Смысл эпиграфов в Капитанской дочке: сочинение

“Капитанская дочка” – последнее произведение Александра Пушкина. В ней рассказывается о крестьянском восстании под предводительством казака Емельяна Пугачева. Повествование ведется от лица главного героя, который, будучи молодым человеком, стал свидетелем и участником описываемых событий.

Роль эпиграфа в одном из произве­дений русской литературы 19-го века

Многие считают, что эпиграфы бесполезны и старомодны, что они нужны в художественных произведениях для демонстрации эрудиции, а не для того, чтобы привлечь внимание читателя к основной теме произведения, подчеркнуть его главную мысль.

Но эпиграф, как “слово”, стоящее перед текстом, передает огромное количество информации. Раскрывая внутренний смысл произведения, эпиграфы выявляют и разъясняют особенности философских и эстетических взглядов писателя.

Частое обращение к эпиграфу, характерное скорее для европейской, чем для русской литературной традиции, по-видимому, обусловлено особой значимостью для авторов этого структурного элемента, который встречается в важнейших сценических произведениях А. С. Пушкина. Открыто подчеркнутая эпиграфом связь текста с литературными и культурными явлениями как прошлого, так и настоящего, как русского, так и мирового, в то же время акцентирует внимание на самом главном в произведении.

В произведениях писателя эпиграф выполняет определенные функции. Перед рассмотрением этих функций необходимо изучить значение слова “эпиграф”.

Литературный энциклопедический словарь определяет эпиграф как надпись, которую автор помещает перед текстом сочинения или его фрагмента и которая содержит цитату из известного текста, литературного произведения, народного творчества, пословицы, поговорки; в краткой афористической форме эпиграф обычно выражает основную тему, идею или настроение уже существующего произведения и помогает читателю воспринять его. Эпиграмма позволяет автору выразить мысль (точку зрения или оценку) под маской, как будто она исходит от кого-то другого; важно, чтобы эпиграмма не производила впечатления написанной самим автором, а исходила из авторитетного источника и имела конкретную ссылку, по крайней мере, для обычного уха. Иногда авторы сами пишут эпиграфы и дают к ним ложные ссылки, запутывая читателя.

В Словаре иностранных слов эпиграф – это фраза, помещенная перед эссе или разделом эссе, в которой автор объясняет цель работы.

Толковый словарь русского языка, под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Шведский эпиграф определяется как высказывание, идущее перед произведением (или его частью, главой) и концентрирующее мысль на его идее.

Словарь русского языка, под редакцией Д. Н. Эпиграф, по определению Ушакова, представляет собой короткий текст, конкретно раскрывающий основную идею произведения.

Эпиграф определяет стилистический глоссарий как короткий текст, формирующий эстетическую, идеологическую или психологическую позицию читателя.

По мнению Т. Ф. Ефремова, эпиграф – это простое высказывание, помещенное перед произведением автора и описывающее его главную мысль. Эпиграф намекает на то, что

Можно будет увидеть позже в произведении. Эпиграф должен отражать общественное и литературное настроение.

Вице-адмирал Кухаренко отмечает, что эпиграф – это установка читателя на восприятие вымышленного текста.

Определение эпиграфа по Зунделовичу – это фраза, встречающаяся перед или в названии литературного произведения. В качестве эпиграфа часто берутся пословицы, поговорки, слова из известных литературных произведений, священные писания и тому подобное.

Эпиграф – это своего рода “маска”, за которой прячется автор, когда, не желая говорить прямо, он косвенно определяет свое отношение к событиям, изображенным им в произведении. Эпиграф может быть более или менее лиричным, в зависимости от того, выразил ли автор свое отношение просто в краткой формуле основных событий произведения в целом, в конкретной главе, или же он выражает это отношение в восклицательном знаке, прямой оценке события.

Читайте также:
Анализ главы Бал у сатаны: сочинение

В настоящее время эпиграфы входят в моду, становясь самостоятельным приемом использования их при написании литературных произведений. Наибольшее распространение эпиграфы получили в первой половине XIX века как форма выражения, отражающая их способность быть не только понятыми, но и примененными.

Эпиграф Пушкина во второй главе “Евгения Онегина” – “О, Россия! “, “О, Россия! “, Гоголь, “Ревизору”. – “На зеркало неча пенять, коли рожа крива” и др.

Таким образом, эпиграф – это начало литературного произведения. Она формирует отношение читателя, действует как стимул и вызывает интерес читателя к литературному произведению. Эпиграф является неотъемлемой частью художественного произведения и необходим для понимания художественного смысла всего текста.

Следуя приведенным выше определениям эпиграфа, можно сделать вывод, что эпиграф выражает позицию автора, идею произведения.

Эпиграф не является случайным для произведения. Предоставление ключа к композитору произведения имеет важное значение для автора. Введение – это визитная карточка книги или главы. Было решено писать на эту тему из-за ее неоднозначности и интересности, а также простоты поиска фактических данных, которыми можно подкрепить свои утверждения.

Смысл эпиграфа в повести «Капитанская дочка» (А.С. Пушкин)

Смысл эпиграфа в повести «Капитанская дочка» (А.С. Пушкин)

Смысл эпиграммы в “Капитанской сказке” Александра Сергеевича Пушкина очень глубок. В нем фактически содержится основная идея произведения. Вообще, Пушкин очень любил давать читателю подсказки об истинном значении написанного слова. Поэтому неудивительно, что в рассказе “Рассказ капитана” он использует не одну эпиграмму, а две. Пушкин буквально зашифровал каждую главу в небольших эпиграфических строчках, чтобы читатель мог раскрыть ее смысл еще до прочтения и, конечно, сделать правильный вывод в конце.

Несмотря на обилие эпиграфов, несложно выбрать тот, который лучше всего раскрывает основную идею рассказа. Александр Сергеевич поместил его в начало рассказа. Она гласит: “Береги свою честь, пока ты молод”. О чем это говорит и как это может помочь нам понять историю в целом?

Провожая сына на военную службу, отец Гринева произносит эти напутственные слова. Для него слово “честь” всегда имело огромное значение. Впервые, отрывая от себя сына Петра, Гринев-старший напоминает ему о главном, что он пытался привить ему все это время. Если человек потерял свою честь, ее уже не вернуть. Его репутация будет запятнана бесчестием. Уже совершенные поступки нельзя отменить, так же как и оброненное слово нельзя вернуть. Отец просит его служить честно, слушаться старших, быть твердым и последовательным, никогда не бросаться из стороны в сторону. Опираясь на народную мудрость, Пушкин описывает, как Петр исполнил эту отцовскую заповедь.

Петр Гринев – хороший мальчик, но он не идеален. С детства в нем воспитывались лучшие человеческие качества, но умом он не блистал. Сначала читать и писать мальчика учил крепостной Савельич, а когда ему исполнилось 12 лет, за его воспитание взялся французский солдат и бывший цирюльник по имени Бопре. После того как Гриневу-старшему исполнилось семнадцать лет, он ничему его не научил из-за пристрастия к алкоголю и женщинам. Его отец решил, что сын готов к службе в армии. Зная с рождения, что он будет служить в Семеновском полку, Петр мечтал стать прекрасным офицером, о свободе и удовольствиях петербургской жизни.

Читайте также:
Поэма Некрасова Княгиня Трубецкая: сочинение

Однако, очевидно, отец опасался такой ситуации, поэтому и отправил его в Оренбургскую армию, чтобы он получил урок настоящей жизни. Сопровождает Петра верный холоп Савельич. Поступки Петра на первый взгляд кажутся ребяческими и беспечными. В первый же день игры на бильярде он проигрывает много денег. Савельич не хочет давать барону Савельичу такую большую сумму, надеясь защитить имущество барона. Но Петр хорошо запомнил слова отца и решил не разменивать свою честь и достоинство на деньги. Выслушав ворчливые извинения Савельича, он заплатил долг и пообещал в будущем больше не играть в азартные игры.

На самом деле, это было небольшое событие в жизни мальчика, но все состоит из мелочей. Не зря говорят, что тот, кто верен в малом, будет верен и в большом. Я думаю, что Петр правильно оценил ситуацию и отреагировал на нее. Позже мы видим его в более значимых жизненных ситуациях. Например, когда молодой человек вызывает Швабрина на дуэль, чтобы оскорбить девушку, которую он любит. Хотя самым показательным, на мой взгляд, является эпизод, когда Петр отказывается присягать на верность Емельяну Пугачеву, потому что тот уже присягнул на верность императрице. Для него это вопрос чести, и он никогда не сможет позволить себе предать ее.

Несмотря на “нет”, которое ставит ему Петр, “разбойник” Пугачев испытывает к нему симпатию. Молодой человек тоже раньше переживал слово “честь”, поэтому он поддерживает его. Ему кажется отвратительным, что люди готовы преклонить колени у ног человека, который в данный момент находится у власти. По его мнению, лучше умереть, чем опуститься до такого состояния.

Полный антипод Гринева-младшего – Швабрин. Первое впечатление: это красивый молодой человек с хорошим образованием. То же самое нельзя сказать о Петре, который не отличается начитанностью и интеллигентностью. Возможно, именно поэтому дочь капитана, Маша Миронова, смотрит на него с таким интересом. Однако за этой личиной скрывается подлый и мелочный человек, для которого слово честь бессмысленно.

Не раз от него страдала и сама Маша. Швабрина можно было узнать только тогда. Он всячески ругал девушку, а впоследствии содержал ее в нечеловеческих условиях. Более того, красноречиво говорит тот факт, что он сразу же перебежал к Пугачеву, как только получил власть.

Швабрин – настоящий эгоист, который думает только о себе. Такие люди всегда остаются там, где им удобно и комфортно, и для них не имеет значения, какую цену им придется за это заплатить, даже если речь идет о потерянной чести. Петр же сделал все возможное, чтобы защитить Машу Миронову в суде, ни разу не упомянув ее имя, но взяв всю вину на себя. Я думаю, что Пушкин ввел русскую пословицу, которая является эпигоном “Капитанской дочки”, в образ Петра Гринева. Этот мальчик своими словами и поступками показал, что значит “беречь честь смолоду”. Молодой человек никогда не давал отцу поводов для грусти, наоборот, он не раз гордился им.

Читайте также:
Общество в жизни Онегина, Татьяны, Автора (по роману А. Пушкина Евгений Онегин): сочинение

Роль эпиграфов в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

В конце 1920-х – начале 1930-х годов Пушкин начал изучать русскую историю. Его интересуют великие личности и их роль в становлении государства. Автор обращается к актуальной теме крестьянских восстаний. Его авторству принадлежат такие произведения, как: “История Пугачева”, “Капитанская дочка”, “Дубровский”, “Медный всадник”, “Борис Годунов”, “Арап Петра Великого”, “Полтава”.

Это последнее произведение Александра Пушкина. Казак по имени Емельян Пугачев возглавил крестьянское восстание. Будучи молодым человеком, главный герой стал свидетелем и участником описываемых событий.

В романе “Капитанская дочка” проявляется характерная особенность пушкинской прозы – ее аналитический характер. Как художник-мыслитель, А. С. Пушкин представляет творчески образное и художественное воссоздание истории страны, как историк и историк-мыслитель одновременно. Эпоха XVIII века интересует поэта. В этом столетии ковалось русское дворянство, как и все русское общество. Пушкин разработал новый жанр исторического романа, описывающего судьбу человека в соответствии с историей, а историю – через судьбу.

Автор сам принимает участие в анализе событий. Его отношение заметно в выборе эпиграфов к каждой главе.

Повесть “Капитанская дочка” основана на судьбах обычных “маленьких” людей, переплетающихся с историей народа и страны. Автора интересует мир обычного человека, его отношение к жизненным ценностям, главными из которых являются честь и достоинство.

Помимо общего эпиграфа – “Береги свою честь”, который воплощает центральную идею книги, он также относится к другим персонажам текста, таким как Швабрин, Маша Миронова, капитан Миронов и его супруга.

Пословица, которую Пушкин рассматривает как эпиграмму на весь роман, обращает внимание читателя на идейно-нравственное содержание произведения: одна из главных проблем романа – проблема чести и нравственного долга.

В.Г. Белинский увидел в “Капитанской дочке” “портрет нравов русского общества в царствование Екатерины”. Показав в романе разные типы сознания: патриархальное, дворянское, народное, индивидуалистическое, А.С. Пушкин поставил психологический эксперимент. Мудрость русского народа, воплощенная в пословице, служит здесь руководством к жизни и нравственной основой общества.

Отец Петруши, Андрей Петрович Гринев, служивший под началом графа Миниха, охотно вспоминал эту пословицу. Он ставит честь выше всего – выше карьеры, состояния, комфорта. Его сына отправляют в армию, но не в блестящий гвардейский полк, куда Петруша был определен с рождения, а в армейский гарнизон, расположенный далеко от дома.

Когда Пушкин описывает раннюю жизнь Петруши, обычного дворянского недоросля, он подчеркивает влияние отца на формирование его характера эпиграфом к первой главе:

  • -Если бы он завтра был капитаном гвардии.
  • – Нет необходимости, пусть служит в армии. Хорошо сказано! Пусть попотеет… Кто его отец?
Читайте также:
Как раскрывается характер городничего по мере развития действия пьесы Н. В. Гоголя Ревизор?: сочинение

Название главы “Сержант гвардии” раскрывает представление Андрея Петровича и Петруши о долге офицера. Петр Гринев – молодой дворянин, выходец из низшего провинциального сословия. Он получил провинциальное образование от француза. Его отец – Андрей Петрович Гринев – видел понятие долга с позиции офицера. Он считал, что офицер должен выполнять все приказы своих начальников, “верно служить тому, кто дал присягу”. И начинать службу нужно с самых низов, чтобы познать трудности армии.

Эпиграфом к главе II “Надзирателя” является старая песня:

На моей стороне, на моей стороне,

Что, я сам не влез?

Что, если не хороший конь меня привез:

Ты привел меня, хороший человек,

Прытость, бодрость молодецкая

И хмелинушка кабацкая.

Из этой эпиграммы нетрудно догадаться, что некоторые из героев этой главы окажутся в трудном положении, в основном из-за необдуманных поступков молодости, “быстроты, силы”. Петр Гринев, ослушавшись кучера, указавшего на грозящую бурю, оказался неизвестно где, как гласит эпиграмма.

Эпиграф к третьей главе “Крепости” взят из песни солдата:

Мы живем в крепости,

Мы едим хлеб и пьем воду,

И как жестокие враги

Они приходят к нам, чтобы купить пирожные,

Давайте устроим для гостей праздник:

Зарядите ружье “градом”.

Третья глава описывает жизнь в Белогорской крепости, для которой Пушкин взял в качестве эпиграфа несколько строк из солдатской песни, описывающей обычную деятельность обитателей крепости.

Эпиграмма к четвертой главе “Дуэли” взята у Княжнина: “В позе и поведении. Посмотри, как я пронзаю твою фигуру!”. В нем нет никакого скрытого смысла. Эта глава посвящена дуэли между Швабриным и Гриневым.

Пятая глава “Любовь” рассказывает об обычной русской девушке Маше, которая надеется найти любовь. Эпиграф обращен к Маше. Эпиграф – куплет из популярной песни:

Ты, красная девица!

Не уходи, дитя мое, выходи замуж молодой;

Девочка, спроси своего отца, свою мать

Отец, мать, клан и племя;

Возьми себя в руки, девушка,

Я не такой, и вы забудете,

Если он найдет что-то хуже меня, он вспомнит меня.

Именно Швабрин, который после дуэли был сослан в Белогорскую крепость, привлекает внимание молодой девушки. Сначала он привлекает ее своей эрудицией и образованностью. Однако вскоре Швабрин совершает ряд подлых поступков, и Маша с негодованием отвергает его. Маша встречает Гринева, свою настоящую любовь.

Автор словно советует Маше не торопиться с замужеством, а подумать самой и спросить у родных. Однако если присмотреться к этим строкам, то, скорее всего, они обращены к Гриневу, а не к Маше, ведь именно ему отец не дал благословения на брак, сославшись на его молодость и неопытность. Вторая эпиграмма дает читателю понять, что разлука героев действительно произошла.

Шестая глава “Восстание Пугачева” рассказывает о том, как “неведомая сила” – войско Пугачева – стихийно наступает на Белогорскую крепость. Восстание Пугача приносит смерть и разрушения.

Эпиграфом к шестой главе служит песня:

Молодые люди, послушайте,

А что скажут старики?

В этой главе весть о начале пугачевского восстания достигает Белогорской крепости. Основное действие главы связано с профессиональной деятельностью Ивана Кузьмича и его партнеров, опытных военных. Молодые офицеры сталкиваются с реальными опасностями, реальными военными проблемами.

Читайте также:
Три правды и их трагическое столкновение (по пьесе М. Горького «На дне»): сочинение

Седьмая глава “Приступа” отражает ключевую ситуацию “Капитанской дочки” – взятие крепости Пугачевым и поведение героев. В каждом случае участники оказывались в ситуации “жизнь или смерть”: каждый принимал решение в соответствии со своей моралью, честью и обязанностями.

Эпиграфом к этой главе является популярная песня:

Голова моя, головушка,

Это хорошо для головы.

Ровно 30 лет и 3 года.

А, голову не использовали

Без собственных интересов нет радости,

Как не говорить себе приятных слов

Да и не высокого ранга;

Только голова была использована для

2 высоких столба,

Также шелковая петелька.

Эпиграф этой главы подразумевает, что Кузьмич, Гринев и другие не были вознаграждены за свою службу богатством или славой, а были преданы смерти. Ключевая глава книги, она описывает взятие Пугачевского острога и действия каждого в этой ситуации. Тот, кто отступает от своих моральных принципов, может присягнуть на верность самозванцу, а тот, кто непоколебимо предан истинному государю, погибнет на виселице.

В восьмой главе, “Незваный гость”, Гринев становится “незваным гостем” у Пугачева. Эпиграф к этой главе: “Незваный гость хуже татарина”. На “странном военном совете” Гринев слышит “унылую гессенскую песню”: “Не шуми, мать зеленая дубровушка”. Не только сама песня внушает ему “пиетистический ужас”, но и люди, которые ее поют, “обречены на повешение”.

В эпиграфе к главе “Разлука” содержится основная идея:

Было приятно познакомиться друг с другом.

Я, красавица, с тобой.

Печально, печально разводиться,

Грустный, словно у него есть душа.

В этой главе происходит “грустное” прощание двух влюбленных. Петр Гринев покидает Белогорскую крепость и прощается с больной Марией Ивановной. Однако даже это испытание разлукой преодолевается с достоинством.

В стихах эпиграммы на десятую главу “Осады города” приводятся слова Черашкова:

Обитают на лугах и в горах,

Он смотрел на град сверху вниз, подобно орлу.

Позади лагеря он воздвиг каменный камень.

Зачем ночью принес под град.рыгайлов, спрятав в нем громоотводы? Оправдывает ли сам Раскольников свою теорию? 7. Какова цель визита Раскольникова к Соне? Читаются ли слова героя, обращенные к Соне: “Мы вместе прокляты”? С какой целью Раскольников искушает Соню, задавая ей провокационные вопросы? Какую роль играет чтение кн.

Когда Гринев прибыл в Оренбург, началась осада города Пугачевым. Он окружил город точно так же, как в песне. В этой главе Петр Гринев оказывается перед выбором: долг офицера или долг чувства. “Ночью он пытается спасти Марью Ивановну.

Эпиграф к одиннадцатой главе “Мятежной слободы” следующий:

В то время лев был хорошо упитан, несмотря на то, что был свиреп от рождения.

“Почему вы пришли в мой детский сад?”. –

Спросил он с нежностью.

Пушкин сравнивает Пугачева со львом. Однако в “Бунтующей слободе” Пугачев относится к Гриневу “ласково”. Именно в этой главе Гринев пришел к Пугачеву просить разрешения уехать в Белогорскую крепость. Руководитель восстания Петр понимал, что этот шаг опасен, но он верит в принцип: “Долги надо отдавать в уплату”. Поэтому он решает еще раз помочь Петру Гриневу спасти Машу из Швабрина.

Читайте также:
Тема любви в творчестве А. С. Пушкина: сочинение

Эпиграф к двенадцатой главе романа “Сирота”:

Как и наши яблони

Нет крышки, нет микробов;

Как и наша, принцесса

Ни отца нету, ни матери.

Никто не может оснастить ее,

Нет никого, кто мог бы ее благословить.

Он полон печали и беспокойства за сироту.

В главе “Сирота” Гринев и Пугачев приезжают в Белогорскую крепость. Маша была одета в крестьянское поношенное платье, с растрепанными волосами. Осиротев, она не имеет ни матери, ни отца. Будучи дочерью капитана, она возлагает все надежды на своего возлюбленного Гринева. Однако главным спасителем становится Пугачев, который на их свадьбе выражает желание стать “посаженым отцом”.

” Арест” представляет собой новое испытание для влюбленных: Гринева арестовывают и обвиняют в измене. Эпиграф к этой главе: Не гневайтесь, сударь: по долгу моей службы

Я должен отправить тебя в тюрьму немедленно.

– Вперед, я готов, но я возлагаю большие надежды,

Какой предмет вы бы хотели объяснить мне первым.

Знакомит читателей с развязкой этой главы, когда Зурин, друг Гринева, вынужден арестовать его, потому что правительство, узнав о его “дружеских поездках” с Пугачевым, прислало приказ о его аресте.

Эпиграф к четырнадцатой главе книги “Испытание: “Слова мира – Морские волны”.

По словам Пушкина, эта пословица послужила эпиграфом к народной молве о том, что Гринева отдали под суд. В пословице также говорится, что слух этот неверен и зыбок и проходит как волна. Маше удалось таким образом переубедить императрицу. Помилование Петруши было дано не императрицей, а Машей. Как только Маша поехала в Петербург, она объяснила, в чем заключались действия Гринева, и именно она заставила императрицу поверить ей.

Так, целую систему эпиграфов использует А.С. Пушкин в “Капитанской дочке”. Эпиграфы отражают точку зрения автора. Каждый эпиграф – это краткий “обзор” содержания главы, указывающий на ее эмоциональные характеристики. Эпиграф подчеркивает основную идею произведения и придает ему особое освещение.

Вся история восстания Пугачева делит народ на две группы: первая – дворяне, вторая – народ. В своем творчестве Пушкин также мог делать это с помощью эпиграфов. Эпиграфы в основном представляют собой народные тексты, пословицы и отрывки из популярных песен. Они отражают истинный народный взгляд автора на события.

Анализируя эпиграфы к “Капитанской дочке”, вы понимаете, что в них содержатся подсказки и ключи, которые помогают понять Пушкина как писателя и гражданина.

«Любовь»

Первый эпиграф взят из народной песни о женитьбе, второй – из песни о любви. Маша и Петр признаются друг другу в своих нежных чувствах, и офицер просит руки девушки. Однако интриги Швабрина, в которых он написал нелестное письмо Андрею Петровичу, расстроили их союз, и он не собирается вознаграждать его за это.

Эпиграф к этой главе – строчка из старой песни о старой жизни. Последующие события подтверждают их. Генерал из Оренбурга предупредил коменданта о сгущающихся тучах над крепостью. Мятежные инородцы и казаки бунтуют, переходя от слов к делу, и захватили несколько крепостей. Пока офицеры не слишком напуганы, позже Василиса Егоровна сообщает им, что соседнюю крепость захватили бунтовщики. Подчиненные уважают Василису Егоровну за ее решение остаться с мужем и, похоже, считают его правильным.

Читайте также:
Современна ли сатира В. Маяковского: сочинение

19 Комментарии

Работа хорошая, но есть несколько орфографических ошибок. В описании источника эпиграфа использовано много лишних слов, что привело бы читателя в замешательство. Несмотря на то, что все вышеперечисленное – кажущиеся мелочи, внимание к ним необходимо для достижения идеалов. Лучшие исследовательские работы в Интернете, несомненно, сослужат вам добрую службу в ваших будущих начинаниях.

Дорогой друг, большое спасибо за ваш совет. Что касается орфографических ошибок, мы еще раз проверили текст и обнаружили опечатку. Возможно, это также относится к “ошибкам” в левой колонке, где приведены цитаты из романа. Но это оригинальный текст Пушкина, с устаревшими словами и так далее. Мы не можем исправить это. Если вы обнаружили ошибки в правой колонке, пожалуйста, укажите их более точно.

К вопросу о повторении. Да, мы согласны, что повторение иногда бывает утомительным. Но мы публикуем тексты для юных читателей, а не для взрослых профессионалов. Иногда повторение кажется уместным ради простоты и ясности.

Сочинение на тему Смысл эпиграфов в “Капитанской дочке”

Поделитесь нашим сайтом эссе и материалом со своими друзьями и близкими, используя кнопки социальных акций!

В конце 1920-х и начале 1930-х годов Пушкин посвятил себя изучению русской истории. Его интересуют великие личности и их роль в становлении государства. Автор обращается к актуальной теме крестьянского восстания. Его авторству принадлежат такие произведения, как: “История Пугачева”, “Капитанская дочка”, “Дубровский”, “Медный всадник”. “Капитанская дочка” – последнее произведение Пушкина. В ней рассказывается о крестьянском восстании под предводительством казака Емельяна Пугачева. Повествование ведется от лица главного героя, который, будучи молодым человеком, стал свидетелем и участником описываемых событий. Автор сам принимает участие в анализе событий. Его отношение можно увидеть в выборе эпиграфов к каждой главе. Эпиграф к главе “Сержант гвардии” раскрывает, как Андрей Петрович и Петрушка понимают обязанности офицера. Петр Гринев – молодой дворянин, кандидат из провинции. Свое провинциальное образование он получил от француза, который “не был врагом бутылки” и любил много пить. Его отец – Андрей Петрович Гринев – смотрел на понятие долга с позиции офицера. Он считал, что офицер должен выполнять все приказы начальства, “верно служить тому, кому присягнул”. Отец сразу же говорит, что “Петрушка не поедет в Петербург”, и отправляет его в глухую крепость Белогорск. Андрей Петрович Гринев не хочет, чтобы его сын учился “пороть себя”. Эпиграфом к главе 11 служит старая песня. В главе “Пугачев” появляется “крестьянин”, который впоследствии становится предводителем восстания. С появлением Пугачева в романе […] эпиграмма к главе “Разлука” содержит главную мысль: “печальная” разлука двух влюбленных. Но и это испытание они проходят с достоинством. В десятой главе перед Гриневым встает выбор: офицерский долг или чувства. “Ночью” он пытается спасти Марию Ивано […] […]…

Читайте также:
Вещи и книги (по тексту Л. Лиходеева): сочинение

Сочинение на тему Смысл эпиграфов в Капитанской дочке Стр. 1

Сочинение на тему Смысл эпиграфов в Капитанской дочке Стр. 2

По следующим ссылкам вы можете отправить на email или скачать реферат на тему “Значение эпиграфов в “Капитанской сказке””.

Предварительный просмотр:

1 слайд. Значение эпиграфов в романе “Капитанская дочка

  1. Продемонстрировать многофункциональную роль эпиграфа в литературном произведении.
  2. Развитие способности самостоятельно работать с текстом, словарями, дополнительной литературой, в Интернете.
  3. Формирование моральных критериев, связанных с понятиями “честь”, “национальная идентичность”.
  4. Обучение общению в ситуации диалога.

Это короткий текст, помещенный автором перед эссе или частью эссе. Как правило, эпиграф состоит из цитаты из какого-либо источника, например, литературного произведения, фольклорного произведения или философского трактата.

Эпиграфы в “Капитанской дочке” интересны и необычны для поэта: из 17 эпиграфов 10 взяты из фольклора. Эпиграфы подбираются к каждой главе и к роману в целом, т.е. образуют определенную систему. То, что система эпиграфов соответствует идейному содержанию, ясно из окончания повести: “Мы решили, с согласия родственников, издать ее специально, подобрав к каждой главе подходящую эпиграмму…”.

Граф Миних имел при себе Петра Гринева в качестве верного слуги, как указано в эпиграфе. Каждый дворянин, по мнению Андрея Петровича, должен служить Отечеству: “.пусть служит в армии, пусть тянет струну, пусть нюхает порох, пусть будет солдат, а не шаматон”, “Служи верно, кому присягал. “.

Эпиграф обрисовывает судьбу главного героя.

В нем также воплощена идея о том, что военная служба – это почетно, говоря современным языком, престижно. Сравните это с высказыванием Петра Гринева: “Я представлял себя офицером гвардии, что, по моему мнению, было верхом человеческого благополучия.

Согласно названию главы, эпиграф относится к Пугачеву и описывает его как “доброго молодца”, которого “поспешность, молодость и кабацкая еда” завели в “неведомую страну”. Хотя здесь есть противоречие: Пугачев знает знакомую сторону, но другие его увлечения привели его в этом направлении. “Эта сторона мне знакома”, – отвечает путник, – “Слава Богу, по ней ездили издалека и издалека. Песня в эпиграфе перекликается с другой: “Не шуми, матушка, дуб остролистный” (гл. VIII), что подчеркивает трагический характер Пугачева.

Эпиграмма, взятая из солдатской песни, соответствует шутливо-ироническому тону, в котором автор дневника вспоминает заблуждения и ошибки своей молодости. В этой главе отношение автора и рассказчика к описываемым событиям, вероятно, во многом совпадает. Повторение названия главы “Крепость”, начало повествования “Белогорский острог находился в сорока рейсах от Оренбурга” и эпиграф “Мы живем в крепости (крепости)…” следует отметить. Возможно, автор таким образом подчеркивает важность Белогорской крепости в том, что произойдет, тем самым подчеркивая ее значимость.

Эпиграф Княжнина с легким оттенком юмора отрицает весь драматизм предстоящей дуэли между Гриневым и Швабриным. Пушкин словно высмеивает юношескую невоздержанность своего героя. В эпиграфе используются термины “positura”, “figura” профессиональных дуэлянтов.

Главы, в которых развивается тема Марьи Ивановны, являются эпиграфами популярных песен, пословиц и любовных текстов поэтов XVIII века. Таким образом Пушкин показывает свою симпатию к главной героине и подчеркивает, что ее характер близок к народному идеалу.

Читайте также:
Положительно прекрасный человек в романе «Идиот»: сочинение

Отрывки из популярной песни пронизаны атмосферой грусти, сожаления и разочарования. И это совпадает с тем, что происходит в душе главного героя: “Моя жизнь стала невыносимой. Я впал в меланхолию, подпитываемую одиночеством и бездействием. Моя любовь разгоралась в одиночестве и становилась все тяжелее для меня с каждым часом…… Мой дух пал.

В этой главе рассказывается об исторических событиях, потрясших Россию. В некотором смысле эпиграф этой главы – призыв к читателю серьезно отнестись к тому, что последует дальше.

Помимо краткого изложения основного содержания главы, эпиграф раскрывает отношение рассказчика к ряду персонажей. Видя их недостатки, Гриннев привязался к семье Мироновых. В эпиграфе бескорыстие, скромность и честность капитана Миронова вызывают симпатию читателя. С окончанием главы заканчивается и эпиграф. Ванесса Егоровна восклицает: “Свет ты мой, Иван Кузьмич, удалая солдатская голова!”. Ни прусские штыки, ни турецкие пули не смогли коснуться тебя, ты погиб не в честном бою, а от руки несчастного пленника. Как и эпиграф и конец главы, повторяющееся слово “голова” создает кольцевую композицию. Эпиграф взят из народной песни, а слова Василисы Егоровны напоминают народное причитание, плач по умершему. И, конечно, трагический тон эпиграфа и заключительных строк главы совпадают.

Глава VIII “Гость”

Пословица передает тревожное настроение Петра Гринева, оказавшегося в рискованной ситуации. Дважды повторяя словосочетание «незваный гость», Пушкин подчеркивает разрушительный характер, драматизм русского бунта.
12 слайд.

Стихи Хераскова наполнены нежностью, лиризмом. Они словно отражают характер Марьи Ивановны, кроткий, мягкий, женственный. “Разлука” – так называется глава, а эпиграф передает состояние влюбленных, навевающее грусть: слово “грусть” повторяется трижды.

Глава X Осада города.

Надпись выполнена в высоком стиле и сравнивает Пугачева с орлом. В народной мифологии орел является символом свободы, гордого и независимого духа, силы и власти. Черасков использует слова высокого стиля, такие как “взор”, “град”, “стан”, “перуны”, “в ночи”, которые, отсылая к произведению Пушкина, подчеркивают величие и значимость характера Пугачева. Надпись напоминает историю об орле и вороне, которую Пугачев рассказал Гриневу.

Глава XI “Ла Слобода Амотинада”.

Эпиграмма относится к Пугачеву, которого сравнивают со львом. Он говорит о природной свирепости льва, а его любвеобильный характер объясняет тем, что “в то время” он был “пьян”. Считается, что автором этой эпиграммы является Пушкин, а приписывается она Сумарокову. Какова была цель литературного обмана? Слова о природной дикости льва, возможно, были обусловлены цензурой. Но, скорее всего, это скрытая полемика против традиционных дворянских представлений о Пугачеве. Ведь содержание этой главы и всего романа свидетельствует об отсутствии у Пугачева природной свирепости. Сумароков в этом отношении не возвышается над своим кругом, называя Пугачева “варваром”, “бешеной собакой”, “врагом отечества”, переросшим “тигра и осину”.

Эпиграф в какой-то степени и противоречит содержанию главы, потому что именно в ней «снаряжает» и «благословляет» сироту сам Пугачев. Именно он будет посаженным отцом и устроителем счастья Маши.
Слова из эпиграфа перекликаются со словами главы, характерными для устного народного творчества .«Голубушкой» называет Машу попадья. Пугачев также говорит о Маше «голубушка», «красная девица», «бедная девушка», «красавица»
16 слайд.

Читайте также:
Век нынешний и век минувший в комедии: сочинение

Княжнину принадлежит заслуга стилизации авторских слов. В какой-то мере эпиграф связан с главным событием – арестом, что отражено в названии. Гринева арестовывают, но он уверен в справедливости суда, в своей невиновности: “Совесть моя была чиста, суда я не боялся”.

Эта глава посвящена последствиям событий, упомянутых в предыдущих главах. Если до сих пор повествование показывало рассказ действующих лиц в основном с точки зрения Гринева, то в конце истории сталкиваются различные точки зрения самого Гринева (суд, родители Гринева, Марья Ивановна, императрица, потомки Гринева). В конце концов, ложные мнения о нем исчезают без следа. Отсюда эпиграмма “Мировые сплетни – это морская волна”.

– Эпиграфы образуют идеологический дуэт с названиями глав. Некоторые литературоведы даже предлагают провести эксперимент: читать только названия глав и их эпиграфы.

В этих двух группах эпиграфов мы видим три слоя культуры и два мировоззрения – дворянский и крестьянский.

– Каждая эпиграмма – это вступление к истории, которая будет рассказана в определенной главе. Каждая эпиграмма связывает читателя с событием или персонажем, описанным в главе, и задает определенный тон последующему повествованию, то есть эпиграмма действует как своего рода экспозиция.

Каждый эпиграф несет в себе смысл, благодаря которому можно не только понять замысел Пушкина, но и почувствовать время, в котором происходит действие повести, и понять героев.

Именно пушкинский эпиграф создает сложный образ, призванный усилить прочтение как самого произведения, так и текстов, из которых оно взято.

– Некоторые литературные критики считают, что эпиграмма в этом произведении – это своего рода конспект главы.

– Н. В. Гоголь писал о произведениях Пушкина: “Слов немного, но они так точны, что передают все”. В каждом слове – бездна пространства. В каждом слове есть сила поэта”. Это в полной мере можно отнести и к эпиграфам, с их тщательным подбором, вкусом и точностью в “Капитанской дочке”. “.

Уберите эпиграфы из истории, и вы почувствуете пустоту, вам будет их не хватать. Вы упустите не только их глубокий смысл, но и эмоциональность, которая, несомненно, отражает отношение автора к героям и событиям, его беспокойное сердце, чувствительную душу Пушкина.

Эпиграфом к главе Пушкин выбрал строки поэта Хераскова о любви и ее вечной спутнице – разлуке. Гринев собирается ехать в Оренбург, а заболевшая Маша теряет сознание и вынуждена остаться у жрицы. Пугачев назначает предателя Швабрина комендантом Белогорской крепости, что расстраивает Петра Гринева. Он предполагает, что негодяй Швабрин наверняка воспользуется своим положением и усложнит жизнь бедной сироте. Гринев намерен убедить генерала освободить крепость от бандитов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: