«Трилогия вочеловечения» как отражение этапов творческого пути А. Блока: сочинение

В творчестве поэта родина отождествляется с женским образом. Она таинственна и непостижима. Россия того периода воспринимается Блоком неоднозначно.

Сочинение на тему ««Трилогия вочеловечения» как отражение этапов творческого пути А. А. Блока»

Тексты Блока – уникальное явление в русской литературе. Несмотря на то, что темы и проблемы Блока очень разные, его тексты представляют собой гармоничное и единое целое, заполняющее всю жизнь. Поэтическое собрание Блока состоит из трех томов, что видно из названия, которое дал сборнику сам автор – “Трилогия воплощения”. Блок сказал, что процесс творчества приводит к рождению художника, который “смело смотрит миру в глаза”. Таким художником был, конечно же, он сам.

Первый том является предвестником его будущей карьеры. В ней собраны стихи очень молодого поэта. Его взгляд на жизнь двоякий. С одной стороны, есть темы разочарования: “Я – старая душа”, с другой – тоска по жизни: “Я стремлюсь к роскошному завещанию”. Но уже в первых стихах Блок говорит о высокой цели поэта, о его стремлении к “новому миру”.

Имя Блока неизменно ассоциируется с образом “прекрасной дамы” в центре первого тома. В этот период женщина для поэта – воплощение Вечной Жены, Вечной Женственности, Святой, Ясной.

У него несколько мистический взгляд на любовь. Отсюда и рождаются такие строки:

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.

Блок творил в этот период под влиянием двух обстоятельств: любви к Л. Д. Менделеевой и увлечения идеями философа Соловьева. Он просто перенял у Соловьева, который считает, что любовь раскрывается через любовь к женщине. Повседневная жизнь женщины стала в сознании Блока мистико-философским мифом.

Но не только любовь отражена в первом томе. Блок также обращался к совершенно разным темам. Например, социальные и политические темы. Стихотворение “Фабрика” является типичным примером:

Я слышу все с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.

Уже в этом первом стихотворении можно услышать предвестник больших перемен в…estino

Во втором томе поэт уходит далеко от мистики, от идеала мировой гармонии. Это не означает, что он был разочарован идеями Соловьева. Но жизнь кипела, она была настолько насыщена событиями, что не участвовать в ней было уже невозможно. Период, в который был написан второй том, совпал с революционными событиями. Но Блок еще не чувствовал, что принимает участие в революции, он как бы стоял в стороне, наблюдая и оценивая. Размышления о том, что эти события заставили Блока возродить тему “народ и интеллигенция”.

Образ родины, созданный блоком, также важен во втором томе. Россия для поэта всегда была разнообразной. Часто образ родины – это образ женщины. Иногда это загадочная страна, страна-сказка: “и в загадке ты почитаешь Россию”. Несмотря на неоднозначное восприятие поэтом своей родины, она не фрагментарна. Неоднородность образа родины в разных стихотворениях – особенность восприятия; действительно, для поэта Россия – гармоничное целое.

Период создания второго тома был для Блока непростым. Но, в любом случае, это было крупное достижение, большой шаг вперед. Сам поэт говорил, что все, что он оставляет после себя, “так же велико”.

Третий том является кульминацией “Трилогии о Воплощении”. Поэт не всегда шел к ней в гору. Иногда он отклонялся от пути, совершал ошибки, но все же медленно продвигался к вершине.

Третий том открывается циклом “Страшный мир”. Несомненно, эта тема проходила через первый и второй тома. По Блоку, “страшный мир” – это, с одной стороны, тирада против мещанской жизни, с другой – обвинительный акт окружающему миру, который терзает лирического героя своей враждой. Грех и вера разрушают душу героя, оставляя ее неисполненной и лишенной добродетели. Часто он разделен в самом себе. Это еще одна тема третьего тома – тема двойника.

Этот “страшный мир” закрыт, и из него нет выхода. Она пугает своей цикличностью. Помните знаменитое “Ночь, улица, фонарь, аптека…”. Это стихотворение неожиданно заканчивается теми же словами, но в другом порядке – “аптека, улица, фонарь…”. Быть запертым во времени и пространстве пугает Блока. И все же он верит в торжество света и жизни:

О, я хочу безумно жить:
Все сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!

Слово “бесчеловечность” впервые появляется в этом стихотворении. Поэт работал над этой идеей много лет. Может быть, высшая миссия поэта – очеловечить безличное. Все три тома трилогии – это история души художника. Его духовное развитие выражено в стихотворении “О, я хочу безумно жить” в третьем томе. “.

Следует отметить, что третий том также посвящен так называемой “чистой” поэзии, то есть поэзии музыки, природы и красоты. Тема родины остается неизменной.

Читайте также:
Перелом в мировоззрении Л. Н. Толстого (о творчестве 80—90-х гг. XIX века): сочинение

Путь автора и его лирического героя к “воплощению” – это путь, полный ошибок, противоречий и сомнений. Но Блок преодолевает этот путь: от юношеского мистицизма, еще не до конца реализованного, он переходит к серьезным размышлениям о реальной жизни, о России. Мы видим, как поэт растет, развивается и в конце концов становится классиком, которого мы знаем как Александра Блока.

Творчество Блока как «трилогия вочеловечения». Ст. Д. Е. Максимова «Идея пути в творчестве Блока».

“Первый и самый важный признак того, что данный писатель не случайная и временная величина, – говорит Блок в “Душе писателя” (1909), – это чувство пути”. Писатель – многолетний. Как рост стеблей и листьев ириса или лилии сопровождается периодическим развитием корневых клубней, так и душа писателя расширяется и развивается периодами, а его творения являются лишь внешними результатами подземного роста души. Размышления Блока – это, прежде всего, результат его собственных наблюдений. Суждения Блока о различных периодах его развития и о его карьере в целом занимают исключительно важное место в предисловиях к сборникам и в его письмах и заметках. Блок не только записывал содержание этих периодов по мере их развития, но и возвращался к ним позже, осмысливая их в ретроспективе и комментируя их. Кроме того, он предвидел изменения в своей внутренней жизни в будущем, и эти предсказания были включены в текст его стихотворений (см. “Я предвижу тебя. Годы проходят”, 1901). Но в то же время Блок не мог определить свой собственный путь и признался, что не знает, как его назвать.

” О современном состоянии русского символизма”, опубликованная Блоком в 1910 году, представляет собой описание пути, который прошел он сам и другие символисты, как он себе представлял. В этой статье дается определение пути, основанного на антитезе и тезисе.

(тезис) лирический герой познает идеал, кот. оторван от реальной жизни.

Герой, который погружен в реальность, оторванную от идеала;

(синтез) необходимо иметь мужество служить освобождению красоты и созданию новой жизни (Россия).

Позже Блок по-новому истолковал свое развитие, сравнив его со спиралью. «Если рассматривать мое твор­чество, как спираль, — говорил он
Н. А. Павлович, — то «Двенадцать» будут на верхнем витке, соответствующем нижнему витку, где «Снежная Маска».

Как объясняет Максимов, творчество включает в себя два вида путей: путь жизненной позиции и путь развития.

Для Максимова идея пути Блока возникает в его творчестве. Блок, как и многие символисты, следовал по пути: развитие автора, его духовное движение в определенном направлении. Тема пути – это раскрытие динамичного, беспокойного, непокорного ума поэта в период идеологического смятения. Творчество Блока определяется поиском, переходом к новому, самостроительством и самопознанием, которые объективируются в мотиве пути и составляют единство, составляющее миф о пути Блока.

Эта тема возникла, прежде всего, в результате сосредоточения внимания на личности автора, атмосферы лиризма и, вместе с этим, тенденции к автобиографизму, которая способствовала формированию творчества писательницы.

Путь Александра Блока выделяется своей рельефностью, последовательностью и скрытым понятием “обязательности”, значимости для всего общества.

Все стихи, написанные Блоком до 1912 года, были опубликованы в трех томах, что позволило разделить его творчество на несколько периодов: “Воплощенная трилогия” (т.е. обращенная к Христу). Блок выбрал его, чтобы показать трудности своего путешествия.

То, как меняется каждый блок, и как эти изменения соответствуют его пути, определяют тему и идею пути и сами определяются этими изменениями. Этапы его эволюции, смена духовно-поэтических стадий и внутренних ситуаций реализуются в трех зонах его творчества:

– в зоне лирического Я и лирического героя;

– в поэтической образности Блока (образы пространства, природы, человека и предметной среды);

Женские персонажи были изменены с Прекрасной Дамы на Катьку.

Понятие изменения не означает, что прежние этапы и явления поэтического сознания Блока полностью устранены. Прошлое сохраняется в недрах вновь возникающего, образуя уникальное наследство пребывания – отрицания – становления.

В развитии творчества Блока мы видим крутые обрывы, взрывы и постепенное, но ускоренное нарастание нового или почти параллельные резкие движения в разных направлениях с разными результатами (от “Пузырей земли” до “Снежной маски” и “Свободных мыслей”), а также другие сложные переходы.

Широта карьеры Блока определяется расстоянием между крайними точками отсчета: интимной юношеской лирикой и поэмой “Двенадцать”. За этот 20-летний период Блок отразил в знаковых и далеко идущих преломлениях вековой процесс смены в России (и в мире) социально окрашенных идеологических и художественных формаций. Сила поэзии Блока заключается не только, а иногда и не столько в уникальности каждого его стихотворения, сколько в их связи, в их едином и слитном действии.

Читайте также:
Сравнительная характеристика опричника Кирибеевича и купца Калашникова: сочинение

Наиболее ясное и подробное заявление Блока о смысле его пути содержится в письме к А. Биели от 6 июня 1911 года: “…это мой путь (…) Я глубоко убежден, что он на своем месте и что все стихи вместе составляют “трилогию человечества” (от for

Можно сказать, что лирическое творчество Блока начинается с безудержного роста темы путешествий. Герой молодого Блока – путешественник. Эти стихотворения густо насыщены словесными формулами, связанными с темой дороги и соответствующими аллегорическими обозначениями движения лирического героя: я шел, мы шли, мы ехали, мы шли, мы ехали, мы ехали, мы блуждали, мы искали, мы стремились, мы мерили дороги ночи, душа летела, мы летели, мы парили, мы стучались в порог идеала и т. д. В “Стихах о прекрасной даме” тема дороги смягчена по сравнению с “Ante Lucem”, хотя “пейзаж дороги”, сложная обстановка (“Отдых напрасный, дорога крутая” и т.д.) сохранены. Блоку кажется, что к этому времени он уже очень ясно ощущает дыхание “цели”, присутствие той вездесущей в мире гармонии, о которой он до сих пор лишь смутно мечтал.

В поэтических произведениях Блока второго периода можно найти все комплексы, которые относятся к идее развития дорог и противостоят этой идее. Самым важным становится двойственность его лирического отношения к вопросу о возможности обновления и улучшения жизни. Помимо прославления “розовой судьбы” (1907, “Иамба”) и почитания ее, в определенные моменты своей поэтической жизни он отказывался верить в неизбежные целебные перемены.

Тема дороги в текстах “третьего тома” Блока во многих случаях тяготеет к аллегорическому выражению. Не случайно в стихотворениях “последнего Блока” так много аллегорических формул, связанных с темой дороги.

По сравнению с ранним периодом, формы утверждения пути в зрелых произведениях Блока более четкие и ясные. В нескольких стихотворениях Блок сохраняет для своего лирического героя образ путешественника, воина, борца с “грозным миром”, но этот образ, в соответствии с общей окраской, характерной для позднего творчества поэта, становится более мрачным и суровым.

Тема и идея дороги имеет основополагающее значение и в последнем произведении Блока “Двенадцать”, хотя поэтически она материализована в этой поэме иначе, чем в “Мстителе”. Дорога в фильме “Отвращение” – это метафорическая концепция, объясняющая эволюцию поколений. Шествие апостолов Красной гвардии в “Двенадцати” – это их реальное, эмпирическое движение по занесенным вьюгой городским улицам и одновременно символическое движение революции в истории. Структура “Двенадцати” – это удлиненная и трагическая линия путешествия именно в этом двойном смысле, буквальном и переносном.

Тема города и «страшного мира»

Исторические сдвиги, произошедшие в стране, революция 1905-1907 годов вызвали изменение мировоззрения Блока. Его юношеские иллюзии исчезли, и он увидел истинный мир. На протяжении всего романа возникает тема города и страшного мира. Автор отходит от соловьевского идеала мировой гармонии, от мистики, но не потому, что перестал в нее верить, а потому, что погрузился в противоречивый, сложный мир человеческих страданий, борьбы и страстей. Своеобразным прологом ко второму тому является цикл “Пузырь земли”, в котором признается закономерность стихийного мира низкой природы. Два последующих цикла, “Город” и “Разные стихи”, раскрывают поэта с новой стороны, поскольку он погружается в конфликтный, неприятный мир.

События революции Блок, как и другие символисты, воспринимал как проявление народной разрушительной стихии, как борьбу народа против ненавистного господства социального бесправия, пошлости, фальши и насилия. Во второй книге герой определяет свое отношение к миру. Незнакомец бродит по городу, минуя пустые и “слепые” улицы. Былые святыни поэта становятся абсурдными, и он убеждается, что мир идет по злому пути. Окружающая обстановка воспринимается героем как позор. Безжизненное, иллюзорное, обреченное на смерть, все в городе кажется безжизненным и иллюзорным.

Погрузившись в стихию банальности, Блок написал ряд стихотворений, которые ученые назвали “аттическим циклом”:

  • “Окна во двор”
  • “Холодный день”
  • “На чердаке”
  • “В октябре” и т.д.

Лирический герой цикла представляет городские низы, среди “униженных и оскорбленных”.

Последующие циклы во втором томе, “Фаина” и “Маска снега”, отражают внезапные чувства Блока к актрисе N. N. Волохова. Элемент природы и повседневной жизни заменяется элементом шипучей, пьянящей страсти. Второй том цикла, который носит многозначительное название – “Свободные мысли”.

Ключевая тема третьего тома – борьба между светом и тьмой в душе героя.

Поэт находит в себе силы выйти из “тьмы” тревожных мыслей и сомнений, и позитивный элемент превалирует.

Третий том – последний этап трудного и порой мучительного пути поэта. Тема “страшного мира” является сквозным мотивом в творчестве Блока.

В 1909 году был опубликован цикл “Итальянские стихи”. В каком-то смысле это звучит странно, но именно оно определяет “чистое искусство” как творческую ложь. Название цикла “Арфы и скрипки” связано с концепцией музыки как организующей силы, внутренней сущности мира.

Читайте также:
Земное» и «неземное» в «Стихах о Прекрасной Даме» А. Блока: сочинение

Цикл “Кармен” 1914 года был посвящен поэтом оперной певице Л.А. Дельмас. “Кармен” – это своего рода пролог к поэме “Соловьиный сад”. Это стихотворение – еще один шаг в поисках поэтом места человека в жизни и смысла жизни вообще.

Цикл “Родина” – это кульминационный цикл третьего дома. Россия, Родина, становится главной темой творчества Блока. Для поэта именно Родина является высшим идеалом. Светлая, чистая, поэтическая душа пронизывает ее стойкостью и силой. Русская тема – характерная черта творчества Блока. Она была для него всеобъемлющей. Сознательная и бесповоротная приверженность этой теме была целью его жизни, писал он.

После третьего тома появляется небольшой цикл под названием “О чем поет ветер”. Последний цикл, наполненный элегическими размышлениями, грустными настроениями, в чем-то перекликается с циклом “Ужасный мир”, и, таким образом, третья книга имеет тенденцию к круговой структуре. Подобная спиралевидная конструкция напоминает путь Блока.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ. “ТРИЛОГИЯ ВОЧЕЛОВЕЧЕНИЯ ” А.А.БЛОКА
план-конспект урока (литература, 11 класс) по теме

Лирический дневник поэта, хронологическое описание переживаний и событий его жизни: “Это мой путь, я в него твердо верю. “, что все стихи вместе – это “трилогия воплощения” (от момента слишком яркого света – через непременный болотистый лес – к отчаянию, проклятиям, “возмездию” и – к рождению “общественного” человека, художника, смело смотрящего в лицо миру, наделенного правом изучать формы, сдержанно проверять годный и негодный материал, вникать в контуры “добра и зла” – ценой потери части своей души”.

В предисловии к первому изданию поэт объясняет концепцию своего произведения: “Каждое стихотворение необходимо для формирования главы (цикла); несколько глав составляют книгу; каждая книга – часть трилогии; всю трилогию я могу назвать “романом в стихах”. Слово “воплощение” имеет библейское значение. Воплощение” относится к земному пути Христа.

1 КСЕНГА (1898-1904 ГГ.)

“Анте Люцем”, “Стихи прекрасной дамы”, “Распутия”.

Вместо точных и неопределенных подлежащих: пристрастие к неопределенным местоимениям и односоставным предложениям, часто безличным (влияние Фета).

Поэтическая речь зашифрована. Слова: туманный, тайный, загадочный, тайна, сон доминируют в ранней лирике Книги 1 (влияние символизма).

В воображении лирического героя противопоставление светлого и темного условно делило весь мир на две части: черную половину и белую. Черная половина содержит мир, людей и реальность, а светлая – потустороннее, а именно Она (прекрасная дама).

Святость его возлюбленной была для него неоспоримой догмой. Он назвал ее святой: “О, святая, как нежны свечи”.

Небесно-голубой, белый и золотой, в отличие от черного, являются предпочтительными цветами для чистой любви без похоти и чувственности. Вожделение к герою – это грех.

“Servus – Reginae” (Слуга королевы) – это название стихотворения, которое перекликается со всей книгой, ибо вся книга является выражением этой коленопреклонённой любви.

Ее лирический герой наполнен предчувствиями и мечтами: “Я предвкушаю твой приход”.

Местом действия многих стихотворений в Книге 1 является храм: “Я, отрок, зажигаю свечи, огонь ладана. “.

Книга 1 – это мечта о встрече со Светом и Любовью, книга ожиданий и надежд.

ТОРФОВИСКО 2 (1904-1908 ГОДЫ)

Во “Вступлении”, “Пузырях земли” и “Ночной фиалке”.

Я написал “Разные стихотворения”, “Снежную маску” и другие стихи.

” Город”, “Фаина” и “Свободные мысли”.

Слово “таверна” стало повторяться в его сознании так же часто, как и слово “храм”. Его тянуло к вину. Выступать от имени пьяных гуляк стало его постоянным желанием: “И на щеке моей блестела, блестела пьяная слеза……

Том 2 – “Пьяный, грязный – не высокогорье, а низина. Не зря в этом томе так много стихов о болоте” (К. Чуковский), демонах, злых духах.

“Эта книга – марш его жизни, этого “весеннего и колючего духа”. С чем потом вливалась его кровь”. (Чуковский): “Болото смеется над тобой…”.

В лирике появились люди, раздавленные тяжелой ношей: женщина, которая заперла детей дома, а сама легла на рельсы, под поезд; больной человек, который обессилел под тяжестью, упал и умер на ходу; уличная девочка, разбившая голову о стену. И поэт в изумлении спросил:

” Господи, слышишь ли ты? Господи, можешь ли ты простить?”

Вызывающе насмехаясь, лирический герой издевается над своими святынями.

“Неистовые объятия”, “ночные желания”: эти слова появились в его стихах только сейчас. В 1904 году слово “проститутка” впервые появилось в его стихах и с тех пор не сходит со страниц:

” Вот та удивительная двойственность, в которой заключалось главное очарование лирики Блока: пафос, разъедаемый иронией; ирония, преодолеваемая лиризмом; хула и хвала одновременно. В его душе все было двойным, и были какие-то странные сочетания веры и безверия, что делало его таким близким современной душе. “Он верил – он не верил, что верил, и насмехался над своими мечтами – он мечтал” (П. Чуковский) – таковы особенности второй книги. Открытие двойственности в поэзии в “Незнакомке”

Читайте также:
БУРАТИНО: сочинение

БОЛОТНЫЙ ( 1907 – 1916 ).

“Мир с привидениями” , “Месть” , “Иамбики”, “Итальянское стихотворение”,

“Различные стихотворения”, “Арфист и скрипка”, “Кармен”. ,

Поэма из соловьиного сада, Отечество, О чем поет ветер

Если второй том был мартовским, то третий – сентябрьский (по мысли Чуковского).

Чувство пустоты в мире лирического героя:

(“Жизнь пуста, безумна и бездонна” – “По следам Командора”).

Такого кощунственного, жуткого смеха русская литература еще не слышала: Что же делать? Мы счастливы, когда смеемся, / Но безумны, когда плачем.

Выпивая, мы наблюдаем, как рушатся наши дома со стороны улицы!

Об этом смехе Блох написал статью под названием “Ирония” в 1908 году: “Я знаю людей, которые плачут от смеха при известии, что их мать умирает, что они голодны, что их невеста им изменила. Он смеется, и вы не знаете, будет ли он, покинув меня, продолжать пить уксусную эссенцию, увидев его снова? Как будто его не существует, меня забавляет, что он мучается от смеха, говорит мне, что его все унижают и все бросают, и все же он отсутствует, как будто я не разговариваю с ним, как будто его не существует, только его рот смеется передо мной. Мое собственное существование было уничтожено демоном смеха. Нас обоих больше нет. Мы оба – только смеющиеся, мы оба – только языки, которые нагло смеются.

Смеясь над любовью и верой, лирический герой уничтожает себя, топит в распадающемся смехе “свою радость и свое отчаяние, себя и близких, свое творчество, свою жизнь и, наконец, свою смерть. “.

Этот смех – смерть. И целых восемь лет, с 1908 по 1916 год, Блок повторял, что он умер: “Сердце – нарисованный труп…”.

Такие слова, как “губительный”, “пагубный”, “разрушительный”, “смерть”, especi

” Из метелей нет выхода, и погибать мне весело”.

Его почти всегда восхищал ветер, который он чувствовал практически мгновенно,

Снежные бури, элементы наружного воздуха

Влюбленный чувствует ветер, когда любит. В его сознании любовь иногда ощущалась как ветер, врывающийся в сердце” (Чуковский): “Как ветер, ты целуешь жадно”.

Творческий путь а. Блока. «Трилогия вочеловечения».

А.А. Блок родился и вырос в очень культурной и благородно-интеллектуальной семье. Его отец, Александр Львович, происходил от Иоганна фон Блока, врача, который приехал в Россию в середине XVIII века из Мекленбурга и был профессором Варшавского университета на кафедре политического права. По словам его сына, он также был прекрасным музыкантом, любителем литературы и хорошим стилистом. Однако его деспотичный характер заставил мать будущего поэта, Александру Андреевну, оставить мужа еще до рождения сына. Таким образом, детство и юность Блока прошли сначала в доме петербургского “ректора” (его дед, Андрей Николаевич Бекетов, был профессором ботаники и ректором Петербургского университета), затем, после второго замужества матери, у отчима, офицера Франциска Феликсовича Кублицкого-Пиотруха, и каждое лето в имении Бекетова в Шахматове под Москвой.

В либеральной и “народолюбивой” семье Бекетовых многие были преданы литературе. Дед Блока был автором не только солидных трудов, но и многих научно-популярных эссе. Его бабушка, Елизавета Григорьевна, всю жизнь занималась переводами научных и художественных произведений. Его дочери, мать Блока и его тетки также систематически посвящали себя литературной работе.

Поэзия рано стала для него непреодолимым влечением благодаря литературной среде. Писать он начал с пяти лет (мать), но серьезный поворот к поэзии, во многом связанный с увлечением юного Блока поэзией Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Полонского, приходится на годы окончания гимназии и поступления на юридический факультет Петербургского университета в 1898 году (В 1901 году он перейдет на славяно-русское отделение историко-филологического факультета и успешно закончит его в 1906 году).

В начале 1900-х годов два события определили творческую судьбу поэта. Глубокое чувство к Л. Д. Менделеевой в 1903 году увенчало их брак. Второе – увлечение некоторыми философскими идеями В. Соловьева. Результатом взаимодействия этих событий стал первый поэтический сборник Блока “Стихи о прекрасной даме” (1904-1905).

Публикация первой книги ввела автора в круг выдающихся поэтов. Он общался с символистами старого и нового поколений: Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый, В. Иванов и др. Имя Блока приобрело популярность. В то же время его творческая позиция претерпела значительные изменения. Эти изменения связаны с той социальной средой, которая сложилась в России накануне и в годы первой русской революции (1905-1907). Именно тогда поэт спустился с “небес” на “землю”, со все большим вниманием размышляя об окружающей его повседневной жизни, жизни “униженных и презираемых”, дисгармоничном мире, где торжествует элементализм. Все это нашло отражение в его новых книгах “Невольная радость”, “Снежная маска” (1907), “Земля в снегу” (1908) и “Ночные часы” (1911). В эти же годы Блок создает цикл лирических драм: “Балаганчик”, “Король на площади” и “Незнакомка” (1906), а позднее еще две драмы – “Песня судьбы” и “Роза и крест” (1913), а также печатает ряд публицистических и литературных статей – “Без времени”, “Народ и интеллигенция”, “О современном состоянии русского символизма” и др. Содержание его работ расширялось и углублялось. Этому способствовали его поездки в Германию, Францию, Бельгию, Нидерланды и, прежде всего, в Италию – цикл “Итальянские стихи” (1909). В 1910-1911 годах Блок написал свой первый “сборник стихов”.

Читайте также:
Обломов: сочинение

В 1915-1916 годах наблюдается заметный спад творческой активности поэта. Причины – как личные (драма с женой), так и Первая мировая война 1914 года. В это время Блок интенсивно работает над поэмой “Возмездие”, но закончить ее ему не удается. Летом 1916 года его призывают в армию табельщиком в одну из строительных бригад и отправляют на фронт, где он проживает, по его словам, “жизнь без смысла, без мысли, почти с овощами”. После Февральской революции Блок возвращается в Санкт-Петербург и работает редактором подробных отчетов для Чрезвычайного следственного комитета, который допрашивал бывших чиновников царского правительства. В это время он почти не пишет (хотя и приветствует падение самодержавия).

В октябре 1917 года произошел переломный момент. “Революция очищает мир”, – сказал Блак. Он шел с юношеской бодростью, с сияющими глазами и слушал “музыку революции”, шум падения старого мира, который, по его собственному свидетельству, непрерывно звучал в его ушах”. В это время поэт пережил свой последний творческий всплеск, написав поэму “Двенадцать”, статью “Интеллигенция и революция” и поэму “Скифы”. Верный своему романтизму, он считал, что революция призвана переделать жизнь, что она станет справедливой, чистой и прекрасной. В заключение статьи “Интеллигенция и революция” он призвал: “Слушайте революцию всем сердцем, всей душой и всем разумом!”.

Блок подвергался преследованиям со стороны своих бывших друзей (“продался большевикам”), но, убежденный в своей правоте, стоически переносил несправедливые упреки. Более того, он охотно занимался практической культуртрегерской деятельностью: активно сотрудничал в издании “Всемирной литературы” Горького, стал председателем Большого драматического театра, был членом правления Литературного отдела Наркомпроса, возглавлял Петроградское отделение Всероссийского союза поэтов и т.д. Со временем, однако, его многочисленные встречи стали для поэта “военными обязанностями”. В этих организациях и в окружающей жизни он с отвращением обнаруживает не только бюрократизм, пошлость, мещанство и кумовство, которые не отменены, а, напротив, торжествуют. Отсюда и горькая запись в дневнике: “Жизнь изменилась (изменилась, но это не ново…) – вошь победила всех, это факт, и теперь все изменится только в другую сторону, не в ту, в которой мы жили, которую любили”. Иванов-Разумник наиболее убедительно описал трагедию Блока в послереволюционный период: “Мы знаем теперь, что изменилась не душа Блока, а душа революции; Блок не отрекся ни от чего, а задохнулся, когда исторический воздух, очищенный стихийным взрывом, снова стал тяжелым и сгущенным. Это ускорило его смерть. Блок умер в Петрограде 7 августа 1921 года от болезни сердца и нервного расстройства.

Художественное мировоззрение поэта

Невозможно игнорировать значимость лирики Блока. Несмотря на то, что это был ряд разнообразных проблем и художественных решений, она функционирует как единое целое, как произведение, развернутое во времени, отражение “пути” поэта. На эту особенность указывал сам Блок.

В 1910-1911 годах, когда он готовил к публикации свой первый сборник стихов, Блок объединил их в три книги. В своем окончательном виде (1918-1921 гг.) три тома включают 18 лирических циклов (“страны души”, как называл их поэт). В предисловии к первому изданию Блок подчеркивает единство своей идеи: “Каждое стихотворение необходимо образует главу (т.е. цикл); из нескольких глав составляется книга; каждая книга – часть трилогии; всю трилогию я могу назвать “романом в стихах””. Более того, в письме к А. Белый, он раскрывает основной смысл этапов своего пути и содержание каждой книги трилогии: “…таково мое путешествие, теперь, когда я его прошел, я твердо убежден, что оно должное и что все стихи вместе взятые составляют “трилогию воплощения” (от момента слишком яркого света – через непременный болотистый лес – к отчаянию, проклятиям, “наказанию” и… -к рождению “публичного” человека, художника, смело смотрящего в лицо миру”.

В 1-м томе (1898-1903) 3 цикла: “Перед светом” – как бы настраивает на будущий трудный путь. Восторг, двойственное видение жизни для молодого поэта. Расположенные на одном полюсе мотивы мрачного разочарования (“Я душой стар.”). Какая-то черная судьба – Мой долгий путь”). Но на другом полюсе – тоска по жизни, принятие ее:

Читайте также:
Образ вишневого сада в сознании героев пьесы А. П. Чехова Вишневый сад: сочинение

Я стремлюсь к желанию роскоши,

Бежать навстречу прекрасному миру,

Где в бескрайнем поле

Это похоже на прекрасный сон…

И осознание высокой миссии поэта, и его грядущее торжество:

Однако поэт все ближе к цели,

Он стремится узнать правду,

И вдруг он видит новый свет

Вдали виднеется ранее неизвестная…

Центральный цикл первого тома – “Стихи прекрасной дамы”. Это тот самый “момент слишком яркого света”. (Любовь к Л.Д. Менделеевой и увлечение философией В. Соловьева, особенно близки его идеи о существовании мировой души или вечной женственности).

Образ героини многогранен. С одной стороны, это вполне реальная, “земная” женщина. Точно так же мы видим небесную, мистическую фигуру “Девы”, “Зари”, “Великолепной вечной жены”, “Святой”, “Ясной” и “Непогрешимой”. То же самое можно сказать и о герое цикла: “Я молод, свеж и влюблен” – и “мрачный и безрадостный монах”, или подросток, зажигающий свечи. Для усиления мистического впечатления Блок щедро использует такие эпитеты, как “призрачный”, “неведомые дали”, “неведомые тени, звуки”, “неведомые страхи”, “невыразимая красота”, “непостижимая тайна”. Так история земной, реальной любви превращается в мистический и символический мир.

Драматическое напряжение присуще завершающему первый том циклу “Распутия”. Хотя тема Прекрасной Дамы здесь очевидна, появляется и нечто новое: связь с “бытом”, внимание к человеческому горю, социальным проблемам (“Фабрика”, “Из газет”, “По берегу шел больной”). Распутия предполагает, что в будущем творчество поэта может измениться.

Ряд существенных изменений в мировоззрении Блока отразился в лирике 2-го тома (1904-1908). Его отход от мистики В. Соловьева, идеала мировой гармонии, происходит не потому, что он больше не верит в нее. Он одним махом погружается в сложный и противоречивый мир человеческих страстей, страданий и борьбы.

Своеобразный пролог ко второму тому, серия “Пузыри Земли”, признает закономерность элементарного мира низкой природы.

Следующие два цикла – “Разные стихи” и “Город”. Поэт погружается в тревожный, остроконфликтный мир и испытывает в нем чувство сопричастности.

Как и другие символисты, он трактует события революции как проявление разрушительной стихии народа, как борьбу новой формации народа против ненавистной ему империи социального бесправия, насилия и банальности (“Они пошли в атаку. Прямо в грудь…”, “Появившись из тьмы подвалов…”, “Повторная встреча”, “Сыт по горло”, “Лодка жизни стала…”). Одна из главных проблем – это проблема народа и интеллигенции.

Родная тема – “Осенняя воля” , 1905 – Традиции Лермонтова. “Россия”, 1906 год. Россия – это загадка. Ответ на эту загадку кроется в “живой душе” народа, которой не дали воссиять своей “первозданной чистотой” в бесконечности России. Чтобы понять это, нужно жить с народом.

Блок также создает цикл стихотворений о повседневной жизни под названием “чердачный цикл”, включающий “Холодный день”, “В октябре”, “Окна во двор” и “На чердаке”. Лирический герой цикла – представитель городской бедноты, один из многих “униженных и оскорбленных”.

Следующие два цикла во втором томе, “Снежная маска” и “Фаина”, отражают внезапный интерес поэта к актрисе N.N. Волохова. Стихия природы (“Земные пузыри”), стихия повседневности (“Разные стихи”, “Город”) сменяются стихией пьянящей, кипящей страсти (“О весна, без конца и без края…”). Второй том венчает цикл с многозначительным названием “Свободные мысли”.

Третий том (1907-1916) – это последний и высший этап трудного пути

Трагическое мироощущение и “угрюмость” прослеживаются в большинстве стихотворений цикла, но наиболее ярко они проявляются в тех, где законы “страшного мира” доведены до космического масштаба:

Мир пролетает мимо. Проходят годы. Пустой

Из вселенной за нами наблюдают мрачные глаза.

И ты, душа моя, устала, оглохла,

Часто ли вы говорите о счастье?

Идея смертельного круга жизни, ее безнадежности, с необычайной простотой и силой выражена в стихотворении “Ночь, улица, фонарь, аптека…”

Сейчас ночь, уличный фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет

Надеюсь прожить еще четверть века.

Все будет так. Нет никакого исхода.

Если вы умрете, вам придется начать все сначала,

И все будет как прежде:

Ночью – ледяные волны канала,

Аптека, улица, столбы с фонарями.

Тема “ужасного мира” продолжается в двух коротких циклах “Месть” и “Иамбики”. Тема “ужасного мира” продолжается в двух коротких циклах “Месть” и “Иамбики”. Главная вина героя – предательство некогда священных обетов и своей великой любви, предательство своей человеческой судьбы. И следствием этого является наказание: духовная пустота, усталость от жизни, покорное ожидание смерти. Эти мотивы встречаются во всех стихотворениях цикла, начиная со знаменитого “О доблести, о подвигах, о славе…” и заканчивая “Шагами полководца” и “Как это случилось, как это случилось?

Точно так же возмездие угрожает “ужасному миру” в целом, а не только отдельному человеку. Это похоже на веру в добро и свет:

Я хочу жить, как сумасшедший:

Читайте также:
Стихотворение «Родина» и его место в лирике Лермонтова: сочинение

Все должно быть увековечено,

1909 – Цикл “Итальянские стихи” кажется несколько чуждым, но определяет “чистое искусство” как творческую ложь. Раздел “Разные стихи” определяется знаменитым “Я благословляю все, что было”. Цикл “Арфы и скрипки”. Название связано с концепцией Блока о музыке как внутренней сущности мира, его организующей силе.

L. А. Дельмас, оперная певица, – тема следующего цикла, “Кармен” (1914). Соловьиный сад” использует его в качестве своеобразного пролога. Это стихотворение – новый шаг Блока в поисках смысла жизни и места человека в ней. Покинув “Соловьиный сад”, поэт вступает в широкий и суровый мир, в котором заключена высокая истина, за которую он боролся на протяжении всего творческого процесса. Родина” – это, пожалуй, вершина поэзии Блока, и не только 3-го тома.

Тема “Родина-Россия” является сквозной темой Блока. Во время одного из последних выступлений, на котором поэт читал разные стихи, его попросили прочесть стихи о России. “Это о России”, – ответил Блок, и сердце его не дрогнуло, ибо Россия была для него поистине всеобъемлющей темой. Но именно во время реакции он наиболее целенаправленно обратился к этой теме. В письме к Станиславскому (1908, декабрь) Блок пишет: “Передо мной стоит мой предмет – тема России (вопрос об интеллигенции и народе в частности). Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящу свою жизнь. Я все больше и больше понимаю, что это самый важный, самый реальный вопрос. Я подхожу к этому уже давно, с самого начала своей сознательной жизни.

Родина для Блока – настолько широкое понятие, что он счел возможным включить в этот цикл как сугубо интимные стихотворения (“Дым костра, как струя сизого дыма…”, “Посещение”), так и стихотворения, непосредственно связанные с проблемами “страшного мира” (“Бесстыдный, неугасимый грех…”, “На железной дороге”).

Основу цикла составляют стихи, непосредственно посвященные России. Среди наиболее известных – цикл “На поле Куликовом” и поэма “Россия”.

Цикл “На поле Куликовом” состоит из 5 стихотворений. Связанный с известным историческим событием Куликовской битвы 1380 года, когда русские воины под предводительством великого князя Московского Дмитрия Донского разгромили полчища хана Золотой Орды Мамая, цикл Блока – это не только произведение на историческую тему, но и произведение о современности, точнее, о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.

Поэма Блока “Россия” – самая известная из цикла “Отечество”. В нем сочетаются чувство любви к родине, вера в ее будущее возрождение, ощущение неразрывности личной судьбы поэта и судьбы отечества, органическое чувство национальной стихии, любовь к неприхотливой деревенской природе, внимание к народному слову и, наконец, к традициям национальной литературы. Уже в первой строфе образ тройки может вызвать ассоциацию с гоголевской “Русью-тройкой”. Следующая строфа вновь напоминает о “странной любви” Лермонтова к родине:

Россия, бедная Россия,

Для меня твои серые хижины,

Твои песни – ветер для меня.

Как слезы первой любви”.

Затем она совершает блоковское чудо, запечатлевая образ родины в образе женщины и наоборот. То ли он жил из сказки, то ли его Россия была женщиной-красавицей. Ее красота “вне закона, непокорна”, поэтому даже во власти “колдуна” она не исчезнет, не погибнет. Она потеряет свои прекрасные черты только в том случае, если будет беречь их. И снова образ женщины незаметно перетекает в образ родины:

Так в чем дело? Еще один повод для беспокойства –

Слезы заставляют кричать реки,

А ты все та же – лес и поле….

Опять же женщины:

Да, на доске есть узор в виде бровей.

Последняя строфа состоит из шести строк. Стихотворение возвращается к теме конца, теме тройки, теме дороги. Несмотря на невозможное, оно возможно (“И невозможное возможно”).

Казалось бы, цикл “Родина” мог достойно завершить последний том “трилогии о человечестве”. Поэт счел нужным поместить в конце книги небольшой цикл стихов “О чем поет ветер”, наполненный грустными, элегическими настроениями и размышлениями. Между последним циклом и “Страшным миром” есть нечто общее, поэтому третий том имеет тенденцию к кольцевой структуре. Это соответствует спиральной схеме путешествия поэта.

Художественный мир поэта

Что представляет собой поэзия Александра Блока? Его можно назвать уникальным поэтом, потому что все его творчество – это единый пласт.

Для его текстов характерно повторение определенных слов. В ранних работах Блока часто встречаются “туманы” и “сны”. Письма полны символов, образов и различных ситуаций, в которые попадает герой Блока. Они не только “обернуты” в словесные конфигурации, но и несут в себе особую окраску, придающую произведению специфическую атмосферу.

Кроме того, цикл произведений поэта следует рассматривать как единую историю в стихах, как он сам того желал. Поэтому Блок объединил их в трилогию под названием “Трилогия воплощения”.

Читайте также:
Образ страдающего эгоиста в романе А.С.Пушкина Евгений Онегин: сочинение

В лирике поэта доминирует личность, одновременная с Блоком. Поэта интересуют взаимоотношения между человеком и обществом, природой и космосом. К этой проблеме обращались и другие писатели, но она отражена скорее в романах, чем в поэзии. Лирический сюжет произведений Блока перекликается со сферой чувственности и интеллекта, с мотивацией героев.

Личность героя и самого поэта тесно связаны. Можно сделать вывод, что лирическим героем трилогии “Воплощение” является сам Блок.

Выделены следующие особенности лирики поэта:

  • Музыкальность;
  • Мистицизм;
  • Стремление к духовности;
  • Элемент недосказанности;
  • Неясная образность.

Каждый из персонажей Блока разный: это и обычный завсегдатай кафе, и Гамлет, и солдат армии Дмитрия Донского. Однако у них одинаковое мировоззрение, одинаковый образ мыслей и схожие впечатления от мира.

Юрий Тынянов, романист и литературовед, проанализировал трилогию и ввел термин “лирический герой”. Он считал, что Блок писал о себе в разных ипостасях, которые представляли его герои. Другими словами, все эти персонажи, герои трилогии “Человечество” – это сам поэт.

курсовая готовая.doc

    1. Введение
    2. Трилогия человечества – Дневник А. Блока
    3. Том I – Чистая юность
    4. Том II – Бедный бродяга
    5. Том III – Зрелость
    6. Заключение

В начале двадцатого века Александр Блок был величайшим поэтом-символистом. Его короткая жизнь была наполнена множеством стихов, пьес и поэм. Поэзия Александра Александровича менялась в течение его жизни, но он считал свои произведения единым целым и собрал их в три тома, которые назвал “трилогией воплощения”. В творчестве поэта есть разные тома, отражающие разные этапы его жизни. По словам Блока, трилогия – это роман, написанный стихами. Лирический герой меняется в каждом томе.

Поэт Блок вырос в разгар революции, можно даже сказать, вместе с ней. Стихи дореволюционного периода сильно отличаются от стихов послереволюционного периода. Начало его творчества связано с “Прекрасной дамой”, застенчивым влюбленным юношей. Но это только становление его окончательной манеры письма, первые стихи появились гораздо раньше. “Ante Lucem” – его первый цикл. И, как и “Стихи о прекрасной даме”, он посвящен любви, своей первой любви – Ксении Михайловне Садовской. Его поэзия мягкая и музыкальная, она словно успокаивает, укачивает. После Октябрьской революции появляется поэма “Двенадцать”, которая сильно отличается от начала его творческого пути как по теме, так и по стилю.

A. Творчество Блока оказало влияние на ряд писателей и поэтов, в том числе на Анну Андреевну Ахматову, Сергея Александровича Есенина, Марину Ивановну Цветаеву. Большое влияние на поэта оказали такие известные личности, как Михаил Васильевич Достоевский, Владимир Сергеевич Соловьев, Валерий Яковлевич Брюсов и другие.

Поэтика названий стихотворений Блока практически не изменилась. Многие произведения носят название первой строки, а те, что имеют авторское название, на первый взгляд, никак с ним не связаны. Однако каждый из сборников поэта имеет свое название, и оно дано не случайно. Например, цикл “Итальянские стихи” получил свое название из-за путешествий автора по Италии в годы его писательской деятельности.

Это затрагивает проблему, которая представляет большой интерес для многих исследователей. Что писал Александр Блок в своих титулах? Можем ли мы проследить его жизнь, его работу по ним? Какие трансформации претерпевает лирический герой на протяжении трех томов? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить в данном исследовании.

I. «Трилогия вочеловечения» -дневник А. Блока

Поэзия Александра Александровича Блока привлекает внимание многих исследователей на протяжении многих лет (Максимов Д. Е., Минц З. Г., Тимофеев Л. И., Крук И. Т. и др.). Довольно много работ создано специально о языке поэзии Блока, о его поэтике. Многие исследователи рассматривают творчество поэта в целом. У З. Г. Минц есть работы обобщающего характера по целостному анализу отдельных глав и циклов Собрания стихотворений Блока; Д. Е. Максимов был автором ряда работ о творчестве Блока в контексте русской литературы; у Ю. М. Лотмана есть работы “Блок и народная культура города”, “В переломный момент” и др.

Стихи Блока интересны и загадочны. Кажется, что в них скрыт не один смысл, если не бесконечное множество. У каждого читателя свое представление о лирическом герое, свое мнение об образах в стихотворениях, каждый делает свои выводы. Хотя круг тем и проблем Блока чрезвычайно разнообразен, его тексты представляют собой единое, гармоничное произведение, занимающее всю жизнь. Собрание стихов Блока состоит из трех томов, что уточняет название, данное сборнику самим автором: “трилогия воплощения”: “…Я выбираю и распределяю все так, чтобы было максимально ясно (насколько я понимаю на данном этапе жизни), чего я хотел, чего не достиг, как упал, где смог встать.

Сам Александр Блок объединил все свои стихи в трехтомник. Подборка его произведений охватывает несколько десятилетий и кропотливо создавалась, чтобы создать общую картину его творчества. Несмотря на то, что каждый том уникален, все они связаны между собой. Здесь нет резких переходов от одного к другому. Вся трилогия через свой анализ раскрывает то, что произошло с поэтом Блоком.

Читайте также:
Сочинение на тему дружба: сочинение

Ученые связывают так называемую “трилогию” с творческим путем Александра Блока, другие – с его жизненным путем. Таким образом, неизбежно возникает сравнение творчества нашего поэта с творчеством такого зарубежного художника, как Блейк. Несмотря на то, что их жизненные пути совершенно различны, в творчестве у них немало общих черт.

Блейк также собирал свои стихи в сборники, но, в отличие от своего русского коллеги, сразу после их написания. Его творчество также связано с его жизненной траекторией. Первый сборник Блейка называется “Песни невинности”. Сборники нашего поэта включают несколько циклов стихов и не имеют названия. Однако и “Песни невинности” Блейка, и сборник Блоха знаменуют собой начало творческого пути поэтов. В обоих сборниках авторы “невинны”, наивны и надеются на чудо, верят в высшие силы. В течение жизни поэты сталкиваются с различными невзгодами и, естественно, меняют свою точку зрения, свой взгляд на жизнь. Это отражено в следующих сборниках, но именно здесь проявляется главное различие между поэтами: Блок написал только второй том, который плавно вытекал из первого, а Блейк написал “Песнь опыта”, где он в корне изменил свой взгляд на мир, в котором жил. Он не осуждал мысли молодых людей, но занял другую позицию. Напротив, в своем третьем томе он то бросается к убеждениям своей юности, то отвергает их, то терпеливо анализирует их……

Трилогия “Человечество” рассказывает о взрослении человека. Отличительная, индивидуальная, но тем не менее объединяющая всех молодых людей черта взросления. В первом томе Блок влюблен и, как ему кажется, навсегда.

Мечтаю о тебе в цветах и на сцене с шумами,

Ярость как страсть, спокойствие как сон,

И я, побежденный, согнул колени.

И я подумал: “Счастье есть, я снова побежден! “.

Но вы, Офелия, посмотрели на Гамлета.

Без радости, без любви, Богиня красоты,

И розы упали на бедного поэта

Розы цвели как его мечты.

[ А. Блок, 1 том, с. 17, 1994, далее мы будем цитировать стихи Блока из этого издания только с указанием страниц и тома, без имени автора и года издания].

Для поэта жизнь – это приключение, безоблачное и радостное. Размышляя о ней, он наполняется чувством надежды на будущее.

Жизнь, как море, всегда полна штормов.

Осторожнее, приятель: шторм вот-вот покинет корабль.

Не будьте беспечны в темноте; управляйте ею с тревогой.

Ищите якорь спасения – вы найдете его.

Если ты, человек, не видишь конца этой ночи,

Без якоря вы плывете по глухому морю,

Так что без раздумий бросайтесь в холодную воду!

Пусть корабль тонет, и пусть волны поглотят вас!

Блох, однако, не живет в идеальном мире. Поэт видит все вокруг себя и наблюдает за происходящим. Он также считает, что может использовать свой талант, чтобы донести до людей то, что происходит на самом деле, не идеальную вымышленную жизнь, а реальность жизни в России. Сам Блок в большинстве случаев не мог определить большинство своих путей: “. Мне кажется, что или правда иногда нелепо преображается, или у меня есть пути, только я не могу показать их все”, – писал поэт Андрею Белому в 1905 году. Следующее высказывание – из письма К. С. Станиславскому в 1908 году. Ясно, что я на пути к своей главной цели – прямой, как стрела, как стрела. Мне кажется, только стрела моя не наточена.

Во втором томе поэт размышляет о жизни, о своем судьбоносном пути. Он задается вопросом о своем предназначении в этом мире. Он ищет свое место в жизни.

В своих первых двух книгах я органично ввел новое и общее в органичное и индивидуальное, что и составляет содержание моих первых четырех книг, которые я опубликовал без указания автора и номера страницы книги. Здесь и далее мы будем цитировать Максимова Д. только с указанием автора и страниц, не указывая ни года издания, ни названия книги, словно Блок молился о своем пути. Позже поэт иначе интерпретировал свое произведение, сравнивая его со спиралью: он писал: “Если представить себе произведение в виде спирали, то “Двенадцать” окажутся на витке выше “Снежной маски” [Максимов, с. 8]. Кстати, Блок предложил назвать журнал, задуманный символистами в 1910 году, “Путник”, что, конечно, тоже в какой-то мере характеризует поиски пути поэта.

Третий том – вершина “трилогии о человечестве”. Поэт не всегда добирался до нее по восходящей траектории. Это не всегда было гладкое плавание, и он совершал ошибки, но в конце концов он добрался до вершины. Третий том – вершина развития творчества Блока. Он размышляет о своей юности, об ошибках и достижениях молодости. И как бы подводит итог своему жизненному пути.

Читайте также:
Современна ли сатира В. Маяковского: сочинение

Под шумом и звоном однообразия,

Под шум города

Я уезжаю, бездельничая,

В метель, во тьму и в пустоту.

Я обрываю нить сознания

Я не помню что и как.

Снег, трамваи, здания,

А впереди свет и темнота.

II. Том I – чистый мальчик

Как лирический дневник, первый том организован строго хронологически и является отражением жизненного и духовного пути Блока. Хронология и события-переживания сплетаются здесь воедино в жизни поэта.

По мнению историков, первый том “трилогии” состоял из трех этапов: “Анте Люцем”, “Стихи о прекрасной даме” и “Распутин”. Каждый из них интересен по-своему, все вместе ─ раннее творчество Александра Блока. Это процесс, в ходе которого образ неземной возлюбленной преобразуется в знание о том, что она реальна, что она существует здесь, в этом мире, и что она не идеальна.

Трилогия “Воплощение” начинается с цикла “Ante Lucem”. Она была написана между 1898 и 1900 годами, “Ante Lucem” на латыни ─ “Перед рассветом”. Блок не случайно выбрал именно такое название для первого сборника стихов: это было время смутных надежд, романтического поиска идеала, веры в “неведомого Бога”, время юношеских скитаний в “сумерках перед рассветом”. Первое стихотворение датировано январем 1989 года, последнее – 31 декабря 1900 года. Мы не думаем, что это совпадение. Поэт как будто заканчивает определенный период своей жизни с началом века и переходит к новому этапу.

В некоторых стихотворениях поэт обращается к Ксении Михайловне Садовской, с которой он познакомился в Германии на курорте Бад-Наухайм в 1897 году. Ему не было и семнадцати, а она была замужней дамой за тридцать и матерью троих детей. Несмотря на свой возраст, семейное положение и осуждение общества, Бухло ухаживал за ней. Ей посвящены многие стихи, вошедшие в первый цикл трехтомного произведения.

Луна не спит. Город шумный

По мере того, как огни разгораются, вдалеке слышен грохот.

Здесь все так спокойно, а там – безумие,

Все сталкивается, и мы остаемся одни.

Но если пламя той встречи

Было вечное и священное пламя,

Наши речи произносились бы не так,

Твой голос не будет так звучать!

Разве можно жить в большем несчастье,

И счастье может взять свое…

Во время назначения безразличного

Мы вспомним тех, кто печален.

Приведенный выше текст – одно из стихотворений, посвященных К. М. Садовской. Большинство из них были без названия (т.е. в первой строке), так, как Блок обозначал свои работы без усложнений ─ К. M. S., инициалы его возлюбленной, которые поэт поместил над упоминаниями о ней. Следует отметить, что первоначально любовник обращался к “своей жене”, как будто между ними уже не было никакой условности, никакой существенной разницы в возрасте. Но как только Садовская начала отвечать взаимностью, Блок потерял к ней интерес. Он идеализировал ее, но она оказалась “простой смертной”, и он не скрывал своего разочарования в своих лирических произведениях.

Темой первого тома трилогии “Воплощение” являются любовь и пейзаж. Поэт воспевает красоту природы и преклоняется перед женщинами. В ранних лирических произведениях можно найти множество символов душевного состояния поэта – “золотые долины”, “розовое утро”, “яркие рассветы” и т.д. Лирический герой ищет свой собственный путь к просветлению и свою собственную тему. Здесь Блок прославляет красоту и вечное женское начало. Но стремление к идеалу всегда трагично, и поэтому в лирике Блока есть тревожные мотивы, предчувствие надвигающейся катастрофы. Цикл “До света” отмечен романтическим напряжением и двойственным отношением молодого Блока к жизни. С одной стороны, здесь присутствуют мотивы мрачного разочарования, а с другой – тоска по жизни и ее принятию.

«Трилогия вочеловечения» -дневник А. Блока

Александр Блок был одним из величайших поэтов-символистов начала 20-го века. На протяжении своей короткой жизни он написал множество стихов, поэм и пьес. В течение жизни его поэзия меняла направления, но поэт рассматривал свои произведения как единое целое и собрал их в трех томах, названных впоследствии “трилогией воплощений”. Каждый том описывает определенный период жизни поэта. Блак назвал трилогию романом в стихах. Лирический герой в каждом томе претерпевает те или иные изменения.

Оглавление

Введение
«Трилогия вочеловечения» -дневник А. Блока
I том – чистый отрок
II том – нищий бродяга
III том – зрелость
Заключение

Файлы: 1 файл
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: