Восприятие и истолкование стихотворения Ф. И. Тютчева Певучесть есть в морских волнах: сочинение

У волн морских есть мелодия. безусловно, является вершиной красноречия, гармонии и цельности философской мысли. В следующем списке вы найдете средства и приемы художественной выразительности:

Сочинение на тему «Стихотворение Ф.И. Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…» (восприятие, толкование, оценка)»

Характеристика лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

Изучение содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы, интонация).

4. особенности композиции произведения

Анализ художественных средств выражения и стихотворения (наличие стилистических тропов и фигур, ритм, размер, рифма, строфа).

6. значение стихотворения для творчества поэта в целом.

Стихотворение “Есть мелодия в волнах морских…”. Ф.И. Тютчева была опубликована в журнале “Русский вестник” в 1865 году и еще раз в 1868 году. По случаю первого издания И. С. Аксаков писал Е. Ф. Тютчева: “В “Русском вестнике” стихи Федора Ивановича были напечатаны в последней книжке. Хорошие стихи, полные мысли, мне не нравится одно их слово, чужое: протест” [93 – См.: Аксаков И.С. Биография Федора Ивановича Тютчева. М., 1886]. Мнение Аксакова, очевидно, было учтено Тютчевым: в списке М. Ф. Тютчева-Бирилева (1865) четвертая строфа отсутствует. Исследователи отмечают, что дочь поэта вряд ли могла произвольно сократить последнюю строфу. Тютчев, вероятно, сам редактировал эту работу. Стихотворение было написано в Санкт-Петербурге во время поездки на острова. В это время умерла возлюбленная поэта, Е. Денисьева. И Тютчев вместе с сестрой М. А. Георгиевской отправился на острова, где помянули усопшего. Утраченная строфа представляла собой риторический вопрос, в котором можно было угадать чувства поэта:

И от земли до крайних звезд
Все безответен и поныне
Глас вопиющего в пустыне,
Души отчаянной протест?

Произведение можно охарактеризовать как философскую и пейзажную лирику. Его жанр – лирический фрагмент. На протяжении всего произведения звучит тема гармоничной, разумной жизни природы и дисгармонии в человеческом существовании.

Эпиграф стихотворения взят у римского поэта четвертого века до нашей эры Авзония: “В прибрежном тростнике есть музыкальный строй”. В первой строфе поэт утверждает, что природа обладает “мелодичностью”, музыкальностью, созвучием “своих мыслей и чувств”. Вода, воздух, огонь и земля гармонично сосуществуют, несмотря на свои конфликты. Шелест камыша создает гармоничную музыку. У Тютчева самодостаточность, значительность, спокойствие и незрелость – врожденные характеристики. В отличие от человеческой жизни, в ней все гармонично, разумно и упорядоченно:

Читайте также:
Групповая характеристика чиновников (по комедии Н. В. Гоголя Ревизор): сочинение

Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе, —
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.

В этой работе изображен “мыслящий тростник”. Знаменитый афоризм Паскаля описывает человека как не более чем слабый тростник в природе, но тростник мыслящий. Именно в природе, но не в человеческой душе и существовании, есть та полнота и гармония, которую можно найти в мысли и чувстве. Сама его свобода неуловима. Трагедия человечества, по мнению Тютчева:

Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник?

Стихотворение заканчивается риторическим вопросом, который остается без ответа поэта. В его подтексте можно обнаружить отчаяние, мысль об иррациональности человеческой судьбы и иллюзорности счастья, а также осознание глубочайшего драматизма этого разлада, диссонанса в существовании человека и природы.

Работа основана на принципе антитезы. Стихотворение разделено на две части. В первой части дается описание “полного консонанса” в природе. Мучительное чувство диссонанса пронизывает вторую часть книги. Песня человеческой судьбы не может звучать в унисон с природой. В Тютчеве звучит протест против этой несправедливости: “ропщет мыслящий тростник”. В этом бунте жизнь и любовь борются со смертью, обращаясь к равнодушной, самодостаточной природе.

Оно написано четверостишиями и ямбическими четырехугольниками, иногда с пиррихийными паузами. Рифма кольцевая. Поэт использует скромные средства художественной выразительности: эпитет (“в зыбких тростниках”, “призрачная свобода”), метафору (“душа не поет, как море”), синтаксический параллелизм (“Есть мелодия в морских волнах, Гармония в природных спорах”), риторический вопрос (“И почему душа поет, как море, А мыслящий тростник ропщет в общем хоре? “).

Это стихотворение, изображающее морские волны с мелодичным качеством, как нельзя лучше отражает мировоззрение поэта. Ощущение бездны, на краю которой постоянно существует каждый человек, – замечательное свойство, придающее поэзии Тютчева неуютную остроту. Представляя в своих стихах и письмах эту “всепоглощающую и спокойную бездну”, Тютчев вторит Паскалю, который поставил стул между собой и бесконечностью, пытаясь не дать ей одолеть себя.

Читайте также:
Природа в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: сочинение

«Восприятие и истолкование стихотворения «Певучесть есть в морских волнах…»»

Стихотворение “Есть мелодичность в волнах морских…”. был написан 17 мая 1865 года. Она принадлежит к лирике позднего поэта и является философским размышлением, медитацией. Поэтому жанр этого стихотворения можно классифицировать как элегию.

Произведение разделено на несколько частей, которые противоречат друг другу. Само произведение начинается с эпиграфа из древнеримской поэзии: “Est in arundineis modulatio musica ripis” (В прибрежном тростнике есть музыкальная структура (лат.)). Он определяет основную тему поэмы: гармонию и мудрость мира природы. Кроме того, эпиграф является частью первой части поэмы.

Собственно первая часть синтаксически отделяется от второй композиционной части дефисом

Есть мелодичность в морских волнах,

Гармония при спонтанных конфликтах,

И слабый рокот музыки

Она плавает в трубках цвета ртути.

Нетронутое образование на всем протяжении,

Созвучие, полностью присущее природе.

В этой части лирический герой вновь убеждается и утверждает, что окружающий человека мир природы гармоничен. Что это значит? Все в природе следует мудрым законам, которые ведут к добру и процветанию, миру и спокойствию. Если возникают споры или противоречия, они быстро разрешаются (в спонтанных спорах), и даже в них чувствуется гармония. Все в мире природы функционирует в гармонии и единстве, подчиняясь центральному и универсальному закону.

Между первой и второй частями стихотворения существует напряжение. Человеческое общество определяется:

Только в призрачной свободе

Мы знаем о его несогласии.

Человек уже давно отделен и отчужден от природы. Он воображает себя свободным. Но лирический герой утверждает, что это призрачная свобода. На самом деле люди связаны по рукам и ногам, потому что не знают, как стать счастливыми, как достичь гармонии в своей душе и среди других людей.

Главное, что сам человек осознает свое несоответствие природе, но уже не в состоянии вернуться к своим корням. Слишком поздно.

Третья часть состоит из вопросов, задаваемых автором текста:

Как возникли разногласия?

И потому что в общем хоре

Душа – это не то, о чем поет море,

Читайте также:
Тема нравственного падения и возрождения человека в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

И шепчет тростник, что мыслит?

Мучительный вопрос, который он задает: “Как возник трагический разлад между человеком и природой?”?”? Герой пытается понять причины отрыва человека от мира природы. Пытаясь понять, почему мы не можем жить по законам гармонии природы, он спрашивает: почему мы не видим пример этого каждый день? Почему люди противятся этому, вместо того чтобы жить в гармонии и единстве? Оказывается, человек противостоит всему, кроме самого себя, только его голос выбивается из “общего хора”.

Четвертая часть – кульминационная – состоит из последней строфы поэмы:

И от Земли до самых далеких звезд

Все эти вопросы остаются без ответа до сих пор.

Голос вопиющего в пустыне

Отчаянное противостояние душ?

Эта часть с помощью риторических вопросов рисует трагическую картину положения человека в современном для Тютчева мире. Человек несчастен и одинок. Показаны масштабы его одиночества – “И от земли до самых далеких звезд”. Одиночество человека подчеркивается метафорой “глас вопиющего в пустыне”.

Человек одинок, наедине со своей душевной болью, пытается стать счастливым, постичь гармонию. Его душа протестует против безвыходных обстоятельств, но нет ответов на вопросы, которые у него возникают. “Почему?” – спрашивает лирический герой вместе с другими героями. “Почему?” – страдает он и не находит ответа.

Это стихотворение содержит художественные средства, которые помогают раскрыть тему и идею произведения. “В спонтанных спорах”, “в стройном журчанье”, “в дрожащих тростниках”, “ненарушенный строй” и “созвучий полный” составляют первую часть стихотворения. Все они стремятся передать картину гармонии, покоя и красоты природы. Единственная метафора первой части – “шелест струится” – подчинена той же задаче.

” В общем хоре”, “душа поет не то” и “камыш журчит” – вот некоторые из метафор второй части. Интересно, что поэт одушевляет мир природы и мир человека, соединяя их. Изначально все было едино, и все имело единый источник. Сравнение человеческой души с морем подтверждает эту мысль: “Душа не поет, как море” и другие эпитеты, такие как “призрачная свобода”, “общий хор” и “мыслящий тростник”. “.

Читайте также:
Тема любви в творчестве А. С. Пушкина: сочинение

Художественные средства в третьей части пьесы призваны передать одиночество человека. Этому способствует сочетание греческого эпитета “отчаянная душа” и гиперболы “и до самых звезд”.

Это фрагментарное предложение разделено на две части тире, которое подчеркивает антитезу первой и второй частей. И вторая, и третья части произведения подчеркивают безнадежность положения человека и его глобальное одиночество.

Строфы поэмы имеют кольцевую рифму с чередованием мужских и женских рифм.

Она написана ямбическим четырехугольником и пиррихием, что придает ей плавность и задумчивость элегического характера.

История написания

В силу обстоятельств Федор Иванович был вынужден прожить в Петербурге долгий период своей жизни. Шумный и грязный город и его своеобразный климат угнетали писателя. Это также отрицательно сказалось на здоровье Тютчева. Поэтому он совершал долгие прогулки по пригородам. Красота природы, ее суровость и необъяснимая прелесть искушали писателя на философские размышления. В общей сложности писатель провел в Петербурге тридцать лет. Первые десять визитов были лишь эпизодическими. Однако даже эти короткие поездки в северную столицу позволяли ему находить утешение в близлежащем море, лесах и полях.

Там, где обычные люди видели только угрожающие элементы, Федор Иванович находил гармонию и единство. Большинство жителей побережья Балтийского моря рассматривали этот безбрежный простор только как средство пропитания, источник пищи и прибыли. Однако для Тютчева море было источником вдохновения.

О том, что “морские волны обладают мелодичностью”, было написано во время одной из прогулок по побережью. Много драматизма и грусти исходит из личного опыта автора. Это было 11 мая 1865 года, то есть через девять дней после смерти его детей. Его годовалый сын и двухлетняя дочь от женщины, которую он любил, скончались из-за тяжелой болезни.

Первоначально это стихотворение, написанное в пути, не имело названия. Его первая публикация в журнале “Русский вестник” в том же, 1865 году, была озаглавлена “Подражание” редактором В. Брюсов. Интересной особенностью этой публикации является то, что поэма имела все четыре строфы. В более поздних изданиях автор сократил его до трех строф. Последняя строфа обычно печаталась в сносках или под заголовком “варианты”. Во многих автографах Тютчева приводится разное количество строф. Последний сборник его произведений, опубликованный при жизни, также содержал сокращенный вариант поэмы.

Читайте также:
Последнее объяснение Печорина и Мери. (Анализ эпизода из романа М.Ю.Лермонтова Герой на-шего времени.): сочинение

Современники связывают эти изменения с критикой, полученной от Ивана Сергеевича Аксакова, который в письмах к дочери автора Анне Федоровне назвал поэму красивой и содержательной, однако публициста смутила последняя строфа, в которой он обнаружил иностранные слова.

Философия в творчестве Тютчева

Исследователи условно делят творчество автора на три периода:

первый датируют 20-ми годами XIX века, произведения, написанные в этот период, отличаются поверхностностью, однако имеют скрытый философский подтекст, в них объединены такие понятия, как любовь и природа;

второй период длился на протяжении 30-40-х годов, в произведениях великого поэта звучат тревожные нотки, философские мысли становятся все более глубокими, наиболее популярной темой становятся путешествия и переезды литературного героя;

третий, последний, период окрашен нотами глубокого отчаяния и безысходности.
Хотя философское направление является главной темой практически всех произведений Тютчева, это нельзя считать его характерной отличительной чертой. Скорее, такое направление является модным веянием, нашедшим отражение в литературе того времени.

морские волны стихотворение

Жизнь в Германии, где Федор Иванович занимал дипломатический пост, позволила ему провести сравнительный анализ отсталой России и реформаторских прогрессивных идей, которые активно культивировались в Европе. После возвращения на родину принципы новой цивилизации становились очевидными в сознании его соотечественников. Увиденное потрясло и опечалило поэта. Начиная грядущие перемены, он предвидит связанные с ними социальные, политические и индивидуальные кризисы.

Важная часть творчества Тютчева касается его размышлений о роли славян в судьбах мира. Здесь можно увидеть первые предположения о том, что объединение славянских народов, с их самобытной верой и обычаями, будет способствовать формированию сильного и могущественного государства. Тютчев, однако, видел Византию сердцем этого нового православного государства, а Софию – его святилищем.

Еще одна тема философских размышлений писателя – хрупкость человеческой жизни, призрачность существования и противопоставление природной гармонии внутреннему разладу человека. В то же время поэт представляет жизнь как нечто мимолетное, проходящее, после чего остается лишь слабый след, грусть и воспоминания. Каждый человек в какой-то момент своей жизни способен почувствовать себя одиноким. Прикоснуться к мирозданию и найти ценности окружающего мира – вот главные цели в жизни. Однако главная проблема заключается в его бесполезной деятельности. В сочинении Тютчева изображен созерцательный человек, внимающий красоте природы. Точно так же красота и сила природы, быстротечность жизни являются основой для размышлений о смысле и внутренней гармонии.

Читайте также:
Серебряный век русской поэзии: сочинение

Художественные приемы, используемые автором

Тютчев

Стихотворение “Есть мелодия в волнах морских. “Стихотворение содержит философские размышления и считается лирическим произведением с глубокой грустью, характерной для творчества Тютчева. Разнообразие художественных средств, используемых автором в первой части произведения, отделенной от второй синтаксисом, способствует красочному описанию гармоничного состояния природы. Использование метафор – прием, постоянно применяемый Тютчевым, – оживляет волны моря и камыши и представляет читателю образ живой красоты природы.

Использование элементов из Священного Писания, цитат великого французского философа Блеза Паскаля и римского поэта играет важную роль в создании возвышенной атмосферы, побуждающей читателя к философствованию. Предложение Авсония служит эпиграфом, который дополняет основную тему поэмы. Цитаты, органично включенные в текст без явного указания источника, через ассоциации и обращение к глубокой человеческой памяти ученого, позволяют читателю шире осознать основную мысль. Небольшое четырехстопное стихотворение не может вместить ответы на вопросы мироздания, поэтому Тютчев с помощью художественных средств позволяет читателю искать ответ в философских размышлениях.

Основная идея

Основная мысль стихотворения “Есть мелодия в волнах морских…”. – Чтобы показать утрату человеком близости к миру природы. Лирический герой отражает следующее: стремление человека быть независимой личностью, желание господствовать над миром приводит к тому, что он не может быть частью природы. Он разрушает первоначальный замысел создателя: гармонию, взаимосвязь всего сущего в природе. Это исток всех человеческих бед: чувство потери, одиночества, неспособность радоваться тому, что есть.

Автор философски рассматривает вопросы, которые люди задают себе на протяжении многих поколений: в чем смысл существования, как обрести душевный покой, что такое счастье?

По его мнению, отрыв от природы – это недолговечный конфликт: либо человек учится понимать и принимать природу, либо его ждет гибель. В волнах морских есть мелодичность. Это и есть послание в стихотворении.

Сочинение о стихе Певучесть есть в морских волнах

По воле судьбы Федор Тютчев провел большую часть своей жизни в Санкт-Петербурге.

Именно здесь Тютчев провел последние годы своей жизни, когда, получив титул тайного советника, он был вынужден стать постоянным членом императорского двора. Суровый климат северной российской столицы тяжело сказался на поэте, который уже страдал от серьезных проблем со здоровьем.

Читайте также:
Вопрос греха и добродетели в романе «Преступление и наказание»: сочинение

Несмотря на это, Тютчев мог восхищаться величественной красотой природы и ее строгостью, пытаясь понять, почему люди не могут жить по законам природы. В 1865 году он написал стихотворение о Балтийском море, и в нем он сказал, что в волнах есть какая-то мелодичность. “.

Жители Санкт-Петербурга всегда считали море источником многих проблем и в то же время относились к нему с уважением, поскольку оно давало им пищу и пропитание. Мало кто рассматривает его с романтической точки зрения.

Однако Тютчев смог обнаружить в водной стихии аспекты, которые были созвучны его мировоззрению. В волнах поэт увидел мелодичность и гармонию, которые присущи природе, но недоступны многим людям.

Тютчев задается вопросом, почему лишь немногие способны не только понять красоту окружающего нас мира, но и подчиниться его простым законам, и приходит к выводу, что в этом виноваты мы сами. Поэт отмечает: “Только в нашей ужасной свободе мы можем распознать несоответствие ей”, считая, что только сильная духовная встряска заставляет человека обратиться к своим корням и искать защиты в природе.

Тогда человек осознает, что “душа – это не то, что поет море”, и тогда он становится равнодушным к вселенной, бесценным даром.

По мнению Тютчева, потеря связи с окружающим миром, который вдруг становится чужим и пугающим, – самое страшное испытание для любого из нас. Человек в этот момент теряет часть своей души и перестает жить естественно.

Так, “отчаянный протест души” становится “гласом вопиющего в пустыне”, на который невозможно ответить.

Простые вопросы остаются без ответа, а жизнь превращается в череду случайных обстоятельств, в которых невозможно проследить закономерность, просто потому, что сами законы природы становятся чужды человеку и отвергаются как нечто пустое и бесценное.

Также стоит прочитать стихотворение Феликса Тютчева “Целый день она лежала в забытьи”.

Это вечность, хаос, бездна и вселенная. Определение жизни, которое использует Тютчев, утверждает, что она конечна, что существование на земле хрупко, что человек не всегда может или хочет жить по законам природы. Говоря в стихотворении “Есть мелодичность в морских волнах.” о полном созвучии, порядке в природе, лирик сетует на то, что мы осознаем свой разлад с природой лишь в “призрачной свободе”.

Читайте также:
Нравственно-философская проблематика произведений М. А. Булгакова: сочинение

Затем мысли лирического героя приводят к человеческим отношениям. Автор развивает идею о том, что человек живет в изоляции, отделенный от природы. И это отделение, которое человек понимает как свободу, контрастирует с окружающим его миром. Автор ставит философский вопрос, почему человек не может существовать в той же гармонии, что и элементы природы. Его душа, которая должна быть в гармонии со Вселенной, но разделена внутренними противоречиями, осознает необходимость существования в гармонии с природой.

Подробный анализ стихотворения

История создания

Особое место в русской литературе XIX века занимает Федор Иванович Тышев, который, по словам И.С. Тургенева, создал “дискурс, который не может умереть”.

Читая стихотворение “Есть мелодия в волнах морских…”, можно представить себе человека, одиноко стоящего на берегу и размышляющего о жизни и смерти, любви и свободе, о временном и вечном…

У Тютчева есть несколько стихотворений, в которых точно указаны даты. В данном случае она известна – 11 мая 1865 года. На девятый день после смерти детей Денисьева заставила автора написать стихотворение прямо в карете по дороге на острова в Петербурге.

“Есть мелодия в морских волнах.

Гармония в спонтанных конфликтах,

И нежный музыкальный рокот

Течет сквозь живые тростники”.

Эти стихи обнаруживают поэта с особым философским чутьем: у него есть не только дар к пейзажной живописи, но и собственная философия природы. Его ум борется с загадками творения, пытаясь проникнуть в тайну противоречивого единства природы и человека.

“Непоколебимый строй во всех делах,

Полное созвучие в природе, _

Только в нашей фантасмагорической свободе

Мы понимаем, что не согласны с ней.

Тютчев описывает отрыв человека от природы как нечто противоестественное, удаленное от “невозмутимого строя” естественного существования. В отличие от океана, душа поет другую мелодию.

Человек – это трубка, стоящая перед огромной вселенной – океаном. Но это трубка, которая “думает”, журчит в общем хоре, вместо того чтобы журчать в гармонии с бытием.

“Откуда, как это нет соглашения?

И из чего в общем хоре

Душа – это не то, о чем поет море,

И шепчет мыслящий тростник? “

“Пытаясь понять его причину, автор предполагает, что разлад существует скорее в человеческом сознании, чем в реальности. Как говорится в четвертой строфе, которая осталась неопубликованной, отчаянный протест человеческой души остается “гласом вопиющего в пустыне”.

Читайте также:
В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века (Чехов Тоска, Достоевский Белые ночи, Толстой Юность): сочинение

Причина разлада с природой кроется в самом человеке. Погрязший в злых страстях, он не способен принять гармоничный и изобильный мир природы в себе, но не саму природу. В то же время, однако, общий порядок природы делает ее такой, что живые индивидуумы представляют собой отдельную сущность.

Тютчев рассматривает это разногласие как кратковременный протест, после которого человек либо сливается с природой, либо погибает (не случайно поэт сравнивает человека с угрем, который растет не на суше, а в “прибрежных трубах” и погибает без воды).

Своими яркими красками, живостью, трепетными словами и использованием фраз язык этого стихотворения поражает читателя. Поэт использует метафору “мыслящий тростник” – человек, эпитеты “спонтанные споры”, “зыбкий тростник”, “призрачная свобода”. Интересно то, что от произведения не пахнет сочинительством, оно просто рождается.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: