мандельштам, Горький, Маяковский, Толстой.

Севериан начал писать стихи в возрасте 8 лет и называл их “поэмы”.

Известность пришла к Северянину после публикации его сборников “Гром кипит кубок”, “Златолира”, “Ананасы в шампанском” (1913-1915). Стихи поэта имели мало общего с западным футуризмом. В моем сознании эти слова вызывают образы “фарфоровых гробов”, “лунных оленей”, “муаровых платьев” и “пледов ягуара”. В поэтическом мире Северянина интерьеры прокуренных ресторанов, будуаров были полны любви, света и праздника. Таков, например, его “Шампанский полонез”:

В журчащем блеске лилии шампанское клубится в бокале цветка. Я с восторгом славлю Христа и Антихриста Душу, что горит от восторга в горле!

Поэт-“легковес”, Северянин часто воспринимался как простое развлечение. Однако понимание поэтом меняющегося исторического контекста не ускользнуло от внимательного читателя. “Увертюра”, среди напыщенных фраз, воссоздающих интерьер ресторана, четко очерчивает амбиции автора: “Я превращу трагедию жизни в сон-фарс”. “:

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Пикантно, игристо и вкусно! Я за что-нибудь норвежское! Я за что-нибудь испанское! Я вдохновлен! Я беру свою ручку!

Северянин был первым, кто ввел авторское исполнение стихов со сцены. Публичные выступления его поэзии заслужили термин “поэтические концерты”. Вместо стихов исполнялись песни. Он ездил по всей стране, собирая на своих концертах толпы восторженных поклонников.

Позвоните мне – я прочитаю себя, я прочитаю себя так, как не прочитает никто другой….. Тот, кто не слушал Меня, не понимал Меня Никогда – никогда, никогда – никогда!

Поэт не стремился к своей громкой славе. Наоборот. Севериан знал, что он талантлив, и не считал нужным скромничать. Мотивы избранности, поклонение собственному “я” часто становились поводом для следующего стихотворения:

Мой блестящий серебряный стих освежает, как кислород. О, великолепно! О, какой талант! – Мне будут петь дифирамбы люди, я – это я! Чувство созидания эго – это плод утонченной красоты.

Строки Северянина из эпилога его первой книги “Громко кипящий кубок” запомнились большинству читателей

Мой гений, Игорь Северянин, переполнен радостью. Меня радостно проверяют. Я энергично утверждаюсь!

Я не имею права черпать из бездушных книг” наполнена безмерной радостью жизни. Общество и окружающая среда вредят чистой человеческой душе, считает поэт. Чтобы познать красоту мира, он полагается на интуицию художника. Сухие, оторванные от жизни академические книги не могут дать настоящего счастья:

Я не буду черпать ключи вдохновения из бездушных книг, – я не буду искажать свободные лучи души! Я познаю непосредственно неведомые вещи земли….. В небесах я с высокомерием плыву на домашнем корабле! В моей душе столько излучения, столько жизни и тепла, что я не могу вынести течение бездушных водоемов, подобных пеплу.

Пытаясь защитить свой внутренний мир от вмешательства, поэт с юношеским максимализмом отвергает и своих учителей поэтического искусства, и даже культуру и ее ценности, которые были в русле футуризма:

Это не моя работа – вычислять лаборатории! Для меня нет учителей! Я плыву в лазурном пространстве Со всеми лучами солнца на рассвете! Как широко! Как далеко! Как далеко! Как далеко! Как широко! Какая радость! Воздух! Свет! И нет панихиды по дикости, но нет и гимна для культуры!

Стихотворение “Когда ночью.” представляет собой зарисовку настроения. Это произведение отражает переход от одной эмоции к другой и присущий стилю Северянина оптимизм. Несмотря на грустное начало, в конце она становится жизнеутверждающей:

. Когда сердце плачет и страдает, и вот-вот разорвется, ты ожидаешь этого. Ночь закрылась; вина, радости, мелодии жаждут – где они теперь? Сияйте, мысли! Смейтесь, мечты! Пустись в экстатический танец, Муза! Какой призрак! Угрозы! Искусство с нами, и Бог с нами.

Стихотворение “Весенний день” полно радости, ликования и восклицательных знаков. Герой радостный, молодой, влюбленный, готовый объять весь мир, его душа бурлит и поет:

Будет так весело оказаться в бриге, когда мы попадем в ухабы! Я не могу дождаться, когда окажусь на молодых лугах! Увидеть лица румяных женщин! Друг или враг, целуйте друг друга! Шумите, весенние дубы! Растите, травы! Расцветайте, сирень! Никто не виноват в такой благословенный день: все люди правы!

И. Северянин объявил себя поэтом-историком. Его современники улыбались этим заявлениям, потому что в работах Северянина не было никакого “историзма”. Однако его стихи отражают определенные аспекты жизни. Биография поэта становится осью, вокруг которой строится все остальное содержание:

Мое рождение было случайным, как и у всех. Дом, в котором мы жили, находился на Гороховой улице.

Точность автобиографических деталей очевидна и в поэме “El soplón”:

Двенадцатилетняя душа вспомнила свою любовь к другой душе на пять лет старше, а детские впечатления моей кузины Лилы воскресили в моей памяти мою бывшую любовь.

Поэт называет настоящее имя своего кузена. Более того, его стихи точно датированы, с указанием дня, месяца, а иногда и места, где они были созданы. Скандинавский поэт выбрал себя в качестве объекта изучения.

Читайте также:
Художественная интерпретация стихотворения Ф. И. Тютчева К.Б. (Я встретил вас и все былое): сочинение

Чтобы спастись от надвигающейся трагедии революции, поэт придумывает волшебную страну Миррелию, названную в честь восхитившей его современницы, поэтессы Миры Александровны Локиетковны. В этой идеальной стране все живут по законам любви и гармонии с природой. Это страна “лилий и лебедей”, двенадцати “принцесс”,

Где нет ни болезней, ни лекарств, где люди не похожи на людей….

Стихи о Миррелии нашли отклик у читателей, которые также предчувствовали грядущие катастрофы истории. Стихи отражали их неспособность повлиять на ход событий и желание избежать революционных бурь.

В песнях Северянина большое внимание уделяется любви. Ей посвящен целый ряд стихотворений, таких как “Примитивный романс” и “Стансы”. Лирический герой тоскует по своей возлюбленной. Обращения к ней пронизаны любовью, тоской и заверениями:

Ты мой или нет? Я не знаю… Я не понимаю… Но ты всегда со мной, без моего ведома. Можешь ли ты простить мои упреки, мои обидные слова? Эти стихи полны любви И снова вы во всем правы!

Поэт-виртуоз стиха Северянин известен многим. Хотя он создал много неологизмов, они не усложняли смысл его стихов. Поэт сознательно не принимал ничего сложного, трудного и заумного: Материал с сайта //iEssay.ru

Маленькая девочка плакала в парке: “Видишь, папа, у красивой ласточки сломана лапка – я возьму бедную птичку и заверну ее в платок…”.

В поэзии Северянина преобладают простота, искренность и честность. Он воспевал любовь, радость бытия, природу, прекрасную в своем совершенстве.

Ферма не спит. Весенние водостоки врываются в окна…. Струны лиры поют – молодые – бодрствуют. И сирень весной расцвела.

Он всегда стремился быть “вне политики”, называя себя “соловьем без наклонностей”. В начале марта 1918 года он эмигрировал в деревню в Эстонии и принял эстонское гражданство. В это время в России был голод и смута. Потеряв родину, былую славу и средства к существованию, Северянин стал эмигрантом. Большое место в его поэзии стала занимать тема утраченной родины:

Читайте также: Война с Польшей. Разгром армии Врангеля. Окончание и итоги гражданской войны (1920-1922)

Жизнь стала похожа на смерть: все тщетно, все скучно, все обман. Целовать твои босые ноги на старой молотилке, моя безбожная Россия, моя святая земля!

Его поэтическое наследие с его яркими красками и умением создавать радость жизни, с его глубокой сыновней любовью к родине оставило значительный след в развитии русской поэзии Серебряного века.

Не нашли то, что искали? Используйте функцию поиска ↑↑↑↑

Содержание этой страницы является тематическим:

  • Игорь нортянин поэт серебряного века эссе
  • Тема любви в текстах нортянина
  • Реклама поэта нортянина
  • Биография поэта игоря нортянина
  • Мое эссе поэт серебряного века.

Сочинение по творчеству Игоря Северянина

Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев), поэт серебряного века русской поэзии, любил, по его собственному выражению, ошеломить публику самовосхвалением:
Я, гений Игорь – Северянин,
Своей победой упоен…
Эти строки, воспринятые вне контекста стихотворения и всей книги, во многом определили отношение широкого читателя к Игорю Северянину. Появился термин “северянинщина” как некий апогей самомнения и самовосхваления, что никогда не приветствовалось российским читателем.

” Мы знаем Северянина как самовлюбленного

В последний период жизни эстонский исследователь В. Адаме назвал поэта искусным версификатором, умевшим привнести в свои субъективные “стихи” большую мелодичность. Полностью охарактеризовать поэта невозможно, так как, читая стихи Северянина, мы всегда ощущаем нечто оригинальное, еще не узнанное.

Моя двусмысленная слава
И недвусмысленный талант…

В этом слегка ироничном самопризнании можно найти следы поэтической индивидуальности Игоря Северянина.

” Неоднозначный талант” – это не просто хвастовство, а настоящее внутреннее чувство, выраженное прямо и открыто: Северянин знал, что он талантлив, и ему не нужно было притворяться. Помимо шуточного характера, “двусмысленная слава” – это серьезная критика его композиторской славы. В дореволюционные годы он был олицетворением страстной публики, но к 1980-1990-м годам почти исчез из поля зрения. Интерпретация нашим читателем его “недвусмысленного таланта” оказывается весьма своеобразной и тоже “двусмысленной”:

Ананасы в шампанском!
Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо, остро!
Весь я в чем-то норвежском!
Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! и берусь за перо.
В группе девушек нервных, в остром обществе дамском
Я трагедию жизни претворю в грезо-фарс…

Странные стихи, а привяжутся, и их хочется повторять, перебирая звуки, как камушки во рту.
Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж…

Стихи Северянина музыкальны, отличаются большой напевностью и своеобразным лиризмом. Свои устные выступления он называл “поэзоконцертами” и, по словам современников, почти пел свои стихи. Поэт нередко прибегал к сочетанию “высокого” и “низкого” стиля. Характерно в этом плане стихотворение “Мороженое из сирени”:
Мороженое из сирени! Мороженое из сирени!

Полпорции десять копеек, четыре копейки буше.
Сударыни, судари, надо ль? – не дорого – можно без прений…
Поешь деликатного, площадь: придется товар по душе!

С юности Игорь Северянин стремился стать только поэтом и никем другим. Когда в феврале 1918 года на вечере в Политехническом музее его провозгласили королем поэтов, он стремился к высшей поэтической славе. Поэт, обладающий способностью переводить обыденные события повседневной жизни в откровения русского языка, он мог оставаться только тем, кем был всегда.

Читайте также:
О мастерстве Достоевского в раскрытии психологии героя: сочинение

Мгновенья высокой красы!
Совсем незнакомый, чужой,
В одиннадцатом году,
Прислал мне “Ночные часы”.
Я надпись его приведу:
“Поэту с открытой душой”…

” Другой поэт, Александр Блок, назвал Игоря Северянина “поэтом с открытой душой”. Это было вырезано на книге, когда Игорь Северянин только выходил на литературную сцену. Поэтический талант Игоря Северянина очень хорошо описывается этими словами – “поэт с открытой душой”, необычная личность для русской поэзии 20 века.

Я, гений Игорь Северянин,
Своей победой упоен:
Я повсеградно озкранен!
Я повсесердно утвержден!
И. Северянин

Игорь Васильевич Лотарев (псевдоним Северянин) вошел в историю классической русской литературы как поэт-новатор. Уже в первом сборнике стихов “Мысль о Зарнице” он был склонен к многословию и лирической иронии, которую развил и обогатил новыми впечатлениями в последующих стихотворениях. В 1911 году он возглавил движение эгофутуристов, а позже разошелся с ними во взглядах на поэзию.

В шумном платье муаровом, в шумном, платье муаровом
По аллее олуненной Вы проходите морево…
Ваше платье изысканно. Ваша тальма лазорева,
А дорожка песочная от листвы разузорена –
Точно лапы паучные, точно мех ягуаровый.

Его поэтические сборники выходили один за другим: “Громокипящий кубок” (1918), “Златолира”, “Ананас в шампанском”… Концерты Игоря Северянина, на которых он читал свои стихи в хоровой форме, были очень популярны. Он смело вводил в свои стихи новые ритмы, пословицы, вводил жанры, которые еще не звучали в русской литературе: гирлянды трехстиший, квадраты квадратов, многоножки:

Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж…
Королева играла – в башне замка – Шопена,
И внимая Шопену, полюбил ее паж.
Было все очень просто, было все очень мило:
Королева просила перерезать гранат,
И дала половину, и пажа истомила,
И пажа полюбила, вся в мотивах сонат.
А потом отдавалась, отдавалась грозово,
До восхода рабыней проспала госпожа…
Это было у моря, где волна бирюзова.
Где ажурная пена и соната пажа.

Несмотря на отсутствие у Игоря Северянина строгого вкуса и глубоких знаний, Валерий Брюсов не сбрасывал со счетов его способности тонкого лирика со своим видением мира и специфическим представлением о роли поэта.

Я выполнил свою задачу,
Литературу покорив.
Бросаю сильным на удачу
Завоевателя порыв.
Но даровав толпе холопов
Значенье собственного “я”,
От пыли отряхаю обувь,
И вновь в простор – стезя моя.

На вечере в Политехническом музее в 1918 году Игорь Северянин был избран “королем поэтов”. Для его поэтики характерны экспериментализм, сочное звукопись, игра слов, сложные ритмы и рифмы.

Январь, старик в державном сане,
Садится в ветровые сани, –
И устремляется олень,
Бездушней вальсовых касаний
И упоительней, чем лель.
Его разбег направлен к дебрям,
Где режет он дорогу вепрям,
Где глухо бродит пегий лось,
Где быть поэту довелось…

Гумилев в статье “Из. писем о русской поэзии” писал, что Северянин свои неологизмы заимствовал у таких известных поэтов, как Жуковский и Державин, Языков и Карамзин. “То, что считается заслугой поэтов признанных, всегда вменяется в вину начинающим”, – отмечал далее Гумилев. Благодаря ; своим исканиям Северянин добивается в поэзии прекрасной > выразительности и музыкальности стиха,

Леса сосновые. Дорога палевая.
Сижу я в ельнике, костер распаливая.
Сижу до вечера, дрова обтесывая…
Шуршит зеленая листва березовая…
Пчела сердитая над муравейниками,
Над мухоморами и над репейниками
Жужжит и кружится, злом обессиленная-
Деревья хвойные. Дорога глиняная,

Неологизмы Севериана позволяют ему наиболее остро выразить основное направление его поэзии: чувство современности. Необычные расположения слов создают неожиданную иллюзию для читателя: кажется, будто творчество происходит на его глазах.

Валентина, сколько счастья!
Валентина, сколько
Сколько чары!
Валентина, отчего же ты грустишь?
Это было на концерте в медицинском институте,
Ты сидела в вестибюле за продажею афиш.
Выскочив из ландолета, девушками окруженный,
Я стремился на эстраду, но, меня остановив.
Предложила мне программу, и, тобой завороженный,
На мгновенье задержался, созерцая твой извив.

В Эстонии Северянин оказывается отрезанным от своей родины, что приводит к появлению стихов, в которых преобладает ностальгия. Он умер в нищете и забвении. Но в истории поэзии Серебряного века Северянин остался новатором, а также литературным художником, сосредоточенным на языке и форме.

В группе девушек нервных, в остром обществе дамском
Я трагедию жизни претворю в грезофарс
Ананасы в шампанском.
Ананасы в шампанском!
Из Москвы – в Нагасаки!
Из Нью-Йорка – на Марс!

Сочинение по творчеству Игоря Северянина

Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев), поэт Серебряного века русской поэзии, по его собственным словам, любил раскрываться с самовосхвалением: Я, Игорь – Северянин, доволен своей победой. Отношение Игоря Северянина к широкому читателю во многом определили эти строки, вырванные из контекста поэмы и всей книги. Термин “Северянщина” возник как некий апогей чванства и самовосхваления, чего никогда не любил русский читатель.

” Мы знаем Северянина как самовлюбленного лирика, не знающего социальных проблем, как искусного версификатора, сумевшего вложить в свои субъективистские “стихи” большую мелодичность и легкость”, – так характеризует поэта один из его друзей последнего периода жизни, эстонский исследователь В. Адаме. Однако это не может полностью охарактеризовать поэта, потому что, читая стихи Северянина, мы всегда ощущаем что-то значительное, необычное, о чем ничего не знаем.

Читайте также:
Человек и власть в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита: сочинение

Моя неоднозначная слава и мой однозначный талант

В этом слегка ироничном самопризнании Игоря Северянина мы находим подсказки к его поэтической личности. Неоднозначный талант” – это не просто хвастовство, а действительное внутреннее чувство, выраженное прямо и без отклонений: Северянин знал, что у него есть талант, и не считал нужным притворяться. “Двусмысленная слава” – это тоже серьезно: это ощущение противоречивости, присущей его шумной поэтической славе. Идолизируемый восторженной публикой в дореволюционные годы, он казался почти забытым в 1980-х и 1990-х годах… Восприятие нашими читателями его “несомненного таланта” тоже довольно своеобразно и “неоднозначно”:

Ананасы с шампанским! Ананас с шампанским! Невероятно вкусный, пузырчатый и пряный, я жажду чего-нибудь норвежского! Я жажду чего-нибудь испанского! Я вдохновлен! А я возьму свою ручку. В группе нервных девушек, в остром обществе дам, я превращаю трагедию жизни в мечту-фарс…

Странные стихи, но они остаются в памяти, их хочется повторять, они кружат вокруг звуков, как камешки во рту. Это было у моря, где открытая пена, где редко можно увидеть городскую карету…

Стихи Севериана музыкальны, с большой мелодичностью и своеобразным лиризмом. Свои устные выступления он называл “поэтическими концертами” и, по словам современников, почти пел свои стихи. Поэт часто прибегал к сочетанию “высокого” и “низкого” стилей. В этом отношении характерно стихотворение “Lody bzowe”: Lody bzowe! Сиренис!

Подается с десятью копейками, четыре копейки буше. Мадам, мадам, хотите? – Недорого – можно без спора. Будьте деликатны, квадратны: вам товар по вкусу!

С юности Игорь Северянин стремился быть только поэтом – и никем другим. Он хотел достичь наивысшей поэтической славы – и стать “королем поэтов” (как его провозгласили в феврале 1918 года на вечере в Политехническом музее). В трудные годы вынужденной эмиграции он оставался поэтом, которым был всю жизнь, – поэтом, способным перевести обыденные события жизни в глубокий смысл русского языка.

Мгновения высокой красоты! Совершенно незнакомый, чужой человек, В одиннадцатом году прислал мне “Ночные часы”. “Поэту с открытой душой”.

Другой поэт, Александр Блок, назвал Игоря Северянина “поэтом с открытой душой”. Эта надпись в книге относится к тому времени, когда Игорь Северянин только вышел на литературную сцену. Слова “поэт с открытой душой” очень хорошо определяют суть поэтического дара Игоря Северянина, его выдающуюся личность для русской поэзии XX века, которая до конца не понята.

Я, гений Игорь Северянин, в восторге от своего триумфа: Меня оценили все! Я чрезвычайно спокоен! I. Северянин

Поэт Игорь Васильевич Лотарев (псевдоним Северянин) внес важный вклад в историю классической русской литературы. “Зарницкая мысль” – первый сборник его стихов. В последующих сборниках он проявил себя более склонным к игре слов и лирической иронии, что обогатило поэзию новыми впечатлениями. В 1911 году возглавил движение эгофутуристов, затем разошелся с ними во взглядах на поэзию.

В размытом муаре, в размытом муаре По лунной аллее ты идешь к морю…. Ваше платье изысканно. Твоя тальма – лазурная, а дорожка из листового песка неопрятна – как лапы паука, как шерсть ягуара.

Его поэтические сборники выходили один за другим: “Громокипящий кубок” (1918), “Златолира”, “Ананас в шампанском”… Концерты Игоря Северянина, на которых он читал свои стихи в хоровой форме, были очень популярны. Он смело вводил в свои стихи новые ритмы, пословицы, вводил жанры, которые еще не звучали в русской литературе: гирлянды трехстиший, квадраты квадратов, многоножки:

Это было на берегу моря, где редко можно увидеть городской автомобиль… Королева играла Шопена в башне замка, и пока она слушала его, ее паж влюбился в нее. Все было очень просто, все было очень мило: королева попросила разрезать гранат и дала половину, а паж влюбился, и все это в сонатных мотивах. И тогда она отдалась, отдалась бурно, до рассвета, как рабыня, спящая со своим господином… Это было на берегу моря, где волны бирюзового цвета. Где кружевная пена и пастушья соната.

Валерий Брюсов подчеркивал отсутствие у Игоря Северянина строгого вкуса и глубоких знаний, но не отрицал, что он был тонким лириком, пришедшим со своим мировоззрением и особым пониманием задач поэта.

В результате я покорил литературу. Я выполнил свою задачу, я выполнил свою задачу, я покорил литературу. Отряхнув пыль с ботинок, я вновь выхожу на простор – свой путь, Отдав важность собственного “я” толпе черни.

На вечере в Политехническом музее в 1918 году Игорь Северянин был избран “королем поэтов”. Его поэзия была экспериментальной, буйно звучной, играющей словами и сложными ритмами и рифмами.

Январь, старик с суверенным достоинством, Сидит в санях, гонимых ветром, И бежит оленем, бездушней, чем клавиши вальса, И пьянящей, чем жаворонок. Его путь лежит в пустыню, Где он пробирается к кабанам, Где бродит глухой олень, Где поэт был……

Гумилев в статье «Из .писем о русской поэзии» писал, что Северянин свои неологизмы заимствовал у таких известных поэтов, как Жуковский и Державин, Языков и Карамзин. «То, что считается заслугой поэтов признанных, всегда вменяется в вину начинающим», — отмечал далее Гумилев. Благодаря ; своим исканиям Северянин добивается в поэзии прекрасной > выразительности и музыкальности стиха,

Читайте также:
Что бы дойти до цели, надо прежде всего идти: сочинение

Леса представляют собой сосновые боры. Дорога бледная. Я сижу в ельнике, разжигаю огонь. Я сижу в ельнике, развожу костер до сумерек… Шелестят зеленые листья берез… Сердитые пчелы жужжат и кружатся, неистовствуя на муравейниках, на грибах и чертополохах. Хвойные деревья, беспомощные и злые. Глиняная дорожка,

С помощью своих неологизмов Северянин с удивительной ясностью и четкостью выражает главную мысль своей поэзии: ощущение современности. Необычные словесные обороты создают для читателя неожиданную иллюзию: ему кажется, что творение происходит на его глазах.

Валентина, сколько счастья! Валентина, сколько очарования! Валентина, почему ты такая грустная? В медицинском институте ты продавала афиши на концерте. Я выпрыгнул из ландаулета, окруженный девушками, я понесся к эстраде, но когда она остановила меня. Я был в фойе института, меня окружили девушки, я прошагал к эстраде, но меня остановили.

Переехав в Эстонию, Северянин оказался оторванным от родины, и его стихи наполнены ностальгической нотой. В нищете и безвестности поэт умер. Но в истории поэзии Серебряного века Северянин остался как талантливый новатор, ищущий в области языка и формы.

Среди группы нервных девушек, в обществе остроумных дам, я превращу трагедию жизни в элегантную шараду Ананасы в шампанском. Ананасы в шампанском! От Москвы до Нагасаки! От Нью-Йорка до Марса!

Понравилось сочинение ” Сочинение по творчеству Игоря Северянина “, нажмите на кнопку

Северянин: сочинение

Среди множества мифов 20-го века – миф о поэте Игоре Северянине. Считается, что он прославлял буржуазию и пошлость, что привнесло в его поэзию интонации самовосхваления и нарциссизма. “Они называли это дурным вкусом, своего рода “вульгарностью” в поэзии. Как же объяснить эту “нордичность” сегодня, ее вездесущность в творчестве бесспорно талантливого поэта? Самый простой и легкий способ – это ирония. Поэт иронизирует над обывателем, над временем, над собой и своими мечтами, в конце концов. Не раз он называл себя “иронистом” и писал о своем отношении к жизни: “Я превращу трагедию жизни в фарс”. Об этом говорит В. Брюсов в статье “Игорь Северянин” (1916): “Не всегда легко отличить, где у Игоря Северянина лирика, а где ирония. Не всегда понятно, иронизирует ли поэт над человеческой банальностью или, напротив, сам впадает в невыносимую банальность. Мы опасаемся, что сам Игорь Северянин не сможет точно провести эту линию разграничения. Однако ирония – лишь один из элементов поэзии Северянина. Другой, не менее важный фактор – это лиризм. Таким образом, существует третья “версия” природы поэзии Северянина: лирик, мечтатель, “поэт с открытой душой”, как А. Блок позвонил ему. Каждый из этих трех образов правдив по-своему, и каждый из них – лишь маска, маскировка, надетая автором и принятая ничего не подозревающим читателем. Литературный псевдоним поэта – Игорь Северянин, подчеркивающий особую любовь к Северу, также был маской. Северянин – это прозвище, дополнительно включенное в фамилию. В приложении он был написан через дефис. Настоящая фамилия поэта – Лотарев Игорь Васильевич. Он родился 4 (16) мая 1887 года в Санкт-Петербурге, на Гороховой улице, где прожил до девяти лет. В 1896 году его отец оставил мать и увез сына к родственникам в Череповецкий уезд Новгородской губернии. Именно там, на берегу Суды – “незаменимой реки” – поэт провел свои отрочество и юность. Окончил четыре класса средней школы в Череповце, дальше учиться не стал. В 1904 году будущий поэт вернулся к матери и жил с ней в Гатчине, под Санкт-Петербургом. Север отозвался в его душе, пробудил его вдохновение. Конечно, он изобрел Север. Так же, как он представлял себя, так же, как он представлял свой собственный мир, все еще далекий от реальности. Но в этом воображаемом мире, казалось бы, таком далеком от повседневной жизни, таком надежном и безопасном, человек вдруг ощущает трагедию и боль. Видимых причин для беспокойства нет, но, читая стихи, невольно чувствуешь скрытую тревогу в интонации автора или в подтексте. Возможно, это лишь предчувствие, предвестие той боли, которая потрясет страну и весь мир:

В глазах вашей души появляются видения благоговейного света.

Казни меня! Пытай! Замучай! Задуши! —

Но вы должны принять это. И рабство, и смех лиры

Глаза твоего разума.

Чувство боли, поиск истины кажутся сегодня более важными, чем утверждение Северяниным эгофутуризма. В его творчестве футуризм был лишь периодом, хотя и важным. Протестуя против пошлости, он удалялся на берег моря, “где ажурная пена”, или на “берег озера”, или в “лунную аллею”, встречал королеву “в шумном муаровом платье”, слушал звуки Шопена. Самозваный король страны, которой не существует. Русский гений смог бросить вызов обществу, воспевая “ананасы в шампанском” и заявляя о себе как о гении. Но это была маска. Что на самом деле двигало поэтом? Каков был его собственный ход мыслей?

Из меня хотели сделать продавца;

Но пуканию противостояла душа.

Здравый смысл прививается с детства,

Но соловей полюбил неразумность.

Я презирал общественное мнение,

Читайте также:
Общественная атмосфера конца 60-х годов и ее отражение в идеологическом романе: сочинение

Десятки стрел были пущены в предрассудки.

Что в этом было правдой? О чем думал Севериан, когда пел “пурпурный лед” и создавал новые фантастические формы? Он повторяет строчку из “Квадрата квадратов” в разных вариациях, измученный тем, что он “потерялся, как животное, между мукой и поэзией”. ” Тревога о людях, о любви, о России. И даже в самом “скандальном” стихотворении, “Эпилоге”, “радость” победы поверхностна. Стоит отметить еще одно, более точное самоопределение поэта: “В дождливый день моя вселенская душа взойдет, как солнце!”. Но ни читатели, ни критики не догадались, что пафос Севериана заключается не в самовосхвалении, а, напротив, в религиозной терпимости.

Я не являюсь ни студентом, ни преподавателем,

Великий друг, смиренный брат.

Идти туда, где мозг

Моя работа – это то, о чем люди говорят в кабине.

Если вы прочитаете эти строки без предубеждения, то иначе поймете намерения поэта. Оказывается, стихотворение – это не эпитафия, а скорее самоотречение. Он чувствует себя равным миру и не скрывает своих чувств. Поэзии Северянина свойственна ирония. Она направлена не на отдельных людей, а на явления. Пробудитесь от фальши, черствости, горечи и невежества.

Остановите двигатель! Сними пальто.

И шелк льняной, паутина бесчестья,

Выйти из лардо, сломать ожерелье

Муаровая тина смоет вашу наготу!

А как насчет того, что говорит Войд

Под шляпами, цилиндрами и накидками.

Что происходит! – Такая нагота

Самые замечательные вещи!

Конечно, сегодня это все еще кажется провокационным. Но Игорь Северянин сам ответил на обвинения в вульгарности в 1918 году в стихотворении под названием “Двусмысленная слава”:

Они искали во мне вульгарность,

Есть одна вещь, которую упускают из виду:

В конце концов, кто красит это место?

Он рисует квадратными кистями.

Я позволила этому случиться, не замечая слов.

Вопросы, которые я считаю неоднозначными, следующие

Неоднозначно по существу.

Точнее было бы сказать, что вся поэтическая вселенная Игоря Северянина амбивалентна по своей сути. Поэт взвешивает добро и зло на весах: “В зле – добро, в добре – зло”. Г-н Северянин яростно и искренне отстаивает свою точку зрения, что, конечно, не делает его правым. Но это объясняет его одиночество как в вымышленном мире, так и в настоящем.

В августе 1914 года в “Стихах на плохой день” Северянин провозглашает: “Живи, живи, восторгай живых! От смерти мертвые пробуждайтесь!”. Год спустя, в июле 1915 года, в “Стихах незваных” звучат иные ноты:

Чем дальше мы идем, тем хуже становится.

Все труднее и труднее, все больнее и больнее.

И, к счастью, путь уже проложен,

И вот ужас уже настигает ее.

В моменты личного счастья этот ужас отступает. И все же жизнь постоянно возвращается к вопросу об истине, добре и зле. Поэт писал: “Я признаю, что мир в основе своей неоднозначен”.

Внезапно, из ниоткуда, что-то.

Он не дал отчета о себе, – не дал отчета о себе.

Граница между добром и злом, между истиной и ложью, по мнению Северянина, не только зыбкая и неопределенная. Она не является исторической, социальной или национальной. Это личное. Поэт отвергает классовый или социальный подход, для него существует только один критерий: нравственность. Февральская революция 1917 года открыла для него новые возможности. Он воспринимает жизнь как “перерождение”:

Жизнь одного человека.

Дороже и прекраснее, чем мир.

С биением моего сердца.

Воскрешенная лира трепещет

Речь шла уже не об одной душе, а обо всей жизни. Эньянин, лирик и мечтатель, раскрывается как философ. Он упрямо и настойчиво повторяет мысль о превосходстве человека над миром. Этот аргумент звучит как продолжение идеи Достоевского о том, что счастье не может быть достигнуто слезами и кровью. Однако жизнь предлагала все новые и новые вариации политических разногласий и ожесточенной борьбы. Общечеловеческие ценности, признанные всем человечеством, были поставлены под сомнение. Северянин прежде всего считал, что искусство находится “на отшибе”. В июле 1917 года он с горечью констатировал:

Дни межпартийных разногласий для нас темны.

Эра мелких и незначительных страстей.

Мы настолько неадекватны, мы настолько не на своем месте.

Среди людей животных.

(“Поэзия строгой точности”).

Мы, конечно, художники. В поэзии Северянина преобладает политическая лексика. Иными словами, поэт, наблюдающий за грабежом толпы, превращает свои мысли в сетование на народ: “думать об их горе больно”. Даже в эти скорбные дни он разделяет толпу и народ. Итак, мы надеемся на умиротворение, на время как “лучшее чудо”, на то, что “жизнь не прекратится”. Будет положен конец самосудам, народ обуздает убийц. Песня, в которой говорится, что в конце концов живые будут петь, является одновременно и сообщением о будущей трагедии, и предсказанием будущей трагедии. Подтверждение своим словам Северянин получил неожиданно скоро: в феврале 1918 года в Политехническом музее в Москве на поэтическом вечере он был избран “королем поэтов”, опередив Маяковского и Бальмонта.

Я такой большой и я так уверен.

Сам в себе убежден,

Что всё будет прощено, и вся вера

Я почтительно кланяюсь.

Трудно сказать, что важнее для самого поэта: уверенность в себе или принятие всех убеждений. В конце поэмы он провозглашает: “Я избран королем поэтов: пусть подданные будут светлы”. Вскоре Северянин переехал в Эстонию, в Эст-Тойлу, где всегда проводил весну и лето. Но немецкая оккупация Эстонии (март 1918 года) и образование независимой республики (1920 год) отделили его от России. Он почти постоянно жил в сельской местности со своей женой, поэтом и переводчиком Фелиссой Краут.

Читайте также:
Алеша Пешков - главный герой повести: сочинение

Мое одиночество наполнено безнадежностью,

Для души не может быть выхода из этого состояния,

В ожидании несбывшейся нежности,

Бессознательно, я люблю не знаю кого.

Для души поэта было достаточно любоваться эстонским фениксом и ностальгировать по России, “крылатой стране”. “Эстония – сказка”, “сизый голубь”, “оазис в суете жизни”. Россия, с другой стороны, одновременно и “святая”, и “безбожная”. Он любил Россию, но не меньше любил Эстонию. Он хотел держаться подальше от политики. Но он не был признан эмигрантами и был забыт в России. Жизнь в Эстонии была для него трудной. Но не потому, что он был не в состоянии работать. Просто потому, что погода не располагала к поэзии. Тем не менее, поэт опубликовал девять книг, перевел многих эстонских поэтов, издал антологию эстонской классической поэзии и перевел “В оконном досье” эстонского поэта А. Раннита. Правительство помогло Северянину, выделив ему грант. Но писал он не об Эстонии или России, а о человеке, о его чувствах.

Но белого света в жизни становилось все меньше и меньше. Жизнь становилась все труднее, так что “сердца девушек тоже черствели”. Наступает новая эра, “жестокая, сухая” и рациональная. Народ” живет без поэзии и не испытывает в ней потребности. Человек становится рабом, потому что художник никому не нужен.

С Севера, с Юга, все друг на друга

Друг против друга – все против всех!

Поиски истинного пути, пути к себе, к прошлому растянулись на долгие годы. В 1940 году советские люди, прибывшие в Эстонию, не узнали Игоря Северянина. Его мысли не были для них важны. Может быть, в этом причина задержки возвращения Игоря Северянина в русскую культуру? Также не была понята его поэзия. Северянина подкосила Отечественная война. Как неприкаянный мечтатель, он надеется на помощь правительства в эвакуации. Он рассчитывает на поддержку Жданова. Поэт так и не понял, что происходит в России. Его телеграммы Калинину оставались без ответа. 22 декабря 1941 года Северянин умер. Он умер непонятым.

Несколько лет спустя мы были потрясены, узнав, что знали его слишком хорошо. Хотя нам казалось, что чувства преувеличены, они были настоящими. Маски не было, чего мы не замечали. У него было лицо поэта – как будто он страдал и размышлял. Несмотря на неудачный опыт жизни в России и в эмиграции, судьба Игоря Северянина в обеих странах была печальной. Поэт, живший своей Россией, мало интересовал зарубежную публику. А пятна островов ГУЛАГа уже расползались по России, и казалось, что они навсегда проглатывают “мечты о весне” двадцатого века. И хотя нам не дано бросать розы в гроб поэта, нам суждено соотнести причудливое движение мысли-мечты поэта и его насмешки с движением всей страны, переоценив ход ее развития.

Сочинения по творчеству И. Северянина

Поэзия Серебряного века поражает нас группой колоритных персонажей. Несмотря на то, что большинство поэтов были связаны с каким-либо модернистским течением (символизм, акмеизм, футуризм), их поэзия привлекает нас своей оригинальностью. посмотреть полностью

В своем поэтическом творчестве он соединил “классическую банальность и мелодичную музыкальность”. Наполненные музыкой стихи наполняли сердца читателей счастьем. Как поэт Северянин нашел себя в 1907 году, когда он определил.

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Пряные, игристые и удивительно вкусные. Накануне революции Игорь Северянин – кумир буржуазно-мещанской публики. Я всегда вспоминаю об этом, как только вы об этом упоминаете.

Игорь Северянин был необычным поэтом, в творчестве которого сочетались “классическая банальность и мелодичная музыкальность”. Его стихи, наполненные музыкой, зажигали свет счастья в сердцах читателей. Как поэт, Северянин находит себя в 1907 году.

Цвет символизирует мир Игоря Северянина, в отличие, например, от черно-белых тонов поэзии Гиппиус. Кроме того, использование цвета Северяниным имеет многозначный смысл: для него это еще один способ уйти от серых реалий жизни. смотреть целиком

Игорь Северянин был необычным поэтом, в творчестве которого сочетались “классическая банальность и мелодичная музыкальность”. Он наполнял свои стихи музыкой, чтобы порадовать читателей. Северянин находит себя в 1907 году как поэт.

Поэзия Игоря Северянина сочетала в себе классическую банальность и мелодичную музыкальность. Его стихи, наполненные музыкой, зажигали свет счастья в сердцах читателей. Северянин стал поэтом в 1907 году.

Игорь Северянин – сложная и неординарная фигура среди поэтов своего времени. Его работы удивительно многомерны и многогранны, а его художественная вселенная исключительно богата и полна воображения. В суждениях об этом поэте часто преувеличивалась “поза”. посмотреть полностью

Ананас в шампанском! Ананас в шампанском! Невероятно вкусное, игристое, пряное. I. Игорь Северянин – кумир буржуазно-мещанской общественности накануне революции. Первое, о чем я всегда думаю, когда упоминаю об этом.

Ананас в шампанском! Ананас в шампанском! Невероятно вкусное, игристое, пряное. I. Игорь Северянин – кумир буржуазно-мещанской общественности накануне революции. Первое, что всегда приходит на ум при упоминании этого имени, – знаменитая фамилия.

Читайте также:
Роль и место лирических отступлений в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»(на примере одного-двух из них).: сочинение

Изучая поэзию начала XX века, я постоянно открывал для себя имена новых, неизвестных поэтов. Но особое место в моем сердце занимало имя писателя, чьи стихи своей смелостью, самоуверенностью и иронией вызывали в то время беспокойство общественности. Литературный псевдоним этого гения.

Сам Игорь Северянин писал свой псевдоним через дефис: как имя и фамилию, а не имя и фамилию. Игорь Северянин определял свое творчество как футуристическое. В 1910 году он уже издал за свой счет 35 поэтических брошюр и нуждался в имени.

Игорь Северянин сегодня мне очень близок и дорог. Сущность этого великого поэта, как и любого великого поэта, заключается в новаторстве. Он рассказал мне то, чего я раньше не знал. Мой путь к нему был трудным и тяжелым, потому что его преграждало наше всеобщее невежество.

Звуковая сторона имеет особое значение для понимания стихов Игоря Северянина и постижения его художественного мира. Внимание к звуковой стороне лирического произведения становится одним из пунктов своеобразной “эстетической программы” поэта: Впитывать. посмотреть полностью

Я, гений Игорь Северянин, в экстазе от своего триумфа: меня все хвалят, меня одобряют! I. Северянин Игорь Васильевич Лотарев (псевдоним Северянин) вошел в историю русской классической литературы как поэт-новатор. Из его первой коллекции.

Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) родился 4 (16) мая 1887 года в Санкт-Петербурге. В возрасте 44 лет Василий Петрович, военный инженер (и потомок “владимирских мещан”), умер в 1904 году. Его мать была родом из. Хлестаков и “хлестаковщина” в комедии Гоголя “Ревизор” Большое художественное достоинство комедии Гоголя “Ревизор” заключается в типичности ее героев. Сам он высказал мысль, что “оригиналы” большинства персонажей его комедии “почти всегда находятся у нас перед глазами”. А о Хлестакове писатель говорит

Изучая поэзию начала XX века, я открыла для себя имена новых поэтов, которых не знала. Но особое место в моем сердце занимало имя писателя, чьи стихи своей смелостью, самоуверенностью и иронией будоражили общественность того времени. Литературный псевдоним этого… Смотреть целиком

Игорь Северянин был выдающимся поэтом, в творчестве которого сочетались “классическая банальность и мелодичная музыкальность”. Его стихи, пронизанные музыкой, зажигали пламя счастья в сердцах читателей. Как поэт, Северянин был найден в 1907 году.

О творчестве Игоря Северянина) Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев), поэт Серебряного века русской поэзии, любил, по его собственным словам, ошеломить публику самовосхвалением: Я, гений Игорь – Северянин, Моей победы экстаз. Эти строки. посмотреть полностью

Поучительна судьба эгофутуриста Игоря Северянина (литературный псевдоним Игоря Васильевича Лотарева, 1887-1934). Его помнят как автора “поэзии”, которая пользовалась оглушительным успехом у буржуазных любителей острых ощущений и пресыщенного покоя. Поклонники Северянина. посмотреть полностью

Поэт Серебряного века русской поэзии Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) любил увлекать публику самовосхвалением: Я – Игорь Северянин, Моя победа полная. Это вырванная из контекста строка из стихотворения.

В начале XIX и XX веков в русской литературе произошел особый и во многом неожиданный взрыв художественного творчества, получивший название “Серебряный век”. Множество движений, различные творческие объединения, писатели, которые видят все это как единое целое.

Поэзия Игоря Северянина сочетает в себе классическую банальность и мелодичную музыкальность. Его наполненные музыкой стихи просвещали сердца читателей. Как поэт Северянин нашел себя в 1907 году, когда определился в провинциальном городке, где его приняли за ревизора. Когда [.] Ω Анализ сцены дачи взятки в комедии Гоголя “Ревизор” В начале IV акта комедии “Ревизор” губернатор города и все чиновники окончательно убеждены, что ревизор – взяточник.

Поиск новых лирических форм, художественная биполярность, смена масок, ролей и поз – характерные черты творческого самоутверждения поэтов Серебряного века. Например, загадочное появление “сатанистки” Зинаиды Гиппиус с ее ожерельем из “колец”. посмотреть полностью

Миф Игоря Северянина – один из многих мифов ХХ века. Его поэзия якобы прославляла обывательщину и пошлость, содержала интонации самолюбования и самовозвеличивания. Северянщину называли пошлостью в поэзии, дурным вкусом, эпатажем. посмотреть полностью

Кирилл (Константин) Симонов родился 28 ноября 1915 года в Петрограде. Его отец погиб на фронте в Первую мировую войну, Константин не помнил своего отца, воспитывавший мальчика отчим, Александр Григорьевич Иванишев, был преподавателем в военном училище.

Игорь Северянин основал собственное литературное направление – эгофутуризм (уже в 1911 году “Пролог эгофутуризма”). Говоря о поэтических вечерах, все его современники рассказывают о переполненном зале, о толпах людей, стремящихся попасть на вечер, и о полицейских, проталкивающих их вперед.

Я не считаю нужным доказывать, что Игорь Северянин – настоящий поэт. Каждый, кто способен понимать поэзию и читает “Громокипящую чашу”, почувствует это. Это лирик, тонко чувствующий природу и весь мир, способный на некоторые характеристики.

Поиск новых поэтических форм в лирике Северянина

Большинство поэтов в период знаменитого Серебряного века литературы были озадачены необходимостью открытия новых лирических форм. Нельзя не упомянуть русского поэта Игоря Северянина. Он прошел извилистый путь к литературной славе: от неприятия и осуждения до титула “короля поэтов”. Причину того, что Северянина не всегда понимали, мы можем объяснить его манерой выражаться – новыми, необычными способами выражения “я” поэта. Самоуверенность Северянина вызывала возмущенную реакцию его коллег. Несколько раз в своих произведениях он называл себя гением. Автор скорее играл со своими читателями. Северянин стал основателем группы эгофутуристов. Это своеобразная ветвь литературного течения футуризма. Эго – это лирическое “я” автора. Эгофутуристам приписывали утонченность описываемых чувств и показную любовь к себе.

Читайте также:
Дуэль Онегина с Ленским (анализ эпизода из 6 главы романа А. С. Пушкина Евгений Онегин).: сочинение

Звук имеет огромное значение для понимания стихов этого русского поэта. В своей работе он рассматривал вербальный и слуховой аспекты как неразделимые. Севериан не только писал стихи, но и часто декламировал их, так как справедливо полагал, что таким образом он сильнее воздействует на своих слушателей. Он придал своим стихам особое звучание, используя аллитерацию и ассонансы. Намеренное подчеркивание одних и тех же звуков создавало необходимый поэтический образ. Изучение “звукового творчества” автора ведет к пониманию его сложного, но увлекательного художественного мира. Севериан считал, что синтез слов, звуков и даже запахов придает миру поэзии реальную осязаемость.

Поиск поэтом новых лирических форм породил и авторские неологизмы. Его собственная знаменитость даже придумала название “общительный”. Другие футуристы тоже прибегали к неологизмам, но часто, по словам Северянина, злоупотребляли ими или использовали неприятные словоформы. Но наш поэт любил изысканность во всем, поэтому его неологизмы обладают особой утонченностью, которая увлекает читателя в необычный и чарующий мир автора.

Новаторство Северянина неразрывно связано с урбанистическими мотивами. Как и другие футуристы, он признавал достижения науки в области техники, старался жить в ритме нового времени, но его урбанизм был скорее показным и носил легкий оттенок элегантности и комфорта.

Почему поэт стремился к новым формам творческого самовыражения? Он боролся со скукой реальной жизни с помощью оригинальной поэзии и поэтической игры. Здесь он был похож на Владимира Маяковского, который тоже хотел бросить вызов традиции.

В своей поэзии Северянин создал интригующий образ мистика, бледного человека с отрешенным взглядом. Качество его характера не столь прямолинейно – подлинность его переживаний сочетается с чувством игривости. Лирическое “я” автора существует в двух мирах. Первый – приземленный мир роскоши, пошлой светской жизни, любовных интриг. Естественность – вот что отличает второй мир от первого. Здесь он является настоящей ценностью. Он больше не играет в игры, мы можем видеть его таким, какой он есть на самом деле, как будто снимая маску.

Серебряный век литературы отмечен обилием талантливых поэтов. Игорь Северянин, самопровозглашенный гений и признанный “король поэтов”, – один из них.

«Ассоциация эгофутуризма» и поэзоконцерты

В 1910 году главное литературное течение начала 20 века – символизм – начало переживать кризис: внутренние противоречия и разногласия среди символистов по проблемам искусства. У Игоря Северянина возникла идея создать новое направление – эгофутуризм. Поэты Константин Олимпов и Иван Игнатьев, Вадим Баян и Георгий Иванов были членами “Ассоциации эгофутуризма”. В интервью белградской газете Игорь Северянин рассказал о создании нового движения и подчеркнул, что его “главной целью было утверждение себя и будущего”. И главным учением была “Истина души””. Эгофутуристический кружок просуществовал недолго: через год после его образования поэты распались, а Игорь Северянин написал “Эпилог эгофутуризма”.

Северянин стал еще более известен, когда в 1913 году был опубликован его первый сборник стихов “Громокипящий кубок”, помощником которого был писатель Федор Сологуб. В том же году Севериан совершил свое первое турне по России с Федором Сологубом и Анастасией Чеботаревской. В те годы слава поэта граничила с идолопоклонством: поэтические концерты, как называл их сам поэт, были заполнены публикой, очарованной особым музыкальным стилем его чтений. Игорь Северянин появился в длинном черном платье. Длинными шагами он передвигался по сцене, читая свои стихи в унисон, не глядя в зал. Поэт Абрам Арго написал о выступлениях Северянина в своей книге “Своими глазами: книга воспоминаний”:

” На сцену большими, длинными шагами выходил высокий человек с лошадиным длинным лицом в длинном черном пальто; он закладывал руки за спину, раздвигал ноги ножницами и ставил их твердо на землю, смотрел перед собой, никого не видя и не желая видеть, и продолжал скандировать свои чеканные и чеканные строфы. Он не замечал зрителей, не обращал на них никакого внимания, и именно такой стиль исполнения приводил публику в восторг.

В разгар Первой мировой войны Игорь Северянин начал выпускать одну коллекцию за другой: Ананас с шампанским”, “Наши дни”, “Стихи поэта”. Но они уже не были такими восторженными, как The Thunderous Chalice. Критики осуждали поэта за потрясающее использование множества иностранных и придуманных слов. Поэт Валерий Брюсов писал о нем в статье в 1915 году: “Как только Игорь Северянин берется за тему, требующую преобладания мысли… его бессилие очевидно. Игорю Северянину не хватает вкуса, не хватает знаний”.

Статья касается анализа функций и стилистических характеристик литературной маски, используемой в стихотворениях Игоря Северянина из сборника “Гром кипит чашей”. Автор показывает, как маска мечтателя противопоставляется активному, деятельному характеру стихотворений, что создает дополнительный эффект воздействия на читателя.

Ключевые слова: литературная маска, маска мечтателя, “Громовой кубок”, И. Северянин, футуризм

Литературный термин “футуризм” произошел от латинского слова Futurum – будущее. Считается, что футуристы в России иногда называли себя будолянами – людьми, которые будут. Об этом свидетельствуют смелые формы, необычный синтаксис, использование индивидуально-авторских слов – отражение динамично меняющегося мира, задуманного с приходом электрификации и машин. Как отмечали современники: “Мечтательной голубизне, черной меланхолии и мрачному минору футуристы противопоставляют огонь борьбы, энергию творчества и энтузиазм кипящих молодых сил” [1]. В контексте футуризма в 1911 г. И. Северяниным была основана академия эгофутуризма. Очень точное описание этого литературного движения дает С. Авдеев: “Это движение было какой-то смесью эпигонства раннего петербургского декаданса, доводящей до бесконечности бальмонтовскую “песенность” и “музыкальность” стиха (как известно, Северянин не декламировал, а пел свои стихи на “поэтических концертах”), какой-то салонной парфюмерной эротики, переходящей в легкий цинизм, и утверждающего крайний эгоцентризм.” [2]. [2].

Читайте также:
Анализ стихотворения Н. А. Некрасова Еду ли ночью по улице темной (1847).: сочинение

Игорь Северянин стал известен в литературных кругах благодаря своему первому сборнику стихов “Громокипящий кубок”, вышедшему в издательстве “Боль” в 1913 году, предисловие к которому написал уже известный в то время поэт и писатель Ф. Сологуб, что также объясняет, почему сборник не был обойден вниманием литературных критиков. Впоследствии она была признана ключом к пониманию основных образов и характеристик творчества Игоря Северянина, из которых набито несколько литературных масок. Основные мотивы коллекции – весна, любовь и сила чувств. Не случайно она называется “Кубок громоотвода”, что происходит от стихотворения Ф. И. Тютчева “Весенняя гроза”, где “ветреная Геба Громоотвод с неба, / смеясь, на землю пролила” [3 с. 17-18]. Отсюда и наличие преимущественно амурных стихов, и обилие, среди прочих, масок любви: подающий надежды юноша, зрелый влюбленный мужчина, замужняя женщина и т.д.

Существует несколько подходов к пониманию категории литературной маски. По мнению некоторых исследователей, маски в литературе являются разновидностью псевдонима (Щербинина Ю.В.) [4 с. 72-78]. По мнению других, маска функционирует как своеобразная репрезентация сознания автора-фантаста (Корман Б.О.) [5, с. 165]. Однако литературная маска – это отдельная категория, которая не полностью тождественна понятию ролевого героя в поэзии.

Маска сновидца занимает видное место в произведениях И. Севериана. Маска сновидения является важной частью творчества Севериана и отражена в некоторых его произведениях, например, в стихотворении “Из письма”:

“Я с нетерпением жду весну и май,

Цветы, улыбки и бури…”. [6 c. 41]

Весна – это время пробуждения природы, время излияния ярких красок. Это время новой надежды и духовного обновления. А в стихотворении преобладают светлые тона: “На светлой даче”, “Ты осветишь свой лоб”. Более того, в стихотворении присутствует целый ряд звуков: первая строфа относится к грозе, с ее громким громом, затем это

Звонят детские обеденные колокольчики,

Если вы шепнете кому-то: “Я иду”…”. [6 с. 41]

Однако не все стихи Северянина оптимистичны, например, в “Элегической сонате” страдания героя вызывают у читателя сочувствие, а в “Элегии” – ностальгию по прошлому, как и в “На фофановский мотив”.

Эти стихи, какими бы разными они ни были, объединяет маска мечтателя, и все они так или иначе пронизаны чувством любви. Оно встречается в следующих стихотворениях: “Элементарная соната”, “Из письма”, “Элегия”, “На мотивы Фофанова” и “Стансы”. Проанализируем стихотворение “Элементарная соната”.

Это в первую очередь монолог, выражающий лирического героя:

” О, милый, как я горюю! О, милый, как я тоскую!

Я хочу увидеть тебя – грустного и синего…”. [6 p. 35]. [6 c. 35].

” Oh, sweetheart, how I grieve! Oh, sweetheart, how I longn” – обращения, восклицания, синтаксический параллелизм и повторение первой части предложения делают строки произведения экспрессивными и эмоциональными:

“.Я хочу видеть тебя – грустной и синей”. [6 с. 35].

Возлюбленная лирического героя предстает перед читателем загадочной и возвышенной. С помощью всего двух эпитетов Северянин создает достаточно полный женский портрет: одно из значений существительного грусть определяется как состояние душевной горечи, такие чувства не могут испытывать земные, грубые и бесцеремонные люди, поэтому, не зная этого, не думая об этом, но чувствуешь, что она нравственная девушка. Прилагательное “синий” является единственным доказательством этого. В христианской традиции символизм синего цвета близок к символизму белого: как и белый, синий – цвет истины, верности, целомудрия и справедливости.

Объедините последнюю строку первой и второй строф, чтобы получить:

“…Я увижу тебя грустным и синим

Пожалуйста, позволь мне услышать твои печальные и синие крики,

Я хочу прикоснуться к тебе, моя дорогая и любимая!”. [6 с. 35]

Мы видим градацию: видеть – в первой строке, слышать – во второй, осязать – в третьей. В сочетании с синтаксическим параллелизмом это усиливает выразительность произведения.

Рассмотрите следующие строки:

Я чувствую, что угасаю, и приближается тишина;

Я чувствую, что скоро… скоро мои страдания закончатся…”. [6 с.35].

Очевидно, что автор указывает на смерть, лирический герой “угасает”, то есть теряет огонь жизни, наступает тишина, значит, приближается смерть, потому что ее нет.

Используя повторяющееся словосочетание “лирический герой”, И. Северянин показывает, как успокаивают его переживания героя:

” Я уверен, что скоро я избавлюсь от своих страданий.

В результате это подкрепляет решение использовать пунктуационное тире, поскольку оно требует, чтобы повторяющиеся слова были разделены длинной паузой. Смерть человека в мировой культуре часто ассоциируется с переходом в другой мир или уходом от суеты и страданий этого мира.

Читайте также:
Женские образы в поэзии Н. А. Некрасова: сочинение

Несмотря на противоположный смысл первых трех строф, следующие строфы делят стихотворение на две части:

“Но, Господи, с какой болью забуду я свои муки!

Мое забвение придет, Господи, с великой болью! [6 c. 35]

Выразительность усиливается восклицательными фразами. Идея этих двух строк заключается в том, что каким бы тяжелым ни было чувство любви и все страдания, которые его сопровождают, оно остается прекрасным и неповторимым. Следующие строки только подтверждают эту мысль:

“Я думаю, что гораздо лучше надеяться, даже если нет никакой надежды,

Чем мертвым, в немой безгрешности, упокоиться

Страстный и нежный”. [6 с. 35].

Никто ничего не чувствует, когда умирает:

О, призраки надежды – странные – и сладкие – и

О просветленные, не оставляйте мечтателя с потной душой!”. [6 с. 35]

Несмотря на все беды и страдания, надежды лирического героя светлые:

“Мне не нужно видеть тебя, моя любовь и моя дорогая……

Мне не нужно слышать тебя, грустного и синего…”[6 p. 35].

Интересно, что в этой строфе автор также использует синтаксический параллелизм и меняет порядок строк по сравнению со второй строфой:

“О, я боюсь увидеть, как исчезнут мои тоскливые страдания,

Оно исчезнет: самое прекрасное ждет вас только вдали.

Тем не менее, свидание лучше, чем вечная погоня за ним,

Тем не менее, ритм настоящего прекраснее веков забвения”. [6 с. 35]

Концовка стихотворения довольно неожиданна: в контрасте между сном и реальностью преобладает действие, не ожидание его, не его отсутствие, а момент, когда действие происходит.

Несмотря на обращение к маске мечтателя, Северянин предпочитает действие пустым надеждам и ожиданиям, в то время как сама литературная маска предполагает обратное. И это только усиливает главную мысль поэмы.

“На сцену вышел высокий человек с лошадиной головой, одетый в длинный черный плащ, с большими дугообразными шагами; он заложил руки за спину, раздвинул ноги ножницами и крепко посадил их на землю, глядя перед собой, не видя и не желая никого видеть, и начал интонировать свои певучие и чеканные куплеты. Он не замечал зрителей, не обращал на них никакого внимания, и именно такой стиль выступления приводил публику в восторг.

«Том 1. Громокипящий кубок», Игорь Северянин

В 1933 году в Санкт-Петербурге родился Игорь Северянин (урожденный Игорь Лотарев). Когда ему было восемь лет, он сочинил свое первое стихотворение “Звезда и дева. “.

У Василия Лотарева и Натальи Лотаревой из богатой дворянской семьи Шеншиных были сложные отношения. В 1896 году они разошлись. Отец будущего поэта в том же году вышел в отставку и вместе с сыном переехал в имение Сойволе под Череповцом. Там Игорь окончил четыре класса реального училища, а весной 1903 года вместе с отцом отправился на Дальний Восток. Путешествие по России вдохновило его снова начать писать стихи. Когда впервые появилась любовь и приближалась русско-японская война, появилась патриотическая лирика.

В конце 1903 года Игорь Северянин переехал в Санкт-Петербург к матери, разорвав отношения с отцом. Больше Северянин его не видел: через год отец умер от туберкулеза.

Вадим Баян, Борис Богомолов, Анна Чеботаревская, Федор Сологуб, Игорь Северянин. 1913. Фото: fsologub.ru

Игорь Северянин. 1933. Фото: stihi-rus.ru

Кроме того, нажмите здесь, чтобы прочитать “Ночь в Отрадном”. Анализ сцены из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, т. 3, гл. 11.

Алексис Раннит и Игорь Северянин. 1930-е. Фотография: pereprava.org

Стихотворение Северянина под названием “Смерть Рюрика” с подписью “Игорь Лотарев” появилось в 1905 году в солдатском журнале “Досуг и дело”. На деньги дяди он начал выпускать тонкие брошюры стихов и посылал их в редакции, чтобы получить отклики. “Одна из этих книжечек попала в руки Н. Лухмановой, которая в то время воевала на японском театре военных действий. 200 экземпляров “Подвига “Новика” я послал почитать раненым солдатам. Но откликов не было”. Он опубликовал 35 брошюр, которые впоследствии объединил в “Полное собрание стихотворений”.

Северянин встретил своего главного учителя-поэта Константина Фофанова, который познакомил его с редакторами и писателями. В день первой встречи с Фофановым у Северянина был праздник.

В это же время поэт взял себе псевдоним – Игорь Северянин. Хотя поэт намеревался написать свой псевдоним через дефис, письмо не появилось.

Примерно в то же время стали появляться первые заметки о поэзии в памфлетах: “Их было немного, и критика в них стала меня слегка ругать. Кроме того, Лев Толстой укорял поэта. В 1909 году книгу со стихами Ивана Наживина подарил Ясной Поляне писатель Иван Наживин. “Что они делают. Это же литература! Она кругом нас – виселицы, полчища безработных, убийства и невероятное пьянство, соединенное с упругостью пробки”. – сказал Толстой в то время. Отрицательный отзыв критика вызвал волну интереса к творчеству Северянина: на каждую его поэтическую брошюру в прессе появлялись комментарии (в основном не положительные), поэт посещал благотворительные вечера, журналы стали публиковать его стихи. Игорь Северянин вошел в моду.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: