Земное» и «неземное» в «Стихах о Прекрасной Даме» А. Блока: сочинение

Забудь шум прошлого. Приди ко мне без гнева, Закат, таинственная дева, И завтра и вчера с огнем соединись. Ранние произведения А. Блока наполнены намеками и аллегориями о любви и природе, часто содержащими смутные предчувствия. посмотреть полностью

Cочинение «Земное и неземное в стихах о Прекрасной Даме Блока»

Стихи о «Прекрасной Даме» являются первым шагом Александра Александровича Блока в его
многолетнем творческом пути от романтического символизма к критическому реализму. Это первое и самое
гениальное, на мой взгляд, его достижение. Удивительно красиво, тепло и нежно написаны эти произведения.

Стихи о «Прекрасной Даме» были написаны в конце 19 века и начале 20 века, сложное, смутное время; время
переоценки ценностей, пересмотра жизненных принципов; время репрессий и революций, протеста, унижений и
игнорирования человека, как личности. Страдали все от крестьянина до дворянина. Таким образом, люди
измученные безжалостной реальностью искали отдушину, покоя в мистическом.

Огромное влияние на формирование мировоззрений многих современников Блока оказала философия Соловьева,
особенно тезис: «сама любовь мира открыта через любовь к женщине…в любви – спасенье наше…» , так же и наш
поэт, создавая свои маленькие произведения, пытался укрыться от серой, грубой реальности, искал спасенья в
райском, возможно даже утопическом, мире своей бесконечной любви к “Прекрасной Даме”, в красоте ее,
“Вечной Женственности». Поэт целиком растворялся в омуте прекрасных грез, поклонии этой небесной богине, он
отчетливо видел каждую черту её лица, знал все о сотворенном его мыслью существе, он был рабом своей мечты:

Ваша сила побеждает вашу страсть,

Иногда слуга; иногда сладость;

Блок почему-то предчувствовал приход этой удивительной девы, боялся что по пути в реальность нежное создание
потеряет часть своей первозданной красоты:

Как чист горизонт! И сияние близко.

Я боюсь, что вы измените свою внешность.

В страхе перед ужасным, обжигающим и разъедающем все на своем пути стихийным миром, Александр Александрович
сам начинает искать свою “Прекрасную Даму”: мягкий, завораживающий голос в суетливых магазинчиках, тихое
дыхание в шуме не утихающей улицы, скромный взгляд в толпе прохожих. Ищет бездушное, бессловесное творенье
свое – находит еще более прекрасную, настоящую, живую женщину, независимую и свободную, как ветер легкую и
прозрачную. Душа его была переполнена радостью, надеждой на счастье, он хотел взять свою любимую под руку и
лететь к свободному будущему. Сила красоты Лидии Дмитриевны Менделеевой (Это была поистине «Прекрасная Дама»:
грациозна, воспитана. Она озаряла всех не только светом добра сердца своего, но и внешне была подобна золотому
лучику солнца в серой пыли настоящего: русая коса аккуратно спускалась до пояса, огромные сапфировые глаза
нередко будили искренние улыбки на усталых лицах обычных людей.) была настолько велика и светла, что он не
страшился пораниться об острые шипы всепоглощающего времени, о злые «кроличьими взгляды пьяниц»,насмешки
«двенадцати» в том долгом и бездонном пути к сияющей где-то вдали звездочке высшего довольства:

Читайте также:
Сочинение на тему дружба: сочинение

И полны сладких волнений

Мы спешно уходим с дороги

К свету неизвестности.

Так поэт полюбил земную женщину, навсегда похоронив где-то в недрах своей души образ мечты своей. Вот что он
тогда ощущал:

Нет ни тоски, ни любви, ни обиды,

Все поблекло, все исчезло, все исчезло, все исчезло, все исчезло…

Белый лагерь, голоса с похоронной службы

И его золотая палитра.

Но тем не менее «Прекрасная Дама» была все еще жива, она просто перевоплотилась, как и чувства Блока. Они
стали еще более возвышенны и одновременно ближе к действительности. Александр Александрович все еще до конца
не верил в реальность существования Лидии Дмитриевны. Он любил её чистой, искренней, божественной любовью,
дрожал от мысли спугнуть ее, верил в то, что она упорхнет, как бабочка, если услышит шаги вблизи, и потому
очень долго просто любовался совершенством её красоты:

В тени большой колонны

Я вздрогнул от скрипа двери.

И он смотрит в мое лицо, просветленное,

Она всего лишь мечта, всего лишь воображение.

В те моменты влюбленный точно знал, что именно эта девушка и есть его «Величавая Вечная Жена», та самая
половинка, которую ему посчастливилось встретить в самом начале жизни:

Я не слушаю вздохи и речи,

Но я верю: Милая – Ты.
Это была действительно она. В январе 1903 года состоялось торжественное бракосочетание Александра
Александровича Блока и Лидии Дмитриевной Менделеевой.

С этой женщиной великий поэт прожил до последнего дня своей жизни, и до последнего вздоха он не переставал её
любить. С годами чувство это крепло, в самые тяжелые минуты только мысль о любимой помогала выжить и давала
силы вновь и вновь подниматься и идти дальше к своей заветной цели, хоть немного отвлечься от злой
несправедливости бытия:

…И там точат свои топоры,

Счастливые Красные,

Смеясь, они развели костры….

Думаю, что весной.

Я знаю, что ты не одна…

Непрерывный вой скрипки

Он напевает мне: “Живи!”

Изображение любимой девушки

Нежная сказка о любви.

Это чувство привязанности озарило всю жизнь поэта.

Читайте также:
Что роднит Печорина с горцами? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»): сочинение

Блок смог гениально изобразить его в своем цикле стихотворений о «Прекрасной Даме». Каждое
из которых есть маленький шедевр, так как было написано под влиянием эмоций, мгновений, обрывков… Все эти
отдельные и слаженные фрагменты живы ,каждый из них дышит любовью, и, если прислушаться можно даже ощутить
ритм биения сердца его:

Я привыкла к этим халатам.

Прекрасная Вечная невеста!

Поднимается на карниз

Улыбки, сказки и сны!

Поэт перелил бушующую музыку своих чувств в стихи, и теперь каждый из нас может наслаждаться этим чудесным
созвучием в цикле «О прекрасной даме».

Он написал: Тим Мунин noizzzy@mail.ru

Блок а. а. – Земное и неземное в стиха о прекрасной даме блока.

Стихи о “Прекрасной Даме” – первый шаг Александра Александровича Блока на его долгом творческом пути от романтического символизма к критическому реализму. На мой взгляд, это самое яркое из его достижений. Написанные в теплой и нежной манере, эти стихи удивительно красивы.

Именно в сложное, смутное время, время переоценки ценностей, пересмотра жизненных принципов, время репрессий и революций, протеста, унижения и пренебрежения к человеку как к личности, были написаны стихи о “Прекрасной Даме”. Страдали все – от крестьянина до дворянина. Люди, уставшие от безжалостной реальности, искали успокоения в мифе.

На современников Блока большое влияние оказала философия Соловьева, особенно его тезис о том, что мир раскрывается в любви к женщине. в любви – наше спасение”. Мы видели, что наш поэт, создавая свои маленькие произведения, пытался уйти от серого, сурового мира действительности, ища спасения в райском, или утопическом, мире своей бесконечной любви к прекрасной даме, “Вечной Женственности”, которой она является. В пучине прекрасных грез, в поклонении своей небесной богине, поэт был полностью поглощен, видя каждую деталь ее лица и зная все о созданном им существе:

Твоих страстей повержен силой,
Под игом слаб.
Порой – слуга; порою – милый;
И вечно – раб.

Предчувствуя появление этой удивительной девы, Блок боялся, что по дороге к реальности ее красота будет разрушена:

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.

В страхе перед ужасным, обжигающим и разъедающем все на своем пути стихийным миром, Александр Александрович сам начинает искать свою “Прекрасную Даму”: мягкий, завораживающий голос в суетливых магазинчиках, тихое дыхание в шуме не утихающей улицы, скромный взгляд в толпе прохожих. Ищет бездушное, бессловесное творенье свое – находит еще более прекрасную, настоящую, живую женщину, независимую и свободную, как ветер легкую и прозрачную. Душа его была переполнена радостью, надеждой на счастье, он хотел взять свою любимую под руку и лететь к свободному будущему. Сила красоты Лидии Дмитриевны Менделеевой (Это была поистине «Прекрасная Дама»: грациозна, воспитана. Она озаряла всех не только светом добра сердца своего, но и внешне была подобна золотому лучику солнца в серой пыли настоящего: русая коса аккуратно спускалась до пояса, огромные сапфировые глаза
нередко будили искренние улыбки на усталых лицах обычных людей.) была настолько велика и светла, что он не страшился пораниться об острые шипы всепоглощающего времени, о злые «кроличьими взгляды пьяниц»,насмешки «двенадцати» в том долгом и бездонном пути к сияющей где-то вдали звездочке высшего довольства:

Читайте также:
Вопрос греха и добродетели в романе «Преступление и наказание»: сочинение

И полны заветной дрожью
Долгожданных лет,
Мы помчимся к бездорожью
В несказанный свет.

Так поэт полюбил земную женщину, навсегда похоронив где-то в глубинах своей души женщину своей мечты. Вот что он чувствовал в то время:

Ни тоски, ни любви, ни обиды,
Все померкло, прошло, отошло…

Белый стан, голоса панихиды
И твое золотое весло.

Но, несмотря на это, чувства Блока перевоплотились, и “Прекрасная дама” осталась жива. Помимо того, что они стали более возвышенными, они стали более реалистичными. Александр Александрович все еще не до конца верил в реальность Лидии Дмитриевны. Она была воплощением чистой, искренней, божественной любви, он дрожал при мысли, что может спугнуть ее, он верил, что если услышит шаги рядом, то она порхнет, как бабочка; так очень долго он любовался совершенством ее красоты:

В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.

В эти мгновения влюбленный точно знал, что эта девушка – его “вечная супруга”, та половинка, которую ему посчастливилось встретить в раннем возрасте:

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая – Ты.

Это действительно была она. В январе 1903 года Александр Александрович Блок и Лидия Дмитриевна Менделеева торжественно обвенчались.

С этой женщиной великий поэт прожил до последнего дня своей жизни, и до последнего вздоха он не переставал её любить. С годами чувство это крепло, в самые тяжелые минуты только мысль о любимой помогала выжить и давала силы вновь и вновь подниматься и идти дальше к своей заветной цели, хоть немного отвлечься от злой
несправедливости бытия:

…А там, наточив топоры,
Веселые красные люди,
Смеясь, разводили костры…
Со мною – весенняя дума,
Я знаю, что Ты не одна…

Скрипки стон неутомимый
Напевает мне: «Живи!»
Образ девушки любимой –
Повесть ласковой любви.

Именно это нежное чувство освещало всю карьеру поэта.

Блоку удалось блестяще изобразить это в цикле стихов, посвященных “Прекрасной Даме”. Каждая из них – маленький шедевр, потому что написана под влиянием эмоций, моментов, фрагментов…… Все эти отдельные и связные фрагменты живые, каждый из них дышит любовью, и если внимательно прислушаться, то можно даже почувствовать ритм биения ее сердца:

Читайте также:
Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из 1 акта пьесы М. Горького На дне): сочинение

О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны!

Буйную музыку своих чувств поэт излил в стихи, и теперь каждый из нас может насладиться этим чудесным созвучием в цикле “О Прекрасной Даме”.

«Земное и неземное в стихах о Прекрасной Даме Блока»

Стихи о «Прекрасной Даме» являются первым шагом Александра Александровича Блока в его
многолетнем творческом пути от романтического символизма к критическому реализму. Это первое и самое
гениальное, на мой взгляд, его достижение. Удивительно красиво, тепло и нежно написаны эти произведения.

Стихи о «Прекрасной Даме» были написаны в конце 19 века и начале 20 века, сложное, смутное время; время
переоценки ценностей, пересмотра жизненных принципов; время репрессий и революций, протеста, унижений и
игнорирования человека, как личности. Страдали все от крестьянина до дворянина. Таким образом, люди
измученные безжалостной реальностью искали отдушину, покоя в мистическом.

Огромное влияние на формирование мировоззрений многих современников Блока оказала философия Соловьева,
особенно тезис: «сама любовь мира открыта через любовь к женщине…в любви – спасенье наше…» , так же и наш
поэт, создавая свои маленькие произведения, пытался укрыться от серой, грубой реальности, искал спасенья в
райском, возможно даже утопическом, мире своей бесконечной любви к “Прекрасной Даме”, в красоте ее,
“Вечной Женственности». Поэт целиком растворялся в омуте прекрасных грез, поклонии этой небесной богине, он
отчетливо видел каждую черту её лица, знал все о сотворенном его мыслью существе, он был рабом своей мечты:

Твоя сила побеждает твои страсти,

Иногда – слуга, иногда – девушка;

Блок почему-то предчувствовал приход этой удивительной девы, боялся что по пути в реальность нежное создание
потеряет часть своей первозданной красоты:

Как чист горизонт! И волнение уже близко.

Однако я боюсь, что вы измените свой облик.

В страхе перед ужасным, обжигающим и разъедающем все на своем пути стихийным миром, Александр Александрович
сам начинает искать свою “Прекрасную Даму”: мягкий, завораживающий голос в суетливых магазинчиках, тихое
дыхание в шуме не утихающей улицы, скромный взгляд в толпе прохожих. Ищет бездушное, бессловесное творенье
свое – находит еще более прекрасную, настоящую, живую женщину, независимую и свободную, как ветер легкую и
прозрачную. Душа его была переполнена радостью, надеждой на счастье, он хотел взять свою любимую под руку и
лететь к свободному будущему. Сила красоты Лидии Дмитриевны Менделеевой (Это была поистине «Прекрасная Дама»:
грациозна, воспитана. Она озаряла всех не только светом добра сердца своего, но и внешне была подобна золотому
лучику солнца в серой пыли настоящего: русая коса аккуратно спускалась до пояса, огромные сапфировые глаза
нередко будили искренние улыбки на усталых лицах обычных людей.) была настолько велика и светла, что он не
страшился пораниться об острые шипы всепоглощающего времени, о злые «кроличьими взгляды пьяниц»,насмешки
«двенадцати» в том долгом и бездонном пути к сияющей где-то вдали звездочке высшего довольства:

Читайте также:
Городничий: сочинение

И полон любимой дрожи

Мы спешим уйти с дороги

В несказанный свет.

Так поэт полюбил земную женщину, навсегда похоронив где-то в недрах своей души образ мечты своей. Вот что он
тогда ощущал:

Нет желания, нет любви, нет обиды,

Всё кончено, всё кончено, всё кончено….

Белый стан, голоса похоронного бюро

И твое золотое весло.

Но тем не менее «Прекрасная Дама» была все еще жива, она просто перевоплотилась, как и чувства Блока. Они
стали еще более возвышенны и одновременно ближе к действительности. Александр Александрович все еще до конца
не верил в реальность существования Лидии Дмитриевны. Он любил её чистой, искренней, божественной любовью,
дрожал от мысли спугнуть ее, верил в то, что она упорхнет, как бабочка, если услышит шаги вблизи, и потому
очень долго просто любовался совершенством её красоты:

В тени большой колонны

Я потряс скрипучую дверь.

И он смотрит в мое лицо, просветлевшее,

Она – лишь образ, мечта.

В те моменты влюбленный точно знал, что именно эта девушка и есть его «Величавая Вечная Жена», та самая
половинка, которую ему посчастливилось встретить в самом начале жизни:

Я не слушаю ни вздохов, ни речей,

Но я верю: Милая – Ты.
Это была действительно она. В январе 1903 года состоялось торжественное бракосочетание Александра
Александровича Блока и Лидии Дмитриевной Менделеевой.

С этой женщиной великий поэт прожил до последнего дня своей жизни, и до последнего вздоха он не переставал её
любить. С годами чувство это крепло, в самые тяжелые минуты только мысль о любимой помогала выжить и давала
силы вновь и вновь подниматься и идти дальше к своей заветной цели, хоть немного отвлечься от злой
несправедливости бытия:

…И там точили они топоры свои,

Счастливые, рыжие люди,

Они смеялись, жгли костры …

Для меня весна – часть весны.

Я знаю, что ты не одинок…

Беспощадный вой скрипки

Напевает мне: «Живи!»

Фотография любимой девушки

Повесть о любящей доброте”.

Весь жизненный путь поэта освещался этим нежным чувством.

Читайте также:
Тема любви в творчестве Блока: сочинение

Блок смог гениально изобразить его в своем цикле стихотворений о «Прекрасной Даме». Каждое
из которых есть маленький шедевр, так как было написано под влиянием эмоций, мгновений, обрывков… Все эти
отдельные и слаженные фрагменты живы ,каждый из них дышит любовью, и, если прислушаться можно даже ощутить
ритм биения сердца его:

О, я привыкла к этой одежде.

Замечательный вечный супруг!

Она проходит высоко по карнизу

Улыбки, сказки и сны!

Поэт перелил бушующую музыку своих чувств в стихи, и теперь каждый из нас может наслаждаться этим чудесным
созвучием в цикле «О прекрасной даме».

“Земное” и “неземное” в “Стихах о прекрасной даме” Александра Блока

Поэты Серебряного века не только развивали традиции своих предшественников, но и создавали уникальные шедевры. Александр Александрович Блок – один из самых изысканных поэтов русской классической литературы. Вдохновленный в юности философией Владимира Соловьева о “двоемирии”, поэт на некоторое время становится мистиком, распознавая в окружающем его мире свои собственные последние времена. Блок воспринимает разворачивающийся хаос революции как грядущую революцию.

Он считает, что спасение начинается с божественного начала “Мировой души” или “Вечной женственности”. В этот период появляется

Цикл таинственных и волшебных стихов о прекрасной даме. Лирическая героиня цикла сочетает в себе черты таинственной незнакомки и конкретной женщины, ставшей впоследствии его женой, Любови Дмитриевны Менделеевой, в которую Блок был страстно влюблен.

Я чувствую тебя. Годы проходят мимо

Все в одном обличье, я вас понял.

Все горит – и не верится, что все чисто,

И я жду в молчании, – тоскуя и любя.

В юношеской поэзии Блока преобладает мотив ожидания и предчувствия чудесного преображения. Но Блок не был бы великим поэтом, если бы отражал в своей лирике только свои личные переживания.

Он был способен услышать грядущие великие перемены, почувствовать всем сердцем испытания, которые предстояли ему и судьбе его страны, и излить их в прекрасной поэзии. Это был необычный и запоминающийся момент.

В сборник вошли стихи того времени.

Читайте также:
Москва 30-х годов в романе Булгакова Мастер и Маргарита: сочинение

Тайные знаки сгорают

На глухой, непробудной стене.

Золотистые и красные маки.

Во сне кто-то тянет меня за собой.

В поисках убежища в пещерах ночи

Также я не помню никаких сложных чудес.

Голубые химеры на рассвете

Глядя в зеркало светлого неба.

У Блока муза – “Прекрасная Дама”, существо, обладающее “неземными” чертами, органично вписывается в привычный и запоминающийся образ музы. “Вечная женственность” и красота его избранницы – предмет его поклонения. Вначале она принимает облик любящей матери, затем возлюбленной, затем родины.

Я ищу синюю дорогу.

И он закричал, ошеломленный толпой.

Приближаясь к золотому порогу,

Молчание за дверью.

Вы вошли в дальние коридоры,

Достойная, спокойная, серьезная.

Я носил за тобой вуаль

И он посмотрел на ваши бусы.

Поэт стремится слить воедино эти три образа, чтобы создать идеал, достойный поклонения, и в то же время он боится приземлить, упростить черты своего кумира. Пытаясь понять любовь, Блак уходит в мистику и символизм.

Я вхожу в мрачный храм,

Происходит плохой ритуал посвящения.

Там я жду красивую женщину

В мерцающих красных светильниках.

Под сенью большой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

И в мое лицо он смотрит, освещенный

Это всего лишь образ, всего лишь мечта о Ней.

Свои “земные”, вполне реальные переживания поэт пытался переосмыслить в духе мистической веры. В этот период Блок ищет форму, ритм и мелодию стиха. Мир представляется ему как бы увиденным через волшебное зеркало. Реальные события и места затуманены магической дымкой поэтического воображения.

Она искусственно уходит от реальности в красоту фантазий.

Мы с тобой встретились на закате,

Вы переплыли на веслах через залив.

Мне нравится твоё белое платье,

Мечта, которая не любима.

Проходили странные, тихие встречи.

Перед – на песчаном берегу

Была зажжена вечерняя свеча.

Кто-то думал о прекрасном бледном цвете.

Мистическая аура окутывает все здесь, на земле. Постепенно земной образ превращается в романтический миф. Поэты стремятся достичь в своем творчестве гармонии, которой нет на земле, но которая существует в их мечтах и фантазиях.

Со временем настроение поэта заметно меняется от восторженного обожания к сомнениям и крушению надежд.

Стихи Блока передают ощущение напряженного драматизма. Временами его сменяет наполняющий душу лиризм. Поэт находится в поисках своего собственного стиля.

Но что было присуще Блоку с самого начала, так это изящество слога, красота речи и полет воображения.

Читайте также:
Сценические и внесценические персонажи комедии А С Грибоедова «Горе от ума»: сочинение

Новые вопросы в Литература

Из стихотворения Бориса Пастернака “Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе”. Какова главная мысль, тема и проблематика стихотворения. Очень актуально.

Прокомментируйте письменно слова Быкова: “В состоянии абсурда, незавершенных реформ и нереформированных ценностей не может быть ни нравственности, ни семьи. И поэтому странный, сложный, болезненный роман “Подросток” просто великолепен. В конце концов, он был первым, кто выявил эту взаимосвязь”.

Нет причин не делать этого. Нет причин не делать этого. 4. Нет причин не делать этого. Нет причин не делать этого. де Бальзака.

Определите изобразительно-выразительные средства в рассказе Астафьева: 1. “Слезы умиления” – 2. “Осколок луны, которая теперь висела над кладбищем” – 3. Восторг и печаль наполнили мое сердце. Мой взгляд был устремлен на тонкую, движущуюся в полумраке тень скрипки. Я смотрел только на трепетное, плавное движение смычка, на его гибкую, мягко колышущуюся тень. “Тень музыканта, переломившись в талии, метнулась через избу” – 7. “Трава, словно отлитая из металла” – 8. Даже ночью Енисей не спит. “Кузнечик, борясь с осенью” – 10. “Забор, поджаренный огнем”- 11. “Кто-то бросил огрызок луны, и он покатился по полу, как откушенная половинка яблока, бескрылый, сиротливый, остекленевший и заставивший остекленеть все вокруг” – 12. Казалось, рассвет был закрыт, как светящееся окно со ставнями – 13. “На поляне у реки Караулки раз-другой мигнула и стала светить большая звезда”. – 14. “Таинственные цветы папоротника” – 15. Музыка спросила “Что оно мне сказало? “- 16. На скрипке не было крика, только выдох боли.

Какие действия и слова показывают эти черты в ней? Как мальчик реагирует на них, как это влияет на него? Дайте подробные ответы на эти вопросы… Осы. НЕ СЛУШАЙТЕ

Похожие работы

. его охлаждается теософской рефлексией и неотделим от планов философской системы. С Блоком дело обстоит иначе: в свое благоговение перед вечной женственностью он привносит юношескую страсть, дерзость влюбленного. “Поэма о прекрасной даме” полна такого напряжения, такого мучительного ожидания, что боишься за автора. Это не любовь, а “святое безумие”, почти самобичевание.

. только герой лирического цикла, “рыцарь” Прекрасной Дамы, но и главное лицо сценического “действа”. В стихотворениях цикла таинственное исследование Блоком мира и вселенной распадается на множество маленьких сцен и действий, которые, по его словам, вместе образуют одно большое повествование. Центральный образ цикла, образ Прекрасной Дамы, внутренне динамичен. Он в своем .

Читайте также:
Последнее объяснение Печорина и Мери. (Анализ эпизода из романа М.Ю.Лермонтова Герой на-шего времени.): сочинение

. между 1903 и 1906 годами, в отличие от более поздних фаз развития Блока, отказ от “декаданса” часто означает попытку вернуться к утопии мировосстанавливающей красоты. Те же противоречия мы находим и в творчестве Блока: серия Блока “Распутия”, коллекция. “Нечаянная радость” систематически дистанцируется от веры в “Прекрасную Даму”, которая “ушла без возврата”. Но его прошлые пути – это демонические “перекрестки”, и .

. мир, который сковывает всех. Некоторые восстают против него и погибают. Ужасный мир проник в самое сильное и чистое чувство человека – любовь. Вот почему слова любви Блока так пессимистичны, они обвиняют этот мир: “Ужасный мир! Он слишком мал для сердца. Мрачный рокот цыганских песен, торопливый полет воздушных змеев. Блох не мог отдаться этим чувствам. Любовь к

Поможем написать учебную работу

Если вы испытываете трудности с курсовой работой, контрольной, диссертацией, рефератом, отчетом о прохождении практики, исследовательской работой или другим заданием, мы готовы помочь вам.

Одинокий, к тебе прихожу,
Околдован огнями любви.
Ты гадаешь –
Меня не зови, –
Я и сам уж давно ворожу.
А.А. Блок
Александр Александрович Блок один из изысканнейших поэтов русской классической литературы. Увлекшись в юности философией Владимира Соловьева о “двоемирии”, поэт на время становится мистиком, чувствует в окружающем мире предвестников конца света. А наступающую революцию Блок ощущает как развертывающийся хаос. Спасение же видит в божественном начале “Мировой души” или “Вечной женственности”.
В этот период появляется таинственный и волшебный цикл “Стихов о Прекрасной Даме”. В лирической героине цикла слились черты загадочной незнакомки и конкретной женщины, Любови Дмитриевны Менделеевой, в которую Блок был страстно влюблен, ставшей впоследствии его женой.
Предчувствую Тебя.
Года проходят мимо –
Все в облике одном – предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
И молча жду, – тоскуя и любя.
Но Блок не был бы великим поэтом, если бы отразил в лирике лишь свои личные переживания. Он сумел услышать грядущие большие перемены, прочувствовать всем сердцем испытания, выпавшие на его долю и судьбу страны, и вылить их в прекрасные стихи.
Это было необычное, судьбоносное время. И поэзия получилась под стать времени.
Разгораются тайные знаки
На глухой, непробудной стене.
Золотые и красные маки
Надо мной тяготеют во сне.
Укрываюсь в ночные пещеры
И не помню суровых чудес.
На заре – голубые химеры
Смотрят в зеркале ярких небес.
“Неземные” черты “Прекрасной Дамы” органично и легко сливаются в запоминающийся и узнаваемый образ музы Блока. Он преклоняется перед “вечной женственностью” и красотой своей избранницы. Она принимает облик то горячо любимой матери, то возлюбленной, то Родины.
Я искал голубую дорогу
И кричал, оглушенный людьми.
Подходя к золотому порогу,
Затихал пред Твоими дверьми.
Проходила Ты в дальние залы,
Величава, тиха и строга.
Я носил за Тобой покрывало
И смотрел на Твои жемчуга.
Поэт стремится слить воедино три этих образа, чтобы получился идеальный, достойный поклонения, и одновременно боится приземлить, упростить черты своего кумира. Блок одновременно ожидает и боится любви, уходит в мистицизм и символику.
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный.
Только образ, лишь сон о Ней.
Это время становления поэта, Блок в поиске формы, ритма, мелодики стиха. Реальный мир часто представляется ему как бы сквозь призму волшебного зеркала. Вполне реальные события и места действия заволакиваются волшебной дымкой фантазии поэта. Он искусственно уходит от реальности, в красивость фантазии.
Мы встречались с тобой на закате,
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.
Были странны безмолвные встречи.
Впереди – на песчаной косе
Загорались вечерние свечи.
Кто-то думал о бледной красе.
Таким образом, вполне земной образ преображается в романтико-символический миф. Поэт стремится к некой гармонии, какой нет на земле, но существует в его мечтах и фантазиях. На протяжении времени заметно меняется настроение поэта от восторженного поклонения к сомнениям и крушению надежд. Напряженный драматизм присущ ряду стихотворений Блока. Временами он сменяется заполняющим душу лиризмом. Поэт находится в поиске своего стиля. Но что присуще было Блоку изначально, так это изысканность слога, красота речи и полет фантазии.
Я к людям не выйду навстречу,
Испугаюсь хулы, и похвал.
Перед Тобой Одною отвечу,
За то, что всю жизнь молчал.
Молчаливые мне понятны,
И люблю обращенных в слух:
За словами – сквозь гул невнятный
Просыпается светлый Дух.
Я пойду на праздник молчанья,
Моего не заметят лица.
Но во мне – потаенное знанье
О любви к Тебе без конца.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: