Столкновение теории с жизнью в романе И. С. Тургенева Отцы и дети: сочинение

«Столкновение теории с жизнью (По роману Тургенева «Отцы и дети»)»

Роман Тургенева “Отцы и сыновья” – это своего рода резюме и суть философских взглядов Тургенева. В центре романов Тургенева всегда находится главный герой с неординарными взглядами и большими духовными потребностями. Их идеи подвергаются испытанию в столкновениях романа, и это особенно заметно в столкновениях главных героев друг с другом и, прежде всего, с жизнью, природой и любовью, которые, по мнению Тургенева, не зависят ни от какой философии, даже самой передовой. Герой “Отцов и детей” – “новый” человек. Базаров – разночинец, высокообразованный человек. Несомненно, интересна его “новая” философия, которую уже в начале романа описывает Павел Петрович, главный идейный противник Базарова. “Раньше были гегелисты, а теперь нигилисты”.

Способ, с помощью которого Тургенев раскрывает философские взгляды своих героев, заключается в том, что он ставит их в идеологический конфликт, давая им возможность свободно выразить свои идеи. Проверка этих взглядов еще не происходит – споры еще являются частью экспозиции романа, – но читатель уже достаточно ясно представляет себе суть философии Базарова, которую он выражает в афористичных высказываниях типа: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Чтобы рассмотреть философию Базарова более подробно, стоит обратиться к ее истокам. В романе знаменем для вульгарно-материалистических взглядов Базарова служит книга Бюхнера “Материя и сила”, которую Аркадий, поначалу увлеченный теориями Базарова, предлагает отцу по совету друга. Книга была весьма популярна в России того времени среди передовых людей. Содержащаяся в ней философия основывалась на достижениях естественных наук того времени. Поскольку Базаров также является естествоиспытателем, он представляет материалистическую позицию естественных наук. Его философия не признает никаких высших духовных проявлений, таких как душа и другие абстрактные понятия. В результате получается отрицание всего того, что составляет основу старой, идеалистической философии, выразителями которой являются Николай Петрович и Павел Петрович. Выясняется, что Павел Петрович – достойный противник Базарова. Различным политическим позициям спорщиков уделяется меньше внимания, чем принято считать. Создается впечатление, что у Базарова нет позитивной программы по этим вопросам. Первое, что нужно сделать, это расчистить землю, а потом строить, – говорит Базаров. В первую очередь речь идет о таких общечеловеческих ценностях, как любовь, искусство, природа, поэзия. “Евгений Онегин” цитирует в начале романа Николая Петровича о весне. Строки Николая Петровича отражают настроение весны. Базаров грубо перебивает Николая Петровича и заявляет о своем отношении не только непосредственно к поэзии, но и ставит под сомнение саму возможность влияния природы на душевное состояние человека. По мнению Базарова, поэзия не совсем бесполезна. Отличный химик в двадцать раз ценнее поэта, считает он. Отсюда его отношение ко всем явлениям жизни: он все измеряет и оценивает с точки зрения пользы и полезности. Точно так же он оценивает и природу. “Природа – это мастерская, а не храм”, – заявляет он. В отличие от многих богословов, которые относятся к природе как к творению Бога, Базров не считает ее непонятным и непостижимым явлением. Тургенев считал природу живым организмом, живущим своей жизнью (по божественным законам) и, естественно, неподвластным человеку. По мнению Бакарова, природа подобна мастерской, в которой человек – хозяин, и все подчинено воле его разума. Базаров не принимает позицию Шеллинга о “мировой душе”, как и то, что природа более духовна, чем материальна. Автор противопоставляет сухие рассуждения Базарова поэтическому описанию природы Тургенева, как бы в противовес Базарову.

Но спор этот уже не такой, как споры Павла Петровича и Базарова. В качестве доказательств выступают не сухие умозаключения, а сама живая природа. Как бы начинается проверка взглядов Базарова жизнью, и уже само сравнение с прекрасными пейзажами указывает на несостоятельность этих взглядов. «А весна тем временем брала свое», — говорит Тургенев в начале романа и заканчивает его также описанием «равнодушной» и вечной природы на сельском кладбище. Здесь Тургенев поддерживает традицию Пушкина (вспомним стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»), как бы отведя природе вечный план. На его фоне рассуждения Базарова кажутся детским лепетом, на который природа взирает во всем своем могуществе, ничуть не споря, но тем не менее в конце концов «беря свое» путем «вечного примирения и… жизни бесконечной».
После встречи с Одинцовой Базаров постепенно начинает осознавать свою беспомощность перед вечностью и могуществом природы. «…И часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет…» — восклицает он. Тем не менее взглядов своих он не меняет (как не поменяет их он до конца романа), но возникает у него ощущение грусти и растерянности.

Читайте также:
Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова Дума.: сочинение

С самого начала романа отношение Базрова к любви вполне определенно. Он совершенно не принимает мистическо-духовную сторону этого явления. Разве это таинственная связь между мужчиной и женщиной? В физиологии мы знаем, как устроены эти отношения”. Если Николай Петрович видит в Базарове лишь “безответное” сентиментальное созерцание, то Павел Петрович, уже испытавший любовь, “просто не состоялся как человек”. Для Базарова он не считает себя ни человеком, ни мужчиной. Базаров отрицает то, что веками культивировалось и обожествлялось в идеалистической философии. Любовь воспринималась как нечто высокодуховное, объективно трагическое. Базарову чужда и непонятна трагедия: какая роковая женщина и трагическая любовь? Земля клином не сошлась; если не можешь, то не сворачивай – как женщина, ты должен попытаться наладить отношения. Так он поступает с Фенечкой, которая представляет в романе некий природный элемент. В силу своего материнства Базаров считает ее женщиной, хотя она не особенно умна. Затем Одинцова сталкивается с Базаровым, и Базаров с удивлением замечает перемену в себе: “Какая неожиданность! – Женщина испугалась!” Психическое потрясение усиливается с каждым днем. Он замечает перемену в себе. Иронизируя над собой, он сетует: “Какой я стал смиренный. “.

Тургенев говорит, что “он с негодованием сознавал романтизм, который был в нем”. Наконец, Базаров понимает, что его борьба проиграна, он влюблен, но влюблен “безумно, безумно”. Он раздавлен, сломлен, но не сломлен. То, что нечто пришло в противоречие с его собственной теорией, то, что завладело его душой и, прежде всего, разумом, порождает гнев….. “В нем билась страсть, сильная и тяжелая, страсть, похожая на гнев и, может быть, сродни ему”, – пишет Тургенев о чувствах, овладевших Базаровым. Предложив Аркадию “изучить анатомию глаза” после рассказа о загадочном взгляде княгини Р., он сам сталкивается с “загадочной улыбкой” Одинцовой и ее странным, ледяным спокойствием; она как прекрасная статуя, холодная и недоступная. Одинцова – воплощение идеала, в ней та же классическая гармония, что и в работах художников и скульпторов. Теперь Базаров поражен этой гармонией, и другой постулат его философии – нигилистическое отношение к искусству – начинает колебаться. “Рафаэль не стоит и ломаного гроша”, – заявил он. Это было чуждо Тургеневу как эстету. Культ художника и творца был очень силен в то время. Тургенев сказал: “Венера Милосская бесспорно лучше принципов 1789 года”. Базаров же, в силу своей нигилистической позиции, не может противопоставить искусство политике или науке. “Я уже сообщил вам, что ни во что не верю; а что такое наука, наука вообще? Есть науки, как есть профессии, знания; а науки вообще не существует”, – говорит Базаров. После неудачи в романе с Одинцовой он разочаровывается и в науке. “Жар его работы исчез и сменился меланхоличной эннуией и унылым недомоганием”, – пишет автор. Базаров уже, кажется, предчувствует свою смерть, он думает о религии. Он говорит отцу: “Ты и твоя мать должны воспользоваться тем, что религия сильна в вас; здесь у вас есть возможность испытать ее на прочность”. Сам он, потеряв силы, не может обратиться к ней; слишком долго он был вдали от Бога. Однако неосознанно он смиряется, меняется даже его речь: “Подуйте на умирающую лампу, пусть она погаснет”, – восклицает он так поэтично, что кажется, что это не он сказал Аркадию в начале романа: “Сделайте одолжение, не говорите приятных вещей!

Следовательно, Базаров невольно разрушается, его философская теория разбивается о любовные коллизии. Это подчеркивает и его структура: он дважды посещает Одинцову, в Марьине и у родителей, и во второй приезд ведет себя совсем по-другому. Кульминационный момент дуэли, после которой он воссоединяется с Павлом Петровичем, доказывает, что главное противоречие в романе – это не политические разногласия, не конфликт отцов и детей (как некоторые могут понимать название романа), а конфликт теории и живой жизни. “Теория суха, мой друг, но древо жизни пышно зеленеет”, – сказал Гете, и Тургенев подтвердил это своим романом.

Столкновение теории с жизнью в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”

Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» был опубликован в 1862 году, а события, описанные в нем, относятся к 1859 году, к кануну крестьянской реформы, по отношению к которой прогрессивная общественность разделилась на две основных группировки. Это либералы, которые приветствовали реформы Александра II, и революционеры-демократы, которые проводили идею «крестьянской революции».
В романе ко второму лагерю относится Евгений Васильевич Базаров. Это образованный, умный человек, сильный теоретик. Базаров называет себя нигилистом, ниспровергателем всех устаревших, с его точки зрения, авторитетов, социальных законов, нравственных норм. Евгений считает, что ничего нельзя брать на веру, необходимо все проверять экспериментальным путем.
Нигилизм опирается на философию вульгарного материализма. Все приносится в жертву сиюминутной пользе. Нигилист провозглашает потребительское отношение к природе. Базаров по этому поводу дает резкое суждение: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Евгений отрицает духовную сферу деятельности человека: «Рафаэль гроша медного не стоит», «Порядочный химик в двадцать раз полезнее любого поэта». Искусство, философия, по мнению Базарова, – человеческая блажь. Герой самонадеянно заявляет: «Я гляжу на небо только тогда, когда хочу чихнуть!» Молодой человек отрицает культуру, сводит нормы человеческого поведения к ощущением. Человек поступает честно или бесчестно в силу ощущения. Одному приятно быть честным, другому наоборот. Воззрения Базарова отражаются и в его научной деятельности. Он считает, что все люди одинаковы, как березы в лесу, тем самым отвергая высшую нервную деятельность и не учитывая психических особенностей личности человека.
Жизнь оказалась сложнее теоретических выкладок Базарова. В романе автор показывает крах его односторонних вульгарно-материалистических взглядов. Оказывается, что требования живой человеческой натуры несовместимы с нигилизмом.
Так, Базаров, отрицая красоту, все-таки глубоко любит природу. Его интересует редкий экземпляр жука; его радует, что разрослась березовая роща, он говорит любовно: «Акация да сирень – ребята добрые». Чувство к Одинцовой выявило в герое способность воспринимать прекрасное. Фон, на котором происходит его объяснение с Анной Сергеевной, – поэтическая картина летней ночи. Природа рисуется в восприятии Базарова: «Темная мягкая ночь глянула в комнату с своим почти черным небом, слабо шумевшими деревьями и свежим запахом вольного, чистого воздуха». В этом романтическом пейзаже ключевым словом является «вольный». Базаров как будто освобождается от ложных убеждений, что природа, любовь – это чепуха.
Постепенно Тургенев показывает, что многие декларации героя не соответствуют реальности. Уже при первой встрече с Одинцовой он краснеет. Жизнь опровергает его утверждение о том, что любовь – романтизм, непростительная дурь. Базаров, встречаясь с Анной Сергеевной, «с негодованием сознавал романтика в самом себе». Один из принципов героя: «Нравится тебе женщина, – старайся добиться толку, а нельзя – ну, не надо, отвернись – земля не клином сошлась», – в первой части изжил себя.я добиться толку, а нельзя – ну, не надо, отвернись – земля не клином сошлась», – в первой части изжил себя. Как это ни тяжело было сознавать Базарову, но после их объяснения ему у Одинцовой делать нечего. Но он нарушил этот принцип: знал, что «толку» от Одинцовой не добьется, а все равно опять к ней поехал. Он глубоко полюбил ее, поэтому надеялся, что мог обмануться в ее холодности.
У Базарова был односторонний, циничный взгляд на женщину: «этакое богатое тело», «сказано – первый сорт». Познакомившись с Одинцовой, он стал ценить одухотворенную женскую красоту. К нему приходит более глубокое понимание человеческих взаимоотношений. Он признал существование любви. Сердце его рвется на части, он чувствует, что тот «скорее достоин сожаления», кто любит по-настоящему, самоотверженно.
В отношениях с Фенечкой теория Базарова тоже не срабатывает. Идя на поводу своих «ощущений», которые, по утверждению Базарова, определяют сущность человеческих действий, он без малейших колебаний нарушает элементарную мораль и целует Фенечку. Этот поступок Базарова глубоко оскорбляет молодую женщину, в ее словах слышится нравственный укор: «Грешно вам, Евгений Васильевич!»
Герой привык не считаться с окружающими людьми, ведь его теория отрицала культуру, нравственные традиции. Нарушив все законы гостеприимства в доме Кирсановых, Базаров начинает от этого страдать, ему «стало совестно и … досадно». Из-за него состоялась дуэль, Фенечка «похудела от непрестанной тревоги». Всем Базаров причинил горе. И хотя он в сердцах называет Кирсановых «барчуками проклятыми», избавиться от внутреннего волнения уже не может. В его душе произошел надлом. Итак, в отношениях с людьми убеждения Базарова проходят испытание на прочность, и выясняется, что они несовершенны, не могут быть приняты как абсолютные.
Вступая в конфликт с окружающими, Базаров увеличивает пропасть между собой и миром. И теперь в его высказываниях появляются глубокие философские рассуждения на тему смерти и места человека в мире. «Узенькое место, которое занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет, и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностию, где меня не было и не будет… А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже…» – говорит он Аркадию. Это положение «песчинки», «атома» во власти стихий природы Базарова не удовлетворяет. Прежнее нигилистическое представление о том, что люди подобны деревьям в лесу, давало Базарову возможность смотреть на мир более или менее оптимистически: нет необходимости всматриваться в душу каждому отдельному человеку, все люди одинаковы, у всех «одна и та же селезенка», а различия между людьми – это что-то вроде болезней. Теперь Базаров смотрит на жизнь трагически, поскольку ему не дает покоя мысль о собственной смерти: «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает».
В последнем диалоге с Одинцовой раскрываются романтические основы натуры Базарова. В герое сохраняетсяпривычная ирония, но под влиянием живого общения с людьми он оказывается способным пересмотреть свои взгляды и согласиться с очевидностью.привычная ирония, но под влиянием живого общения с людьми он оказывается способным пересмотреть свои взгляды и согласиться с очевидностью. Его ирония направлена не на других, а на самого себя: «Любовь – форма, а моя собственная форма уже разлагается». Перед смертью Базаров по достоинству оценил своих родителей. Он любил их как сын, но пренебрегал общением с ними, отрицал их простой путь: «ешь – пей». В последние часы жизни герой становится проще и мягче. Атеист не спорит с отцом, желающим, чтобы сын исповедался перед кончиной, просит Одинцову «приласкать» его родителей.
Естественные порывы сердца отрицают теоретические законы, по которым пытался жить Базаров. Внутренний конфликт оказался неразрешимым. Крайности своего мировоззрения Базаров искупил своей трагической судьбой.

Читайте также:
Остап и Андрий братья и враги (по повести Н. В. Гоголя Тарас Бульба): сочинение

Эту страницу просмотрели 34908 человек. Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы узнать, сколько человек из вашей школы уже написали это сочинение.

Сочинение: Столкновение теории с жизнью По роману Тургенева Отцы и дети

Роман Тургенева “Отцы и сыновья” – это своего рода резюме и квинтэссенция философских взглядов Тургенева. В центре романа Тургенева всегда находится герой с неортодоксальными взглядами и большими духовными потребностями. Его идеи подвергаются испытанию в коллизиях романа, и это особенно заметно в противостояниях героев друг с другом и, прежде всего, с жизнью, природой и любовью, которые, по мнению Тургенева, не зависят ни от какой философии, даже самой передовой. Герой “Отцов и сыновей” – “новый” человек. Базаров – разночинец, высокообразованный человек. Нет сомнений в ценности его “новой” философии, которую уже в начале романа характеризует Павел Петрович, главный идейный противник Базарова. “Раньше были гегельянцы, а теперь нигилисты”.

Он позволяет своим героям свободно выражать свои идеи, сталкивая их в идеологическом споре, раскрывая перед читателем их философские взгляды. Проверка этих взглядов еще не происходит – споры еще являются частью экспозиции романа, но читатель уже получает достаточно четкое представление о сути философии Базарова, которую он также выражает в афористичных высказываниях типа: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Чтобы лучше понять философию Базарова, следует рассмотреть ее истоки. Признаком вульгарного материализма Базарова является книга Бюхнера “Материя и сила”, которую Аркадий, первоначально увлеченный теориями Базарова, предлагает своему отцу по совету друга. В то время книга была очень популярна среди передовых россиян. Эта философия опиралась на достижения естественных наук того времени. Базаров выражает материалистическую позицию естествознания, так как он тоже натуралист. Его философия не признает никаких высших духовных проявлений, таких как душа и другие абстрактные понятия. Отрицание всего того, что лежит в основе старой, идеалистической философии, озвученной Николаем Петровичем и Павлом Петровичем. В итоге именно Павел Петрович оказывается достойным противником Базарова. Различия в политических позициях спорящих сторон не так сильно подчеркиваются, как принято считать. Очевидно, что у Казарова нет никакой позитивной программы по этим вопросам. Сначала важно расчистить площадку, а потом строить, говорит Базаров. Как правило, речь идет об общечеловеческих ценностях, таких как любовь, искусство, природа или поэзия. В начале романа Николай Петрович цитирует строки о весне из “Евгения Онегина”. В ответ на весеннее настроение Николая Петровича написаны эти строки. Базаров грубо прерывает Николая Петровича и заявляет о своем отношении не только непосредственно к поэзии, но и ставит под сомнение саму возможность влияния природы на душевное состояние человека. Поэзия не воспринимается Базаровым как вещь абсолютно бесполезная. По его выражению, “порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”. Поэтому он все измеряет и оценивает, исходя из полезности и пользы. Таким же образом он оценивает и природу. Его декларация гласит, что природа – это не храм, а мастерская. Природа – это не творение Бога и не неразрешимая тайна. Природа, утверждает Тургенев, – это живой организм, живущий своей жизнью (по законам Бога) и неподвластный человеку. По его мнению, природа – это мастерская, где человек – хозяин, и все находится под его контролем. Представление Шеллинга о “мировой душе”, или идея о том, что природа более духовна, чем материальна, отвергается Басаровым. Эта позиция в корне чужда Тургеневу, и автор приводит сухие рассуждения Базарова в противовес поэтическому описанию природы, как бы вступая с Базаровым в спор.

Читайте также:
Смешное и грустное в комедии Н. В. Гоголя Ревизор: сочинение

Но этот аргумент не такой, как у Павла Петровича и Базарова. Доказательством служат не сухие выводы, а сама природа. Мнения Базарова как будто подвергаются испытанию жизнью, и само сравнение с прекрасным пейзажем показывает несостоятельность этих мнений. “Между тем весна брала свое”, – говорит Тургенев в начале романа, а заканчивает его описанием “равнодушной” и вечной природы деревенского кладбища. Здесь Тургенев продолжает традиции Пушкина (вспомним стихотворение “Я брожу по улицам шумным…”), придавая природе вневременной облик. В этом контексте рассуждения Базарова напоминают детский лепет, которому беспрекословно внимает природа во всей своей силе, но который, тем не менее, в итоге “идет своим чередом” через “вечное примирение и…. жизнь без конца”.

Базаров продолжает осознавать свою беспомощность, когда встречает Одинцову. “. Хотя я сейчас здесь, но то, чего я достиг, так ничтожно по сравнению с вечностью, где меня не было и не будет!” – восклицает он. Тем не менее, он остается неизменным (и не изменит своих взглядов до конца романа), но становится растерянным и грустным.

Отношение Базарова к любви прослеживается очень четко с самого начала романа, полностью отвергая мистическо-духовную сторону этого явления. “А что это за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, что это за отношения. Если Николай Петрович кажется Базарову лишь “безответным” сентиментальным созерцателем, то Павел Петрович, испытавший любовь, “просто не состоялся как человек”. В глазах Базарова он “не человек, не мужчина”. Базаров отрицает то, что веками культивировалось и обожествлялось в идеалистической философии. Любовь воспринималась как возвышенная и объективно трагическая. Базарову чужда и непонятна трагедия: какая роковая женщина и какая трагическая любовь? “Если ты любишь женщину, постарайся наладить отношения; если не можешь, то нет, уходи: земля еще не кончилась. Так он пытается “наладить отношения” с Фенечкой, которая является естественной частью романа. Она не очень умна, но прекрасна в своем материнстве, поэтому Базаров видит в ней женщину. Затем Тургенев сталкивает Базарова с Одинцовой, и Базаров с удивлением замечает перемену в нем: “Вот! – Страх перед женщиной”. Его душевное смятение усиливается с каждым днем. Он замечает изменения в нем. “Каким скромным я стал”, – сетует он с некоторой иронией.

Читайте также:
«Мертвые души» Гоголь - Актуальность в наши дни: сочинение

Тургенев говорит, что “он с негодованием сознавал романтизм, который был в нем”. Наконец, Базаров понимает, что его борьба проиграна, он влюблен, но влюблен “безумно, безумно”. Он раздавлен, сломлен, но не сломлен. То, что нечто пришло в противоречие с его собственной теорией, то, что завладело его душой и, прежде всего, разумом, порождает гнев….. “В нем билась страсть, сильная и тяжелая, страсть, похожая на гнев и, может быть, сродни ему”, – пишет Тургенев о чувствах, овладевших Базаровым. Предложив Аркадию “изучить анатомию глаза” после рассказа о загадочном взгляде княгини Р., он сам сталкивается с “загадочной улыбкой” Одинцовой и ее странным, ледяным спокойствием; она как прекрасная статуя, холодная и недоступная. Одинцова – воплощение идеала, в ней та же классическая гармония, что и в работах художников и скульпторов. Теперь Базаров поражен этой гармонией, и другой постулат его философии – нигилистическое отношение к искусству – начинает колебаться. “Рафаэль не стоит и ломаного гроша”, – заявил он. Это было чуждо Тургеневу как эстету. Культ художника и творца был очень силен в то время. Тургенев сказал: “Венера Милосская бесспорно лучше принципов 1789 года”. Базаров же, в силу своей нигилистической позиции, не может противопоставить искусство политике или науке. “Я уже сообщил вам, что ни во что не верю; а что такое наука, наука вообще? Есть науки, как есть профессии, знания; а науки вообще не существует”, – говорит Базаров. После неудачи в романе с Одинцовой он разочаровывается и в науке. “Жар его работы исчез и сменился меланхоличной эннуией и унылым недомоганием”, – пишет автор. Базаров уже, кажется, предчувствует свою смерть, он думает о религии. Он говорит отцу: “Ты и твоя мать должны воспользоваться тем, что религия сильна в вас; здесь у вас есть возможность испытать ее на прочность”. Сам он, потеряв силы, не может обратиться к ней; слишком долго он был вдали от Бога. Однако неосознанно он смиряется, меняется даже его речь: “Подуйте на умирающую лампу, пусть она погаснет”, – восклицает он так поэтично, что кажется, что это не он сказал Аркадию в начале романа: “Сделайте одолжение, не говорите приятных вещей!

Читайте также:
Художественный метод Достоевского в романе «Преступление и наказание»: сочинение

Так Базаров бессознательно меняется, его философская теория разрушается и проходит испытание столкновением с любовью. Это даже подчеркнуто композиционно: он дважды посещает Одинцову, в Марьине и в доме родителей, и во время второго посещения ведет себя совсем по-другому. Кульминационный момент дуэли, после которой он воссоединяется с Павлом Петровичем, показывает, что главное противоречие в романе – это не политический спор или конфликт отцов и детей (как некоторые могут понять название романа), а конфликт между теорией и жизнью. “Теория суха, друг мой, но древо жизни пышно и зелено”. – Гете сказал, а Тургенев подтвердил это своим романом.

Столкновение теории с жизнью

Роман Тургенева “Отцы и сыновья” – это своего рода резюме и квинтэссенция философских взглядов Тургенева. В центре романа Тургенева всегда находится герой с неортодоксальными взглядами и большими духовными потребностями. Его идеи подвергаются испытанию в коллизиях романа, и это особенно заметно в противостояниях героев друг с другом и, прежде всего, с жизнью, природой и любовью, которые, по мнению Тургенева, не зависят ни от какой философии, даже самой передовой. Герой фильма “Отцы и сыновья” – “новый” человек.

Базаров – человек разнообразный.

Он очень хорошо образован. Несомненно, интересна его “новая” философия, которую уже в начале романа характеризует Павел Петрович, главный идейный противник Базарова. Раньше были гегелисты, а теперь нигилисты”.

Тургенев находит способ раскрыть философские взгляды своих героев, вовлекая их в идеологические споры, позволяя им свободно выражать свои идеи. Обоснование этих взглядов еще не происходит – аргументы еще являются частью экспозиции романа, но читатель уже имеет достаточно четкое представление о сути философии Базарова, которую он также выражает в афоризмах

Идея в философии Базарова – это не храм, а мастерская, и человек в ней – работник”. Чтобы рассмотреть философию Базарова более подробно, стоит обратиться к ее истокам. Бичом” вульгарно-материалистических взглядов Базарова в романе является книга Бюхнера “Материя и сила”, которую Аркадий, поначалу увлеченный теориями Базарова, предлагает отцу по совету друга.

Эта книга была весьма популярна в России того времени среди передовых людей. Содержащаяся в ней философия основана на достижениях естественных наук того времени. Базаров выражает материалистическую позицию естествознания, поскольку сам является естествоиспытателем.

В его философии не существует таких абстрактных понятий, как душа или высшие духовные проявления. Таким образом, все, что составляет основу идеалистической философии Николая Петровича и Павла Петровича, отодвигается на второй план. Но именно Павел Петрович оказывается достойным противником Базарова. Различия между политическими позициями спорящих не так заметны, как принято считать.

Программа Базрова по этим вопросам совсем не выглядит позитивной. Чтобы строить, сначала надо расчистить место. “, – говорит Базаров. В этой дискуссии любовь, искусство, природа, поэзия рассматриваются как общечеловеческие ценности. Первая строка романа – цитата из “Евгения Онегина”.

Эти стихи соответствуют настроению Николая Петровича, которое навеяно наступающей весной. Базаров грубо перебивает Николая Петровича и заявляет свою позицию не только непосредственно о поэзии, но и ставит под сомнение саму возможность влияния природы на душевное состояние человека. Поэзия не воспринимается Базаровым как нечто совершенно бесполезное. Хороший химик в двадцать раз полезнее поэта”, – говорит он.

В этом отношении он измеряет и оценивает все явления с точки зрения пользы и полезности. Аналогичную оценку он дает и природе. По его словам, “природа – не храм, а мастерская”. В отличие от Базрова, который воспринимает природу как нечто непостижимое и непостижимое, созданное Богом.

Читайте также:
Образ вишневого сада в сознании героев пьесы А. П. Чехова Вишневый сад: сочинение

По Тургеневу, природа – это живой организм, живущий своей жизнью, естественно, неподвластный человеку и непостижимый. Базаров говорит о природе как о мастерской, где человек – хозяин и где все подчинено его воле. Базаров не принимает концепцию Шеллинга о “душе мира”, как не принимает и то, что природа более духовна, чем материальна.

Эта позиция в корне чужда Тургеневу, и автор приводит сухие рассуждения Базарова в противовес поэтическому описанию природы, как бы споря с Базаровым.

Но этот аргумент не такой, как у Павла Петровича и Базарова. Доказательством служит сама природа, а не сухие выводы. Взгляды Базарова как бы начинают проверяться жизнью, и само сравнение с прекрасным пейзажем указывает на несостоятельность этих взглядов. “А между тем весна брала свое”, – говорит Тургенев в начале романа и заканчивает его описанием “равнодушной” и вечной природы сельского кладбища. Здесь Тургенев поддерживает пушкинскую традицию, как бы придавая природе вечную повестку дня.

На этом фоне рассуждения Базарова кажутся детским лепетом, на который природа смотрит во всей своей мощи, ничуть не споря, но все же в конце концов “беря свое” через “вечное примирение и. бесконечную жизнь”.

После встречи с Одинцовой Базаров постепенно начинает осознавать свою беспомощность перед лицом вечности и могущества природы. “…И эта часть времени, которую мне удается прожить, так ничтожна по сравнению с вечностью, в которой меня не было и не будет…”. – воскликнул он. Однако он не меняет своих взглядов, но остается чувство грусти и потери.

Отношение Базарова к любви прослеживается очень четко с самого начала романа, полностью отвергая мистическо-духовную сторону этого явления. “А что это за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, что это за отношения. Если Николай Петрович представляется Базарову “безответным” сентиментальным созерцателем, то Павел Петрович, испытавший любовь, “просто не состоялся как человек”.

Базаров видит в нем “не человека и не мужчину”. Он отрицает то, что веками культивировалось и обожествлялось в идеалистической философии. Любовь воспринималась как нечто высокодуховное, объективно трагическое. Баазаров – понятие для трагедии чуждое и непонятное: Какая роковая женщина и трагическая любовь? “Если тебе нравится женщина, постарайся, чтобы все получилось; если не можешь, ну, не надо, отвернись – земля не на месте.

Как видите, он пытается “попасть в точку” с Фенечкой, которая представляет собой некое естественное начало в романе. Она не особенно умна, но по-матерински красива, и поэтому воспринимается Базаровым как женщина. Затем Тургенев сталкивает Базарова с Одинцовой, и Базаров с удивлением замечает перемену в себе: “Какая неожиданность! – Женщина испугалась!” Его душевное смятение усиливается с каждым днем.

Он замечает изменения в себе. Как ни странно, он жалуется себе на то, каким скромным он стал.

Говоря словами Тургенева, он с негодованием осознавал свою романтическую сторону. Наконец, Базаров признает, что его борьба не удалась; он влюблен, но это глупая и безумная любовь. Он подавлен, разбит, но не сломлен. Именно потому, что нечто противоречит его теории, завладело его душой и, что еще важнее, разумом, он приходит в ярость. Базарова словно охватила страсть, которую Тургенев описывает как сходную с яростью.

Затем, после того как он предложил Аркадию изучить анатомию глаза из-за загадочного взгляда княгини Р., он встречает “загадочную улыбку” Одинцовой и ее странное спокойствие; она подобна прекрасной статуе, холодной и недоступной. В творчестве Одинцовой царит та же классическая гармония, которую можно найти в работах художников и скульпторов. К этому времени Базаров поражен этой гармонией, и еще один догмат его философии – нигилистическое отношение к искусству – начинает колебаться. Рафаэль недостоин и копейки, заявляет он. В отличие от него, Тургенев – эстетик.

В то время был сильно развит культ художника, творца. Тургенев сказал: “Венера Милосская бесспорно лучше принципов 1789 года”. Базаров же, в силу своей нигилистической позиции, не может противопоставить искусство политике или науке. “Я уже сообщил вам, что ни во что не верю; а что такое наука, наука вообще? Есть науки, как есть профессии, знания; а науки вообще не существует”, – говорит Базаров.

После неудачи в романе с Одинцовой он разочаровался и в науке. Автор пишет: “Лихорадка работы ушла от него и сменилась тупой скукой и унылым беспокойством”. Базаров уже, кажется, предчувствует свою смерть, он думает о религии. Он говорит своему отцу: “Ты и твоя мать должны воспользоваться тем, что религия сильна в вас; здесь у вас есть возможность испытать ее на прочность.

Читайте также:
Анализ эпизода «сон Татьяны» в романе «Евгений Онегин»: сочинение

Потеряв все силы, он сам не может обратиться к ней, слишком долго находясь вдали от Бога. Подсознательно, однако, он становится смиренным, и даже его речь меняется: “Подуй на умирающую лампу, и пусть она погаснет”, – советует он так поэтично, что кажется, не он вначале говорил Аркадию: “Не говори красиво”.

Базаров невольно меняет ход своей философской теории, когда любовные коллизии подвергают ее испытанию. Композиция текста еще больше подчеркивает это: он дважды посещает Одинцову, один раз в Марьине, другой раз у родителей, но во второй приезд ведет себя совершенно иначе. В результате дуэли, на которой он воссоединяется с Павлом Петровичем, основным противоречием в романе становятся не политические разногласия или конфликт между отцами и детьми, а противоречие между философией и реальностью. По словам Гете, “теория жизни суха, а древо жизни пышно и зелено”, и Тургенев подтвердил это в своем романе.

Сочинение на тему Столкновение теории с жизнью (по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”)

Если вам понравился материал и наш тестовый сайт, пожалуйста, поделитесь им с друзьями, используя социальные кнопки!

Сочинения ” Авторов ” Тургенев И.С. ” Сочинение на тему столкновения теории и жизни (по роману И.С. Тургенева “Отцы и дети”)

Теория, система научных принципов и идей, обобщающих практический опыт С.И. Ожегов, Словарь русского языка Роман И.С. Тургенева “Отцы и сыновья” – сложное произведение. Она сложна тем, что ее нужно читать в подготовленном виде, с определенными знаниями истории, обществоведения, философии, эстетики, чтобы понять суть идеологической борьбы между основными общественными силами в России в конце 1950-х – начале 1960-х годов XIX века. Только тогда роман будет понятен, интересен и открыт во всем своем многообразии. Книга, опубликованная в 1862 году, сразу же привлекла внимание широких общественных кругов и с тех пор продолжает вызывать интерес читателей как остротой поднимаемых в ней вопросов, так и своими художественными достоинствами. Читая “Отцы и сыновья”, теряешься во множестве теорий, согласно которым живут герои. Но, cҹtit, к этому надо относиться философски. Кирсанов, Базаров и другие – реальные люди, и человеческой природе свойственно искать себя, пусть даже ошибочно. Каждый из нас, возможно невольно, подстраивается в жизни под какую-то теорию; другое дело, если вмешивается судьба, разрушая то, что казалось незыблемым. Таким образом, тема “Отцов и сыновей” – это изображение идеологической борьбы между либеральным дворянством и революционной демократией. Либералы – отцы, демократы – сыновья. Павел Кирсанов – умный и волевой человек с большими достоинствами: он честен, по-своему благороден и верен своим убеждениям. Но проблема в том, что он ҹ не чувствует движения времени, как будто не хочет видеть ҹ что происходит в жизни вокруг него. Его теория, вернее, его принципы, мертвы. Павел Петрович считает себя либералом и любителем прогресса. Но в эти понятия он вкладывает лишь варварскую и снисходительную любовь к русскому народу, который он презирает (Павел Петрович, разговаривая с крестьянами, морщит нос и нюхает одеколон). Он совсем не говорит по-русски, но на столе у него стоит серебряная пепельница в форме крестьянского башмака. Это связь с народом. О Павле Петровиче Базаров говорит: “Он был мертвый человек. Противоположностью Павла Петровича является его брат, Николай Петрович. Он добрый, сентиментальный. И вроде бы быт, но скрипит, как несмазанное колесо, гремит, как мебель из грубого дерева. Базаров называет Николая Петровича пенсионером. Видимо, его теория также терпит крах, раз он не в состоянии понять причину всех экономических неудач. А Аркадий Кирсанов воображает себя учеником Базарова. Но если вдуматься, он не последователь, а подражатель, несамодостаточная личность, что несколько раз подрывается в романе. Мнения отца и дяди гораздо ближе к мнению Аркадия. Его отношения с Катей Лохтевой в конце концов отдаляют Аркадия от Базарова. Ему удалось построить свою жизнь, он стал сильным учителем, но его благополучие означает духовную смерть; он – человек без будущего, и он – человек без будущего. […] Какие из его теорий остались бы верными спутниками на всю жизнь, а какие угасли бы, как дым на ветру? Как выразитель интересов народа, дворянин-диссидент Базаров выступает в романе против Кирсановых. В разговоре с Павлом Петровичем последний с гордостью подчеркивает свою кровную связь с народом: “Мой дед пахал землю”. Кто такие нигилисты, Аркадий объясняет так: Нигилист – это человек, который не подчиняется никаким авторитетам, который не принимает никаких принципов как должное, независимо от того, насколько они уважаемы. Сам Тургенев позже писал о Базарове: если мы называем его нигилистом, то должны назвать его революционером. Каковы идеологические позиции Базарова? Он отрицает существующую систему, все ее порядки и институты. Более полно Базаров выражает эти взгляды в дискуссии с Павлом Петровичем в десятой главе. В настоящее время самым полезным из имеющихся у нас отрицаний является отрицание. – Все? – Все. – Как? Не только искусство, поэзия и то, что страшно произнести, – все”, – повторил Базаров с невыразимым спокойствием. Отрицание Базарова не бессмысленно; он отрицает, потому что это полезно. В чем смысл отрицания? На робкое замечание Николая Петровича о необходимости строительства Базаров отвечает: “Это не наше дело. Поэтому отрицание Базарова полезно для построения будущего. Базаров также отрицает искусство. Это единственный вопрос, по которому автор, как он сам заявил, не согласен со своим героем. Базаров относится к природе как к мастерской. Его не интересует красота природы, это не храм, ҹ человек там работник. Таковы принципы Базарова, а что диктует жизнь? Она заставляет Базарова, трезвомыслящего человека, уверенного в себе и в деле, которому он посвятил себя, гордого и честолюбивого, преображаться на глазах. Он чувствует стыд, раздражение, краснеет. Какой я стал скромный”, – думает Базаров. Что произошло? Его безответная любовь заставляет его глубоко страдать. Он может выпустить свои чувства только в последний момент своей жизни. Эта способность глубоко чувствовать превосходит то, что ҹ он думает о себе. Это видно и по чувствам Базарова к своим родителям, которые он пытается скрыть с внешней сдержанностью. В романе есть одна героиня, которая также живет по своим принципам. Она – Анна Сергеевна Одинцова. Ее пугает беззаветная любовь Базарова. Нет, – наконец решает она, – Бог знает, к чему это может привести, она не может туда идти, спокойствие лучше всего на свете”. Одинцова живет не сердцем, а умом. Обычаи мира вытесняют из нее, человека необыкновенного ума, искренние человеческие чувства и превращают ее в холодную эгоистку. По словам А. V. Лунаҹарский, ни в одном из ранних романов Тургенева нет открытого и прямого столкновения противоположных взглядов на все самые фундаментальные и серьезные вопросы мира.

Читайте также:
Сюжет и герои одного из рассказов В.Шукшина. («Далекие зимние вечера»): сочинение

Сочинение на тему Столкновение теории с жизнью (по роману И. С. Тургенева Отцы и дети) Стр. 1

Сочинение на тему Столкновение теории с жизнью (по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”)
Тургенев И.С.
Стр. 1

Сочинение на тему Столкновение теории с жизнью (по роману И. С. Тургенева Отцы и дети) Стр. 2

Сочинение на тему Столкновение теории с жизнью (по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”)
Тургенев И.С.
Стр. 2

Отправить или скачать сочинение на тему Столкновение теории и жизни (по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”) можно по кнопкам ниже.

Сочинение Тургенев И.С. – Отцы и дети

«Теория – учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт»
С.И. Ожегов, «Словарь русского языка»

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» – сложное произведение. Оно сложно тем, что его нужно читать подготовленным, имея определенный запас знаний по истории, обществознанию, философии, эстетике, иметь представление о сути идейной борьбы между основными общественными силами в России конца 50-х – начала 60-х годов 19 века. И лишь только тогда роман будет понятен, интересен и откроется во всем его многообразии.
Произведение было опубликовано в 1862 г. Оно сразу привлекло внимание широких общественных кругов и с тех пор продолжает вызывать интерес читателей остротой поставленных в нем вопросов, а также своими художественными достоинствами.
Читая роман «Отцы и дети», теряешься во множестве теорий, по которым живут действующие лица. Но я считаю, нужно относиться к этому философски. Ведь Кирсановы, Базаров и другие – живые люди, а человеку свойственно искать себя, пусть и ошибочным путем. Каждый из нас, возможно, не замечая того, «подстраивается» в жизни под какую-то «теорию»; другое дело, что судьба часто вмешивается в нее, разрушая то, что казалось незыблемым.
Итак, тема романа «Отцы и дети» – изображение идейной борьбы между либеральным дворянством и революционной демократией. Либералы – «отцы», демократы – «дети».
Павел Петрович Кирсанов – умный и волевой человек, обладающий прекрасными достоинствами: он честен, по-своему благороден, верен своим убеждениям. Но беда в том, что он не чувствует движения времени, как бы не хочет видеть, что происходит в окружающей жизни. Его «теория», или, вернее сказать, принципы, мертвы. Павел Петрович называет себя человеком «либеральным и любящим прогресс». Но он вкладывает в эти понятия всего лишь снисходительно-барскую «любовь» к русскому народу, на который он смотри свысока (Павел Петрович, разговаривая с крестьянами, «морщится и нюхает одеколон»). Он «ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя». Вот и вся связь с народом. О Павле Петровиче Базаров говорит: «Да он и был мертвец».
Внешне прямо противоположен Павлу Петровичу его брат, Николай Петрович. Он мягок, сентиментален. И как бы хозяйством занимается, но оно «скрипело, как немазаное колесо, трещало, как домоделанная мебель сырого дерева». Базаров называет Николая Петровича «отставным человеком». Видимо, и его теория «дает сбой», коли он не в состоянии понять причину всех хозяйственных неудач.
А Аркадий Кирсанов воображает себя последователем Базарова. Но если вдуматься, то он не последователь, а подражатель, личность несамостоятельная, что многократно подчеркивается в романе. Взгляды отца и дяди гораздо ближе Аркадию. Знакомство с Катей Лохтевой окончательно отдаляет Аркадия от Базарова. Он сумел построить свою жизнь, стал крепким хозяином, но его благополучие означает духовную смерть; он – человек без будущего, и его «теория» разобьется о жизнь.
Вот Базаров, я бы сказал, – целый «склад» теорий, в которых он убежден, непреклонен, непоколебим. Трудно предположить, как сложилась бы судьба Базарова, не оборвись его жизнь так трагически и скоро. Какие из его теорий остались бы верными спутницами на всю жизнь, а какие развеялись бы, как дым на ветру?
Как выразитель интересов народа, разночинец Базаров противопоставлен в романе дворянам Кирсановым. Он с гордостью подчеркивает в разговоре с Павлом Петровичем свою кровную связь с народом: «Мой дед землю пахал…» Тургенев назвал Базарова «нигилистом». Кто такие нигилисты, объясняет Аркадий: «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением не был окружен этот принцип». Сам Тургенев писал позднее о Базарове: «Если он называется нигилистом, то надо читать «революционером».
Каковы же идейные позиции Базарова? Он отрицает существующий строй, все его порядки и учреждения. Наиболее полно эти взгляды Базаровы высказаны в споре с Павлом Петровичем в десятой главе.
«В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем.
– Все?
– Все.
– Как? Не только искусство, поэзию…но и …страшно вымолвить…
– Все, – с невыразимым спокойствием повторил Базаров».
Отрицание Базарова – не бесцельное; он отрицает потому, что это полезно.
Какую же пользу может принести отрицание? На робкое замечание Николая Петровича, что надобно же и строить, Базаров отвечает: «Это уж не наше дело… Сперва нужно место расчистить». Следовательно, базаровское отрицание служит будущему строительству. Базаров отрицает и искусство. Это единственный вопрос, в котором автор, как он сам заявил, не согласен со своим героем. К природе Базаров относится как к мастерской. Его не интересует красота природы, это «не храм…, человек в ней работник».
Таковы принципы Базарова, а что же диктует жизнь? А она заставляет изменить некоторым теориям, поддаться «романтизму»…
Базаров, человек трезвого ума, уверенный в себе, в деле, которому он себя посвятил, гордый, целеустремленный, на глазах начинает меняться. Он конфузится, досадует, краснеет. «Какой я смирненький стал», – думает Базаров о себе. Что же случилось? Неразделенная любовь заставляет его глубоко страдать. До последней минуты жизни он не может освободиться от своего чувства. Эта способность глубоко чувствовать лучше, чем сам о себе думает. Об этом говорят и чувства Базарова к родителям, которые он старается прикрыть внешней сдержанностью.
Есть в романе одна героиня, которая тоже живет по своим принципам. Это Анна Сергеевна Одинцова. Она испугалась самоотверженной любви Базарова. «Нет, – решила она наконец, – бог знает, куда бы это повело, этим нельзя идтить, спокойствие все-таки лучше всего на свете». Одинцова живет не сердцем, а рассудком. Нравы света вытравливают из нее, человека незаурядного ума, искренние человеческие чувства, делают расчетливой, холодной эгоисткой.
По словам А.В. Луначарского, «Ни в одном из прежних романов Тургенева открытое, прямое столкновения противоположенных точек зрения на все самые основные, остро злободневные вопросы общественной жизни, философии, науки, политики, общественного мировоззрения в самом широком смысле слова не играло столь важной, определяющей для всего развития действия роли, как в «Отцах и детях».

Читайте также:
Размышления над поэзий Маяковского: сочинение

Конфликт теории и жизни в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Отцы и сыновья И. С. Тургенева. Конфликт в романе Тургенева “Отцы и дети” весьма обширен. Любовный конфликт, мировоззренческие столкновения двух поколений, социальный конфликт и конфликт характеров.

Базаров, главный герой романа “Отцы и дети”, – очень выразительная личность, в которой автор хотел изобразить все молодое поколение того времени. Не стоит забывать, что это произведение – не только описание событий того времени, но и глубоко прочувствованных, очень реальных проблем. Дело в том, что дочь автора, Полина, порой доводила его до отчаяния, настолько, что отец и дочь перестали понимать друг друга. Тургенев понимал, что современная молодежь пытается построить новую жизнь, “жить своими мозгами”. Автор пережил вечный конфликт между поколениями. Очень часто молодые люди относятся к ценностям, авторитетам и традициям не так внимательно, не так, как хотелось бы их родителям. Они часто не хотят слушать внимательных и мудрых “стариков” и игнорируют их мнение. Так было и с Базаровым.

Теория жизни Базарова, этого чрезвычайно практичного человека, целителя и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическое влечение, нет красоты – это лишь сочетание свойств тела, нет поэзии – она бесполезна. Для Базарова не существовало авторитетов, он спорил и отстаивал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не расставила все по своим местам.

Внутренний конфликт Базарова начинается, когда он встречает Анну Сергеевну Одинцову. С этого момента его жизнь кардинально меняется. Обычный “орган зрения” теперь вызывает в его душе волнение и радость. То, к чему он раньше относился с презрением, теперь настигло его. Любовь, в существование которой он не верил, тоже пришла к нему. Но это было только началом краха целостного мировоззрения Базара. Если он презирал простого русского крестьянина, то со временем понял, что был неправ. Если Базаров упрямо доказывал свою правоту, то жизнь сама разбивает его иллюзии с не меньшим упорством, уча главного героя слушать свое сердце. Если в начале романа Базаров – важный персонаж, уважаемый, торжествующий, уверенный в своей силе и честности, то к концу произведения он теряет эту уверенность, хотя он по-прежнему силен, но это уже сила другого рода. Это сила человека, испытавшего горечь утраты, крушение иллюзий, другими словами, испытавшего эмоции, “жизнь сердца”.

Читайте также:
Чацкий как выразитель идей декабристов (по комедии А. С. Грибоедова Горе от ума): сочинение

Одинцова не способна ответить на чувства Базарова, он пугает ее, его любовь – это скорее обида на нее, на себя за свою слабость. Сам Базаров также не может принести ей то, в чем она нуждается – мир, комфорт и гармонию, – даже если она, по общему признанию, испытывает к нему влечение. Если отказ от Анны Сергеевны герой впервые может объяснить тем, что он по-варварски ее балует, то отказ от Фенечки, простой женщины, уже показывает, что в самой природе женщины заложена та высокая духовность и красота, которую презирает Базаров. Женщины бессознательно чувствуют агрессию и антипатию, и редко что может заставить их ответить на презрение любовью. Но испытание любовью – не последняя стадия мучений Базарова. Охваченный идеологическим кризисом, герой начинает постигать тайну собственной души и окружающего его мира. Он начинает понимать, что наука не может ответить на все вопросы. Такое положение дел возмущает молодого нигилиста, и хотя он отрицает в себе “романтизм”, любовь и поэзия заняли прочное место в его душе.

Теория терпит поражение в битве с реальной жизнью. Конечно, жить по теории гораздо проще и комфортнее, чем испытывать томление, сомнения, робость, гнев, обиду. Когда человек ограждает себя от жизненного опыта, он лишает себя права жить полной и осмысленной жизнью. Конечно, можно навсегда запереть себя в тесной и душной комнате, чтобы защитить себя от несчастного случая, но стоит ли вообще жить на свете, если не знать, что такое дышать свежим воздухом, не видеть рассветы и закаты, не наблюдать смену времен года, не встречаться с друзьями?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: