Сюжет и герои одного из рассказов В.Шукшина. («Далекие зимние вечера»): сочинение

Я счастлив тем, что я оттуда,
Из той зимы, из той избы,
И счастлив тем, что я не чудо
Особой избранной судьбы. (А.Т. Твардовский)

Сюжет и герои одного из рассказов В.Шукшина

Искусство, как и литература, кажется наиболее современным, когда оно является результатом бесконечного исследования художниками человеческих душ. Это всегда благородно, всегда трудно.

Как писатель Шукшин возник с поразительной быстротой, практически с первых своих произведений. Настолько твердо и определенно, что уже первая его книга дала повод критикам говорить о Шукшине как о самобытном и сильном таланте. Аннинский пишет о творчестве Шукшина: “На первый взгляд, книги Шукшина – это пестрый мир разных и несхожих характеров, но после размышлений понимаешь, что Василий Шукшин написал не несколько разных типов, а один психологический тип, вернее, одну судьбу, о которой говорят “жизнь Шукшина”.

Рассказы Шукшина звучат как тонкие философско-лирические притчи, несущие в себе проблемы духовной жизни сегодняшнего дня. На одном из рассказов Шукшина я остановлюсь более подробно.

В рассказе “Далекие зимние вечера” описывается обычный будничный вечер сельской семьи. За тысячи километров от нас идет война. Здесь, в глухой сибирской деревне, ее грохота не слышно, но ее тяжелая тень упала на жизнь деревни: в ветхих избах холодно, голодно и неуютно людям в них. Кроме того, писателю удается убедительно показать, что помогло людям не согнуться, выстоять в ту трудную годину, что согрело и подняло их дух при этом.

Мы видим, что герой его истории обладает добротой в душе и удивительной способностью к радости, признаком несгибаемой силы характера.

Семьи, подобные семье Колокольниковых, живут тяжелой, трудной жизнью. Отец на войне, мать работает с утра до ночи, поэтому двое детей целыми днями одни. Но – их детство! Жизнерадостное и веселое детство! Книги под скамейкой, игры, драки, шумное веселье. Уличное братство, бесшабашное и озорное.

Прекрасно и мастерски изображен Ваня Колокольников, которого по праву можно назвать первым в галерее персонажей Шуйского. Он проницательный, озорной и даже коварный в своей крестьянской манере, но в то же время теплосердечный и душевный. Воспитанный в традициях уличного рыцарства, по-мальчишески гордый и самолюбивый, он способен танцевать “Баринию” в трудные моменты жизни, когда нужно разбить чужие сердца или протянуть карающую руку, не имея за что “дать пощечину”, поймать в смятении только что потерянный пирожок с лошади. Но потом он возвращается домой, и все меняется. Именно тогда закон вступает в силу. Ванька правильно использует права старшего брата и смеется над младшей сестрой, дразнит ее и “пугает”, хотя в глубине души боится, что она расскажет маме о его выходках. У младшей сестры тоже есть свое оружие: в шутливой манере, подражая матери, она ругает своего неумелого брата: “Если не научишься, всю жизнь будешь сплетником”. Вы пожалеете об этом позже. У вас нет локтя, но вы и не кусаетесь.

Но как удается писателю показать, что за всей этой детской перебранкой отчетливо видна сердечная привязанность этих двух существ! Наташа поет кукле тихую, “невыносимо тяжелую и тоскливую песню”, а Ваня, чуткая душа, молчит и слушает сестру, едва сдерживая слезы.

Каким талантом выражения должен обладать писатель, чтобы затронуть человеческое сердце таким, казалось бы, обычным эпизодом из жизни детей! Но Шукшину это удается!

Первым встречает мать Ваня, который вбегает в дом с супружеским узлом. Наташа перестает плакать и тоже пытается удержать узел, чтобы помочь брату.

Появление матери – это праздник в доме, предзнаменование бесконечного света и радости. Долгие зимние ночи будут до краев наполнены тишиной, покоем и теплом компании любящих душ. С этого момента в рассказе появляется особая интонация и, я бы сказал, особое освещение. Свет от лампы тусклый, голоса тихие и слегка приглушенные. Ритм несет мать. Уставшая, обремененная множеством забот, она тоже отдыхает душой с детьми. Ее речь мелодична, мечтательна: “Вот мы на сеновале, а на дороге лежит лиса, голова на веревке, и не шевелится, черт возьми. Лошадь чуть не затоптала его. Они теперь такие смелые, эти лисы.

Читайте также:
Земное» и «неземное» в «Стихах о Прекрасной Даме» А. Блока: сочинение

Тонкий и теплый тон песни заполняет все пространство рассказа, написанного в ранние годы писателя, чувствуется его мастерство, его умение видеть во всем окружающем своих героев, своих персонажей. Эта история показала неисчерпаемые возможности писателя: она стала для него масштабом истинной художественной способности. Его герои обладают тем “запахом добра”, с которым они живут долго и счастливо.

Я убеждена, что этот “запах добра” – дело рук самого автора, который очень любил своих героев, показывая свое благожелательное отношение к ним, поэтому они были такими правдоподобными, такими реальными.

Настоящий художник не решит вопрос окончательно, а заставит полюбить бесчисленные, бесконечные жизненные проявления.

В произведениях Шукшина его герои жили этим чувством жизни, и это одна из причин, почему читать их так легко и свободно. Некая художественная сила побуждает героев Шукшина страдать и радоваться.

Сам писатель говорил о своей работе: “Рассказ должен открывать душу, проникать прямо в сердце… утешить, успокоить, научить чему-то, поделиться тем, что волнует самого рассказчика, что рвется в его душу…”. И Шукшину это удалось!

Особенность антитезы по рассказу В. М. Шукшина «Далекие зимние вечера»
творческая работа учащихся на тему

” Далекие зимние вечера” – автобиографическое произведение Василия Макаровича Шукшина. В детстве Василий Макарович пережил Великую Отечественную войну. Сегодня, когда мы отмечаем 65-ю годовщину победы над фашистской Германией, мне было очень трогательно читать этот рассказ, повествующий о военном детстве писателя. Сам Шукшин говорил: “Кто-то из моего детства, я пришел с войны”. Шукшина и его младшую сестру Наташу воспитывала одна мать, Мария Сергеевна, отец был арестован, а отчим погиб на фронте в 1942 году. Писатель всю жизнь оставался глубоко привязан к матери. В военные годы его сестра вспоминала: “Наша семья жила в очень тяжелых условиях, голодали”. В конце концов мама продала все, что осталось от отчима, а он продал все, чем владел, включая платье.

Цель исследования – выявить идейное содержание рассказа с помощью антитезы.

Тема: специфика авторского противоречия в рассказе Шуйского “Долгий зимний вечер”.

Объект исследования: антитеза как способ постижения смысла

1. подумайте о двух слоях рассказа Шукшина: реальном и сказочном;

Проанализируйте, почему автор выбрал именно этот стиль повествования.

Методы: общенаучные (синтез, анализ), специальные (сравнительный и сопоставительный)

Новизна исследования: Мы рассматриваем историю с точки зрения антитезы, стилистической фигуры.

Практическая ценность исследования: введение работы по внеклассному чтению для развития патриотических чувств и любви к дому и семье.

Особенность антитезы в рассказе В. М. Шукшина “Далекий зимний вечер”

В тексте я увидел два мира: реальный и сказочный. Оба предложения, раскрывающие эти слои, являются смежными. Так бывает нечасто, но иногда сказочный мир вторгается в реальный, а здесь все наоборот, светлый мир сказки вторгается в реальный. Есть такие литературные понятия, как “роман в романе”, “роман в поэме”, а здесь “сказка в рассказе”. Для каждого мира Шукшин подбирает уникальную лексику, стиль повествования, эмоциональный настрой. В основе этого лежит художественный прием, известный как антитеза.

В литературе антитеза – это стилевая фигура, основанная на сравнении или противопоставлении контрастов, например, война-мир, холод-жара, голод и сытость (Словари литературоведческих терминов).

История начинается печально: “Под Москвой идут тяжелые бои…”. Но затем интонация меняется на более лирический и юмористический стиль: “А на окраине отдаленной сибирской деревни кричащие дети играют с тестом в ранние утренние часы”.

Слово “далеко” – это уже сказочный элемент, напоминающий начало сказки “далеко, далеко, далеко”, а деревня не имеет названия – это тоже сказочный мотив, как и “В некотором царстве, в некотором государстве”. Это означает, что подобные мероприятия могут проходить в любом населенном пункте России.

Реальный мир отмечен бесчеловечностью: “В избе было холодно”, “Ванька заглянул в миску на плите, в плите все было пусто, есть было нечего”, “Проходит пустое, грустное время”, слово “пустое” повторяется в рассказе не один раз.

Читайте также:
Любовь в жизни Печорина: сочинение

Но тут же следует новый абзац: “Мать рассыпала белье в прихожей и вошла в дом. Она, должно быть, очень устала и измотана за день. Но она улыбается. Ее мягкий, веселый голос сразу же наполнил коттедж, и пустота и холод исчезли. В семье намечается “маленький праздник”: будут приготовлены фрикадельки. Тефтели в военные годы – это действительно настоящий праздник, и не зря автор в конце своего рассказа пишет: “После ужина….. Ванька забирается на половицы, едва касается подушки и засыпает. Наташка тоже спит. В одной руке у нее шар из теста. Эта реальность проходит через всю историю с ее горечью и болью. Мы видим, как дети были лишены еды в военные годы. А фраза “пельмени, зажатые в руке” трогает до глубины души, это верный способ Шукшина “рассказать многое за короткое время”, что и является целью любого рассказа. Во время войны страдали все: мужчины, матери, дети, старики, никого не щадили.

Однако что же спасает детей, что не дает им ожесточиться? Конечно же, сказка.

Когда вся семья занята приготовлением фрикаделек, мама рассказывает о нахальном лисе, главном герое многих сказок:

Вот еще одна лиса лежит на дороге, а мы двигаемся с сеном. Вот лиса легла на дорогу, и не важно, что она не двигается. Она немного похожа на ногу лошади. Они теперь становятся смелее, эти лисы.

Рот Наташи полуоткрыт, и она слушает. А Ваня говорит тихо:

– Это потому, что идет война. Они всегда храбры на войне. Их некому вытащить, и они остаются на дорогах.

Всякий раз, когда мать и сын идут в лес за дровами, автор описывает лес как “сонное царство”, “стройные березы обступают незнакомцев и ждут”. Вся природа очеловечивается. Срубить березу очень трудно, потому что у нее “звонкое сильное тело”, которое невозможно срубить.

Теперь в доме есть огонь. Словно живой, огонь гудит в печке: пятна света, как желтые котята, играют на полу. По всему дому нежно-голубая волна тепла окутывает комнату. “Прогулка” в кастрюле только начинается, когда в нее наливают воду.

Можно сказать, что в рассказе раскрывается все, что предназначено для жизни: и земля – лес, и огонь, и вода.

Автор хочет сказать нам, что это единственные истины, которые существуют, и что других не должно быть. Моя мама говорит: “Нашему отцу тоже тяжело быть там. Они, вероятно, сидят в снегу…. Надеюсь, они не будут драться зимой.

Теперь они не остановятся”, – объясняет Ванька. “Начав, они не остановятся, пока не победят фрицев.

Шукшин называет своего маленького героя Ваней, что тоже является любимым сказочным именем, и за Ваней – Иваном всегда стоит правда в рассказе, всегда есть благородные качества человека, который борется со злом. В сказке Ваня задается вопросом “где взять три полена дров?”, когда они с матерью несут срубленную березу домой, но он молчит. И гордость Вани молчит”.

Помогите написать сочинение-описание героев рассказа В.М.Шукшина “Далёкие зимние вечера”

Рассказы и повести Василия Шукшина занимают особое место. Его, казалось бы, простые и безыскусные истории не забываются после первого прочтения. По какой-то причине, спустя некоторое время, вы возвращаетесь к этим историям снова и снова. Рассказы Шукшина хочется читать снова и снова. Писатель сказал: “Настоящая литература предназначена для многократного прочтения. Судьбы и характеры шукшинских героев очень разные. Сюжеты историй также различны. Но, внимательно прочитав их, можно понять, что у всех этих произведений есть нечто общее. Есть такое понятие: “герой Шукшина”. На самом деле героев Шукшина нельзя спутать с другими. Они особенные, уникальные, они несут в себе запас доброты, человечности, любви к людям, они не терпят зла, лицемерия, ханжества, они великодушны и всепрощающи. Возможно, это то, что присуще им с детства, самой природой и окружающими их людьми. Добрый и непосредственный маленький Ванька Кокольников из сказки “Далекие зимние вечера”. Он озорной, живой и умный. Он может драться, может даже ударить свою младшую сестру по губам, но он может быть прощающим и мудрым. Автор изображает Наташу с такой же добротой. Она с уморительным мастерством подражает своей матери и ругает своего бестолкового брата: “Если ты не будешь учиться, то всю жизнь будешь бездельником”. Вы пожалеете об этом позже, у вас будет локоть, но не укус”. Но, что удивительно, за описанием постоянных препирательств и забавных обид детей мы все больше ощущаем какую-то глубокую и тонкую привязанность, которую эти два маленьких существа испытывают друг к другу, как будто это само собой разумеется. Старший брат явно не позволяет себе открывать младшей сестре свои истинные чувства, но время от времени они прорываются в настоящих эмоциональных всплесках: вот Наташа, держа на руках куклу, поет “невыносимо тяжелую и скучную” взрослую песню, а Ваня, чуткая душа, вдруг умолкает и серьезно слушает сестренку, едва сдерживая слезы. Невозможно не полюбить этих маленьких персонажей.

Читайте также:
Женские образы в романе Тургенева Отцы и дети, их роль в раскрытии содержания романа.: сочинение

Выражение авторского отношения в рассказе Чехова “Лошадиная фамилия” Какой приём использует Чехов для создания образа Ивана Еасеича.

1. сюжет драмы Р. Шеридана “Школа зла” (очень короткая, поместилась бы на 0,25 страницы). 2. характеристика одного из персонажей драмы (по вашему выбору).

Каково было душевное состояние главного героя после пребывания в больнице? Какова была кульминация его душевного кризиса в романе “Против всех смертей”?

Детство М. Горького: Запишите вопросы в тетрадь, затем ответьте на них письменно. Когда и почему дед разделил свое имущество с бабкой? 9. Кем стала мать Алеши (гл. герой . рой)? 10. Какие черты русских видит М. Горький в образе своей бабушки Акулины Ивановны?

5. Как мальчик описывает свою заботу о младших брате и сестре и свое нежелание огорчать маму? 6. Что вы можете сказать о том, что мальчик так стойко переносит голод? 7. Скромный, неиспорченный мальчик играл в азартные игры, потому что у него не было денег? 8. Как герой рассказа характеризует свое поведение во время драки? Что больше ранило мальчика: унижение избитого человека или ложь? 9. Почему, несмотря на угрозу, герой возвращается на поляну за огородами? 10. Когда мальчик получает жизненные уроки, как меняется его поведение? 11. Каким образом два описания природы поляны отражают внутреннее (психологическое) состояние героя? 12. Что испытывает мальчик в ожидании наказания за игру на деньги? 13. Подробные описания мальчика и Лидии Михайловны можно найти здесь. Как в этих портретах использован художественный прием?

М. Детство Горького: запишите вопросы в тетрадь, ответьте на них письменно 4. Кто такой Цыганок? Как он умер? 5. Какой траур был в доме деда? 6. Чему… дед научил мальчика, главного героя?

” Детство” М. Горького: запишите вопросы и ответы в тетрадь. Где и с кем находится герой (имя и фамилия)? в начале повести? . 2. Как и куда они попали? 3. Почему главный герой невзлюбил своего деда?

В. М. Шукшина «Далёкие зимние вечера» учитель литературы гимназии №11 г. Бийска Алтайского края Маркелова Л. П. Многие свои рассказ

Многие рассказы Шукшина начинаются с указания времени, когда происходили описываемые события: “Перед самой войной отчим повез нас в город Б”. (“Первое знакомство с городом”), “В самом начале войны нас, детей, больше всего стали мучить две проблемы: голод и холод”. (“Гоголь и Райка”), “Это был 1942 год (мне, наверное, было 13 лет). Лето, страдание” (“Жатва”), “Пришла весна – милая и тихая, как незрелая девушка” (“Степка”).

Как и во всех произведениях Шукшина, указание на время и место действия несет особый смысл: оно тесно связано с темой, проблемой рассказа, а значит, раскрывает главный принцип текста.

Как описано в рассказе “Далекие зимние вечера”, это время тяжелых боев под Москвой. Рассказ начинается с серьезного настроя. Время военное, трудное. Но не военные события движут автором, и книга переносит читателя в глухую сибирскую деревню, каких много в России (названия деревни нет – это собирательный образ). Находясь глубоко в тылу, война ворвалась в каждый дом, ее тяжелая рука коснулась всех, малых и больших. Она бросила тяжелую тень на жизнь деревни: ветхие избы промерзают, людям в них голодно и неуютно.

Читайте также:
«Трилогия вочеловечения» как отражение этапов творческого пути А. Блока: сочинение

История начинается с зарисовки беззаботной и мирной жизни деревенских детей, которые забывают школу и с самого утра играют в бьерки. Кажется, что в их жизни ничего не изменилось: уроки в школе, игры мальчишек, игры в снежки во дворе… И если бы автор привел своего главного героя, Ваню Колокольникова, в теплую, натопленную избу, где его ждал бы теплый “можжевеловый хлеб”, испеченный заботливыми руками матери, это была бы райская жизнь, о которой в те времена можно было только мечтать.

Резкий контраст между суровыми реалиями военного времени и спокойной жизнью деревенских детей создает трагическую атмосферу в рассказе. В избе было холодно, поэтому я не снял шубу. Это предложение иллюстрирует конфликт между мирной жизнью и суровыми реалиями военного времени.

Дальнейшая история заставляет содрогнуться при мысли о том, что дети привыкли к холоду, к голоду, что выживание стало привычкой, правилом жизни. Дети рано повзрослели: ни истерик, ни слез, ни жалоб. Маленькая Наташа поет не веселые детские песенки, а “на манер колыбельной, но тяжелую и мрачную мелодию “Ах, сказал милый…””.

“Голос Наташи, как чистый ручей”, и тяжелая, скорбная мелодия – совсем не детская песенка, а песня, которую, вероятно, пели женщины в годы траура, также подчеркивают трагизм того времени. Маленькие дети поют взрослые песни и используют деревянную ложку вместо куклы. Это признаки утраты счастливого и беззаботного детства.

В отсутствие матери Ваня вынужден один присматривать за сестрой и по-детски пытается отвлечь ее от холода, голода и мыслей о матери: он дразнит ее, пугает, танцует для нее, забавляет ее рассказами, но в глубине души боится, что она расскажет матери о его шалостях. У младшей сестры тоже есть свое оружие: с уморительным мастерством, подражая своей матери, она ругает своего бестолкового брата: “Если ты не будешь учиться, то всю жизнь будешь лениться. Тогда вы пожалеете об этом. У вас будет локоть, но не укус”. Но как писательнице удается показать, что из всех этих детских препирательств проистекает искренняя привязанность этих двух существ! Наташа, обнимая куклу, поет взрослую песню, “невыносимо тяжелую и скучную”, а Ваня, чуткая душа, вдруг умолкает и серьезно слушает сестру, едва сдерживая слезы.

Свет из окна и счастье в доме становятся матерью. Уставшая от работы, она спешит к своим детям с драгоценным свертком, в котором “немного муки и кусок сырого мяса”. Она согревает своих осиротевших детей добрым словом и ласковым взглядом. Они будут готовить ужин втроем. В этом гармоничном ритме домашних дел человек чувствует себя привычным к работе, к заботе о других перед лицом враждебных и разрушительных сил войны.

Когда Ванька, первым встретивший мать, вбегает в избу с материнским узлом, Наташка «перестает плакать и пытается тоже подержаться за узел – помочь брату».
С приходом матери в доме воцаряется праздник, предчувствие светлой и бесконечной радости. Долгий зимний вечер до конца будет заполнен тишиной, покоем, теплотой общения родных, любящих душ. С этого момента в рассказе возникает особая интонация и особое освещение. Свет в лампе убавлен, голоса звучат мягко и чуть-чуть приглушенно. Усталая, отягощенная нескончаемыми заботами, мать тоже отдыхает душой с детьми. Речь её певуча: «Едем сейчас с сеном, а на дороге лежит лиса, лежит себе калачиком и хоть бы хны – не шевелится, окаянная. Чуток конь не наступил. Уж до того они теперь осмелели, эти лисы».

Читайте также:
Анненский: сочинение

Еще один признак войны – пустой дом. Дети беспомощны и не могут за ним ухаживать. Нет кормильца, нет отца, который зарабатывает деньги: есть война. Только мать пытается поддерживать огонь жизни на кухне, чтобы спасти своих детей от голода и холода.

Один из самых напряженных, вызывающих сострадание и боль эпизодов – когда березы срубили и доставили домой на дрова. В этой трудной и по-взрослому ответственной ситуации Вандя выполняет и роль сына, и роль помощника:

Это мой маленький человечек, мой маленький человечек. Потерпите, мы срубили для вас большой. Я бы предложил поменьше.

Ваня молчит. И гордость Вани молчит.

Так мальчики взрослели и закаляли свою волю в течение трудных лет испытания.

Нет слов, чтобы описать участь матери в военное время. Предполагая, что судьба русской женщины не трагична, Шукшин не ищет этих скорбных слов. Она не имеет на это права, она противостоит трагедии времени. Все внимание к поступкам, к речи героини!

Она приходит домой с работы, снимает с веревки холодное белье по дороге к забору, приносит кучу еды, устраивает “маленький праздник” – лепит пельмени, рубит, натаскивает с сыном березки для печки и рассказывает им чудесные истории, чтобы дети не спали и могли поесть, и шьет сыну новую рубашку перед утром – для школы.

В ее словах можно услышать мягкость и нежность, с которой она обращается к детям: “Никого не бойся, мы рядом, дорогая”, “Ваня, не глупи”, “Ты устал? “, “Еще чуть-чуть…”, “Как там наша Талушка? “.

Скрытый подтекст заставляет задуматься: откуда эта женщина черпает силы, где в ней скрытый источник доброты и нежности?

Шукшин не усложняет, а упрощает ответ на этот вопрос: сила матери – в любви. Эта любовь согревает детей, спасает их от страшной реальности войны и воспитывает их как людей.

Конец рассказа пронизан этим теплым и нежным чувством материнской любви. По мере того как любовь и забота матери наполняют дом, мы чувствуем комфорт, мир и покой. Точно так же этот мир матери противостоит миру войны, защищая своих детей от разрушительной силы зла. Таков смысл этой истории с гуманистической точки зрения.

Мифопоэтический аспект анализа рассказа В.М. Шукшина “Далекие зимние вечера”

1. Смысл названия рассказа. В произведении описывается один день из трудного детства во время войны, а название отсылает к зимним вечерам. Если действие начинается ранним утром, почему автор делает акцент на вечере? Какова причина использования множественного числа в названии?

2. Внимательно прочитайте первые несколько строк рассказа. Докажите, что они построены по принципу контраста.

3 Антитеза – основной композиционный прием рассказа. Он называет противоположные пары в рассказе.

4. Как война повлияла на жизнь людей в далекой сибирской деревне? Обратите внимание на детали.

5. В центре сюжета – брат и сестра Колокольниковы. Есть старая русская народная сказка, в которой старший ребенок присматривает за младшим, пока мать и отец уходят из дома. Именно такая ситуация описана в этой повести. Русские дома точно описаны В. М. Шукшиным. Что же это такое? Потому ли, что автор делает акцент на печке? Объяснение одежды, посуды, мебели и игрушек.

6. Почему в описании дома повторяется слово “синий”?

7. что делают дети до прихода матери? Описание времени и пространства.

8. Холодно, голодно, но не горько: как Шукшин подчеркивает взаимопонимание брата и сестры, их доброжелательность?

9. Какие черты характера унаследовала ее дочь от матери?

10. Как только приходит мать, все меняется: появляются звуки, движение и настоящий праздник.

11. Появление матери также усиливает звучание сказочных мотивов в рассказе. Приведите примеры. При чем здесь это?

12 История продолжается в лесу, куда Ваня и его мама отправляются за дровами. Доказательство. Какие эмоции возникают, когда вы читаете о березе? Как представления людей о лесе, о березе отражены в рассказе Шуйского? Какие языковые выражения использует автор при их описании?

Читайте также:
Любовная лирика Есенина и Маяковского: сочинение

13. Древние люди считали очаг священным. Огонь рассматривался не только как источник тепла и питания, но и как средство отпугивания злых духов. Существовала легенда, что в печи живут доброжелательные светлые духи. Каким образом пожар в доме Колокольникова влияет на персонажей? Найдите перекликания с народными представлениями.

14. Печка затоплена. Наташа на коленях у брата. “Голубые” волны тепла выливаются наружу. Пельмени сварились. Наступает сезон праздников: Елка, Новый год. Завтра у него будет новая рубашка, сшитая за ночь матерью. После ужина Ваня закрывает глаза и спит, свесив голову вниз, напротив матери. Вдруг теплые мамины руки разворачивают Ваню: полоска липкой пленки обматывается вокруг груди и шеи Вани, и ему шьют новую рубашку. Так ассоциативно возникает образ круга”. Вспомните мифопоэтическую символику как значение круга. Найдите еще примеры в тексте и попробуйте “расшифровать”, что он означает.

15. Исследователь Н.В. Халина в своей статье “Особенности понимания В.М. Шукшиным технологии природы: русская модель мира прошлого века” пишет, что писатель применяет в своем творчестве метод пропорциональности. В архитектуре этот метод обеспечивает устойчивость зданий благодаря диагоналям, которые удерживают один квадрат внутри другого. Древнерусские зодчие, как и готические архитекторы, использовали ключевую фигуру – квадрат, вписанный в квадрат, и называли его “Вавилон”. Покажите на примерах из текста, что Шукшин также использует слово “Вавилон” в своем рассказе. С какой целью?

16) Какие другие символы вы нашли в рассказе?

Цели урока:

Анализ идейно-художественных особенностей рассказа В. Шукшина “Далекие зимние вечера.

2. Упор на мифологию, постоянные образы и темы.

3. Развивать способность самостоятельно исследовать художественное произведение и развивать навыки творческого чтения.

4. Нравственное воспитание личности студента.

  • Откуда берется такой талант? От щедрости народа. Русский народ живет на земле – и сейчас он выбирает одного. Он будет говорить за всех – его помнит память народа, его мудрит мудрость народа. (В.М. Шукшин)
  • Нельзя писать, если не иметь в виду, что читатель сам многое допишет. (В.М. Шукшин)

Материалы для преподавателей.

В первом романе Шукшина “Сельские жители” есть рассказ о его детстве “Далекие зимние вечера”. Прозрачные автобиографии только усиливают интерес к ним. В конце концов, Иван Попов напишет целый цикл рассказов “Из детства В. М. Шукшина”.

Все начинается в детстве. Детские воспоминания – это “золотой кладезь впечатлений”. Этот золотой корень питал творчество многих художников. “Я убежден, что то, что делает человека писателем, – это детство, способность видеть и чувствовать все с раннего возраста, что дает ему право взяться за перо. Это слова В. Распутина. Но многие писатели и поэты говорили или могли бы сказать это.

Я счастлив тем, что я оттуда,
Из той зимы, из той избы,
И счастлив тем, что я не чудо
Особой избранной судьбы. (А.Т. Твардовский)

Детство Шухевича не было легким, хотя оно было очень похоже на детство любого крестьянина того времени. Он не помнил своего отца. Его мать очень рано осталась с двумя детьми, Васей и Наташей. Перед самой войной она вышла замуж во второй раз за человека, о котором автор позже вспоминала, с редким сердцем – добрым, любящим. … Вскоре, однако, началась война. Ее отчима отправили на фронт, где он погиб в 1942 году. [3]

Мария Сергеевна, мать Василия Макаровича, вспоминает свою жизнь: “Я начала работать в колхозе, где было труднее заработать больше, поэтому я всю жизнь тяжело работала, чтобы только содержать своих детей. Мои сестры иногда упрекали меня за это. И каждый день мне хотелось вернуться домой и рассказать своим детям что-то хорошее и приятное. [1]

Его сын, Мария Сергеевна, унаследовал теплоту души, заботливое сердце и доброжелательность, которые привил ему отец. В рассказах о своем детстве Шукшин вспоминает не столько о перенесенных страданиях и бедах, сколько о том слиянии с миром, которое он пережил в детстве, о том, что можно назвать “праздниками детства”. В рассказе “Гоголь и Райка” Василий Макарович писал: “Ах, какие это были праздники! (Я часто восклицаю здесь: счастье, радость! Праздники! Это правда, так оно и было. Может быть, потому что – детство. Радость, даже если она маленькая и редкая, более глубока и чиста в тяжелые, горькие времена нашей жизни. Это были праздники, которыми я дорожу – они сохранились – на всю жизнь. “Лучшее еще не наступило” [8]

Читайте также:
Повесть Шинель: сочинение

Название рассказа “Долгий зимний полдень” указывает на то, что речь в нем идет о событиях, произошедших давным-давно, далеко от нашего времени. Самые яркие воспоминания связаны с возвращением матери, теплом, которое она приносит в дом. Множественное число (вечера) указывает на то, что это происходило не один раз. Ассоциация со стихами Пушкина непроизвольна:

… и вечер длинный
Кой-как пройдет, а завтра тож,
И славно зиму проведешь.

Мифопоэтическая модель мира, пишут известные мифологи Топоров и Мелетинский, характеризуется системой бинарных (двоичных) отличительных признаков, набор которых является наиболее универсальным способом описания семантики модели мира, и которая обычно состоит из 10-20 пар контрастных признаков, имеющих соответственно положительные и отрицательные значения. Эта оппозиция связана с особенностями структуры пространства (верх-низ, земля-небо), временными координатами (день-ночь, лето-зима), цветовыми характеристиками и противоречиями, раскрывающими социальный характер (мужчина-женщина, старый-молодой). Эти бинарные характеристики являются эффективным способом ассимиляции мира. [5]

В рассказе “Далекие зимние вечера” представлена эта модель мира. С первых же строк повести выражено противоречие: “Под Москвой идут жестокие бои….”.

  • Москва – пейзаж
  • Будни – праздники
  • Холод – жара
  • Голод – сытость
  • Реальность – сказка
  • Ложь – правда
  • День – вечер
  • Улица – дом
  • Отец – ребенок

И, конечно, о войне и мире.

Война – это большая трагедия. Трудно всем: и тем, кто сражается (эпитет – “hard” (битвы), “hard over there”), и тем, кто находится в тылу. Все трудоспособное мужское население находится на фронте. Об этом свидетельствуют детали: “Лисы стали смелыми – некому их стрелять, вот они и валяются на дорогах”, единственный мужчина в колхозе – “Филиппушка, согбенная фигура”, на которого, в конце концов, надежды мало. Все ложится на плечи женщин. Женщины работают день и ночь: с раннего утра до позднего вечера в колхозе, а затем дома. В деревне существует “принудительный матриархат”. Это явление подчеркивается ассоциативными цепочками: игра “Бабка” – Ванька, бабка Мишки, танцует “Баррыню” и кричит женским голосом: “Ух ты! Ого! Вау!”, размахивая воображаемым платком над головой; за домом снежный обруч скрещивает глаза; дома ждет сестра, изображающая девочку и поющая песню о несчастной женской судьбе (не случайно Ваня просит ее спеть о Хазе – Булате сумасшедшем); потом опять бабушки, куклы, “Барыня”….

Но детство есть детство, как бы ни был труден момент.

В центре повествования – брат и сестра Колокольникова. Ваня, обиженный такой несправедливостью, разрешает драться и уходит из школы, но, вернувшись домой, становится главным помощником матери, “хозяином в доме”. Он совсем один дома, а его младшая сестра Наташа (Таля) ждет его возвращения из школы. Очень серьезная и строгая девочка отчитывает вежливого Ваню за “прогуливание школы”: “Если ты не будешь учиться, то всю жизнь будешь лентяем. Вы пожалеете об этом позже. Вы получите локоть, но не укус. Неожиданная зрелость этих упреков свидетельствует о сельском детстве, в котором пяти-шестилетняя девочка не только играет роль взрослой женщины, но и невольно и незаметно для себя усваивает мысль о том, что мужчину, который ни на что не годен, всегда должна воспитывать женщина, которая является опорой семьи и ее защитницей во время войны. [3] .

V. Шукшин очень подробно описал русский дом: стенки, саму избу с кутьей, половицы, печь. Таля сидит на печи не случайно. В. Белов называл печь главной защитой дома, материальным и моральным центром дома. Печь кормила, поила, лечила и утешала. На ее стенах давали клятвы и подписывали договоры, а в поддувале жил покровитель дома. В рассказе “Гоголь и Райка” Шукшин писал: “Никакая нечистая сила не боится печки, на печку им не залезть, она им не дается, они могут сколько угодно звать, бушевать, пугать внизу, но на печку не залезут, проверено”. [8] Тал боится, поэтому сидит на печке. А еще “наверху” теплее, там можно колыбельки для кукол (традиционно детей “допаривали” на печке). На печке и утварь, и одежда. Своеобразный “Ноев ковчег”.

Читайте также:
Вещи и книги (по тексту Л. Лиходеева): сочинение

Кроме того, “внизу” пусто – стол пуст, шкаф пуст, миска пуста, ложка не используется по назначению (Таля наряжает ее в разноцветные тряпочки, чтобы сделать куклу). Не случайно Ваня сидит не за столом, а на столе и смотрит в окно. Полная неподвижность: Наташка – на печке, брат – за столом. Так и тянется пустое, тоскливое время”. “В избе пусто, сумрачно и тихо”. И холодно”. Но горечи нет! ” Ваня смеется. “Наташка тоже смеется” – повторение подчеркивает единство брата и сестры, а также их добрый нрав.

Мама возвращается с работы, и все меняется. Движение наполняет мир: “Скрипнули легкие шаги”, я вскочил, бросился сломя голову навстречу, Наташа вцепилась в кофту”, она с криком пролетела мимо, запутавшись в кофте”, единство брата и сестры изменилось. Родной веселый голос заполнил всю избу: жизнь полна звуков. Исчезают пустота и холод. С приходом матери начинается пир. Шумно и беспорядочно лепят пельмени, стучат, звенят, спорят друг с другом.

В рассказе присутствуют сказочные мотивы. В начале истории Талия “настраивала” брата на сказочный лад: расспрашивала его о теплых краях или снова слушала историю о волке. Но Ване это было не по душе. С приездом матери все меняется: дети слушают историю о встрече с лисой (“лежит на дороге, свернувшись калачиком и ни о чем не заботясь – не шевелится, проклятая”). Мать очень хочет согреть души своих детей, “сказать им что-то хорошее и доброе”. Пытаясь разбудить спящих, Ванька и Наташка рассказывают им про елку, которая украшена всякими буратинами, игрушками и зайчиками. Представлены все главные герои сказок Шуйского о животных. A. A. Коринфский писал: Волк, лиса и заяц следуют за медведем”. Каждый из них имеет свои особенности: волк – яркое воплощение безжалостной хищности (наверное, поэтому Ванька не хотел рассказывать и без того напуганной сестре о волке), лиса – хитрости, а заяц – воплощение трусости и невинности. [4] В рассказе также фигурирует медведь – Мишка Босоулосый – местный губернатор, “коренастый парень в большой шляпе”.

История продолжается в лесу, куда Ванька с мамой отправляются за дровами. Аналогия бессознательна: лес – это дом, место, где можно согреться, место, где всегда рады людям. На открытом воздухе дует недобрый ветер. В лесу, однако, тепло и тихо”. Удивительно тихо, словно в сонном царстве. Стройные березы молчат и ждут новых гостей”. “Когда-то лес считался священным местом у всех славянских народов. Может быть, и сейчас в потаенном уголке души суеверного россиянина, ощущающего при входе в лес пугающий холодок, пробуждается слабый отзвук, пережиток язычества наших предков, считавших леса своими храмами”, – отметил А. A. Коринфский отметил. [4] В рассказе “Далекие зимние вечера” береза описана с особым чувством. Метафоры, эпитеты, олицетворения создают трогательный образ этой лесной красавицы.

Мать и сын тащат срубленные березы по снегу, изнемогая. Здесь стоит отметить такую деталь: герои неизбежно напоминают нам о своем воинственном отце: “Нашему отцу там тоже тяжело”, – задумчиво говорит мать. – Надеюсь, они сидят в снегу, убитые горем. …. Лучше бы они не воевали зимой. То, как эта самоотверженная женщина в трудную минуту вспоминает, что близкому человеку, возможно, придется страдать еще больше, и ее наивное желание, чтобы закончилась хотя бы зимняя война, раскрывает щедрый запас доброты и любви, которого хватит на детей, на постоянную заботу мужа и на все дни и ночи войны на работе.

Читайте также:
Белов: сочинение

Напоминание об отце действует и на Ваню, который начинает авторитетно говорить о ситуации на фронте: “Они уже не остановятся, – объясняет Ваня. – Раз уж начали, то не остановятся, пока фрицев не разгромят”. [3]

Подобно тому, как И.С. Тургенев в рассказе “Бежин луг” восхищается детством народа и тем, как зреют его силы, В.М. Шукшин показывает братьев Колокольниковых как носителей тех духовных ценностей, которые владеют и определяют характер русского человека. В “Далеких зимних вечерах” также есть гимн матери.

Посреди холодной зимы войны герои Шукшина продолжают жить, сохраняя не только тепло домашнего очага, но и тепло души, заботясь друг о друге и помня тех, кто ушел на войну. Теплота их сердец позволяет им устраивать себе маленькие праздники. Это всегда было и будет так.

“Геометрические ассоциации” только подчеркивают эту идею. (Квадрат, как упоминается в “Мифах мира”, соответствует таким понятиям, как простота, порядок, справедливость, истина, праведность, мудрость и земля. Круг чаще всего выражает идею единства, бесконечности и конечности, высшего совершенства. Квадрат и соединенный с ним круг образуют горизонтальную плоскость диаграммы Мирового дерева). [5]

Справочный список:

1. ашулов В. Похоже, что его родина – Барнаул, 1989 год.

2. Белов В. Лад. – М. , 1989.

3. Горн В. Василий Шукшин. Личность. Книги. – Барнаул, 1990.

4. Коринфский А. Народная Русь” – Смоленск, 1995.

5. Мифы народов мира. – М. , 1994.

6. Обзор литературы последних двух десятилетий 20 века. – Барнаул, 2005.

7. Халина Н. Особенности осмысления Шукшиным техники природы: Русская модель мира прошлого века. – Барнаул, 1999.

8. Шукшин В. Калина красная. – M. , 1999.

Герои «Далеких зимних вечеров», «Демагогов» и «Светлых душ» Шукшина

Однако и тогда ему удалось – и это не редкость – сбросить оковы литературной условности и смело войти в “природу”, в материал, не дожидаясь, пока он выльется в “подходящую” литературную форму. Рассказы, подобные “Далеким зимним вечерам”, стали для него школой настоящего артистизма; освободившись от предопределенного взгляда на реальность, он открыл для себя поистине неисчерпаемые возможности. Рассказы “Светлые души” и “Демагоги” написаны все в том же лирическом и созерцательном ключе, что и “Далекие зимние вечера” – Шукшин словно хотел утвердиться в этом удачно найденном мироощущении, в этой простой и безыскусной манере письма. Но уже в рассказе “Один” появляются определенные нюансы, которые свидетельствуют о том, что видение писателя стало более сложным, что он подошел к новым нравственным и эстетическим рубежам.

В одной из своих статей, рассказывая об очень поучительной, с его точки зрения, истории создания сценария фильма “Мой брат”, Шукшин писал: “Мне хотелось всеми возможными средствами кино защитить этого хорошего человека (имеется в виду Минька Громов, главный герой сценария – Л. Е.) от людских насмешек, раскрыть мимоходом собственный запас доброты (думаю, немалый!) помощи слабым и незащищенным в отстаивании своих прав.

В этом и заключалась новизна рассказа “Одинокий”, тонко углубляющая его подтекст и образность – стремление “раскрыть собственные ресурсы доброты”. До этого Шухевич никогда не сталкивался с подобной задачей: герои “Далекого зимнего вечера”, “Демагогов” и “Светлых душ” не нуждались в авторском сочувствии или заботе по той простой причине, что они сами были активным, положительным проявлением жизни, своего рода морально-психологическим идеалом для автора. Ситуация в рассказе “Они” носит совершенно иной характер. До его морально-психологического содержания можно добраться, только правильно интерпретируя его внешние формы и видя за этими формами сложный, едва заметный подтекст. Шукшин делает это, чутко вслушиваясь в речь своих героев, оттеняя и постепенно собирая воедино глубинные смыслы, которые кроются в их явных, точнее, явленных словах и поступках.

Садлер Антип Калашиков – щедрая душа и в то же время необычайно застенчивый и деликатный человек. Всю свою жизнь он регулярно шил ошейники, сбруи и седла, безропотно терпя иррациональный автократизм своей жены, хотя у него есть собственное мнение на этот счет. И это мнение было следующим:

  • Я думал всю жизнь и пришел к геморрою. Я работал! Но спросите меня: Что хорошего вы видели? Ничего. По крайней мере, люди воевали, устраивали различные восстания, участвовали в Гражданской войне, Отечественной войне. По крайней мере, они погибли героически. И вот я в тюрьме с тринадцати лет, а скоро мне будет семь. Вот какой он терпеливый!
Читайте также:
Любовь в жизни Печорина: сочинение

Нет, у Антипа была довольно хорошая жизнь. Были радости и печали, будни и праздники, и, наконец, были дети – двенадцать человек, которых вырастил тихий и скромный Антип. Горе Литипа не об этом – не о долгих годах работы, не о добросовестном исполнении обязанностей, не о том, что жизнь ничего ему не дала. Его печаль о другом – о том, что люди обкрадывают себя и забывают уделять внимание друг другу, быть добрыми к собственной душе, без чего даже их добрые дела не дадут душевного тепла и не помогут в жизни. Духовность, простые, но необходимые духовные радости – вот чего не хватает в жизни людей.

В самом Аптипе эта жизнь ума всегда была в движении. Хотя она не разгоралась сильным, ярким пламенем, постоянно подавляемая все теми же мирскими заботами, он не только чувствовал свое право на нее, но иногда мог очень твердо отстаивать его, когда на него посягали слишком неосмотрительно. Например, когда Марфа бросила на кухню свою балалайку (а балалайка была “страстью Антипа, бессловесной и глубокой любовью всей его жизни”), послушный и вялый Антип, наверное, впервые в жизни взбунтовался. “Антипа пошел во двор, взял топор и разрубил на мелкие куски все ошейники, все сбруи, седла и уздечки. Он резал тихо и аккуратно. На скамейке запасных. После этого Антип пил целую неделю, отмечая дорогу домой. Потом он пошел домой, повесил на стену новую балалайку и сел за работу. Конечно, авторитет Марфы не пошатнулся, но теперь он понимает, что есть предел терпению Антипы, который он не может превысить.

Выражение довольно широкое: “раскрыть свой запас доброты”. Для Василия Шукшина оно чрезвычайно значимо. Не только и не просто любить своих героев, не просто утверждать доброе отношение к ним, но именно “раскрыть” доброту, то есть сделать доброту средством познания человека. Это станет настоящим девизом всех произведений Шукшина, какие бы темы и проблемы он ни затрагивал – от судьбы слепого баяниста Гани Козлова до героической трагедии Степана Тимофеевича Разина. Доброта как исходная позиция художника, как необычайно чуткий инстинкт, безошибочно улавливающий хорошее и плохое в человеке и в жизни, – вот суть отношения Шукшина к миру. Это не значит, конечно, что доброта – это сплошные радужные краски и что она исключает трезвый анализ. Нет. Доброта, по Шукшину, – это сам акт анализа, стремление постичь предмет во всей его объективной сложности, отсутствие всяких предрассудков. В той же статье (“Нравственность есть истина”) он отмечает, что “не обязательно полностью понимать то, о чем пишешь, – проще оставаться объективным. “.

1. ащеулов В. Он похож на свою Родину. – Барнаул, 1989. 2. Белов В. Лад. – М. , 1989. 3. Горн В. Василий Шукшин. Личность. Книги. – Барнаул, 1990. 4. Коринфский А. Народная Русь. – Смоленск, 1995. 5. Мифы народов мира. – М. , 1994. 6. Резяпкина Н. Литература ХХ века. – Барнаул, 2005. 7. Халинова Н. Особенности постижения Шукшиным техники природы: Модель реального мира прошлого века. – Барнаул, 1999. 8. 8. Шукшин В. Калина красная. – М. , 1999.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: