Судьба художника в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

Судьба художника и тема искусства в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита

В романе Булгакова “Мастер и Маргарита” встречается множество перекрестных тем. Одна из них — это тема дьявола, с этого, собственно, и начинается произведение.
Определяется скрытая интрига романа, которая завлекает нас в мир трех измерений: прошлого, настоящего и потустороннего. Эта сюжетная линия пересекает судьбы многих героев романа. Рассмотрим литературную элиту Москвы. Именно из этой элиты и выделяются главные герои: Мастер и его будущий ученик Иван Бездомный. Судьба Мастера во многом повторяет судьбу самого Булгакова. Хотя он и начинал писать свой роман в 1928 году, но основной творческий период начался после его бракосочетания с Еленой Сергеевной Шиловской. В Елене можно сразу же заметить Маргариту — главную героиню романа, которая тоже как муза явилась к Мастеру, без нее роман не был бы написан. Так же как и у Булгакова явилась на свет “главная книга” Мастера — произведение, в которое он смог вложить свою душу и сердце.
Этой Главной книгой для Булгакова стал роман “Мастер и Маргарита”, который он писал в течение 12 лет! С 1928 по 1940 год. Причем жизнь этой Главной книги не была такой гладкой, как кажется. Условия, в которых она создавалась, не были благополучными, но, по выражениям многих, важно то, что предназначение художника состоит вовсе не в борьбе за судьбу и благополучие, а в творчестве! Значит, Булгаков поступал абсолютно правильно, когда творил, исправляя и переписывая роман, чтобы добиться наивысшего результата и послужить своему же принципу: “Дописать раньше, чем умереть”. Другими словами, он не боролся за свой роман, а просто благородно творил и воплощал его в жизнь.
Но вернемся от Булгакова к его произведению и рассмотрим литературное общество Москвы, описанное им. Впервые с многочисленными представителями этого общества мы встречаемся в Доме Грибоедова, где проходило собрание их главенствующего состава, решавшее вопросы, никоим образом не относившиеся к творчеству или искусству. Их деятельность в этом органе управления заключалась в том, чтобы выпросить себе дачу для отдыха, путевочку в Ялту, и, как впоследствии выразился Воланд: “их испортил квартирный вопрос”. Когда же в этом “логове” литераторов начинается бал, то все больше и больше это напоминает “ад”, в котором все кипит и бурлит пустыми и бессмысленными речами.
Булгаков ни разу не показывает нам это общество в работе или творчестве, его представители могут только бороться за место или деньги. И за все эти грехи, а самое главное — за безверие, расплачивается Берлиоз, стоявший во главе этого общества: ему отрезало голову трамваем! Вы, может быть, думаете, что это жестоко, но нет. За такие грехи можно было наказать и еще ужасней, ведь эти литераторы не просто ничего не делали, они еще и препятствовали настоящим творцам искусства и сбивали молодых литературных деятелей с пути истинного. Мы видим, что это действительно ужасное и прогнившее общество, которое должно было стать “светом в конце тоннеля” для непросвещенных слоев населения, а оно просто бездействовало и набивало себе карданы.
Но на фоне этого выделяется еще один положительный персонаж, который не смог влиться в Массолит, — им стал Мастер. О его жизни мы узнаем из его собственных рассказов и, как уже было сказано, сравниваем его с Булгаковым, однако тут писатель действительно оказался на высоте. Мы не можем просто, поверив критическим работам, причислить Мастера к лику творцов и остановиться на этом, мы должна вглядываться глубже, и тогда можно найти еще множество сходных черт между героем и автором: имена обоих начинаются с буквы “М”, (Эба были отвергнуты обществом. Впрочем, есть еще одна характерная черта — противопоставление Воланду. Это можно заметить, когда мы запишем “Воланд” по-английски: Woland. Именно эта первая буква — “дубль вэ” — считается перевернутой буквой: M=W.
Сравнивая Михаила Булгакова и Мастера, можно еще рассмотреть и такой факт, как продолжатели их дел и их ученики. Из романа Булгакова мы узнаем, что у Мастера, в конце концов, появился ученик: им стал Иван Бездомный — впоследствии сотрудник Института философии, профессор Иван Николаевич Понырев. Он был воспитан Мастером в настоящего человека, нашедшего себе место в обществе, в психиатрической лечебнице, где они оказались вместе лишь по той причине, что там оказываются все, кому нет места в обществе лжи и обмана. Иван Николаевич перенял от Мастера те основные принципы жизни, которых ему так не хватало и которых не могли дать ненастоящие литераторы. А был ли ученик у Булгакова? Опираясь на скудные сведения из его биографии, я могу сказать лишь то, что он не был признан своим обществом, поэтому, наверное, он не мог встретить такого человека, который бы стал наследником его литературной деятельности. Другими словами, Булгаков воплотил в своем герое еще и те черты, которые он хотел бы, но не мог иметь сам.

Читайте также:
Восприятие и истолкование стихотворения Ф. И. Тютчева Певучесть есть в морских волнах: сочинение

Творчество требует жертв, и ничто не может пройти бесследно. Основные идеи Булгакова как классициста воплотились в романе “Мастер и Маргарита”, но даже в ранних “Записках о рукописях” есть ростки этой идеи: “вдруг, с необыкновенно чудной ясностью, я понял, что они правы: написанное нельзя уничтожить! Разорвать и сжечь. Спрятать от людей. Но никогда от себя. ” – затем переводится как “рукописи не горят!”. Творцы настоящего искусства никогда не забывают своих произведений, не помнят их наизусть, как говорится. Подобно тому, как Маяковский помнил свои стихи, а Мастер хранил в памяти каждую деталь своего романа, Булгаков писал свою Главную книгу, помня каждый ее сантиметр. Именно так раскрывается перед нами подлинное творчество литераторов, и именно поэтому никогда не исчезнет из нашей памяти пятый прокуратор Иудеи – Пилат Всадник Понтийский.

Сочинение на тему: Судьба художника в романе “Мастер и Маргарита”

Сочинение на тему: Судьба художника в романе

Сочинение на тему: Судьба художника в романе

Если вы хотите научиться самостоятельно писать эссе любого типа, я подробно написал об этом на странице “Что такое эссе и как его написать”.

Сочинение на тему: Судьба художника в романе

Поиск похожих тем, которые могут быть вам полезны:

Текст эссе:

Сочинение на тему: Судьба художника в романе

Роман М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита” – самое значительное и сложное произведение автора. V. Петелин справедливо отметил это: “Но подлинное творческое намерение М. Булгакова определить себя содержалось в романе “Мастер и Маргарита”, и ни один критик не был разочарован – каждый критик – “свой” Булгаков, как и каждый читатель”.

В названии романа Булгакова слово “мастер” присутствует не случайно. Он действительно является одной из центральных фигур произведения. Согласно этимологии, слово “мастер” относится не только к писателю, хотя в искусстве, особенно когда речь идет о романах, оно используется именно в этом смысле. Мастер – это не только писатель или художник слова. Булгаков говорит о художнике вообще, о мастере своего дела. Помните, когда Ивана Бездомного спрашивают в психиатрической больнице: “Вы художник? “, он отвечает: “Я мастер”.

Мастер – это человек, достигший высокой степени мастерства в какой-либо области человеческой деятельности. Имеется и другое значение. Мастером называют того, кто мастерски владеет библейскими текстами. Размышляя над образом мастера, следует иметь в виду его обобщенную сущность. Прототипом булгаковского мастера является сам Михаил Афанасьевич Булгаков, который представляет собой единство индивидуальности и обобщения до степени символизма (мастер как всеобщий творец и знаток библейских текстов).

Старая как мир тема трагического непонимания, одиночества, часто встречается у многих художников, творцов, тех, кто, по словам И. По словам Талькова, “целители наших измученных душ”. Один из них – хозяин в романе Булгакова. Он пишет правду о своих трудных моментах, о добре и справедливости, которых так не хватает людям во все времена. Однако эта истина отклонилась от истины государства, так что создатель стал нежелательным.

Читайте также:
Последнее объяснение Печорина и Мери. (Анализ эпизода из романа М.Ю.Лермонтова Герой на-шего времени.): сочинение

Трагедия, постигшая мастера Булгакова, переживалась бы сильнее, если бы не было красивой, сильной и умной женщины – Маргариты. Казалось, у нее есть все: богатый дом, любящий муж, положение в обществе. Было только одно – отсутствие любви. И Маргарита нашла эту любовь в своем мастере и отдала ему все остальное.

Мастер” во многом автобиографичен. В мае 1929 года Булгакову было столько же лет, сколько его главному герою во время написания романа (“человек лет тридцати восьми”). Газетная кампания против “Понтия Пилата” и “Мастера” аналогична той, что развернулась против Булгакова и его произведений – “Роковых яиц”, “Дней Турбиных”, “Побега”, “Зойкиной квартиры” и “Белой гвардии”.

Было запрещено читать произведения мастера, например, Булгакова. Кроме того, мастера решили уничтожить. Более того, художник, столь далекий от мирских забот, в действительности не готов к этому. Его гнетут ненависть и злоба. Поскольку мастер – творец, а не боец, он, естественно, отчаивается. Из-за своей неадекватности и слабости он не способен бороться, поэтому, думая, что потерпел неудачу, он свободно попадает в психиатрическую больницу. Можем ли мы осуждать мастера за то, что он слаб? Скорее всего, это не наше право, и мы никогда не сможем этого сделать. Мы не знаем, как бы мы сами поступили в такой ситуации.

” Нет больше мечтаний, нет вдохновения, – говорит герой Воланду, – ничто вокруг меня не интересует меня, кроме нее. Я сломлен, мне скучно, и я хочу в подвал”. Мастер даже ополчился против своего самого любимого произведения – романа “Понтий Пилат”.

В конце концов, чемпион высшего суда награждается не светом, а только миром: “Он не заслуживает света, он заслуживает мира”, – говорит Леви печальным голосом. Почему Мастеру, единственному человеку в Москве, выбравшему правильный творческий путь, не находится места “в свете”? Ведь он лучше многих других: в сто раз талантливее, правдивее и добрее. Скорее всего, его будут судить по самым высоким стандартам. Хозяина будут обвинять в инертности, пассивности и слабости. Оказывается, что Маргарита, его возлюбленная, хотя и женщина, сильнее Мастера: Она принимает сознательное решение в пользу любви, которая чревата опасностью и материальными недостатками, и оставляет свою роскошную виллу и богатого мужа. Ради любимого Маргарита становится ведьмой – чтобы быть с ним и отомстить его мучителям. С другой стороны, мастер сдается без боя. Борьба с системой, однако, трудна.

И все же, после встречи с Воландом, автор дает герою возможность завершить дело своей жизни, говоря: “Свободен! Бесплатно. Он ждет вас. Где мастер, там нет ни непонимания, ни зависти, ни зла, только мир, свет, творчество, его любимый роман и любимая женщина – Маргарита.

Отправлять задания можно в любое время дня и ночи

Официальный сайт Натальи Валерьевны Брилёновой, профессора кафедры “Информатика и электроника” Екатеринбургского государственного института.

Все права на опубликованные материалы принадлежат владельцам авторских прав. Любое коммерческое и/или иное использование материалов сайта natalibrilenova.ru, за исключением первичного ознакомления, запрещено. Публикация и распространение опубликованных материалов не преследует цели получения коммерческой и/или иной выгоды.

Этот сайт создан для облегчения образовательного пути студентов очной и заочной форм обучения. Наталья Брилёнова не предлагает и не предоставляет товары или услуги.

При копировании материалов ссылка на natalibrilenova.ru обязательна.

Читайте также:
Смех - единственное честное лицо в комедии Гоголя Ревизор: сочинение

Философско-библейские мотивы в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Русская литература двадцатого века выросла из литературы девятнадцатого века, в которой были заметны евангельские мотивы. Но политические события новой России повлияли на отношение к религии и церкви. Советская эпоха характеризовалась гонениями на Церковь и ее духовенство, жестокой антирелигиозной и атеистической пропагандой, но какой бы методичной и систематической она ни была, ей не удалось разрушить осознание людьми многовековых традиций своих предков. Евангельские мотивы стали ключевыми в русской литературе 20-го века. Они родились из бури революции и появились в самые угнетающие годы, принеся народу откровение, веру и надежду.

В своих произведениях А. Блок и Б. Пастернак обращались к евангельским мотивам. Евангелия использовали А. Блок и Б. Пастернак, А. Ахматова и М. Горький, И. Бунин и Л. Андреев и многие другие. Русские писатели уделяли особое внимание отдельным моментам Евангелия, и особенно трагическому периоду от Великого понедельника до Пасхи. Чаще всего в их произведениях мы встречаем упоминания о распятии Христа и о днях Его Страстей. Однако, несмотря на схожесть взятых образов, авторы по-разному интерпретируют их.

В творчестве Михаила Булгакова нашли отражение лучшие традиции русской прозы и самые высокие идеи мировой литературы. Его работы затрагивают самые актуальные, волнующие и чрезвычайно важные темы. Булгаков стремился осветить глобальные темы истории, морали и этики. Он подошел почти ко всем вечным проблемам человечества с необычайной философской глубиной, чтобы понять их.

Роман “Мастер и Маргарита” превратился в энциклопедию исторических событий, личных историй и библейских сюжетов. В нем органично соединились события в ранней советской Москве и древнем Ершалаиме, драматическая история Мастера и его Маргариты и мистическое театральное действо – бал Воланда. Ершалаим, трагедия с участием Иешуа Ха-Ноцри и Понтия Пилата, стал мерилом всего человеческого, мерилом духовности, нравственности, этики. Не случайно Булгаков вплетает романтические библейские мотивы в реалистический рассказ о жизни в Москве. Автору этого романа интересно не столько рассказать историю Иешуа, сколько исследовать человеческую душу на более глубоком философском уровне. Книга представляет собой диалог двух Евангелий: авторского Евангелия “от Воланда” и Евангелия Мастера “от Иешуа”. На протяжении всей мистерии Москвы история Иешуа отражается в окнах ее жилых домов.

По традиции “Мастер и Маргарита” ставится за неделю до Пасхи, дня, в который Иисус Христос воскрес из мертвых. Бал у Воланда – это праздник прощения преступников, один из которых, согласно Евангелию, первым вошел в рай вместе с Христом. Символ евангельского сюжета зеркально отражается в событиях Страстной недели, в символике праздника Воланда: бал представляет Страсти Христовы, одежда Воланда – одеяния Иисуса, череп барона Майгеля – череп Адама и т.д.

Он становится центром нового Евангелия, городом надежды и обновления.

Однако Булгакова меньше интересуют события Евангелия от Иоанна, чем проблемы добра и зла. Евангельская история повествует об Иешуа как о человеке, а не как о Боге. Христос не случайно назван Булгаковым Его арамейским именем.

История 2000-летней давности раскрывается перед нами в рукописи романа, который пишет Мастер. В этом романе он рассказывает об упадке античной культуры и начале христианской цивилизации. События происходят во время Страстной недели, когда люди постятся, присутствуют на всех службах, когда раскрываются все человеческие грехи. Пытаясь приоткрыть завесу над истинной природой людей, Булгаков вводит образ Воланда, который действительно занимает место Бога и по-своему переворачивает традиционную процедуру покаяния. Глазами Воланда автор рассматривает все слабости и недостатки человека в “перспективе вечности”. Те же недостатки раскрываются и осуждаются в истории Иешуа и Понтия Пилата.

Ученик Иешуа, Левий Матфей, не является исключением в убеждении, что Иешуа – пророк. Помня о характеристиках Матфея, евангельского апостола (сборщика налогов), Левий представляет всех учеников, кроме Иуды. Даже его пергаментные письмена (“. Вода жизни – чистая река, которую мы увидим. Кристально чистый вид на солнце будет доступен человечеству.” “), взяты не из Евангелия, а из Откровения, следовательно, должны были быть записаны не Матфеем, а Иоанном. Более того, ученики Христа ждали, когда Он “придет во славе”. Левий Матфей не ждет этого и не исполняет заповеди Иешуа, угрожая расправой Иуде Киринейскому. Воланд правит миром как князь тьмы.

Читайте также:
Общественная атмосфера конца 60-х годов и ее отражение в идеологическом романе: сочинение

Устами Иешуа Мастер упрекает своих современников в малодушии, в трусости, в неспособности защитить собственное достоинство под давлением диктатуры. В этом была и задача Булгакова. Как бонус, судьба Мастера очень похожа на судьбу писателя. Как и Мастер, он столкнулся с проблемой выживания во враждебных условиях и реализации своего дара.

В этом случае “Мастер и Маргарита” поднимает философские, вечные вопросы не меньше, чем библейские. С помощью Библии автор пытается переосмыслить борьбу добра и зла, преступление и последующее раскаяние, казнь невинных и ответственность за эту жестокость, бессмысленность предательства и тщетные попытки искупить его наказанием зла. Иешуа и Пилат – это история о противостоянии света и тьмы. В настоящее время в Москве идет та же борьба. Иешуа, по мнению Булгакова, не столько божественное существо, сколько человек, чьи мысли и поступки типичны для всех смертных. Он, как и все в мире, испытывает универсальные чувства – от страха до страдания. У человека нет другого способа разобраться в своих чувствах и управлять своей судьбой. Какое бы направление в жизни ни выбрал человек, все контролируется Богом, и поэтому наказание за грех – справедливое наказание – обязательно настигнет грешника. Эта идея раскрывается в истории Пилата, носителя “самого страшного порока” – трусости. Точно так же он передает эту идею Воланду. Именно трусость Понтия Пилата привела к смерти невиновного человека, и Пилат наказан за это. Блудница Фрида и Пилат, и Воланд получают прощение, и Воланд выполняет просьбу Иешуа. Невозможно было бы назвать что-то светом, если бы не было тьмы.

Он пытается кратко описать природу добра и зла и приходит к одному и тому же ответу: добро – это любовь, добро – это верность; зло – это ненависть, трусость и предательство. Даже если бы Маргарита трижды была ведьмой, она любит так, как мало кто может любить. Поэтому Леви просит, чтобы “.ту, что любила и страдала. вы тоже приняли. “. Его слова перекликаются со словами Христа в Евангелии от Луки: “Прощаются грехи ее многие, потому что она много любила; а кому мало прощается, тот мало любит” (Лк. 7:50). “Прощение и вечный приют” Пилата в романе – это акт доброты и свободы. По мнению Воланда, мир построен на этом.

И Мастер в своей рукописи, и Булгаков в своем романе возводят обыденные противоречия жизни в высокую степень мирового зла. И автор, и герой оплакивают свою утраченную духовность. Для того чтобы читатель мог почувствовать и понять эту скорбь, этот мир рассматривается во всех деталях, мельчайших подробностях, чтобы не упустить главного, чтобы открыть для него путь к спасению и сохранению духовных миров людей.

Михаил Булгаков создал необыкновенное произведение, бесконечное, безграничное, как сама вечность.

В своем романе “Мастер и Маргарита” писатель затронул вопросы, которые и сегодня актуальны и злободневны. Они всегда будут захватывать читателей, они будут вновь и вновь переосмысливать свою жизнь в свете вечности, переосмысливать историю человечества в целом.

Сочинение на тему Судьба художника в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Если вам понравился этот ресурс и наша страница эссе – пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями, используя социальные кнопки.

Читайте также:
Бондарев: сочинение

Сочинения ” По авторам ” Булгаков ” Сочинение на тему Судьба художника в романе Булгакова “Мастер и Маргарита

Последний роман Булгакова – “Мастер и Маргарита”. Он прожил жизнь, похожую на жизнь своего героя. Это была кульминация его жизни. Булгаков органично сочетает в своих произведениях трагически-патетическую историю Иешуа с сатирическими воспоминаниями о московской жизни 20-х и 30-х годов. Несмотря на то, что Булгаков знал, что роман не будет опубликован, он продолжал работать над ним. Как герой, он даже сжег рукопись, но потом вспомнил ее по памяти. В романе речь идет о любви, творчестве и всемогуществе любви. Впервые он был опубликован только с большими сокращениями в 1966-1967 годах, а полный текст появился только в 1973 году. Кто является главным героем, Мастером? Он появляется не в начале повествования, а только в 13 главе. О судьбе этого человека читатели узнают из истории, которую он сам рассказывает Ивану Бездомному в психиатрической больнице. Во время их разговора впервые звучит слово, которое заменяет имя героя и заменяет название романа. “Вы писатель?” с интересом спросил он. Гость потемнел лицом и пригрозил Ивану кулаком, затем сказал: “Я – мастер”. Те, кто называл себя “инженерами человеческих душ”, стали членами МАССОЛИТа, чтобы получить личные преимущества: обеды в ресторане Грибоедова, владение виллами и квартирами. Таким образом, они готовы жертвовать злобными откровениями между собой и писать все, что от них требуют вышестоящие инстанции. В психиатрической больнице читатель видит Мастера сломленным, примирившимся со своей судьбой, подавленным, отказавшимся от творчества и любви. Что же с ним произошло? Призванием Мастера было быть художником. По образованию он был историком, но без средств к существованию, “за два года до этого он работал в музее в Москве и, кроме того, был переводчиком. Мастер знал пять языков, включая греческий и латынь. Теперь судьба дала ему шанс изменить свою жизнь: он выиграл сто тысяч рублей, победив в облигации. Теперь он мог посвятить свое время и силы созданию крупного произведения, в котором он мог бы выразить себя. Создание условий для творчества стало возможным благодаря его выигрышу. В очень маленькую вторую комнату он купил книги, о которых упоминает в своем рассказе Ивану Бездомному. книги, книги и печь. Неудивительно, что такая серьезность в подготовке Мастера к роману о Понтии Пилате поражает малообразованного Ивана Бездомного и в нем происходит переломный момент: он решает больше не писать стихи. Его роман посвящен историческому событию – распятию Христа. В событиях прошлого Мастер искал аналог той эпохи, в которой он оказался жить. Рассказывая об упадке античной культуры, он хотел указать своим современникам на недостатки и пороки общественной жизни 30-х годов. По словам Мастера, “и я вышел в жизнь, держа его (роман) в руках, и тогда жизнь моя кончилась”. Ряд критиков осудили роман и преследовали автора. Из-за клеветы и унижения Мастер сжег рукопись романа и в тот же вечер был арестован по публичному доносу Алоизия Могарыча. Теперь ничто не радовало его. Маргарита была так подавлена, что услышала его слова: “Я больше ничего не хочу от жизни”. Разве что видеть вас. Но я снова советую вам покинуть меня. Со мной вы пропадете”. Мужчина добровольно пришел в психиатрическую больницу после нескольких месяцев ареста и в таком подавленном состоянии. Ни писательство, ни любовь не были для него важнее. Непреодолимое чувство разочарования и апатии охватило его. Трусость и слабость привели к тому, что он изолировал себя от жизни. Понятно, что не каждый человек может быть борцом. Его вера была разрушена, и он сдался обстоятельствам. По словам Булгакова, человек без веры никогда не добьется справедливости и не будет счастлив. Роман Мастера, любовь Маргариты и ее вера в своего хозяина дали ей силы вернуть любимого мужчину и убедить его не оставлять жизнь. Веря в добро и справедливость, Маргарита поняла, что Воланд поможет ей спасти Мастера: “Надежда на то, что там ей удастся вернуть свое счастье, делала ее бесстрашной”. И вот Маргарита вознаграждена. Они снова в той самой квартире, где она когда-то была счастлива со своим возлюбленным. Мастеру возвращается копия рукописи, сожженной Воландом. Герой Булгакова утверждает в романе, что рукописи нельзя сжигать. “.рукопись романа, написанная Мастером, – это лишь внешняя оболочка созданного им произведения, его тело”, – говорит Б. Сарнов. Но даже если у рукописи есть тело, у нее есть душа. И эта душа бессмертна. Этот шанс Мастеру дал Воланд, потому что увидел то же, что и Мастер – лунную дорожку, и захотел по ней проехать и поговорить с узником Га-Ноцри, так как “. не сказал тогда. четырнадцатого числа весеннего месяца нисана”. “Свободен”, – крикнул Мастер, завершая свой рассказ и роман. Мастер и Маргарита получили вечный покой, которого так жаждал Вальд. Мастер и его подруга направились по песчаной дороге “к своему вечному дому”.

Читайте также:
Сравнительная характеристика опричника Кирибеевича и купца Калашникова: сочинение

Сочинение на тему Судьба художника в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»» Стр. 1

Сочинение на тему Судьба художника в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»» Стр. 2

Используйте кнопки ниже, чтобы отправить по электронной почте или скачать реферат на тему “Судьба художника в романе Булгакова “Мастер и Маргарита””.

Судьба художника в романе Булгакова Мастер и Маргарита

В своем последнем романе Булгаков написал “Мастер и Маргарита”. Он стал кульминацией жизни автора, судьба которого была похожа на судьбу его героя. В своем произведении Булгаков органично соединил трагикомическую историю Иешуа с юмористическим повествованием о жизни Москвы 20-х и 30-х годов. Хотя Булгаков знал, что роман не будет опубликован, он продолжал работать над ним. По сравнению со своим героем, однажды сжег рукопись, а затем восстановил ее по памяти. Несмотря на большое количество сокращений, роман о всепобеждающей силе любви и творчества был впервые опубликован в 1966-1967 годах, а полный текст романа был опубликован только в 1973 году.

Кто такой Мастер, главный герой романа? Он появляется не в начале истории, а только в 13 главе. О его судьбе читатель узнает из истории, которую он рассказывает Ивану Бездомному в психиатрической больнице. В их диалоге впервые произносится слово, которое заменяет имя Ивана Бездомного и дает название роману. “Вы писатель? – с интересом спрашивает поэт. Гость потемнел лицом и потряс кулаком перед Иваном, затем сказал: “Я учитель…”. “Учитель”, а не писатель, потому что писатели, претендовавшие на роль “инженеров человеческой души”, искали не творчества, а личной выгоды, имея членские билеты МАССОЛИТа, которые давали привилегии: посещение ресторана Грибоедова, получение дач и квартир. Для этого они были готовы прибегать к злобным взаимным доносам и записывать все, что требовало от них начальство. В сумасшедшем доме читатель видит Маэстро сломленным, примирившимся со своей судьбой, подавленным, отказавшимся от своего искусства и своей любви… Что с ним случилось? Призвание маэстро – быть художником. Он получил образование историка, но, не имея средств к существованию, “два года назад работал в музее в Москве, а также занимался переводами. Маэстро знал пять языков, включая греческий и латынь. И вот судьба дала ему шанс изменить свою жизнь: он выиграл 100 000 рублей в бонусе. Теперь он мог оставить свою работу и начать создавать великое произведение, в котором он мог выразить себя и свое время. Он использовал свои доходы для создания условий для творчества. Он купил книги, о которых упоминает в своем рассказе Ивану Потерянному: “Во второй, очень маленькой комнате… книги, книги и печь”. Неудивительно, что такая серьезность в подготовке Мастером своего романа о Понтии Пилате удивила необразованного Ивана Потерянного и стала причиной перелома в его жизни: он решил больше не писать стихов. Для своего романа Мастер выбрал историческую тему: распятие Христа. В событиях прошлого Мастер искал аналогию с тем временем, в котором он оказался. Говоря о декадансе античной культуры, он хотел показать своим современникам недостатки и пороки общественной жизни 1930-х годов. По словам Мастера, “и я вышел в жизнь, держа его (роман) в руках, и тогда моя жизнь закончилась”. Критики не только осудили роман, но и начали преследовать его автора. Не выдержав клеветы и унижений, Мастер сжег рукопись романа и в ту же ночь был арестован по жалобе Алоизия Могарыча. Ничто больше не могло сделать его счастливым. Он был настолько подавлен, что сказал Маргарите: “Я больше ничего не хочу в жизни. Кроме как увидеть тебя. Но я еще раз советую вам оставить меня в покое. Со мной ты пропадешь. После того, как его несколько месяцев держали в таком подавленном состоянии, он добровольно поступил в психиатрическую больницу. Он больше ничего не хотел, ни писать, ни любить. Полное разочарование и апатия захлестнули его. Он изолировал себя от жизни, проявляя трусость и слабость. Это было понятно, в конце концов, не все мужчины – бойцы. Мастер потерял веру во все и покорился обстоятельствам. Без веры, по мнению Булгакова, человек никогда не достигнет справедливости и не будет счастлив. Маргарита верила в Мастера, в его роман, в любовь, поэтому она нашла в себе силы развернуть любимого мужчину и убедить его не расставаться с жизнью. Веря в добро и справедливость, Маргарита понимает, что Воланд поможет ей спасти Мастера: “Надежда найти там свое счастье сделала ее бесстрашной. И вот Маргарита вознаграждена. Она и ее любовник возвращаются в ту же квартиру, где она была счастлива с хозяином. И Воланд возвращает сгоревшую копию рукописи магистру. Говоря словами героя романа, Булгаков заявил, что “рукописи не горят”. Лучше всего это выражение объясняет Б. Сарнов: “…рукопись романа, написанная Мастером, – это только внешняя оболочка произведения, его тело…….. Но кроме тела, у рукописи есть еще душа. И эта душа бессмертна. Поэтому Воланд дает мастеру возможность закончить свою работу, чтобы освободить героя, Понтия Пилата, от мук совести, ведь он видит то же самое: дорожку луны, и хочет пройти по ней и поговорить с узником Ха-Ноцри, потому что “…он ничего не сказал тогда… в четырнадцатый день весеннего месяца нисана…”. И Мастер, выкрикнув слово “свободен”, закончил свой роман и свою повесть. Воланд подарил Мастеру и Маргарите вечный покой, которого так жаждал художник. Мастер и его друг направились по песчаной дороге “в свой вечный дом”. …. Кто-то освободил Мастера

Читайте также:
Счастье в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: сочинение

Сочинение на тему: Судьба художника и тема искусства в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Сочинение.
Судьба художника и тема искусства в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» встречается множество перекрестных тем. Одна из них – это тема дьявола, с этого собственно и начинается роман. Еще с эпиграфа: «… так кто ж ты, наконец? — Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.» Гёте. Фауст Определяется скрытая интрига романа, которая завлекает нас в мир трех измерений: прошлого, настоящего и потустороннего.… Эта сюжетная линия пересекает судьбы многих героев романа. Рассмотрим литературную элиту Москвы. Именно из этой элиты и выделяется главные герои: Мастер и его будущий ученик Иван Бездомный. Судьба Мастера во многом повторяет судьбу самого Булгакова. Хотя он и начинал писать свой роман в 1928 году, но основной творческий период начался после его бракосочетания с Еленой Сергеевной Шиловской. В Елене можно сразу же заметить Маргариту – главную героиню романа, которая тоже как муза, явилась к Мастеру и способствовала написанию романа. Все, так же как и у Булгакова явилась на свет «главная книга» Мастера – произведение, в которое он смог вложить свою душу и сердце. Этой Главной книгой для Булгакова стал его роман «Мастер и Маргарита», который он писал в течение 12 лет! С 1928-го по 1940-й год. Причем жизнь этой Главной книги не была такой гладкой, как это кажется. Условия, в которых она создавалась, были, отнюдь, ни, благополучными, но, по выражениям многих, стало важно то, что предназначение художника состоит вовсе не в борьбе за судьбу и благополучии, а в творениях! Значит, Булгаков поступал абсолютно правильно, когда творил, исправляя и переписывая роман, чтобы добиться наивысшего результата и послужить своему же принципу: «Дописать раньше, чем умереть…». То есть Булгаков не боролся за свой роман, а просто благородно творил и воплощал его в жизнь…. Но вернемся от Булгакова к его роману и рассмотрим литературное общество Москвы, описанное Булгаковым. Впервые с многочисленными представителями этого общества в «доме Грибоедова», где проходило собрание их главенствующего состава, решая вопросы, ни коим образом, не относящимся к творчеству или искусству. Их деятельность в этом органе управления заключалась в том, чтобы выпросить себе дачу для отдыха, путевочку в Ялту и как впоследствии выразился Воланд: «…их испортил квартирный вопрос…». Когда же в этом «логове» литераторов начинается бал, то всё больше и больше это напоминает «ад», в котором все кипит и бурлит пустыми и бессмысленными речами. Булгаков ни разу не показывает нам это общество в работе или творчестве, они могут только бороться за место или деньги. И за все эти грехи, а самое главное за безверие расплачивается Берлиоз, стоявший во главе этого общества, ему отрезало голову трамваем! Вы, может быть, думаете, что это жестоко, но нет …. За такие грехи можно было наказать и еще более ужасно, ведь эти литераторы не просто ничего не делали, так они ещё и препятствовали настоящим творцам искусства и сбивали с пути истинного молодых литературных деятелей. Мы видим, что это действительно ужасное и прогнившее общество, которое должно было стать «светом в конце тоннеля» для непросвещенных слоев населения, а оно просто бездействовало и набивало себе карманы. Но на фоне этого выделяется еще один положительный персонаж, который не смог влиться в МАССОЛИТ, им стал Мастер. Обо всей его жизни мы узнаем из его собственных рассказов и, как уже было написано, сравниваем его с Булгаковым, но тут писатель действительно оказался на высоте. Мы не можем просто, поверив критическим работам, причислить Мастера к лику творцов и остановиться на этом, мы должны вглядываться глубже и тогда, как мы можем заметить, можно найти еще множество сходств, помимо судьбы и жизни. Такими сходствами будут: сходство имен – начинаются с буквы «М», они оба были отвергнуты обществом, но все же есть еще характерная черта – это противопоставление Воланду. Это можно заметить, когда мы запишем Воланд по-английски, то есть «Woland». Именно эта первая буква «дубль вэ» считается перевернутой буквой М=W, то есть обратной стороной монеты! Сравнивая Михаила Булгакова и Мастера, можно еще рассмотреть и такой факт, как продолжатели их дел и их ученики. Из романа Булгакова мы узнаем, что у Мастера, в конце концов, появился ученик: им стал Иван Бездомный или впоследствии сотрудник Института философии, профессор Иван Николаевич Понырев. Он был воспитан Мастером в настоящего человека нашедшего себе место в обществе, в психиатрической лечебнице, где они оказались вместе лишь по той причине, что там оказываются все, кому нет места в обществе лжи и обмана. Иван Николаевич перенял от Мастера те основные принципы жизни, которых ему так не хватало и которых не могли дать ему ненастоящие литераторы! Но обратимся к самому Михаилу Булгакову, был ли у него ученик? Опираясь на свои скудные сведения из его биографии, я могу сказать лишь, то, что он не был признан своим обществом и поэтому он не мог встретить такого человека, который бы стал наследником его литературной деятельности. То есть Булгаков воплотил в своего героя ещё и те черты, которые он хотел бы иметь сам, но не мог иметь сам.
Но не надо забывать еще о том, что настоящая деятельность творца требует жертв и не может проходить бесследно. Основные идеи Булгакова, как классика, воплотились в романе «Мастер и Маргарита», но еще в ранних «Записках на манжетах», которые Булгаков писал в 1921 году, есть ростки идеи: «… вдруг, с необычайной чудесной ясностью, сообразил, что правы говорившие: написанное нельзя уничтожить! Порвать, сжечь.… От людей скрыть. Но от самого себя – никогда! … », которая затем воплотилась в мысль «рукописи не горят!». Это говорит о том, что творцы настоящих достояний искусства никогда не забывают своих произведений, как говорится: «они помнят их наизусть». Так же как Маяковский помнил свои произведения, как Мастер сохранил весь роман в своей памяти, так и Булгаков писал свою главную книгу и помнил её до мельчайших деталей. Вот так показывается нам настоящее творчество литераторов и поэтому никогда из памяти не исчезнет пятый прокуратор Иудеи всадник Понтийский Пилат.

Читайте также:
Смысл эпиграфов в Капитанской дочке: сочинение

Эссе на тему Фауста в романе Булгакова “Мастер и Маргарита

Сочинение на тему: Тема свободы в романе Булгакова “Мастер и Маргарита

Сочинение на тему: Размышления о романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита.

Эссе на тему: Добро и зло в романе Булгакова “Мастер и Маргарита

Эссе Тема власти в романе Булгакова “Мастер и Маргарита”.

Сочинение на тему: Новозаветная история в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Судьба художника в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является наиболее значительным и сложным произведением писателя. Справедливо заметил В. Петелин: «Но выявить подлинный творческий замысел М. Булгакова, воплощенный в романе «Мастер и Маргарита», пока ни одному критику не удалось – у каждого критика – «свой» Булгаков, как и каждого читателя».
Слово «мастер» не случайно вынесено Булгаковым в заглавие романа. Он действительно является одной из центральных фигур произведения. Этимологически понятие «мастер» намного шире, чем только писатель, хотя в художественной ткани романа оно трактуется, в первую очередь, именно в таком значении. Речь у Булгакова идет не только писателе, о художнике слова, а о художнике вообще, о Мастере. Вспомним, на вопрос Ивана Бездомного в психиатрической клинике: «Вы художник?» он отвечает: «Я – мастер».
Мастер – это человек, достигший высокого мастерства в какой-либо области человеческой деятельности. Есть и еще одно значение. Мастер – человек, досконально разбирающийся в библейских текстах. Осмысливая образ мастера, нужно иметь в виду его обобщающую сущность. В мастере Булгакова соединились конкретность (прототипом выступает сам Михаил Афанасьевич Булгаков) и доходящая до символа обобщенность (мастер как Творец вообще и знаток библейских текстов).
Стара, как мир, проблема, нашедшая отражение в романе, – тема трагического непонимания, одиночества, так часто выпадающая на долю Художников, Творцов, тех, кто является, говоря словами И. Талькова, «целителями уставших наших душ». Одинок мастер в романе Булгакова. Он пишет правду о своем нелегком времени, о добре и справедливости, чего так не хватает людям во все времена. Однако такая Правда расходилась с правдой государственной, и потому творец стал неугоден.
Трагедия, постигшая булгаковского Мастера, чувствовалась бы сильнее, не окажись рядом с ним Маргариты – красивой, сильной, умной женщины. У нее, казалось бы, было все: богатый дом, любящий муж, положение в обществе. Не было только одного – не было любви. И Маргарита обрела эту любовь в лице мастера, отдав ему всю себя без остатка.
Мастер во многом автобиографический герой. Его возраст во время действия романа («человек примерно тридцати восьми лет») – это в точности возраст Булгакова в мае 1929 года. Газетная кампания против Мастера и его романа о Понтии Пилате напоминает газетную кампанию против произведений Булгакова, – «Роковые яйца», «Дни Турбинных», «Бег», «Зойкина квартира», «Белая гвардия».
Произведения мастера, как и Булгакова, оказались под запретом как нечто опасное. Более того – самого мастера решили уничтожить. А художник, так далекий от житейских забот, в реальности к этому не готов. Его угнетают ненависть, злоба. Мастер отчаялся, и, в принципе, это естественно, ведь он Творец и для борьбы не создан. Неприспособленность и слабость не дают ему возможности бороться, поэтому он, ощутив свою ненужность, приходит по собственной воле в клинику для душевнобольных. Вправе ли мы осуждать мастера за слабость? Скорее всего, такого права у нас нет и не быть может. Неизвестно, как мы сами поступили бы в такой ситуации.
«У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет, – говорит герой Воланду, – ничто меня вокруг не интересует, кроме нее, меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал». Мастеру стало ненавистно даже любимое его детище – роман о Понтии Пилате.
В итоге, на высшем суде, мастер удостаивается не света, а лишь покоя: «Он не заслужил света, он заслужил покой, – печальным голосом говорил Левий». Почему же мастеру, единственному в Москве человеку, избравшему верный творческий путь, нет места «в свете»? Ведь он лучше многих: во сто крат талантливее, правдивее, добрее. Скорее всего, суд над ним происходит по самым высшим меркам. В вину мастера ставятся инертность, пассивность, слабость. Так получается, что Маргарита, его возлюбленная, хоть и женщина, но сильнее мастера: она делает осознанный выбор в пользу любви, сопряженной с опасностями, материальным неблагополучием, и оставляет роскошный особняк, обеспеченного мужа. Ради любимого Маргарита становится ведьмой – чтобы быть с ним, чтобы отомстить его обидчикам. Мастер же сдается без борьбы. Хотя трудно бороться с системой.
И все таки, после встречи с Воландом, автор дает шанс герою завершить дело своей жизни словами: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!» Там, где окажется мастер, не будет непонимания, зависти, зла, будет только Покой, Свет, Творчество, любимый роман и любимая женщина – Маргарита.

Читайте также:
Что стало причиной предательства Андрия в повести «Тарас Бульба»: сочинение

Эту страницу просмотрели 0 человек. Зарегистрируйтесь или войдите и узнайте, сколько человек из вашей школы уже написали это сочинение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: