Вопрос греха и добродетели в романе «Преступление и наказание»: сочинение

Достоевский жил и творил в период растущего недовольства существующим порядком. В моральных муках своих героев и в их попытках осмыслить современные социальные условия автор протестовал против господствующего зла.

Сочинение на тему: Проблема добра и зла в романе «Преступление и наказание»

Главный философский вопрос романа Достоевского “Преступление и наказание” — границы добра и зла. Писатель стремится определить эти понятия и показать их взаимодействие в обществе и в отдельном человеке. В протесте Раскольникова трудно провести четкую грань между добром и злом. Раскольников необыкновенно добр и человеколюбив: он горячо любит сестру и мать; жалеет Мар-меладовых и помогает им, отдает последние деньги на похороны Мармеладова; не остается равнодушным к судьбе пьяной девочки на бульваре. Сон Раскольникова о забитой насмерть лошади подчеркивает гуманизм героя, его протест против зла и насилия. В то же время он проявляет крайний эгоизм, индивидуализм, жестокость и беспощадность. Раскольников создает античеловеческую теорию “двух разрядов людей”, которая заранее определяет, кому жить, а кому умереть. Ему принадлежит оправдание “идеи крови по совести”, когда почти каждого человека можно убить ради высших целей и принципов. Раскольников, любящий людей, страдающий за их боль, совершает злодейское убийство старухи-процентщицы и ее сестры, кроткой Лизаветы. Совершив убийство, он пытается утвердить абсолютную нравственную свободу человека, что, по существу, означает вседозволенность. Это приводит к тому, что границы зла перестают существовать. Но все преступления Раскольников совершает ради добра. Возникает парадоксальная идея: в основание зла положено добро. Добро и зло борются в душе Раскольникова. Зло, доведенное до предела, сближает его со Свидригайловым, добро, доведенное до самопожертвования, роднит его с Соней Мармеладовой. В романе Раскольников и Соня -г- это противостояние добра и зла. Соня проповедует добро, основанное на христианском смирении, христианской любви к ближнему и ко всем страдающим. Но даже в поступках Сони сама жизнь стирает границу между добром и злом. Она совершает шаг, полный христианской любви и добра по отношению к ближнему, — продает себя, чтобы не дать умереть с голоду больной мачехе и ее детям. А себе, своей совести, она причиняет непоправимое зло. И опять в основание зла заложено добро.
Взаимопроникновение добра и зла можно увидеть и в кошмаре Свидригайлова перед самоубийством. Этот герой совершает в романе цепь злостных преступлений: изнасилование, убийства, растление малолетних. Правда, факт совершения этих преступлений автором не подтверждается: в основном это сплетни Лужина. Зато совершенно точно известно, что Свид-ригайлов устроил детей Катерины Ивановны, помог Соне Мар-меладовой. Достоевский показывает, как в душе этого героя происходит сложная борьба между добром и злом. Достоевский пытается провести в романе границу между добром и злом. Но человеческий мир слишком сложен и несправедлив, в нем стираются границы между этими понятиями. Поэтому Достоевский видит спасение и истину в вере. Христос для него — высший критерий нравственности, носитель истинного добра на земле. И это единственное, в чем писатель не сомневается.
.

Эссе Родион Раскольников в романе Достоевского “Преступление и наказание

Эссе Имеет ли человек право на преступление и наказание? в Преступление и наказание

Эссе на: Философские вопросы преступления и наказания

Эссе на тему: Критика индивидуалистического бунтарства в романе Достоевского “Преступление и наказание

Эссе на: Моральные вопросы в преступлении и наказании

Сочинение на тему “Истина Сонечки Мармеладовой в романе “Преступление и наказание

«Вопрос греха и добродетели в романе «Преступление и наказание»»

Вопрос о грехе и добродетели – один из так называемых вечных вопросов, мучающих человечество на протяжении веков. Многие пытались найти окончательное решение этого вопроса. В классической русской литературе было предпринято немало попыток выявить соотношение греха и добродетели, где находится предел, за которым добродетель становится грехом. Лучшие примеры такого анализа можно найти в произведениях Федора Михайловича Достоевского. Роман “Преступление и наказание” – одно из самых известных произведений писателя, получившего мировую известность. В центре романа – образ Родиона Раскольникова, который решил перейти грань между грехом и добродетелью и тем самым приобрести качества сверхчеловека.

Для Раскольникова добродетель и грех остаются абстрактными категориями, смысл которых лишь в сдерживании глубинных порывов свободной человеческой индивидуальности. Но убийство из идейных соображений, совершаемое им, выглядит нелепо. Причина этого, вероятно, в том, что герой «Преступления и наказания» поставил себе слишком неблагородную цель. Однако грех убийства, будучи свершен, тяготит Раскольникова, и герой переживает страшнейшие душевные мучения. Решение Раскольникова настолько же нелепо, как нелепо само его преступление: герой сдается властям. И спасти заблудшую душу Родиона выпадает на долю воплощению добродетели – Соне Мармеладовой.
Из романа «Преступление и наказание» следует, что совершенный смертельный грех, безусловно, тяжело травмирует психику убийцы и делает последнего отщепенцем рода человеческого. А вот добродетель, наоборот, излечивает душу и делает человека частью Божьего мира. Категории греха и добродетели укоренены прежде всего в среде религиозного сознания. Но при этом под действием данных категорий подпадают как верующие, так и абсолютно неверующие люди, то есть грех и добродетель можно считать универсальными понятиями. Согласно Евангелию добродетель вовсе не является противоположностью греха, ведь только верой можно искупить любой грех. Вера же, в свою очередь, предполагает добродетельное поведение человека в жизни.
Как понимают грех и добродетель наши современники? Остается ли место для этих понятий в нашей обыденной жизни? Скорее всего, да. Ведь хорошим и правильным считается как раз то, что одобряется, в том числе религиозной моралью, а плохим и неправильным — то, что ею осуждается. Выходит, каждый человек – верующий? Нет, просто за тысячелетия своей истории человечество выработало правила поведения, исполнение которых позволят обществу гармонично и свободно развиваться, идти по пути прогресса.

Читайте также:
Смех - единственное честное лицо в комедии Гоголя Ревизор: сочинение

Лично я считаю грех и добродетель важными понятиями. Грех, на мой взгляд, – это причинение вреда и несчастья другим людям. Добродетель для меня – это доброжелательное и честное отношение к другим людям, основанное на взаимопомощи и взаимопонимании. Современный сложный и меняющийся мир требует от человека личного понимания греха и добродетели. Именно это позволяет человеку принадлежать к обществу и найти свое место в нем.

Раскольников, как известно, атеист. В этом смысл фамилии героя: он отвернулся от Бога и Божьего мира. Более смысловой аспект раскрывает орудие убийства Раскольникова – топор, с которым революционные демократы во главе с Н. Г. Чернышевским в своих прокламациях сравнивали Россию, то есть с кровавым и беспощадным всеобщим бунтом. В случае Раскольникова, он не стал его ждать и устроил бунт сам, используя инструмент в соответствии с духом времени и духом “самых передовых” политических сил того времени. Расколовников принадлежит к передовым кругам шестидесятников, нигилистов, “новых людей”. Его друг Разуми-хин тоже, но ни того, ни другого не устраивают идеи и методы “учебника жизни”, оставленного репрессированным Чернышевским – романа “Что делать? Каждый из друзей ищет свой путь.

Раскольников – герой идеологический его кровавое деяние имеет идейно-политический смысл. В таковом качестве убийца грабитель Раскольников, прежде всего, бескорыстен. Мотивы его преступления непростые; это сразу понимает, впервые его увидев, проницательный Порфирий Петрович. Берясь за топор, Раскольников хотел разрешить множество проблем и мучивших его вопросов. Поэтому ниточкой для его разоблачения Порфирием Петровичем стала написанная Раскольниковым некоторое время назад статья, в которой он изложил часть своей очень стройной и внутренне логичной теории.
В основании теории лежит резкое неприятие окружающего Родиона Романовича социального бытия. Развитие капиталистических отношений четко делило мир на хозяев, сильных и властных, и зависящих от них несчастных жертв эксплуатации и насилия. Картины, подтверждающие такой жизненный расклад, Раскольников видит повсеместно и ежечасно. Как помочь людям, «униженным и оскорбленным» существующим порядком вещей? Разбить этот порядок. Но трудно начать: нет денег, нет средств даже для того, чтобы продолжить обучение на юридическом факультете; сам герой голоден и плохо одет, родственники, также пребывающие в крайней нужде, готовы на любые жертвы. Прежде чем спасать всех бедствующих, нужно спасти себя и самых близких. Нужен первоначальный капитал. И вот Раскольников идет к старухе-процентщице с топором под мышкой.

Но капитал Раскольникову необходим лишь первоначальный. Впереди великие дела по спасению всего страждущего человечества. Поэтому поход к старухе имеет и другую цель: проверить, способен ли он ради великой социальной миссии переступить через
кровь, сделать черное дело. И тут начинается нравственная арифметика. С одной стороны, старушка Алена Ивановна — гадкое и жалкое существо, сама она — кровопийца в полном смысле этого слова. Из этого следует вывод: раздавить ее, как вошь, и смыть с себя злодейство будущими благими делами! Тем более, с другой стороны, перед глазами великие примеры людей, которые, подобно Наполеону, свободно распоряжались судьбами’и жизнями миллионов ради реализации своих всемирно-исторических планов, переступая через кровь и страдания других.
Однако проба эта не удалась. Несостоявшегося спасителя человечества замучила совесть после первой же пролитой крови, и он не выдерживает отчужденности от людей, к которой привело его убийство. Почему же не сработала такая стройная и логичная теория? Да потому, что путь к спасению всех несчастных был составлен по законам тех, кто делает их несчастными. Все эти соображения Достоевский облекает в образы людей, окружающих Раскольникова. С одной стороны, около него несчастные: Мармеладов, его жена, их малолетние дети, Соня, мать и сестра Раскольникова. Его душа разрывается от сочувствия и желания помочь им, но ум не может примириться с их покорностью, слабостью, забитостью и раздавленностью обстоятельствами. С другой стороны, около Раскольникова «хозяева» положения и всей жизни: преуспевающий и ни в чем не стесняющий себя Лужин, агрессивно-напористый в удовлетворении своих порочных желаний Свидригайлов. Два «лагеря» упорно борются за душу и сердце Раскольникова, разрывая сознание героя на две половины.

Читайте также:
Первый лишний человек в русской литературе (по роману «Евгений Онегин»): сочинение

Лужин вызывает отвращение и ненависть Раскольникова, хотя он признает нечто общее в их жизненном принципе спокойного переступания через преграды, и это обстоятельство еще больше терзает совестливого Раскольникова. Свидригайлов сложнее и глубже прямо линейно-примитивного Лужина, он способен на доброту и самопожертвование, но он явный убийца, и совесть, являющаяся внутренним ощущением различия добра и зла, он давно заменил принципом удовольствия для себя. То есть оба персонажа по сути
своей – идейные двойники Раскольникова, но Лужин – заниженный, почти комический двойник (эту комичность усиливает его приятель Лебезятников, профанирующий идеи «новых людей» Чернышевского), тогда как глубина натуры Свидригайлова ведет во мрак преисподней, чревата беспредельностью последнего распада.

Окружающие же Раскольникова «несчастные» приводят его в бешенство своей жертвенностью, которую он отвергает. Жертвуют собой Соня и Катерина Ивановна ради мармеладовских детей, хотят принести себя в жертву ради благополучия «бесценного Ро-диньки» мать и сестра героя. И здесь Раскольников проявляет себя не только как добрый и честный человек, но и просто как любящий мужчина, который должен быть сильным. Вопрос, почему они так слабы и бессильно-покорны, не дает ему покоя. И тогда на первый план выходит Соня Мармеладова. Она покорилась судьбе, ради детей пошла на панель, но внутренне противостоит этому миру, внутренне, как выясняет Раскольников, она не покорилась. Оказывается, сохранить в себе искру человеческого ей помогает вера в Бога, Евангелие. Раскольников понял это не сразу. Он пытается помочь и ей, защитить и ее, но ему постепенно становится ясно, что не он Соне, а Соня поможет ему в ситуации, в которую поставило его совершенное и пока скрываемое убийство. Кстати, именно Соне первой он и рознается в совершенном. Соня же помогает ему сохранить и спасти душу, помогает не перейти в лагерь бездушных самодовольных насильников, а остаться среди «погибающих за великое дело любви», как это сделал сын Божий — Иисус Христос.
Отметим не очень заметное, но важное обстоятельство: Соня была подругой убитой Раскольниковым Лизаветы. Ее-то за что настиг раскольниковский топор? Сестрицу ее, процентщицу, понятно за что. Это исчерпывающе объяснили безымянные студент и офицер, бильярдный разговор которых случайно подслушал Раскольников. Они все доказали, как дважды два — четыре. Кстати, именно молодые офицеры и студенты позднее войдут в многочисленные революционные организации экстремистско-террористи-ческого толка. И их жертвами станут такие, как Лизавета. Образ забитой жестоким обращением сестры, почти юродивой, кроткой и покорной Лизаветы яснее всего объясняет, что любой человек все-таки не вошь, как трактует Раскольников убитую им процентщицу-кровопийцу. И Раскольников делает вывод, что он не старуху убил (характерно это единственное число, потому что подвернувшаяся Лизавета для Раскольникова — такой не вмещающийся в сознание кошмар, что даже его холодно-логический и расчетливо-изворотливый ум не в силах себе «разрешить»), а себя убил, свою душу, человека в себе, то есть нечто главное, нравственно ответственное перед собой, своей совестью. Поэтому, совершив злодейство, он бежит от людей, понимая, что стал другим, чуждым им существом. Теория Раскольникова, что ради счастья всего человечества можно допустить «маленькую» бесчеловечность, грешит или, скорее, страдает большой бесчеловечностью. Арифметические расчеты не могут превратить зло в добро. Раскольников полагал, что цель оправдывает средства, но уже в начале его деяний в соответствии с этим принципом средства сразу же грубо перечеркнули все его прекраснодушные цели.

Каков вывод? Что делать? Что делать? Ответ Достоевского прост: верить в Бога. Помоги себе, прежде чем помочь другим, спаси всех – спаси свою душу, сделай себя человеком, достигни закона добра и любви. У Раскольникова есть один грех, но это главный грех – гордыня. Своей теорией и ее неудачной проверкой он поставил себя выше всех людей, возомнил себя выше всякого закона – как человеческого, так и Божьего. Но человеческое и божественное в его душе и сердце оказались сильнее самых логичных выводов его разума. Окончательным крахом для Раскольникова стала его гордая личность сверхчеловека, сверхчеловека, считающего, что он должен сделать счастливыми всех и вся. Однако здесь кроется ключ к его будущему нравственному возрождению. Как сказал Достоевский в последних строках романа “Преступление и наказание”, это может стать прекрасной темой для романа.

Читайте также:
Что стало причиной предательства Андрия в повести «Тарас Бульба»: сочинение

klassreferat.ru

В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский рассматривает проблему греха с позиций православной этики. Согласно христианскому вероучению, грех — это не только преступление против морального закона, но и преступление против Бога, нарушение его заповедей. С этой точки зрения главные герои романа — бывший студент Родион Раскольников и живущая «по желтому билету» Соня Мармеладова — в равной степени виновны. Раскольников, создавший «теорию», допускающую «кровь по совести», убивает старуху-процентщицу и ее сестру; Соня, спасая «мачеху злую и чахоточную» и ее детей от голодной смерти, продает себя на панели. При этом мотивом, заставляющим героев Достоевского переступить роковую «черту», является сострадание, любовь к ближнему. Применима ли категория греха к тому, что совершают эти «убийца и блудница»? Совершает ли тяжкий грех Раскольников, является ли «великой грешницей» Соня?
Автор ставит каждого из своих героев перед лицом такой ситуации, когда выполнение одной заповеди («Возлюби ближнего своего») невозможно без нарушения других моральных запретов («Не убий», «Не прелюбодействуй»); Соня и Раскольников не могут оставаться равнодушными к чужому страданию, любовь к ближнему неотвратимо требует от них совершения смертного греха.
Путь Раскольникова к преступлению начинается именно с идеи сострадания. Больше всего его удручает не собственная нищета, а боль и унижение близких. Сестра Раскольникова, Дуня, вынуждена служить гувернанткой, терпеть незаслуженные обиды; мать слепнет над вязанием косынок, зарабатывая гроши. Раскольников винит в мытарствах сестры и матери прежде всего себя, с ужасом думает о повторении «Сонечкина жребия» в жертве сестры, готовой ради брата выйти замуж за, «кажется, доброго» господина Лужина. Символом беззащитных существ, гибнущих в мире лужиных, свидригайловых, клопштоков, бессердечных домовладельцев и ростовщиков, становится в романе забитая до смерти клячонка из сна Раскольникова. Он испытывает гнев и стыд от сознания того, что не может защитить мать и сестру — от Лужина, девочку на бульваре — от «жирного франта», бедную клячонку — от ее истязателей.
Но Раскольников не просто преступник «от отчаяния» — он преступник-мыслитель. В своих философских построениях он стремится преодолеть религиозные и нравственные догмы, доказать себе, что моральные запреты и боязнь преступить закон — это «предрассудки, одни только страхи напущенные», что теоретический «принцип», запрещающий применять насилие, оборачивается злом, если не позволяет защитить добро. «Я не человека убил, я принцип убил», — лихорадочно размышлял Родион Романович после совершения преступления.
Мысль о том, что не всякое убийство является преступлением, становится его излюбленной идеей. Герой вновь и вновь возвращается к этой мысли, многократно ее обосновывая и ища в ней нравственную опору. Бывают ситуации, рассуждает Раскольников, когда преступление является таковым только юридически, а не по сути, и человек не только «право имеет», но и «обязан» совершить его: «Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика!» Разве позволительно бездействовать, видя, как торжествует зло, разве убить «гадкую, зловредную вошь» — старушонку, которая «из бедных сок высасывала», не значит совершить благое дело, за которое «сорок грехов простят»? Случайно Раскольников слышит созвучный его настроениям разговор двух молодых людей, один из которых горячо доказывает товарищу, что стоило бы устранить гадкую, «никому не нужную старушонку», с тем чтобы загладить это «крохотное преступленьице тысячами добрых дел».
Раскольников нерелигиозен и поэтому не рассматривает проблему греха, а оперирует понятиями вины, преступления, права. Он мыслит в масштабе всей мировой истории, вспоминает фигуры Магомета, Ликурга, Наполеона — людей, которые, не задумываясь, перешагивали через моральные преграды ради того, чтобы сказать «новое слово».
Встреча с Мармеладовым, рассказавшим историю Сони, становится для героя решающим моментом в его философском поиске, переживается им не только эмоционально, но и интеллектуально. Страшная история Сони показывает: сострадание, идущее до конца, неизбежно приводит к преступлению — если не против закона, то против нравственности. Таким образом, «теория» доказана, препятствий больше не существует.

Однако, убив «принцип» в своем сознании, Раскольников наталкивается на новую преграду. «Арифметика» сталкивается с «натурой», с глубоким внутренним отвращением к убийству, которое ощущает в себе герой. «Нет, я не вытерплю, не вытерплю!» — восклицает он, воображая то, что должен совершить. Убийство — теоретически обоснованное, морально обеспеченное — вызывает у него почему-то необъяснимый ужас. С точки зрения автора, этот ужас свидетельствует о существовании в человеке «внутреннего судьи», реальность которого будет осознана героем позднее.
Покаяние (по-гречески «метаноите», буквально — «переду- мывание», осмысление) и есть осознание греха и готовность искупить его. Поначалу Раскольников тратит все свои душевные силы на то, чтобы оправдать свое преступление хотя бы в собственных глазах — его изумляет, что Соня, напротив, не ищет для себя оправданий: «. я. бесчестная, я великая, великая грешница!» Но неосознанное чувство вины заставляет героя совершать импульсивные, бессмысленные поступки. Тотчас после убийства он внезапно испытывает желание донести на себя: «Войду, стану на колена и все расскажу. » Вскоре после этого
Раскольников затевает странный разговор с поручиком Замето- вым: рассуждает о том, как следует прятать награбленное («Я бы вот как сделал. »), и заставляет поручика побледнеть, задав вопрос: «А что если это я старуху и Лизавету убил?» «Неотразимое и необъяснимое желание» приходит его в дом убитой ростовщицы, где он вновь ведет себя так, словно нарочно желает навлечь на себя подозрения.
Но явки с повинной не происходит, Раскольников еще не готов к раскаянию, «бунт» в его душе не утих. Он остается один на один со своей «натурой» и оказывается во власти постоянного страха, ночных кошмаров, изнурительного процесса внутреннего опустошения. Герой все больше понимает, что безвозвратно теряет связь с людьми. Его тяготит общение с Разумихиным; он чувствует, что почти ненавидит мать и сестру, что жить, как раньше, не сможет уже никогда. Итогом длительной нравственной пытки становится взрыв отчаяния: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!» Это еще не покаяние, но важный, переломный момент в душе героя.
Однако именно люди — любящие мать и сестра, верный Разумихин, Соня Мармеладова — помогают Раскольникову, сами того не зная, выйти из нравственного тупика. Порфирий Петрович, развенчивая «теорию» Раскольникова, одерживает над ним идеологическую победу, но и он протягивает несчастному убийце руку помощи. Благодаря любви, состраданию и бескорыстной заботе близких Раскольников начинает понимать ущербность своей «теории», вплотную подходит к осознанию того, что в душе человека существует особый, «внутренний закон», составляющий основу личности, который могущественнее интеллекта и отвлеченных «теорий», важнее социального протеста. С этого момента начинается нравственное пробуждение героя, отправная точка пути к «новой жизни», которую ему предстоит «дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом. »

Читайте также:
Алексиевич: сочинение

Социальные мотивы преступления Раскольникова в романе Достоевского “Преступление и наказание”

Условия, в которых живет Раскольников, заставляют его бунтовать. Восстание зрелое, но оно индивидуально. Раскольников считает, что всех людей можно разделить на две группы. Первые – это обычные люди, а вторые обладают даром или талантом делать что-то новое в обществе. Эта категория людей может нарушать закон; нарушение закона для этих людей не является преступлением. Создавая свою теорию, Раскольников довел себя до предела, за которым лежит преступление.

Под влиянием жизненных обстоятельств он постепенно приходит к выводу, что его теория объясняет не только поступки исторических личностей, но и обычных людей. Окончательно Раскольников задумывается об убийстве, выслушав признание Мармеладова. Завязался разговор о семнадцатилетней дочери Мармеладова Сонечке, о том, как человек может привыкнуть к любой ситуации. Раскольникову стало жаль Соню, ведь она пошла на унизительный путь, чтобы спасти семью от голодной смерти, но даже отец не считает ее дурой за то, что она взяла у него деньги.

Раскольников отвергает идею о том, что человеку свойственны недостатки, и говорит, что таков закон общества. Есть жертва, а есть те, кто эксплуатирует жертву. И тогда он приходит к выводу, что желание его сестры Дуни выйти замуж за богатого человека, который будет содержать семью и позволит Раскольникову закончить учебу, по сути, такая же жертва, как и жертва Сони. Решение Родиона было однозначным – не страдать пассивно, а действовать.

Раскольников совершает убийство. Его выбор – интересная женщина лет восьмидесяти. Он считал старуху пустой тратой времени, человеком эгоистичным и злым. Чтобы многие нуждающиеся люди могли стать счастливыми, слишком скупой человек не должен жить. Сразу же после убийства старухи происходит второе преступление. Во время убийства он убивает Лизавету, присутствие которой было неожиданным.

Злодеяния, которые совершил Родион, оставили в нем боль. В этой книге автор показывает, что главное наказание – не от общества, не от тяжелой работы, а от эмоционально сложных ситуаций, моральных мук. Знакомство с убийцей заставляет человека посмотреть на мир под другим углом. За состояние Раскольникова идет борьба. Родион не понимает истинной причины своей боли. Ему кажется, что главная причина в том, что он оказался “тварью дрожащей”, что жизнь показала ему слабость, поэтому он говорит сестре, которая предлагает ему последовать совету следователя, что он не считает себя преступником, что он виноват только в том, что не смог, не осуществил свой план.

Читайте также:
Приставкин: сочинение

Самый напряженный момент в поединке – разговор со следователем Порфирием Петровичем, который понял, кто совершил убийство, и пытается разоблачить Раскольникова. Достоевский исследует такую проблему, как нравственное возрождение личности. Поэтому, когда следователь предлагает Родиону исповедь, он спрашивает, верит ли он в легенду о Лазаре, которого воскресил Христос и которого он сделал истинным христианином.

Сам Достоевский был против любого бунта. Бунт Раскольникова эгоистичен, и это его гибель. Но бунт против существующих условий, направленный на изменение несправедливых условий жизни общества, оправдан. Именно в упорном труде Раскольников приходит к выводу, что его теория бессмысленна и что нужно начинать новую жизнь.

Но есть люди, для которых не существует морального закона. Это люди, которые используют власть, которую дают им деньги. Сила романа заключается в эмоциональном воздействии, которое он оказывает на читателя благодаря своему глубокому психологизму и реализму, вызывая протест против несправедливого мира, в котором деньги имеют власть над человеком.

Сочинение на тему Вопрос греха и добродетели в романе «Преступление и наказание»»

Поделитесь нашим сайтом эссе с друзьями, если вам понравился материал!

Эссе ” Авторы ” Достоевский Ф.М. ” Эссе о грехе и добродетели в “Преступлении и наказании

Вопрос о грехе и добродетели – один из так называемых вечных вопросов, мучающих человечество на протяжении веков. Многие пытались найти окончательное решение этого вопроса. В классической русской литературе было сделано немало попыток выявить соотношение между грехом и добродетелью, где находится предел, за которым добродетель становится грехом. Лучшие примеры такого анализа можно найти в произведениях Федора Михайловича Достоевского. Роман “Преступление и наказание” – одно из самых известных произведений писателя, получившего всемирную известность. В центре романа – образ Родиона Раскольникова, который решил перейти грань греха и добродетели и тем самым приобрести качества сверхчеловека. Для Раскольникова добродетель и грех остаются абстрактными категориями, смысл которых заключается лишь в сдерживании самых глубоких порывов свободной человеческой индивидуальности. Но совершаемое им идеологически мотивированное убийство кажется абсурдным. Причина, вероятно, в том, что герой “Преступления и наказания” поставил перед собой слишком высокую цель. Однако грех убийства, совершенный однажды, тяготит Раскольникова, и герой испытывает самые страшные душевные муки. Решение Раскольникова столь же абсурдно, как и его собственное преступление: герой сдается властям. Спасти заблудшую душу Родиона предстоит воплощению добродетели – Соне Мармеладовой. Из “Преступления и наказания” следует, что совершенный смертный грех, конечно же, сильно травмирует психику убийцы и превращает его в отступника рода человеческого. Добродетель же, напротив, исцеляет душу и делает человека частью Божьего мира. Категории греха и добродетели укоренены, прежде всего, в среде религиозного сознания. Однако и верующие, и неверующие попадают в эти категории, то есть грех и добродетель можно считать универсальными понятиями. Согласно Евангелию, добродетель не противоположна греху, потому что только через веру можно искупить все грехи. Вера, в свою очередь, предполагает добродетельное поведение в жизни. Как наши современники понимают грех и добродетель? Имеют ли эти понятия место в нашей повседневной жизни? Скорее всего, да. Ведь то, что одобряется, в том числе и религиозной моралью, считается хорошим и правильным, а то, что ею осуждается, считается плохим и неправильным. Так все ли верующие? Нет, только то, что за тысячелетия своей истории человечество выработало нормы поведения, применение которых позволит обществу развиваться гармонично и свободно, идти по пути прогресса. Для меня лично грех и добродетель – очень важные понятия. Я считаю, что все, что причиняет вред и несчастье другим, является грехом. Для меня добродетель – это доброжелательное и честное отношение к другим людям, основанное на взаимопомощи и понимании. В сегодняшнем сложном и меняющемся мире очень важно иметь хорошее понимание категорий греха и добродетели. Именно это позволяет человеку найти свое правильное место в жизни и стать достойным членом общества. Раскольников, как мы знаем, атеист. В этом смысл фамилии героя: он отвернулся от Бога и Божьего мира. Есть и другой смысловой аспект: он раскрывается орудием преступления Раскольникова, тем топором, к которому революционные демократы во главе с Н. Г. Чернышевским призывали Россию в своих прокламациях, то есть к кровавому и беспощадному всеобщему бунту. Раскольников не стал этого ждать и совершил восстание самостоятельно, причем оружие для него выбрал в соответствии с духом времени, призывами “самых передовых” политических сил того времени. Раскольников – студент 1960-х годов, выходец из правящих кругов, близкий к нигилистам, “новым людям”. Его друг Разуми-хин тоже студент, но ни того, ни другого не удовлетворяют полностью идеи и методы “руководства по жизни”, оставленного репрессированным Чернышевским: роман “Что делать? Каждый из друзей идет своей дорогой. Раскольников – идеологический герой: его кровавый поступок имеет идеологическое и политическое значение. Так, вор-убийца Раскольников прежде всего бескорыстен. Мотивы его преступления не просты; проницательный Порфирий Петрович понимает это, когда впервые видит его. Взяв в руки топор, Раскольников хотел решить множество мучивших его проблем и вопросов. Поэтому главной нитью в разоблачении Порфирия Петровича является статья, которую Раскольников написал некоторое время назад, в которой он излагает часть своей теории, очень тонкой и внутренне логичной. В основе теории Родион Романович решительно отвергает окружающее социальное бытие. Развитие капиталистических отношений четко разделило мир на хозяев, властных и авторитарных, и зависящих от них несчастных жертв эксплуатации и насилия. Образы, подтверждающие такое разделение жизни, Раскольников видит повсюду и ежечасно. Как мы можем помочь людям, которые чувствуют себя “униженными и оскорбленными” существующим порядком вещей? Нарушите этот порядок. Но начинания трудны: нет денег, нет даже средств, чтобы продолжить обучение в юридическом колледже; сам герой голоден и плохо одет, его родственники, которые тоже нуждаются, готовы на любые жертвы. Прежде чем спасти всех бедняков, он должен спасти себя и своих близких. Необходим стартовый капитал. И вот Раскольников идет к старому ростовщику с топором под мышкой. Но Раскольникову нужен только первоначальный капитал. Нас ждут великие дела для спасения всего страдающего человечества. Поэтому акция со старухой имеет еще одну цель: проверить, способен ли он переступить через кровь во имя великой социальной миссии, совершить черный поступок. И здесь начинается моральная арифметика. С одной стороны, старуха Алена Ивановна – мерзкое и жалкое существо, а сама она – кровопийца в полном смысле этого слова. Вывод напрашивается такой: раздавите ее, как вошь, и смойте ее злобу будущими добрыми делами! Прежде всего, с другой стороны, перед вами великие примеры людей, которые, подобно Наполеону, свободно распоряжались судьбами “и жизнями миллионов людей для достижения своих планов в мировой истории, на крови и страданиях других. Однако эта попытка не увенчалась успехом. Несостоявшегося спасителя человечества мучила совесть после пролития первой крови, он не мог вынести отчуждения народа, к которому привело его убийство. Почему же такая последовательная и логичная теория не сработала? Да, потому что путь к спасению для всех несчастных проложен по законам тех, кто делает их несчастными. Все эти соображения Достоевский вкладывает в образы людей, окружающих Раскольникова. С одной стороны, его окружают несчастные люди: Мармеладов, его жена, маленькие дети, Соня, мать и сестра Раскольникова. Его душу переполняет сочувствие и желание помочь им, но его разум не может принять их покорность, их слабость, побитых и раздавленных обстоятельствами. С другой стороны, Раскольникова окружают “хозяева” ситуации и всей жизни: Лужин, преуспевающий и бесстыдный, и Свидригайлов, агрессивный и стремительный в удовлетворении своих порочных желаний. Два “лагеря” ожесточенно борются за сердце и душу Раскольникова, разрывая сознание героя на две половины. Лужин вызывает у Раскольникова отвращение и ненависть, хотя он признает нечто общее в их жизненном принципе спокойного преодоления препятствий, и это обстоятельство еще больше мучает совестливого Раскольникова. Свидригайлов сложнее и глубже линейного Лужина, он способен на доброту и самопожертвование, но он – самозваный убийца, и совесть, внутреннее ощущение разницы между добром и злом, он давно заменил принципом наслаждения ради самого себя. Иными словами, оба героя, по сути, являются идейными двойниками Раскольникова, но Лужин – незаметный, почти комический двойник (этот комизм усиливает его друг Лебезятников, профанирующий идеи Чернышевского о “новых людях”), а глубина натуры Свидригайлова ведет в глубины ада, заряженного безграничностью окончательного краха. Окружающие Раскольникова “жалкие люди” возмущают его своей жертвенностью, которую он отвергает. Соня и Катерина Ивановна жертвуют собой ради детей Мармеладовых, а мать и сестра героя хотят пожертвовать собой ради благополучия “драгоценной Родинки”.

Читайте также:
Почему М.Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине странной?: сочинение

Сочинение на тему Вопрос греха и добродетели в романе «Преступление и наказание»» Стр. 1

Сочинение на тему Вопрос греха и добродетели в романе «Преступление и наказание»»
Достоевский Ф.М.
Стр. 1

Сочинение на тему Вопрос греха и добродетели в романе «Преступление и наказание»» Стр. 2

Сочинение на тему Вопрос греха и добродетели в романе «Преступление и наказание»»
Достоевский Ф.М.
Стр. 2

Сочинение на тему Вопрос греха и добродетели в романе «Преступление и наказание»» Стр. 3

Сочинение на тему Вопрос греха и добродетели в романе «Преступление и наказание»»
Достоевский Ф.М.
Стр. 3

По электронной почте или скачать Сочинение на тему Вопрос о грехе и добродетели в романе “Преступление и наказание” можно ниже, используя кнопки.

Сочинение Достоевский Ф.М. – Преступление и наказание

Человек, который много согрешил, всегда умён.
М. Горький.

Какая странная судьба, что мы всего более грешим именно тогда, когда слишком благодетельствуем другим.
В. Шекспир.
Великий русский писатель Ф. М. Достоевский был человеком очень религиозным. Он рос « в семействе русском и благочестивом », где знакомились с Евангелием « чуть не с первого детства ». Поэтому его, как никого другого, очень интересовала тема греха. Но сам грех по своей сути бывает разным. Оскорбил человека – нагрешил, убил – тоже нагрешил.
Достоевский в своём романе « Преступление и наказание » рассматривает грех идеологический. Греховную теорию, которая чудовищна сама по себе и, кроме того, приводит к человеческим смертям.
Роман Ф. М. Достоевского « Преступление и наказание » можно отнести к разным типам. Он и философский, и социально-бытовой, и психологический. Но, пожалуй, главное место в нём занимает идеология одного из героев – Родиона Раскольникова.
Главный герой романа совершает убийство. Но не только в этом заключается его грех. Раскольников, увлёкшись своей теорией, забывает о простых истинах: даже самая благородная цель не оправдывает средств её достижения и никто, кроме Бога, не вправе судить, достоин человек жизни или нет.
В начале романа мы видим тщательные приготовления Раскольникова к убийству, причины которого пока не знаем.
Обстановка, где проживает главный герой, позволяет нам предположить, что убийство совершается ради ограбления. У старухи-процентщицы довольно много сбережений, а он вынужден заложить ей последнее что у него осталось – кольцо сестры.
Но впоследствии мы видим, что не это явилось главной причиной для совершения преступления.
Незадолго до этих событий в одной из петербургских газет появилась статья Раскольникова. В ней он излагает теорию о том, что всё человечество делится на два разряда. Первый – это люди, безропотно принимающие любой порядок вещей – «твари
дрожащие». Другие – смело нарушают моральные нормы, общественный порядок, проливают ради этого чужую кровь – «сильные мира сего».
Но, поделив людей на две эти категории, Раскольников сталкивается с неизбежным вопросом: к какому разряду он сам относится? Убийство старухи – самопроверка героя: выдержит ли он идею, по которой совершается ход истории. Кто же он:
«тварь дрожащая» или «сильный мира сего»?
И это убийство с целью возвысить себя над простыми смертными есть грех неизмеримо больший, чем если бы он убил, чтобы выжить. Но он не умирал с голоду, он не был на грани… И всё-таки убил.
Очень важно то, что до какого-то момента Раскольников полностью удовлетворён своей теорией и не видит в ней ни одного изъяна. Ведь что из себя представляет та, жизнью которой он решил пожертвовать ради своих грандиозных замыслов?
Ничтожество, «вошь». Она не приносит никакой пользы, а только вред. И невольно подслушанный им разговор двух студентов ещё больше убеждает его в том, что это необходимо сделать.
Всё это делает Раскольникова некоторым образом похожим на учёного, который сначала выдвигает гипотезу, а потом пробует её экспериментально доказать. Но этот чудовищный эксперимент стоил жизни двум людям. Да, да, именно двум людям, какими бы они ни были. «Не убий» – гласит одна из десяти заповедей. Бог дал жизнь – бог должен её и забрать. Только бог и никто другой.
В подтверждение своей теории Раскольников приводит имена исторических деятелей: Ликурга, Солона, Магомета, Наполеона, говорит о том, что «большая часть этих благодетелей… были страшные кровопроливцы». Но это не оправдывает преступления Раскольникова. Он говорит Соне: ”Свобода и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником. Вот цель!” вот к чему стремится главный герой – к власти.
В черновых записях Достоевского, связанных с образом Раскольникова, читаем: ”В его образе выражается … мысль непомерной гордости, высокомерия и презрения к этому обществу…Он хочет властвовать – и не знает никаких средств.
Поскорей взять власть и разбогатеть. Идея убийства и пришла ему готовая.”
Сама его теория, сама эта мысль есть грех. Бог созда лвсех по своему образу и подобию. И возвысить себя над остальными – значит поставить наравне с Богом.
Но после этого страшного эксперимента Раскольников видит полный прговал, несостоятельность своей теории. Она не подтвердилась. Он убил. Он переступил черту? Нет. Он обрел власть? Не обрёл. Ему помогли украденные деньги? Он ими не
воспользовался.
Наказание же главного героя началось до свершения преступления. Когда он видит свой первый сон, то уже понимает, что не сможет выдержать своей теории: “Нет, я не вытерплю, не вытерплю!” Наоборот, идея поработила Раскольникова, лишила свободы действий, превратила в безвольную пешку.
Достоевский не описывает в романе с такой же подробностью, как нравственные мытарства, процесс духовного возрождения Раскольникова. Но на протяжение всего хода событий ясно видится это возрождение. Осознав открытый смысл, реальную сущность и неотвратимую гибельность своей идеи, главный герой испытывает спасительные мучения совести и готовность к покаянию.
Надежду на восстановление любой преступной личности Достоевский видел в том, что для неё всегда открыт путь к «великой радости», что в ней нельзя окончательно растоптать совесть и любовь. На этом основано «наказание»
Раскольникова, когда «чувство разомкнутости и разъединённости с человечеством, которое он ощутил тот час же по свершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли своё…»
Будущее духовного возрождения главного героя романа и было обусловлено его страданием, сострадательной любовью между ним и Соней Мармеладовой: ”Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для другого.”
Участие Сони Мармеладовой в судьбе Раскольникова, её любовь к нему иопределило дальнейший путь главного героя к возрождению. Именно она подталкивает его покаяться, так как понимает, что не сможет он с этим жить: “А жить-то, жить-то как будешь? Жить-то с чем будешь?” В ней хотел найти Родион Раскольников родственную душу. И нашёл, не ошибся.
Глубокое и искреннее сопереживание Сонечки растопило лёд на сердце Раскольникова, «волной хлынуло в его душу и разом размягчило её».
Признание Раскольникова, по его собственным словам, есть признание собственной несостоятельности, собственного ничтожества – «тварью дрожащей оказался». Но это лишь он не смог, а идея, верит главный герой, стоит нерушимо и незыблемо.
Не так думает сам Достоевский. В противоборстве с теорией Раскольникова побеждает «закон любви».Терпит крах его бесчеловечная идея.
И, будучи уже в тюрьме, Раскольников понимает, что убеждения его – глубокая ложь. Осознаёт это окончательно и бесповоротно. Эта мысль, Евангелие и, самое главное, Соня Мармеладова – это его настоящие спасители, которые помогут ему начать жизнь заново, « но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история
постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой…»
И мы можем поверить в нравственную силу, мужество, решимость Р. Раскольникова найти путь и средства истинного служения людям. По глубокому убеждению Достоевского для всего человечества на земле есть лишь две полярные перспективы: или любить, или уничтожить друг друга, или вечная жизнь, или вечная смерть, или победа «закона любви», или торжество подобных теорий – третьего просто не существует, не дано.

Читайте также:
Сравнительная характеристика опричника Кирибеевича и купца Калашникова: сочинение

Добро и зло в романе Достоевского “Преступление и наказание” – примеры сочинений

В своем романе “Преступление и наказание” Достоевский затрагивает тему добра и зла. В романе “Преступление и наказание” Достоевский рассматривает вопросы добра и зла, показывая, как зло влияет на людей, последствия зла, роль, которую зло может сыграть в судьбе человека, и как добро может спасти людей и помочь им выйти из трудных ситуаций.

Достоевский описывает взаимодействие и отношения между добром и злом в человеке. Главный герой романа – Родион Раскольников. Взаимодействие добра и зла четко прослеживается в “Родионе”. Он совершает преступления, плохие поступки, убийства, крадет у старого ростовщика, но делает это не только для того, чтобы доказать свою теорию, но и для того, чтобы совершить добрые дела: помочь Мармеладовым, помочь Дуне. Хорошие и плохие поступки Родиона связаны между собой, они взаимодействуют друг с другом. Более того, Достоевский на примере Раскольникова показывает, как страдает человек после совершенных им преступлений.

Совесть Родиона неспокойна, он не может найти покоя после совершенного им убийства, и его мучают мысли о совершенном преступлении. Ф. М. также показывает взаимодействие добра и зла на примере Аркадия Свидригайлова. Аркадий совершает много злых поступков: доводит девушку и дворецкого до самоубийства, обманывает людей.

Понимая, какое зло он причинил людям, Свидригайлов решает совершить добрые поступки: он взял на себя все расходы на похороны Катерины Ивановны, помог её детям, отдал 3 тысячи Соне, 15 тысяч своей несовершеннолетней невесте.

Добро и зло
взаимодействуют друг с другом в этом человеке. Но в итоге, от осознания того, сколько страданий он причинил людям, Свидригайлов решает покончить с собой. Зло, совершенное Аркадием, толкает его на самоубийство.

Соня Мармеладова в романе является олицетворением безграничной доброты. Чтобы обеспечить своего отца, мачеху и их детей, Соня отправляется зарабатывать желтый билет, тем самым помогая им, спасая их от голодной смерти добрым делом. Соня также помогает Раскольникову, вытесняя из его души веру в Родиона и заменяя ее верой в Бога, что не позволяет нашему герою мучиться муками совести. Она помогает ему выйти из трудного положения, в котором он оказался.

Читайте также:
Каковы причины и последствия «хандры» Онегина (роман «Евгений Онегин»): сочинение

Таким образом, Ф. М. Достоевский показывает, как добро и зло связаны друг с другом, как добро помогает людям, спасает и лечит их, а зло убивает и мучает.

Пример сочинения 2

Ф. М. Достоевский – глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания “больной души”. Одной из основных проблем его романа “Преступление и наказание” стала проблема добра и зла, их определение, взаимодействие, соотношение в мире и внутри каждого человека.
Одним из интереснейших героев Достоевского является Родион Романович Раскольников, убийца, философ, мыслитель. На его примере автор и раскрывает свою концепцию добра и зла в романе.

В нищете и гневе на свою неспособность помочь окружающим, Раскольников решается на преступление: убийство ужасного старика-ростовщика, наживающегося на страданиях людей. Родион мстит за угнетенных и лишенных прав, за унижения и страдания Сони Мармеладовой, за всех тех, кто был доведен до предела нищеты и нравственных мук.

Раскольников чувствовал и видел мир, его историю, его победы и поражения. Этому человеку казалось, что он понял людей и добрался до сути жизни. Раскольников решил все взять в свои руки, направить ход событий по пути, предначертанному им самим.
Протест и возмущение Родиона против общественного строя сочетается с его теорией “сильной личности”. Презрение к обществу и его нравственным законам приводит героя к убеждению о неизбежности сильной, властной личности, которой “все дозволено”. Преступление должно доказать самому Раскольникову, что он не “тварь дрожащая”, а “настоящий властелин, которому все разрешается”.

Мне кажется, что ошибка героя заключается в том, что он видит причину зла в самой человеческой природе, а закон, дающий сильным мира сего право творить зло, считает вечным. Вместо того чтобы бороться против аморальной системы и ее законов, он следует им. Раскольников считает, что он отвечает за свои поступки только перед самим собой и не заботится о суждениях других.

Вначале Родиона нисколько не трогает совершенное им преступление. Он слишком уверен в правильности своих идей, уверен в своей самобытности и исключительности. Что тут такого, если он убил? Он убил только одну “вошь, из всех вшей самую наибесполезнейшую”.
Когда Родион слышит слово “преступление”, он кричит в ответ: “Преступление! Какое преступление. то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку-процентщицу, никому не нужную, которую убить – сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это же преступление? Не думаю я о нем, и смывать его не думаю!”

Читайте также:
Бал в доме Фамусова: сочинение

Затем Раскольников начинает описывать причины и давать различные объяснения: он “хотел стать Наполеоном” и помочь матери; ему было безумно и горько; он восстал против всех. Героя начинает мучить совесть. На мой взгляд, это естественно. Раскольников нарушил нравственный закон, который существует в душе каждого человека с момента его рождения.

Этот закон непреложен. Нарушившего его ждут сильнейшие нравственные муки, разрушение духовное и физическое.
На мой взгляд, в теории Раскольникова есть мысли, которые могут возникнуть только у ненормального человека. Возможно, если бы теория героя осталась на бумаге, она показалась бы только плодом фантазии больного человека. Но Раскольников начал осуществлять ее практически! Он решил, что старуха-процентщица – “гнойник, который необходимо удалить”, ведь она не приносит никому пользы.

Поэтому Алена Ивановна должна умереть, она – та самая “тварь дрожащая”. Но почему, в таком случае, гибнет невинная Лизавета?
Так теория Раскольникова начинает постепенно рушиться. Нельзя делить людей только на “плохих” и “хороших”, да и не дело человека – судить других. Кто прав, а кто виноват, может решать только Господь Бог.

Даже ради великих и благородных целей нельзя убивать другого. Каждый имеет право выносить суждения о самом ценном, что у нас есть, – о жизни.

Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и, в конечном счете, отвергает все мотивы преступления – сцена признания Раскольникова Соне. Все доводы рассудка, казавшиеся ему столь верными, отпадают один за другим. Таким образом, роман “Преступление и наказание” помог мне понять: нельзя прийти к благу через убийство, даже если добро во много раз превышает зло.
Сам Достоевский был против насилия. Своим романом он спорит с революционерами, утверждающими, что единственный путь к всеобщему счастью – “призвать Русь к топору”.

На мой взгляд, антигуманные мысли и дела не могут служить на благо человечества, никакое зло нельзя оправдать счастьем миллионов других. Счастье нельзя построить на крови, жестокости и насилии.
Раскольников в романе приходит к переосмыслению нравственных ценностей: “Разве я старушонку убил? Я себя убил”. Я согласна с героем и автором. В душе каждого человека сосуществует добро и зло.

Читайте также:
Анализ эпизода «сон Татьяны» в романе «Евгений Онегин»: сочинение

И какая сила победит, зависит только от самого человека, хотя его природа изначально имеет светлое, божественное происхождение. По мнению Достоевского, от этих факторов зависит, будет ли в мире свет или тьма, мир или война. То же самое относится и ко мне.

Пример эссе 3

Главный философский вопрос в романе Достоевского “Преступление и наказание” – это граница между добром и злом. Автор пытается дать определение этим понятиям и показать их взаимодействие в обществе и в человеке.

В протесте Раскольникова трудно провести четкую грань между добром и злом. Раскольников исключительно добр и человечен: он горячо любит сестру и мать, жалеет Мармеладовых и помогает им, отдает последние деньги на похороны Мармеладова, неравнодушен к судьбе пьяной девушки на бульваре. Сон Раскольникова о забитой до смерти лошади подчеркивает гуманизм героя, его протест против зла и насилия.

В то же время он проявляет крайний эгоизм, индивидуализм, жестокость и безжалостность. Раскольников создает античеловеческую теорию “двух классов людей”, которая заранее определяет, кто будет жить, а кто умрет. Он присваивает себе оправдание “идеи крови на совести”, в то время как любой может быть убит во имя высших целей и принципов. Раскольников, который любит людей и страдает от их боли, совершает злодейское убийство старой ростовщицы и ее сестры, послушной Лизаветы. Совершая убийство, он пытается утвердить абсолютную моральную свободу человека, что, по сути, означает вседозволенность. Это приводит к ситуации, в которой границы зла перестают существовать.

Но Раскольников совершает все преступления, чтобы творить добро. Возникает парадоксальная идея: добро стоит у истоков зла. Добро и зло борются в душе Раскольникова. Зло, доведенное до предела, сближает его со Свидригайловым; добро, доведенное до самопожертвования, сближает его с Соней Мармеладовой.

В романе Раскольников и Соня представляют собой противостояние добра и зла. Соня проповедует доброту, основанную на христианском смирении, христианской любви к ближнему и всем страждущим.

Но даже в поступках Сони сама жизнь стирает грань между добром и злом. Она делает шаг, полный христианской любви и доброты к ближнему: продает себя, чтобы спасти от голода больную свекровь и ее детей.

Следовательно, она совершает непоправимое зло по отношению к себе, к своей совести. Зло – это не все плохое.

Подобное взаимопроникновение добра и зла наблюдается и в кошмаре Свидригайлова перед его самоубийством. Как и в романе, главный герой совершает ряд жестоких преступлений, включая изнасилование, убийство и растление малолетних. Автор не подтверждает эти преступления, а представляет их в основном как слухи. Совершенно точно известно, что Свидригайлов устраивал и помогал Соне Мармеладовой с детьми. В изображении Достоевским этого персонажа показана борьба добра и зла в душе героя. Роман представляет собой попытку Достоевского провести грань между добром и злом. Человеческий мир слишком сложен и несправедлив, и различия между этими понятиями размыты. Так, Достоевский считает, что вера – это средство спасения и истины. Христос для него – высший критерий нравственности, носитель истинного добра на земле. И это единственное, в чем писатель не сомневается.

С самого начала романа мы узнаем, что этот человек вторгся в какое-то дело, ему приснился явно “некрасивый” сон, который он использовал, чтобы сосредоточиться на предприятии. Этот сон пришел к нему месяц назад, когда он должен был лечь с Аленой Ивановной, “старухой-кентавром”, сестрой-кольщицей. Это злой, бессмысленный реальный, ничтожный поступок. старуха” вызвала в душе Родиона непреодолимую ненависть и отвращение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: