Тема Родины в поэзии М. Ю. Лермонтова: сочинение

В произведениях Михаила Юрьевича Лермонтова затрагиваются самые разные вопросы. Тема патриотизма и родины является лейтмотивом всех его произведений.

Тема Родины в поэзии М. Ю. Лермонтова

Мысли Ермонтова о Родине тесно связаны с его представлениями о своем поколении. И это логично: люди творят историю, сохраняют преемственность традиций, передавая историю своей страны следующему поколению и прославляя Родину своими делами. По словам Лермонтова, его окружают не люди, а “бездушные образы”, “прилично уменьшенные маски”.

Следовательно, он не видит друзей и единомышленников среди своих сограждан, чье “будущее либо пустое, либо темное”. Как поэт, он полон страха, что его поколение “состарится в бездействии”.

потому что у него “ровный путь без цели”, потому что оно отказалось от борьбы, от “мыслей благородных”, от искусства и поэзии и превратилось в “презренных рабов”. Естественно, что такое поколение не имеет будущего и никогда не сможет продолжить славной истории своей отчизны:
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Вот почему прошлое для него ужасно: разгром декабристов, их казнь и ссылка; но и будущее тоже безотрадно:
Гляжу назад – прошедшее ужасно;
Гляжу вперед –

там нет души родной!
Предметом поэтического осмысления и отвержения выступают не столько отдельные черты русской действительности, сколько вся Россия как социально-историческое целое. В стихотворении во главу угла поставлена действительно главная черта самодержавно-крепостнической империи: рабство и господство. Поэт показывает и глубину своего понимания рабства.

Оно для него не только характеристика внешнего положения народа, меры его угнетения и бесправия, но и печальная реальность внутреннего, духовно-нравственного состояния людей в царстве произвола.
Все это, вместе взятое: крепостное рабство, жандармский произвол и жалкая преданность ему – предстает в поэтической формуле Лермонтова как нечто единое, что в совокупности и составляет понятие “родина”, чему он говорит решительное “прощай!”.
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Но не только в таком облике предстает Родина в лирических произведениях Лермонтова. Стихотворение “Родина”, написанное незадолго до смерти поэта, – это раздумье о его отношении к отчизне.
Понимание реакционности, ничтожности обращает мысль Лермонтова к иным социальным силам – демократическим. Неудача выступления первых дворянских революционеров, трагедия, которая коснулась всего русского общества и которую с такой болью переживает поэт, поставила перед ним вопрос об общественно-исторической роли народа в развитии страны. Подлинно народная Россия становится предметом идейно-творческих раздумий поэта.

Читайте также:
Тема нравственного падения и возрождения человека в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Отмечая это в его творчестве и мировоззрении, Н. Добролюбов писал: “Лермонтов… умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе”.
Поэт “непобедимым рассудком” привязан к простым картинам родной природы и русской деревни.
В стихотворении “Родина” создан живой поэтический образ родины, основное содержание которого – широта ее просторов, русская природа и народная жизнь. В изображении и того, и другого поражает сдержанность, экономия художественных средств. Поэт употребляет несколько эпитетов, точных, но не ярких: “печальные деревни”, “желтая нива”, “белеющие березы”, “росистый вечер”.
Образ Родины дается в стихотворении в развитии: от широкого плана к более узкому. За начальными строками, в которых Лермонтов перечисляет официальные формы патриотизма, следует изображение большого мира России:
Но я люблю – за что, не знаю сам –
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям.
Затем даются частные детали пейзажа, непосредственно связанные с народным бытом: “дымок спаленной жнивы”, “ночующий обоз”, “полное гумно”, “изба, покрытая соломой”, “с резными ставнями окно”. Завершает образ Родины картина сельского праздника. Н. Добролюбов писал об этом стихотворении: “В удивительном стихотворении “Родина” Лермонтов понимает любовь к Отечеству истинно, свято и разумно”.

2 вариант

С одной стороны, для Лермонтова родина – это страна, где он родился и вырос. Но с другой стороны, родина – это страна, где правят деспоты и тираны, жестоко подавляющие инакомыслие.

Ермонтов удивляется, как странно выражается его любовь к родине. С одной стороны, он любит родные просторы, леса и поля. Русские березы. Это успокаивает душу Лермонтова, и тревога исчезает. Даже “морщины на лбу расходятся”.

Родина описывает избу, крытую соломой, с резными ставнями и окном. Его любимый вид России имеет неразгаданные тайны. Возникает другая Россия, в которой живут господа в синих мундирах, верные рабы. Лермонтов не хочет, вернее, не может жить в такой России, поэтому он прощается с “немытой Россией”. Как изгнанник, он живет на Кавказе.

Стихотворение “Бородино” посвящено победе русского народа в Отечественной войне 1812 года. Лермонтов осознавал, что именно народ несет на своих плечах бремя военной кампании. Они всегда были готовы спокойно, без пафоса отдать свою жизнь за Родину, за Москву. И в этот раз, и раньше, когда умирали их братья, деды и прадеды. И по царским указам с ними обращаются как со скотом.

Читайте также:
Сказка Островского Снегурочка: сочинение

Стагфляцию можно применить и ко времени, когда жил Лермонтов. Люди в возрасте двадцати с небольшим лет ничего не хотят и ни к чему не стремятся. Главное для них – собственное благополучие и душевное спокойствие, а не Россия. Современные деды и прадеды никогда не смогут совершить таких подвигов. Лермонтов не случайно сказал “В наше время героев нет”.

Или же, если идеалов не было, то всякое инакомыслие пресекалось в зародыше. После неудачного восстания декабристов в стране воцарился “тихий” террор, создавший атмосферу страха и подозрительности.

Хорошая жизнь была только у доносчиков и шпионов. Это дает Лермонтову ощущение, что у него не осталось дыхания, что сердце его тяжело, а душа жаждет чего-то несбыточного, не познав ни дружбы, ни любви.

Лермонтов искренне любит Россию, поэтому ему больно видеть, как люди могут так долго терпеть насилие над собой. Несмотря на свой гнев, он не хочет понять, принять и объяснить это.

Я думаю, что если бы Лермонтов родился немного раньше, он бы присоединился к декабристам. Мне кажется, что он разделял их убеждения. Декабристы были жестоко подавлены репрессивными мерами.

Сочинение на тему «Родина в Творчестве Лермонтова»

В творчестве Михаила Лермонтова тема родины занимает центральное место. Но отношение поэта к своей родине, к России, довольно неоднозначно. Когда Михаил Лермонтов говорит о прошлом своей страны, он идеализирует то, что было в прошлом, и показывает свое недовольство тем, что происходит в его родной стране сегодня. Любовь Лермонтова к родине – странное и болезненное чувство. Он не пытался показать себя патриотом, но всегда анализировал окружающую действительность в своих стихах.

В поэзии Михаила Юрьевича присутствуют трагические мотивы, когда он рассказывает о том, как мужчины и женщины пытаются изменить российскую действительность, но их усилия остаются безответными и непродуктивными. В стихах Лермонтова Россия изображена как страна рабов и господ. В то же время он с гордостью говорит о прошлых достижениях. В стихотворении “Родина”, написанном в 1841 году, он упоминает о странной любви к родине, вызванной этим.

Читайте также:
Основные мотивы и образы поэзии А. А. Фета: сочинение

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Не стесняйтесь связаться с нами:

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.

Для поэта Лермонтова родина не может быть отделена от природы своей страны. Эти картины часто связаны с его детскими воспоминаниями. Михаил Юрьевич использует яркие, насыщенные цвета, чтобы передать эти впечатления. Для него любовь к родине не только необъяснима, но и часто причиняет ему страдания.

Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям.

Усадьба, где когда-то жил сам Михаил Лермонтов, предстает перед читателем в стихотворении “Как часто пестрою толпою окружен.”. В этом произведении, которое было написано в 1840 году, поэт возвращается к своему детству и тем местам, где он жил в детстве. Именно лирический герой этого произведения возвращается в усадьбу, чтобы уйти от шумного мира маскарада, который отчуждает его. Оглядываясь на свое детство, он видит пруд, поля, туманы как места, где всегда царит покой, тишина и здесь можно найти умиротворение.

Тема родины в текстах Лермонтова связана с русским пейзажем. Когда поэт думает о бескрайних российских просторах, о…

Одиночество исчезает, и на смену ему приходят покой и уединение в благоухающих садах и прекрасных лилиях долины. Русская природа побеждает человека. В этих стихотворениях Михаила Лермонтова часто отсутствует политическая направленность. Для него родина всегда находится в гармонии с миром природы. Власть может меняться, но красота и гармония природы всегда останутся неизменными.

По мнению Лермонтова, природа – это проявление Бога, позволяющее гармонично упорядочить окружающий мир. Поэт постоянно показывает, что любит свою родину, потому что для него нет ничего прекраснее в мире. Но родина – это не только образы природы, в произведениях Михаила Лермонтова это еще и образы общества, которое его окружает. В произведениях Лермонтова эти два мира противоречат друг другу. Но только российское общество лишено той гармонии, которая царит в природе.

Российский социальный климат – это климат несправедливости, лжи, злобы и лицемерия. И это поэт осуждает и не может принять. В таком обществе счастье невозможно, потому что мир и спокойствие не могут сосуществовать. И такому обществу противостоит природа, которая не только дарит человеку состояние покоя, но и помогает заглушить и залечить душевные раны. Герой Лермонтова может обрести этот покой, только полностью оторвавшись от общества и погрузившись в природу. Но как только он возвращается в общество, он снова испытывает эти страдания.

Читайте также:
Стихотворение Тютчева (Я встретил Вас и все былое): сочинение

В лирической поэзии Михаила Лермонтова тема родины тесно связана с проблемой крепостного права и самодержавного режима, правящего в стране. Лирический герой видит, что в стране существует социальная несправедливость, и очень сильно это чувствует. Каждый день ему приходится иметь дело с людьми, которые находятся не только в тюрьме, но и в цепях. Но даже все эти страшные и трагические образы российской действительности не могут подавить его любовь к родине.

Поэтому любовь к Родине для поэта всегда связана со страданиями и муками.

Для поэта и его лирического героя родина – это не только земля предателей и лжецов, но прежде всего место, где он родился и вырос, место, где живут его близкие. Любовь к родине признается поэтом в стихотворении “Родина”. Автор размышляет о своей родине, перечисляя все ее недостатки и положительные качества, рисуя при этом величественную картину России.

В стихотворении “Родина” описываются три пейзажа, сменяющиеся один за другим с течением времени. Основные образы – река, степь и лес. Лес в описании поэта предстает мощным и могучим, как русский богатырь из былин. Степь в изображении поэта свободна и необъятна. В своем стихотворении поэт описывает реку как величественную и полную жизни. Эти образы помогают нам понять, насколько обширна и величественна Россия.

Лермонтов не только видел красоту природы, он также изображал в своих произведениях людей своей родины. Он изображает русского человека гармоничным и единым с природой. В своих произведениях Михаил Юрьевич изображает светящиеся, красочные народные праздники, которые полны безудержного веселья. В этом веселье как раз и заключается свобода русского народа. Каждое проявление Родины в любом направлении находит отклик в душе поэта. Он искренне любит и восхищается своей Родиной.

Но он не может найти идеалы в современном обществе, поэтому обращается к подвигам прошлого России. История очень важна для поэта. Эти знания легли в основу образа купца Калашникова в его произведении “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и купца Калашникова”. В этом произведении прекрасно передан характер исконно русского человека. Для читателя купец представляется положительным героем. Помимо того, что он честен и силен, он мужественен и решителен. В его представлении он подобен богатырю, который готов умереть за правду.

Читайте также:
Анализ стихотворения С. Есенина Не жалею, не зову, не плачу.: сочинение

Михаил Юрьевич возвеличивает и романтизирует героев прошлого в своем стихотворении “Бородино”. Это произведение построено в диалогической форме. История рассказывается с точки зрения представителя русского поколения 1812 года. Чтобы достучаться до современного поколения, он стремится к общению.

— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!

В этом стихотворении поэт показывает молодое поколение, которое не способно проявить мужество и героизм. По мнению автора, она неактивна. В стихотворении есть контраст: французы, которые представляют цивилизованный мир, и русский народ, который находится в гармонии с миром природы. Российские солдаты всегда готовы вступить в открытый бой, проявляя все свои воинские качества. Но французы не готовы сражаться открыто, они хитры и неуловимы.

Свое родство с родиной, с русским народом поэт Лермонтов показывает в стихотворении “Нет, я не Байрон, я другой”. Его поэма “Мцыри” ярко показывает, как он соединяет свою родину с душой России. Главный герой стремится к воле и

Свобода. Но если это невозможно, то мы лишаемся лирического героя этого произведения. В поздней лирике Михаила Лермонтова отразилась его тоска по родине. В случае с самим поэтом, его часто ссылали на Кавказ, далеко от родины, которую он очень любил.

Он страдал от этой разлуки с родиной и в своих стихах показывает родину как источник силы и жизни. Но эта разлука была разрушительной для самого поэта. В стихотворении “Облака” он сравнивает свои чувства изгнания с облаками, которые ничего не чувствуют и не испытывают боли поэта.

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Добавить комментарий Отменить ответ

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’6’>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’7’>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’10’>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’11’>

Тема Родины в поэзии Лермонтова

Тема родины – одна из важнейших тем в творчестве Лермонтова. Родина – положительный идеал поэта, так велико его желание петь о ней, какой бы она ни была. В стихах поэта родина предстает в разных аспектах: с одной стороны, Россия для него – это родина, где он родился и вырос. Это та Россия, которую любил и прославлял Лермонтов. С другой стороны, он видел Россию как страну, управляемую жестокой и безжалостной властью, подавляющей все человеческие стремления и, прежде всего, волю народа. Это двойственное понимание России отражено в стихах Лермонтова.

Читайте также:
Автор и его герой в романе “Евгений Онегин”: сочинение

” Я люблю Отчизну, но странною любовью. В ней нет ни славы, купленной кровью, ни мира, основанного на доверии, ни полной уверенности”, – писал Лермонтов в стихотворении “Родина”.

В стихотворении “Когда трава желтеет” Лермонтов размышляет о своей “странной любви” к родине. Лермонтов тонко чувствует красоту родной природы, свое единство с ней. Общаясь с родной природой, поэт ощущает духовную близость к родине. Чувство поэта проявляется в любви к незатейливым русским пейзажам, “белым березам”. Первозданный космос успокаивает поэта, и когда поэт соединяется с природой, он чувствует себя счастливым:

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога…

Природа дарит поэту душевный покой и сердечное тепло.

Позже в стихотворении Родина поэт выражает свою “странную любовь” к родине. Славянская покорная Россия еще не стала Родиной. Для Лермонтова родина – это “холодная тишина степей”, “бескрайние колышущиеся леса”, это народ, простой русский народ с его радостями и печалями.

С отрадой многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно.

Лермонтову близка и дорога такая Россия с ее неразгаданной тайной. Любовь остается неразгаданной и у поэта. Поэт называет свою любовь странной, потому что страдает, мучается, скорбит вместе с Родиной и ее народом в любви. Россия Лермонтова – это не только собрание пейзажных зарисовок, родные края его сердца. Отечество Лермонтова – это “.немытая Россия, страна рабов, страна господ,.голубых мундиров и.преданного им народа”. Его всегда волновала судьба России, поэтому поэту было больно осознавать, что его родина погрязла в бесчеловечности, жестокости и непонимании. Не желая видеть и принимать Россию как страну “рабов и господ”, он говорит: “Прощай, немытая Россия”.

Счастье и честь Родины, вера в ее освобождение – такова была мечта Михаила Юрьевича. “Идите в огонь во славу родины, за убеждения, за любовь!” – призывает поэт. Такое патриотическое настроение преобладает в знаменитом стихотворении “Бородино”.

Читайте также:
Нужно ли современному читателю читать роман Л. Н. Толстого Война и мир?: сочинение

Поэт любил и уважал русский народ, он понимал, что именно простые русские крестьяне спасли Россию во время войны 1812 года. Они всегда были готовы умереть за свою Родину:

Ребята! Не Москва ль за нами,
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!

Солдаты, ведущие повествование, не одиноки, они говорят за всех. Таким образом, он последовательно подчеркивает общий патриотический настрой и общее отношение к войне как к серьезному воинскому долгу:

И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Поэт явно разделяет патриотические чувства героя своего стихотворения. К сожалению, он не видит их продолжения в нынешнем поколении. Современное Лермонтову поколение ни в чем не нуждается, ни к чему не стремится. Они заботятся только о собственном благополучии и не заинтересованы в улучшении жизни в России. Поэтому в стихотворении “настоящее” противопоставляется прошлому. Старый солдат говорит: “Да, в наше время были люди, но не такие, как это племя…”. Этими словами поэт обвиняет свое поколение, которое и ненавидит, и любит “тихо, не жертвуя ни злобой, ни любовью”, в том, что современное поколение не способно на достижения, что оно потеряло связь с людьми. Простые и естественные отношения между русскими солдатами на войне бросают вызов аморальным законам, по которым живет “настоящее племя”.

Забота Лермонтова о своем поколении – один из важнейших вопросов, с которым ему приходится сталкиваться в жизни. Это поколение живет в эпоху “безвременья”, главной особенностью которой было отсутствие общественных идеалов. В “Монологе” описывается гнетущая атмосфера в России конца двадцатых годов 19 века. В стране одаренный человек не может развить свои таланты, потому что в атмосфере страха, подозрительности, доносов хорошо живется только ничтожествам, а умный, сильный человек ощущает пустоту и бесцельность своего существования:

И душно кажется на Родине,
И сердцу тяжко и душа тоскует…,
Не зная ни любви, ни дружбы сладкой…

Любовь поэта к России глубока, требовательна и реальна. Он далек от жалости к ней, не прощает ее недостатков. Каждая строка его произведений показывает его двойственное отношение к Родине. Россия “убогая и обильная” – его любимая родина, но порой его переполняет гнев и боль на человеческое терпение, рабское смирение, которое он не может и не хочет принять.

Читайте также:
Отрицание суетного, бездуховного образа жизни в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»: сочинение

Сочинение на тему: Родина и природа в поэзии Лермонтова

В моей статье “Как научиться писать сочинения правильно” обсуждаются правила и советы по написанию лучших сочинений. Пожалуйста, посмотрите.

Следующие эссе имеют похожие темы, вы можете прочитать их здесь:

Эссе Родина и природа в поэзии Лермонтова

Максим Юрьевич Лермонтов испытывал невероятную любовь к своей родине, к людям, с которыми он жил; он чувствовал, как прекрасна природа его родины, подчеркивая изысканность и богатство самых разнообразных цветов и оттенков. Пейзажи, которые он описывал в своих лирических произведениях, присутствуют во многих его работах, что вполне логично, учитывая, что он был “литературным гением”.

С одной стороны, природа мест, откуда они родом, служит фоном для повествования произведений; с другой стороны, она метафорически наполняет образность текстов и помогает более точно изобразить персонажей, показывая, в каком настроении они находятся в тот или иной момент. Например, в стихотворениях “Три пальмы” и “Горные вершины” очень легко почувствовать этот момент, когда описание природы сопоставляется с состоянием и настроением героев.

Но этот мир также независим, выражает свои собственные чувства и иногда противоречит друг другу, например, он делится на землю и небо, верх и низ. Земля показывает, что все имеет конец, а небо, напротив, воплощает вечные импульсы и побуждения.

В поздних работах автора природа менее эмоциональна, все логично и правильно. В “Мцири”, например, герой хотел стать ближе к природе, он хотел “обнять бурю”. Лермонтов показывает свою любовь к природе с оттенком патриотизма, показывая, что красота его родины взращивается людьми, которые любят свою страну и наблюдают за ее красотой и достопримечательностями.

Однако в определенные моменты своей жизни автор осознавал трагизм своего одиночества, которое означало, что он не мог в полной мере ощутить свою связь с природой. Он подчеркивал это тем, что “выходил один…”. Однако это не было подавленным и отчаянным отношением автора к происходящему в его жизни, это было лишь временное состояние души. В этот период автор отдает дань уважения тишине и покою природы.

Таким образом, природа в лирических произведениях автора очень разнообразна. Критик В.Г. Белинский, например, видел в произведениях Лермонтова “все элементы, соединяющие жизнь и поэзию”. Его жизнь была полна глубоких смыслов, автор попытался провести метафорические сравнения и блестяще преуспел в этом, что на первый взгляд невероятно. Он сопоставлял существующий мир – природу, которая также могла сигнализировать читателю о том, что испытывает персонаж, время или что-то другое.

Читайте также:
Первая встреча Гринева с Пугачевым. (Анализ II главы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».): сочинение

Помощь студентам в учёбеlfirmallfirmallfirmallfirmallfirmallfirmallfirmallfirmallfirmallfirmallfirmallfirmallfirmallfirmallfirmallfirmallfirmallfirmallfirmallfirmallfirmallfirmallfirmallfirmallfirmallfirmallfirmallfirmallfirmallfirmallfirmallfirmallfirmallfirmallfirmallfirmallfirmallfirmallfirmallfirmallfirmallfirmallfirmallfirmallfirmallfirmallfirmallfirmallfirmallfirmallfirmallfirmal

Образовательный веб-сайт для студентов и школьников

Копирование материалов с данного сайта возможно только с активной ссылкой “www.lfirmal.com” в качестве источника.

Людмила Анатольевна Фирмаль – официальный сайт профессора кафедры математики Дальневосточного государственного физико-технического института

Тема Родины в лирике Лермонтова

Исаак Левитан был известным русским художником и членом Общества бродяг. Он прославился своими пейзажными картинами. Он родился в 1860 году в Литве. В 1870-х годах семья Левитана переехала в Москву.

В поэме рассказывается история семи освобожденных крепостных крестьян, пытающихся узнать, как живут люди в России. Они путешествуют по всей нашей великой стране.

Сказка Андерсена “Снежная королева” – это история о вечной войне между злом и добром. История о любви, дружбе, преданности и верности. История о том, как важны близкие люди и как нужно ценить жизнь.

В книге “В плохой компании” Короленко описал отношения между двумя разными отцами и их детьми. Это совершенно разные мужчины, у них разные доходы и уровень жизни. У каждого свой круг общения.

Сам рассказ описывает реальный случай, произошедший во время войны. Кто лучше автора расскажет о трудной Второй мировой войне? В 1944 году он служил в армии, был ранен и отправлен на лечение в госпиталь.

Поразительные стихи Лермонтова метко выражают гнев поэта против рабства, деспотизма и самодержавия. В “Жалобе турка” он сетует на угнетение народа. Это стихотворение, затрагивающее политически чувствительную тему, было написано в связи с деспотизмом Турции, которая вела национально-освободительную борьбу от имени угнетенных греков. Антитурецкие настроения не обошли стороной и нашу страну, возможно, произведение было простым, но все прогрессивные читатели уловили истинное послание поэта между строк. Свое презрение и разочарование Лермонтов направил против крепостнического режима. Он был категорически недоволен Россией 1930-х годов, в которой он написал большинство своих произведений.

Вариант 2

Русская литература всегда отличалась патриотизмом, высокой гражданственностью и нравственностью. Тема Родины звучит в произведениях многих писателей. Место человека в общественно-полезной жизни страны, размышления о судьбе страны характерны для лирики Лермонтова.

Читайте также:
Любовь в жизни Печорина: сочинение

Свою любовь к родине поэт называет “странной” (стихотворение “Родина”). Это странно, потому что поэт не поклоняется тому, чем гордится – чести, купленной кровью, древнему наследию и т.д. Лермонтов любит русскую природу и гордится ее бесконечностью. Лирический герой словно пользуется кинокамерой: сначала тайга, степи, разлившиеся реки. Герой поэмы всматривается в окружающее его пространство: деревенские фонари, ряд белых берез, проселочная дорога, соломенная хижина, переполненная молотилка – все то, что близко сердцу поэта. Затем лирический герой оказывается на деревенской ярмарке среди крестьян – и это ему близко. Россия, деревенские праздники, набожность пьяных крестьян – все это трогает героя поэмы.

Поэт чрезвычайно горд победой народа под Бородино:

Русский народ всегда был готов защищать свою страну и умирать за ее свободу. В честь юбилея Лермонтов пишет стихотворение, посвященное достижениям русского народа.

Несмотря на это, душа поэта не находит отклика в официальной России. Когда он видит несправедливое, беззаконное неравенство, отсутствие гражданских прав у народа, Лермонтов впадает в гневный припадок:

Прощай, немытая Россия…
«Страна рабов, страна господ» страшит лирического героя. Возникает романтический образ свободной страны за стеной Кавказа. Поэт – романтик бежит от полицейского режима, от голубых мундиров, от всевидящих и всеслышащих пашей. Лирический герой – бунтарь, смело бросающий обвинения своим гонителям. Возникает романтическое двоемирие: полицейский режим в России – свободная страна Кавказ, где поэт бывал в детстве и куда его выслали власти.

Лермонтов не освобождает себя от ответственности за свои поступки и поступки своих современников. 1930-е годы стали периодом реакции на подъем движения за гражданское освобождение, кульминацией которого стали декабристы.

Рано гаснет в них добра спокойный пламень…
Ничтожество есть благо в здешнем свете…
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь к свободе,
Когда мы их употребить не можем…(«Жалобы турка»)

Как сын, россиянин, поэт имеет строгие слова к своим современникам. Он любит свою страну и не снимает ответственности с современников, желая процветания своей родины.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: