Стихотворение «Родина» и его место в лирике Лермонтова: сочинение

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова охватывает самые разные проблемы и темы. Общей темой всех его произведений является тема Родины и патриотизма.

Тема Родины в поэзии Лермонтова

Тема родины – одна из главных в творчестве Лермонтова. Отечество – положительный идеал для поэта, так велико желание поэта петь о нем, каким бы оно ни было. В стихах поэта родина предстает в разных образах: с одной стороны, для него Россия – это его родина, где он родился и вырос. Лермонтов любил и прославлял именно Россию. С другой стороны, он видел Россию как страну, управляемую грубой и жестокой силой, подавляющей все человеческие стремления и, прежде всего, волю народа. Этот двойственный взгляд на Россию отражен в стихах Лермонтова.

Странная любовь связывает меня с Отчизной. Ни разум, ни слава, купленная кровью, не смогут одолеть ее, ни мир, полный доверия, – пишет Лермонтов в стихотворении “Родина”.

Стихотворение Лермонтова “Когда волнуется желтеющий сюжет” отражает “странную любовь” Лермонтова к родине. Чувство гармонии с родной природой тонко ощущается Лермонтовым. Духовная связь поэта с родиной происходит через общение с природой. “Набор белых берез” – суть любви поэта к неприхотливому русскому пейзажу. Родные просторы успокаивают поэта, соединяясь с природой, поэт чувствует себя счастливым:

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога…

Природа дарит поэту покой и теплоту сердца.

Поэт продолжает выражать свою “странную любовь” к родине в стихотворении “Отечество”. Славянски покорная Россия – это еще не Родина. Для Лермонтова родина – это “холодная тишина степей”, “ее бескрайние раскидистые леса”, это народ, простой русский народ с его радостями и печалями.

С отрадой многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно.

Лермонтову близка и дорога такая Россия с ее неразгаданной тайной. Непонятно также, чем закончилась любовь поэта. Поэт называет свою любовь странной еще и потому, что в любви он страдает, мучается и скорбит вместе с Родиной и народом. Поэтому Россия Лермонтова – это не только пейзажные зарисовки, родные края, дорогие его сердцу. Именно “немытая Россия рабов, господ, синих мундиров и преданных им людей” описана в “Отечестве” Лермонтова. Его всегда волновала судьба России, поэтому поэту было больно осознавать, что его родина погрязла в бесчеловечности, жестокости и непонимании. Поэт не хочет видеть и принимать Россию, страну “рабов и господ”, поэтому он говорит: “Прощай, немытая Россия”.

Счастье и честь Родины, вера в ее освобождение – такова была мечта Михаила Юрьевича. “Идите в огонь во славу родины, за убеждения, за любовь!” – призывает поэт. Такое патриотическое настроение преобладает в знаменитом стихотворении “Бородино”.

Русский поэт уважал и любил русский народ. Он знал, что именно крестьяне спасли Россию во время войны 1812 года. Их родина всегда стоила жертв:

Ребята! Не Москва ль за нами,
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!

Солдат, который ведет повествование, не один, а говорит от имени всех. При этом он постоянно подчеркивает общий дух патриотизма и всеобщее отношение к войне как к серьезному воинскому долгу:

И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Поэт явно разделяет патриотические чувства героя своего стихотворения. Но, к сожалению, он не видит его продолжения в нынешнем поколении. Поколение современников Лермонтова ни в чем не нуждается, ни к чему не стремится. Они озабочены только своим личным благополучием и мало заинтересованы в улучшении жизни в России. Именно поэтому в стихотворении “настоящее время” противопоставляется прошлому. Старый солдат говорит: “Да, были люди нашего времени, не то что это племя…”. Этими словами поэт упрекает свое поколение, которое ненавидит и любит одновременно “случайно, не жертвуя ни злобой, ни любовью”, современное поколение не способно на подвиги, оно потеряло связь с народом. Простые и естественные отношения между русскими солдатами на войне противопоставляются безнравственным законам, по которым живет “нынешнее племя”.

Читайте также:
Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова Дума.: сочинение

Судьба своего поколения – одна из важнейших забот Лермонтова. Это поколение жило во времена “не-времени”, главной характеристикой которого было отсутствие общественных идеалов. Гнетущая атмосфера в России конца 1920-х годов также описана поэтом в стихотворении “Монолог”. В деревне одаренный человек не может развивать свои таланты, потому что в атмосфере страха, подозрительности, доносов хорошо живется только скромным, а умный и сильный человек чувствует пустоту и бесцельность своего существования:

И душно кажется на Родине,
И сердцу тяжко и душа тоскует…,
Не зная ни любви, ни дружбы сладкой…

Любовь поэта к России искренняя, требовательная и глубокая. Он далек от сводничества, он не прощает России ее недостатков. Амбивалентное отношение поэта к своей родине выражено в каждой строчке его произведений. Эта “убогая и обильная” Россия – его любимая родина, но иногда в ней возникает боль и гнев на человеческое терпение, рабское смирение, которые поэт не может и не хочет принять, понять или объяснить.

Добавить комментарий Отменить ответ

Литрекон © 2022 Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’6’>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’7’>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’10’>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’11’>

Сочинение: восприятие, истолкование и оценка стихотворения Лермонтова «Родина»

Лермонтов написал одно из самых известных своих стихотворений, “Родина”, в 1841 году. За свой истинный патриотизм, воспевающий Великую Родину, это стихотворение хорошо известно и горячо любимо читателями. Как бы обнажая перед нами свою истинную тонкую душу, поэт открыто и честно говорит как о ее достоинствах, так и о недостатках. Именно из-за недостатков, по мнению автора, эта страна так дорога ему. В этом стихотворении мы видим Россию подавленной и печальной – состояние, соответствующее настроению нашего поэта в момент написания стихотворения. no suelen tener principios ni brújula moral.

Россия для Лермонтова – это грустная Россия. Стихотворение наполнено воздушными и таинственными образами, пропущенными через призму личных чувств. Используя эпитеты, автор рисует нам образ необъяснимый и труднопостижимый, но в то же время прекрасный и чувственный. Сравнение стихотворений Пушкина и Лермонтова о Родине весьма интересно. Поэты жили практически в одно время, в одну эпоху. Они внесли огромный вклад в русскую литературу и умерли в расцвете сил. Однако Пушкин представляет родину ярко, празднично. В стихотворении поэт использует народные образы веселья, радости, широкой души простых людей. Прежде всего, он видит в России свой дом, свою мать, свою деревню, свою няню. Хотя Пушкин видит и недостатки, обсуждает их, но не зацикливается на них, он также не идеализирует. Прекрасная и светлая, его родина имеет лишь незначительные недостатки, которые добавляют ей привлекательности.повести себя иначе. Многие обесчещенные опричниками жёны в

Читайте также:
Современность пьесы Горького «На дне»: сочинение

В версии Лермонтова, однако, мы видим обратное, почти полное противоречие тому, что написал Пушкин. Перед нами предстает картина замечательной матери с огромными недостатками, но лирический герой все равно похож на любящего сына, который не может ее оставить и вынужден жить с ее страданиями. Он пытается вылечить ее, критикуя ее недостатки.

Я люблю свою Родину, но странной любовью!

Мое здравомыслие не выдерживает этого.

Не славу, купленную кровью,

Он также не полон горделивой уверенности,

И зловещее наследство

Во мне не движется радостная мечтательность…

Давайте поговорим о цветах в этом стихотворении более подробно. Прежде всего, мы видим много темных тонов. Темнота и сумерки окутывают почти все изображения, иногда их сменяют темно-синий и темно-зеленый цвета, которые олицетворяют море, реку и лес. Изредка появляется желтая трава, окна хижин ночью или сгоревшая стерня, сквозь которую мы видим что-то похожее на свет в полной темноте. Есть в стихотворении и белый цвет, присутствующий лишь небольшими пятнами в образах берез и других мелких деталях. Белый цвет появляется только как отражение света, например, желтого, который освещает темноту и дает слабую надежду на улучшение.

Читатель очень сильно чувствует мелодию произведения. Вот почему так легко запомнить стихотворение. Мастерски используя перекрестные рифмы, строки Лермонтова словно переходят одна в другую, как текущая вода.

В стихотворении также присутствуют ассонансы, что придает ему определенную мелодичность. Резонирующая буква “о” производит впечатление пения русского народного хора, но оно не величественное, скорее печальное, тяжелое, похожее на крик о помощи, стон. Боль о судьбе родины слышна в каждом стихотворении.

У “Родины” также нет недостатка в остром политическом подтексте. Строка “полный гордой уверенности в мире” является прямой ссылкой на манифест Николая II, который превозносил мир до небес и сделал его главной стратегией правительства. “Слава, добытая кровью” – это также ссылка на совесть правителей России, известных тем, что они торговали душами русских солдат, которые продавались за границу как пушечное мясо.

Можно ли любить такую родину? Так считает автор этой книги. И, возможно, он находит ответ – да, это возможно – своей душой, своими чувствами, своими эмоциями. Такую любовь бесполезно объяснять разумом, видимо, это и есть настоящий русский патриотизм.

Как и в других русских одах, Лермонтов не восхваляет страну с пафосом. В своем стихотворении он представляет страну одновременно грустную и теплую, с реальными проблемами и недостатками. В этой статье автор попытался найти причину, по которой люди могут искренне любить родину, без каких-либо других оправданий. Я считаю, что эта любовь проистекает из искренности, правдивости и открытости настоящих, обычных людей.

Сочинение: Стихотворение М.Ю. Лермонтова Родина

Чувство родины, горячая любовь к ней пронизывает всю лирику Лермонтова. Присущие поэту Илье Репину чувства величия России нашли лирическое выражение в стихотворении “Родина”. Лермонтов написал это стихотворение в 1841 году, незадолго до своей смерти. В стихотворениях раннего периода Лермонтова патриотическое чувство не достигает той аналитической ясности и осознанности, которая наблюдается в “Родине”. “Родина” – одно из самых значительных произведений русской лирической поэзии XIX века.

Стихотворение “Отечество” стало одним из шедевров не только лирики Лермонтова, но и всей русской поэзии. Чувство безысходности породило трагическое видение мира, которое нашло отражение в стихотворении “Отечество”. Кажется, ничто не дает такого мира, такого чувства спокойствия, даже радости, как это общение с сельской Россией. Именно здесь чувство одиночества исчезает. Лермонтов описывает народную, светлую, торжественную, величественную Россию, но, несмотря на общий благоприятный жизненный контекст, в восприятии поэтом родной земли присутствует некий оттенок грусти. Можно сказать, что любовь к родине у Лермонтова, не теряя своей непосредственности и теплоты, впервые в русской литературе становится главной темой, становится проблемой, которую поэт ставит, обдумывает и по-своему решает. Но в стихотворении “Отчизна” Лермонтов выражает еще более важную мысль: “Люблю отчизну я, но странною любовью”. Что это была за странность? Почему любовь поэта к родине была такой противоречивой? С одной стороны, для него Россия – это его родина, где он родился и вырос. Эту Россию Лермонтов любил и прославлял. С другой стороны, он видел Россию как страну, управляемую жестокой и грубой властью, которая подавляет все человеческие стремления и, прежде всего, волю народа. Это двойное понимание отражено в стихотворении “Родная земля”. Но помимо всего этого, стихотворение “Родная земля” открывает совершенно новую крестьянскую тему в лирическом творчестве М.Я. Лирическое произведение Лермонтова. Фигура простого мужика становится собирательным образом русского крестьянства. Н.А.Добролюбов писал: “Лермонтов обладал, конечно, огромным талантом, и, будучи в раннем возрасте способен понять пороки современного общества, он был способен также понять, что спасение этого ложного пути лежит только в народе. [Но, по мнению Н.А. Добролюбова, нельзя требовать от русского поэта “самого полного выражения чистой любви к народу, самого человеческого видения его жизни”.

Читайте также:
Тема любви в поэзии А.А.Блока и С.А.Есенина: сочинение

” Родина”, стихотворение Лермонтова, – это лирическое размышление об отношениях поэта с родиной. Уже первые строки:

Я люблю свою Родину, но странной любовью.

Мое здравомыслие не сможет это преодолеть.

Поэтически в стихотворении чувствуется глубокое эмоциональное, глубоко личное объяснение и, в то же время, своего рода вопрос к самому себе. Стихотворение “Родина” передает нюанс, возможно, никогда ранее не встречавшийся в русской поэзии. С самого начала поэт говорит о своей “странной” любви к родине. Поскольку М. Лермонтов выдвигает нечто столь необычное для нашего времени, необходимо несколько раз подчеркнуть эту необычность: “Люблю отчизну я, но странно”, “но люблю за то, в чем не узнаю себя”, и “с радостью, неведомой многим”. Даже сам поэт, кажется, в конце не понял всей глубины этой необычной любви к России. Однако ясно, что эта любовь относится к России народной, к ее просторам, к ее природе. Патриотическая тема в этом стихотворении уже приобрела лирический характер. На протяжении всего стихотворения Лермонтов представляет альтернативный взгляд на патриотическое сознание. Чуждый ему патриотизм сразу же опознается. Поэт равнодушен к славе, купленной кровью, к легендам, хранимым поколениями. От общих мыслей поэт постепенно переходит к конкретным. Любовь к России у поэта настоящая, взыскательная, глубокая. Несмотря на буквальный смысл, в стихотворении речь идет о странной любви к родине, а не о любви к родине как таковой. Это динамическое движение поэтической мысли придает стихотворению полемический и программный смысл. В качестве основного чувства к родине, – пишет В. Р. Фохт об этом стихотворении, – выдвигается нечто очень необычное для своего времени; настолько необычное, что поэт счел необходимым упомянуть об этой необычности четыре раза в пределах одного небольшого стихотворения: “Люблю отчизну я, но странною любовью”. “, “Мой разум ее не одолеет”, “Но я люблю – за что, сам не знаю”, “С радостью, неведомой многим”. [2] Только в себе самом М. Ю. Лермонтов раскрывает суть исключительной любви к России в образах. Поэт утверждает свою любовь к России народной, крестьянской, к мощи и простору русской природы, отражающей душу народа, к русской земле, возделанной его трудом. Одним из первых, кто признался в любви к России, был Лермонтов. Он любил Россию за ее неповторимый облик, и прежде всего за ее природу. Именно после него “набор белых берез” стал символом России. Мотив “странной любви” развивается из двух взаимосвязанных и вместе с тем контрастных аспектов: необъяснимой холодности к общепризнанному и возвышенному предмету патриотического восторга (“слава, кровью купленная”) противостоит привязанность к столь же “неотразимому для разума” другому “лицу” родины – простым образам родной природы и русской деревни. И в том и в другом случае поэт не упрощает конфликт между чувством и “разумом”. Ни общий контекст творчества Лермонтова, ни стиль первых строк (“покой, полный гордой уверенности”, “темные древние предания”) не позволяют усмотреть здесь принижения патриотических ценностей в их традиционном для лермонтовской поэзии государственно-историческом аспекте, даже если они “не движутся радостным сном”. С другой стороны, признаваясь в любви к “деревенской” России, поэт не просто рисует ее образ, не подчеркивая его особо привлекательных, “теплых” черт (“холодная тишина степей”, “зыбкие огни печальных деревень” – наряду с “полным гумном” и другими отрадными признаками сельского благополучия). Такой диалектический подход к теме родины нисколько не отрицает убежденности, цельности, силы чувств поэта.

Читайте также:
Мой любимый поэт Серебряного века (А. А. Блок): сочинение

В композиции стихотворения раскрывается, что лирический герой Родины имеет сложное понимание своих отношений со своей страной. Поэт представляет Родину как некое единство, к которому герой обращает свои мысли и чувства. Лермонтов никогда не терял чувства родины, о чем свидетельствуют прямые высказывания лирического героя о родине и ее народе. В лирическом “я” этого стихотворения трудно выделить простого человека, хотя герой “Родины” ездит по проселочным дорогам в простой народной телеге. Однако в герое этого стихотворения как бы бледнеют и стираются черты, отличающие его от его товарища, человека из народа. Точно так же образ героя вписан в образ родной земли, или введен в него. Для лирического героя этого стихотворения важна его родина. В ней герой ищет свои идеалы, в ней он видит простую, искреннюю, естественную жизнь и хочет стать частью этой жизни, частью огромного целого – своей родины. Когда лирический герой Лермонтова едет по проселочным дорогам с мыслью о ночлеге, она смотрит на желтеющие поля, на крытые соломой хижины деревень, на счастливых людей, живущих в них, долго и сочувственно вглядываясь в картину. Именно по этой причине стихотворение вызывает образы русской деревни, дорогой автору, но бесконечно далекой от романтических образов из его ранних произведений. В глазах Михаила Лермонтова родина может быть описана как жизнь людей, в различных деталях их повседневной рутины, которую можно пережить “с радостью” и “с любовью”. Лермонтов не видит недостатков крестьянской жизни. Описывая сельскую жизнь, поэт несколько идеализирует ее, не описывая ни изнурительного труда крестьян, ни их тягот. Сплоченность и единство крестьянской жизни привлекают лирического героя этого стихотворения, а также возможность жить, не испытывая одиночества. Оно считается одним из лучших образцов патриотической лирики.

Деревня в “Родине” предстает в ином свете – как метафора отечества, символ патриотических чувств автора. Но в то же время автор стихотворения обладает той “мировой скорбью”, которая по своему происхождению связана только с мрачной оценкой наличной действительности, но которая по своему значению охватывает весь мир того времени. Содержание “Родины” не имеет отношения ни к мировой, ни к какой-либо другой скорби. При общем жизнеутверждающем и светлом фоне в восприятии родного края присутствует оттенок грусти. Все это говорит о том, что лирический герой продолжает находиться под влиянием народного сознания и народных настроений, сохраняя свой “интеллектуальный масштаб”. Это человек, который страдает под бременем общей беды русского народа и живет с великими мыслями о России. Лирические герои наделены способностью страдать и понимать свои страдания.

Читайте также:
Смешное и грустное в комедии Н. В. Гоголя Ревизор: сочинение

На протяжении всего стихотворения “Родина” у Лермонтова есть две ярко выраженные темы, где первая (тема официальной России) освещается в традиционных поэтических формах: “Слава, купленная кровью”, “Тёмная древность лелеяла легенды”. Во второй части к теме русской деревни добавляется непрерывный поток стихов, но прозаизмы ни в коем случае не выдают своего происхождения из низкой реальности. Первая строка стихотворения имеет торжественную интонацию:

Я люблю свою страну, но странной любовью!

И идет до самого конца, захватывая прозаицизмы второй части:

Мне нравится дым горящей соломы,

В степи ночной конвой,

И на холме, в желтом поле

Ряды белых берез.

Это вещи повседневной жизни, прямо названные, охарактеризованные то логическими определениями (“репейник”, “ночной вагонный поезд”), то самыми общими чертами (желтый луг), то острой, единичной деталью. Она написана в высоком искусстве лирической композиции. Имея своей главной целью изображение природы и жизни человека в России, это стихотворение создает яркий образ страны. Лирическое переживание вызывает простой пейзаж, неброский по своей красоте, но не менее живописный сам по себе, способный затронуть самые тонкие струны души. За начальными стихами, где поэт перечисляет те формы патриотизма, которые отдалены от него той или иной формальностью, следует общее изображение русской природы, великого мира России. После этого приближаемся к герою-наблюдателю и видим, как пейзаж непосредственно связан с повседневной жизнью людей. В заключении поэт-путешественник описывает картину сельского праздника, что-то вроде “пляски топота и свиста под болтовню пьяных крестьян”, и он предвкушает эту сцену до полуночи. Используя богатую образами лексику, стихотворение отражает, как тема дома развивается от широкой идеи к более конкретной. Это самые общие суждения о родине, находящиеся в основании этой пирамиды. Этот слой тематического содержания – обобщенный образ русской природы – еще очень широк, но уже представлен в материальных образах и даже в какой-то степени локализован. Русская культура охватывает гораздо более широкую картину мира. В последующих слоях смысловые объемы уменьшаются, и стихотворение неуклонно и неотвратимо движется к своей вершине, где воплощается человечность. Предшествующие обобщения сменяются в конце второй и третьей строф конкретными аспектами пейзажа, непосредственно связанными с народной жизнью (например, “жгут жнивье”, “проселочная дорога”, “телега, тянущаяся ночью по степи”, “полная молотилка” и т.д.). Здесь начинается крупный план, небольшой участок русского мира. В рамках поэмы идея героя, окруженного этим маленьким миром, становится более осязаемой и конкретной. В финале появляются образы крестьян, живущих в “печальных деревнях”. Автор стихотворения страстно настаивает на всех этих аспектах родины – и все это в облике лирического героя стихотворения. В поэме он одновременно и философ, обобщающий свое отношение к России, и путешественник, созерцающий ее природу и с любовью наблюдающий за ее людьми по ходу поэмы.

Читайте также:
Серебряный век русской поэзии: сочинение

Следует отметить, что тематическое развитие родины – от “широкого” к “узкому”, от “большого” к “малому”, от философии к образам природы и человеческой жизни – определяется языком и метром стихотворения. Развитие лирической мысли от абстрактных понятий к конкретным, повседневным образам.

Холодная тишина его степей,

Его леса не имеют границ с волнами,

Разливы рек, которые …

Объекты, изображенные в лексике третьей строфы, не только материальны, но и более локальны и ограничены; это лишь отдельные элементы общей картины, и недаром они обозначены преимущественно словами в единственном числе (в отличие от второй строфы, где преобладает множественное число): табор, плуг, береза, хижина, молотильня. К концу поэмы меняется и метрическая цель: за торжественными, плавными, задумчивыми и медленными 6- и 5-стопными ямбами первой и второй строф следует 4-стопный ямб, который здесь знаменует переход к простой и свободной тональности, подготавливая, так сказать, образ танцующих крестьян. Стихотворение написано ямбическими ямбами в разнобой. Возможно, эта особенность связана с композицией произведения. Первая строфа, посвященная размышлениям поэта о его “странной любви” к родине, звучит торжественно и размеренно. Отчасти это связано с использованием инверсии: “Я люблю свою страну” и “мой разум не победит ее”. Эта строфа написана ямбическим пентаметром и гекзаметром. Вторая строфа написана ямбическим трезвучием, поэтому язык, который использует автор для рассказа о русской деревне, прост и легок. Лексика поэмы также разнообразна: в начале поэмы она литературная (“разум”, “честь, купленная кровью”), а в последней части переходит в обычную разговорную речь (“ехал на телеге”, “дым из пней”, “болтали пьяные крестьяне”). В этом стихотворении Лермонтов отказывается от романтических идеалов, сомневается в них и находит очарование в реальности, в обычной жизни таких же обычных, простых людей. Поэма “Родина” разделена на две части. Первая часть намного короче второй, и в ней лирический герой рассказывает о своей любви к родине, которая так странна и непонятна. Вторая часть стихотворения посвящена описанию родины, той родины, которой дорожит лирический герой. И именно во второй части описывается все, что ему так дорого: степи, леса, реки, “свет деревень…”, “дым сожженного жнивья”, куча берез, хата, “многолюдная молотьба”. Эти части стихотворения контрастируют друг с другом.

Гипербола также используется для усиления впечатления о мощи России: разливы рек подобны морям. Лермонтов также использует аллитерацию. Согласные звуки придают особый поэтический тон стихам о России. Анафора и эпифора также являются поэтическими:

Это – не честь, купленная кровью,

Они оба не полны горделивой доверчивости,

И старые, мрачные легенды прошлого.

Я не возбуждаю в себе мечты о надежде.

Холодная тишина степи,

Его безбрежные леса простираются…

Лермонтов использует те же аллитерации, те же эпитеты (желтый плуг, резные ставни, “росистый вечер”, “пьяные крестьяне” и т.д.), те же олицетворения: “грустные деревни”, “ночные обозы”. Благодаря олицетворению, сама деревня словно оживает, обретает душу. Следует добавить, что простота или сложность звучания также зависит от типов рифмы, используемых поэтом. Например, в первой строфе произведения есть как перекрестная рифмовка, так и рифмовка по четным и круговым линиям, но в последней строфе используется только перекрестная рифмовка. Поэт любит и видит “полную молотилку”, чувствует “дым сжигаемого жнивья”, любит видеть “пляски с топотом и свистом” (здесь аллитерация позволяет нам буквально почувствовать атмосферу народных праздников). Мотив дороги также появляется в стихотворении: “Я люблю ехать в карете по проселочной дороге…”. Мотив дороги помогает создать единый образ села, раскрывая его панораму: “Трепетные огни печальных деревень”.

Читайте также:
Значение монолога Хлестакова в комедии «Ревизор»: сочинение

Многие исследователи считают, что стихотворение было навеяно поэмой А. С. Хомякова “Отечество”. Первым известным откликом на произведение Лермонтова до его публикации стало письмо В. Белинского В. Боткину от 13 марта 1841 года: “Лермонтов все еще в Петербурге. Если вдруг напечатают его “Родину”, – о, что за диво! Это Пушкин, и один из лучших Пушкиных. “[5] . Однако картина, нарисованная М. Ю. Лермонтовым, в отличие от картины Леонардо, не может быть такой. Лемонтовым, в отличие от Леонардо, имеет более широкий масштаб. Более современным образом поэта в “Родине” был бы образ глубоко любящего человека, глубоко поглощенного своей родиной. Михаил Лермонтов в “Родине” – поэт-реалист, поэтому Белинский назвал стихотворение пушкинским. Александр Пушкин ввел в поэзию подлинный реализм, а Михаил Лермонтов в “Родине” отождествил себя с реализмом. Одно из самых любимых произведений Льва Толстого – “Родина”. Стихотворение Лермонтова положило начало литературной традиции, утвердив в русской поэзии жанр лирического размышления о родине, где мысль о ней неотделима от образов русской деревни и природы. Стихотворение Лермонтова “Родина” выделяется своей самодостаточностью, завершенностью, индивидуальной полнотой, неисчерпаемостью, что свидетельствует о его художественной и идейной цельности.

[1] Н.А.Добролюбов. О степени популярности в русской литературе. Избранные статьи – М.: Современник, 1980 г. – 444 с., с. 179.

[2] W.R. Focht. Лирические тексты М. Лермонтов. Уч. Зап. Московский областной государственный педагогический институт имени Крупской Н.К., т.66,1958,с.27

[3] Д.Е.Максимов. Поэзия Лермонтова. – М. – Л.: Наука, 1964, стр.172.

[4] Д.Е.Максимов. Поэзия Лермонтова. – М. – Л.: Наука, 1964, стр.174.

[5] В. Г. Белинский. Собрание сочинений. В 9 томах. Письма 1829 – 1848 гг. – Москва: Художественная литература, 1982. – Т.9. – 863 с. – С.455.

Сочинение на тему «Родина в Творчестве Лермонтова»

В творчестве Михаила Лермонтова тема родины занимает центральное место. Но отношение поэта к своей родине, к России, довольно неоднозначно. Когда Михаил Лермонтов говорит о прошлом своей страны, он идеализирует то, что было в прошлом, и показывает свое недовольство тем, что происходит на его родине сегодня. Любовь Лермонтова к родине – странное и болезненное чувство. Он не пытался показать себя патриотом, но всегда анализировал окружающую действительность в своих стихах.

В стихах Михаила Юрьевича есть трагические мотивы – он рассказывает о том, как лучшие люди своего времени пытаются изменить российскую действительность, но их усилия оказываются безответными и бесплодными. Лермонтов увидел и показал в своих стихах Россию как страну рабов и господ. Но в то же время он гордился достижениями прошлого. Поэтому в стихотворении “Отечество”, написанном в 1841 году, он говорит, что испытывает странную любовь к родине.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Контактный os:.

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.

Родину Лермонтова невозможно отделить от его природы. Многие из этих картин связаны с его детскими воспоминаниями. Для передачи этих впечатлений Михаил Юрьевич использует яркие и насыщенные цвета. Любовь к родине для него не только необъяснима, но и часто приносит страдания.

Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям.

Бывшее имение Михаила Лермонтова появляется в стихотворении “Как часто пестрою толпою окружен”. “В этом произведении, которое было написано в 1840 году, поэт возвращается к своему детству и тем местам, где он жил в детстве. Лирический герой этого произведения возвращается в усадьбу, чтобы спрятаться от шумного мира маскарада, который ему чужд. Пруд, поля, туманы, которые он видел в детские годы, – это место покоя и тишины, где можно обрести умиротворение.

Читайте также:
Сочинение на тему дружба: сочинение

Тема родины связана в лирике Лермонтова с русскими пейзажами. Когда поэт думает о бескрайних русских полях, о

На смену одиночеству приходит покой. Русская природа побеждает человека. Поэзия Лермонтова, как правило, аполитична. Для него Отечество всегда находится в гармонии с миром природы. В то время как власть может меняться, красота и гармония природы остаются неизменными.

По мнению Лермонтова, природа – это проявление Бога, позволяющее гармонично упорядочить окружающий мир. Поэт постоянно показывает, что любит свою родину, потому что для него нет ничего прекраснее в мире. Но родина – это не только образы природы, в произведениях Михаила Лермонтова это еще и образы общества, которое его окружает. В произведениях Лермонтова эти два мира противоречат друг другу. Но только российское общество лишено той гармонии, которая царит в природе.

Среди отрицательных черт русского общества – несправедливость, ложь, злоба, лицемерие. Это то, что поэт осуждает и не может принять. В таком обществе невозможно быть счастливым, потому что в нем не может быть мира и гармонии. В таком обществе природа не только способна дать человеку состояние покоя, но и исцеляет его душу. Но герой произведений Лермонтова обретает этот покой только тогда, когда отрывается от общества и полностью погружается в мир природы. Как только он возвращается в общество, он снова страдает.

В текстах Михаила Лермонтова тема отечества тесно связана с проблемой крепостного права и существовавшего в стране самодержавного режима. Лирический герой видит, что в стране царит социальная несправедливость, и глубоко переживает это. Каждый день ему приходится иметь дело с людьми, которые не только лишены свободы, но и закованы в цепи. Но даже все эти страшные и трагические образы российской действительности не могут подавить его любовь к родине.

Поэтому любовь к Родине для поэта всегда связана со страданиями и муками.

Родина для поэта и его лирического героя – это не только страна, где живут предатели и лжецы, но, прежде всего, это место, где он родился, вырос, место, где живут самые близкие и дорогие ему люди. Стихотворение “Родина” признается в любви, которую поэт испытывает к своей родине. Размышляя о своей родине, автор перечисляет все недостатки и положительные черты своего Отечества, рисуя при этом величественный образ России.

В поэме Patria описываются три пейзажа, которые сменяют друг друга. Основные образы – река, степь и лес. Лес описывается как могучий, подобный русскому богатырю из эпосов. Поэт описывает степь как свободную и необъятную. Река описывается как величественная и мощная. И все эти изображения помогают понять, насколько огромна и величественна Россия.

Читайте также:
Групповая характеристика чиновников (по комедии Н. В. Гоголя Ревизор): сочинение

Но Лермонтов не только замечал красоту природы, он также изображал людей, живущих на его родине. Русские на его портретах гармоничны и едины с природой. Михаил Юрьевич изображает яркие и красочные народные праздники, на которых царит безудержное веселье. И в этой радости как раз и заключается свобода русского народа. Каждое проявление родины во всех направлениях находит отклик в душе поэта. Он искренне любит и восхищается своей родиной.

В современном обществе он не может найти идеалы, поэтому в поисках вдохновения обращается к подвигам прошлого России. Поэт испытывает глубокий интерес к истории своей страны. “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и купца Калашникова” на основе таких знаний представляет малоизвестное лицо купца Калашникова. В этом произведении показан истинный характер русской культуры. Купец воспринимается читателем как положительный пример для подражания. Человек честный и сильный, мужественный и решительный. Богатырь, он готов бороться и даже умереть за правду.

Михаил Юрьевич в стихотворении “Бородино” возвеличивает и романтизирует героев минувших лет. Работа построена в форме диалога. Рассказчик – солдат, представляющий русское поколение 1812 года. Он пытается общаться с современным поколением.

— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!

В этом стихотворении поэт показывает молодое поколение, которое не способно проявить мужество и героизм. По мнению автора, она неактивна. В стихотворении есть контраст: французы, которые представляют цивилизованный мир, и русский народ, который находится в гармонии с миром природы. Российские солдаты всегда готовы вступить в открытый бой, проявляя все свои воинские качества. Но французы не готовы сражаться открыто, они хитры и неуловимы.

Стихотворение Лермонтова “Нет, я не Байрон, я другой.” выражает его родство с родиной и русским народом. Его поэма “Мцыри” ярко показывает, как он соединяет свою родину с душой России. Главный герой стремится к воле и

Свобода. Но если это невозможно, то лирический герой этого произведения погибает. В поздней лирике Михаила Лермонтова также прослеживается тоска по родине. Это связано с тем, что сам поэт часто находился в ссылке на Кавказе, вдали от своей родины, которую он очень любил.

Поскольку он был разлучен с родиной, в своих произведениях он изображает родину как источник силы и жизни. Но эта разлука с родиной была разрушительной для самого поэта. В стихотворении “Облака” он сравнивает свои чувства изгнания и облака, которые ничего не чувствуют и не испытывают боли, как поэт.

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Также читают:

Главная проблема комедии Фонвизина “Недоросль” – воспитание молодежи, а само название пьесы стало нарицательным и обозначает неудачника.

Возможно, читателю было очень легко и понятно уловить мысль о том, что доброта и понимание – величайшие движущие силы в этом мире. Я также хотел бы отметить, что

Картина “Отшельник” была написана художником в 1888-1889 годах. Он стал известен в широких кругах и вошел в число величайших художников своей эпохи.

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях была написана известным русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным. На основе всей сказки он показывает, что красота, скрытая в человеке, может сотворить чудо

У каждого человека есть любимое хобби, которое соответствует его темпераменту и состоянию души и тела. Кто-то любит петь, кто-то танцевать, кто-то шить, вязать или плести крючком.

Читайте также:
Значение монолога Хлестакова в комедии «Ревизор»: сочинение

В своем последнем стихотворении “Бородино” Михаил Лермонтов восхваляет силу и мощь русских солдат. Сравнивая прошлое с настоящим, знаменитый поэт делает вывод: “Богатины – не вы”. В этом произведении рассказывается о храбрости, мужестве и невероятной силе русского народа. Поэт сумел найти в прошлом своей родины источник веры и надежды. Но нынешнее состояние России его не устраивает, так как он не верит, что представители его поколения могут защитить Россию.

2 вариант

С одной стороны, для Лермонтова родина – это страна, где он родился и вырос. Но с другой стороны, родина – это страна, где правят деспоты и тираны, жестоко подавляющие инакомыслие.

Сам Лермонтов размышляет над странным выражением своей любви к родине. С одной стороны, он любит ее природные просторы, ее леса и поля. Березы России. Все это успокаивает душу Лермонтова, из нее исчезает тревога. Даже “часть морщин на лбу”.

В стихотворении “Родина” он описывает избу, крытую соломой, и окно с резными ставнями. Таинственная природа такой России привлекает его. В следующем абзаце мы видим другую Россию – страну, где господа носят синие мундиры, а рабы служат верными подданными. Лермонтов не хочет, вернее, не может жить в такой России, поэтому он прощается с “немытой Россией”. Он отправляется в ссылку на Кавказ.

Стихотворение “Бородино” посвящено победе России в Отечественной войне 1812 года. Лермонтов понимал, что именно народ вынес на своих плечах всю тяжесть военной кампании. Они всегда были готовы спокойно, без пафоса отдать свою жизнь за Родину, за Москву. Их братья, деды, прадеды погибали, как и раньше. По царским указам с ними обращались как со скотом.

Эпоху, в которую жил Лермонтов, также можно назвать “застойной”. Молодые люди ничего не хотят, ни к чему не стремятся. Самое главное для них – личное благополучие и душевное спокойствие, но не судьба России. Они не способны достичь чего-либо, как их дедушки и бабушки, прадедушки и прабабушки. Не зря Лермонтов вложил в уста старого солдата фразу о том, что в наш век героев нет.

С другой стороны, к чему бы стремилась молодежь, если бы не было идеалов и пресекалось всякое инакомыслие. После неудачного декабрьского восстания христиан в стране воцарился “тихий” террор – атмосфера страха и подозрительности была усилена.

Хорошая жизнь была только у доносчиков и шпионов. Это дает Лермонтову ощущение, что у него не осталось дыхания, что сердце его тяжело, а душа жаждет чего-то несбыточного, не познав ни дружбы, ни любви.

Он очень любит русский народ, поэтому его глубоко огорчает то, как долго он терпит насилие над собой. Как бы он ни злился по этому поводу, он не понимает, не принимает и не объясняет этого.

Я убежден, что Лермонтов присоединился бы к декабристам, если бы родился немного раньше. Мне кажется, что он разделял их убеждения. Он предпринял решительные действия в ответ на репрессивные меры против декабристов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: